Почему японцы покупают камни арканзас для заточки

Ножи японского производства долго сохраняют остроту клинка, но, как любой режущий инструмент со временем требуют заточки. Японские камни для заточки ножей (тен нен тойши) – лучшее приспособление для восстановления первоначальной остроты режущей кромки. Такие камни называют «водными»: перед эксплуатацией их погружают в воду.

Изначально их использовали самураи для затачивания оружия. С древних времен принципы заточки остались неизменными, а современные бруски сочетают в себе старые традиции оружейников и инновационные способы обработки материалов.

Виды

Тойши из Японии признаны лучшими в мире точильными камнями. Особенно высоко ценятся те, которые добывают и обрабатывают в Киото: у них лучшие абразивные свойства, идеальная поверхность. В окрестностях района есть множество каменоломен, где добывают материал для затачивания клинков, но всю продукцию можно условно разделить на две группы.

Первая – Higashi Mono (восточные камни), самые дорогие и уважаемые в самой Стране Восходящего Солнца. Среди них можно выделить: Окудо, Накаяма, Нарутаки, известные в Европе. Вторая группа – Nishimono (западные камни), предназначенные для внешнего рынка и преимущественно непрофессионального использования.

Точильные камни. Поговорим об арканзасах?

Зернистость водного камня

Этот показатель особенно важен. В зависимости от размера зерна, он решает разные задачи и предназначается для определенных ножей.

Величина показателя определяется по японской шкале, в числовом формате. Как правило, размер зерна указывают на упаковке. Как выбрать его правильно?

Зернистость от 90 до 220

Сюда входят приспособления, с помощью которых исправляют повреждения режущей кромки, выравнивают сколы, меняют форму.

От 300 до 400

Это достаточно грубые камни, которые не подходят для начинающих, но являются хорошим инструментом в опытных руках. С их помощью убирают серьезные дефекты на лезвии, но работать с таким бруском следует осторожно: одно неверное движение, и на клинке могут образоваться царапины, которые сложно исправить.

”Алмазный

От 300 до 600

Служат для коррекции кромки на старых или сильно затупившихся ножах. Камни с таким размером зерна отлично справляются с первичной заточкой топоров и больших поварских клинков.

От 700 до 1000

Такие показатели зернистости оптимальны для начального этапа заточки лезвия европейского ножа. Для японских ножей лучше брать камни с зернистостью от 1000, например, SCS-1300/M.

”Водный

От 1000 до 3000

Камни с такой зернистостью предназначены для классических японских ножей. Их лезвие тоньше, чем у европейских. Идеально подходят для начального этапа заточки.

Зернистость 3000

Такие бруски используют после предварительной заточки лезвия, перед финишной обработкой. Подходят для крупных ножей с толстой режущей кромкой и даже небольших топориков.

Точильные камни Арканзас — Dan’s Whetstone(soft,hard,translucent,black)

5000

Это финишные камни для конечной обработки японских и европейских инструментов.

Зернистость 8000

Это финишные полировочные бруски для клинков всех форм и размеров.

Мир натуральных точильных камней разнообразен, однако требования к ним предъявляются стандартные.

Выбор японского водного камня для заточки ножей

Чтобы не ошибиться в выборе точильного камня, необязательно изучать технические характеристики и сложные инструкции. Достаточно будет ознакомиться с главными критериями качества:

  • Показатель твердости.
  • Плотность и консистенция. Эта особенность является ключевой. Структура камня влияет на его свойства, результат и долговечность заточки.
  • Отсутствие трещин на поверхности, мелких фракций и включений.

Японские и европейские точильные камни

Популярные в мире натуральные камни для заточки ножей:

Выпускают и искусственные камни на основе карбида кремния и оксида хрома, но их свойства значительно отстают от свойств натуральных брусков.

Цель заточки любого ножа: восстановление его режущих свойств с минимальной потерей металла режущей кромки. Главное отличие японских камней от американских и европейских в их предварительном смачивании в воде. И если для ножей европейского производства подойдет сухая заточка, то для японского ножа выбор однозначный – только водные камни.

Именно японские водные камни считаются лучшими в мире. Влажная заточка позволяет достичь более точного результата. При профессиональном использовании водного камня снимается минимум стали, что увеличивает срок эксплуатации ножа.

О твердости

Что касается твердости камня, действует универсальное правило: чем она выше, тем лучше.

Чтобы определить твердость камня, необязательно вычитывать информацию на упаковке (тем более, она не всегда достаточно информативна). Необходимо нанести на его поверхность несколько капель обычной воды и наблюдать. Если вода не впитается в ближайшие несколько минут, то перед вами качественный твердый камень. Если наоборот – камень мягкий.

Еще один способ: постучать по поверхности небольшим предметом (например, ручкой). Если камень издает глухой звук, скорее всего, он слишком мягок. Твердые камни издают при ударах звонкое звучание.

Консистенция и плотность

Этот показатель считается самым важным. Камень для японских ножей должен иметь однородную, твердую структуру. Внешне это определить непросто, особенно новичкам, но есть небольшие хитрости, которые помогут отличить некачественный продукт.

Первое: обратите внимание на цвет камня. Он должен быть однородным, большое число оттенков на поверхности недопустимо.

Второе: о текстуре можно судить по отражению от поверхности. Если она хорошо отполирована, понаблюдайте за ней под разными углами. Отражение должно быть равномерным по всей площади. Если на некоторых участках есть отклонения, камень имеет неоднородную структуру.

Нежелательное явление – наличие больших неоднородных участков, которые сильно выделяются в форме пятен, колец, полос коричневого цвета.

Чистота поверхности

Бликовый тест позволит определить наличие лишних вкраплений на бруске. Если на нем есть черные или коричневые точки, сильнее отражающие свет, очевидно низкое качество камня. При заточке ножей нельзя пользоваться подобными участками: это может привести к повреждению режущей кромки.

Следует обратить внимание на наличие сколов и трещин. Их, естественно, быть не должно. Только тонкие трещинки особой роли не играют, но крупные, с расширяющимися участками, идущие по всему периметру тойши могут помешать эффективной заточке.

