Это – строка из своеобразного гимна подводников, который звучит в последнее воскресенье июля во всех подводных гарнизонах Северного флота. Полностью слова строевой песни подводников, музыку к которой написал композитор Евгений Жарковский, звучат так:
Нет выше счастья, чем борьба с врагами,
И нет бойцов подводников смелей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Простились мы с родными берегами.
Крепчает шторм, и волны хлещут злей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
В морскую глубь на смертный бой с врагами
Идёт подлодка, слушаясь рулей.
Уникальные Кадры, Когда Морские Монстры Атакуют Подводные Лодки
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Утоплен враг, идём сквозь сталь и пламя.
Пускай бомбят: посмотрим, кто хитрей!
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Любимые, встречайте нас с цветами.
И хоть на свете вы нам всех милей,
Но нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
В начале Великой Отечественной войны эти потрясающие строки написал командир подводной лодки «М-172» 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота, уроженец города Елисаветграда (ныне Кропивницкий, Украина), Герой Советского Союза капитан 2-го ранга Израиль Ильич Фисанович.
Этот подводник-североморец первым на лодке класса «малютка» провел 66 дней в подводном рейде, став грозой фашистских линкоров в Северном море, о нём Вениамин Каверин писал в «Двух капитанах» – «известный подводник Ф. » Президент США Рузвельт вручил Фисановичу Морской крест – Высшую американскую награду моряка за отвагу.
При этом друзья считали Фисановича не только отважным подводником, но и романтиком полярных морей – он писал стихи, всегда был душой любой компании. Его перу принадлежат книги о моряках-подводниках «Записки подводника» (Военмориздат, 1944) и «История “малютки”» (Воениздат, 1956).
Израиль Ильич Фисанович
Книги и записки капитана 2-го ранга Израиля Фисановича, погибшего 27 июля 1944 года, собранные и накопленных наблюдения непосредственных участников тех далеких событий, стихи и песни тех лет легли в основу кинофильмов «Командир счастливой «Щуки», «Первый после Бога», «О возвращении забыть», «Секретный фарватер».
Подводная лодка в шторме
В последнее воскресенье июля – в День Военно-морского флота – североморцы почтят память капитана 2-го ранга Фисановича, и других героев-подводников, будут чествовать ветеранов и тех, кто ныне несёт нелегкую службу в море. Но нелишне, на мой взгляд, вспомнить и тех, кто своим творчеством воспитывал у североморских подводников ненависть к врагам, помогал громить фашистов в Заполярье.
Основные силы Северного флота в годы войны были сосредоточены в Полярном. Здесь же располагалась Краснознамённая ордена Ушакова 1-й степени бригада подводных лодок. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне проявили себя наиболее эффективным средством борьбы на море. Они уничтожили в десять раз больше фашистских транспортов, чем надводные корабли. Если урон противника в судах от советских подводных лодок составил 31 процент всех его потерь (по тоннажу), то на северном морском театре – более 37 процентов.
Писатели Борис Лавренёв, Александр Жаров, Константин Симонов, Борис Яглинг, Александр Марьямов, Юрий Герман, Лев Кассиль, Николай Флеров, Николай Букин и многие другие с началом войны влились в ряды Северного флота. Зажигающим публицистическим словом они звали людей на героические подвиги, воспитывали у подводников Северного флота чувства любви к своему грозному оружию.
Талантливый журналист Борис Яглинг в своём дневнике 20 февраля 1942 года писал, что подводный флот в то время был ещё молодым, не овеянный боевой славой, и подводники должны были создавать свои традиции.
«Все воюют, все защищают Родину, – развивал свою мысль Яглинг, – но моряк должен гордиться тем, что он – североморец, что он – подводник. Эту гордость нужно прививать и насаждать. Это нужно делать теперь же, немедленно, для войны. После войны это придёт само, неизбежно.
Десятилетиями, а может быть, и веками, будет изучаться и описываться то, что происходит здесь сегодня, участниками и свидетелями чего мы являемся. Когда это понимаешь, особенно дорога каждая минута на флоте. Всё узнать, всё увидеть, всё запомнить, всё записать. Титаническая задача! Счастливая задача.
Всё открыто: смотри, запоминай и пиши. Пиши правду!»
Стихи и поэмы, написанных о североморцах известными советскими поэтами, находили глубокий отзвук в сердцах моряков. Большой популярностью в бригаде подводных лодок и на всём флоте пользовалась, например, поэма Александра Жарова «Керим» – о Герое Советского Союза Магомеде Гаджиеве. Вот небольшой из неё отрывок:
Плыли мы в краю Ледовитом.
