Уважаемые товарищи, наверняка, многие из вас посещали военно-морские салоны, поднимались по неудобным трясущимся сходням на палубы огромных кораблей. Бродили по верхней палубе, рассматривая пусковые ракетные контейнеры, раскидистые ветви радаров и прочие фантастические системы.
Даже такие простые вещи, как толщина якорной цепи (каждое звено с пудовую гирю) или радиус обметания стволов корабельной артиллерии (размером поболее дачных «шести соток») могут вызывать у неподготовленного обывателя искренний шок и недоуменее.
Размеры корабельных механизмов просто Огромны. Подобные штуки не встречаются в обычной жизни – о существовании этих циклопических предметов мы узнаем только во время визита на корабль в очередной День ВМФ (День Победы, в дни проведения Санкт-Петербургского международного военно-морского салона и т.п.).
Действительно, с точки зрения отдельно взятого человека, маленьких или больших кораблей не существует. Морская техника поражает своими габаритами – стоя на пирсе рядом с пришвартованным корветом человек выглядит как песчинка на фоне огромной скалы. «Крошечный» 2500-тонный корвет выглядит как крейсер, а «настоящий» крейсер имеет вообще паранормальные размеры и выглядит как плавающий город.
Якорь подводного ракетоносца пр. 941 «Акула»
Причина данного парадокса очевидна:
Обычный четырехосный ж/д вагон (полувагон), нагруженный до краев железной рудой, имеет массу порядка 90 тонн. Очень громоздкая и тяжелая штука.
В случае с 11 000-тонным ракетным крейсером «Москва» мы имеем всего лишь 11 000 тонн металлических конструкций, кабелей и топлива. Эквивалент — 120 железнодорожных вагонов с рудой, плотно сконцентрированных в едином массиве.
А ведь крейсер «Москва» еще не предел – американский авианосец «Нимиц» имеет полное водоизмещение 100 с лишним тысяч тонн.
Воистину, велик Архимед, чей бессмертный закон позволяет держаться этим громадинам на плаву!
Как вода удерживает ЭТО?! Боевая рубка линкора «Нью-Джерси»
В отличие от надводных кораблей и судов, которые можно увидеть в любом порту, подводная компонента флота обладает повышенной долей скрытности. Субмарины сложно увидеть даже во время захода в базу – во многом благодаря особому статусу современного подводного флота.
Ядерные технологии, опасная зона, государственная тайна, объекты стратегической важности; закрытые города с особым паспортным режимом. Все это не прибавляет популярности «стальным гробам» и их славным экипажам. Атомные лодки тихо гнездятся в укромных бухточках Заполярья или скрываются от посторонних глаз на побережье далекой Камчатки.
Видеорассказ «Как устроена подводная лодка» Просто о сложном
О существовании лодок в мирное время ничего не слышно. Они не годятся для военно-морских парадов и пресловутой «демонстрации флага». Единственное, что умеет делать эти гладкие черные корабли – убивать.
Малышка С-189 на фоне «Мистраля»
Как же выглядят «Батон» или «Щука»? Насколько велика легендарная «Акула»? Правда ли это, что она не помещается в океане?
Выяснить данный вопрос довольно трудно – никаких наглядных пособий на этот счет нет. Музейные субмарины К-21 (Североморск), С-189 (Санкт-Петербург) или С-56 (Владивосток) являются полувековыми «дизелюхами» времен Wow* и не дают никаких представлений о реальных размерах современных подлодок.
*даже сравнительно «свежая» С-189 постройки 1950-х годов создана на базе трофейного немецкого «Электробота»
Читатель наверняка почерпнет много интересного из следующей иллюстрации:
Сравнительные размеры силуэтов современных подлодок в едином масштабе
Самая толстая «рыбина» – тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 (шифр «Акула»).
Ниже – американская ПЛАРБ типа «Огайо».
Еще ниже – подводный «убийца авианосцев» проекта 949А, т.н. «Батон» (именно к этому проекту принадлежал погибший «Курск»).
В левом нижнем углу притаилась многоцелевая российская АПЛ проекта 971 (шифр «Щука-Б»)
А самая маленькая из представленных на иллюстрации лодок – современная немецкая ДЭПЛ «Тип 212».
Конечно, наибольший интерес публики связан с «Акулой» (она же — «Тайфун» по классификации НАТО). Лодка действительно поражает воображение: длина корпуса 173 метра, высота от днища до крыши рубки равняется 9-этажному дому!
Надводное водоизмещение – 23 000 тонн; подводное – 48 000 тонн. Цифры ясно указывают на колоссальный запас плавучести – для погружения «Акулы» в балластные цистерны лодки закачиваются более 20 тыс. тонн воды. В результате, «Акула» получила на флоте забавное прозвище «водовоз».
