Подводная лодка бч 4 это

Матрос подводной лодки анонимно рассказал о том, что такое поцелуй кувалды, зачем закусывать вино воблой и почему некоторым подводникам приходится годами драить туалет. Фотографии к тексту — подводная дизельная лодка Б-44, которая открыта в качестве музея в Вытегре (Вологодская область).

Подлодка

Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая — штурманская, вторая — ракетная, третья — мино-торпедная, четвёртая — радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая — электромеханическая, самая большая.

С первой по четвёртую части — это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 — это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск.

Морские Легенды: подводная лодка U-995 | «Мир кораблей»

Ещё одна база есть на Дальнем Востоке — её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет — только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Первое погружение

Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник.

Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.

Служба

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой.

Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты — то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90.

В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса — так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия.

Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам. Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно?

Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.

Быт

Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят — восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи — в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок.

У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то — гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. — Прим. ред.). Причём самое обидное — закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет — драишь его до конца.

Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами — то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

Еда

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб.

Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

Иерархия

Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание — подчинённый его выполняет без комментариев.

Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста — подгодок — матрос, который отслужил два года, а самые крутые — годки — у них срок службы больше, чем 2,5 года.

Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина — это их, а вторая — всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

Устав — это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит.

Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной — не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня?

Читайте также:  Документы на прицеп для лодки

Бегом! Бл. Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».

Командиры

Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему — получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, — капитан первого ранга Гапоненко (фамилия изменена. — Прим. ред.). Было это в первый год службы.

Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА — Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте. Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили.

Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)».

На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь!

Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су. я тебя, бл…, за жопу подвешу. » Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой — это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», — ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.

Б-440 — дизель-электрическая подводная лодка ВМФ СССР и России проекта 641. Открыта для посетителей в Вытегре (Вологодская область) в качестве подводной лодки-музея.

Заберемся наверх. Тут особо не развернешься.

Обратите внимание на рубку, как будто лезвие топора.

Привычный вид спереди.

Ну и конечно как без селфи?

Как написано в википедии, подлодка заложена 1 июня 1970 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Спущена на воду 16 сентября 1970 года.

16 января 1971 года после сдаточных испытаний вошла в состав 211-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Северного флота СССР. В 1971—1972, 1973—1974, 1977 и в 1983 годах выполняла боевые задачи в Средиземном море, в 1982 в Баренцевом и Норвежском морях, в 1984 в Северо-Восточной Атлантике.

В январе-июле 1988 года осуществляла групповой поиск подводных лодок ВМС НАТО совместно с Б-396 «Новосибирский комсомолец» и Б-401 «Новосибирск». 12 августа 1989 года на глубине 80 м Б-440 попала в трал норвежского рыболовецкого траулера «Орион» к юго-востоку от острова Медвежий. Сеть была снята силами личного состава судна, позднее лодка ушла в подводное положение, при переговорах голосом капитан национальную принадлежность скрыл. Основными причинами происшествия признаны безграмотное маневрирование и неоправданное сближение с целями.

В 1990—1995 гг. проходила капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе. В 1994 году перечислена в состав Балтийского флота и зачислена в состав 25-й бригады подводных лодок 4-й дивизии учебных кораблей. В 1998 году исключена из состава флота и передана для утилизации.

В 2003 году было принято решение установить подлодку в качестве музея г. Вытегра. В 2003 году началось переоборудование в музей на Кронштадтском морском заводе, что было завершено в 2005 году. Большая часть отсеков сохранена полностью, остальная часть использована для эксплуатации музея.

В Вытегорском заливе произведены дноуглубительные работы — необходимое условие для приема судна, которое ошвартовалась у береговой черты. В Вытегру подводная лодка была доставлена по акватории Ладожского и Онежского озёр. 10 декабря 2005 года подводная лодка стала базой для Музея боевой славы моряков.

Далее будет много фоток и совсем немного комментариев. Скажу только, что таких музеев в России всего 4 — в Москве, Санкт-Петербурге, Калиниграде и в Вытегре.

Судя по этому изображению, в мире не более 20 подобных музеев — подлодок.

Поднимаемся на второй этаж.

А теперь поднимемся наверх, в рубку.

Этот только первый уровень, лезем дальше.

Какие-то вандалы разбили стекло.

Не мог не посмотреть как тут сверху вид.

Ну все пожалуй, лезем обратно вниз.

На этом все, извините за скудное повествование, надеюсь было интересно посмотреть на снимки.

