Подводная лодка к 19 схема

К-19 (русский : К-19 ). первая подводная лодка проекта 658 (российский : проект-658, лит: Проект-658) класса (по классификации НАТО Гостиница-класса подводная лодка ), первое поколение советских атомных подводных лодок, оснащенных ядерными баллистическими ракетами, в частности R-13 БРПЛ. Лодка была поспешно построена Советами в ответ на Соединенные Штаты разработки атомных подводных лодок в рамках гонки вооружений. До его спуска на воду в результате аварий и пожаров погибли 10 гражданских рабочих и один моряк. После ввода в эксплуатацию на нем было множество поломок и аварий, некоторые из которых угрожали потопить подводную лодку.

Во время своего первого рейса 4 июля 1961 года он полностью потерял теплоноситель в своем реакторе. Резервная система, включенная в проект, не была установлена, поэтому капитан приказал членам инженерной бригады найти решение, чтобы избежать ядерного расплавления.

Жертвуя собственными жизнями, инженерная бригада оборудовала вторичную систему теплоносителя и спасла реактор от расплавления. Двадцать два члена экипажа погибли в течение следующих двух лет. На подводной лодке произошло еще несколько аварий, в том числе два пожара и столкновение. Серия аварий вдохновила членов экипажа на прозвище подводной лодки «Хиросима».

Подводная лодка К-19 Неголливудская история .

История вопроса

В конце 1950-х годов лидеры Советского Союза были полны решимости догнать США и начали создавать атомный подводный флот. Лодка прошла серийное производство и срочно прошла испытания. Он отличался плохой обработкой и с самого начала был подвержен авариям. Многие советские военно-морские офицеры считали эти корабли непригодными для боя. Экипаж первых атомных подводных лодок советского флота был обеспечен продуктами очень высокого качества, включая копченую рыбу, колбасы, прекрасный шоколад и сыры, в отличие от стандартной платы за проезд, предоставляемой экипажам других военно-морских судов.

Погибшие при строительстве

К-19 был заказан ВМФ 16 октября 1957 г. Ее киль был заложен 17 октября 1958 г. Морская верфь в Северодвинске. Несколько рабочих погибли, строив подводную лодку: двое рабочих погибли в результате пожара, а позже шесть женщин, приклеивающих резиновую прокладку к цистерне с водой, были убиты испарениями. Во время загрузки ракет электрик был насмерть раздавлен крышкой ракетной трубы, а инженер упал между двумя отсеками и погиб.

Заработал неудачную репутацию

Корабль был спущен на воду и крещен 8 апреля 1959 года. В нарушение традиции, мужчина (капитан 3 ранга В. В. Панов 5-го отряда неотложной помощи) вместо женщины был выбран для того, чтобы разбить церемониальную бутылку шампанского о корму корабля. Бутылка не сломалась, вместо этого она соскользнула по винтам и отскочила от покрытого резиной корпуса. Это традиционно считается среди морских экипажей признаком того, что судну не повезло. Капитан 1 ранга Николай Владимирович Затеев был первым командиром подводной лодки. Василий Архипов был старшим командиром новой подводной лодки с баллистическими ракетами класса «Отель» К-19

Самая аварийная подлодка СССР. История К-19

Ранние проблемы

В январе 1960 года замешательство среди экипажа во время смены вахты привело к неправильной работе реактора, и стержень управления реактором был погнут. Повреждение потребовало демонтажа реактора для ремонта. Дежурные офицеры были сняты, а капитан Панов понижен в должности.

Подводный знак впервые был поднят 12 июля 1960 года. Он проходил ходовые испытания с 13 по 17 июля 1960 года и повторно с 12 августа по 8 ноября. 1960, проехав 17 347 километров (10 779 миль). Корабль был признан завершенным 12 ноября 1960 года. После всплытия после запуска на полной мощности экипаж обнаружил, что большая часть резинового покрытия корпуса отслоилась, и всю поверхность лодки пришлось покрыть заново.

Во время пробного погружения на максимальную глубину 300 м (980 футов) было сообщено о затоплении реакторного отсека, и капитан Затеев приказал подлодке немедленно всплыть, и она перевернулась на левый борт из-за воду, которую он взял. Позже выяснилось, что во время строительства рабочим не удалось заменить прокладку . В октябре 1960 года бригада камбуза выбрасывала древесину из ящиков с оборудованием через систему отходов камбуза, забивая ее. Это привело к затоплению девятого отсека, который заполнился водой на треть. В декабре 1960 года потеря теплоносителя была вызвана отказом насоса главного контура. Вызванным из Северодвинска специалистам удалось отремонтировать ее в море в течение недели.

