Почти 46 лет назад экипаж подводной лодки К-19 спас мир от третьей мировой войны. В 1955 году СССР вступил в стратегическую гонку за подводные глубины. К этому моменту в США уже была построена первая атомная подводная лодка «Наутилус». Летом 1958 года она совершила свой первый трансарктический поход через Северный полюс и начала регулярное подводное патрулирование в Арктике. Этот факт заставил руководство СССР и Военно-Морского Флота закрыть глаза на все существующие проблемы в деле создания современных атомных подводных лодок.
подводная лодка стратегического назначения К-19 представляла собой трехпалубный корабль длиной 127 метров, водоизмещением шесть тысяч тонн, скоростью хода под водой 26 узлов, автономностью плавания два месяца. На лодке были установлены три баллистические ракеты с боеголовками мощностью 1,4 мегатонны каждая, торпеды с ядерными зарядами. Она имела два ядерных реактора.
Первая советская атомная
Перед промышленностью была поставлена задача строить корабли любой ценой, а выявляемые недостатки их конструкции устранять во время эксплуатации. Так появилась на свет лодка К-19, которая повидала за свою жизнь столько аварий, сколько не набралось бы на целую флотилию. Но самую большую трагедию К-19 пережила 4 июля 1961 года – эта авария могла закончиться третьей мировой войной, если бы не члены экипажа, которые ценой собственных жизней остановили разрушение ядерного реактора и предотвратили взрыв.
Моряки получают смертельную дозу радиации, спасая мир от ЯДЕРНОЙ КАТАСТРОФЫ
Первая советская атомная подводная лодка стратегического назначения К-19 представляла собой трехпалубный корабль длиной 127 метров, водоизмещением шесть тысяч тонн, скоростью хода под водой 26 узлов, автономностью плавания два месяца. На лодке были установлены три баллистические ракеты с боеголовками мощностью 1,4 мегатонны каждая, торпеды с ядерными зарядами. Она имела два ядерных реактора.
К-19 спустили на воду в октябре 1959 года. Первый подводный атомный корабль с баллистическими ракетами на борту был способен сокрушить все живое в радиусе нескольких тысяч километров. Ядерный реактор лодки К-19 позволял совершать самые дерзкие походы в любые точки Земли в скрытном положении, находясь в толще вод Мирового океана.
18 июня 1961 года К-19 вышла в Атлантику на первые боевые учения «Полярный круг» под командованием капитана 2 ранга Николая Затеева. 139 человек на глубине в 200 метров исправно несли службу на своих постах.
4 июля 1961 года в результате разрыва трубки первого контура атомного реактора была нарушена система его охлаждения. Это могло привести к стремительному нарастанию температуры тепловыводящих элементов до 800-900 градусов, расплавлению ядерного горючего и тепловому взрыву реактора, выбросу радиоактивности в атмосферу и Мировой океан.
Полтора часа продолжались аварийные работы, которые велись над самой крышкой реактора. Подводники ликвидировали неисправность и заглушили реактор. Все это ценой собственной жизни: 10 человек погибли, 23 получили большие дозы радиации. В настоящее время из 139 моряков, бывших тогда на борту К-19, в живых остались 56 человек. Командир подлодки Николай Затеев скончался 1998 году.
Подводная лодка в дальнейшем была восстановлена и получила на флоте печальную известность под названием «Хиросима». Несколько раз на борту происходили пожары, аварии на атомных установках. 15 ноября 1969 года К-19 столкнулась в Баренцевом море на траверзе мыса Териберский с американской АПЛ Gato, пытавшейся осуществлять скрытное слежение за советским атомоходом. Оба корабля получили повреждения. 24 февраля 1972 года северо-восточнее Ньюфаундленда на борту
К-19 вспыхнул пожар, унесший жизни 28 человек. Позже подлодка была выведена из строя и сейчас доживает свой век у заполярного причала.
Один фильм, шесть книг и девять жизней
В историю России четвертое июля вошло как день предотвращения еще одной мировой войны, когда в Северной Атлантике потерпела аварию советская субмарина К-19. Пожар в одном из реакторов лодки удалось потушить ценой жизни нескольких подводников. Это сегодня о героях той истории снимают фильмы и выдвигают экипаж на соискание Нобелевской премии мира. А тогда о подвиге моряков не знали даже их жены и матери.