Были мы в бою знаменитом.
Били тебя, враг, лупцевали…
Или мы не так воевали?
Говори, гармонь, так и этак!
Или наш огонь был не меток?
Или наши залпы – не залпы?
Этого никто не сказал бы,
– Но пока потопленных мало! –
Морякам гармонь отвечала.
Чтоб она вперёд не ворчала,
Завершим поход – и сначала!
Доведём врага мы до точки.
И тогда ни мамы, ни дочки
Не забудут нас, не разлюбят,
А в победный час приголубят.
Эти чудесные стихи читали с краснофлотской эстрады, они звучали в кубриках. Подводники брали поэму в боевые походы и, зачитываясь ею, восхищались красотой подвига своего «Керима» и подражали Гаджиеву.
В тесном содружестве с поэтами на подводном флоте создавали песни композиторы Жарковский, Терентьев, Боголюбов, Листов. Особой популярностью среди подводников пользовалась песня Жарковского, написанная на слова поэта П. Онегова:
Студёное море
Шумит на просторе,
Взлетает волны малахит.
Подводная лодка летит.
Уходим в походы
В полярные воды –
К далёким чужим берегам.
За кровь и утраты,
За всё отомстим мы врагам.
Обходим правей и левей.
Сидит за рулями
Наш боцман Павло Соловей.
В степях Украины
Любимых родных городов.
На бой призывают.
И к мести подводник готов!
Пробовали свои силы в поэзии и сами матросы, старшины и офицеры бригады подводных лодок. Поэт-краснофлотец А. Калачёв написал стихи о замечательном подвиге старшины 2-й статьи Сергея Никитина, служившего на подводной лодке «М-175». Они под заголовком «Доблесть комсомольца» были опубликованы в 1942 году в одном из номеров издававшегося на флоте литературного сборника «Слава бесстрашным».
Когда подводная лодка находилась на боевой позиции в открытом море, старшина 2-й статьи Сергей Никитин получил приказ произвести ремонт сложных механизмов. Работать ему пришлось на верхней палубе. Каждое мгновение могли появиться самолёты и корабли противника.
Командир предупредил Никитина: «В случае срочного погружения вы останетесь наверху!» Старшина, не колеблясь, пошёл на выполнение задания. К счастью, враг не появился. Никитин образцово справился с ремонтом. Краснофлотец Калачёв так рассказал об этом поступке:
Как никогда союз наш монолитен.
А сколько славных на походе дел!
Геройский подвиг совершил Никитин –
Навстречу смерти шёл, в лицо её глядел.
Какую волю, твёрдость и упорство
Явил собой советский патриот!
Готов был смерть сразить в единоборстве,
Он знал – страна его успеха ждет.
… Грядущий день уж озарён победой,
Лучи её пронзят нависший мрак.
Бесстрашием, огнём, штыком, торпедой
Громит врага прославленный моряк!
В годы войны в Полярном находились и художники, и скульпторы. Не один десяток запоминающихся полотен о подвигах подводников создал художник-маринист Александр Меркулов. Плодотворно работал скульптор Лев Кербель. По его проекту был сооружён и установлен 22 июня 1944 года обелиск погибшим в боях героям-подводникам.
Обелиск погибшим подводникам в Полярном
Прототипом скульптурной фигуры стало реальное лицо – торпедист подводной лодки «С-14» краснофлотец Николай Мараховский. Талантливый скульптор создал также целую галерею скульптурных портретов героев-подводников – И. Колышкина, Н. Лунина, В. Старикова, Н. Морозова, А. Трипольского, М. Гаджиева, старшины-гвардейца Алексея Лебедева. Много картин о жизни и боевой деятельности подводников написал художник-маринист Кольцов.
Ему же принадлежит скульптурный бюст отважного подводника Фёдора Видяева, который был установлен в сквере на территории бригады подводных лодок.
Творчество писателей, композиторов, художников и скульпторов в годы войны оставило в боевой истории бригады подводных лодок Северного флота, базировавшейся в Полярном, заметный след. На этом наследии и сегодня воспитываются новые поколения североморских подводников.
Источник: bestlj.ru
Подводная лодка идет и шторм
история в фотографиях
На пирсе тихо в час ночной. Тебе известно лишь одной, Когда усталая подлодка Из глубины идёт домой.
