Даже тот, кто филонил на школьных уроках геометрии, знает, что кратчайшим способ попасть из точки А в точку Б — двигаться по прямой, никуда не сворачивая. Тем не менее, если посмотреть на маршруты самолетов, особенно летящих на дальние расстояния, то они выглядят скорее как парабола, а в некоторых случаях и как зигзаги.
Так что вопрос, почему пилот самолета не может лететь по прямой, наверняка приходил в голову многим. Разумеется, первая мысль — из-за погодных условий. Однако причин гораздо больше, и зависят они от конкретных маршрутов.
На Rеddit появилась карта, авторы которой попытались дать визуальное объяснение тому, почему самолеты не летают прямо.
На межатлантических рейсах в небе очень напряженный трафик, поэтому, чтобы не допустить случайного сближения самолетов, диспетчерами были разработаны воздушные трассы — маршруты, которых должны придерживаться самолеты. Например, рейс Лондон — Майами летит 7384 км вместо 7117 км.
Иногда в дело вмешивается политика, и государства закрывают свое воздушное пространство для других. Самолеты Тайваньских авиалиний не могут летать над территорией Китая, Саудовская Аравия и ОАЭ объявили блокаду Катару. Так что самолет из Дохи в Найроби летит 4458 км вместо 3355 км.
Почему самолет летит по дуге? Математика на QWERTY
Еще самолеты не летают над Тибетом по ряду причин. Например, если в кабине самолета упадет давление, то по инструкции ему надо опуститься на высоту 3 км, а над Тибетом это сделать невозможно, так как там высота около 4,5 км над уровнем мирового океана. А еще в случае аварии самолету негде будет сесть, а спасателям сложно добираться. Поэтому самолеты из Дели в Сеул летят 5895 км вместо 4657 км.
Источник: www.maximonline.ru
Почему самолеты не летают в точку назначения по прямой, так же ближе
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Отписаться можно в любой момент.
Если посмотреть на карту авиационных рейсов, то можно будет заметить, что летают они в большинстве случаев не по прямой, а по дугообразным отрезкам. Возникает вопрос: почему такое происходит? Ведь со школьной скамьи каждый знает о том, что кратчайший путь из точки А в точку Б проходит по прямой линии. В случае с самолетами ответ на этот вопрос не так прост, как некоторым уже может подсказывать интуиция.
Во-первых, виновата сама планета. |Фото: mobillegends.net.
Сегодня авиация является самым быстрым способом передвижения на большие расстояния для большинства простых людей. Вместе с тем авиационные перелеты до сих пор остаются одним из самых дорогих видов транспорта. Таковым он стали из-за стоимости обслуживания крылатых машин, уровня ответственности специалистов, стоимости самих самолетов и, конечно же, цены горючего. В этих условиях глядя на карту авиационных маршрутов вопрос о том, почему самолеты не летают по прямой, напрашивается сам. Однако, все не так просто.
Направлять самолеты не просто. |Фото: petropolskiy.ru.
Первая и главная причина, почему авиационный маршрут всегда является дугой, а не прямой линией – это, конечно же, форма земли. Т.е. на самом деле самолет может лететь по кратчайшей «прямой». Однако, так как любая карта – это двухмерное изображение земли, то на ней возникают графические искажения. В итоге правильно нарисованный маршрут будет выглядеть именно как дуга!
Например, кратчайший путь по воздуху из Парижа в Ванкувер проходит через Гренландию. Де-факто это полет по прямой. Но на карте маршрут будет выглядеть как дуга.
Примечание: Другим примером такого графического искажения является не соответствующее действительности увеличение регионов у полюсов. Из-за этого Канада, Россия и Антарктида на карте выглядят больше, чем они являются на самом деле.
Через некоторые места лучше не летать. |Фото: travelsoul.ru.
Само собой, авиационные маршруты далеко не всегда де-факто проходят по прямой, как в примере Париж — Ванкувер. На маршруты самолетов влияет огромное количество дополнительных факторов. Первый и наиболее существенный среди них – это погода. Сильные ветра, грозы, град, зоны повышенного риска оледенения борта и многое другое может «отпугнуть» диспетчеров и экипажи от той или иной области на карте в конкретный момент. Кроме того, самолеты стараются не летать над регионами, где проходят военные учения или прямо сейчас разворачиваются военные конфликты.
Самолет — это очень дорого. ¦Фото: kipmu.ru.
Также в воздухе могут случаться пробки – когда самолетов в небе одного региона становится слишком много. Наконец, есть еще один фактор, который влияет на маршруты, — это цена аэронавигации. Компании вынуждены покупать эти услуги у государств, над которыми пролетают их самолеты. Цены могут сильно отличаться, что в свою очередь также оказывает влияние на решение о проведении маршрута.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, зачем самолетам хваленый «Стелс» , если они все равно видны на радарах.