При всей кажущейся иррациональности данного решения (для чего ПЛ такой большой запас плавучести??) «водовоз» имеет свои особенности и даже достоинства: в надводном положении осадка чудовищного монстра не на многим больше, чем у «обычных» подводных лодок — около 11 метров. Это позволяет заходить в любые места базирования, без риска наскочить на мель, и пользоваться всей имеющейся инфраструктурой для обслуживания АПЛ. Кроме того, огромный запас плавучести превращает «Акулу» в мощный ледокол. При продувании цистерн, лодка, по закону Архимеда, с такой силой «прет» наверх, что её не остановит даже 2-метровый слой прочного, как камень, арктического льда. Благодаря данному обстоятельству, «Акулы» могли нести боевое дежурство в самых высоких широтах, вплоть до районов Северного полюса.
Но даже в надводном положении «Акула» удивляет своими габаритами. А как иначе? – самая крупная лодка в мировой истории!
Можно долго восхищаться акульим видом
Акула» и один из РПКСН семейства 677
Лодка просто громадна, здесь добавить больше нечего
Современный РПКСН проекта 955 «Борей» на фоне исполинской рыбины
Причина проста: под легким обтекаемым корпусом скрываются две подлодки: «Акула» выполнена по схеме «катамаран» с двумя прочными корпусами из титановых сплавов. 19 изолированных отсеков, дублированная ГЭУ (каждый из прочных корпусов имеет независимую ядерную паропроизводящую установку ОК-650 тепловой мощностью 190 МВт), а также две всплывающие спасательные капсулы, рассчитанные на весь экипаж…
Что и говорить – в плане живучести, безопасности и удобства размещения личного состава этот плавучий «Хилтон» был вне конкуренции.
Погрузка 90-тонной «кузькиной матери»
Всего в боекомплект лодки входило 20 твердотопливных БРПЛ Р-39
Не меньше удивления вызывает сравнение американского подводного ракетоносца «Огайо» и отечественного ТРПКСН проекта «Акула» — неожиданно выясняется, что их габариты идентичны (длина 171 метр, осадка 11 метров)… при этом водоизмещение отличается в разы! Как же так?
Никакого секрета здесь нет – «Огайо» почти вдвое уступает по ширине советскому монстру – 23 против 13 метров. Тем не менее, назвать «Огайо» маленькой лодкой было бы несправедливо – 16 700 тонн стальных конструкций и материалов внушают уважение. Подводное водоизмещение «Огайо» еще больше – 18 700 тонн.
Еще один подводный монстр, чье водоизмещение превзошло достижения «Огайо» (в/и наводное – 14 700, подводное – 24 000 тонн).
Одна из самых мощных и совершенных лодок Холодной войны. 24 сверхзвуковые крылатые ракеты со стартовой массой 7 тонн; восемь торпедных аппаратов; девять изолированных отсеков. Рабочий диапазон глубин – более 500 метров. Скорость подводного хода свыше 30 узлов.
Для того, что разогнать «батон» до таких скоростей на лодке применена двухреакторная ГЭУ – днем и ночью страшным черным огнем горят урановые сборки в двух реакторах ОК-650. Суммарное энерговыделение 380 Мегаватт – достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией город на 100 000 жителей.
Но насколько оправданно было строительстве подобных монстров для решения тактических задач? Согласно распространенной легенде, стоимость каждой из 11 построенных лодок достигала половины от стоимости авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»! При этом «батон» был ориентирован на решение чисто тактических задач – истребления АУГ, конвоев, нарушения вражеских коммуникаций…
Время показало, что для подобных операций наиболее эффективны многоцелевые АПЛ, например –
Серия советских атомных многоцелевых лодок третьего поколения. Самое грозное подводное оружие до появления американских АПЛ типа «Сивулф».
Но, вы не подумайте, что Щука-Б так уж мала и тщедушна. Размер – значение относительное. Достаточно сказать, что крошка не помещается на футбольном поле. Лодка огромна. Надводное водоизмещение – 8100, подводное – 12 800 тонн (на последних модификациях оно увеличилось еще на 1000 тонн).
В этот раз конструкторы-проектировщики обошлись одним реактором ОК-650, одной турбиной, одним валом и одним гребным винтом. Превосходная динамика сохранилась на уровне 949-го «батона». Появился современный гидроакустический комплекс и роскошный комплект вооружения: глубоководные и самонаводящиеся торпеды, крылатые ракеты «Гранат» (в перспективе – «Калибр»), ракето-торпеды «Шквал», ПЛУР «Водопад», толстые торпеды 65-76, мины… при этом, огромным кораблем управляет экипаж всего из 73 человек.
Почему я говорю «всего»? Просто пример: для управления современной американской лодкой-аналогом «Щуки» — непревзойденным подводным киллером типа «Лос-Анджелес» требуется экипаж в составе 130 человек! При этом, американка, как водится, до предела насыщена радиоэлектроникой и системами автоматизации, а её размеры меньше на 25% (водоизмещение – 6000/7000 тонн).
