Скутеры – очень популярный вид транспорта. Они экономичные, маневренные, не требующие особого обслуживания.
Что такое реле регулятор
Реле регулятор (реле зарядки, стабилизатор) – это устройство, поддерживающее штатное напряжение бортовой сети транспортного средства независимо от оборотов двигателя и скорости движения. Принцип работы – выпрямление и стабилизация напряжения, выдаваемого генератором, на необходимом уровне.
Основные признаки неисправности
Главный индикатор правильной работы стабилизатора – лампочки. Если фара светит тускло, то виной этому, скорее всего, реле регулятор, который занижает напряжение бортовой сети. Еще один индикатор – аккумулятор. Если после нескольких поездок вы не смогли запуститься со стартера, а аккумулятор в порядке, обратите внимание на реле.
как подключить релерегулятор 5 контактов(распиновка)162fmj 166fmm,167fmm,165fmm,163fml 172fmm,167fml
Поскольку напряжение бортовой сети занижено, аккумулятор не заряжается, а то и разряжается во время поездки. Вы запускаете двигатель стартером, но во время поездки батарея не пополняет потраченную на пуск энергию.
Если реле отказало полностью, то вы вообще будете ездить на АКБ, которой вместо того, чтобы заряжаться, придется взять на себя питание всего электрооборудования – от зажигания до лампочек.
Лампочки перегорают если не мгновенно, то подозрительно часто? Не нужно ругать их производителя, проверьте реле регулятор. Судя по всему, напряжение бортовой сети слишком велико, в чем виновато все то же реле регулятор. А повышенное напряжение – это не только лампочки. Это серьезный удар по аккумуляторной батарее и электронике.
Как его проверить
Как проверить реле регулятор напряжения на скутере или мопеде самостоятельно? Есть два варианта:
- измерением сопротивления на снятом реле;
- измерением напряжения на установленном реле и запущенном двигателе.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Прежде чем проверять стабилизатор, убедитесь, что это необходимо. Замерьте напряжение бортовой сети при разных оборотах двигателя. Оно должно быть в пределах 14.0-14.6 В. Если не так – проверяем реле.
Методика проверки реле регулятора на всех скутерах – и японских, и китайских – одинакова. Есть незначительные нюансы, которые мы рассмотрим отдельно, а заодно приведем примеры для конкретных скутеров.
На японской технике (2Т и 4Т)
Начнем с распиновки и схемы подключения однофазного реле. На Honda Dio, Tact, Lead, Suzuki Lets и им подобных обычно устанавливается реле зарядки со следующей распиновкой:
- +AKKU – постоянное напряжение для зарядки АКБ и питания основного оборудования кроме катушки зажигания (красный провод);
- REGLER – дополнительная обмотка-вольтдобавка (белый провод);
- GND – общий провод, масса (зеленый провод);
- SENSE – переменное напряжение для питания осветительных приборов (желтый провод).
Схема его подключения следующая:
На скутерах Suzuki Sepia устанавливается два вида стабилизаторов. Один похож на вышеуказанный, но имеет другую распиновку и провода другой расцветки. У второго контакты в один ряд.
Расположены регуляторы у разных моделей в разных местах – и спереди, и сбоку, и сзади, поэтому тут мы ничем помочь не сможем. Все зависит от того, какой скутер у вас. Но элемент несложно узнать по внешнему виду, достаточно снять облицовку, а иногда и просто «унитаз».
Теперь займемся проверкой. Для примера возьмем реле регулятор со скутера Honda Dio. Проверим его сначала не снимая со скутера вольтметром, а потом снимем и прозвоним омметром. В первую очередь измеряем постоянное напряжение, которое отвечает за зарядку АКБ. Устанавливаем мультиметр на измерение постоянного напряжения не менее 20 В.
Запускаем двигатель и проверяем напряжение между зеленым и красным проводом. На средних и максимальных оборотах оно должно быть в пределах 14.0 – 14.6 В.
Теперь измерим напряжение, питающее осветительные приборы. Оно переменное, поэтому переводим мультиметр на измерение переменного напряжения. Проводим замер между зеленым и желтым проводом. Напряжение не должно превышать 12 v.
Итак, наш стабилизатор исправен. Теперь проверим его при помощи омметра. Желательно использовать стрелочный, поскольку не все цифровые мультиметры годятся для измерения сопротивления полупроводников. Но если ваш измеряет сопротивление постоянным напряжением (есть и такие), подойдет и он. Отключаем реле зарядки от мопеда, рассоединив разъем.
Для удобства условно отмаркируем контакты реле.
Устанавливаем омметр на предел килоомы и измеряем сопротивление между контактами А и В. Оно должно быть около 20 кОм.
