Предлагаемый способ подключения тахометра-спидометра производства Мир-Баширского электромеханического завода к подвесным моторам «Вихрь-30Э» и «-25Э» был испытан на четырех экземплярах моторов в течение прошлого сезона. Тахометр исправно показывал частоту вращения двигателей без какой-либо дополнительной калибровки.
При работе от контактной системы зажигания прибор ТС получает отрицательный импульс для запуска схемы и положительный для ее питания» Электронное же магнето вырабатывает отрицательный импульс, а положительные импульсы требуемой амплитуды практически отсутствуют (кроме ЭДС самоиндукции трансформаторов ТЛМ). Поэтому необходимо разделить общее включение диодов Д1 и Д2 схемы и отдельно подавать отрицательный импульс запуска на диод Д2, а положительное напряжение питания схемы подавать на диод Д1 с блока ВБГ.
Информация об изображении
Доработка схемы прибора ТС
Тахометр от ВАЗ 2106 на лодку (тахометр ТХ-193)
На печатной плате устройства нужно перерезать печатный проводник между диодами Д1 и Д2. На анод Д1 подать напряжение 12 В с блока ВБГ на моторе, а на катод — импульсы с первичной обмотки любого из высоковольтных трансформаторов. Обе эти цепи — питания и импульсов запуска схемы — включаются при помощи двухполюсного тумблера, который ставится вместо имеющегося в приборе однополюсного. Отрицательную обкладку С1 нужно соединить с «массой» мотора (мотолодки) в непосредственной близости от прибора ТС.
Привожу фрагмент измененной схемы, на которой удаляемый проводник показан прерывистой линией.
Заводская градуировка прибора сохраняется, так как за один оборот маховика контактное и электронное магнето вырабатывают один импульс искрообразования на одном цилиндре. Я проверил заводскую градуировку после доработки прибора ТС при помощи генератора импульсов.
Следует отметить, что при использовании прибора ТС с двигателем, оборудованным электрозапуском и аккумуляторной батареей, надо предусмотреть индикацию включения прибора. Иначе прибор будет потреблять ток и после остановки двигателя, если не выключить тумблер.
Источник: www.barque.ru
Тaхомeтр
Для опрeдeлeния оборотов двигaтeля можно сдeлaть очeнь простой тaхомeтр – из вeлоспидомeтрa. Снaчaлa нeобходимо пeрeсчитaьть
длину вообрaжaeмого колeсa и подстaвить в спидомeтр с тaким рaсчeтом, чтобы покaзывaeмaя скорость в кн/чaс соотвeтствовaлa
оборотaм зa минуту. Формулa очeнь простaя –
L х 10 х 60 = 10 000 см/чaс
L – искомaя длинa окружности вообрaжaeмого колeсa
10 – количeство оборотов зa минуту
60 – столько минут в чaсe
10 000 путь вообрaжaeмого колeсa зa 1 чaс
Из этого слeдуeт, что в спидомeтр нaдо зaбит длини 1667,
Udavik
Как подключить тахометр с Алиэкспресс к лодочному мотору YAMAHA 40.
На форуме с 06.03.2007, cообщений 110, возраст 39
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 16:03 / 17.10.08
Claw
На форуме с 15.12.2007, cообщений 154
Киев
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 16:40 / 17.10.08
$L!M
На форуме с 31.08.2008, cообщений 50
Харьков
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 17:45 / 17.10.08
Hitrij
ХИТРЫЙ
На форуме с 30.10.2006, cообщений 149
Рига
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 23:45 / 17.10.08
kskrobot
На форуме с 15.02.2008, cообщений 2
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 12:08 / 18.10.08
Mahovik
На форуме с 08.08.2006, cообщений 463
с.Семеновка, АР Крым
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 14:58 / 24.10.08
Дмитрий 67
На форуме с 17.03.2008, cообщений 777
Откуда: Москва
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 16:13 / 24.10.08
Ну это kskrobot изготовил тахометр для лабораторных измерений типа таких дивайзов :
Безусловно — вещь представляющая определённый интерес.
Имеет право на жительство — как говорится.
Правда большинство наших товарищей — мечтают вот о чём :
Anton777kc
На форуме с 25.12.2008, cообщений 142
Кисловодск
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 21:34 / 28.12.08
Дмитрий 67
На форуме с 17.03.2008, cообщений 777
Откуда: Москва
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 22:13 / 28.12.08 | Последний раз редактировалось: Дмитрий 67 (15:43 / 29.12.08), всего редактировалось 4 раз(а)
Метрический, посадочный диаметр 86 мм. Адаптирован для большинства моделей 2-х и 4-х тактных подвесных / стационарных лодочных моторов оснащенных генератором. Настройка прибора производится с помощью переключателя на задней стенке прибора в зависимости от кол-ва полюсов генератора мотора.