Размер камня

Площадь поверхности точильных камней должна соответствовать размеру лезвия. Если вы планируете работать с несколькими ножами, выбирайте камень с размерами, соответствующими самому крупному. Например, если самый большой клинок в наборе имеет длину 25 см, выбирайте камень длиной около 20 см. Для маленьких лезвий подойдут компактные бруски.

Так как заточка ножей должна проходить поэтапно (предварительная, основная и финишная), есть смысл покупать набор японских точильных камней для ножей, разных по зернистости.

Что касается толщины: если предполагается частая эксплуатация, лучше подобрать толстые камни.

О хранении и уходе за водными камнями

Японские точильные камни для ножей, как и сами клинки, требуют особого ухода и бережного хранения. Для сохранения свойств им требуется индивидуальная емкость из пластика или плотного картона. В воде можно хранить камни с высоким и средним показателем зернистости, но при условии частой эксплуатации (не менее 1 раза в 10 дней). А вот бруски, которыми редко пользуются, следует хорошо высушивать после каждой заточкой.

Не рекомендуется оставлять влажный точильный камень в минусовой температуре. Превращаясь в лед, вода может стать причиной нарушения текстуры бруска и привести к его разрушению.

Чем чаще эксплуатировать брусок, тем лучше для него же. В этом случае износ замедляется и становится мало заметным благодаря своей равномерности.

Чтобы избежать образования сколов на камне, необходимо устанавливать на его грани фаску, под углом около 45 градусов.

Если камень очень тонкий, для предотвращения повреждений и для удобной работы есть смысл приклеить к нему деревянный брусок или стекло. Такая хитрость значительно продлит срок службы камня.

В Японии заточка ножей водными камнями – это искусство, требующее сосредоточенности и отсутствия спешки. Важна не только практическая составляющая вопроса, но и само состояние, медитативный процесс. Поэтому в качестве походного точильного камня использовать японский вовсе необязательно. Но если не воспринимать работу с ножами как рутину, лучшего средства, как водный камень, попросту не найти.

Источник: www.samura.ru

Почему японцы покупают камни арканзас для заточки

Л юбителям заточки хорошо известны «классические» природные камни, такие, как арканзас, черный и зеленый сланцы, яшма и др. Японские же природные абразивы за пределами Японии, к сожалению, известны мало и представлены не так широко. В этой статье я постараюсь познакомить читателя с историей природных абразивов Японии, их разновидностями, особенностями использования и хранения.

История точильного камня столь же древняя, как и история ножа. Самые ранние археологические находки точильных камней на территории Японии ученые относят к эпохе Дзёмон (с 6 тыс. по пер.пол. 1 тыс. до н.э.). Если рассматривать первые зафиксированные в документах упоминания о производстве точильных камней в Японии, то они относятся к эпохе Хэйан (794-1185).

В литературе того времени появляются первые упоминания о рудниках, где добывали природный камень, некоторые из них сохранились и по сей день. С установлением в Японии правления первого сегуната в Камукуре (1185-1333) в стране резко возросло производство мечей и другого холодного оружия для нужд самурайского сословия. По понятным причинам добыча камня тоже увеличивается. В начале второго сегуната Муромати (1336-1573) некий Хомма Тодзаэмо находит в окрестностях города Киото месторождение высококачественного природного камня, который считается лучшим в Японии. Кстати, это месторождение разрабатывается до сих пор.

В это же время, по сообщениям источников, в Японии появляется новая профессия — точильщик ножей. В период Эдо (1603-1868 добыча, обработка и продажа точильных камней сосредотачиваются исключительно под патронатом государства. К концу єтого периода в свет віходит самая большая на тот момент в в мире книга, полностью посвященная описанию точильных камней и способов работы с ними.

Книга называется «Очарование киотских природных точильных камней» (Кё-то тен-нэн тоиси но мирёку). Эта книга и по сей день остается авторитетным источником знаний для любителей заточки и профессионалов. В период Реставрации Мэйдзи (1868-1912, с переходом Японии на капиталистические рельсы, начинается приватизация рудников.

С приходом в эту отрасль частных компаний улучшается технология добычи и переработки природных камней, что позволяет вывести их продукцию на широкий японский рынок. Продажа абразивов массовому покупателю с тех пор начинает приобретать те самые формы, которые она имеет и сейчас. Одновременно с этим заканчивается многовековая монополия точильщиков-профессионалов на точильные работы и идет спад их деятельности в этой сфере. В 60-х — начале 70-х годов ХХ века, в связи с появлением на рынке искусственных абразивов, добыча природного камня начинает стремительно сокращаться. С этого времени и по сей день использование природных камней становится уделом только профессионалов и любителей искусства заточки ножей.

Рис.справа — Иллюстрация из книги «Очарование киотских природных точильных камней» (Кё-то тен-нэн тоиси но мирёку).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЯПОНСКИХ ПРИРОДНЫХ КАМНЕЙ

Издревле для классификации точильных камней в Японии существовала система, где все камни были разделены на три группы: первая — грубые, вторая — среднезернистые и третья — доводочные. Уже ближе к нашему времени, в связи с появлением синтетических камней, эта система дополнилась новыми переходными видами.

Например, один из таких видов на русский язык можно было бы перевести как «среднезернистый, но ближе к доводочному» или наоборот — «среднезернистый, но ближе к грубому». То есть эта традиционная система так и не получила какого-либо эквивалента в виде количественной шкалы зернистости. исторически сложилось так, что каждый регион, в котором происходит добыча природного камня, специализируется на каком-то определенном виде камней. Вариации обычно незначительны. Поэтому при покупке природного камня вы увидите наклейку или печать с указанием только места, где находится шахта, из которой был добыт данный конкретный камень (фото слева ниже).