Теперь уже не давит теснота отсеков, не нужно, как раньше, экономить воздух. Но память о том дне не оставит их уже никогда, о тех долгих часах в запертой и облученной лодке, когда в нескольких километрах от натовских баз они предотвратили ядерный взрыв, который мог стать первым взрывом третьей мировой.
«От этого взрыва была бы такая волна, которая бы не только смыла остров Ян-Майен, но и двинулась бы на всю скандинавскую Европу», – говорит Николай Карпюк, командир управления стрельбой АПЛ К-19.
Это был первый автономный поход первого ракетного крейсера страны, тогда просто К-19. «Хиросимой» за многочисленные и громкие аварии субмарину назовут позднее.
Температура в реакторе поднялась мгновенно. Через двадцать минут радиация была уже во всех отсеках лодки. Командир принимает решение – ремонтировать в открытом море. Идти в зараженный отсек должен кто-то из экипажа.
Когда первая группа заходит в шестой реакторный, то там уже настоящее пекло. Защитных костюмов нет, инструментов тоже. Систему охлаждения монтируют голыми руками в бесполезных противогазах. Из аварийного отсека обожженных и опухших от радиации ребят выносят уже на руках. Лодочный врач ничем помочь не может. Аварийная команда получила смертельную дозу – 6000 рентген.
Они медленно умирают. А в это время К-19 все еще дрейфует в Северной Атлантике.
Об их подвиге через много лет Харрисон Форд снимет свою знаменитую ленту «К-19, оставляющая вдов». Скандальная, но единственная пока кинопопытка рассказать о тех 60 часах мужества на субмарине с плавящимся реактором. Но слишком много было в той настоящей, неголливудской истории такого, о чем не расскажешь ни в какой пленке, ни в каких мемуарах.
«Покинуть корабль разрешения нет, хотя командир доложил: пять дней, а потом на базу вернутся светящиеся трупы», – говорит Глеб Богацкий, командир боевой части АПЛ К-19.
Командир лодки Затеев вовсе не пугал. Даже в самом дальнем, первом отсеке уровень радиации к тому времени в 17 000 раз превышал норму. На отчаянные запросы, как спасать облученный экипаж, командиру по рации почти издевательски советуют давать больше фруктов и свежих соков. И это на лодке, где в дефиците даже хлорированная бочковая вода.
«Они там не думали, что совершают какой-то геройский подвиг, спасают мир. Они выполняли свой долг», – объясняет Николай Карпюк.
Позднее, рассматривая представление на награды экипажу, Хрущев мрачно бросит свое знаменитое: «За аварии героев не дают». Им действительно никто и ничего не дал, кроме забвения. Они умирали уже на берегу, поодиночке. Хоронили тайно в свинцовых гробах, не сказав о месте даже родственникам. На осторожный вопрос: «Отчего парень умер?» – ответ сквозь зубы: «Током убило».
30 лет авария была засекречена. Даже те, кто позднее служил на
К-19, не догадывались о страшных тайнах субмарины.
Во всех смыслах пережившие свою «Хиросиму» члены того легендарного экипажа сегодня снова были вместе. Вместе с теми, кто уже никогда не узнает, что спустя почти полвека их все-таки назовут героями.
Источник: ug.ru
24 февраля 1972 года —на первой советской атомной подлодке К-19 произошел катастрофический пожар.
24 февраля 1972 года на первой советской атомной подлодке произошел катастрофический пожар. В истории отечественного подплава подводная лодка К-19 занимает особое место. Прежде всего это первый в нашей истории атомный подводный ракетоносец.
Но, к сожалению, эта подлодка заслужила на флоте неприятное прозвище «Хиросима»: ее буквально преследовали аварии, среди которых были две, обернувшиеся тяжелейшими последствиями. Первая из них произошла 4 июля 1961 года, когда во время первого боевого похода на К-19 произошла авария в системе охлаждения кормового атомного реактора.
Опыт борьбы с такого рода авариями у советского флота был минимальным, и можно лишь восхищаться мужеством подводников, которые в таких условиях сумели сделать все, чтобы избежать атомного взрыва на своем корабле. Но дорогой ценой: в течение двадцати дней после аварии восемь моряков уже на берегу скончались от лучевой болезни. Увы, на этом испытания, выпавшие на долю К-19, не закончились. 24 февраля 1972 года во время очередного боевого похода в предпоследнем, 9-м отсеке лодки произошел пожар. В результате этой катастрофы погибли 28 членов экипажа подлодки, а еще 12 человек остались живы только благодаря собственному мужеству и поддержке товарищей после проведенных 23 дней в замурованном кормовом отсеке.