Источник: www.stena.ee

20 000 лье под водой

19 марта 1906 года считается датой рождения подводных сил Российского Военно-Морского Флота. В этот день императорским указом подводные лодки были определены в самостоятельный род сил флота. А приказом Главкома ВМФ № 253 от 15 июля 1996 года эта дата объявлена Днем моряка-подводника.

19 марта 2013 года корреспондент «Псковской правды» встретилась с депутатом Псковской городской Думы Григорием Турчиным, который в свое время служил на подшефной городу большой атомной подводной лодке «Псков», чтобы поговорить о том, что же это такое – быть подводником.

На фото: капитан 2 ранга Гигорий Турчин на центральном посту

Григорий Михайлович, в этом году подлодке «Псков» исполняется 20 лет. Когда будет отмечаться юбилейная дата?

— Датой двадцатилетия БАПЛ «Псков» считается 17 декабря 2013. Уже создан оргкомитет по подготовке к празднованию 20-летия корабля. Он создан на базе приемной партии «Единой России», там нас 24 человека, необязательно члены партии – я сам не член партии – просто там есть люди, которые стояли у истоков, когда зарождались шефские связи между подлодкой и городом. Там есть и корреспондент, и писатели, и мы – ветераны с подводной лодки. Есть также бывшие чиновники, которые работали в городской администрации в 1996 году, когда шефские связи только появлялись.

ЦИТАТА

Корпус подводной лодки рассчитан на 120 лет, она титановая. И просто нельзя упустить юбилей 20 лет. Только представьте, что через 100 лет кто-то посмотрит эти материалы пожелтевшие, и скажет спасибо, что в то время люди заботились об этом…

А в чем суть этих шефских отношений? Что делается в рамках шефства Пскова над подлодкой-тезкой?

— Это одновременно очень простой и очень сложный вопрос. Мне посчастливилось начинать служить на подводной лодке К-119. Впоследствии она стала первой лодкой Военно-Морского флота, которой присвоили имя города Воронеж. Мы еще тогда молодыми ребятами так скептически относились: ой, «Воронеж», почему? Почему мы не «Орел», при чем здесь Воронеж? Каким боком?

Потом выяснилось, что Воронеж – родоначальник Военно-Морского флота России. Начали названивать туда, поставили в известность администрацию Воронежа, что вот есть такая лодка. Они очень заинтересовались, и завязались шефские связи. А был очень непростой период – середина 90-ых годов, когда мы по 5 месяцев не получали заработную плату. И вот как раз я уже служил на лодке «Псков».

Псков очень помогал в тот период экипажу. Они привозили нам и продукты, и оргтехнику, и материалы для ремонта казармы. Нам, экипажу, досталась казарма после пожара, просто ужас был. Нам привозили двери, столы, телефонные аппараты. Причем этим занималась не только администрация, находили в городе меценатов.

Читайте также:  Лодочный мотор тохатсу 12 характеристики

Потом, уже когда мы делали ответные визиты, знакомились со многими руководителями предприятий, знакомились с воинскими частями, завязалась очень тесная дружба с клубом «Два капитана» в Каверинской библиотеке. Они молодцы, сподвижники: кинули клич по городу, собрали очень хорошую библиотеку на подводную лодку. Причем люди несли книги в библиотеку десятками. Мы в казарме выделили специальное помещение. Стеллажи, картотека – все было сделано лучше, наверное, чем в иной сельской библиотеке.

Сейчас, к сожалению, в последние годы немножко все пошло на спад. Наверное, зависит это и от командования, оно сменилось командование. И, наверное, и здесь поменялись у нас руководители, которые не то что забыли, но на второй план приоритеты. А раньше-то к нам ездили, смотрели, как на космонавтов.

На фото: настоятель храма А.Невского отец Олег Тэор в гостях у подводников (с коками)

ДАТА

Большой атомной подводной лодке «Псков» в этом году исполняется 20 лет. Официальной датой юбилея считается 17 декабря – именно в этот день на лодке был поднят военно-морской флаг. Впрочем, сама подлодка родилась раньше:

Она была заложена на стапеле — 28 июля 1989 года.
Спущена на воду — 28 июля 1992 года.
Начало швартовых испытаний — 19 марта 1993 года.
Начало проведения государственных испытаний — 28 сентября 1993 года.

То есть сейчас это, скорее, чисто номинальное шефство?

