1. Ведение тактической разведки в интересах своего соединения и других сил флота.
2. Постановка мин.
3. Охрана свободы судоходства, рыболовства и морского промысла.
4. Защита экономической зоны и районов производственной деятельности.
Этапы боевой деятельности:
1. Развертывание плк в районы боевых действий.
2. Поиск подводных лодок.
3. Слежение за подводными лодками (в мирное время и угрожаемый период).
- Основы организации боевого применения противолодочных кораблей.
- Мероприятия, выполняемые перед началом поиска подводных лодок.
1) Оценить гидроакустические условия в районе поиска;
3) Выбрать средство поиска;
4) Определить поисковый строй и расстояние между кораблями;
5) Определить поисковую скорость;
- Виды поиска подводных лодок противолодочными кораблями. Выбор вида поиска.
1) Поиск в районе (применяется, когда есть информация о возможном наличии ПЛ в заданном районе);
«Летающая лодка» Гидросамолет, BV 138 «Самолеты Германии», 1941-1945 История авиации, 6-й фильм
2) Поиск на вероятном курсе (применяется, когда известен вероятный курс и участок движения пл, в котором она должна пройти);
- Способы поиска подводных лодок противолодочными кораблями на вероятном курсе. Условия применения и организация выполнения.
Способы поиска на вероятном курсе:
2) «Линейное патрулирование»;
3) «Перекрестное патрулирование»;
4) «Способ одного галса»;
- Способы поиска пл противолодочными кораблями с ПГАС и БУГАС в назначенном районе. Условия применения и организация выполнения.
Способы поиска:
1) «Гребенка-П» (применяется в районах, ширина которых меньше или равная ширине полосы поиска);
- Поиск подводной лодки КПУГ по вызову. Сущность способа. Способы поиска кораблями самостоятельно.
Способы поиска по вызову:
1) «Гребенка» — корабли самостоятельно могут выполнять поиск ПЛ, идущей со скоростью до 9 узлов;
2) «Спираль в секторе» — применяется по ПЛ, идущей со скоростью до 9 узлов при производительности поиска не менее 50 миль кв./час.
- Классификация контакта. Способы поддержания контакта с подводной лодкой противолодочными кораблями (КПУГ) с ПГАС и БУГАС.
«Серп» применяется при поддержании контакта кораблями с подкильными и буксируемыми ГАС. Организация — корабль, первым обнаруживший ПЛ, становится наводящим, остальные по приказанию командира КПУГ повышают ход до максимального и занимают назначенные позиции. При это позиции кораблям назначаются на КУ ПЛ от 80 до 150град на дистанции надежного поддержания контакта.
«Кольцо» применяется при поддержании контакта кораблями с ПГАС и БГАС. Условия применения:
1) Дальность действия ГАС меньше 30каб;
2) Скорость ПЛ меньше скорости кораблей поисковой.
Способ предусматривает равномерное распределение позиций слежения на КУ ПЛ от 0 до 180град. Не желательно(избегать) попадания корабля в кильватерный след ПЛ, а также нахождение ПЛ в мертвой зоне ГАС.
Только История: тайна исчезновения Surcouf
«Накрытие – К» применятся в случае, когда контакт с пл потерян вследствие выхода пл за пределы дальности действия ГАС корабля, скорость корабля поисковая меньше скорости пл. Организация выполнения: корабль потеряв контакт максимальным ходом следует в точку потери контакта, где производит поиск в течении допустимого времени, при не обнаружение пл в точке потери контакта, корабль производит обследование водный среды на биссектрисе сектора вероятных курсов пл в расчетной точке. Восстановление контакта заканчивается при не обнаружение по расчетной точке.
- Восстановление контакта с пл одиночным кораблем при входе пл в мертвую зону ГАС самостоятельно.
- Средства поиска подводных лодок противолодочной авиации.
1. ОГАС: Ка-27пл – ВГС-3; Ми-14пл – «Ока-2»; Ка-25пл – ВГС-2.
2. Буи: РГБ-1, -Н, -НМ, -75, -15 (пассивного типа ненаправленного действия).
3. Магнитометр авиационный (мирное время): АПМ-73, -60.
4. Визуально, а так же РЛС.
- Средства уничтожения подводных лодок противолодочной авиации.
2. Бомбы: ПЛАБ-50, -250, -120; ЯПЛАБ.