Подводная лодка К-19 во время очередного выхода в море.
От стапеля до пожара
Строительство первого советского атомного подводного ракетоносца проходило в крайне напряженных условиях. Практически одновременно с СССР такой же корабль строили и США. А значит, тот, кто успевал первым, получал существенное военное и политическое преимущество. Ситуация осложнялась тем, что первенство в строительстве атомных субмарин на тот момент оставалось за США.
Именно там 14 июня 1952 года заложили, а 21 января 1954 года спустили на воду первую в мире подводную лодку с ядерной энергетической установкой – «Наутилус». В СССР первый подводный атомоход – подлодку К-3 «Ленинский комсомол» – построили на четыре года позже.
12 сентября 1952 года появилось постановление о проектировании лодки, 24 сентября 1955 ее заложили на Северодвинском судостроительном заводе №402 (нынешнем «Севмаше»), а спустили на воду лишь 9 августа 1957 года. Поэтому гонка на опережение в строительстве первых атомных подводных ракетоносцев имела особое значение. Работы по созданию К-19 шли в авральном режиме.
По воспоминаниям очевидцев, все причастные к постройке лодки, начиная от конструкторов и заканчивая рядовыми рабочими, трудились в три смены. Но все равно опоздали… Впрочем, это было неудивительно, ведь американская атомная ракетная подлодка «Джордж Вашингтон» была заложена 1 ноября 1957 года, а спущена на воду 9 июня 1959 года. Советскую К-19, чья история отсчитывается с 17 октября 1958 года, спустили на воду 11 октября 1959 года, то есть всего на четыре месяца позже. Правда, при этом и построить первый советский подводный ракетоносец наша промышленность сумела гораздо быстрее американской: за 359 дней против 586!
Подводная лодка К-19 выходит с места базирования, Северный флот. Однако спешка дала о себе знать: доводкой многих систем и механизмов морякам и судостроителям пришлось заниматься уже на спущенной на воду и официально вошедшей в строй лодке.
Не стоит забывать и о том, что этот корабль был первым в своем роде, а значит, неизбежно страдал от множества «детских болезней», как это бывает с любыми головными кораблями. 7 июня 1961 года подводная лодка К-19 вошла в состав Северного флота и была зачислена в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок.
В том же году субмарина начала выходы в море: в июне она отправилась на участие в больших флотских учениях «Полярный круг». Именно по возвращении с этих учений и произошла первая крупная авария на подлодке с выходом из строя реактора и гибелью восьми моряков. После этого лодку дезактивировали, в 1962 году заменили ей реакторный отсек и сами реакторы и снова вернули в строй.
15 ноября 1969 года лодка едва не потерпела новую катастрофу. Во время боевой подготовки К-19 при погружении столкнулась с американской атомной субмариной Gato. Однако все обошлось лишь смятием носовой оконечности легкого корпуса, и наша лодка своим ходом вернулась на базу, хотя и в надводном положении. А два с половиной года спустя случился тот самый пожар в девятом отсеке.
Подводная лодка К-19 во время боевой учебы, Северный флот.
«Задраить люки!»
Чтобы оценить, какое мужество проявили моряки К-19 в тот мрачный день 24 февраля 1972 года, и что им пришлось совершить, чтобы спасти свою лодку и своих товарищей, надо хотя бы коротко описать, в каких условиях произошел пожар. В тот день поздним утром, в начале одиннадцатого, лодка шла экономичным ходом на глубине 120 метров.
Это не было предельной глубиной, на которой она могла идти, но всплытие с такой отметки занимало немало времени. А в 10.23, согласно данным флотского расследования, в 9-м отсеке загорелось масло, попавшее на воздухонагреватель фильтра локального узла очистки воздуха. Эта беда была запрограммирована событиями, случившимися неделей раньше.
17 февраля на трубопроводе судовой гидравлической системы появилась крохотная трещина, из которой и начало сочиться масло. Проблему обнаружили и устранили, но к тому времени масло уже стекло вниз, туда, где находился фильтр вентилятора.
А дальше потянулась цепочка трагических совпадений: протекшее масло не убрали (сделать это оказалось невозможно из-за затрудненного доступа в нижнюю часть отсека), кожух фильтра раскалился из-за долгой работы на идущей в подводном положении лодки, а когда масло загорелось, личный состав отсека не сразу это заметил и не сразу оценил опасность. Когда пламя вырвалось в верхнюю, основную часть отсека, ликвидировать пожар своими силами матросы уже не могли.