Кстати, интересный вопрос: почему американские лодки всегда имеют меньшие размеры? Неужели всему виной «советские микросхемы – самые большие микросхемы в мире»?!
Ответ покажется банальным – американские лодки имеют однокорпусную конструкцию и, как следствие, меньший запас плавучести. Именно поэтому у «Лос-Анджелесов» и «Вирджиний» так мала разница в значениях надводного и подводного водоизмещения.
В чем заключается разница между однокорпусной и двухкорпусной лодками? В первом случае, балластные цистерны располагаются внутри единого прочного корпуса. Такая компоновка забирает часть внутреннего объема и, в определенном смысле, негативно влияет на живучесть подводного корабля. И, разумеется, у однокорпусных АПЛ гораздо меньший запас плавучести. В то же время, это делает лодку маленькой (насколько может быть мала современная АПЛ) и более тихой.
Отечественные лодки, традиционно, строятся по двухкорпусной схеме. Все балластные цистерны и вспомогательное глубоководное оборудование (кабеля, антенны, буксируемые ГАС) вынесены за пределы прочного корпуса. Ребра жесткости прочного корпуса также располагаются с наружной стороны, экономя драгоценный объем внутренних помещений. Сверху все это прикрыто легкой «оболочкой».
Достоинства: резерв свободного пространства внутри прочного корпуса, позволяющий реализовать особые компоновочные решения. Большее количество систем и оружия на борту лодки, повышенная непотопляемость и живучесть (дополнительная амортизация при близких взрывах и т.д.).
Хранилище ядерных отходов в Сайда-губе (Кольский п-ов)
Видны десятки реакторных отсеков подводных лодок. Безобразные «кольца» — не что иное, как ребра жесткости прочного корпуса (легкий корпус предварительно снят)
едостатки у данной схемы тоже имеются и никуда от них не спастись: бОльшие габариты и площадь смачиваемых поверхностей. Прямое следствие — лодка громче шумит. А уж если возникнет резонанс между прочным и легким корпусом…
Не стоит обольщаться, услышав про обозначенный выше «резерв свободного пространства». Внутри отсеков российских «Щук» по-прежнему нельзя гонять на мопедах и играть в гольф – весь резерв был потрачен на установку многочисленных герметичных переборок. Количество обитаемых отсеков на российских лодках обычно колеблется в пределах 7…9 единиц. Максимум достигнут на легендарных «Акулах» — целых 19 отсеков, без учета герметичных технологических модулей в пространстве легкого корпуса.
Для сравнения – прочный корпус американских «Лос-Анджелесов» делится герметичными переборками всего на три отсека: центральный, реакторный и турбинный (естественно, не считая системы изолированных палуб). Американцы, традиционно, ставят на высокое качество изготовления корпусных конструкций, надежность оборудования и квалифицированные кадры в составе экипажей подлодок.
Вот такие ключевые различия школ подводного кораблестроения по разным сторонам океана. А лодки по-прежнему огромны.
Здоровенная рыбина. Американская многоцелевая АПЛ типа «Сивулф»
Еще одно сравнение в одинаковом масштабе. Оказывается, «Акула» не так велика по сравнению с атомным авианосцем типа «Нимиц» или ТАВКР «Адмирал Кузнецов» — размеры авианесущих кораблей совершенно паранормальны. Победа техники над здравым смыслом
Маленькая рыбка слева — ДЭПЛ «Варшавянка»
Транспортировка вырезанных реакторных отсеков АПЛ
Новейшая российская многоцелевая АПЛ К-329 «Северодвинск» (принятие в состав ВМФ запланировано на 2013 год).
На заднем плане видны две проходящие утилизацию «Акулы»
Источник: ucrazy.ru
Малые подводные лодки
Размещение стратегических баллистических ракет на подводных лодках началось в те годы, когда ни СССР, ни США не обладали ещё баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ) с межконтинентальной дальностью стрельбы. Поэтому тогда подводные лодки были просто транспортным средством для доставки ракет поближе к целям, т.е. в зону досягаемости, что превращало ракеты с относительно небольшой дальностью стрельбы в стратегическое оружие. Важной особенностью ПЛ с БРПЛ в те годы был их высокий уровень неуязвимости. Одна сторона не могла знать, где конкретно находятся в данный момент времени подводные лодки другой стороны, вооруженные ракетами с ядерными боеголовками, и тем более не могла уничтожить их. ПЛ с БРПЛ были высокоэффективным оружием для нанесения гарантированного ответного удара, оружием надежного ядерного сдерживания.
Но плавание в океанских просторах дело не простое. Так 8 марта 1968 года наша подводная лодка «К-129» с баллистическими ракетами затонула в Тихом океане. Погибли 98 моряков. Были и другие различного рода аварии и даже столкновения с американскими подводными лодками.
