Проблема наведения торпеды занимала военных инженеров с того момента, когда Роберт Уайтхед в 1860-х годах изобрел торпеду современного типа. Ранние торпеды передвигались по прямой, на заранее заданной глубине.
Во время Второй мировой войны использовались преимущественно такие прямоидущие торпеды, а некоторые из них находятся на вооружении до сих пор.
«ТОРПЕДНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК»
Задача наведения прямоидущей торпеды известна под названием «торпедного треугольника». Этот треугольник образован линиями, соединяющими положение стреляющего корабля в момент пуска, цели в момент пуска и точки попадания торпеды в цель. Он является расчетной базой для получения данных о возможности попадания неманеврирующей торпеды в цель. В отличие от артиллерийского снаряда, скорость торпеды сопоставима со скоростями стреляющего корабля и цели, поэтому точность вычислений имеет решающее значение для обеспечения поражения цели.
Галилео | Подводная лодка 🛳 [Submarine]
Для расчета требуются элементы движения цели (скорость, размер, курсовой угол), элементы движения стреляющего и элементы параметров торпеды. В результате решения торпедного треугольника определяется курс стреляющего и дистанция до цели в момент выстрела.
Так как расчет торпедного треугольника требует решения достаточно сложных и точных алгебраических и геометрических формул, уже в ходе Первой мировой войны появились первые таблицы для расчета торпедной атаки. Расчет производился при помощи специальных логарифмических линеек. Американские моряки прозвали их «банджо» – за схожесть формы с этим музыкальным инструментом. В то же время появились и первые механические вычислители – своего рода арифмометры, помогавшие решить «торпедный треугольник».
РАЗРАБОТКА
В 1932 году Бюро вооружений Военно-морских сил США заказало фирмам «Арма Корпорейшн» и «Форд Инструментс» разработку устройства, впоследствии получившего название Torpedo Data Computer (TDC) – «вычислитель данных для торпед». Успех сопутствовал первой из них, в 1938 году представившей TDC Mark I – первый электромеханический аналоговый компьютер, по своим габаритам подходящий для установки на субмарины.
Устройство было крайне сложным для массового производства, однако его приобрели в нескольких экземплярах, установив, в частности, на подлодки «Долфин» и «Сэлмон». А в 1940 году была спущена на воду «Тэмбор» – первая субмарина, на которой установка торпедного компьютера была предусмотрена проектом. Она была оборудована более совершенным TDC Mark lit – более простым по устройству и легким в эксплуатации компьютером. Именно третья модель стала наиболее распространенной на американских субмаринах в годы войны. А в 1943 году появился TDC Mark IV, оптимизированный для применения новой электрической торпеды Мк 18.
КОНСТРУКЦИЯ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
TDC представлял собой довольно громоздкий агрегат, устанавливавшийся в ходовой рубке субмарины, и требовал включения в экипаж еще двух человек: техника для обслуживания компьютера и оператора, работавшего с компьютером в бою. Несмотря на эти неудобства, использование TDC стало важной составляющей успеха действий американских субмарин во время военных действий на Тихом океане.
Новые военные технологии в подводной лодке Сервал: такого еще не было!
TDC был создан для расчета курса торпед, запускаемых по надводным судам. На корпусе TDC располагалось множество рукояток, циферблатов и переключателей для ввода и вывода данных. Для вычисления курса требовались данные:
– о скорости и курсе подводной лодки (автоматически считывались с гирокомпаса и гидродинамического лага);
– о предположительном курсе цели, ее скорости и расстоянии до нее (данные получались при помощи перископа, радара и сонара);
– о типе и пусковой скорости торпеды (тип указывался для учета разных характеристик у различных торпед).
TDC производил тригонометрические вычисления и определял, какой курс нужно задать торпеде для перехвата цели. При помощи электромеханического интерфейса установки можно было автоматически передать торпеде, находящейся в трубе торпедного аппарата. Торпеда после выхода из торпедного аппарата поворачивала на величину угла отклонения гироскопа, установленную по данным TDC. В итоге командиру субмарины необязательно было наводить поворачивать всем кораблем, наводя торпедные аппараты на цель.