И только тогда, в 10.54 на лодке прозвучал сигнал тревоги, по которому межотсечные двери тут же были задраены. Каждый отсек должен был бороться с огнем самостоятельно. Обитателям последнего, 10-го отсека, где буквально лежа на торпедах спали 12 человек, это спасло жизнь. Тем, кто находился в 9-м, это подписало смертный приговор.
Лишь нескольким матросам из него, когда по приказу командира корабля капитана второго ранга Виктора Кулибабы ненадолго отдраили переборку, чтобы восьмой отсек принял живых из девятого, удалось выйти из объятого огнем помещения. Остальных отрезала стена огня.
Общий вид и схема отсеков атомной подводной лодки К-19 (отмечен девятый отсек, в котором 24 февраля 1972 года начался пожар).
Невидимый убийца
Впрочем, и в восьмом отсеке, где располагались вспомогательные механизмы, кубрик и камбуз, тоже было небезопасно: туда по нарушенной системе подачи воздуха высокого давления стал проникать угарный газ и дым. Пришлось организовывать эвакуацию людей и оттуда в соседний седьмой отсек, а на местах остались только командир электротехнического дивизиона капитан третьего ранга Лев Цыганков и несколько его подчиненных.
Они задраили переборочный люк за своими эвакуировавшимися товарищами и вернулись к своим аппаратам и механизмам: без них лодка не могла продолжать всплытие. На то, чтобы остаться в живых, никто из них уже не рассчитывал.
А пожар в девятом отсеке не утихал, продолжая убивать и тех, кто находился поблизости, и тех, кто был в восьмом отсеке, – дымом и угарным газом, и уже добрался до седьмого, турбинного отсека. Здесь люди погибали, не отходя со своих боевых постов, не выпуская из рук штурвалов и рукояток: просто потому, что на минуту снимали изолирующие маски, или от проникающего угарного газа под неплотно прилегающие маски, или просто потому, что иссякали отведенные силы.
Тем временем лодку отделяли от поверхности уже считанные метры воды. Еще несколько мгновений, – и можно открыть рубочный люк и провентилировать отсеки! Но до этого момента угарный газ успел добраться и до шестого отсека, где располагалась главная энергетическая установка корабля – два атомных реактора. И здесь тоже начали погибать моряки, которые не оставляли боевых постов. Например, как только стало понятно, что отсек заполняет невидимая смерть, мичман Александр Новиков начал помогать матросам-срочникам надевать изолирующие маски и успел спасти многих, но не себя…
Операция по оказанию помощи аварийной подлодки К-19 после пожара в девятом отсеке.
Снимок сделан с борта спасательного буксира СБ-38, март 1972 года.
Запертые в торпедном
В 10.56 подлодка К-19 всплыла на поверхность и начала принудительную вентиляцию отсеков, одновременно передав на базу сообщение о ЧП на борту. Но рассчитывать на скорую помощь было трудно: лодка находилась вдали от родных берегов, в районе всплытия бушевал сильный шторм. Оставалось рассчитывать на то, что экипажу хватит сил, чтобы дождаться спасателей.
Лишь через двое суток к лодке подошло первое судно – сухогруз «Ангарлес». Но ни принять на борт моряков, нуждавшихся в эвакуации, ни завести буксирный конец на лодку не удалось: мешал шторм. Нужно было дождаться спасателей, имеющих специальное оборудование, чтобы попробовать взять К-19 на буксир и начать эвакуацию той части экипажа, которая не требовалась для буксировки корабля.
Но на это ушло еще десять суток. Только 8 марта к терпящей бедствие лодке подошли корабли спасательного отряда: крейсер «Александр Невский» и плавбаза «Магомет Гаджиев», а также три буксира (всего в операции по спасению К-19 принимали участие почти три десятка кораблей и судов Северного и Черноморского флотов).
Все это время в кормовом, десятом торпедном отсеке оставались взаперти двенадцать моряков во главе с капитан-лейтенантом Борисом Поляковым. Им грозила смерть от удушья, если бы на третий день вынужденного заключения они не смогли по внутреннему корабельному телефону дать знать о себе своим товарищам в носовых отсеках, а те не сумели бы пустить кислород по трубопроводу, который обеспечивал дифферентовку (выравнивание) лодки.