- Радиогидроакустический поиск подводных лодок ПЛА в назначенном районе. Способы поиска и тактические приемы постановки РГАБ.
В зависимости от состава тактической группы, боевой нагрузки, времени нахождения из в районе применяются следующие способы:
1. Совмещенная постановка и контроль поля буев (постановка и контроль буев осуществляется одним и тем же самолетом (-ами) (время работы буя в дежурном режиме 2,5 часа);
2. Раздельная постановка и контроль поля буев (. );
3. Комбинированный способ постановки и контроля буев (Когда один самолет выставляет буи и контролирует их в течении возможного времени).
Основные тактические приемы постановки полей буев:
1. Параллельные маршруты (выполняется группой самолетов на расчетных интервалах с одновременным выставлением буев на одном галсе (для выставления буев в кратчайший срок);
2. Параллельные галсы (применяется при наличии одного самолёта, который выставляет буи маневрирую параллельными галсами);
3. Сходящая (расходящаяся) коробочка;
- Гидроакустический поиск пл в назначенном районе ПЛА. Тактические приемы поиска.
В назначенном районе осуществляется группами вертолетов или одиночным, количество вертолётом определится с заданной вероятностью обнаружения, составом своих сил и их напряжением.
Поиск выполняется следующими тактическими приемами:
1. На параллельных маршрутах (когда выделенного наряда сил хватает для перекрытия всей ширины района);
2. На параллельных галсах (в общем поисковом строю);
3. Зиг-заг (для расширения полосы поиска и при необходимости для уравнивания скоростей вертолетов и кораблей).
- Радиогидроакустическое слежение за пл ПЛА.
- Уничтожение пл ПЛА. Способы и тактические приемы нанесения ударов по пл ПЛА.
Основные способы нанесения ударов:
1. Удар в точку первоначального обнаружения цели (Применяется, когда погрешности в месте цели перекрываются ЗП оружия, и выполняются сходу, и с повторного захода. Удар сходу выполняется в случае, когда высота полета, удаление цели и данные о ней позволяют применить оружие без повторного выхода);
- Цели и задачи РПЛС.
1. Обеспечение боевой устойчивости РПК СН и других ударных сил флота от ударов многоцелевых подводных лодок противника.
2. Уничтожение его ракетных подводных лодок.
Задачи РПЛС:
1. До начала военных действий – поиск подводных лодок противника и слежение за ними в установленной готовности к уничтожению.
2. С началом военных действий – уничтожение отслеженных ракетных пл до пуска ими ракет и многоцелевых пл до занятия ими позиций применения оружия по нашим силам и объектам.
- Способы поиска подводной лодки в назначенном районе группировкой разнородных противолодочных сил.
1. Смежные участки применяется в случаях, когда в кратчайший срок необходимо вскрыть подводную обстановку в назначенном районе при ожидаемом времени выяления противником состава группировки и района ее действия в течении 8-18 часов. Способ предусматривает деление назначенного района на участки по количеству групп РПЛС в которых каждая группа действует в соответствии с принятым решением. Размеры и конфигурация участка для каждой тактической единицы определяется с учетом ее поисковой производительности и военно-географических условий в районе, для реализации эффекта вытеснения участки не скрытно действующих сил следует располагать между участками сил действующих скрытно.
Смена участков тактических единиц производится по установленному сигналу либо пл времени с соответствующим решением. При этом смена участков может производится одновременно и последовательно, а так же назначается свободный участок.
Смежные участки применяется в случаях, когда в кратчайший срок необходимо вскрыть подводную обстановку в обширном районе при ожидаемом времени выявления противолодочного состава РПЛС и района действий течении 2-3 суток.
2. Смежные полосы применяется в случае, когда необходимо вскрыть подводную обстановку вблизи баз, на маршрутах развертывания ударных сил, то есть районах не позволяющих противнику вести интенсивную разведывательную деятельность. Способ предусматривает формирование группировки РПЛС подвижной завесой для ведения совместного поиска максимально используя эффект вытеснения.
Каждая тактическая единица действует в назначенной полосе расположенной в общей полосы завесы и определенно решением командира.
Ширина полосы для каждой единицы выражается пропорционально ее поисковой производительности.
Для синхронизации движения тактической единиц им определяется исходные точки манёвра, времени начала движения, маневренная скорость и продолжительность поиска, координаты контрольных точек и времени их прохождения.