Name: история в фотографиях
Page Summary
Latest Month
Entry Tags
8th-Apr-2014 08:37 am
7 апреля — День памяти погибших подводников.
Самые крупные аварии на подводных лодках СССР и России
8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) «Нерпа», построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.
30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке на утилизацию затонула АПЛ К‑159. На борту лодки в качестве команды сопровождения находились 10 членов экипажа. Погибли 9 человек.
12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море потерпела катастрофу российская атомная подводная лодка «Курск». Субмарина была обнаружена 13 августа на глубине 108 метров. Весь экипаж в составе 118 человек погиб.
7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара в хвостовых отсеках на глубине 1700 метров затонула АПЛ К‑278 «Комсомолец», получив сильные разрушения прочного корпуса. Погибли 42 человека. На борту находились два штатно заглушенных ядерных реактора и два ядерных боеприпаса.
6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Атлантическом океане на глубине 4000 метров в результате взрыва ракеты в шахте затонула АПЛ К‑219. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса. Погибли 4 человека. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно «Агатан».
24 июня 1983 года у полуострова Камчатка затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. Катастрофа произошла вследствие поступления воды в четвертый отсек через шахту судовой вентиляции, которую по ошибке оставили незакрытой при погружении лодки. Часть членов экипажа удалось спасти, но 16 человек погибли.
21 октября 1981 года в Японском море затонула дизельная средняя подводная лодка С‑178 в результате столкновения с большим морозильным рыболовным траулером «Рефрижератор‑13». Авария унесла жизни 31 моряка.
13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 с научно‑исследовательским судном «Академик Берг». Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода. Чтобы предотвратить окончательное затопление К‑56, командир лодки принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Погибли 27 человек.
24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике на АПЛ К‑19 произошел пожар в девятом отсеке . Позже огонь перекинулся в восьмой отсек. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. Погибли 28 моряков, спаслись 76 человек.
12 апреля 1970 года в Бискайском заливе в результате пожара в кормовых отсеках затонула АПЛ К‑8 из состава Северного флота. Погибли 52 человека, спаслись 73 человека. АПЛ затонула на глубине более 4000 метров. На борту находилось два ядерных боеприпаса. Два ядерных реактора перед затоплением были заглушены штатными средствами.
8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота. ПЛ несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. Погибли 98 человек. Лодка затонула на глубине 6000 метров . Причина катастрофы неизвестна.
8 августа 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 «Ленинский комсомол», первой атомной подводной лодке ВМФ СССР, в подводном положении произошел пожар в 1 и 2 отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа, спаслись 65 человек. Корабль своим ходом вернулся в базу.
14 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б‑37 из состава Северного флота. В результате взрыва подлодки погибли все, кто находился на пирсе, на подводной лодке и на торпедно‑технической базе ‑ 122 человека. Серьезные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350. Комиссию по расследованию взрыва подводной лодки пришла к выводу, что причиной трагедии стало повреждение одной из торпед при погрузке боеприпасов. После этого рядом с ней начали проводить сварочные работы, из-за которых торпеда загорелась и взорвалась . От детонации взорвались остальные боевые торпеды.
4 июля 1961 , в ходе учений «Полярный круг» произошла утечка радиации на вышедшем из строя реакторе подводной лодки К-19. Экипаж смог самостоятельно устранить неисправность , лодка осталась наплаву и смогла вернуться на базу. От сверхвысоких доз облучения погибло восемь подводников.
27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80. Она не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С‑80 была найдена.
Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи при перископном положении ПЛ атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей). Погиб весь экипаж ‑ 68 человек.
26 сентября 1957 года в Таллинском заливе Балтийского моря в результате взрыва дизеля погибла дизельная подводная лодка М‑256 из состава Балтийского флота. Из 42 членов экипажа М‑256 в живых остались лишь 7 человек.
21 ноября 1956 года в Суурупском проливе Балтийского моря в результате столкновения с эскадренным миноносцем «Статный» затонула дизельная подводная лодка М‑200 «Месть» из состава 157‑й отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота. В результате аварии погибло 28 моряков.
15 декабря 1952 года в Японском море погибла дизель‑электрическая подводная лодка С‑117 из состава Тихоокеанского флота. Лодка должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из‑за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности.
Больше лодка на связь не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны. На борту лодки находились 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.