Пользуясь способностью TDC следить за целью, установки курса в торпедах постоянно меняли, даже во время маневрирования. Кроме того, эта способность позволяла вести огонь в том числе по цели, скрытой в дыму или тумане.
КОНКУРЕНТЫ И АНАЛОГИ
Оборудование для автоматизированного управления огнем помимо США разрабатывалось в 1930-е годы также в Великобритании, Германии (Torpedo Vorhaltrechner S3 фирмы «Сименс») и Японии («Директор управления торпедным огнем тип 5»). Однако их устройства уступали американским TDC. Они обеспечивали расчет курсов торпед и перехвата целей, hoTDC давал уникальную в то время возможность автоматически отслеживать перемещения цели, позже ставшую стандартом для систем.
Источник: warfor.me
Водная техника
Во́дный тра́нспорт — вид транспорта, перевозящего грузы и/или пассажиров по водным путям сообщения, как естественным (океаны, моря, реки, озера), так и искусственным (каналы, водохранилища). Основным транспортным средством является судно. По типу используемых акваторий подразделяется на: Речной транспорт (перевозки по озёрам обычно относят к речному транспорту (за исключением самых крупных озёр — таких, как Каспийское море). Корабли делятся на десятки разных классов и несколько видов (Вёсельные, парусные, паровые, моторные).
Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Advertisement
Fan Feed
- 1 Роботы
- 2 Танки
- 3 Боевая техника
Наши ресурсы
В социальных сетях
Обзор
- Что такое Фэндом?
- О нас
- Вакансии
- В прессе
- Обратная связь
- Условия использования
- Конфиденциальность
- Общая карта сайта
- Локальная карта сайта
Сообщество
- Вики Сообщества
- Поддержка
- Справка
- Запретить продажу данных
Реклама на сайте
Приложения Фэндома
Оставайтесь в курсе всего происходящего на ваших любимых сообществах.
Техника вики — это сообщество Фэндома на портале Видеоигры.
Источник: texnika.fandom.com
Для проведения разведывательных операций в ВМФ США была переделана ракетная подводная лодка
В ВМФ США создали обитаемые и телеуправляемые подводные аппараты для поиска объектов на дне океана на большой глубине. Была разработана методика поиска таких объектов. Оставалось подобрать платформу, на которой базировалась бы глубоководная техника. Тем более, что задачу для такой субмарины морская разведка США уже сформулировала – подъем со дна моря обломков советских ракет, которые оказались там после пусков.
В этой статье мы расскажем о подводной лодке USS «Halibut» SSN-587 и о подготовке к операции «Песчаный доллар».
USS SSN-587 «Halibut» и операция «Песчаный доллар»
После успешного поиска места катастрофы американской атомной подводной лодки «Трешер», поиска и подъёма термоядерной бомбы в Средиземном море, Джон Крейвен и его Отдел специальных проектов был привлечен к разработке технических требование к глубоководным аппаратам для спасения экипажей подводных лодок DRSV. Но его внезапно пригласили в Пентагон, где Джеймс Бредли, начальник отдела подводных операций военно-морской разведки ВМФ США, предложил Крейвену принять участие в обеспечении операции американской военно-морской разведки «Sand Dollar» — «Песчаный доллар».
Суть операции заключалась в следующем. Американские подводники достаточно давно следили за советскими субмаринами – смотри статью «Тихая война. Разведка с подводных лодок. Первые батискафы».
Отслеживались не только сами подводные лодки с целью записи акустического портрета, но и пуски ракет с советских лодок в полигонах боевой подготовки. Зная, где находятся полигоны, на которых оборудованы цели для ракет, можно было приблизительно определить траектории полета ракет. Понимая, что не все пуски были успешными, и, зная, что тогда у ВМФ СССР не всегда была возможность поднять обломки ракеты, морская разведка США поставила перед собой цель поднять как можно больше обломков, чтобы изучить конструкцию ракет вероятного противника. Справедливости ради надо сказать, что в те годы советский флот не предпринимал особых усилий по поиску обломков, что облегчало задачу американцам.
