Много ли известно о морском дне! Известный писатель-фантаст и ученый Артур Кларк считает, например, что подводный мир изучен пока едва ли не меньше Луны. С этим вполне можно согласиться — ведь человеку доступно в основном морское мелководье.
Глубины же, скрытые под километровыми толщами воды, долгое время оставались недосягаемыми для наблюдения. Положение, однако, постепенно меняется. В мире сегодня уже насчитывается свыше 150 обитаемых и около 500 необитаемых подводных аппаратов, которые могут доставить океанологов практически в любую точку морского дна. Заметный вклад в исследования Мирового океана внесли и советские ученые, о чем не раз писал и «ТМ».
В конце прошлого года подводный флот АН СССР пополнился двумя новыми глубоководными обитаемыми аппаратами — «Мир-1» и «Мир-2». Под научным и техническим руководством специалистов Института океанологии имени П. П. Ширшова АН СССР их за короткое время изготовили на заводах финской фирмы «Раума-Репола». Руководитель проекта «Миров» — заведующий отделом глубоководных обитаемых аппаратов этого института, доктор технических наук, профессор Игорь Евгеньевич МИХАЛЬЦЕВ. Наш корреспондент Алексей ЧЕСНОКОВ попросил его ответить на несколько вопросов. Изобретатели и конструкторы часто жалуются, что путь от идеи до ее технического воплоще ния неимоверно сложен и долог.
ЛОШАРИК — УНИКАЛЬНАЯ РОССИЙСКА ПОДВОДНАЯ ЛОДКА
Как складывалась в этом смысле судьба аппаратов «Мир»?
Необходимость создания обитаемого глубоководного аппа рата, рассчитанного на глубину погружения до 6000 м, стала очевидной сразу же после начала работ с аппаратами «Пайсис», известными читателям вашего журнала. Перспектива увеличить глубину погружения с 2 до 6 км была впол не реальной, хотя, к сожалению, очевидной далеко не для всех — реализация идеи в целом заняла около 10 лет.
Надо сказать, что постройка глубоководных обитаемых аппаратов дело весьма дорогостоящее, поэтому вопрос о финансировании такого заказа отечественной промышленности или зарубежной фирме мог быть решен только на уровне правительства. По экономическим соображениям выбрали вариант зарубежного заказа, и в мае 1985 года с финской фирмой «Раума-Репола» был подписан контракт о строительстве одного глубоководного аппарата на 6000 м.
Год ушел на разработку совместного проекта и технической документации, полтора года в городе Тампере велось изготовление узлов и сама сборка. Работы были достаточно сложны, и поэтому, как это обычно бывает в судостроении, пришлось привлечь еще около 30 фирм-контрагентов. В ходе работ благодаря ряду технических идей удалось в объеме выделенного финансирования’вместо одного аппарата построить два идентичных — «Мир-1» и «Мир-2».
После всесторонних испытаний в Атлантике в декабре прошлого года приемочная комиссия АН СССР приняла аппараты в эксплуатацию.
Подъём Затонувшей Подлодки с Глубины 5 километров !
Удачно ли сложились взаимо отношения с финскими партнерами?
Думаю, что да. И вы не ошиблись — именно партнерами. Считаю очень важным, что эта работа продемонстрировала новый тип отношений с капиталистическими фирмами. Фирма «Раума- Репола» не продавала нам аппара ты — она их конструировала и строила под нашим научным и тех ническим руководством.
Ваши молодые читатели должны знать, что зрелые и оригинальные техниче ские мысли и решения ценятся в деловом мире весьма высоко и их стоимость имеет денежное выра жение — аппараты «Мир» обошлись нам примерно втрое дешевле, чем любой из двух существующих в мире зарубежных аналогов. Уверен, что такая форма использования опыта, знаний и идей во многих случаях весьма выгодна нашей стране, особенно если речь идет об уникальных несерийных изделиях, когда загружать отечественную промышленность оказывается невыгодно. — На центральном развороте нашего журнала новые аппараты представлены достаточно подробно. И все же в чем основные их достоинства? Во-первых, в том, что это ше ститысячники.
Почему выбрана именно такая максимальная расчетная глубина погружения?
Дело в том, что лишь около 1 % площади океанского дна лежит на больших глубинах. Таким образом, нам ста новится доступной вся акватория Мирового океана и его дно за ис лючением тех мест, где расположены самые глубокие впадины.
Далее надо сказать, что аппараты «Мир» имеют большой запас энергообеспечения — около 100 кВт- ч. Это значит, что они могут выполнять практически любые энергоемкие работы на дне океана, а в толще воды — работать манипуляторами, много перемещаться и т. п. Весьма важно, чтобы аппараты были быстрыми и маневренными. Удалось получить достаточно хороший запас хода — до 5 узлов; он обеспечивается основным и двумя малыми бортовыми движителями с гидравлическим приводом.