Лодка была сдана в эксплуатацию 30 апреля 1961 года. Всего на борту подводной лодки находилось 139 человек, включая ракетчиков, реактор. офицеры, торпедоносцы, врачи, повара, стюарды и несколько офицеров-наблюдателей, не входивших в стандартный экипаж.

Ядерная авария

4 июля 1961 года под командованием капитана первого ранга Николая Владимировича Затеева К-19 проводил учения в Северной Атлантике у юго-восточного побережья Гренландии. В 04:15 по местному времени давление в системе охлаждения правого борта ядерного реактора упало до нуля.

Бригада реакторного отделения обнаружила серьезную утечку в системе теплоносителя реактора, что привело к отказу насосов теплоносителя. Катер не смог связаться с Москвой и запросить помощь, потому что в результате отдельной аварии была повреждена дальнобойная радиосистема. Управляющие стержни были автоматически вставлены аварийной системой SCRAM, но температура в реакторе неконтролируемо повысилась. Тепло распада продуктов деления, образующихся при нормальной работе, в конечном итоге нагревает реактор до 800 ° C (1470 ° F).

Приняв кардинальное решение, Затеев приказал инженерной части изготовить новую систему теплоносителя, отрезав воздушный клапан и приварив к нему водопроводную трубу. Это потребовало от мужчин работы в высокой радиации в течение длительного времени. Система охлаждающей воды , смонтированная жюри, успешно снизила температуру в реакторе.

В результате аварии был выпущен радиоактивный пар, содержащий продукты деления, которые попали в вентиляционную систему корабля и распространились по другим отсекам реактора. корабль. Облучению подвергся весь экипаж, большая часть корабля и несколько баллистических ракет на борту. Все семь членов инженерной бригады и офицер их подразделения умерли от радиационного облучения в течение следующего месяца. В течение следующих двух лет погибли еще пятнадцать моряков.

Вместо того, чтобы продолжить запланированный маршрут миссии, капитан решил отправиться на юг, чтобы встретить дизельные подводные лодки, которые, как ожидается, будут там. Опасения по поводу возможного бунта экипажа мятежа побудили Затеева выбросить за борт все стрелковое оружие, за исключением пяти пистолетов, переданных его самым доверенным офицерам. Дизельная подводная лодка подхватила маломощные передачи сигналов бедствия К-19 и присоединилась к ним.

Американские военные корабли поблизости также услышали передачу и предложили помощь, но Затеев, боясь выдать советские военные секреты Западу, отказался и отплыл навстречу С-270. Он эвакуировал команду и отбуксировал лодку на базу.

В течение следующих двух лет ремонтные бригады сняли и заменили поврежденные реакторы. В процессе ремонта была загрязнена близлежащая среда в зоне в пределах 700 м (2300 футов) и ремонтная бригада. Советский ВМФ сбросил исходный радиоактивный отсек в Карское море. К-19 вернулся во флот под прозвищем «Хиросима «.

Читайте также:  Срок эксплуатации лодки ПВХ

Согласно официальному объяснению правительства о катастрофе, ремонтные бригады обнаружили, что катастрофа была вызвана неисправностью сварочного инцидента во время первоначального строительства. Они обнаружили, что во время монтажа трубопровода системы первичного охлаждения сварщик не смог покрыть открытые поверхности труб асбестовыми тряпками (необходимыми для защиты трубопроводных систем от случайного воздействия сварочных искр) из-за тесноты рабочего пространства. A Падение сварочного электрода упало на незащищенную поверхность, образовав невидимую трещину. Эта трещина подверглась длительному и интенсивному давлению (более 200 атмосфер), что нарушило целостность трубы и в конечном итоге привело к ее разрушению.

Другие оспаривали этот вывод. Контр-адмирал в отставке Николай Мормул утверждал, что, когда реактор был впервые запущен на берегу, строительная бригада не прикрепила манометр к системе первичного охлаждения c ircuit. Прежде чем кто-либо понял, что существует проблема, охлаждающие трубы подверглись давлению в 400 атмосфер, что вдвое превышает допустимый предел.