Источник: novate.ru
Расскажу почему самолет не летит по прямой
«Почему самолёт летает не по прямой? Почему в ту сторону полёт длился быстрее, чем обратно? Почему мы долго кружились перед посадкой?» — эти и другие вопросы возникают в умах воздушных путешественников.
Да, самолёт летает не по прямой — маршрут полёта представляет собой ломаную линию (фото 1),
состоящую из воздушных трасс, на которых расположены навигационные точки, у которых есть свои обозначения и назначение (фото 2).
Как раз таким образом легче, быстрее и безопаснее упорядочивать полёты и управлять воздушным движением. Воздушная трасса — диспетчерский район или его часть, представляющая собой коридор, линия которого определяется радионавигационными средствами. По каким трассам лететь — заранее просчитывает специальная программа, подбирая маршрут с кратчайшим расстоянием, с учетом ветра, температуры воздуха и регламента работы самой трассы (фото 3).
Поэтому выполняя полёт, самолёт периодически меняет курс в поворотных точках. Точно так же как на взлёте и на посадке — авиадиспетчер заранее сообщает экипажу маршрут выхода (фото 4)
или прибытия (фото 5),
у которых есть свои поворотные точки, для того чтобы полёт воздушного судна проходил по ожидаемой траектории с соблюдением ограничений по высоте и скорости (хотя иногда вышеуказанные коллеги по нашей просьбе спрямляют нам маршрут, спасибо им за это). Экипаж дисциплинированно выполняет схему, выписывая виражи или ожидая очерёдность на посадку, а тем временем пассажиру в салоне может показаться, что «что-то не так, мы ведь так долго кружимся…». Вспоминаю случай несколько лет назад, когда диспетчер подхода в Московской воздушной зоне сказал нам, что мы номер 17 на посадку . Поэтому длительность полёта может отличаться даже в одинаковых рейсах. Ну и конечно ветер, о котором я писал в предыдущем посте, тоже вносит свои коррективы в продолжительность путешествия. Всем приятных полётов!
Автор текста и иллюстраций Дамир Юсупов. Опубликовано с разрешения автора.
Источник: pulse.mail.ru
Почему самолеты не летают из точки А в точку Б по прямой, так ведь ближе и экономнее
Если вы хоть раз летали на самолете, то, скорее всего, представляли себе, что он летит из точки А в конечную точку Б по прямой, ведь так выгоднее и значительно быстрее. Но, на самом деле, все совершенно не так. Если открыть любую карту авиаполетов международных рейсов, то можно увидеть, что все они совершаются не по прямой, а по дугообразной линии. Так почему же пилоты летят не напрямую?
Все мы знаем из школьного курса, что кратчайшее расстояние между двумя точками именно прямая. И если с автомобильными и железнодорожными дорогами все понятно, так как они привязаны именно к полотну. То почему летчики используют параболические траектории во время движения, тогда как проще было лететь по кратчайшему расстоянию. При этом будет экономия горючего материала, времени полета и сокращение времени в воздухе. К примеру, пассажирский Boeing 747 всего за 1 час полета расходует более 11 тонн топлива, а при взлете, этот показатель еще и увеличивается.
Рассматривая этот вопрос, можно заметить, что авиационный маршрут движения самолета всегда осуществляется по дуге, так как он зависит от формы земли. На самом деле, самолет, возможно, и будет лететь по прямой к конечной точке приземления.
Но если это рассматривать на двухмерной карте земли, то будут возникать графические искажения, которые в дальнейшем будут изображаться именно как дуга. Самый простой пример. Самолет из Канадского Ванкувера в Париж летит по прямой, так как города находятся на одной широте, что составляет примерно 48-49 градусов. Но самый ближний путь между этими городами лежит именно через Гренландию. А именно так будет выглядеть на карте маршрут самолета.
А, еще очень действенным примером может служить географическое искажение увеличения стран, расположенных у полюсов. При этом к примеру, Россия, Канада или Антарктида может выглядеть значительно больше, чем они на самом деле.
Опять же, не каждый маршрут приходится по прямой. Потому как на это действует ряд сторонних причин, не зависящих от летчиков и самолета. И основным действенным фактором становится — погода. Именно сильные боковые ветра, дожди, град или гроза могут подействовать на маршрут движения самолета. Во время полета по таким погодным факторам, самолет может получить обледенение или другие повреждения влияющие на летные факторы.
Следующим фактором, почему пилоты могут изменить маршрут движения, станет геополитическая обстановка в стране, над которой происходит полет. Это может быть военные учения или конфликты.
Во время полета через любую страну, она вправе выставить счет за использование аэронавигационными службами. И стоимость может варьироваться от времени полета и даже продолжительности. Поэтому полет через воздушное пространство некоторых стран может быть дороже, чем облететь его по другому маршруту. К примеру, воздушное пространство Германии, почти в два раза дороже полета через Польшу.