Поменяем щупы местами. Прибор должен показать бесконечность. Теперь проводим измерение между контактами С и Д. Оно должно приблизительно равняться 30 кОм.
Меняем местами щупы и получаем значение порядка 40 кОм.
Любые другие пары контактов не должны прозваниваться между собой – прибор показывает бесконечность.
На заметку. Такие показания омметр покажет именно на этой модели регулятора. На других моделях показания прибора могут существенно отличаться. Поэтому проверять реле других моделей стоит в режиме измерения вольтметра, если под рукой нет заведомо исправного для контрольного измерения сопротивления.
На китайских скутерах (4Т)
Чаще всего (но не всегда) на китайские скутеры устанавливается реле регулятор напряжения, методику проверки которого мы рассмотрели выше. Если у вас другое реле, то придется разобраться со схемой его подключения, чтобы измерить напряжение бортовой сети и напряжение питания освещения вольтметром. Значения должны быть такими же, как и на японских мопедах. Схему подключения регулятора напряжения скутера 4 т до 150 кубов несложно найти в Интернете.
Некоторые реле, устанавливаемые на китайские мопеды, имеют 5 контактов. В некоторых один (обычно средний) не используется, в некоторых пятый контакт запараллелен с одним из других.
На мопедах Альфа и Дельта
Пару слов о реле регуляторе на мопеды Альфа и Дельта. Как ни странно, на обеих моделях оно такое же, которое мы проверяли выше. Неимоверная популярность! И схема подключения такая же, поэтому приводить мы ее не будем – она есть выше.
Расположено реле на этих мопедах на левому борту. Найти его несложно.
И в завершение несколько видео по этой теме:
На этом беседу о проверке реле регуляторов наиболее популярных скутеров и мопедов закончим. Теперь вы можете самостоятельно выполнить эту операцию обычным мультиметром, не прибегая к помощи специалиста.
Спасибо, помогло! 5
Сейчас читают:
Где находится реле зарядки на ВАЗ 2107 и как его проверить
Схема подключения реле зарядки на ВАЗ 2106
Как отремонтировать и улучшить зарядку на мотоцикле ИЖ Юпитер 5
Какой аккумулятор стоит на мопеде альфа 50-110 кубов
Почему тускло горит лампа зарядки аккумулятора на ВАЗ но зарядка идёт
Источник: acums.ru
Подключение регулятора напряжения от скутера к лодочному мотору
- Бренд: qxmotorracing
- Происхождение: Китай
- Спецификация: 12 В
- Подтверждение внешнего тестирования: ИСО 9001
N***O Отзывов у пользователя: 2
Оценка: 5 Рейтинг отзыва: 20 Дата: 21.12.21
Отзыв:
Отлично работает. Красный + зелёный — розовый, жёлтый генератор.
K***v Отзывов у пользователя: 13
Оценка: 4 Рейтинг отзыва: 6 Дата: 27.05.22
Отзыв:
Регулятор работает. Поставил на лодочный мотор Gladiator 9.9. Единственная неточность в описании, это разъём. На фото он 4 пиновый, по факту приехал 6 пиновый. Но я сразу заказал 4 пиновый разъём папа-мама и сделал так, как мне нужно.
На моторе при холостых оборотах показал 7.8 вольта, когда газуешь вольтаж растёт. При подключении к аккумулятору вольтаж в пределах 13.2-13.5 вольта
Отзывов у пользователя: 28
Оценка: 5 Рейтинг отзыва: 5 Дата: 04.03.22
Отзыв:
До Саратова дошло примерно за месяц. Брал как выпрямитель на катушки генератора на лодочный мотор. Как установлю напишу что из этого вышло
Дополненный отзыв:
поставил как выпрямитель генератора ханкай 9.8 (катушку генератора ставил сам) на выходе 13.8 вольт на полном газу 13.3вольта
K***v Отзывов у пользователя: 13
Оценка: 4 Рейтинг отзыва: 4 Дата: 27.05.22
Отзыв:
Регулятор работает. Поставил на лодочный мотор Gladiator 9.9. Единственная неточность в описании, это разъём. На фото он 4 пиновый, по факту приехал 6 пиновый. Но я сразу заказал 4 пиновый разъём папа-мама и сделал так, как мне нужно.
На моторе при холостых оборотах показал 7.8 вольта, когда газуешь вольтаж растёт. При подключении к аккумулятору вольтаж в пределах 13.2-13.5 вольта
A***v Отзывов у пользователя: 70
Оценка: 5 Рейтинг отзыва: 4 Дата: 26.07.22
Отзыв:
Отличный регулятор, использовал для установки на лодочный мотор, уверенно дает зарядку с оборотов холостого хода.
