Внешне визуальное сходство с рубкой не обманчиво — это действительно вторая рубка, а точнее её экспериментальный макет для исследования важного вопроса гидродинамики подводной лодки. Вообще на базе 613 и 633 проектов в советском флоте происходило много разнообразных и интересных исследований.
В 1964 году в ряде КБ шли работы по изучению сопротивляемости воды движущейся подводной лодке в надводном и подводном положении, а так же возможных технических решений улучшающих гидродинамические свойства подлодок.
При движении под водой вокруг корпуса подлодки образуется так называемый пограничный слой от физического состояния которого зависит характер и сила сопротивляемости. Если кратко — то для большей скорости пограничный слой должен быть нерушимым и плавным, а лучше вообще отсутствовать.
КБ «Лазурит» предложило испытать на подлодке проекта 633 опытную установку, способную оказывать ламинаризационное воздействие на пограничный слой — т.е. искусственно убирать турбулентность вокруг корпуса, без изменения его обводов.
Галилео | Подводная лодка [Submarine]
Пограничный слой воды откачивался через отверстия в обшивке и тем самым полностью исключался из момента контакта с корпусом. Далее про испытания этой концепции и как её усовершенствовали советские инженеры.
Источник: tehnowar.ru
Трагедия секретного «Лошарика»: В огне погибло больше половины экипажа офицеров-подводников
Вечером 2 июля Министерство обороны РФ весьма кратко и без каких-либо подробностей сообщило о новой тяжелой трагедии на флоте. Вот это известие: «1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России, в ходе проведения биометрических измерений возник пожар. 14 моряков-подводников погибли в результате отравления продуктами горения».
На данный момент очаг возгорания ликвидирован, сказали в Минобороны. «Причины произошедшего устанавливаются. Расследование проводит главнокомандующий Военно-морским флотом», — добавили в ведомстве.
Новости партнеров
Как ни странно, даже названий глубоководного аппарата и его судна-носителя указано не было. Это обстоятельство, а также суточная задержка с оповещением широкой общественности, мгновенно наводили на мысль, что речь шла не об обычном тренировочном погружении. И, скорее всего, не об обычных подводных работах.
Оставалось предположить, что речь идет о ЧП на одном из судов, принадлежащем Главному управлению глубоководных работ, официальных сведений о котором в открытой печати практически нет. То есть — о знаменитом своей секретностью ГУГИ, лишь формально приписанному к Северному флоту и больше известному как «Подводная разведка». Подчинено управление напрямую министру обороны России.
Спустя некоторое время ситуация стала проясняться. СМИ выяснили, что на самом деле недалеко от Кольского полуострова при глубоководном погружении загорелась титановая АС-12, также известная, как «Лошарик». Это достаточно новая российская атомная глубоководная подводная лодка, спущенная на воду в Северодвинске в большой тайне 26 августа 1995 года.
Согласно официальной российской военно-морской классификации — атомная глубоководная станция. По сути, самая неуязвимая подлодка на всем российском флоте, поскольку в состоянии, как утверждают, погружаться на немыслимую глубину — до 6 километров. Где ни одно из существующих в мире средств поражения достать ее не в силах. Создана конструкторами КБ «Малахит» в 80-е годы прошлого века.
«Лошарик» не несет на себе никакого оружия. Зато оснащен манипулятором, телегрефейром (ковшом с телекамерой), драгой (системой очистки породы), а также гидростатической трубкой. И этот внешне безобидный набор инструментов вызывает большие опасения на Западе. Так как, считают наши «заклятые друзья», с его помощью АС-12 в состоянии легко обнаруживать в океане и обрывать подводные кабели связи и управления. А без надежной связи любая современная война — не война.
Логично предположить, что другим важным назначением «Лошарика» является скрытный съем секретной информации с интересующих нашу разведку оптоволоконных подводных кабелей зарубежных государств. Какова российская технология такой работы, естественно, неизвестно. Зато не секрет, как именно это несколько десятилетий делают американцы.
Они тоже давно располагают субмаринами специального назначения для тайной «прослушки» проложенных в Мировом океане кабелей. Самая современная из них — USS Jimmy Carter (SSN-23), построенная по проекту Seawolf. На ее борту — собственный «Лошарик», специальная компактная автономная мини-субмарина (Advanced SEAL Delivery System (ASDS)).