— На сегодняшний день, наверное, да. Мы первые, наверное, в России, попытались перевести эти шефские связи с плоскости просто дружеских отношений и знакомства друг с другом в какое-то сотрудничество. И первое, что нам помогли сделать – для псковичей был целевой призыв на подводную лодку «Псков». Мы решали вопрос с военкомом, с городским, областным.

У нас было всего 12 матросов на лодке. Мы говорим: дайте 2 человек раз в полгода. Не надо много. У нас должна быть ротация. Мы за два года заменим всю срочную службу на матросов из Пскова.

Мы убиваем двух зайцев. Первое: ребят, которые хотят служить, отбирать. И военкомат может помочь отобрать. Ну неужели не найти 2 человека с техническим образованием, которые хотят служить, а не из-под палки? Этих ребят призываем. Во-вторых, отсюда их отправляли под камерами, через газеты, чтобы видели, кто идет на подводную лодку.

И они будут чувствовать, что за ними стоит город, и служить плохо и заниматься казарменным хулиганством не с руки будет. Да и притом, если другие ребята будут приходить из Пскова, неужели он будет его унижать?

А вы как попали в подводный флот?

— Я вообще из Украины. Окончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Потом попал на Камчатку служить. Потом предложили переучиваться на новую лодку. Попал в учебный центр в Обнинск. Совершенно новый экипаж набрали, посадили нас опять за парты.

Переучились мы, приехали в славный город Северодвинск, где нашу лодку строили. Мы ее приняли, испытания прошли, нас перевели в одну из баз Северного флота. Мы должны были перейти на Камчатку через Северный Ледовитый океан. И за два месяца до перехода у нас обнаружили конструктивный недостаток и оставили в Видяево служить. Это была лодка «Воронеж».

А потом я на «Курске» год служил, принимал ее с завода. К сожалению, много на ней ребят погибло, друзей моих – все ровесники были практически. Вот механик Юрка Саблин, мы с ним в одной каюте 6 лет прожили.

Как же вы спаслись? Вы ко времени катастрофы уже не служили?

— Нет, служил, просто мне предложили другую должность на другой лодке. Командир «Курска» предлагал мне остаться. И я бы, наверное, так и сделал. Потому что «Курск» и «Воронеж» — они как братья-близнецы, а «Псков» немножко отличается. Мне и «Курск» нравился очень, и корабль хороший, и экипаж был.

Но дело в том, что я уже на «Псков» дал согласие. А в одном коллективе метаться и бегать уже не получается. Дал слово – все. Так я и оказался на «Пскове». Служил там с 1995 по 1999ый.

На фото: капитан 2 ранга Григорий Турчин на боевом посту

Тяжело было служить?

— В 1998 году была боевая служба. Лодка выходит в море зачем? Есть лодки разных классов. Вот, например, с баллистическими ракетами. Смысл какой, им надо скрытно подойти в какой-то район, и в этом районе они ходят туда-сюда три месяца потихоньку.

Подвсплывают на сеанс связи, приняли радио и опять припогрузились. Наша лодка выполняла совершенно другие задачи. Мы должны были обнаружить чужую подводную лодку и держать ее на прицеле. В случае войны – уничтожить. И вот мы следили за подводной лодкой типа «Лос Анджелес» 480 часов.

Это на сегодняшний день абсолютный рекорд Военно-Морского флота России и Советского Союза, больше никто не следил.

ЦИФРЫ

Экипаж «Пскова» — 67 человек

Длина лодки – 110 метров

Диаметр отсеков для подводников – 11 метров

Максимальная глубина погружения – 520 метров

Для сравнения: экипаж печально известной подлодки «Курск» насчитывал 106 человек, ее длина составляла 160 метров.

480 часов подряд?

— Нет, за всю боевую службу. А подряд у нас было 240 часов. Это 10 суток. То есть мы три месяца были под водой и из этих 3 месяцев 10 суток подряд непосредственно следили за кораблем. Образно говоря, держали палец на кнопке.

Не переговаривались по громкой связи, звонки не гремели. Ко мне ночью приходил матрос, шептал: товарищ капитан 2 ранга, вставайте. Я потихоньку вставал и шел на смену. Сменились, сели, и все. По кораблю не бегали, ничего.

Все эти 10 суток.

Сколько вы в общей сложности пробыли под водой? Реально ли это сосчитать?

— Да ну, такое не посчитаешь. У меня в год 200 суток наплаванность была в море. То есть это и под водой, и всплытия. Но как правило, процентов 90 выхода в море постоянно под водой.

