Cкачать: журнал «Завод» №7 (декабрь 2022 года)
Cкачать: журнал «Завод» №6 (декабрь 2021 года)
Cкачать: журнал «Завод» №5 (декабрь 2020 года)
Cкачать: журнал «Завод» №4 (декабрь 2019 года)
Скачать: журнал «Завод» №3 (декабрь 2018 года)
Скачать: журнал «Завод» №2 (декабрь 2017 года)
Скачать: журнал «Завод» №1 (декабрь 2016 года)
В 1961 году наш соотечественник Юрий Гагарин впервые в мире побывал в космосе. Спустя 57 лет, мы вспоминаем, как связаны атомное подводное кораблестроение и освоение внеземного пространства.
Имя Сергея Королева широко известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Знаковая фигура в области космического ракетостроения и кораблестроения 20 века, он связал эти две, казалось бы, несовместимые сферы между собой. У Сергея Павловича была особая миссия на Севмаше – он курировал создание на заводе первой в мире подводной лодки с баллистическими ракетами.
Как дешевая подводная лодка может потопить дорогой военный авианосец?
По словам Иннокентия Бахтина, строителя этого корабля, Сергей Королеву запомнился корабелам деловым, умным и настойчивым человеком. Дни и ночи он проводил за работой над первым в мире проектом ПЛ с баллистическими ракетами. На здании цеха, где он трудился, установлена памятная доска.
Связан с подводным флотом и первый космонавт Земли Юрий Гагарин. В декабре 1965 года он вышел в море на атомоходе проекта 675, построенном на Севмаше. После выхода состоялось его выступление перед подводниками флотилии, в ходе которого Юрий Гагарин так описал свои впечатления: «Ваши подводные лодки так похожи на космические корабли, а вы все – герои…». Говорил он и о том, что раньше тоже знал о нелегкой службе подводников, но не представлял всей ее сложности.
Июль 1998 года запомнился подводникам РПКСН «Новомосковск» особым заданием. С борта построенного в 1990-м году на Севмаше атомохода были выведены на низкую околоземную орбиту два немецких коммерческих микро-спутника Tubsat-N. Это был первый в истории освоения космического пространства вывод спутников на околоземную орбиту со стартом ракеты из-под воды.
Подводная лодка располагалась в акватории Баренцева моря. Спутники, разработанные Берлинским техническим университетом, были выведены на орбиту с помощью ракеты-носителя «Штиль». С российской стороны проект поддержали конструкторское бюро имени Макеева, Военно-Морской флот, Министерство экономики РФ, Российское космическое агентство. Этот пуск стал первым в истории российского флота коммерческим космическим стартом.
Космонавт Валерий Рождественский, побывавший на орбите на корабле «Союз-23» в октябре 1976 года, писал: «Что объединяет военных моряков и космонавтов, роднит их профессии? Взять хотя бы самое простое – термины. Полет осуществляется в космическом корабле. У нас есть такие понятия, как «звездоплавание», «космоплавание». При стыковке на орбите – причаливание.
Космическая КАРТОННАЯ БАЗА Челлендж !
Во время этой операции мы тщательно исследуем переходные люки, как, к примеру, при работе водолазов с экипажем подводной лодки. В дальних полетах космонавты, подобно морякам, надолго отрываются от дома, от родной земли. Знают, что такое риск, умеют быть мужественными, владеть собой. Если заставляет обстановка, сами справляются с необходимым ремонтом.
И моряки, и космонавты никогда не унывают, сохраняют бодрость духа в самых трудных ситуациях. Но главное, конечно, — постоянная нацеленность на максимум дела, на выполнение любого сложного задания».
В феврале 2018 года Севмаш посетил Герой России, летчик-космонавт Анатолий Иванишин. Он ознакомился с историей предприятия в заводском музее и, впечатлившись увиденным, признался, что до этого никогда не сталкивался так близко со сферой кораблестроения, но считает Севмаш «грандиозным предприятием, крайне нужным нашей стране».