1 февраля 2006 г. бывший Президент Советского Союза Михаил Горбачев в письме в Норвежский Нобелевский комитет предложил экипажу К-19 будет номинирован на Нобелевскую премию мира за свои действия 4 июля 1961 года.

Умершие члены экипажа

Несколько членов экипажа получили смертельные дозы радиации во время ремонта на система резервного теплоносителя реактора №8. Восемь умерли через одну-три недели после аварии от тяжелой лучевой болезни. Человек, получивший дозу от 4 до 5 Зв (около 400-500 бэр ) за короткий период, имеет 50% шанс умереть в течение 30 дней.

ИмяЗваниеДоза облученияДата смерти
Борис Корчилов Лейтенант 54 Зв (Зиверт) = 5400 rem 10 июля 1961 года
Борис Рыжиков Главный Старшина 8,6 Св 25 июля 1961 года
Юрий Ордочкин Старшина, 1 класс 11 Св 10 июля 1961 года
Евгений Кашенков Старшина 2 класс 10 Зв 10 июля 1961 г.
Семен Пеньков Матрос 10 Св 18 июля 1961 г.
Николай Савкин Матрос 11 Св 13 июля 1961 года
Валерий Харитонов Матрос 11 Св 15 июля 1961 года
Юрий Повстьев капитан-лейтенант,. Командир дивизии движения 7,5 Зв 22 июля 1961 г.

Четырнадцать других членов экипажа погибли в течение двух лет. Многие другие члены экипажа также получили дозы облучения, превышающие допустимые уровни. В следующем году они прошли курс лечения. Многие другие испытали боли в груди, онемение, рак и почечную недостаточность.

Их лечение было разработано профессором З. Волынским и включало трансплантацию костного мозга и переливание крови. Он спас, в частности, обер-лейтенанта Михаила Красичкова и капитана 3-го ранга Владимира Енина, получивших дозы радиации, которые в остальном считались смертельными. По причинам секретности официальный диагноз был не «лучевая болезнь», а «астено-вегетативный синдром», психическое расстройство.

Члены экипажа награждены

6 августа 1961 г. 26 членов экипажа за отвагу и доблесть, проявленные во время аварии, награждены награды.

Более поздняя история эксплуатации

14 декабря 1961 года лодка была полностью модернизирована до варианта Hotel II (658м), который включал модернизацию до R-21. ракеты, которые имели вдвое большую дальность действия, чем предыдущие ракеты.

Столкновение

В 07:13 15 ноября 1969 г. К-19 столкнулась с ударной подводной лодкой USS Gato в Баренцевом море на глубина 60 м (200 футов). Он смог всплыть из-за аварийного удара главного балласта. Удар полностью разрушил носовые гидролокаторы и повредил крышки носовых торпедных аппаратов. К-19 смог вернуться в порт, где его отремонтировали и вернули флоту. Гато не пострадала и продолжила патрулирование.

Пожары

24 февраля 1972 г. возник пожар, когда подводная лодка находилась на глубине 120 м (390 футов), примерно 1300 км ( 700 миль; 810 миль) из Ньюфаундленда, Канада. Лодка всплыла, и экипаж был эвакуирован на надводные корабли, за исключением 12 человек, застрявших в кормовом торпедном отсеке. Буксировка была задержана из-за шторма , и спасатели не смогли добраться до кормового торпедного отделения из-за условий в машинном отделении. В результате пожара погибли 28 моряков на борту К-19 и двое других, которые погибли после перевода на спасательные корабли. Следователи установили, что пожар был вызван утечкой гидравлической жидкости на горячий фильтр.

Спасательная операция длилась более 40 дней, в ней участвовало более 30 судов. С 15 июня по 5 ноября 1972 года К-19 был отремонтирован и снова принят на вооружение.

15 ноября 1972 г. в отсеке № 6 возник еще один пожар, но он был потушен системой химического пожаротушения, и пострадавших не было.

Реклассификация

25 июля 1977 года К-19 была реклассифицирована в класс больших подводных лодок, а 26 июля 1979 года она была реклассифицирована как подводная лодка связи и получила обозначение КС-19 ( КС-19). 15 августа 1982 года в результате короткого замыкания два моряка получили тяжелые ожоги; один, В. А. Кравчук, скончался через пять дней.

28 ноября 1985 года корабль был модернизирован до варианта 658с (658с).