Страшно было?

— Попробуй мне предложить прыгнуть с парашютом. Я никогда в жизни не соглашусь, потому что я боюсь. А десантники говорят: как ты на лодке?! С парашютом – это так просто. У каждого психика ломается по-разному.

На фото: губа Западная Лица. Григорий Турчин на бочках с заместителем командира по работе с личным составом капитаном 2 ранга Владимировым В.В.

Какие были отношения в экипаже? Не было ссор? Все-таки ограниченное пространство…

— Нет, ссор не было, но были вот такие вещи… У нас вахта неслась по 4 часа. Чем вахта от дежурства отличается? На вахте ты находишься постоянно на одном месте, уходить нельзя. И она более короткая. У меня вахта была с 12 часов дня до 4 часов дня и с 12 ночи до 4 ночи. Вот мы приходим, садимся за пульт. Это, например, я на «Воронеже» был.

Я про «Псков» не говорю, потому что здесь я был, наверное, более свободен, я вахту не нес. Я по тревоге только ходил, садился в свое место. А так я проверял лодку.

Читайте также:  Лодочный мотор хайди 5 л с 2т отзывы

На «Воронеже» мы сидим, бывало, с ребятами – 3 человека. Ну, обо всем переговорим за 4 часа. Обо всем. А бывает – пришли, сели, и 4 часа ни слова друг другу, каждый в себе сидит.

Специализация боевых частей подлодки «Псков»

БЧ-1 – штурманская (регулирование направления движения лодки, обеспечение ее безопасного прохода на глубине)

БЧ-2 – ракетная (обслуживание и применение ракет)

БЧ-3 – торпедная (обслуживание и применение торпед)

БЧ-4 – связь (как с берегом, так и с другими лодками)

БЧ-5 – электромеханическая (обслуживание всей подлодки)

Григорий Турчин был командиром БЧ-5, управлял сердцем лодки – ее атомным реактором

А психолог по штату полагался? Чтобы членов экипажа мирить если что?

— Да нет, какой психолог. Был только замполит. Помню, как-то мичману поставили диагноз «аппендицит». Доктор молодой, старший лейтенант. Конечно, опасно делать операцию вдали от берега – мы в Атлантическом океане находились.

А если доложить на базу – вернут нас. Старший на борту был командир дивизии. Он спросил: доктор, сделаешь? Сделаю! В кают-компании обед отменили, выдали сухим пайком, кто хотел. Но обычно мы уже до такой степени раскормленные были, что без обеда с удовольствием оставались. Кают-компанию помыли спиртом.

Там один стол как операционный предусмотрен – там бестеневые лампы, все. И вот делают ему операцию. Один доктор. У него ни одного медбрата нет. Два мичмана, которых один раз в госпиталь сводили на операцию, чтобы посмотреть, не упадут ли в обморок при виде крови. Это самое главное – чтобы ему хоть помощник какой-то был. Вот стоит два мичмана. Он режет, книги разложены.

Замполит снимает с видеокамерой. Этот мичман, которого режут, лежит. У изголовья у него стоит его товарищ, разговаривают. Под местной анастезией операция потому что. Этот лежит: ой, больно. А тот стоит и ему говорит: молчи, а то сейчас как дам тебе!

Вот и вся психология. Он шутку ему сказал. И это осталось на пленке.

По родным не скучали? Вы, наверное, подолгу их не видели?

— Самый длительный выход у нас был 90 суток. Это на дизельных подлодках ходят по полгода. Дизель всплывает, заходами. А мы погрузились и через 3 месяца пришли назад.

Я курил очень сильно. Во время выхода никто не курит вокруг. И ты ловишь себя на мысли, что ты не куришь тоже по неизвестной причине. Потом всплываем, закурил, все спрашивают: а почему ты куришь? Ты же три месяца не курил. А я не делал себе установку бросить – не курил и не курил. Всплыли, закурил первую сигарету, у меня голова кругом пошла.

Мало, тут же вторую. И вниз спускаешься на ватных ногах, как будто бутылку водки выпил. Потом отходишь. Так и по родным. Самое тяжелое – наверное, последняя неделя. Обычно висит календарик, ты там отмечаешь. Вот пошла последняя неделя.

И вот день растягивается до невероятных размеров, как будто не 24 часа, а, кажется, 48 в сутках. А потом боишься встречи. Что вдруг слезы на глаза навернутся, а так нельзя – офицеру не положено. Жесткий, волевой человек, нельзя.