Поэтому, когда в 1974 году в СССР была принята на вооружение первая в мире БРПЛ с межконтинентальной дальностью стрельбы — жидкостная ракета Р-29 с забрасываемым весом 1,1 т и дальностью стрельбы 7800 км, возник естественный вопрос о целесообразности хождения с межконтинентальными ядерными ракетами по морям и океанам. Но в те годы, в эпоху гонки вооружений, подобные вопросы руководством СССР не рассматривались. Главная задача, которая ставилась перед разработчиками – сделать не хуже, а желательно лучше, чем у американцев. Так и делали.
О сложностях превращения ПЛ из транспортного средства доставки ракет поближе к целям в атомную подводную лодку (АПЛ) с БРПЛ межконтинентальной дальностью стрельбы и проблемах, возникающих перед разработчиками, которые старались сделать конструкцию не хуже, а желательно лучше, чем у американцев, и о создании новых образцов ПЛ рассказывает доктор технических наук, профессор Юрий Григорьев.
Жидкостная ракета типа Р-29Р с РГЧ |
Источник: www.arms-expo.ru |
В КБМ (город Миасс) было разработано семейство жидкостных ракет, в том числе уникальная ракета Р-29РМ (забрасываемый вес 2,8 т, дальность стрельбы 8300 км), принятая на вооружение в 1986 году. В 1983 году была принята на вооружение первая в мире БРПЛ с 10 боевыми блоками – твердотопливная ракета Р-39 (забрасываемый вес 2,55 т, дальность стрельбы 8300 км), оснащенная амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС), обеспечивающей возможность старта в ледовой обстановке.
Но в настоящее время, когда мы в инициативном порядке, без всяких договоров уничтожили всю твердотопливную морскую группировку и прекратили строительство новых ПЛ под принятую на вооружение в 2007 году жидкостную ракету «Синева» и её модификацию ракету «Лайнер», вопрос о целесообразности хождения с ядерными ракетами по морям и океанам встал с новой силой. Тем более что в ближайшие годы ходить туда нам будет просто не на чем. Если в СССР строительство ПЛ занимало не более двух лет, то в новой России ПЛ проекта 955 под ракету «Булава», строили 16 лет, а на боевом дежурстве её до сих пор не видно.
Схема житкостной ракеты «Синева»: (1) разделяющаяся головная часть (РГЧ); (2) топливные баки 3-й ступени и РГЧ; (3) отсек боевых блоков; (4) двигатель 3-й ступени; (5) топливные баки 2-й ступени; (6) двигатель 2-й ступени; (7) топливные баки 1-й ступени; (8) двигатель 1-й ступени |
Источник: www.arms-expo.ru |
За годы, оставшиеся до полного естественного устаревания и вывода из состава ВФМ последних, построенных в СССР подводных ракетоносцев проектов 667БДРМ, мы неспособны построить новую группировку, которую можно было бы противопоставить американской группировке подводных лодок типа «Огайо». И дело не только в наличии или в отсутствии у России подводных океанских ракетоносцев, но и в нашем неблагоприятном географическом положении. США, Великобритания, Франция и Китай омываются морями, поэтому их подводные лодки с баллистическими ракетами имеют свободный выход в океан из многочисленных портов и баз, расположенных на побережье этих стран, и мы не имеем реальных возможностей контролировать это.
АПЛ К-137, «Ленинец» проект 667А, 667АУ. Источник: deepstorm.ru |
У нас только два выхода в открытый океан: Кольский залив и восточные порты, да и они имеют затрудняющие выход узкости и проливы, а в критической ситуации могут быть заблокированы противником. В обычной повседневной обстановке эти два выхода российских подводных лодок в океан контролируются американскими космическими и другими системами, осуществляется слежение за нашими подводными лодками и их сопровождение ударными атомными подводными лодками, противолодочной авиацией и надводными кораблями. Эту задачу в конце прошлого столетия стали выполнять американские стационарные системы подводного наблюдения SOSUS, SURTAS, самолеты «Орион» (около 200 единиц), многоцелевые ПЛ, а позднее глобальная система подводного наблюдения OUSS. Мобильные системы контроля DADS разворачиваются непосредственно у баз наших ПЛ.
При таком постоянном контроле за местонахождением наших ПЛ в случае осложнения обстановки при нанесении противником первого ядерного удара по территории нашей страны одновременно будет нанесен удар и по нашим находящимся под постоянным контролем ракетным ПЛ, которые так и не успеют выполнить свою главную и основную задачу – нанесение сокрушительного ответного удара.