А это, в свою очередь, будет достаточно для покупателя, так как те, кто пользуется такими камнями, уже хорошо разбираются в точильных свойствах абразивов из разных регионов. Лишь только в особых случаях, когда камень обладает какими-нибудь исключительными свойствами (и соответствующей ценой), может быть указана его примерная зернистость. Что-то вроде «особо мелкозернистый доводочный камень». Обычно названия камням дают по названиям тех гор, в которых находятся шахты, где добывают тот или иной камень. Вот наиболее известные места добычи камней в порядке возрастания от самых грубых к мелкозернистым.

  1. Грубые — Омура (преф. Вакаяма и Нагасаки), Сасугачи (преф. Сага). если сопоставить их зернистость со шкалой зернисти синтетических брусков, то она составит примерно 150-500 ед.
  2. Среднезернистые — Танба-Аото (преф. Киото), Амакуса (преф. Кумамомто). А также переходные между средними и доводочными — Нагура (преф. Нагасаки). Их зернистость составляет примерно 1000-2000 ед.
  3. Доводочные и в высшей степени мелкозернистые доводочные камни — Хон’яма-авасэдо (преф. Киото).
Читайте также:  Как засолить форелевую икру в домашних условиях

На последнем виде мне хотелось бы остановиться подробнее. Исторически в Японии так сложилось, что наиболее мелкозернистые природные точильные камни добываю только в одном месте — небольшом горном массиве, где располагается несколько десятков рудников. Все они объединены под общим названием Хон’яма-Авасэдо.

Это самые мелкозернистые и самые дорогие природные абразивы во всей Японии. С древних времен эти камни использовались для заточки инструментов, которые требовали самой высокой степени остроты, таких, как бритвы и кулинарные ножи. Они тоже имеют свою классификацию, связанную с теми слоями, из которых добывается тот или иной камень.

На цену этого камня влияет не только зернистость, но и рисунок, форма, размер и т.д. Запасы этого высококачественного природного камня последнее время истощаются , а в связи с этим растет и цена. если уже сейчас средняя цена такого бруска стандартного размера (20х7х4) составляет примерно 200-500 долларов, то цена некоторых особо выдающихся брусков может достигать почти что астрономических размеров. Так, несколько лет назад на одном аукционе был продан точильный камень, цена которого составила примерно 50 000 долларов. Зернистость камней этой группы составляет примерно 4000-10000 ед. и выше.

Фото справа — природный камень Амакуса (на заднем плане) и Омура (на переднем плане).

Но не стоит думать, что все японские природные точильные камни столь дороги.Такая высокая цена относится исключительно к абразивам данного вида, цена же остальных природных камней вполне соотносима с ценой камней синтетических, а иногда и ниже. Рассмотрим некоторых наиболее распространенных представителей этого класса абразивов, добываемых в рудниках Хон’яма-Авасэдо.

  1. Суита — используется для заточки рубанков, зубил, инструментов для резьбы по дереву.
  2. Карасу — используется для правки бритв, ножей и других инструментов, для которых требуется наивысшая степень остроты. Сам камень может отличаться красивым пятнистым узором, что придает ему особую ценность в глазах любителей и коллекционеров.
  3. Утигумори — абразив, который до сих пор пользуется популярностью для заточки традиционных японских мечей (катана) и других длинномеров.

Существует еще множество других уникальных абразивов из этого региона, рассказ о которых не возможен в рамках только одной публикации. Мы постараемся коснуться этой темы в последующих статьях, посвященных Японии. Хочу только отметить тот факт, что в Японии и по сей день издается много литературы, посвященной природным камням, их свойствам и классификации.

На фото слева — японские природные камни Утигумори (вверху-справа), Суита (слева) и Карасу (по центру)

ДОБЫЧА И ПРОИЗВОДСТВО

Около года назад мне удалось побывать в городе Киото на одном производстве, которое занимается добычей и переработкой природных точильных камней, и побеседовать с его владельцем в третьем поколении господином Иманиси. На мой вопрос, в чем он видит преимущество природных камней в сравнении с искусственными, г-н Иманиси ответил: «Действительно, за последние несколько десятков лет производство синтетических точильных камней достигло очень высокого уровня, и сейчас они во многих отношениях превосходят природные камни. Но все же удачно подобранный природный камень может помочь своему владельцу достичь потрясающих результатов. Об этом я неоднократно слышал от поваров, которые используют природные камни для заточки своих кулинарных ножей. Вторым преимуществом природных камней является то, что они — часть древней японской традиции и культуры, и, используя их, точильщик может приобщиться к искусству своих предков».

Также г-н Иманиси поделился со мной небольшим секретом, как можно сэкономить на покупке природного камня. «Стоимость природных точильных камней для профессионалов достаточно высока, из-за того что все они должны соответствовать определенным стандартам по длине и толщине, — сказал он , — однако на камни, которые по каким либо причинам не укладываются в эти рамки, цена снижается достаточно существенно. При этом для обычных пользователей, которые используют камни для заточки своих ножей (например, охотничьих, кухонных, туристических), эти отклонения от эталона, как правило, не существенны. Такой камень может стоить в десятки раз дешевле, чем его эталонный аналог».

Вместе мы прошлись по его заводику, и он мне показал свое небольшое производство, включая дисковую пилу, с помощью которой происходит распил «сырого» материала. для придания бруску окончательной формы применяют, которыми пользовались в Японии испокон веков. Например, это долото, которое используется для расслаивания камня, называемое «хацури».

Процесс заточки и доводки на природном японском точильном камне не отличается от аналогичного ему процесса на японском синтетическом водном бруске. Камни предварительно замачиваются. А при работе с ними необходимо периодически смывать частицы металла, образующиеся во время заточки. Некоторые точильщики-любители пользуются во время заточки мыльным раствором. Хотя лично я никогда не встречал упоминания об этом в японской литературе, но по своему опыту могу сказать, что такой опыт работы с японским природным абразивом может быть применим.

Стали, для работы с которыми рекомендуются эти абразивы, также коррелируются с теми, что затачиваются на синтетических водных камнях. Японцы до сих пор используют высоко углеродистые стали для изготовления ножей для традиционной кухни, а также туристических и хозяйственных ножей, поэтому для них и им подобным инструментов эти природные бруски идеально подходят.