Платили-то достойно?

— На Камчатку когда я попал после военного училища, где стипендия была 24 рубля, первую зарплату я получил 520 рублей. Это 1986 год, средние зарплаты в таких городах, как Псков, были 120-160 рублей, наверное. В качестве командира БЧ-5 я – лейтенант – получал 1100 рублей. Там двойной оклад на Камчатке был.

А потом я попал уже в такую ситуацию, когда, будучи капитан-лейтенантом (капитаном по-сухопутному) получал заработную плату чуть ли не в 2 раза меньше, чем сержант милиции. Это было в начале 90ых, когда развал Союза пошел. Когда вот эти непонятные деньги с шестью нулями были.

Когда служил на «Пскове» перед увольнением, тоже зарплата не очень большая была. Чтобы не соврать, где-то 3700. А пенсия была 1600. Я пенсионер, кстати. Я в 35 лет был пенсионером с выслугой в 30 лет – как будто служил с 5 лет.

Это потому что у меня был год за два.

А сейчас с сослуживцами встречаетесь?

— Конечно. Во-первых, нас 4 человека в Пскове. Командир лодки, Виктор Анатольевич Ковалев, здесь. Я. Мой подчиненный, командир дивизиона, капитан третьего ранга Онуфриев Дима – он, кстати, ведет сайт baplpskov.ru («Большая атомная подводная лодка «Псков»»). И мичман один есть, Волощук, он коком был.

20 лет лодке в этом году, в любом случае в ресторан пойдем в Питере. Потому что 90% уволившихся в Питере. С учетом того, что в Севастополе училище закрыли, все теперь питерские, даже севастопольцы.

Приложение 1. «Корабельный Устав Военно-Морского Флота» (утв. приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 01.09.2001 N 350)

Приложение 1. к ст. 18 и 20 | ОБОЗНАЧЕНИЕ КОМАНДНЫХ ПУНКТОВ, БОЕВЫХ ПОСТОВ И БОЕВЫХ НОМЕРОВ

Приложение 1
к ст. 18 и 20

ОБОЗНАЧЕНИЕ
КОМАНДНЫХ ПУНКТОВ, БОЕВЫХ ПОСТОВ И БОЕВЫХ НОМЕРОВ

1. Для обозначения командных пунктов и боевых постов на схемах, в расписаниях, инструкциях и других документах приняты следующие сокращения:

а) командные пункты:

ГКП — главный командный пункт;

ЗКП — запасной командный пункт;

ЦКП — центральный командный пункт;

— запасной командный пункт электромеханической боевой части;

Если в боевой части (службе) имеется несколько командных пунктов, им присваивается соответствующий порядковый номер в боевой части (службе), который пишется в числителе, например:

На надводных кораблях

— боевой пост обслуживания приборов радиационного и химического контроля (Сл-Х);

На подводных лодках

БП-13 — боевой пост обслуживания носовых торпедных аппаратов подводной лодки;

БП-36 — боевой пост управления рулями подводной лодки.

Первые цифры (одна или две) указывают номер отсека. Последний знак (вторая или третья цифра или буква) указывает принадлежность боевого поста к боевой части (службе).

Соответствие цифр или букв последнего знака боевым частям и службам следующее:

БЧ-2 — 20, 30, 40 и т.д. (независимо от номера отсека), начиная с носа подводной лодки;

службе радиационной, химической и биологической защиты — Х;

медицинской службе — М;

службе снабжения — С.

Присвоенные боевым постам цифры и буквы не должны повторяться в одном и том же отсеке. Номера боевых постов вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсеков.

2. Присваиваемый каждому старшине и матросу боевой номер должен соответствовать приведенным образцам. Для обозначения боевых номеров приняты следующие сокращения, например:

а) на надводном корабле

Рисунок (не приводится)

2 — цифровое обозначение боевой части (буквенное обозначение службы);

15 — номер боевого поста;

21 — цифровое обозначение боевой смены, где:

2 — номер боевой смены;

1 — порядковый номер старшины, матроса в боевой смене.

б) на подводной лодке

Рисунок (не приводится)

1 — цифровое обозначение боевой части;

31 — цифровое обозначение боевого поста, где:

3 — номер отсека;

1 — номер боевого поста данной боевой части в отсеке.

12 — цифровое обозначение боевой смены, где:

1 — номер боевой смены;

2 — порядковый номер мичмана, старшины, матроса в боевой смене.

Источник: bazanpa.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...