Вывод из эксплуатации

19 апреля 1990 года подводная лодка была выведена из эксплуатации и в 1994 году переведена на военно-ремонтный завод в Полярный. В марте 2002 г. он был отбуксирован в Снежногорск, Мурманск на утилизацию .

. В 2006 г. участок К-19 был приобретен Владимир Романов, который когда-то служил на подводной лодке в качестве призывника, с намерением «превратить ее в московское место встреч, чтобы наладить связи между ветеранами подводных лодок из России и других стран». Пока планы остаются в силе, и многие выжившие К-19 возражали против них.

Театр и кино

В 1969 году писатель Василий Аксёнов написал пьесу о ядерном инциденте.

Фильм K-19: Роковая вдова (2002), в главных ролях Харрисон Форд и Лиам Нисон, основан на истории Первая катастрофа К-19. Однако настоящие участники этих событий написали создателям фильма открытое письмо с просьбой не демонстрировать фальшивую трусость и фальшивый бунт, которые были частью сюжета. Его не слышали продюсеры.

В марте 2002 года производственная компания попыталась получить доступ к лодке как к комплекту для ее производства, но ВМФ России отказался. Прозвище «Роковая вдова», использованное в фильме, было вымышленным. Подводная лодка не получила прозвища до ядерной аварии 4 июля 1961 года, когда ее назвали «Хиросима».

См. Также

  • Авария на ядерном объекте в губе Андреева
  • Советская подводная лодка К-431, Ядерная авария в бухте Чажма
  • Катастрофа подводной лодки «Курск»

Ссылки

Внешние ссылки

  • Братков, Виталий (26 июля 2002 г.). «К-19, прототип голливудского триллера, будет разрезан». Правда.

Источник: alphapedia.ru

Подводная лодка К-19: история, судьба, фото

Знаменитая советская подводная лодка К-19, история которой является одной из самых знаковых в отечественном флоте, известна благодаря своей несчастливой судьбе. На ней в разные годы происходило множество происшествий, отнимавших жизни моряков.

Известность К-19

Чем больше всего известна подводная лодка К-19? История этого судна современному массовому обывателю запомнилась благодаря художественному фильму 2002 года с Харрисоном Фордом в главной роли. Эта картина под одноименным названием «К-19» обошла большинство мировых кинотеатров и напомнила о том, как близок был мир к ядерной катастрофе. Тем не менее фильм, в силу своего формата, показал далеко не все, что происходило на судне.

Читайте также:  Тент на лодку казанка м своими руками

Подводная лодка К-19, история которой не поместилась бы и в несколько голливудских боевиков, началась в 1958 году. Тогда советское правительство решило, что пора создать первый на флоте атомный ракетоносец. Он смог бы стать важным аргументом в обострившемся споре с США. Большая часть службы подводной лодки пришлась как раз на время холодной войны. Из-за того, что К-19 чуть не стала причиной утечки радиации, ее неофициально называли «Хиросимой».

подводная лодка к 19 история

Проект АПЛ

Когда подводная лодка К-19 существовала еще только на бумаге, советским конструкторам стало ясно, что этот их проект станет этапом очередной гонки с США. В том же 1958 году американские власти создали секретное бюро, которое разрабатывало аналогичное судно «Джордж Вашингтон».

Советских инженеров торопили не меньше. 17 октября 1958 года начались работы по созданию первой атомной подлодки в СССР. Судостроители и конструкторы работали над проектом круглыми сутками без перерыва. Процесс был непрерывным. Работали три смены, которые выкладывались по 24 часа 7 дней в неделю. В одном таком «потоке» могло быть задействовано по три тысячи человек.

Чересчур поспешный ход подготовки судна дал знать о себе очень быстро. Во время покраски трюмов на верфи произошел пожар. Погибли двое рабочих.

подводная лодка к 19

Неудачи при создании

Несчастливая подводная лодка К-19, история которой буквально кишит разными инцидентами, столкнулась с неприятностями снова во время первого запуска реактора. Технологическая ошибка привела к тому, что давление внутри камеры превысило нормы безопасности в два раза. Только по счастливой случайности никто не получил смертельной дозы облучения.