Отделившись от «Джимми Картера», штатовская ASDS ложится на дно рядом с российской (предположим!) линией связи. Присоединение подслушивающего устройства выполняется с помощью специально разработанной камеры, спускаемой с подводной лодки.
Новости партнеров
Зачем нужна эта камера? Отвечает один из самых известных американских экспертов по флотской разведке Норман Полмар, прежде работавший консультантом Конгресса США: «Из-за наличия высокого напряжения на кабеле, ВМС были не в восторге от необходимости затягивать кабель непосредственно на подводную лодку. Кроме того, удержание кабеля подводной лодкой в течение длительного времени может привести к ее запутыванию. А это уже опасно для жизни всего экипажа».
Словом, такая глубоководная разведка технологически очень сложна. Но, во всяком случае, за океаном считают, что овчинка стоит выделки. Вот мнение одного из отставных технических сотрудников американского АНБ — Агентства национальной безопасности США: «Представьте, что вам в лицо направляют пожарный гидрант — вот такой примерно поток данных вы получаете». Ведь один только кабель компании TyCom, проложенный по дну Тихого океана, имеет возможность передачи 100 миллионов разговоров одновременно.
Штатный носитель нашей АС-12 и наш «Джимми Картер» — уникальная специальная атомная подводная лодка БС-136 «Оренбург», переделанная к 2002 году по проекту 09786 из атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667БДР «Кальмар». В ходе реконструкции за счет специальной вставки в середине корпуса общая длина атомохода была увеличена со 155 до 162,5 метров.
БС-136 предназначена для скрытной подводной транспортировки «Лошарика» на большие расстояния. Далее отделившаяся от «Оренбурга» глубоководная станция в состоянии самостоятельно выполнять весьма деликатные боевые задачи.
«Оренбург» вместе с другим подобным АПЛ-носителем БС-64 «Подмосковье» входит в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Главного управления глубоководных работ, которая базируется на Кольском полуострове в губе Оленья (Гаджиево).
Еще одно важнейшее обстоятельство, которое свидетельствует о том, каких размеров катастрофа постигла «Лошарик» 1 июля 2019 года около 20.30. Экипаж глубоководной станции составляет 25 человек. Все — офицеры. Выходит, в борьбе с огнем погибло больше половины личного состава глубоководной станции. Еще, как минимум, трое моряков, как разузнала мурманская телекомпания ТВ-21, с отравлениями продуктами горения доставлены в госпиталь в Североморске.
Вечером 2 июня стало известно, что среди погибших были семь капитанов первого ранга и два Героя России. Эти сведения прозвучали во время встречи Владимира Путина с главой Минобороны Сергеем Шойгу.
Президент РФ поручил Шойгу вылететь в Североморск, чтобы лично заслушать доклады и нацелить комиссию на безусловное выявление причин этой трагедии.
Новости партнеров
Однажды «Лошарику» довелось заниматься и вполне мирными делами. В конце сентября 2012 глубоководная станция приняла участие в исследовательской экспедиции под названием «Арктика-2012», по результатам которой в комиссию ООН по морскому праву заявку Россия подала заявку на расширение подконтрольной нашей стране арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие два ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын».
Глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка» тогда занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5−3 километра на протяжении порядка 20 дней.
И еще. Пожары на наших атомных подводных лодках, увы, не редкость. Один из них на Северном флоте произошел 35 лет назад.
Речь идет о тяжелом происшествии на АПЛ К-131 в Норвежском море, случившемся 18 июня 1984 года. Корабль, которым командовал капитан 1 ранга Селиванов, возвращался в базу после двухмесячной боевой службы, когда в одном из отсеков вспыхнул пожар. Умелые действия моряков, сумевших вовремя подать в восьмой отсек огнегаситель со станции ЛОХ, позволили спасти лодку и экипаж из 117 человек. Но 13 подводников все же погибли.
В результате К-131 на Северном флоте прослужила еще десять лет.
Источник: www.discred.ru
Десантно-транспортная атомная подводная лодка проекта 748
Прекращение всех работ по пр.664 вовсе не поставило точку по созданию специализированных транспортных подводных лодок в СССР. Очередной проект транспортно-десантной субмарины был начат в соответствии с постановлением Правительства СССР от 10 августа 1964 г. Этим документом предусматривалось создание десантной подводной лодки проекта 748 с дизель-электрической энергоустановкой. В августе 1965 г. ГУК по согласованию с ГКС выдало ЦНИИВК и ЦКБ-16 оперативно-тактическое задание на разработку этого корабля, а уже в сентябре того же года вышел приказ министра судостроительной промышленности о разработке его эскизного проекта. Как и в случае с ПЛ проекта 664, работы возглавил Главный конструктор Н.А. Киселев.
