Подводная лодка или эсминец

Глупо называть российские крейсера и подлодки «убийцами авианосцев»

Константин Сивков

В средствах массовой информации некоторые корабли нашего флота называют «убийцами авианосцев». В разных интерпретациях это прозвище гуляет по страницам газет, звучит в разных телепередачах. Создается впечатление, что такой корабль или подводная лодка способны чуть ли не в одиночку «убить авианосец», а для нашего флота разгром авианосной группы (авианосцы в одиночку не ходят, их всегда охраняет группа кораблей, которые образуют авианосную ударную группу — АУГ) задача достаточно простая. Однако это не совсем так.

Прежде всего, о самих «убийцах авианосцев». Такая кличка «приклеилась» к ракетным крейсерам проекта 1164, которых именно так часто именуют в прессе. Очевидно за их грозный вид с 16-ю ПУ для мощного ракетного комплекса «Базальт» или «Вулкан». Помимо этого корабля к числу «убийц» можно отнести и тяжелые ракетные крейсера проекта 1144 (наиболее известный из которых «Петр Великий»), а также ракетные подводные лодки проекта 949А (стали известны широкой общественности в связи с трагедией подводной лодки «Курск»).

Эсминец нападает на U-571/Подводная лодка U-571

Итак, способен ли такой ракетный крейсер, действуя в составе группы численностью в 2−3 корабля (как это имеет место сегодня при выполнении нашими кораблями различных задач поддержки российской дипломатии и демонстрации флага) или одиночная подводная лодка пр. 949А уничтожить или хотя бы вывести из строя американский авианосец?

Типовой состав авианосной ударной группы включает один авианосец (основного в США типа «Нимитц»), 6−8 надводных кораблей прикрытия, в том числе 2−3 ракетных крейсера типа «Тикондерога», столько же эсминцев УРО типа «Орли Берк» и 2−3 атомные подводные лодки, в основном типа «Лос Анжелес».

Типовой состав авиакрыла авианосца — 48 штурмовиков-истребителей F/A-18С и D, 10 противолодочных самолетов «Викинг», 4−6 самолетов-заправщиков, столько же самолетов РЭБ, 4 самолета-разведчика, 4 самолета радиолокационного дозора и управления типа Е-2С «Хокай», 10−16 противолодочных и поисково-спасательных вертолетов.

Ракетные крейсера и эсминцы УРО являются основой системы обороны авианосной группы, обладая мощными средствами ПВО, ПЛО и РЭБ.

Решая задачу борьбы с надводными кораблями противника, авианосная ударная группа способна наносить удары палубной авиации в составе до 40 самолетов на удалении до 600−800 км и ракетами «Томахок» на удалении до 500−600 км от центра ордера, имея в залпе до нескольких десятков таких ракет.

Читайте по теме

Строительство базы на Земле Александры завершится в декабре

Противолодочная оборона авианосной ударной группы строится на глубину до 600 и более километров от авианосца, противовоздушная — до 700 км от центра ордера.

В целом авианосная ударная группа США представляет собой единую боевую систему, в которой разнородные силы и средства действуют под управлением единой автоматизированной системы управления корабельным соединением, решая в едином комплексе все задачи обороны и наступления, возлагаемые на него.

Ю-571 — уничтожение радиорубки эсминца—[U-571-destruction of the destroyer ‘s radio room]

Из чего состоит морской бой с авианосцем.

Для того, чтобы поразить авианосец из состава авианосной ударной группы, наша корабельная группа во главе с ракетным крейсером или ракетная подводная лодка должны: обеспечить своевременное обнаружение авианосной группы и классифицировать ее, сблизиться на дистанцию применения ракетного оружия, сохранив боеспособность, получить целеуказание с определением места авианосца в ордере и пустить ракеты, которые, преодолев противодействие средств ПВО и РЭБ, должны поразить авианосец.

Рассмотрим возможности реализации всего этого комплекса событий.

Собственные возможности корабельной группы в составе ракетного крейсера и 1−3 кораблей охранения и обеспечения по ведению разведки ограничиваются фактически пределами радиогоризонта. То есть несколькими десятками километров.