Поэтому в настоящее время с новой силой встал вопрос о выборе оптимального места старта наших морских стратегических ракет. В самом деле, если баллистическая ракета, запущенная с подводной лодки, находящейся у своих берегов, может долететь до цели на другом континенте на полчаса, то зачем нужно в течение многих дней подвозить эту ракету поближе к цели или гулять с нею по мировому океану. Межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования прекрасно выполняют свои функции, находясь на собственной территории. Пора и морские ракеты приучить к домашнему базированию.
Самая главная ранее функция подводной лодки — быть транспортным средством для превращения нестратегических ракет в стратегические, утратила всякий смысл. Логичнее стало вообще никуда не выходить, а находиться на своей территории или вблизи ее, в своих территориальных водах под надежной защитой. Что же касается второй функции подводной лодки — обеспечивать скрытность, то следует признать, что постепенно, с созданием различных систем обнаружения подводных лодок и контроля за их перемещением, выполнять эту функцию в океане будет все сложнее.
Возникает естественный вопрос, если перевозить по океанским просторам БРПЛ уже не требуется, а обеспечивать скрытность ПЛ в океане становится все труднее, то зачем вообще нужны океанские подводные лодки с БРПЛ, эти огромные подводные крейсеры фантастической стоимости с ядерными реакторами и сложнейшими системами? Зачем хорошо обученные, тренированные экипажи совершают сложные трансатлантические подводные переходы?
Неужели скрыть от другой стороны местонахождение наших баллистических ракет можно только находясь в океанских просторах, где опасности поджидают нашу подводную лодку на каждом шагу и некому оказать экипажу помощь в кризисной ситуации, поскольку в настоящее время присутствие ВМФ России в морях и океанах незначительно. Разве нельзя сделать это как-нибудь попроще, не тратя огромные деньги на строительство подводных мастодонтов? Для России это немаловажный вопрос. Думается, ответ на него может быть положительным, если отойти от сложившегося десятилетиями стереотипа, что баллистические межконтинентальные ракеты должны размещаться непременно на подводных лодках и эти лодки, вооруженные БРПЛ, должны бороздить океанские просторы.
АПЛ «Князь Владимир». Источник: Российская газета |
А если не плавать в океане, то зачем нужно 16-20 ракет на одной подводной лодке? Почему не строить маленькие ПЛ, например на две ракеты? Согласно Договора СНВ-1 (Статья IV, пункт 18) «Каждая из сторон обязуется не производить, не испытывать и не развертывать:
а) баллистические ракеты с дальностью свыше 600 километров, а также пусковые установки для таких ракет для установки на плавучих средствах, в том числе на свободно плавающих пусковых установках, не являющихся подводными лодками
б) пусковые установки баллистических и крылатых ракет для размещения или закрепления на дне океанов, морей или внутренних вод и внутренних водоемов или в его недрах, либо подвижные пусковые установки таких ракет, перемещающиеся лишь в соприкосновении с дном океанов, морей или внутренних вод и внутренних водоемов, а также ракеты для таких пусковых установок»
Поскольку этим Договором, правда, уже устаревшим, размещение межконтинентальных баллистических ракет на кораблях, не являющихся подводными лодками, запрещено, то почему бы не размещать ракеты на малых подводных лодках, например, с двумя ракетными шахтами, закрепленными горизонтально вне корпуса ПЛ, которые перед стартом устанавливаются в вертикальное положение. И плавали бы эти малые ПЛ в наших территориальных водах: реках, озерах и прибрежных районах.
Таким ПЛ не нужны ядерные реакторы, сложные гидроакустические системы, торпедное вооружение, огромные аккумуляторные батареи, поскольку такая подводная лодка сможет ходить в основном на дизелях, в том числе и в погруженном состоянии, получая воздух для дизелей и экипажа через шнорхель. Не нужен ей и тяжелый сверхпрочный корпус, рассчитанный на погружение в океане на сотни метров, потому что максимальная глубина погружения, даже аварийного, такой подводной лодки будет существенно меньше. Ей не нужны большие скорости хода, как в подводном, так и в надводном положении, 3-5 узлов более чем достаточно, чтобы спокойно перемещаться от одной позиции к другой.
Старт ракет производится только из надводного положения, что значительно упрощает конструкцию ракет и корабельных систем обслуживания. По команде «предстартовая подготовка» освобождается крепление шахт, и они под собственным весом, поворачиваясь вокруг оси, расположенной выше центра тяжести, устанавливается в вертикальное положение, где и фиксируется. Точность вертикального положения и качка для БРПЛ значения не имеют.
Старт ракет может производиться на стоянке, а также и на ходу, если глубина фарватера позволяет развернуть шахты. Такой подводной лодке не потребуется громоздкая и сложная навигационная система, достаточно приемника системы «Глонасс». Кроме того геодезическая привязка мест стоянок может быть произведена заранее, а для навигационного обеспечения ракетного комплекса во время передвижения на берегах реки могут быть установлены реперы, позволяющие корабельной системе в процессе движения обнулять накапливающиеся ошибки координат места. При таком хорошем навигационном обеспечении ракета может быть существенно упрощена, поскольку ей уже не потребуется система коррекции траектории полета ракеты по звездам (асторокоррекция), предназначенная для обеспечения высокоточного попадания боеголовок ракеты в цель при значительном накоплении ошибок навигационной системы ПЛ в процессе длительного нахождении в подводном положении.