Вскрытие подводной обстановки может производиться на одном или нескольких галсах.
3. Комбинированный способ применяется, когда в группировке РПЛС включен авианосец и необходимо вскрыть подводную обстановку в обширном районе в течении длительного времени в условиях активного противолодочного противодействия многоцелевых пл вооруженных ПКР, ракето-торпедами и дальнеходными торпедами.
Предусматривает поисковые действия основных сил группировок в едином походном ордере по заданному маршруту, а пл в назначенных участках, а ПЛА в смежных участках.
- Способы поиска подводной лодки в назначенном районе разнородной поисково-ударной группой.
1. Поле. Применяется, когда в короткий срок необходимо обследовать площадь значительных размеров РПУГ и самолеты ведут поиски в общей полосе центральной части РПУГ, на фланге самолеты выставляющие поля РГАБ. ПЛК ведут поиск в строю фронта, при этом идут пересекающимися курсами или незакономерными зиг-загами выдерживая генеральную скорость. Постановку буев самолеты осуществляют параллельными галсами, перпендикулярными генеральному направлению поиска. В целях воспрепятствования уклонения пл путем отрыва от кораблей курсом совпадающим с направлением поиска, целесообразно выставлять перехватывающие барьеры в полосе движения РПУГ.
2. Барьер. Способ применяется при большой ширине полосы поиска РПУГ, когда нет необходимости увеличивать общую ширину полосы поиска выставлением полей буев. ПЛК действуют так же, как и в способе «поле». ПЛС выставляют фланкирующие барьеры буев. Цель выставления барьеров – перехват пл, уклоняющийся от корабля.
Так же, как и в способе «поле» периодически выставляются перехватывающий барьер буев (фронтальный) между фланкирующими барьерами.
- Классификация противолодочных рубежей с участием РПЛС по составу применяемых сил. Варианты построения боевого порядка при действиях РПЛС на противолодочном рубеже.
1. Из маневренных ПЛС;
2. Из маневренных ПЛС и стационарных средств наблюдения;
3. Из маневренных ПЛС и противолодочных позиционных средств заграждения;
4. Из всех сразу.
Варианты построения боевого порядка при действиях РПЛС на противолодочном рубеже:
1. Боевой порядок для действия с совмещением задач обнаружения и уничтожения (слежения);
2. Боевой порядок для действий с разделением задач обнаружения и уничтожения (слежения);
- Слежение за подводной лодкой РПУГ. Состав ордера слежения (варианты).
Слежение начинается с момента принятия решения о том, что обнаруженная цель – подводная лодка, и заканчивается:
— с началом применения оружия;
— с потерей контакта, если он не восстановлен в расчетное время избранным способом.
Состав: 3-5 кораблей и 2-4 самолета, в отдельном случае вертолеты.
- Восстановление контакта с подводной лодкой РПУГ способом «Захват-КСБ». Условия применения. Организация выполнения.
- Восстановление контакта с подводной лодкой РПУГ способом «Охват-КСБ». Условия применения. Организация выполнения.
- Условия организации совместных действий ПЛА и плк при поиске подводной лодки по вызову.
При прибытии плк и ПЛС в район одновременно и тех и других сил восстановление контакта выполняется способами «Захват-КСБ», «Охват-КСБ», «Перехват-КСБ».
При разновременном прибытии самолетов и кораблей, первые прибывшие в район должны начать поиск по вызову самостоятельно.
Источник: topuch.com
Подводная лодка против самолета: дуэль в Атлантике
Более трети всех потерь подводного флота Третьего Рейха во Второй мировой пришлось на атаки с воздуха. При появлении вражеских самолетов лодка должна была срочно погрузиться и переждать опасность на глубине. Если же времени на погружение не оставалось, субмарина была вынуждена принять бой, исход которого, тем не менее, не всегда был предрешен. Примером может служить случай в Атлантике 6 января 1944 года, когда к северу-востоку от Азорских островов субмарина U 270 была атакована весьма необычным охотником за подлодками.
Борьба двух стихий
Во время Второй мировой войны противолодочные самолеты стали для немецких субмарин самым опасным противником. По данным известного немецкого историка Акселя Нистле (Axel Niestlé), за время «Битвы за Атлантику» из 717 боевых немецких субмарин, потерянных в море, в активе авиации ПЛО союзников числятся 245 потопленных подлодок. Считается, что 205 из них были уничтожены самолетами берегового базирования, а остальные 40 отнесены на счет палубной авиации. Гибель от ударов с воздуха занимает первую строчку в списке причин потерь немецкого подводного флота, в то время как корабли ПЛО потопили всего 236 подлодок. Еще 42 подводные лодки были пущены на дно совместными усилиями кораблей и авиации.