Кроме того, конструкторы допустили небольшой крен судна в один градус. Этот дефект привел к тому, что когда подводная лодка К-19 погрузилась в воду, она чуть не перевернулась. Ее пришлось поднимать в аварийном режиме в течение считаных секунд. Во время проведения этой операции атомный ракетоносец чуть не протаранил соседние суда, которые участвовали в испытаниях.

Политическая важность

Уже позже специалисты спорили между собой о том, стоило ли так торопиться с созданием подводной лодки. Профессиональные аргументы в данном случае оказывались на втором плане. Решающее слово было за политиками. В коммунистическом руководстве хотели как можно быстрее получить К-19, чтобы иметь аргумент в своем споре с США.

Возможные эксплуатационные ошибки в Москве мало кого интересовали. Там надеялись на то, что дефекты можно будет исправить уже по ходу использования подводной лодки.

Некоторые конструкторы и военные специалисты оправдывали эту точку зрения с профессионального ракурса. Когда речь идет о судах нового поколения (каким была советская подводная лодка К-19), то невозможно на бумаге предугадать всех вероятных осложнений. Ошибки в данном случае приходится исправлять уже по факту их наличия.

к 19 история подводной лодки

Первый инцидент в море

К-19 была спущена на воду 11 октября 1959 года. За несколько месяцев до этого американская армия получила в свое распоряжение аналогичный «Джордж Вашингтон». Однако в начале эксплуатации американская подводная лодка была лучше советской. Она имела более высокий радиус поражения, на ней помещалось больше атомных ракет. Снаряды на «Джордже Вашингтоне» по своей мощности в несколько раз превышали показатели бомб, сброшенных на Хиросиму в 1945-м.

12 апреля 1961-го, в тот день, когда Юрий Гагарин триумфально побывал в космосе, в Баренцевом море чуть не стряслась трагедия, от которой мог пострадать весь мир. К-19 проплыла совсем рядом с субмариной «Наутилус», принадлежавшей США и проводившей разведку у советских берегов. Столкновения удалось избежать в последний момент. Однако из-за резкого маневра подводная лодка столкнулась с дном. Судно только по счастливому стечению обстоятельств не пострадало.

Поломка в реакторе

Летом того же 1961 года на К-19 случилась трагедия, о которой стало известно много лет спустя, после рассекречивания документов. Тогда подводная лодка участвовала в морских учениях в Арктике. Сломался реактор, из-за чего некоторые отсеки оказались в зоне радиации. Экипажу пришлось, не имея специальных средств и инструментов, избавляться от дефекта.

Судно удалось спасти от гибели, но некоторые моряки поплатились собственными жизнями. Они попали под облучение и скончались в ужасных мучениях.

Последствия аварии при плохом стечении обстоятельств были бы ужасающими. Могло произойти заражение всего Мирового океана. А причиной тому была бы всего лишь одна подлодка К-19. История о том происшествии на учениях оказалась засекреченной. Погибшие получили государственные награды.

к 19 история подводной лодки фото

Возвращение подводной лодки в строй

После трагедии 1961 года в советском военном ведомстве решили потопить К-19. История подводной лодки за столь короткий срок уже была полна всевозможными несчастьями, а ее корпус был поражен радиацией. Однако в этот критический момент свое слово сказал экипаж. Моряки сами вызвались дезактивировать аварийный реактивный отсек и извлечь опасные боеголовки.

Люди работали в невыносимых условиях. Многие позже скончались точно так же, как их товарищи во время инцидента в Арктике. Высшие чины смотрели на ситуацию сквозь пальцы. Военные хотели спасти стратегически важное судно любой ценой, не считаясь с жертвами.

Когда К-19, наконец, была отмыта, ее повели в родной порт. Однако по дороге вновь случилось непредвиденное. Недалеко от Северодвинска лодка оказалась на мели. На застрявшем судне закончилась энергия и сели генераторы. У экипажа было на исходе продовольствие. Флоту пришлось провести еще одну спасательную операцию.

После тех события старый ракетный отсек был затоплен около Новой Земли. Подводная лодка К-19 (ее размеры, в основном) подверглась изменениям и модернизации. Только после 1961 года она смогла вести огонь из подводного положения благодаря увеличению радиуса стрельбы.

Столкновение с Gato

Некоторое время судьба подводной лодки К-19 не вызывала беспокойства. В 1967 году она была признана лучшим кораблем на службе у Северного флота. Командованию и морякам казалось, что несчастья, связанные с К-19, остались позади. Однако это было не так.