- Tags: даты, история России, история СССР, печальное, флот
Источник: foto-history.livejournal.com
«Своих не бросаем» или «Подводная лодка под парусом»
В 1942 году подводная лодка Щ-421 подорвалась на немецкой мине, утратив способность погружаться и передвигаться. Было решено сшить паруса из брезентовых чехлов и поднять их на перископах. За ночь лодка проплыла под парусами около 9 миль.
Три паруса — один штатный шлюпочный грот, второй сшитый из брезента, третий связанный из матросских шинелей — спасли от гибели почти сотню людей.
Баренцево море, апрель, 1942 год. Подводная лодка «Щ-421» под командой капитана 3 ранга Ф. А. Видяева потопила в районе мыса Нордкап фашистский транспорт с военным грузом. На подлодке шел и командир дивизиона, прославленный подводник капитан 1 ранга И. А. Колышкин.
После успешной атаки «Щ-421» взяла курс на север, чтобы выйти за пределы видимости с вражеских постов наблюдения, всплыть и произвести зарядку аккумуляторной батареи. Вдруг корпус потряс сильный взрыв, и в кормовой отсек стала с шумом поступать вода. Немедленно продули балласт и всплыли. Было ясно, что лодка задела кормой мину заграждения.
Взрывом оказались выведенными из строя оба винта, радиостанция, гирокомпас и другие механизмы. С трудом удалось заделать пробоину. К счастью, шел снег, плохая видимость исключала опасность обнаружения. Но снег в любую минуту мог прекратиться. К тому же штурман, старший лейтенант Маринкин доложил, что лодку со скоростью полтора узла сносит течением к берегу.
Это означало, что через два-три часа немцы неминуемо ее заметят и вышлют самолеты и сторожевые катера. Ни погрузиться, ни передвигаться по поверхности подлодка не могла. И тут Колышкину и Видяеву, опытным морякам, пришла одна и та же мысль — нужен парус! Вызвали боцмана и матросов, объяснили задачу. Из полотнищ брезента пошили парус и подняли его на рейке на перископе.
Позднее Герой Советского Союза контр-адмирал И. А. Колышкин писал «Перископ и парус! Совершенная оптическая система, прибор XX века выполнял роль мачты для судового движителя, известного с древнейших времен».
Вот парус забрал ветер, и лодка начала медленно удаляться от берега. К великой радости штурмана «щелкнула» стрелка лага. Маринкин определил скорость — не менее трех узлов. Через несколько часов «Щ-421» отошла на безопасное расстояние.
Вскоре радисту удалось исправить передатчик и сообщить о случившемся в штаб. На следующее утро весь экипаж приняла на борт подводная лодка «К-22». «Щ-421» пришлось затопить — в воздухе показались самолеты врага.
Будучи командующим Беломорской военной флотилией, я в начале октября 1944 года прилетел на о. Диксон, где встретился с матросами с тральщика «ТЩ-120», в спасении которых сыграл решающую роль опять-таки парус.
В конце сентября в Карском море с востока в порт Диксон шел конвой. Сильный северо-восточный ветер развел большую волну, но над морем висел туман. Немецкие подводные лодки не раз заходили для атаки, но корабли охранения каждый раз отгоняли их.
В районе о. Кравкова тральщик охранения «ТЩ-120» обнаружил фашистскую подводную лодку. Он немедленно атаковал ее глубинными бомбами, но, видимо, неудачно, так как вскоре был атакован сам. Немцы применяли тогда гидроакустические электроторпеды, поэтому с тральщика не видели ни перископов, ни пенного следа.
Торпеда взорвалась под кормой корабля. Оба винта и руль были сорваны, погас свет, тральщик потерял ход и беспомощно закачался на волнах.
Командир корабля капитан-лейтенант Д. А. Лысов только четыре года тому назад окончил училище, но уже имел боевой опыт и был награжден двумя орденами. Ожидая повторных атак вражеской подлодки, Лысов решил немедленно снять с корабля большинство команды. С собой он оставил только тех, кто был нужен для поддержания корабля на плаву.
Вскоре от тральщика отвалил парусно-моторный катер, в котором разместились 26 человек под командой штурмана, старшего лейтенанта В. А. Дементьева. Спущен был и спасательный понтон, принявший 20 человек под командой старшины I статьи А. К. Дороненко. Лысов передал Дементьеву всю секретную документацию, документы корабля, партийный билет, попрощался и приказал немедленно отходить.
Ветер к этому времени еще больше засвежел, зарядили частые снежные шквалы. На большой волне катер и понтон отходили медленно, с трудом. Вдруг моряки услышали взрыв и увидели, как родной корабль переломился и быстро исчез в морской пучине. Никто не плавал на поверхности моря, все матросы и офицеры, оставшиеся на борту, погибли.