Тем не менее, охота на немецкие подлодки с воздуха не была легкой и безопасной, и при таких атаках союзники потеряли за войну более 100 самолетов. Немцы, быстро осознав угрозу атак авиации союзников, постоянно совершенствовали защиту своих подводных кораблей, усиливая зенитную артиллерию и устанавливая средства обнаружения и пеленгации самолетов, использовавших радары.
Разумеется, самым надежным для субмарины способом уцелеть при встрече с самолетом было уклонение от боя. При малейшей угрозе атаки с воздуха лодка должна была срочно погрузиться и переждать опасность на глубине. Если же времени на погружение не оставалось, субмарина была вынуждена принять бой, исход которого, тем не менее, не всегда был предрешен. Примером может служить случай в Атлантике 6 января 1944 года, когда к северу-востоку от Азорских островов субмарина U 270 была атакована весьма необычным охотником за подлодками.
Летом 1942 года англичане получили по ленд-лизу 64 четырехмоторных «Боинга» B-17. Имея негативный опыт применения «Летающих Крепостей» над Европой в качестве дневного бомбардировщика (20 ранних самолетов B-17C попали в Великобританию еще в 1941 году), они сразу определили новые машины в Береговое командование Королевских ВВС. Следует отметить, что в Великобритании все американские самолеты имели собственные обозначения, и по аналогии с B-17C, именовавшимися Fortress Mk.I, вновь полученные 19 B-17F и 45 B-17E получили наименования Fortress Mk.II и Fortress Mk.IIA соответственно. В январе 1944 года обе британских эскадрильи, вооруженных «Крепостями», 206-я и 220-я, будучи сведенными в 247-ю авиагруппу Берегового командования, базировались на аэродроме Лагенс на острове Терсейра Азорского архипелага.
«Семерка» против «Крепости»
После расформирования действовавшей против союзных конвоев в северной Атлантике немецкой группы «Боркум» (17 единиц) три лодки из её состава должны были образовать одну из малых групп под названием «Боркум-1». В нее вошла и упомянутая выше U 270 обер-лейтенанта цур зее Пауля-Фридриха Отто (Paul-Friedrich Otto). Лодки новой группы должны были занять позицию к северо-западу от Азорских островов, однако именно этот район входил в зону действия 247-й авиагруппы.
Днем 6 января в 14:47 для поиска и уничтожения вражеских подлодок в воздух поднялась «Крепость» с бортовым кодом «U» (серийный номер FA705) флайт-лейтенанта Энтони Джеймса Пинхорна (Anthony James Pinhorn) из 206-й эскадрильи. На базу самолет не вернулся. Последнее сообщение от него поступило в 18:16, после чего экипаж на связь больше не выходил. Что же с ним произошло? Об этом могут поведать записи из сохранившегося журнала боевых действий U 270.
Вечером 6 января, в 19:05, с лодки, находившейся в надводном положении, на расстоянии 7000 метров был замечен самолет – станции радиотехнической разведки «Ванце» и «Наксос» не предупредили о его приближении. Была объявлена тревога и приготовлены к бою зенитные орудия.
Через несколько минут самолет прошел над лодкой со стороны кормы, но бомб не сбросил, лишь обстреляв ее из хвостовой турели. Выстрелы «Крепости» не причинили вреда U 270, которая вела заградительный огонь из зенитных орудий. Самолет повторил заход, ведя огонь из пулеметов, но бомбы снова не были сброшены. На этот раз прицел был более точным – лодка получила несколько пробоин в рубке, ее зенитчики замешкались, и самолет избежал попаданий.
Через пять минут «Крепость» в третий раз атаковала «семерку» с кормы. На этот раз «флаки» вовремя открыли заградительный огонь, однако самолет упорно шел прямо на зенитки. Для него это не прошло даром – немцам удалось поразить правую плоскость, и ближний к фюзеляжу двигатель на ней загорелся.