15 ноября 1969 года, на учебном задании в Баренцевом море, советская подводная лодка столкнулась с американской «сестрой». Gato проводила разведку около побережья СССР. Столкновение было случайным, но американцы решили, что русские намеренно пошли на таран. Тогда командир отсека с торпедами на Gato отдал приказ открыть огонь по противнику. У американцев также была ядерная боеголовка.

Смертельный бой мог стать причиной Третьей мировой войны. Однако капитан всего судна не решился атаковать соседку и приказал развернуться назад. Катастрофы удалось избежать.

подлодка к 19 история

Пожар в 1972-м

24 февраля 1972 года экипаж судна заметил задымление в девятом отсеке. Вскоре начался пожар. Моряки из других частей судна слышали приглушенные крики и кашель. Гибель подводной лодки К-19 была близка как никогда. По правилам, моряки не могли открыть охваченный огнем отсек, чтобы избежать пожара на всем судне.

Читайте также:  Лодочный мотор 200 л с вес

Загерметизированная часть К-19 превратилась в топку, в которой выжить не представлялось возможным. Несмотря на предупредительные меры экипажа, огонь все-таки начал распространяться по всей подводной лодке.

Тогда капитан Кулибаба отдал приказ о всплытии. Это было тяжелое решение. Теперь американцы могли заметить К-19. История подводной лодки, фото, основные характеристики – все это было в Вашингтоне. Однако даже там не могли предположить, что несчастливое судно опять попадет в беду, так и не вступив в бой.

гибель подводной лодки к 19

Спасение экипажа

О случившемся доложили в Москву. Через несколько часов о пожаре узнали руководители партии. Было принято решение выходить на связь с подводной лодкой только раз в день, чтобы минимизировать шанс перехвата сообщения американцами. Тогда же на выручку К-19 отправились восемь вспомогательных судов.

Ситуация осложнялась тем, что в районе, где находилась подводная лодка, бушевал шторм. Буря три недели не позволяла прибывшим кораблям помочь К-19. Спасатели пытались отбуксировать ее. Однако канаты, необходимые для этой операции, каждый раз рвались.

Тем временем экипаж под водой пытался сделать все, чтобы выжить. Другой его задачей было не допустить распространения огня до ракетного отсека. Если бы это случилось, то произошла бы детонация атомных боеголовок. На третий день в командную рубку поступил звонок с аварийного телефона в одном из закрытых отсеков. Моряки, которые были там заперты, выжили.

На это никто уже не надеялся. Однако теперь было необходимо помочь изолированным людям. Они могли попросту задохнуться. Воздух пустили по трубе, которая первоначально предназначалась для аварийного откачивания воды.

Все моряки старались не тратить свою энергию попусту и не тратить драгоценный кислород. Экипаж был спасен только на 23-е сутки, когда погода, наконец, успокоилась. Погибло 2 спасателя и 28 моряков на подводной лодке. После случившегося на флоте снова разгорелись споры о том, нужно ли списывать К-19. У подводной лодки вновь нашлись могущественные защитники в верхах, которые отстояли АПЛ.

советская подводная лодка к 19

Конец службы

В последующие годы служба К-19 проходила относительно спокойно. Она была выведена из состава флота в 1990 году. В 2003-м было принято решение по утилизации несчастливой подводной лодки. Сохранили лишь рубку, которая до сих пор находится в городе Снежногорске Мурманской области.

За время службы К-19 прошла больше трехсот тысяч морских миль. Судно провело несколько боевых операций и запустило в общей сложности два десятка баллистических ракет. Однако, несмотря на эти выполненные поставленные задачи, К-19 больше всего известна именно благодаря многочисленным происшествиям и инцидентам.

Источник: fb.ru

Подвиг экипажа К-19

AesliB

Уникальная подводная лодка «К-19» вышла в поход 18 июня 1961 года. Командовал походом Николай Затеев. Предполагалось принять участие в боевых учениях в Северной Атлантике.

Длина лодки составляла 127 метров. Лодка была одной из самых скоростных на тот момент –26 узлов (50 км/час). Лодка вооружена баллистическими ракетами с боеголовками и торпедами с ядерным зарядом.

Подвиг экипажа К-19

Подлодка могла не всплывая, находиться в походе два месяца. В задачу входили испытание ракет на Новой Земле. Два атомных реактора размещены на подлодке.