Для дополнительной маскировки малой ПЛ, её оперативного материального обслуживания и удобства экипажа могут быть построены надводные суда, которые внешне должны выглядеть как обычные речные суда или баржи различного типа, но в кормовой части быть по существу катамаранами, чтобы малая ПЛ в полупогруженном положении могла подойти к судну с кормы, пройти под его днищем и закрепиться там, а рубка ПЛ оказалась бы при этом в надстройке судна. В таком положении судно и ПЛ могли бы находиться и при движении, и на стоянках. При этом в самой ПЛ будут нести боевое дежурство несколько членов экипажа, а остальные в это время смогут отдыхать на надводном судне. Никакими космическими средствами и даже агентурным наблюдением с берега невозможно будет зафиксировать наличие или отсутствие подводной лодки под судном, а аналогичных по внешнему виду судов можно настроить достаточно много для выполнения многочисленных задач гражданского судоходства.
Зимой малые ПЛ могут вмораживаться в лед или в надводном или в полупогруженном положении, когда снаружи будет находиться только рубка. Для старта ракет зимой из подводной лодки, вмороженной в лед в надводном положении, все происходит как летом, поскольку вмораживается только корпус, а под шахтами льда нет. При старте из полупогруженного положения лед взламывается и крошится взрывными устройствами или другим способом, после чего контейнеры с ракетами переводятся в вертикальное положение. Эта процедура несколько увеличит время предстартовой подготовки, что для ответного удара вполне допустимо.
Следует заметить, что эксплуатация малых ПЛ в зимнее время это наиболее сложная проблема, поскольку в нашей северной стране очень мало незамерзающих водоемов. Возможно, что из-за этого окажется более целесообразным создавать малые ПЛ в виде катамаранов с одной шахтой, что позволит проще решать вопросы отсутствия льда в зоне нахождения шахты с ракетой. Но это уже вопросы реального проектирования.
Вдоль побережья реки (озера) могут быть оборудованы многочисленные места стоянки малых ПЛ. По существу это просто закрытые навесы, разглядывая которые с земли или из космоса невозможно решить есть там ПЛ или нет. Некоторые из таких навесов могут быть оборудованы проводными системами связи с береговым командным пунктом, а другие будут просто пустышками, предназначенными для дезориентации противника.
Контролировать из космоса местонахождение такой малой ПЛ при развертывании специальных систем маскировки и защиты практически нереально. Ложные стоянки, множество макетов рубок подводных лодок, передвигаемых по реке, а зимой вмороженных в лед, радиомолчание, так как двухсторонняя связь на стоянке будет осуществляться только по кабелю, малая заметность в инфракрасном спектре, поскольку проточная речная вода уносит тепло, и множество других решений позволят сделать этот ракетный комплекс практически неуязвимым. Следует учесть и наличие участков высоких скалистых берегов на сибирских реках, что может служить неплохой природной защитой от боеголовок межконтинентальных баллистических ракет, поскольку эти боеголовки подходят к цели под небольшим углом к горизонту (около 25 градусов), а также крылатых ракет, которые для поражения цели вынуждены будут на конечном участке полета подлетать к ней вдоль реки, где они наиболее уязвимы.
Создание малых ПЛ это не фантазия, а реальная неизбежность, потому что в условиях нынешней разрухи в нашей оборонной промышленности и в науке мечтать о том, как мы в ближайшие годы настроим множество ПЛ проекта 955 с ракетами «Булава», имеющими забрасываемый вес всего 1,15 т, т.е. меньше чем у давно снятого с вооружения американского «Трайдета-1», завоюем тем самым океанские просторы и покажем американцам «кузькину мать», как говаривал когда-то незабвенный «Никита», вот это действительно фантазия.
Юрий Григорьев
Права на данный материал принадлежат Федеральный электронный справочник «Оружие России»
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Источник: vpk.name
Подводная лодка (ФРГ, Великобритания, Франция, 1985) — Смотреть сериал
Мини-сериал «Подводная лодка» (1985) рассказывает о боевом походе немецкой подводной лодки и людях, поставленных по воле судьбы и времени в ситуацию, когда необходимо убивать, чтобы жить.
Сериал «Подводная лодка» (1985) смотреть онлайн бесплатно все серии подряд в хорошем HD 720 — 1080 качестве:
Смотреть фильм «Подводная лодка» (1985) в хорошем HD качестве:
Факты о сериале «Подводная лодка» (1985):
- Весь съёмочный период актёров специально держали в помещении, не выпуская на улицу, чтобы те больше походили на лишённый доступа к свежему воздуху экипаж подводной лодки на задании.