В соответствии с ТТЗ лодка предназначалась для:
• скрытной перевозки и высадки морского десанта на побережье противника;
• снятия с захваченного побережья раненых десантников для перевозки на наше побережье;
• снабжения десанта боеприпасами, продовольствием и другими видами материально-технического обеспечения войск, действующих на приморских направлениях.
Состав десанта включал усиленный батальон морской пехоты численностью 470 человек со штатным вооружением и снаряжением: три легких плавающих танка ПТ-76, два бронетранспортера БТР-60, шесть минометов, ротные пулеметы и другие виды легкого вооружения.
Имея нормальное водоизмещение 7920 тонн, подводная лодка должна была развивать в подводном положении ход порядка 15 уз и иметь предельную глубину погружения 300 м. Экономическим ходом 3 уз она могла бы в подводном положении пройти 300, а под РДП – 15 000 миль. Автономность для экипажа составляла 80, а для десанта – 30 суток.
Спустя два месяца после начала разработки эскизного проекта 748 Главное управление кораблестроения обратилось с просьбой к ЦКБ-16 выполнить проработку двух вариантов лодки: со вспомогательной атомной установкой ВАУ-6 (аналогичной той, что планировали установить на дизельные лодки с крылатыми ракетами пр.651Э) и с полноценной ППУ, использовавшейся на отечественных ПЛА второго поколения и уже освоенной промышленностью. Кроме того, дополнительно предлагалось провести проработку возможности использования лодки пр.748 в качестве минного заградителя. Все это объяснялось тем, что уже в самом начале проведения проектных работ стало очевидным, что ПЛ с дизель-электрической ГЭУ не в состоянии обеспечить скрытную доставку десанта на удаленные участки побережья противника. Поэтому в дальнейшем корабль разрабатывался как атомная ПЛ, причем паропроизводящая установка была принята такой же, как и в предыдущем пр.664.
Всего по эскизному проекту 748 в ЦКБ-16 разработали шесть вариантов (два основных и четыре дополнительных), которые различались между собой составом транспортируемого морского десанта и грузов, типом и составом ГЭУ, а также архитектурно-конструктивной схемой (с одним или тремя прочными корпусами). Четвертый вариант, как наиболее удачный во всех отношениях, конструкторское бюро рекомендовало к дальнейшей разработке.
Его характерной особенностью являлись плоская форма легкого корпуса и три прочных корпуса, расположенных рядом в одной горизонтальной плоскости. Такая схема позволяла наиболее рационально разместить десант и самоходную технику. В среднем прочном корпусе, разделенном плоскими переборками на 10 отсеков, устанавливались торпедное и радиоэлектронное вооружение, экипаж, ГЭУ и вспомогательные механизмы, а в бортовых корпусах (первом и втором транспортных отсеках) – транспортируемые грузы. Форма носовой оконечности была разработана с учетом размещения двух откидывающихся аппарелей для выхода самоходной техники и десанта на необорудованный берег.
Большая ширина легкого корпуса и большое междубортное пространство при запасе плавучести порядка 50% обеспечивали наименьшую осадку, что позволяло кораблю выходить непосредственно на побережье. Своеобразная кормовая оконечность с комплексом стабилизаторов и двух гребных винтов в кольцевых насадках обеспечивала хорошие пропульсивные качества, управляемость и устойчивость на курсе.
Для самообороны лодки от самолетов противника предусматривалась 57-мм артиллерийская установка СМ-71-3ИФ (перед ограждением рубки) и 24 установки вертикального пуска разрабатываемого ЗРК «Меч», контейнеры которого располагались в межкорпусном пространстве за ограждением рубки. Для слежения за ближайшей обстановкой в надводном положении планировалось установить телевизионный комплекс «Зрачок».