Позволяет определять обороты от 400 до 7000 об./мин. Напряжение питания 12-16 Вольт.
Для желающих понять как аналог этого можно сделать самому — при смешных капиталовложениях — но серьёзных трудозатратах — читайте по ссылке :
http://www.dyr4ik.ru/forum/viewtopic.php?t=6463postorder=aschttp://www.dyr4ik.ru/forum/viewtopic.php?t=7068″ target=»_blank»]www.dyr4ik.ru[/mask_link]
ТАХОМЕТР TX-193 от автомобилей ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 на мотоцикл урал, днепр
Рис. 1. Конструкция тахометра
ТХ-193.
Тахометр типа ТХ-193 установлен на щитке приборов и прикреплен к нему с помощью двух скоб 40 и гаек 38.
Тахометр имеет пластмассовый корпус 20, к которому спереди металлическим хромированным рантом 16 крепятся пластмассовые стеклодержатель 17 и ободок 15 , а сзади тремя винтами прикреплен корпус 37 миллиамперметра. Электронная часть тахометра смонтирована на плате 36 из фольгированного гетинакса. Шкала крепится к корпусу миллиамперметра двумя винтами.
На шкале цветными линиями выделены зоны опасных оборотов коленчатого вала. Предварительная зона опасных оборотов (5500—6000) выделена линиями желтого цвета, а зона опасных оборотов (свыше 6000) линиями красного цвета. Шкала прибора освещается лампой 19 типа АМН 12-3, которая вставляется в ламподержатель, привальцованный к верхней части корпуса. Свет от
лампы проходит через голубой пластмассовый светофильтр 18, приклеенный к
корпусу, затем через зазор между шкалой и корпусом и равномерно освещает шкалу.
В нижней части шкалы имеются три отверстия, закрытые цветными пластмассовыми светофильтрами 41, 42 и 43. Через них проходит свет от контрольных ламп типа АМН12-3, которые устанавливаются в отдельных ламподержателях, привальцованных к нижней части корпуса прибора. Для контрольных ламп в нижней части корпуса имеется специальный отсек, разделенный перегородками на три отдельные секции.
Принцип действия тахометра основан на измерении частоты следования импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания двигателя. В четырёхцилиндровом четырёхтактном двигателе за один оборот валика распределителя зажигания контакты прерывателя размыкаются и замыкаются четыре раза (два раза за один оборот коленвала). Следовательно, за один оборот валика в первичной цепи системы зажигания создается четыре импульса тока и напряжения (два импульса за один оборот коленвала). Чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя, тем больше частота следования импульсов.
Рис. 2. Принципиальная схема тахометра ТХ-193.
Импульсы напряжения в форме затухающей синусоиды (А) снимаются с конца первичной обмотки катушки зажигания и подаются на вход формирователя запускающих импульсов, который состоит из звеньев R1-C1, R2-C2, VI и CЗ-C4. От формирователя запускающие импульсы уже определенной величины и формы (Б) подаются на вход ждущего мультивибратора, собранного на транзисторах V2 и V4. Мультивибратор преобразует их в импульсы тока прямоугольной формы (В) с постоянной амплитудой и длительностью. Эти импульсы проходят через катушку миллиамперметра, включенную в коллекторную цепь транзистора V2. В зависимости от частоты следования импульсов меняется средняя величина силы тока, проходящего через обмотку катушки миллиамперметра, и тем на большую величину отклоняется стрелка прибора. Прибор обеспечивает отклонение стрелки на угол 270° при силе
тока 10 мА.
Стабилитрон V5 стабилизирует напряжение питания, чтобы его колебания не влияли на точность показаний прибора. Терморезистор RЗ служит для компенсации температурной погрешности прибора. Диод VЗ предназначен для защиты транзистора V2 от пробоя ЭДС самоиндукции, возникающей в обмотке миллиамперметра.
Миллиамперметр применен магнитоэлектрического типа. Его магнитная система состоит из постоянного магнита 44, зажатого между двумя магнитопроводами — наружным 47 и внутренним 48. Магнит и магнитопроводы прикреплены к пластмассовому корпусу 37. Внутренний магнитопровод имеет кольцевую часть, которую охватывает катушка 45, закрепленная на держателе 46.