И последнее, что может повлиять на изменение маршрута, могут стать обычные пробки, которые случаются даже в воздухе. Особенно это может быть заметно вокруг больших аэропортов. Поэтому приходится прокладывать путь, избегая этих заторов и большого количества самолетов в воздухе.
На самом деле, самолеты летают по прямой, но есть довольно большое количество факторов воздействующих на изменение траектории полета. Да и сама карта не сможет отобразить траекторию полета, потому как она всего лишь двухмерное изображение земли.
Источник: www.ixbt.com
Почему самолеты летают не по прямой
Для кого-то это уже давно известный факт. У других данное открытие вызывает почти шоковое состояние. Они просто не верят своим глазам! Почему самолеты летают не по кратчайшему расстоянию между городами? Я не про небольшие отклонения для обхода облачных массивов и грозовых фронтов. Почему иной раз они описывают немалую дугу к северу или югу, смотря в каком полушарии вы находитесь?
Может быть авиакомпании нарочно удлиняют маршрут, чтобы содрать с нас побольше денег? Да за кого они нас держат?! Ну, уж нет! Теперь только поездом! Или же здесь не все так просто, как кажется?
Попробуйте померить расстояние между Москвой и Владивостоком. Если сделать это при помощи, например Яндекс Карт, то, думаем, результат вас немало озадачит. Оказывается, вместо того чтобы спокойно повести линию по параллели, Яндекс считает кратчайшим расстояние дугу, залезающую за Северный полярный круг. Может быть и Яндекс заодно с авиакомпаниями?
Сговорились, чтобы водить нас, пассажиров за нос? Давайте попробуем разобраться, почему самолеты летают по дуге, вместо того, чтобы лететь по прямой.
Когда перелет достаточно короткий, этой кривизны особо не заметно. Но если лететь предстоит далеко, маршрут на Яндекс-картах почему-то начинает изгибаться в кривую.
Посмотрите сами: почему самолет, летящий из Москвы на Дальний Восток, сначала забирается на крайний Север, а потом снова опускается к средним широтам?
Давайте теперь сделаем вот что: просто проложим этот же маршрут, но будем мерить его короткими отрезками, чтобы пройти, как нам кажется, кратчайшим путем:
Стоп! Это что же получается? По прямой путь длиннее, чем по дуге? А как же школьная геометрия и прочие доводы логики? И ладно бы немножко. А то ведь разница получилась в 1000 километров! Здесь явно что-то не то.
Возможно, мы стоим на пороге удивительного открытия, которое напрочь перечеркнет все классические теории и поставит нас во главу нового учения! МЫ будем называться гордым именем «учиитель». У нас будут ученики и последователи, наше открытие будут разбирать на мировых конгрессах, нас станут проходить в школах, а наши с вами барельефы будут еще при жизни высечены на фасаде зданий академий наук всего мира.
Видите, как все удачно складывается. хотя, что-то тут не так. Но что именно?
Она же круглая!
Для того чтобы прояснить этот парадокс давайте представим крайнюю ситуацию. Нам надо лететь из Москвы в город, который находится на той же 55-й параллели, но с другой стороны планеты. По правде говоря, там нет никакого крупного города. Это север Канады на границе с Аляской. Возможно, вблизи и отыщется какое-нибудь поселение, но там явно не будет взлетной полосы, чтобы принять наш огромный лайнер.
Но нам и не надо там садиться. Просто давайте представим, как мы полетим. Глядя на плоскую карту, мы сначала наверняка проложим маршрут так, как сделали совсем недавно — короткими отрезками по параллели. Через Казань, Новосибирск, Иркутск, Благовещенск, Перопавловск-Камчатский. Далее полетим над Тихим океаном и вот, вконец измотанные дальним беспосадочным перелетом, совершим мысленную посадку в нужном нам месте.
Это если смотреть на плоскую карту. А если взглянуть на глобус?
Здесь даже первокласснику будет понятно, что кратчайший путь между нашими точками лежит не по параллели. А по меридиану через Северный полюс. Мы же совсем забыли, что земля-то круглая. А на поверхности шара кратчайшие расстояния выглядят совсем не так, как на плоской настенной карте.
Если бы Петропавловск-Камчатский находился по другую сторону планеты, авиационные маршруты наверняка пролегали бы через полюс. Но он находится не совсем на той стороне, а чуть ближе.
Значит, и маршрут самолета будет уже более пологий. Не через полюс, а через Ямал и Таймыр. Чем короче маршрут, тем менее заметна его кривизна на плоской карте.
Для интереса, найдите где-нибудь глобус и померьте расстояние между Москвой и Камчаткой сначала по параллели, потом по прямой через Салехард . Думаю, вы удивитесь, насколько разные получаются цифры.
Надеемся, теперь вас не будут шокировать дуги на карте и вы будете точно знать. Почему самолеты не летают по прямой траектории.
Материалы по теме:
- Назад
- Вперёд
Источник: proverilnasebe.com