Имеющиеся на борту кораблей вертолеты для поиска противника в больших по площади районах малопригодны в силу малого числа этих машин на борту кораблей соединения (максимум 2 вертолета на наиболее крупном корабле) и малого радиуса действия. Они могут эффективно использоваться только в интересах выдачи целеуказания и то на неполную дальность применения ракетного оружия.

Возможности ракетных подводных лодок 949А проекта по ведению разведки существенно шире. Они способны своей гидроакустикой обнаруживать шумы авианосных групп на удалении более ста морских миль. То есть при нахождении подводной лодки в дальней зоне противолодочной обороны авианосной группы, где существует определенная (хотя и небольшая) вероятность ее уничтожения.

Однако классифицировать и тем более определить боевой порядок соединения противника с выявлением главного ордера с такого расстояния невозможно. Необходимо будет сблизиться с противником на расстояние в несколько десятков морских миль. То есть войти в среднюю зоны противолодочной обороны соединения противника, где вероятность ее уничтожения уже весьма существенна.

В советские времена действия нашего флота против авианосных сил противника поддерживались мощной и развитой системой разведки и целеуказания, включающей космическую компоненту. Она позволяла выявлять и отслеживать американские авианосные соединения буквально с момента выход их из базы.

Читайте также:  Установка гидравлического рулевого управления на лодку

Сегодня из всей этой мощи осталось фактически лишь ограниченное число атомных подводных лодок, единичные самолеты разведывательной авиации и существенно сокращенная система радио-радиотехнической разведки, потерявшая к тому же все свои зарубежные центры. Эти силы не позволяют вести эффективную разведку оперативно-важных районов морей и океанов, тем более обеспечить в требуемом объеме разведывательными данными наше соединение для эффективного удара по АУГ.

Иная картина складывается у авианосного соединения, которое только своими силами способно контролировать воздушное и надводное пространство на глубину до 800 км и более. Имея такое превосходство, авианосное соединение будет способно не допустить наши ракетные крейсера на дистанцию ракетного залпа, безнаказанно (даже не будучи обнаруженным) нанося по нему удары палубной авиацией и ракетами большой дальности.

Однако даже если наше небольшое корабельное соединение будет обеспечено надлежащей разведывательной информацией, ему необходимо будет сблизиться с авианосным соединением на дистанцию стрельбы ракетным оружием.

Имея превосходство в дальности применения палубной авиации, противник будет наносить по нашему соединению авиаудары составом до 40 машин, из которых около 25 будут оснащены двумя ракетами «Гарпун» — всего до 40−50 ракет. Ударные самолеты и ракеты будут прикрываться самолетами РЭБ.

В этих условиях, самые мощные ЗРК нашего корабельного соединения — «Форт», смогут уничтожить лишь по несколько ракет каждый. Средства самообороны каждого из кораблей еще, в самом лучшем случае, уничтожат по одной-две ракеты, часть будет уведена на помехи. В итоге более полутора десятков ракет поразит свои цели. Можно уверенно утверждать, что в итоге наши корабли, включая ракетный крейсер, будут с высокой вероятностью потоплены.

Если этого будет недостаточно, удар может быть повторен.

То есть наше корабельное соединение даже не сможет подойти на расстояние ракетной стрельбы.

Условия преодоления противодействия противника для ракетной подводной лодки пр. 949А существенно лучше. Однако и в этом случае вероятность ее гибели до выхода в позицию применения оружия существенна.

Если же допустить, что наш ракетный крейсер или ракетная подводная лодка вышли в позицию залпа и произвели его или выполнили ракетную атаку из положения слежения оружием (то есть удержание позиции, при которой АУГ находится в пределах зоны досягаемости ракетного оружия) то шансов поразить авианосец все равно немного.

Залп из 16 (крейсер пр.1164), 20 (тяжелый крейсер пр. 1144) или 24 (АПЛ пр.949А) ракет, против корабельного соединения насыщенного многоканальными системами ПВО, прикрытого истребителями боевого воздушного патруля, располагающего мощными средствами РЭБ, вряд ли достигнет цели.