Общая компоновка эскизного проекта 748 десантно-транспортной ПЛА:
1 – выдвижная аппарель; 2 – 533-мм торпедные аппараты; 3 – основная антенна ГАК «Керчь»; 4 – запасные торпеды; 5 – носовой (торпедный) отсек; 6 – носовой входной люк, 7 – каюты и кубрики для личного состава перевозимого десанта; 8 – стрела грузового подъемного крана; 9 – второй (жилой и аккумуляторный) отсек; 10 – жилые и бытовые помещения экипажа корабля; 11 – третий (жилой) отсек; 12 – артиллерийская установка СМ-713ИФ; 13 – центральный пост; 14 – ходовая рубка; 15-перископ ПЗНС-12; 16 – прочная рубка; 17– всплывающая спасательная камера; 18 – ПМУ РЛС «Каскад»; 19 ПМУ радиосекстана «Самум»; 20 – ПМУ «Синтез»; 21 – ПМУ станции РЭБ «Залив-П»; 22 – ПМУ компрессора; 23 – лебедка буйковой антенны «Параван»; 24 буксируемая антенна «Параван»; 25 – УВП ЗРК; 26 – отсек перевозимых грузов и боеприпасов; 27 – шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 28 – седьмой (реакторный) отсек; 29 – баллоны со сжатым воздухом; 30 – восьмой (турбинный) отсек; 31 – главный распределительный щит; 32 – девятый (электротехнический) отсек; 33 – посты управления ГЭУ; 34 – десятый (румпельный) отсек; 35 – аварийный дизель-генератор; 36 – ЭД на линии вала; 37 – турбогенератор; 38 – ГТЗА с редуктором; 39 – насосная выгородка реакторного отсека; 40 – парогенераторы; 41 – реактор; 42 – кормовая группа АБ; 43 – носовая группа АБ; 44 – выгородка приводов и агрегатов носовых горизонтальных рулей; 45 – наружная крышка носового грузового люка; 46 – внутренняя крышка носового грузового люка; 47 – платформа поворотная с приводом; 48 – грузовой отсек левого борта: 49 – плавающий танк ПТ-76; 50 – крышка кормового люка; 51 – грузовой отсек правого борта; 52 – бронетранспортер БТР-60П; 53 – устройство погрузки (выгрузки) самоходной техники
Эскизный проект 748 был представлен на рассмотрение командования ВМФ и руководства МСП в декабре 1965 года, но утвержден так и не был. В конечном итоге ГУК ВМФ использовало этот эскизный проект для подготовки тактико-технического задания на разработку более совершенного проекта 717, в котором предполагалось совместить тактические назначения лодок пр.664 и пр.748.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение, тонн
• нормальное
• подводное
11 000
16 600
Основные размерения, м
• длина наибольшая (по КВЛ)
• ширина наибольшая
• осадка средняя
153 (.)
21,2
6
Главная энергетическая установка:
• 2 ВВР типа ВМ-4, суммарная мощность, мВт
• ППУ ОК-300; ГТЗА-748
• 2 паровые турбины, суммарная мощность, л.с.
• 2 турбогенератора, мощность, кВт
• 2 дизель-генератора, мощность, кВт
• 2 вспомогательных ЭД, мощность, кВт
Атомная
140
100 000
2 х 3000
2 х 450
2 х 220
2 вала; 2 ВФШ в насадках
Скорость хода, уз:
• надводная
• подводная
• подводная на под ЭД
12
17
4,5
Глубина погружения, м:
• рабочая
• предельная
240
300
Автономность по провизии, сут.:
• для экипажа
• для десанта
• для войск
• для перевозимых раненых
80
30
6
10
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)
80 (.)
ТРАНСПОРТИРУЕМЫЕ ГРУЗЫ
Морской десант
до 300 чел.
Плавающие танки ПТ-76
10
Бронетранспортеры БТР-60 или БТР-70
10
Средние танки Т-62
20
(вместо ПТ-76 и БТР)
Подразделения сухопутных войск
до 1500 чел.
Раненые с обслуж. персоналом
530
Боеприпасы для войск
до 920 тонн
ВООРУЖЕНИЕ
Зенитное ракетное:
• ЗРК «Меч»
• боезапас ЗУР
1 Х 24 (УВП)
24
Артиллерийское:
• 57-мм СМ-71-ЗиФ
1 Х 1
Торпедное:
• 533-мм ТА
• 533-мм торпеды 53-65К, СЭТ-65
4 (носовые)
14
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
РЛС общего обнаружения
• МРК-50 «каскад»
ГАС
• ГАК МГК-100 «Керчь»
Системы управления стрельбой
• н/д
Средства РЭБ
• МРП-21А «Залив-П» (РТР)
Навигационный комплекс
• «Сигма-664»
Комплекс радиосвязи
• «Молния-М»
• «Параван» (буйковая антенна)
РЛС госопознавания
Источник: otvaga2004.ru