Правила хранения природных брусков несколько отличается от правил хранения искусственных брусков. Принимая во внимание тот факт, что под воздействием изменений окружающей среды природные камни могут трескаться и ломаться, их хранение требует особой осторожности. Самое лучшее, тщательно стерев влагу, завернуть брусок в сухую тряпку или полотенце и поместить в темное и проветриваемое место.

Также не стоит забывать периодически выравнивать природный камень грубым абразивом. По утверждению специалистов, это позволяет долго сохранять его высокие точильные свойства. лучше всего использовать для выравнивания двусторонний грубый брусок, у которого одна сторона с глубокими скошенными бороздами, а другая ровная.

Сначала работаем стороной с бороздами, а потом переворачиваем и завершаем работу ровной стороной. В качестве абразива для выравнивания мелкозернистых природных камней и создания на них слоя суспензии используется природный камень Нагура.

В Японии существует много специализированных школ, в которых обучают искусству заточки всех желающих — от поваров-профессионалов до простых домохозяек. И всегда, в их программах присутствуют этапы обучения техникам правильной работы с природными японскими камнями. В завершении хочется сказать, что, несмотря на победное шествие искусственных абразивов, древняя японская традиция живет и находит в себе все новых и новых поклонников.

Источник: www.zat24.com

Точильные бруски из натурального камня

Сообщение TriVX » 09 фев 2009, 16:05 .

перемещено из Холодное оружие Кажется моя болезнь из углеродка+керамика, перешла на ATS-34+арканзасс. S30 не хочу обсуждать, ибо кайфа от заточки онной не получил (не знаю почему, тут только эмоции).
Но по сути. В натуральных камнях есть нечто притягательное. Есть у меня два оселка белый арканзасс 23Х14Х7мм и твердый (серо-синеватый) схожих размеров.
Очень, нет, ОЧЕНЬ(!) я ими доволен. Они не так быстры и агрессивны как алмаз, не работают без смазки как керамика. но. что-то в этом есть.
Хочется доводочный натуральный камень длиной 15-20 см (можно больше).
А может и не только доводочный.
Прошу совета на тему, что купить и где это купить, а также как это привести в Украину. Интересует прежде всего арканзасс, но и сланцы (у нас копают?) и прочие «натуралы».
Есть увы мааааленькая проблема: более 50 современных у.е. не потяну. Но если есть нечто дороже но заслуживающее внимание, с удовольствием послушаю.
Если «бойан» — ткните носом.

Сообщение TriVX » 09 фев 2009, 18:46 .

И еще вопрос. Яшма используется как абразив, отзывы хорошие. Можно ли сравнить яшму с «арканзасом»? (черного арканзаса я не видел).

Сообщение fkbr » 09 фев 2009, 18:58 .

вот же темка, рядышком висит — Камни для заточки ножей и практические советы по их применению
, сначала читаем, потом спрашиваем .

Сообщение TriVX » 09 фев 2009, 19:02 .

Я читал бОльшую часть этой ветки. Познавательно, но это водные камни. А меня интересуют натуральные твердые. И еще больше где купить!

Сообщение RNoise » 09 фев 2009, 19:23 .

Вот здесь кое что есть по вашей теме:
http://rezbaderevo.ru/tovar_list.php?vid_id=15#396

Сообщение fkbr » 09 фев 2009, 19:28 .

вот ещё тема про заточку ножей. , была подвешена в важном, но убежала.

TriVX писал(а): Познавательно, но это водные камни. А меня интересуют натуральные твердые. И еще больше где купить!

Водные не водорастворимые , изначально водники и были только натуральными, но запасы сланцев и др. натуральных камней хорошего качества не бесконечны, а цены на них очень высоки, отчасти поэтому, а отчасти потому, что у искусственных камней качество более предсказуемо — искуственные камни нынче более распространены и доступны.
Насчёт купить, ищите в интернете камни от Гусева, он производит алмазные бруски и бруски из натурального камня разных пород, ассортимент которых постоянно рсширяется.
На вскидку финка. ру и «Клинок» торгуют его камнями, ссылки можно найти здесь на ганзе.

Сообщение TriVX » 09 фев 2009, 19:43 .

Изображение

Да знаю я про качество и чем натуральные от искуственных отличаются. Не нужны мне алмазы и керамика, ибо уже есть. Не люблю водники, они не под мой стиль работы. Мне больше по нраву твердые. ДМТ, Бак алмазы хороши, спайдерковская керамика тоже.

Но хочется большой арканзас более 15 см (такой у меня есть) длиной и не менее 3-х шириной.
Начал курить гугл, судя по всему придется и губозакатывающую машинку покупать.
Из Гусевских начинаю на яшму поглядывать.
Есть мысль. Имеется смысл покопаться на фирмах торгующих натуральным отделочным камнем? Кремнистые и углистые сланцы неплохие абразивы — теоретически
А вообще. арканзас классный камень и углеродку доводит чище спайдерковского файна (ультрафайна уже нет, нужно будет прикупить). Заметно чище получается. Арканзас и кованый нож (не очень твердый 57-58) — это дело!
Такой хочу:

Сообщение fkbr » 09 фев 2009, 19:58 .

TriVX писал(а): Есть мысль. Имеется смысл покопаться на фирмах торгующих натуральным отделочным камнем? Кремнистые и углистые сланцы неплохие абразивы — теоретически

кажется Дмитрич писал о том, как на точках торгующих отделочным камнем, на выезде из города, подбирал приличного качества куски сланца и нередко их отдавали в качестве образца за спасибо или символическую плату .

Сообщение TriVX » 10 фев 2009, 12:45 .

Не смог «Дмитрича» найти. Как тут участников ищут?
Что скажете по этому адресу: http://www.sarmik.ru/index.php?categoryID=167Black Italian», «Dark Grey Karelia», «Green Brazilian», «Grey Alania».
это все названия, а что за ними кроется?!
Камни большие и недорогие (более чем). Что скажете?!

Сообщение RNoise » 10 фев 2009, 12:56 .