2−3 ракеты могут быть уничтожены истребителями. Каждый из ракетных крейсеров и эсминцев УРО смогут уничтожить по несколько ракет. Если учесть, что количество таких кораблей, которые смогут принять участие в отражении ракетного удара может составить 3−4 и даже больше, становится ясно, что непораженными могут остаться буквально единицы ракет. Их уничтожат зенитные средства самообороны или уведут от цели радиоэлектронные помехи.

Шансов достигнуть попадания хотя бы одной ракетой весьма невелики.

Таким образом, образом можно констатировать, что даже успешном пуске своих ракет по американскому авианосному соединению, шансы российского ракетного крейсера его поразить — ничтожны. А с учетом других факторов они практически сводятся к нулю.

Так что называть наши ракетные крейсера и подводные лодки с крылатыми ракетами «убийцами авианосцев» никак нельзя.

Для того чтобы разгромить АУГ наш флот должен противопоставить ей адекватное оперативное соединение. Его численность должна быть сопоставима с АУГ: 2−3 ракетных крейсера 1164 и 1144 проектов в охранении 5−8 надводных кораблей класса эсминец, большой противолодочный корабль, фрегат, 3−4 ракетных подводных лодок пр.

949А, 4−5 многоцелевых подводных лодок, при поддержке дивизии двух-трехполкового состава морской ракетоносной или Дальней авиации, эскадрильи, как минимум, разведывательных самолетов океанской зоны. На Северном флоте в состав ударной группировки может быть включен авианосец пр. 1143.5. С его включением боевой состав ударной группировки надводных кораблей может быть сокращен на 20−30%.

Такое соединение сможет разгромить американский АУГ и уничтожить авианосец из ее состава. При этом оно само понесет весьма ощутимые потери и будет нуждаться в восстановлении боеспособности. Так что АУГ шапками не закидаешь.

Читайте по теме

Кому не дает покоя наше миролюбие?

Каждый из наших океанских флотов сможет создать лишь одно такое соединение (и то если восстановят боеспособность кораблей). А американцы смогут выставить против каждого из них не менее 4-х авианосных групп. То есть сегодня наш флот решить задачу парирования авианосной угрозы не может, в отличие от Советского ВМФ, боевой состав которого позволял поддерживать паритет военно-морских вооружений с США на приемлемом уровне. Такова цена «рыночных реформ».

Читайте также:  Характеристики лодки ПВХ удача

Автор — первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Какие открытия ждут Россию на «континенте будущего»

В скором времени будут приняты решения, которые кардинально изменят и ситуацию на Украине, и расстановку сил в мире

Президент России ставит ЮАР перед жестким выбором — с нами или с Западом

Источник: svpressa.ru

Подводные лодки — что нас ждет?

Подводные лодки, по своей сути, это торпедные эсминцы в стиле шимаказы или халанда, с тем лишь отличием – что стрелять с главного калибра вам не придется (его нет), а вместо дыма у вас уход на глубину, где вы практически полностью неуязвимы.

Исходя из описанного выше, можно предположить и роль такого юнита в бою, контра одиноких линкоров в любой позиции (наступление и отступление), или полное уничтожение линкоров – если они атакуют даже в составе группы, особенно те линкоры, которые пытаются применять ПМК.

Это то, что подлодка делает идеально.

Косвенно, подлодка может выполнять роль эсминца с меньшим риском для жизни, т.е. захватывать точки, правда самого эсминца убить можно только на пикировании, или если тот сильно ошибется, т.е. 1 на 1 точку подлодка врядли заберет у эсминца.

Но светить его, это легко и относительно безопасно.

Так же лодка может выкуривать носостояльцев и вообще любых стояльцев. Роль полезная, но если стояльцев нет, и пользы от подлодки становится сильно меньше.