Джон Крейвен должен был, во-первых, включить в техническое задание на проектирование DRSV не только требования по обеспечению спасения подводников, но и возможности находить и поднимать с грунта различные предметы. Во-вторых, его математические методы по поиску объектов на дне нужно было ориентировать на поиск обломков ракет в определенных акваториях.
И, наконец, в-третьих, Крейвен должен был подобрать подходящую подводную лодку для такой миссии. Существующие разведывательные субмарины ВМФ США для этого не подходили, так как не могли разместить на борту все необходимое оборудование и персонал для работы на нём. Как и советские адмиралы, американские не хотели заказывать для такого нового дела специальную подводную лодку.
ВМФ США предложил Крейвену на выбор две атомные подводные лодки, которые в тот момент были не у дел. Первая – USS SSN-575 «Seawolf» была, по сути, экспериментальной опытовой подводной лодкой. На ней был установлен атомный реактор с жидким металлом в качестве теплоносителя первого контура. После испытаний этот реактор был демонтирован и заменен водо-водяным реактором, который стоял на всех американских атомных подводных лодках.
Вторая лодка была значительно интереснее. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Если баллистическую ракету на подводную лодку впервые установили в советском флоте, то крылатые ракеты обосновались на американских субмаринах задолго до этого.
Это произошло, когда американцы получили в своё распоряжение немецкую крылатую ракету «Фау-1» (V-1), ещё в 1944 году, когда несколько экземпляров невзорвавшихся «Фау-1» были переданы США Великобританией. Американцы решили установить ракету на свои подводные лодки для ударов с моря по Японии.
Комплекс получил наименование «Loon» KUW-1 — «Луна» В качестве носителей использовались дизель-электрические подводные лодки типа «Балао». Первый пуск ракеты был произведен в январе 1946 года. Для испытательных пусков были переоборудованы подводные лодки USS «Carbonero» SS-337 и USS «Cusk» SS-348.
Возможности комплекса не удовлетворили американских моряков, он не был принят на вооружение флота, хотя испытательные пуски продолжались до 1951 года. Но идея установить на подводные лодки крылатые ракеты для ударов по береговым целям американскими адмиралами забыта не была.
Используя накопленный опыт, в 1955 году на вооружение был принят ракетный комплекс SSM-N-8A «Regulus» с одноименной крылатой ракетой. Этот комплекс стоял на вооружении с 1955 по 1964 годы. Всего было выпущено 514 ракет «Регулус». Как и «Луна», для старта «Регулуса» лодка должна была всплыть.
Комплекс создавался для того, чтобы постоянно держать под обстрелом советскую военно-морскую базу на Камчатке. Американские адмиралы серьезно опасались советских подводных лодок, размещенных на Камчатке. Первыми под ракетный комплекс переоборудовали две дизель-электрические субмарины времен Второй мировой войны USS «Tunny» SS-282 (типа «Gato») и USS «Barbero» SS-317 (типа «Balao»).
В 1958 году в строй вступили две дизель-электрические лодки специальной постройки USS «Grayback» SSG-574 и USS «Growler» SSG-577, а 1959 году атомная ракетная подводная лодка USS «Halibut» SSGN-587. «Tunny» и «Barbero» несли по две ракеты, «Grayback» и «Growler» — по четыре, а «Halibut» — пять ракет. По сути, это был первый вариант морского подводного ядерного сдерживания для ВМФ США.
Американские адмиралы хотели, чтобы у берегов Камчатки находились 4 ракеты. Поэтому, «Tunny» и «Barbero» патрулировали одновременно, а остальные три лодки — в одиночку. Это была достаточно напряженная служба, и в американском флоте эти пять лодок уважительно называли «океанским яхт-клубом». Кроме этого, для патрулирования уже в западной части Тихого океана ракетами «Регулус» были вооружены четыре американских тяжелых крейсера типа «Балтимор». К началу 60-х годов комплекс устарел, и в 1964 году был снят с вооружения. «Grayback» была переоборудована в разведывательную подводную лодку, а «Halibut» находилась в резерве.
Как стало известно СМИ, разногласия в администрации США касаются того, стоит ли оказать давление на Украину, чтобы добиться урегулирования конфликта с РФ дипломатическим путём.