Что скажете по этому адресу: http://www.sarmik.ru/index.php?categoryID=167Гусев А.В.»
Брусок предназначен для заточки и доводки ножей, столярного, чертежного инструмента и др.
Внимание. Заточку на камнях производить только с водой, масло не использовать. Брусок промывается пемзой или щеткой под струей воды.

Сообщение TriVX » 10 фев 2009, 13:03 .

Там несколько камней — мат. Новакулит и разные названия!
То что для доводки и так понятно.
Зернистоть Fine а вот тут есть вопросы. Если это новакулит (вроде арканзаса, но скорее всего не он) то там зерно практически везде одинаковое, и идет уже речь о плотности (пористости). Амеры почему свои арканзасы по «твердости» разбросали, да потому что по зерну почти не отличаются.
Стоит вообще связываться с этими «Black Italian», «Dark Grey Karelia», «Green Brazilian», «Grey Alania». (в чем там между этими за разница так и не понял) или поднапрячься и купить арканзас на забугорном сайте?

Читайте также:  К какому типу животных относится белка

Сообщение RNoise » 10 фев 2009, 13:23 .

Оне этот новокулит, сланцем чОрным обзывают еще..

Сообщение RNoise » 10 фев 2009, 13:26 .

Зернистость файн это скорее всего по класификации спайдерковских камней, те что на трианглах используются.

Сообщение TriVX » 10 фев 2009, 13:55 .

Ну. новакулит этоназвание целого семейства минералов, на сколько мне известно.
А чорный сланец может быть углистым (мягким) и кремниевым (твердым) очень разные вещи, чего я и заинтересовался.

Сообщение TriVX » 11 фев 2009, 19:29 .

Благодарю откликнувшихся.
В итоге нашел вот такое: http://www.europeanhandtools.com/Nortonproducts.htm
Просто мечта!
Подскажите, в Украину как такое завезти?!

Сообщение Nikolay_K » 11 фев 2009, 20:05 .

Стоит вообще связываться с этими «Black Italian», «Dark Grey Karelia», «Green Brazilian», «Grey Alania». (в чем там между этими за разница так и не понял) или поднапрячься и купить арканзас на забугорном сайте?

все это разновидности сланцев
а арканзас — это совсем другое . будьте осторожны, сейчас под вывеской арканзас можно купить как вполне приличный камень, так посредственность по цене эксклюзива.

Сообщение ivan-3 » 11 фев 2009, 22:19 .

Главных добытчиков арканзаса вроде всего 4 и только у них самые лучшие камни у всех остальных уже попроще
Например вот добытчик http://www.danswhetstone.com/products.htm
и вот http://www.hallsproedge.com/index.html — эти готовы послать куда угодно (я с ними когда то списывался)
Еще Нортон добытчик — у них отменные черные арканзасы.
И еще кто то.

Сообщение TriVX » 12 фев 2009, 11:15 .

а арканзас — это совсем другое . будьте осторожны, сейчас под вывеской арканзас можно купить как вполне приличный камень, так посредственность по цене эксклюзива.

Именно этого и опасаюсь!
Еще Нортон добытчик — у них отменные черные арканзасы.
И еще кто то.

Я вроде нортоновские присмотрел. Нужны именно практические советы КАК купить. Увы, с забугорных сайтов никогда не заказывал. 40-50у.е. за большой камень цена приемлемая.

Сообщение TriVX » 20 фев 2009, 12:59 .

Изображение

Товарищи! нашел у себя возле дома такое
«Smith’s TRI-6 Arkansas TRI-HONE Sharpening Stones System.»
цена порядка 70$. Оно того стоит? В смысле стоит ли такое купить?

Сообщение Nikolay_K » 20 фев 2009, 15:42 .

«Smith’s TRI-6 Arkansas TRI-HONE Sharpening Stones System.»

я бы не взял
во-первых бренд Smith’s мне не нравится, они почти все производят с Китае с соответствующим качеством
во-вторых арканзас там просто никакой
в-третих, как показывает опыт, такая конструкция шаткая, у нее как правило есть небольшой, но крайне неприятный люфт

Сообщение TriVX » 20 фев 2009, 16:07 .

Спасибо! Уберегли от дурной покупки!

Сообщение ivan-3 » 20 фев 2009, 16:51 .

Видел в каталогах подобные наборы ипользовал самолично.
Главное что меня поразило в первый раз это надпись что в комплекте 2 камня ИСКУСТВЕННЫЙ арканзас и только один натуральный
И при этом камни все достаточно качественные НО грубые. Т.е. самый тонкий камень 1000 Грит.
Но поверхность ровная и рабочая.

Сообщение TriVX » 20 фев 2009, 16:59 .

Да, примерно так и есть. Самый «мелкий» мне попадался ранее под названием «Вашита». Глянул на забугорные сайты, чуть не поплохело: Какие у нас накрутки!
Нашел еще инет сагазин «Kromka», но они не отвечают. Неделю к ним стучусь — по нулям! Если кто может с владельцем связаться — маякните ему, плиз!
Зато купил брусок черного сланца! Состояние среднее. Сейчас издеваюсь над углеродистым фростом — уже можно нормально побриться.)))

Сообщение Nikolay_K » 20 фев 2009, 19:00 .

Самый «мелкий» мне попадался ранее под названием «Вашита»

Washita — не совсем арканзас, хотя и является ближайшим его родственником, у вашиты менее компактная структура и ее абразивные свойства уступают арканзасу. Используется для грубой предварительной заточки.
Далее более подробное описание на английском. Если очень надо, то могу перевести на русский.

There are two general classes of natural stones grouped according to locality where found, as 1, Washita, and 2, Arkansas.
Washita Oil Stone. — Washita stone is found in the Ozark Mountains of Arkansas, and is composed of nearly pure silica, very similar to the Arkansas, but much more porous. It is known throughout the world as the best natural stone for sharpening carpenter’s and general wood worker’s tools. Its sharpening qualities are due to small, sharp pointed grains or crystals, hexagonal in shape and much harder than steel. It is found in various grades, from perfectly crystallized and porous grit to vitreous flint and hard sandstone. The sharpness of grit depends entirely upon its crystallization.