Куда хуже обстояло дело с водой: ее удалось найти только в почти пустой цистерне с пресной водой, и она, как вспоминали потом спасенные, была отвратительной на вкус. Впрочем, выбирать не приходилось. Еще хуже было с продуктами: рассчитывать можно было только на те «заначки», которые отыскались в матросских рундуках, то есть – на четыре пачки чая, две банки сгущенки и консервированную капусту. Все это делили на крохотные порции и ели в полной темноте. Ведь все батарейки в фонариках истощились еще в первые два дня, а электричества на лодке, которая заглушила реакторы, но не смогла запустить резервные дизели, не было.
Внешний вид десятого, кормового отсека подлодки К-19, в котором 12 моряков вынуждены были провести взаперти 23 дня.
23 дня в темноте
Первых членов экипажа К-19 удалось эвакуировать только 1 марта, на седьмые сутки аварии (1972 год был високосным). Двенадцать моряков по спасательному канату перебрались на борт стоящих рядом кораблей. 3 марта к эвакуации подключился вертолет с большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Дрозд», который присоединился к спасательному отряду.
С его помощью и по канатам, несмотря на бушующий шторм, с К-19 сняли еще 62 человека. На лодке остались только 19 человек аварийной команды во главе с командиром Кулибабой и 12 моряков, запертых в десятом отсеке. Их удалось вывести, точнее, вынести наружу только 18 марта – через 23 дня после пожара!
Очевидцы говорят, что обессилевшим морякам накладывали на глаза повязки, чтобы их, просидевших три недели в темноте, не ослепило мартовское солнце. 2 апреля подводная лодка К-19, пройдя на буксире 2160 морских миль, добралась до Североморска. И только тогда с нее сошел командир – капитан второго ранга Кулибаба.
Позднее, когда закончилось следствие по делу о пожаре, все действия командира экипажа и самих моряков были признаны верными. Командира наградили орденом Боевого Красного Знамени, а руководившего запертыми в десятом отсеке моряками капитан-лейтенанта Бориса Полякова – орденом Красной Звезды. Награды получили и многие другие члены экипажа (как живые, так и погибшие).
Внешний вид К-19, отбуксированной в Североморск после пожара, март 1972 года. После возвращения лодки в родную гавань в течение полутора месяцев ее экипаж, переживший такую колоссальную трагедию, расформировали. А саму К-19 после очередного ремонта, который тянулся с июня по ноябрь 1972 года, вернули в строй. И уже 8 января 1973 года она вышла на свою пятую службу, которую закончила с оценкой «отлично». https://histrf.ru/biblioteka/b/k-19-simvol-muzhiestva-i-stoikosti
Рубрики: | ИСТОРИЯ РСФСР-СССР КАТАСТРОФЫ ФЛОТ |
Источник: www.liveinternet.ru
46 лет со дня трагедии на подлодке К-19
Прошло ровно 46 лет со дня трагедии на первом советском атомном подводном ракетоносце Северного флота К-19. 24 февраля 1972 года в пожаре на подлодке погибло 28 человек.
В состав флота ракетоносец вошел в 07.06.1961. Первый командир — капитан 2 ранга Н. В. Затеев. За время службы на К-19 происходили многочисленные аварии реактора.
В 1969 году ракетоносец столкнулся с американской подлодкой «Gato» и получила повреждения. С 1970 по 1974 года совершила 5 автономных походов на боевую службу общей продолжительностью 269 суток, сообщает энциклопедия «Кольский север».
При возвращении с боевого патрулирования 24 февраля 1972 в Северной Атлантике на глубине 120 м в 9‑м отсеке возник объемный пожар. Погибло 28 человек, 12 моряков были отрезаны огнем в 10‑м отсеке, находясь там в состоянии полной изоляции от внешнего мира с 24 февраля по 18 марта.
После длительного ремонта К‑19 снова вошла в строй. Всего совершила 6 БС, произведено 22 запуска БР «Р-21», выполнено 60 торпедных стрельб. В 1979 была переоборудована в опытный корабль для испытания систем связи и переименована в КС‑19. Выведена из боевого состава ВМФ 19 апреля 1990.
В августе 2003 была поставлена в эллинг судоремонтного завод «Нерпа» для последующей утилизации. Ограждение рубки установлен в 2009 на территории завода. За многочисленные аварии получила на флоте прозвище «Хиросима».
Источник: severpost.ru