Первый звоночек

Неподалеку от Англии, 4 июля 1961 года, командир получил первый рапорт: быстро снижалось давление охлаждающей жидкости в реакторе. Электромеханики предприняли меры, но…

Разгерметизация. По всей видимости, скоро начнет нарастать температура, а далее реактор взорвется. Погибнут все. Европа, ее население, тоже погибнет.

Срочное совещание офицеров и специалистов.

Рассматривали несколько вариантов. Но решили провести новый трубопровод. И закачать из резервных цистерн бидистиллят в реактор.

Мужики не учитывали — корабль строили в спешке. Как всегда, хотели кого-то обогнать. Торопились все. Тогда во всем мире шли испытания ядерных зарядов.

Активно создавалось новое оружие. «Наутилус» американцев бродил по океаны на боевом дежурстве. Гонка вооружений требовала срочно ввести в строй адекватный корабль.

Военные пытались требовать дублер установки системы охлаждения, да куда там. Давили так, что кости у конструкторов хрустели.

В страшный момент нестандартной ситуации не оказалось даже запасных труб. Пришлось срезать трубы с торпеды. Полно в России Кулибиных.

Добровольцы

Теперь нужны люди, добровольцы, кто сможет пройти по пути самопожертвования. Да. Все понимали, чем это грозит организму. Не просто работать с аварийным атомным реактором. Там уровень радиации зашкаливал.

Да его просто не смогли даже определить.

Моряки – это отдельная каста служения Родине. Все ребята шагнули вперед. Взяли электросварщиков, тех, кто ориентировался в атомном отсеке и был знаком с оборудованием реактора.

Создали три бригады. Руководил первой бригадой лейтенант Борис Корчилов, второй – капитан-лейтенант Юрий Повстатьев, третей – главный старшина Борис Рыжиков. Группы работали, сменяя друг друга в отсеке реактора. Условия … Это был радиоактивный АД.

Вспыхивал от электросварки ионизированный водород. Покрывались испариной противогазы. Морякам нечем дышать. Сорвав маску, они подвергали себя сильнейшей опасности. Воздухом называть радиоактивный газ язык не поворачивается.

Как и бывает с радиацией, моряки не сразу поняли, что смерть уже пришла за ними. Но, выходя из отсека, сплевывали желтую слюну. Лицо быстро распухло, волосы покрылись сукровицей. Матросов скрючивало, они падали без сознания.

Командир подлодки в приказном порядке заставлял всех выпивать стакан спирта. Других средств спасения на корабле нет, а спирт слегка замедляет распадение живых тканей.

Военврач, майор Косач, пытаясь смягчить боль моряков, сам сильно облучился. Ребята стали носителями мощнейшей радиации. Страшный час борьбы с реактором никогда не забудется.

Второй звоночек

Подлодка взяла курс на встречу с другими подлодками ВМФ СССР. Все были на пределе. Иван Кулаков, старшина, сообщил об обнаруженном протекании в только что установленном нештатном трубопроводе. Владимир Енин (помощник) и Леонид Березов (старшина) рванулись туда.

Крышка атомного реактора сияла фиолетовым светом. Такие отблески дает графит и водород тогда, когда радиация рвется наружу. Парни знали, что это их смертный час. Причем, умирать они будут в муках. Но они были моряками.

Эпилог

Европа спасена. Академик Александров, проводивший проверку ситуации на «К-19», встал на защиту экипажа. Как всегда, нашлись те, кто пожелал свалить вину на моряков. Более того, комиссия признала действия экипажа грамотными и геройскими.

Подвиг экипажа К-19

Сорок девять моряков указом Правительства награждены орденами и медалями. Но последствия ужасающие! Медики не смогли справиться с радиацией.

Погибшие моряки

  1. Лейтенант Борис Корчилов
  2. Капитан-лейтенант Юрий Повстатьев
  3. Главный старшина Борис Рыжиков
  4. Старшина второй статьи Евгений Кашенников
  5. Матрос Семен Паньков
  6. Матрос Владимир Первушин
  7. Матрос Николай Савкин
  8. Матрос Валерий Харитонов
  9. Капитан первого ранга Анатолий Козырев
  10. Капитан-лейтенант Николай Вихромеев
  11. Матрос Леонид Березов
  12. Матрос Леонид Дубровин
  13. Матрос Николай Клинков

Источник: aeslib.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...