Разумеется, для исследовательских работ такая скорость нужна редко, но, когда приходится работать против сильных подводных течений, она может пригодиться. Высокой прочностью должен, разумеется, отличаться корпус.
В сухом виде наши шеститысяч-ники весят по 18,6 т. Учитывая солидное энергообеспечение — на одни только железо-никелевые аккумуляторные батареи выпадает около 3,4 т,- это совсем немного. Во всяком случае, аппараты «Мир» можно без труда перевозить по воздуху или на автомобильных платформах. Ваши читатели должны знать, что у создателей глубоководной обитаемой техники счет идет порой на каждый килограмм, хотя это не авиация и не ракетная техника, где лимитирует тяга. Наконец, надо сказать и о системе балластировки. Как правило, для погружения аппараты принимают в балластные цистерны воду, для подъема же сбрасывают маневровый груз — сталистый материал в форме крупной дроби.
Глубоководная атомная подводная лодка «Лошарик»
Всегда приятно осознавать, что в нашей стране еще могут построить что-то, чему нет аналогов у других мировых держав. Одним из таких примеров является подводная лодка АС-12, которую еще во время постройки неофициально окрестили Лошариком из-за ее модульной структуры, чем она походит на героя из одноименного мультфильма.
Несмотря на то, что про подводную лодку Лошарик говорят и пишут очень много, до сих пор нигде не имеется ни одной официальной ее фотографии, а под всеми имеющимися снимками стоит подпись со словами «возможно» или «вероятно». Соответственно, это порождает много слухов и домыслов. Давайте по возможности разберемся, что из высказанного является слухами, а что не совсем.
Макет лодки-носителя и Лошарика
Известно, что создание подобной подводной лодки началось в 1988 году, известно, что из-за кризиса в 90-х, оно было остановлено, известно, что в 2000-ом году процесс был заново запущен и, наконец, в августе 2003 года, субмарина была спущена на воду. Также известно, что она оборудована автономным атомным реактором, двигателем на 10 тысяч л.с. и в ее составе 25 офицеров. Далее данные уже идут с пометкой «не проверено».
Предположительно на фото АГС АС-12 «Лошарик»
Глубина погружения субмарины, заявленная, как 1000 метров, в разных источниках легко меняется на 6 тысяч. При условиях, что Лошарик выполнял работы на глубине 2,5-3 тысяч метров в Северном Ледовитом океане. Подводная скорость при этом у лодки составляет 30 узлов. Неудивительно, что западные страны занервничали.
Просто на такой глубине и относительной бесшумности подводной лодки, она становится практически неуязвима. Ибо ее не сможет услышать ни один гидроакустик. Следовательно, у нас в руках есть почти идеальное средство для разведки.
Конструкцию АС-12 составляют несколько сферических камер, изготовленных из титана. Снаружи полисферическая конструкция «обернута» легким классическим корпусом. Такая схема позволяет лодке выдерживать давление на очень больших глубинах.
В строении Лошарика реализован принцип батисферы
Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн, а в качестве ее носителя используется другая подводная лодка, специально переделанная для этой цели. Она называется БС-136 «Оренбург». Для длительных перемещений используется носитель, а в дальнейшем Лошарик уже плавает сам. Учитывая его способность несколько месяцев находиться под водой.
ПЛА-носитель пр.09786 БС-136 «Оренбург»
Еще одной особенностью подводной лодки АС-12 является следующее. Несмотря на то, что она приписана, к Северному флоту России, она не подчиняется его командованию. Подчиняется субмарина непосредственно Министерству обороны и входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ. Которое также называется, как «глубоководная разведка».
При всем при этом, Лошарик – это не военное судно. По официальной классификации лодка числится, как атомная глубоководная станция. На её борту нет ни одного орудия или торпедной установки. Там есть лишь инструменты для забора грунта, гидролокатор и некоторые другие устройства, связанные с научной деятельностью. Но все прекрасно понимают, что при возникновении военного конфликта, все эти инструменты из носовой части легко превращаются… превращаются… в элегантные шорты.
Кто то верит, что эти дорогущие атомные лодки из титана создали для того, чтобы пробы грунта собирать и флаги на полюсе устанавливать? А может их создали для того, чтобы плюнать в душу пиндосам?
Вряд ли затраты того стоят.
Единственное, что я мог придумать в качестве цели использования такого оружия — глубоководное минирование океанского дна в зоне тектонических разломов для вызова цунами на США и НАТО.
Похоже, что её уже испытали. В 2003 году Лошарик вступил в строй. в 2004м случилось цунами в тихом океане. (Разумеется, чисто случайное совпадение).