При проходе над лодкой самолет сбросил четыре глубинные бомбы, установленные на малую глубину. «Семерка» совершила резкий поворот на левый борт, и бомбы взорвались приблизительно в 30 метрах от носа лодки. Через короткий промежуток времени охваченный пламенем британский самолет упал примерно в 300 метрах от U 270. На месте падения немцы никого не обнаружили – весь экипаж «Крепости» погиб. По этой причине описание боя существует только с немецкой стороны.
Безрассудство против безрассудства?
Экипаж субмарины действовал в непростой ситуации слаженно и мужественно, грамотные действия в управлении лодкой и ведении зенитного огня помогли немцам не только выжить, но и уничтожить опасного противника. Однако, несмотря на то, что победителей не судят, можно сказать, что решение командира не погружаться было ошибочным, так как с момента обнаружения самолета до его первой атаки прошло не менее 6 минут. Лодка вышла победителем из схватки, но получила серьезные повреждения от взрыва бомб и пулеметного огня, была вынуждена прервать поход и вернуться на базу. Так или иначе, экипаж британского самолета выполнил свою главную боевую задачу — пусть и такой дорогой ценой.
Известный немецкий подводник Хайнц Шаффер в своих мемуарах упоминал о тактике, выбранной командиром лодки U 445, на которой он служил, при встрече с самолетом:
«Для повышения готовности к отражению налета самолетов на лодке установили сирену. Она включалась с помощью кнопки, расположенной на мостике рядом с кнопкой звонка. Решение о том, какой из сигналов подать – звонком для объявления срочного погружения по тревоге или сиреной для объявления воздушной тревоги – принимал вахтенный офицер.
Правильное или неправильное решение означало выбор между жизнью и смертью.
Когда самолет противника удавалось обнаружить своевременно, то есть на дистанции свыше четырех тысяч метров, надлежало подавать сигнал срочного погружения. Лодка успевала погрузиться на глубину пятьдесят метров прежде, чем самолет сближался с точкой погружения и сбрасывал бомбы.
Если же верхняя вахта обнаруживала самолет на меньших расстояниях, попытка погружения почти неминуемо приводила к гибели лодки.
Пилот самолета, не подвергаясь обстрелу, мог снизиться на минимальную высоту и выполнить точное бомбометание по корме лодки, находящейся еще на поверхности или на небольшой глубине. Поэтому при запоздалом обнаружении самолета следовало принимать бой, оставаясь в надводном положении. В зоне господства авиации противника вслед за первым самолетом, обнаружившим лодку, прибывало подкрепление, и атаки следовали одна за другой. По этой причине всегда было велико искушение избежать боя с самолетами срочным погружением даже в рискованных случаях».
Если опираться на такую тактику, то командир U 270 Пауль-Фридрих Отто имел времени больше, чем оставлял себе для безопасного погружения командир U 445, однако решил принять бой. Вероятно, командир U 270 был уверен в себе и своем экипаже, раз пошел на такой риск — возможно, совершенно необоснованный. За победу над британской «Крепостью» лодка заплатила серьезным повреждением всех носовых торпедных аппаратов и носовой цистерны главного балласта. На обратном пути на базу она не давала под дизелями больше 10 узлов и по приходу в Сен-Назер была поставлена в док на двухмесячный ремонт.
Несколько слов об экипаже погибшего бомбардировщика. Несомненно, что дальние американские бомбардировщики В-17 и В-24, поставлявшиеся британцам, обладали хорошей живучестью, но имели и принципиальные для схваток с «ощетинившимися» зенитками субмаринами недостатки. Во время атаки тяжелый бомбардировщик не обладал достаточной маневренностью и был хорошей мишенью для зенитчиков.
Если лодка могла своими маневрами привести самолет под свои орудия, то его встречал шквал свинца – у летчиков должно было хватить мужества держать курс прямо на зенитки. Известен случай, когда лодка, подвергшись нападению сразу двух «Либерейторов», держалась против них два часа. По самолетам вели стрельбу даже из 105-мм палубного орудия, не позволяя им точно зайти на цель и сбросить бомбы. Похоже, что в данном случае летчики попросту не решились лезть прямо на стволы зениток, но экипаж погибшей в бою с U 270 «Крепости» оказался не робкого десятка. Три захода прямо на корму лодки, где в «зимнем саду» были установлены одна или две спарки 20-мм зенитных автоматов и одно 37-мм зенитное орудие, можно назвать подвигом.