Пресс-служба АО «ПО «Севмаш»
Источник: sevmash.ru
Противостояние
Более полувека лучшие конструкторские умы всех морских держав решали головоломную задачу: как найти для подводных лодок двигатель, который работал бы и над водой, и под водой, да к тому же не требовал воздуха, как дизель или паровая машина. И такой двигатель, единый для подводно-надводной стихии, был найден. Им стал — ядерный реактор
Никто не знал, как поведет себя ядерный джинн, заключенный в стальную «бутыль» прочного корпуса, сдавленного прессом глубины, но в случае успеха выгода такого решения была слишком велика. И американцы рискнули. В 1955 году, через пятьдесят пять лет после первого погружения первой американской субмарины, на воду был спущен первый в мире корабль с атомным двигателем. Назван он был в честь подводной лодки, придуманной Жюлем Верном — «Наутилус».
Начало советскому атомному флоту было положено в 1952 году, когда разведка доложила Сталину, что американцы приступили к строительству атомной субмарины. И спустя шесть лет советская атомарина «К-3» раздвинула своими бортами сначала Белое море, потом Баренце-во, а затем и Атлантический океан. Ее командиром был капитан 1-го ранга Леонид Осипенко, а создателем — генеральный конструктор Владимир Николаевич Перегудов. Кроме тактического номера у «К-3» было и собственное имя, не столь романтичное, как у американцев, зато в духе времени — «Ленинский комсомол». «По сути, КБ Перегудова, — отмечает историк советского подводного флота контр-адмирал Николай Мормуль, — создало принципиально новый корабль: от внешнего вида до номенклатуры изделий.
Перегудову удалось создать форму атомохода, оптимальную для движения под водой, убрав все, что мешало его полной обтекаемости».
Правда, на вооружении «К-3» были только торпеды, а время требовало таких же дальноходных, долгоходных, но и принципиально иных ракетных крейсеров. А потому в 1960 — 1980 годы главную ставку сделали на подводные ракетоносцы. И не ошиблись. Прежде всего потому, что именно атомарины — кочующие подводные ракетодромы — оказались наименее уязвимыми носителями ядерного оружия.
Тогда как подземные ракетные шахты рано или поздно засекались из космоса с точностью до метра и тут же становились целями первого удара. Сознавая это, сначала американские, а потом и советские ВМС стали раз-мещать ракетные шахты в прочных корпусах подводных лодок.
Атомная шестиракетная субмарина «К-19», спущенная на воду в 1961 году, была первой советской ракетной атомариной. У ее колыбели, точнее стапелей, стояли великие академики: Александров, Ковалев, Спасский, Королев. Лодка поражала и непривычно высокой подводной скоростью, и длительностью пребывания под водой, и комфортабельными условиями для экипажа.
«В НАТО, — отмечает Николай Мормуль, — действовала межгосу-дарственная интеграция: США строили только океанский флот, Великобритания, Бельгия, Нидерланды — противолодочные корабли, остальные специализировались на кораблях для закрытых театров военных действий. На этом этапе кораблестроения мы лидировали по многим тактико-техническим элементам. У нас были введены в строй комплексно автоматизированные скоростные и глубоководные боевые атомные подводные лодки, крупнейшие амфибийные корабли на воздушной подушке. Мы первыми внедрили крупные быстроходные противолодочные корабли на управляемых подводных крыльях, газотурбинную энергетику, крылатые сверхзвуковые ракеты, ракетные и десантные экранопланы. Следует, правда, отметить, что в бюджете Министерства обороны СССР доля ВМФ не превышала 15%, в Соединенных Штатах Америки и Великобритании она была в два-три раза больше».