В теории, подлодка может воевать с другой подлодкой – но в наших реалиях 1 на 1 уничтожение подлодки почти невозможно, если они светят друг друга сами. Только если подлодку подсветил, например, эсминец, который висит над ней – вот тогда есть шансы ее торпедировать. Т.е. против другой подлодки можно разве что светить ее и не выпускать из света, пока сверху ее бомбит эсминец. На максимальной глубине только подлодка может высветить другую подлодку.

Зачем России большие противолодочные корабли

Одни из самых массовых кораблей 1 ранга в российском флоте – БПК пр. 1155. Что это за корабли, какие функции они выполняют и какие имеют возможности — именно об этом наш сегодняшний материал.

Функционал

Большие противолодочные корабли (БПК) – класс кораблей советского и российского военно-морских флотов, введенный 19 мая 1966 года. В соответствии с названием корабли класса предназначены прежде всего для борьбы с подводными лодками вероятного противника в океанской зоне. Также корабли такого класса способны бороться и с воздушными целями.

В военно-морских силах других стран класса больших противолодочных кораблей не существовало, советские БПК 1-го ранга классифицировались западными справочниками как крейсера или эсминцы. В СССР к классу БПК относили боевые корабли специальной постройки проектов 61, 1134А, 1134Б, 1155, 1155.1.

Создание

Толчком к созданию кораблей нового проекта послужил ввод в строй американского флота новых подлодок, способных скрытно действовать на морских коммуникациях и вблизи баз и мест дислокации советского флота. Новый корабль должен был иметь лучшее зрение и увеличенную автономность плавания. К тому же, остро встал вопрос об оснащении боевого судна эффективной защитой от противокорабельных ракет.

Получив техзадание от военно-морского руководства страны, конструкторы Северного ПКБ при разработке проектной документации не стали эксперементировать. По первоначальному тактико-техническому заданию 1972-1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего. Одними из главных недостатков было несовершенство гидроакустических средств, которые не были способны обеспечить целеуказание противолодочной управляемой ракеты на полную дальность стрельбы – 90 км. Также критическим было отсутствие вертолетной площадки и ангара, где мог бы базироваться противолодочный вертолет.

После вступления в строй первых представителей проекта 1155 и накопления опыта их эксплуатации на одном из совещаний у Главкома ВМФ Сергея Горшкова в был поставлен вопрос о недостатках проекта 1155. Таковыми считалось отсутствие на корабле противокорабельной крылатой ракетой и слабое зенитное и артиллерийское вооружение. По результатам совещания было принято решение о разработке модификации корабля с усиленным артиллерийским и управляемым ракетным оружием. Ей стал проект 11551, первого представителя которого заложили только 1989 году – им стал БПК «Адмирал Чабаненко».

Внешне корабль являлся фактически копией простых 1155-х. Гланым отличием стал противокорабельный ракетный комплекс «Москит» (у предыдущих кораблей стоял противолодочный ракетный комлекс «Метель»). Другое оружие тоже отличалось – новый противолодочный комплекс, новые артиллерийские установки, новый ракетный комплекс противоторпедной защиты, новый гидроакустический комплекс и многое другое.

Читайте также:  Лодочные моторы suzuki 2 х тактные что такое

Построенные корабли

На ПСЗ «Янтарь» были построены: «Удалой» (1980 г.п.), «Адмирал Захаров» (1981 г.п.), «Адмирал Спиридонов» (1984 г.п.), «Маршал Шапошников» (1985 г.п.), «Североморск» (1987 г.п), «Адмирал Виноградов» (1988 г.п.), «Адмирал Харламов» (1989 г.п.), «Адмирал Пантелеев» (1990 г.п) и «Адмирал Чабаненко» (1999 г.п), который является самым молодым и единственным более совершенным БПК второй серии – 11551.

Сегодня

После распада Советского Союза злой рок все-таки обошел стороной этот проект. Несмотря на потерю четырех кораблей, которые были распилены в 90х годах, основная часть осталась не только живой, но и вполне ходовой – за исключением «Адмирала Чабаненко», который ввели в состав флота только в 1999 году.

Сегодня корабли 1155 проекта — это основные российские корабли дальней морской зоны — именно их отправляют в Аденский залив на борьбу с сомалийскими пиратами, на международные учения, и для участия в Средиземноморской эскадре у берегов Сирии.