Джон Крейвен выбрал «Halibut». Основная причина, по которой была выбрана эта лодка, заключалась в следующим. В носовой части «Halibut» находился большой герметичный ангар, в котором ранее располагались ракеты. Этот ангар получил прозвище «Пещера летучих мышей». Размеры ангара позволяли разместить в нем специальный вычислительный комплекс (а ЭВМ по размерам тогда походили на трехстворчатые платяные шкафы), рабочие места специалистов и подводные телеуправляемые аппараты.
После утверждения выбора лодки, на «Halibut» началось переоборудование. Крейвен исходил из того, что районы потенциального падения частей советских ракет будут даваться приблизительно. Поэтому оборудование лодки должно иметь возможность обследовать большие площади морского дна на глубинах до шести километров.
Для этого в «Пещере летучих мышей» размещались не только телеуправляемые подводные аппараты, но и современная гидроакустическая аппаратура. На глубинах до 200 метров обломки должны были забирать водолазы, выходящие через специальный шлюз, а возвращаться они должны были через декомпрессионную камеру.
На больших глубинах, лодка выпускала телеуправляемый подводный аппарат с манипуляторами, который проводил сбор обломков. Режим секретности был максимальным.
Так как в американском флоте многие знали, что Крейвен работал над созданием глубоководных аппаратов для спасения экипажей подводных лодок, то по легенде «Halibut» была опытовой подводной лодкой для испытания новой спасательной техники. На корме лодки установили полноразмерный макет спасательного глубоководного аппарата DRSV.
На самом деле, внутри его корпуса располагалась декомпрессионная камера для водолазов, которую невозможно было разместить внутри корпуса субмарины. Разведывательное оборудование размещалось в носу и на корме лодки. В носу, в «Пещере летучих мышей» располагалась основная электронно-вычислительная машина «Унивак» 1124, гидролокаторы, подводные телеуправляемые аппараты и специалисты, управляющие этой техникой. В кормовом торпедном отсеке обосновались водолазы. Там был оборудован глубоководный комплекс для водолазов, включающий в себя шлюз для выхода из лодки под водой и декомпрессионную камеру.
Подводная лодка USS Halibut SSGN-587 как носитель крылатых ракет (фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/USS_Halibut_(SSN-587)
Суть подводного поиска заключался в следующем. Прибыв в район, с лодки выставлялось несколько маяков-ответчиков. После этого, лодка начинала поиск, двигаясь по специальному алгоритму, ориентируясь на маяки-ответчики. Поиск проводился с помощью гидролокаторов.
При нахождении какого-либо предмета на дне, детальное обследование его проводили водолазы-глубоководники, или телеуправляемые подводные аппараты. Они же осуществляли доставку интересных объектов на борт лодки.
Первый блин комом. Осень 1967 года
Первый разведывательный поход «Halibut» был очень важен. Дело в том, что основные (на тот период) ракетные подводные лодки СССР – дизель-электрические ракетные лодки проекта 629 – проходили перевооружение на новый ракетный комплекс Д-4 с ракетами Р-21. Это был ракетный комплекс с подводным стартом. Перевооруженные лодки Тихоокеанского флота должны были провести стрельбы новыми ракетами над акваторией Охотского моря в сторону Камчатки. Американские аналитики предположили, что обломки ракет должны были остаться на дне Охотского моря, и даже приблизительно определили район поиска.
Во второй половине 60-х годов в состав Тихоокеанского флота СССР входили 9 ракетных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту — две дизель-электрические субмарины проекта АВ611 с ракетами Р-11ФМ, семь дизель-электрических лодок проекта 629 с ракетами Р-13 и одна атомная подводная лодка К-178 проекта 658 с ракетами Р-15. В СССР было запланировано перевооружение лодок проекта 629 на новый ракетный комплекс с ракетами Р-21.
Первой встала на перевооружение ракетная дизель-электрическая лодка К-129. После перевооружения К-129 стала относиться к проекту 629А. Пуск новой ракеты был произведен летом 1967 года из полигона, расположенного у восточного побережья острова Сахалин в сторону полигона Кура на Камчатке. Американцы считали, что боеголовка должна упасть на полигоне, а сама ракета – в акваторию Охотского моря.
Источник: versia.ru