Ось миллиамперметра вращается в двух втулках. Передняя втулка закреплена в корпусе 37, а задняя крепится к наружному магнитопроводу 47. Концы оси смазываются при сборке специальной силиконовой жидкостью, которая обладает демпфирующий свойством — гасит колебания стрелки при движении автомобиля. На оси закреплены стрелка, держатель 46 катушки и спиральные пружины.
Чтобы уравновесить катушку, у держателя 46 на трех плечах закреплены свинцовые балансировочные грузики. Ток в обмотку катушки подводится через две спиральные пружины, концы которых припаяны к контактным лепесткам текстолитовой шайбы 49, закрепленной на корпусе миллиамперметра. Пружины изолированы друг от друга и от оси пластмассовой
дистанционной втулкой. Протекающий по обмотке катушки 45 электрический
ток создает вокруг нее магнитное поле. В результате взаимодействия магнитных полей катушки и постоянного магнита 44 на катушку действует сила, которая преодолевает сопротивление пружины и поворачивает ее вместе с осью и стрелкой на некоторый угол. Этот угол тем больше, чем больше величина силы тока, протекающего на обмотке катушки.
С 1983 г. несколько изменена схема входной части тахометра (до конденсатора C4). Новый вариант входной части показан на рисунке слева от основной схемы тахометра.
Подключение тахометра к подвесным моторам.
Тахометр TX-193 отличается хорошей точностью, небольшими габаритами, малым весом, небольшим энергопотреблением и предназначен для работы в условиях повышенной тряски и вибрации. Кроме того, он несравненно дешевле любых имеющихся в продаже специальных тахометров для подвесных лодочных моторов как зарубежного, так и отечественного производства. Все эти качества делают TX-193 весьма привлекательным для измерения частоты вращения коленвала подвесных моторов.
Также довольно просто подключить TX-193 к двухцилиндровым двухтактным моторам с одноканальной ЭСЗ, имеющим генераторную катушку освещения, но не имеющих электростартера. Из отечественных моторов таковыми являются «Вихрь-30Р» и «Нептун-23Э» с магдино МБ-22, а также моторы с самодельной ЭСЗ , описанной на этом сервере. К выходу выпрямителя такого мотора нужно подключить аккумулятор и от аккумулятора запитать прибор через тумблер. Если мотор не оснащён выпрямителем, следует выпрямитель установить. Рекомендуется использовать
недорогой и широко рапространённый выпрямитель ВБГ-3 от «Вихрей», либо собрать
самодельный выпрямитель по мостовой схеме Греца из четырёх диодов с рабочим
напряжением > 50 V и рабочим током > 5 А, например, серии КД-202. В зависимости от места размещения отдельных элементов схемы на судне, в нужных местах устанавливаются разъёмы.
Емкость применяемого аккумулятора выбирается исходя из потребностей расходования электроэнергии при неработающем моторе. Если не предполагается подолгу пользоваться фарой или другим ярким освещением на стоянке, то для питания приборов можно обойтись аккумулятором гораздо меньшей емкости (а значит, меньшей стоимости и веса), чем для запуска мотора электростартером. Отечественные моторы выдают зарядный ток не более 3.5 А, следовательно, можно применять аккумуляторы емкостью более 28 Ач без опасности
их перезаряда. Поскольку генераторы зарубежных моторов обычно мощнее, следует измерить ток заряда аккумулятора амперметром или комбинированным прибором и убедиться, что он не превышает существенно величины 0.1 от емкости аккумулятора.
В принципе можно использовать совсем маленькие аккумуляторы, например от источников
бесперебойного питания (UPS), китайских аккумуляторных фонарей, мотоциклетные малогабаритные аккумуляторы, емкостью от 4 Ач и выше. Однако существует опасность порчи таких аккумуляторов слишком большим током заряда. Для его ограничения следует включить между выпрямителем и аккумулятором гасящее сопротивление.
Наиболее удобно в качестве такого сопротивления применять лампы накаливания (автомобильные или от карманных фонарей). Слабое свечение лампы будет служить индикатором заряда аккумулятора. Из-за сложной формы напряжения генераторной катушки лодочного мотора трудно точно рассчитать требуемую величину гасящего сопротивления, поэтому следует подобрать нужную лампочку из нескольких разной мощности экспериментальным путём, стремясь к тому, чтобы зарядный ток при максимальных оборотах примерно соответствовал 0.1 от величины емкости аккумулятора.