По состоянию на 14 июня три из девяти кораблей небоеспособны.

«Адмирал Чабаненков» в 2014 году встал на ремонт и модернизацию на 35-й судоремонтный завод в Мурманске.

«Маршал Шапошников» в 2016 встал на ремонт и модернизацию на «Дальзавод». По открытой информации на него планируется установить противокорабельный ракетный комплекс «Уран», универсальную систему управления огнем корабельной артиллерии и многое другое оборудование и системы.

В январе 2017 года представитель департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ по ВМФ капитана первого ранга Игоря Дыгало сообщил, что до 2022 года будет проведен ремонт с модернизацией пяти больших противолодочных кораблей проекта 1155 Северного и Тихоокеанского флотов Военно-морского флота России. На кораблях, согласно технических заданий главного командования ВМФ, будет проделан большой объем работ по обновлению систем жизнеобеспечения и радиотехнического вооружения.

Есть вероятность, что эти работы начнутся сразу после передачи флоту двух находящихся в ремонте кораблей: «Маршал Шапошников» и «Адмирал Чабаненко». В данный момент, есть информация, что в ходе модернизации на них планируется установить ракетный комплекс «Калибр», который был высоко оценён экспертами во время ударов по террористам в Сирии.

Вполне вероятно, что передача флоту этих кораблей будет сдвинута вправо, вследствие чего, начало модернизации остальных кораблей тоже будет начато точно после 2020 года.

Список построенных кораблей с краткой информацией о их судьбе:

БПК «Удалой». Заложен — 1977 год. Вступление в строй — 1980 год.

Одним из самых известных моментов службы БПК «Удалой» произошёл в декабре 1991 года. Корабль, совместо с сторожевым кораблём «Бдительный», встретил в Гибралтаре бежавший из Севастополя от украинских властей «Адмирал Кузнецов». За время похода установил и поддерживал контакт с 4 иностранными подводными лодками.

С первого года своей службы корабль был практически постоянно в море. Постоянные учения, успешные выполнения задач боевоей службы и демонстрация флага. Все было хорошо, пока не случилась авария. 17 февраля 1992 года при переходе во Владивосток в кормовом отделении корабля произошел взрыв газотурбинной установки вызвавший объёмный пожар. Борьба с огнём продолжалась 30 часов.

«Адмирал Спиридонов» — пятый корабль проекта 1155. Одним из известных моментов жизни корабля стала боевая служба с марта по сентябрь 1989 года. В те месяцы корабль находился в Персидском заливе, где шла война между коалицией стран ООН и Ираком. Корабль, под командованием капитана 2 ранга А. Н. Яковлева, провёл 6 конвоев в составе 15 судов.

За свои почти 35 лет боевой службы корабль повидал не мало. Он побывал во многих странах мира, среди которых можно выделить США.

«Североморск» — один из самых ходовых кораблей Северного флота. В период с 2016-2018 годов он в основном выполняет задачи на Севере России. Так, 14 сентября 2017 года, отряд кораблей во главе с БПК «Североморск» завершил переход к архипелагу Новосибирских островов и занял места якорных стоянок в заливе Стахановцев Арктики. В дальнейшем БПК и БДК «Кондопога» обеспечили высадку морского десанта на необорудованное побережье острова Котельный, после чего завершив выполнение поставленных задач в районе архипелага Новосибирские острова взяли курс на запад.

Одним из самых известных эпизодов жизни этого корабля стала боевая служба у берегов Ливии. Где БПК вместе с эсминцем «Отличный» выполняли задачи слежения за американским атомным авианосцем «Энтерпрайз».

В 2016 году, после ремонта на Дальзаводе, корабль отправился на боевую службу в Тихий и Индийский океан, после чего с официальным визитом посетил порт Саттахип Королевства Таиланд.

О каком проекте написать следующий материал? Это решать вам — пишите в комментариях любой военный проект и янвскоре статья о нём появится на сайте!

Источник: www.korabel.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...