А в 2011м году цунами разрушило Фукусиму. И совершенно случайно крупнейшую авиабазу Японии в этом районе, где японы хранили 1/3 всех своих самолётов. И случайно как раз тогда, когда японы, науськиваемые США, заговорили о взятии Северных территорий силой. (Чисто гипотетеческие рассуждения, как вы сами понимаете)
А кроме того, попутно уничтожило землетрясением поддонный свечной заводик, на который работала вся АЭС Фукусима.
Об этом я писал в статьях:
Это ещё была малая мощность цунами. Если бы взорвали в зоне Срединного Атлантического хребта несколько 100 мегатонных устройств, волна в эпицентре вхдыбилась на 1200 метров и прошла бы в глубь США до Апалачей и Кордильер. А в Европе до Родоп и Карпат.
Это если земная кора от себя не добавит после такой встряски.
Может кто то предложит другое рациональное применение лошарикам, чем я?
Источник: bulochnikov.livejournal.com
Что известно о секретной российской подводной лодке «Лошарик», погубившей семь капитанов первого ранга?
1 июля 2019 года на подводной лодке «Лошарик», находившейся в районе Кольского залива Баренцева моря, произошло возгорание, которое привело к гибели 14 моряков-подводников в результате отравления продуктами горения, в том числе 7 капитанов 1-го ранга, 3 капитанов 2-го ранга, 2 капитанов 3-го ранга, капитан-лейтенанта и подполковника медицинской службы.
Атомная глубоководная станция АС-12, которая известна также как «Лошарик» — это сверхсекретная российская атомная подводная лодка способная по некоторым данным, погружаться на глубину до 6000 метров. Хотя «Лошарик» приписан к Северному флоту России, он подчиняется не его командованию, а непосредственно Министерству обороны и входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ.
Атомная глубоководная станция АС-12 «Лошарик».
Официальное назначение «Лошарика» — исследование дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России, однако эксперты Пентагона считают, что он ни что иное, как диверсионный аппарат для установки устройств, предназначенных для разрушения различной подводной инфраструктуры, в первую очередь кабелей связи.
«Лошарик» в доке.
В случае глобального конфликта АС-12 может серьёзно подорвать работу интернета, уничтожив магистральные кабели связи между материками. Более фантастичными выглядят утверждения, что АС-12 может быть модернизирована в «субмарину на колёсах», способную передвигаться по морскому дну, и будучи практически не обнаруживаемым акустическими и магнитометрическими средствами, незаметно подбираться к охраняемым объектам и осуществлять внезапное нападение.
В море «Лошарик» очень похож на «классическую» подводную лодку.
Строительство подводной лодки велось с перерывами с 1988 года, и затянулось на 15 лет. Только 13 августа 2003 года она была выведена со стапеля цеха № 42 завода «Севмаш». В конце сентября 2012 года подводная лодка приняла участие в исследовательской экспедиции «Арктика-2012», в ходе которой на протяжении 20 суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубине 2500—3000 метров.
«Лошарик» в разрезе.
Рекордная глубина погружения АС-12 обеспечивается ее конструкцией, в которой применен принцип батисферы — прочный корпус подлодки собран из нескольких шарообразных отсеков изготовленных из высокопрочного титанового сплава (отсюда и ее название «Лошарик» — лошадка из шариков, персонаж мультфильма). Благодаря такому конструктивному решению он способен выдерживать давление воды на очень больших глубинах. Прочный корпус спрятан во внешнем легком корпусе имеющем «классическую» форму.
В качестве силовой установкой используется малогабаритный атомный реактор. Мощность на валу – около 15 л.с., а подводная скорость – до 30 узлов. Автономность лодки вероятно достигает нескольких месяцев, при экипаже в 25 человек (все офицеры). Подводное водоизмещение — около 2 тыс. т, длина — около 60 метров. Считается, что штатного вооружения лодка не имеет.
В качестве носителя «Лошарика» называются атомная подводная лодка специального назначения БС-136 «Оренбург», а также К-329 «Белгород».
В конструкции лодки применен принцип батисферы, это хорошо видно на рисунке.
По мнению военных обозревателей, «Лошарик» — вероятно самая неуязвимая и бесшумная подлодка российского флота. На определённой глубине и скорости она становится практически неуязвимой для гидроакустических систем потенциального противника, что позволяет ей беспрепятственно решать сложные задачи во всей акватории мирового океана.
Как сообщил министр обороны РФ, возгорание, которое привело к гибели 14 моряков-подводников в произошло в аккумуляторном отсеке, при этом ядерная энергетическая установка не пострадала. В настоящее время лодка доставлена на базу и будет отремонтирована.
Источник: naukatehnika.com