The best oil stones are made from very porous crystals.
Lily White Washita is the best selection or grading of natural Washita, perfectly white in color, uniform in texture and nicely finished.
Rosy Red Washita has an even porous grit somewhat coarser than the Lily White grading and is therefore faster cutting.
No. 1 Washita is a good oil stone for general use, where a medium-priced stone is wanted. It is far superior to the many cheap so-called «oil stones» on the market that are only sandstones with a polished face, but it is not as uniform as the Lily White.
Although the main source of the Arkansas novaculite is in Hot Spring and Garland counties, a few deposits are found in Montgomery and Saline counties. The best oilstone comes almost entirely from Garland county. A tract of land about 50 miles long by 20 miles wide will include the area from which the oilstone is taken. Two varieties of novaculite are quarried here, and are commercially known under the names of .Washita. oilstone and .Arkansas. oilstone. The former is used by carpenters and wood workmen in general, while the latter is particularly adapted for the use of watchmakers, dentists, and surgeons.
«The .Arkansas. stone is a very compact, bluish white, semi-translucent rock of uniform color and structure. The best .Washita. is less compact than the «Arkansas» stone, pure white and opaque. They are both composed of nearly pure, very fine-grained quartz, and differ from each other only in that the grains of quartz are finer and the spaces between them much smaller in the «Arkansas» than in the .Washita. stone. Both kinds are found in narrow leads from 5 to 15 feet wide, running northeast and southwest of the north side of the mountains of the Ozark range, and lying between walls of a very similar character.

Some of these leads are less than a mile long, while others are several miles in length. The quality of the stone in the same lead often varies considerably as the quarrying progresses.
«Arkansas oilstone, Novaculite, or nearly pure quartz, is founded in moderate quantities in the one American State only from which takes its name. The best quality which is rare, is pure milk white, with no perceptible grain, equally hard throughout, absolute homogeneous, and has a conchoidal fracture. Arkansas stones does not wear appreciably under the most vigorous usage with pointed or wide edged tools, it cuts far more slowly than turkey stone but its perfection and permanence of surface produces a keen and more uniformly perfect cutting edge, it is in every respect an admirable oilstone. A second quality from the same quarries appears slightly crystalline, is generally «off color» and sensibly less smooth when tested by the thumbnail drawn across it; this is said to be cut from mass closely surrounding a nucleus of the best and true Arkansas oilstone. Washita and some other comparatively course grain varieties are sometimes mistaken for inferior Arkansas oilstone, but are greatly inferior to in all respects. Turkey and Arkansas oilstones are both used with oil.»

Сообщение TriVX » 20 фев 2009, 19:20 .

Источник: popgun.ru

Что такое камни Арканзас

Вашита ( Washita ) – камень белого цвета с прожилками. В заточке используется как пред финишный камень, по размеру зерна для натуральных камней эквивалент JIS 500 — 750. (см. таблицу зернистости абразивов ). Применяется с маслом и водой, не требует замачивания. Эффективно работает практически со всеми сталями.

Арканзас Хард ( Hard Arkansas ) (геологический вид – новокулит) – бывает различных оттенков и цветов. Вид работы пред финишная доводка. По размеру зерен для натуральных камней равен приблизительно JIS 2000. Твердость зерна высокая. Работает с маслом, не требует замачивания.

Черный Арканзас ( Black Arkansas ) – имеет цветовые оттенки от темно-серого, до черного. Камень для финишной доводки. По размеру зерен для натуральных камней равен приблизительно JIS 3000 – 5000. Работает с маслом, не требует замачивания. Структура камня очень плотная, микрокристаллическая.

Арканзас Траслюцент ( Translucent Arkansas ) – бывает различных оттенков от светло-серого до белого с желтоватым оттенком. Вид работы — финишная доводка. По размеру зерен для натуральных камней равен приблизительно JIS 4000 — 6000. Работает с маслом, не требует предварительного замачивания. Структура камня очень плотная.

Арканзас при заточке ножа уплотняет структуру металла, особенно это проявляется при длительной заточке и чем она дольше, тем лучше. С Арканзасом можно использовать полировальные пасты Luxor . Это позволяет тратить меньше времени на заточку. Кроме того, использование Арканзаса делает заточку режущей кромки более устойчивой, а сохранение остроты более длительным. Камни Арканзас дают премиальный уровень остроты и при этом могут работать долгие годы с минимальным износом.

Источник: tsprof.com

Секреты точильного камня

Процесс затупления ножа неизбежен. Даже если вы им активно не пользуетесь и лишь изредка достаете из ножен, чтобы показать друзьям, все равно режущая кромка от контакта с ножнами, тупится, не сильно, но неизбежно.

Процесс затупления ножа неизбежен. Даже если вы им активно не пользуетесь и лишь изредка достаете из ножен, чтобы показать друзьям, все равно режущая кромка от контакта с ножнами, тупится, не сильно, но неизбежно.

Можно долго изучать и сравнивать разные марки стали, технологии их производства, закалку. Все это здорово, но. Ни один нож не будет выполнять свои функции, если он тупой. и если еще вчера он вас радовал своей бритвенной остротой, то сегодня его нужно точить или хотя бы подправлять.

Процесс затупления ножа неизбежен. Даже если вы им активно не пользуетесь и лишь изредка достаете из ножен, чтобы показать друзьям, все равно режущая кромка от контакта с ножнами, тупится, не сильно, но неизбежно. И вот настает извечный российский вопрос: «Что делать?» Можно отнести в киоск «Точу ножи, ножницы, бритвы правлю» где-нибудь у базара (в провинции я такие видел практически в каждом городе). Но вид небритого «дяди Васи», дышащего на вас перегаром и пытающегося провести заскорузлым пальцем по лезвию, явно отбивает всякое желание не только отдать ему в руки нож стоимостью несколько сотен «зеленых», но и доверить даже ржавый колун. А случайно заглянув в окошко этого заведения, по недоразумению названного гордым именем «мастерская», и увидев в сумраке помещения огромный точильный станок с камнем диаметром в полметра, зернистость которого видна даже с расстояния двух метров, понимаешь, что на таком оборудовании точить можно только якоря с небольшой баржи.