Штормовая волна и ветер разлучили спасавшихся, каждый пошел своим путем. Вскоре остановился залитый водой двигатель катера. Дементьев, научившийся управлять парусами еще в курсантские годы, приказал поставить грот, и катер снова стал слушаться руля.
Шли на фордевинд и в бакштаг. Командир уверенно управлял парусом, хотя большие волны нет-нет да и вкатывались в кокпит с кормы. Команда беспрерывно откачивала воду, в ход пошли даже бескозырки.
Так прошел день. Чтобы согреться, поочередно садились на весла, помогая парусу. Старший лейтенант подбадривал команду, уверяя, что земля близко, вот-вот появится. И действительно, к концу вторых суток моряки увидели скалистый остров. Дементьев приказал убрать парус и подходить под веслами.
Высадиться оказалось нелегко. Один краснофлотец раньше времени спрыгнул со шлюпки, и его тотчас же разбило о скалу.
Остров Подкова, к которому подошел катер, расположен на расстоянии 30 с лишним километров от материка. Вскоре моряки наткнулись на избушку зверобоев. Отдохнув, Дементьев решил оставить на острове ослабевших и больных, а сам с одиннадцатью матросами снова вышел под парусами в море и наутро достиг мыса Выходной в Пясинском заливе.
В значительно более тяжелом положении оказались двадцать краснофлотцев на понтоне, который был перегружен и поминутно заливался водой. Понтон не слушался руля, его бросало в стороны, грести было очень тяжело. Дороненко приказал связать весла, сделать из них мачту, а из связанных шинелей — парус. Понтон сразу пошел по намеченному курсу.
Шторм не стихал, моряки сидели по пояс в воде. Землю увидели лишь на третьи сутки — совершенно пустынный островок Скотт-Гансен. Правильно рассудив, что в такую погоду их на этом острове никто не найдет, Дороненко решил отобрать из экипажа наиболее выносливых и идти на понтоне дальше, к материку.
С рассветом вновь подняли «паруса» и вышли в море. И еще двое суток несло понтон по ветру, ибо другим курсом он идти не мог. Только 1 октября подошли моряки к полуострову Медведева. Неподалеку от места высадки оказалась наша батарея. Радист передел сообщение на Диксон, оттуда выслали самолеты и корабли, и 6 октября все моряки были доставлены в порт.
Пока лодка примеряла роль парусника, её экипаж сумел зарядить батарею, подкачать ВВД (воздух высокого давления) и привести в порядок отсеки. На случай встречи с противником секретные документы подготовили к уничтожению, а саму субмарину — к взрыву. Команде Щ-421 оставалась надеяться, что помощь придёт раньше, чем противник обнаружит подлодку.
Своих не бросаем Когда К-22 пришла в указанную точку, «Щуку» она не обнаружила. Котельников пытался связаться с ней по радио, но ответа не получил. Встреча подводных лодок К-22 и Щ-421. Художник А. Заикин (источник фото)
Наконец, в 11:55 моряки заметили повреждённый корабль. К этому моменту на Щ-421 уже опознали «Катюшу» (так на флоте называли подлодки типа К) и подготовились к буксировке. Однако все попытки буксировать лодку кончились неудачей. Через полтора часа после начала спасательных работ в небе показался вражеский самолёт. Противник обнаружил советские лодки с берега.
В такой ситуации морякам оставалось только снять экипаж Щ-421, а саму лодку потопить. Подводники перешли на К-22 через отваленные горизонтальные рули. В 13:34 «Катюша» произвела залп торпедой, и Щ-421 затонула спустя 12 секунд после взрыва. Её гибель родной экипаж встретил, сняв головные уборы. Подлодка К-22 (источник фото) На следующий день Котельников привёл свою подлодку в Полярный.
Так закончилась история «Щуки», поднявшей парус. Этот эпизод войны воспроизведён в знаменитом кинофильме «Командир счастливой «Щуки»».
В картине повреждённая субмарина Валерия Рудакова дрейфовала под парусом, пока ей на помощь не пришла лодка Алексея Строгова. Драматичная сцена прощания экипажа с лодкой позволяет почувствовать, что испытывала героическая команда Щ-421, когда её «Щука» уходила под воду навсегда.
https://youtu.be/8UakwSc4nc4
По материалам сайта
Источник: kulturamgo.ru