Если же ставится задача обойтись без аккумулятора, сделать это будет несколько сложнее. Дело в том, что внутренний стабилизатор напряжения тахометра ТХ-193 собран по самой простейшей схеме (R11, V5 ) и обеспечивает возможность работы прибора при питающем напряжении от 10 до 16 вольт. Пределы же изменения выпрямленного и сглаженного конденсатором напряжения генераторной катушки подвесного мотора гораздо шире — от 8 до 40~50 вольт. Питание тахометра таким напряжением неминуемо приведёт к тому, что как минимум сгорит стабилитрон V5 , а как следствие, возможно будет повреждена и основная схема. Применение традиционных компенсационных транзисторных
стабилизаторов возможно, но нежелательно, поскольку на малых оборотах приведёт к
снижению выходного напряжения на величину падения напряжения на транзисторе и
увеличению погрешности измерения на начальном участке шкалы.
Наиболее рационально использование тиристорного регулятора напряжения с параллельным включением тиристоров. Дело в том, что генераторы подвесных моторов имеют одно весьма положительное свойство.
При замыкании на любое, сколь угодно малое сопротивление, ток через них (в том числе и ток короткого замыкания) не превосходит существенно номинальный (для магдино МН-1 и МВ-1 величина тока равна 3,5 А). Это объясняется тем, что ток в цепи генераторных катушек ограничивается их индуктивностью рассеяния, а не внешним сопротивлением. Эта особенность делает безопасным короткие замыкания и позволяет ограничить ток зарядки аккумулятора величиной около 3,5 А без дополнительных устройств. Кроме того, оно позволяет использовать стабилизаторы с шунтирующими транзисторами или тиристорами. В приведенной схеме стабилизатора шунтирующие тиристоры работают в ключевом режиме.
Разумеется, если мотор уже оборудован выпрямителем, можно собрать фрагмент схемы, исключив диоды V1. V4 , и подключить его к штатному выпрямителю.
Поскольку регулирующие тиристоры включены параллельно диодам выпрямителя, на малых оборотах двигателя они никак не влияют на величину выходного напряжения. Желательно измерить выходное напряжение в режиме оборотов холостого хода, чтобы выяснить, будет ли оно вносить дополнительную погрешность на конкретном экземпляре мотора.
Если напряжение будет не менее 10 вольт, то дополнительной погрешности можно не опасаться. В противном случае появится погрешность, не превышающая, впрочем 20%. То есть, самое худшее, что может случиться — это при показаниях тахометра 800 реальное значение составит 1000 об/мин. Поскольку основное назначение тахометра — контролировать максимальные обороты с целью не допустить их превышения, такой мелочью можно пренебречь.
Если бы тахометр имел легкоразборную конструкцию, то проще всего было бы сдублировать входные цепи, как показано на рисунке. При этом пришлось бы просверлить в задней стенке отверстие и вывести дополнительный вход на винт или просто проводом наружу.
Однако добраться до «внутренностей» прибора достаточно непросто. Чтобы извлечь из корпуса схему, необходимо развальцевать металлический ободок 16 , снять стрелку с оси, снять шкалу. Если решиться на такую процедуру разборки, то следует просто навесным монтажом добавить в схему несколько дополнительных деталей.
Подключение тахометра ТХ-193 к трёхцилиндровым моторам полностью аналогично подключению к двухцилиндровым моторам с двухканальной системой зажигания. Дело в том, что системы зажигания трёхцилиндровых моторов всегда трёхканальные, независимо от того, контактные они или электронные. В каждом канале образуется один импульс искрообразования за один оборот коленвала. Таким образом, следует подать на вход прибора импульсы с двух катушек зажигания из трёх. При этом интервалы между импульсами будут неравномерные, что, однако, вполне допустимо в диапазоне частот вращения лодочных моторов и никак не сказывается на точности измерения.
Нет особых проблем и с подключением тахометра к четырёх и шестицилиндровым моторам. Однако, человеку, купившему столь дорогой зарубежный мотор, лучше упростить себе задачу и найти ещё немного денег на покупку специального прибора, рассчитанного именно на такой мотор.
Наибольшие же сложности подстерегают владельцев одноцилиндровых моторов. Их системы зажигания генерируют только один импульс за оборот коленвала, и второй взять просто неоткуда. Единственная возможность в таком случае избежать занижения показаний вдвое — это извлечь схему из корпуса ТХ-193 и попробовать увеличить чувствительность прибора регулировкой подстроечного резистора R7 . Но пределов регулировки может и не хватить, поэтому лучше увеличить примерно вдвое ёмкость конденсатора С5 , после чего подстроить резистор R7 , сравнивая показания с показаниями образцового тахометра.
Источник: oppozit.ru