- После Второй мировой войны не осталось ни одной подводной лодки модификации VII-C, поэтому для съёмок фильма было сделано два полноразмерных макета рубки и палубы. Для сцен в отсеках создали цистерну, имитирующую корпус и подвешенную так, что она могла качаться вверх-вниз и вправо-влево, что позволяло достоверно снимать движение и сотрясения от разрывов глубинных бомб. Сохранилась всего одна подлодка типа VIIC/41 — U-995, сейчас она демонстрируется в морском музее города Лабё в Германии.
- Перед началом съёмок актёров долго и нещадно тренировали в действиях при авральной ситуации на борту подводной лодки — например, когда необходимо срочно перебежать на нос или корму и помочь накренить судно.
Трудовые и боевые будни в глубине моря
Даже фильм про подводную лодку в два с половиной часа, учитывая замкнутую локацию, ограниченность в выборе сюжетных линий и разнообразия действующих лиц представлялось задачей архисложной. Вольфганг Петерсен успешно с ней справился, главным свидетельством чему стала появившейся спустя 5 лет расширенная версия, в которой режиссер замахнулся уже почти на пятичасовой хронометраж при тех же условиях (локация, сюжет, герои). Проект в формате мини-сериала уже нельзя назвать идеальным, без недостатков не обошлось, но уверен, что и тут Петерсен сделал максимум того, что вообще можно было сделать. В теории, конечно, можно представить и более успешное исполнение, но на практике, на мой взгляд, это будет реализовать почти невозможно.
В сериале «Подводная лодка» (1985) на редкость удачный подбор персонажей и характеров. Основная нагрузка легла на Юргена Прохнова, блестяще справившегося с ролью капитана. Это мудрый, хладнокровный, справедливый, отважный и преданный своему делу командир, не теряющийся как в житейских, так и экстремально-боевых сложных ситуациях.
И при этом не стесняющийся говорить вслух о некомпетентности и халатности представителей даже высшего командования. Пожалуй, именно это, а еще непоказной, но искренний патриотизм привлекают в этом человеке больше всего. Он из тех, кто действительно покидает корабль последним, но тихо и незаметно, а не под бравурный марш и вспышки фотокамер. Вот такого капитана сыграл в картине Петерсена Прохнов, обеспечив ей если не половину, так треть успеха точно.
В принципе, достаточно много можно сказать о многих членах экипажа, начиная с ближайших помощников капитана, настолько тщательно прописаны эти персонажи, со вниманием к самым незначительным деталям и подробностям. Каждый из них словно унес с собой в глубину моря кусочек своей Германии, надеждой вернутся в которую они все и живут. Для одного это родительский дом в деревне, для второго улицы родного города, по которому бегал еще пацаном, для других – любимые девушка, жена, дети, милые сердцу мелочи, о которых зачастую вспоминаешь, только лишившись их.
Десяткам людей приходится уживаться в тесном пространстве, и такой процесс по определению не может пройти гладко. Притереть свои привычки к коллективу, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, с которыми связана воинская служба вообще, а уж служба на подводной лодке – и подавно, тяжело.
Одни уходят в себя, другие стараются прятаться за нарочитым легкомыслием и солеными шуточками, третьи стараются постоянно чем-то себя занять, чтобы не впадать в апатию и депрессию. В ленте все это раскрывается через хорошо продуманные диалоги и прекрасно снятые крупные планы героев, при которых часто и слов не надо, так удачно они ловят настроение того или иного персонажа.
Следует отдать должное создателям и относительно проведенной работы над «матчастью»: «быт» подводной лодки воспроизведен скрупулезно и тщательно. Наверное, без огрехов не обошлось, но в целом картина очень и очень пристойная. А еще в фильме Петерсена привлекает то, что он показывает не только глянец с торжественными речами и призывами служить во славу родине, но и изнанку воинской службы, где также присутствуют пот, грязь, вши и каждодневные тесты не только на проф-, но и человеческую пригодность. Из сыгравших в «Подводной лодке» сложно выделить кого-то одного, актеры действительно работали дружной командой, составив настоящий экипаж. Хотя, пожалуй, отдельной строкой упомяну Херберта Грёнемайера, сыгравшего лейтенанта Вернера, Бернда Таубера в роли оберштурмана, а также Мартина Мая в роли Ульманна.
Относительно сюжета, то «заторов» и откровенных пробуксовок тут избежать было почти невозможно, что в первой половине фильма и происходит раз за разом. Начинают повторяться сцены, диалоги, флэшбэки-воспоминания героев.