Источник: only-top.ru
Как проверить реле зарядки на скутере самостоятельно?
Реле-регулятор, или стабилизатор напряжения, играет важную роль в работе современных скутеров, главной задачей которого является стабилизация напряжения. При скорости мопеда 60 км в час генератор способен вырабатывать напряжение до 35 Вольт, и без его стабилизации это может привести к выходу из строя всей электроники мопеда, включая аккумулятор. Статья расскажет, что такое регулятор напряжения и как его проверить на скутере.
Для чего используют регулятор напряжения?
Реле-регулятор стабилизирует напряжение генератора скутера на нужном уровне, не позволяя ему повышать или снижать показатель больше или меньше нормы. Это не даёт скачкам бортового напряжения выйти за установленные пределы (в зависимости от бортов это 12-14 В) и испортить работу потребителей, ресурс которых рассчитан не более чем 13 В.
То есть эта деталь берет на себя импульсы, возникающие при работе скутера (включение фар, кнопка стартера) и переводит на себя образующийся тепловой удар. При этом все тепло, которое могло бы оседать на контактах, генерируется в нем и выводится через прибор.
Помимо стабилизации напряжения, реле также преобразует переменный ток в постоянный, что необходимо для зарядки аккумуляторной батареи.
Производители мопедов устанавливают на скутеры реле зарядки с разными параметрами и подбирают их для каждого индивидуально. В зависимости от схемы регулятора отличаются и разъёмы. У китайских моделей обычно 5 клемм (папа), у японских ― 4.
Схема и принцип работы
Работа стабилизатора у всех моделей практически одинакова и заключается в распределении тока, подаваемого от генератора, для его стабилизации и дальнейшего распределения по потребителям.
К основным периферийным потребителям скутера относятся:
- аккумулятор;
- индикаторы;
- лампочки;
- датчики;
- обогатитель;
- другие узлы;
- пусковой обогатитель.
Как работает стабилизатор? Основным принципом его работы является выполнение функции трансформатора, который понижает напряжение до оптимального уровня, приемлемого для работы электрических приборов, а также стабилизирует сеть и предотвращает неожиданные скачки напряжения.
В случае нарушения работы реле приборы скутера выходят из строя, быстро изнашиваются или перегорают.
Для избежания этих проблем и их нежелательных последствий следует знать основы правильной работы электрической схемы и узлов напряжения скутера (рисунок 1).
Распиновка реле-регулятора стандартна для всех моделей скутеров китайского производства.
Стабилизатор имеет алюминиевый корпус и пластиковые контакты, к каждому из которых подходит свой провод. У каждого контакта свой цвет провода. Это делает удобным соединение прибора с проводами, если пластиковый разъем стёрся. Подсоединять провода к контактам нужно по электрической схеме (Рисунок 3).
Признаки необходимости проверки
Если на скутере стал часто садиться аккумулятор, а он еще довольно новый, это означает, что есть неполадки в работе реле-регулятора. Как показывает практика, перегорает он довольно часто. При неисправном приборе батарея прекращает полностью заряжаться и теряет свою ёмкость. А значит завести скутер с кнопки не удастся, придётся заводить с кикстартером.
Еще одним характерным признаком некорректной работы прибора может являться частое перегорание лампочек накаливания. Сами по себе они долговечны и имеют хороший ресурс прочности, но довольно чувствительны к перепадам напряжения. Это случается потому, что оптимальное напряжение в сети скутера считается 12-13 В. Повышение этого значения даже на 2 В сокращает срок службы электроники и узлов в 2 раза.
Чем больше отклонение от нормы, тем больше вероятность того, что в скутере что-либо перегорит. Поэтому при запуске скутера со стартера при скачке напряжения при неисправном реле лампочки как правило перегорают.
Признаки неисправности работы регулятора идентичны для всех моделей китайских скутеров. Особенно они характерны для реле зарядки на скутеры китайских моделей с объёмом двигателя 50 куб. Поэтому прежде чем принимать решение что-то заменить в электронике, тестирование систем и приборов следует начинать именно с реле-регулятора.
Как проверить РР мультиметром на мопеде?
Проверку реле-регулятора на китайском скутере проводят с применением мультиметра с функцией вольтмерта. Для этой цели обычно применяют простой DT-830 (или аналог). Диагностику и замер напряжения на выходе лучше проводить на снятом приборе.
Алгоритм проверки:
- Нужно открутить обтекатель с центральной фазой и найти на раме прибор с 4 проводами: красным, зеленым, желтым и белым.