Читайте также:  Как ловить карпа на озере

Я в молодости после третьего курса института проходил практику в штамповочном цехе завода по производству комбайнов. Здесь точильных станков не было, и я пошел к приятелям с факультета обработки металлов в токарный цех, чтобы наточить любимый складной ножичек с рукояткой в форме попугая. По сравнению с современными ножами, он, конечно, ничего собой не представлял, но тогда этот ножичек мне очень нравился, и я им дорожил. Так вот, пришел я его поточить, мне указали, где стояло точило, на котором затачивали твердосплавные резцы.

Включил я станок, обороты жуткие, меня чуть ветром не сносило от вращения камня (это я, конечно, утрирую немного). Не успел я поднести лезвие к точильному камню, «вжик» — и в руках у меня одна рукоятка и пара миллиметров оставшегося клинка. Хорошо, что пальцы остались целы! Так я поучился точить на станках ножи.

Много воды утекло с тех пор, и арсенал клинков количественно и, главное, качественно у меня изменился, и точильных камней разных фирм приобрел немалое количество. О них и хочу я вам поведать.

Точильные камни бывают натуральные и искусственные. К натуральным относят Вашиту и Арканзас, к искусственным все остальные (алюминиевую керамику, алмазные. ). Кроме того, камни условно подразделяются на водные и масляные. Что это значит? А это значит, что перед использованием одни камни нужно замачивать в воде 10-15 мин, на другие достаточно капнуть капельку специального масла.

Смысл этих манипуляций прост, и не надо из этого делать шаманства и танцев с бубном, что я встречал у некоторых авторов. Тайного смысла тут нет, просто нужно четко представлять, из чего состоит процесс.

Абразивное зерно в натуральных камнях связано между собой более мелким зерном, в искусственных камнях абразивное зерно держится на клеевой связке. В японских камнях Naniwa связку традиционно делают более мягкой, чем в европейских, но это еще зависит от серии: в Corase stones и Super stones связка более вязкая и жесткая по сравнению с серией Media, Economical. Смазка нужна для того, чтобы промежутки между зернами не забивались, то есть камень точильный не заглянцовывался стальными опилками.

Теоретически процесс заточки прост, как «колумбово яйцо»: берешь нож и плавно проводишь режущей кромкой по точильному бруску, плоскость ножа держишь под определенным углом к камню. Но вот тут-то для новичков лежит «подводный камень»!

Поскольку клинки в большинстве своем не просто прямая полоска стали, а имеют зачастую изогнутый профиль, угол нужно держать постоянным, а наклон лезвия менять. Но все приходит с опытом, для новичков же выпускаются разные приспособления — от простеньких до достаточно сложных и дорогих. К примеру, камень фирмы Naniwa Combo 1000/3000 серии Economical комплектуется простеньким держателем угла, а мой любимый и недешевый прибор для восстановления угла Lansky позволяет не только восстановить утраченный при неоднократных заточках угол жала клинка, но и изменять этот угол. На приборе нанесена соответствующая маркировка: 17′, 20′, 30′, в комплект входят пять камней с различной зернистостью для полировки режущей кромки и натуральное масло. Вот мы подошли и к масляным камням.

Доморощенные «специалисты» имеют особое мнение, дескать, фирменное масло для заточки ножей — это все ерунда, можно любым маслом пользоваться, в том числе и нейтральным оружейным, и WD-40. Да, можно, конечно, но только клинок потом нужно отмывать полчаса моющим средством для посуды. Иначе эту же химию вы будете кушать вместе с теми продуктами, которые режете этим ножом. Может, кому-то и все равно, а мне как-то не хочется, чтобы печень отвалилась через некоторое время.

Ближайший конкурент прибора Lansky Crock Stick — это Spyderco Tri-Angle, конструкция которого состоит из пластиковой подставки и двух пар камней разной зернистости, которые вставляются вертикально в подставку и составляют рабочими поверхностями V-образную щель между камнями. Лезвие ножа проводят от рукояти до кончика, при этом перемещая клинок сверху вниз и на себя. На мой субъективный взгляд, чисто дилетантское приспособление, которое стоит немалых денег, а дает минимальную пользу.

Такое мнение сложилось из того, что качественную заточку произвести практически невозможно, можно лишь слегка подправить кромку, а при неосторожном движении и вовсе испортить ее. Так что кажущаяся привлекательность этого прибора весьма сомнительна. В походных условиях весьма неплохо зарекомендовал себя алмазный брусок.

У меня он еще советского времени выпуска, как написано на невзрачной упаковке, для правки опасных бритв. Это небольшой брусок 30×10 × 100 мм из алюминия с напылением около 2 мм алмазной крошки; подобную конструкцию имеют и фирменные точилки (например Lansky Double-Sided Folding Diamond). Они более компактны, пластиковый чехол при раскладывании становится удобной ручкой, но напыление алмазного абразива всего несколько микрон, изнашиваются достаточно быстро, а стоят несоизмеримо дороже нашего камня. На алмазном камне подточить лезвие можно достаточно быстро.

К сожалению, то, что быстро точится, так же быстро и тупится. Смысл тут прост: алмаз формирует агрессивную режущую кромку с более высокими и крупными вершинками (собственно, они и режут материал), но они и быстрее выкрашиваются, а следствие — затупление режущей кромки. Водные же камни с мелким абразивным зерном формируют соответственно и более мелкие вершинки кромки и выкрашиваются медленнее, поэтому режущая кромка долго не затупляется. Точно такой же результат дает камень из натурального Арканзаса, и поэтому останавливаться на нем я не буду.

Твердый Арканзас у меня был от фирмы Boker, и мне он совершенно не понравился, не смог я к нему приноровиться. Это не значит, что он плохой, просто к моему стилю заточки он не подошел. А вот мягкий камень от фирмы Norton в комплекте со специальным маслом для заточки той же фирмы живет у меня до сих пор, и пользуюсь я им с неизменным удовольствием. Из довольно большого разнообразия точильных камней я формирую комплект для каждого конкретного случая.