В иные моменты это утомляет, хотя и свой плюс в этом есть: в ленте очень убедительно демонстрируется, что спокойствие и бездействие – ничуть не менее сложное испытание, чем реальная боевая ситуация, когда все решают секунды, а от быстроты твоих действий зависит не только твоя собственная жизнь, но и жизни твоих товарищей. Однако примерно последняя треть картины с лихвой компенсирует простои первой половины. Тут от экрана вообще не оторвешься, настолько стремительно и напряженно разворачиваются события. И каждая сцена просто загляденье в плане исполнения! Благодаря данным эпизодам фильм оставляет чрезвычайно сильные впечатления, и о том, что незадолго до этого доводилось иной раз чуть ли не зевать со скуки, уже не вспоминаешь.
Итоговый вывод: хорошо сделанное кино о людях на войне, которым Петерсен прошел жесткий тест на профпригодность, и после которого я занес его в любимые режиссеры. Именно после «Подводной лодки» понимаешь, почему Петерсен смог добиться успехов в Голливуде, сняв такие блокбастеры, как, например, «Троя».
похожие фильмы:
«Подводная лодка» (нем. Das Boot) — западногерманский художественный фильм 1981 года, снятый режиссёром Вольфгангом Петерсеном по одноимённому роману 1973 года Лотара-Гюнтера Буххайма, повествующем о седьмом боевом походе немецкой подводной лодки U-96 во время Второй мировой войны.
История моряков-подводников, что отправились в море осенью 1941 года. Это немецкая подводная лодка, что должна была сражаться с английским флотов в Атлантическом океане. Начиная свое путешествие, в нее забирались совсем молодые ребята, которым только предстояло узнать на своей коже – что такое война.
1945 год. Близится окончание войны. Подводной лодке — U Немецких Военно-морских сил, отдан приказ отправится в Японию к союзнику фашистской Германии и доставить японских ученых, радиоактивный плутоний и документацию по созданию атомной бомбы. На лодку охотятся английские и американские корабли, приходит известие о капитуляции Германии и самоубийстве Адольфа Гитлера.
Война проиграна. Экипаж разделился, некоторые члены экипажа готовы выполнить задачу поставленную командованием, а некоторые готовы сдаться на милость победителя. Командир принимает решение…
Вторая мировая война. Капитан подводной лодки против своего желания берёт на борт двух западных дипломатов, чтобы переправить их испанским Канарским островам и заключить перемирие. Но во время их транспортировки судно вынуждено вступить в отчаянную схватку с врагами у берегов Малайзии.
Действие сериала «Подводная лодка» (2018) происходит в 1942 году через несколько месяцев после событий, когда союзникам удалось разгадать код шифровальной машины «Энигма», а на оккупированных территориях развернулась новая волна антинацистского движения. Команде известной субмарины во главе с новым капитаном Клаусом Хоффманом придется пройти через еще более жесткие испытания и военные столкновения.
«Подводная лодка» — это история о сложном выборе, выживании, пределах человеческих чувств и жесткой правде жизни во времена бессмысленной войны.
Советская подводная лодка Т-9 должна совершить рейд в тыл противника и предотвратить наступление врага через море. Капитан Костров и его мужественный экипаж проходят все минные ловушки, которыми враги пытались обезопасить подход с моря.
Подлодка открывает огонь по вражеским кораблям и несколько из них отправляют ко дну. Задача оказывается на грани срыва, когда становится известно о том, что неприятель уже переправил из порта все необходимые ему боеприпасы. Вражеский эшелон скоро отправляется и шансов его настигнуть с моря уже не будет.
История краха фашистского диктатора Италии, рассказанная его дочерью Эддой. Драматические события отдалили Бенито Муссолини от семьи. Его поддерживают преданная жена и юная любовница, но в то же время он чувствует ненависть своей дочери, муж которой, Галеазо Джиано, стал непосредственной причиной падения и ареста диктатора.
«U-429: Подводная тюрьма» (англ. In Enemy Hands — «В руках врага») — фильм режиссёра Тони Гиглио. Премьера фильма состоялась в 2004 году.
3 июня 1943 года американская субмарина класса «Рыба-меч» вышла в Атлантический океан. Почти два месяца моряки слышали только учебную тревогу и роптали на молодого и амбициозного капитана Рэндалла Салливана, присланного из штаба ВМФ. И вот, наконец, 2 августа прозвучал сигнал боевой тревоги: в 600 милях от побережья США «Рыба-меч» обнаружила немецкую подводную лодку Ю-429.
Фильм «Ноябрьская луна» (1985) это история любви двух девушек в оккупированной нацистами Франции. Одна из них — еврейка, приехавшая во Францию из Германии чтобы избежать ужасов концлагерей. Вторая — француженка. Вскоре после их встречи начинается захват Франции немцами, и им приходится бежать на юг страны, чтобы уцелеть. Многое им придется преодолеть, чтобы уцелеть.
Источник: kino-o-voine.pro