Тем не менее, по данным офици-ального историографа флота М. Монакова, боевой состав ВМФ СССР к середине 80-х годов «насчитывал 192 атомные подводные лодки (в том числе 60 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения), 183 дизельные подводные лодки, 5 авианесущих крейсеров (в том числе 3 тяжелых типа «Киев»), 38 крейсеров и больших противолодочных кораблей 1-го ранга, 68 больших противолодочных кораблей и эсминцев, 32 сторожевых корабля 2-го ранга, более 1000 кораблей ближней морской зоны и боевых катеров, свыше 1600 боевых и транспортных летательных аппаратов. Применение этих сил осуществлялось для обеспечения стратегического ядерного сдерживания и национально-государственных интересов страны в Мировом океане».
У России еще никогда не было такого огромного и мощного флота.
В мирные годы — у этого времени есть и более точное название: «холодная война» в Мировом океане — подводников и подводных лодок в России погибло больше, чем в русско-японскую, первую мировую, гражданскую, советско-финскую войны, вместе взятые. Это была реальная война с таранами, взрывами, пожарами, с затонувшими кораблями и братскими могилами погибших экипажей. В ее ходе мы потеряли 5 атомных и 6 дизельных подводных лодок. Противостоящие нам ВМС США — 2 атомные субмарины.
Активная фаза противостояния сверхдержав началась в августе 1958-го, когда советские подводные лодки впервые вошли в Средиземное море. Четыре «эски» — субмарины среднего водоизмещения типа «С» (613-го проекта) — отшвартовались по договоренности с албанским правительством в заливе Влёра. Через год их уже стало 12.
Подводные крейсера и истребители кружили в безднах Мирового океана, выслеживая друг друга. Но несмотря на то что ни одна великая держава не имела такого подводного флота, как Советский Союз, — это была неравная война. У нас не было ни одного атомного авианосца и ни одной удобной по географическому положению базы.
На Неве и Северной Двине, в Портсмуте и Гротоне, на Волге и Амуре, в Чарлстоне и Аннаполисе рождались новые субмарины, пополняя Объединенный гранд-флот НАТО и Великую подводную армаду СССР. Все определял азарт погони за новой владычицей морей — Америкой, провозгласившей: «Кто владеет трезубцем Нептуна, тот владеет миром». Машина третьей мировой была запущена на холостых оборотах.
Начало 70-х годов был одним из пиков в океанской «холодной войне». В самом разгаре была агрессия США во Вьетнаме. Подводные лодки Тихоокеанского флота вели боевое слежение за американскими авианосцами, крейсирующими в Южно-Китайском море.
В Индийском же океане находился еще один взрывоопасный регион — Бангладеш, где советские тральщики обезвреживали пакистанские мины, выставленные в ходе индо-пакистанского военного конфликта. Жарко было и в Средиземном море. В октябре вспыхнула очередная арабо-израильская война. Был заминирован Суэцкий канал.
Корабли 5-й оперативной эскадры эскортировали советские, болгарские, восточногерманские сухогрузы и лайнеры по всем правилам военного времени, прикрывая их от террористских налетов, ракет, торпед и мин. У каждого времени своя военная логика. И в логике противостояния мировым морским державам агрессивный ракетно-ядерный флот был для СССР исторической неизбежностью. На протяжении многих лет мы играли с Америкой, отнявшей у Британии титул владычицы морей, в ядерный бейсбол.
Печальный счет в этом матче открыла Америка: 10 апреля 1963 года атомная подводная лодка «Трешер» по невыясненной причине затонула на глубине 2 800 метров в Атлантическом океане. Спустя пять лет трагедия повторилась в 450 милях к юго-западу от Азорских островов: атомная подводная лодка «Скорпион» американских ВМС вместе с 99 моряками навсегда осталась на трехкилометровой глубине.
В 1968 году в Средиземном море затонули по неизвестным причинам французская подводная лодка «Минерв», израильская — «Дакар», а также наша дизельная ракетная лодка «К-129». На ее борту находились и ядерные торпеды. Несмотря на глубину в 4 тысячи метров, американцы сумели поднять первые два отсека этой разломившейся субмарины. Но вместо секретных документов получили проблемы с захоронением останков советских моряков и атомных торпед, лежавших в носовых аппаратах.