- Затем завести скутер и на холостом ходу проверить напряжение: замерить его между зеленым и красным проводом, выставив мультиметр на предельное значение 20 В.
- Если на дисплее мультиметра показана цифра 14,6-14,8 В ― это норма. Для стабилизаторов на китайских мопедах это рабочее штатное напряжение. Если же на холостом ходу мультиметр показывает значение 15-16 В ― это высокий показатель напряжения. Это говорит о неисправности реле-регулятора.
- Затем нужно проверить напряжение, поступающее на осветительные лампы. На центральную лампу ближнего (дальнего) света подаётся переменное напряжение, поэтому мультиметр следует перевести в режим измерения переменного тока с параметром 20 В.
- Далее замеряем напряжение между зеленым и желтым проводом (зеленый ― общая электросеть мопеда). Если мультиметр показывает напряжение сети до 12 В, значит электроприборы работают без дополнительной нагрузки.
- Если же на холостом ходу это значение 16 В и выше, а при резком увеличении оборотов двигателя подскакивает до 25 В ― прибор не стабилизирует напряжение и, следовательно, не работает. При таких показаниях прибор нужно заменить на новый.
На скутерах 4Т реле-регулятор проверяют при помощи тестера. Обычно для этих целей используется механический тестер, хотя есть и электронные модели.
Для того чтобы сделать измерение, нужно:
- переключить прибор в режим «КилоОм» и снять регулятор;
- затем поставить щупы на первую пару выводов (АВ). Тестер должен показывать значение не более 18 кОм;
- после этого меняем положение щупов на выводах в обратном направлении (ВА) и замеряем напряжение еще раз ― на приборе стрелка должна показывать 0;
- затем устанавливаем щупы на следующую пару выводов (СД) и замеряем показания на этой паре;
- меняем местами щупы (ДС) и замеряем показатель повторно;
- остальные замеры не имеют контакта и не проверяются. Показатель при их проверке должен быть нулевой.
Таким способом проверяются регуляторы на популярных японских моделях с малым объёмом двигателя таких брендов, как Honda (Leard, Dio, Tact), Suzuki, Yamaha.
Как заменить неисправный реле-регулятор на скутере?
Если на контакты аккумуляторной батареи не подаётся зарядный ток при исправно работающем генераторе ― нужно менять стабилизатор. Заменить его самостоятельно не составит труда.
Для этого нужно проделать следующее:
- Установить скутер на центральную опору.
- Найти место расположения прибора в конкретной модели мопеда. Если найти сразу не удаётся ― можно воспользоваться инструкцией по эксплуатации.
- Произвести демонтаж облицовки. В зависимости от модели мопеда стабилизатор может находиться на передней части (под передним пластиком), в задней части либо под сиденьем. В этом случае снимается подседельное пространство вместе с сиденьем.
- Открутить прибор с посадочного места с сохранением крепежа. Как правило, реле крепится к раме скутера болтом, реже саморезом.
- Отсоединить фишку разъёма и закрепить новый регулятор крепёжным элементом. Установленный прибор должен иметь распиновку и разъем, аналогичные заменённому, и подходить по параметрам именно для этой модели скутера.
- Подключить реле-регулятор на скутере в стандартный разъем и собрать остальные запасные части в порядке, обратном разборке.
Как изготовить реле-регулятор своими руками?
Для изготовления реле-регулятора своими руками нужны схема и немного знаний. В основу модели самодельного регулятора положен принцип разбора генератора и вывода отдельным концом провода от массы.
В качестве схемы можно взять схему подсоединения реле-регулятора (рисунок 3), и на ее основе собрать однофазный генератор.
Для сбора стабилизатора нужно:
- разобрать генератор и снять статор с двигателя;
- затем с генератора нужно отпаять массу, припаять к ней отдельный дополнительный провод для обмотки и вывести его наружу. Этот провод и будет одним концом обмотки. Второй конец ― провод генератора;
- после вывода проводов нужно собрать генератор в обратном порядке.
При таком устройстве у генератора получается 2 провода (всего их должно быть 3). Подключить стабилизатор можно по такой схеме:
В заключение процесса нужно к клемме «+» подключить желтый провод со старого регулятора, чтобы получить постоянное напряжение на бортах сети. Проверить полученный регулятор напряжения на скутере. На этом процесс создания самодельного прибора можно считать законченным.
Реле-регулятор ― вещь очень полезная и нужная для нормальной работы мопеда. Однако требует внимания и постоянного мониторинга его работы. Поэтому если прибор вышел из строя либо его показатели неудовлетворительные, лучше его заменить на новый, стоимость которого сегодня составляет от 300 до 500 рублей.
Как вам статья?
Источник: topkarting.ru