Если я отправляюсь на однодневную охоту по перу, то беру легкую и компактную двухстороннюю точилку Spyderco, этого достаточно, чтобы в полевых условиях подправить клинок, более серьезную заточку можно и дома при надобности провести. На зверовую охоту беру алмазный брусок, шкура у кабана, а главное, его щетина вкупе с песком и грязью, в которой он валялся, затупляет клинок намного быстрее, чем, скажем, шкура лося.

Мне заточки ножа в среднем хватает на разделку двух кабанчиков (на самом деле тут масса факторов, влияющих на конечный результат: марка стали, ее закалка, угол заточки, размер кабана. ). Всю основательную заточку делаю дома в спокойной обстановке, не спеша и не отвлекаясь. И хотя я и упоминал об отсутствии таинства при заточке, все же это действо сродни медитации: клинок вперед, назад, вжик-вжик. Не знаю, как вас, но меня этот процесс завораживает и успокаивает. Чем больше размеры клинка, тем большего размера следует выбирать и камень — удобнее точить. И совсем здорово, если в комплект камня входит
препятствующая скольжению подставка. На моих японских камнях Naniwa она есть, на двустороннем Economical 1000/3000 она из формованной резины. А вот Naniwa Super 10000 на пластиковой подставке с резиновыми вставками закреплен неподвижно.

Как-то в одном солидном охотничьем журнале я прочитал статью про заточку ножей. Автор рекомендовал перед заточкой взять газету, намочить ее, положить на стол, а уже на нее точильный камень, тогда, дескать, камень не будет скользить по поверхности стола. На свою беду я решил попробовать сей опыт. Да, камень не скользит по столу, и мокрая газета прилипла к нему, все вроде здорово.

Но какой скандал закатила мне моя благоверная, после того как газету я отодрал от крышки стола, на которой можно было читать передовицу местного печатного органа! Я минут сорок с тряпкой и моющими средствами оттирал это безобразие под неумолкаемый шепот супруги, переходящий порой в шипение.

Но вернемся к нашим баранам, то бишь к точильным брускам из Страны восходящего солнца. При пользовании ими есть маленький нюансик: замачивать-то их, конечно, в воде надо, но вот в чем изюминка: когда брусок вынут из емкости, в которой он отмокал минут этак 10-15, надо выждать некоторое время, чтобы влага впиталась, а поверхность бруска осталась влажной, но не сырой, в этот момент камень становится наиболее агрессивным по отношению к клинку и врезается в металл с максимальной эффективностью.

Если на рабочей поверхности будет стоять вода, брусок точит лезвие хуже и изнашивается быстрее. Когда я первый раз точил, то подумал: «Э, брат, так тебя надолго не хватит!» Но потом уловил момент, и все встало на свои места. Поскольку зернистость абразива очень мелкая, то и очень быстро заглянцовывается рабочая поверхность. Во время заточки я несколько раз промываю брусок под струей проточной воды с губкой и моющим средством для ванн.

После окончания заточных операций брусок промываю опять и сушу в вертикальном положении, чтобы доступ воздуха был со всех сторон. В последнее время арсенал моих клинков пополнился ножами с серейторной и полусерейторной заточкой.

Сначала я их покупал ради интереса, но с некоторой долей скепсиса, а потом они мне настолько понравились, что сомнений при очередной покупке не вызывают. Но тут возник вопрос, как и чем править и подтачивать их волнистую режущую кромку?

У разных фирм-производителей профиль серейтора разный, поэтому выбор пал на универсальные абразивные камни, позволяющие приспособиться к любой форме серейтора. Как всякое новое дело, первоначально получалось довольно коряво, но при соответствующей практике все вышло замечательно. Под заточку серейтора я пользуюсь тремя видами камней: набор Spyderco — два бруска разной зернистости и камень от Lansky с каплеобразным сечением. Все три камня из алюминиевой керамики, очень удобные и эффективные.

Об эффективности разных камней

Раньше в подавляющей массе клинки выпускались небольшой или средней твердости, в пределах 54-56 HRC, и точились, и правились практически любыми точильными камнями без проблем. В настоящее время высококлассные ножи выпускаются из экзотических сортов сталей.

Даже известные и популярные сорта сталей выпускают с применением новейших современных технологий, отсюда твердость и износостойкость их становится все выше и выше, порядка 58-62 HRC. И это здорово. Но ножи с такой твердостью точить на натуральных камнях (Арканзас) несколько затруднительно. Почему? Потому, что твердость абразивного материала должна быть тверже, чем сталь клинка.

Вот что я нашел в литературе. Оказывается, у абразивных точильных камней существует своя шкала твердости — твердости минералов по Моосу. Стали клинков обычно обладают твердостью 5,0-6,5, а алмаз 10,0, но алмаз самый твердый материал, а у натуральных камней значение твердости 6,5-7,2. Если твердость клинка приближается или равна твердости абразива, путного ничего не получается.

Клинок скользит по поверхности точильного бруска без должного эффекта. И нам, простым потребителям, приходится еще раскошеливаться на достаточно дорогие точильные камни, но, впрочем, кто считает потраченные деньги, когда дело касается наших увлечений? Тут уж если имеешь в арсенале высококлассные клинки, то и точилки к ним приходится такого же класса подбирать, иначе и быть не может.

А вывод из всего сказанного такой: если клинок твердостью 54-56 HRC, то подойдет любая точилка или абразивный брусок, а если 58-62 HRC, то я рекомендую (исходя из своего субъективного опыта) обратить внимание на японские водные камни фирмы Naniwa зернистостью 1000/3000, 4000, 10000, серий Economical, Super, Finishing. На данный момент я лучше абразива для домашнего использования не встречал, а перепробовал много, уж поверьте мне на слово. А для походных условий наилучший (на данный момент) Spyderco Pocket Stones Fine https://www.ohotniki.ru/weapon/knives/article/2011/11/27/633930-sekretyi-tochilnogo-kamnya.html» target=»_blank»]www.ohotniki.ru[/mask_link]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...