Остается вопросом, почему британский экипаж не сбросил бомбы в первом же заходе на подлодку Отто. Возможно, причина была в неисправности бомболюков, но нельзя исклачать и того, что флайт-лейтенант Пинхорн хотел подавить пулеметным огнем зенитные точки противника, после чего беспрепятственно сбрасывать бомбы. Однако огонь пулеметов В-17 оказался безрезультатным – лодка не понесла никаких потерь в экипаже. Вероятно, сброс бомб в первых заходах мог быть более эффективным, но, увы, история не знает сослагательного наклонения.
В завершение хотелось бы упомянуть, что всего «Крепости» Берегового командования Королевских ВВС отметились 10 победами над немецкими подводными лодками, еще одну субмарину они потопили совместно с самолетами других типов. Уже в апреле того же 1944 года 206-я эскадрилья была перевооружена на более распространенные в Береговом командовании «Либерейторы», имевшие преимущество над «Крепостями» в продолжительности полета и бомбовой нагрузке.
Что касается судьбы U 270, то в своем следующем походе она одержала еще одну победу над самолетом. Это случилось ночью с 13 на 14 июня 1944 года в Бискайском заливе, когда зенитчики лодки сбили «Либерейтор» 53-й эскадрильи Королевских ВВС сквадрон-лидера Джона Уильяма Кармайкла (John William Carmichael). Свою гибель U 270 нашла 13 августа 1944 года.
Субмарина была атакована летающей лодкой «Сандерленд» из 461-й австралийской эскадрильи, когда производила эвакуацию людей из Лориана и имела на борту 81 человека с учетом экипажа. Капитан-лейтенант Отто гибель своей лодки пережил, так как ранее отправился в Германию принимать новую «электролодку» U 2525. Согласно данным авторитетного сайта uboat.net, он может быть жив и по сей день.
Список экипажа бомбардировщика Fortress Mk.II FA705 «U», погибшего в бою 6 января 1944 года:
- пилот флайт-лейтенант Anthony James Pinhorn
- второй пилот флайнг-офицер Joseph Henry Duncan
- штурман флайт-сержант Thomas Eckersley
- флайнг-офицер Francis Dennis Roberts
- уоррент-офицер Ronald Norman Stares
- уоррент-офицер 1-го класса Donald Luther Heard
- уоррент-офицер 1-го класса Oliver Ambrose Keddy
- сержант Robert Fabian
- штурман эскадрильи флайт-лейтенант Ralph Brown (в состав экипажа не входил).
Список источников и литературы:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- Franks N. Search, Find and Kill – Grub Street the Basemenе, 1995
- Franks N. Zimmerman E. U-Boat Versus Aircraft: The Dramatic Story Behind U-Boat Claims in Gun Action with Aircraft in World War II – Grub Street, 1998
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945, Band 6. Norderstedt
- Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1999
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
- Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
- Niestlé A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
- Шаффер Х. Последний поход U-977 (перев. с нем. В.И. Поленина) – СПб.: «Роза Ветров», 2013
- http://uboatarchive.net
- http://uboat.net
- http://www.ubootarchiv.de
- http://ubootwaffe.net
Подводные лодки · Подводная война · Битва за Атлантику · Войсковая разведка Красной Армии
Источник: warspot.ru
Самолеты США ищут в Атлантике российские субмарины
Фото сайта defense.gov
Патрульные противолодочные самолеты ВМС США P-8A Poseidon совершили очередные многочасовые полеты над районами Северной Атлантики, где предположительно проходят крупные учения российских подводных лодок. Это, как сообщает Интерфакс, следует из мониторинговых данных западных авиационных ресурсов.
По имеющимся данным, в операции в минувшие сутки были задействованы два американских морских разведчика P-8A Poseidon. Самолеты, вылетевшие с авиабазы Лажеш на португальских Азорских островах, часами курсировали к югу от линии противолодочной обороны НАТО в Северной Атлантике между Гренландией, Исландией и Великобританией (GIUK), на которой размещена гидроакустическая противолодочная звуковая система наблюдения SOSUS (Sound Surveillance System).
В конце октября норвежская телерадиокомпания NRK, ссылаясь на источники в военной разведке, сообщала, что десять российских подводных лодок, в том числе восемь атомных, задействованы в операции в Северной Атлантике, целью которой является отработка прорыва оборонительных рубежей НАТО на линии GIUK и скрытного подхода к восточному побережью США.
«В операции участвуют до 10 российских подводных лодок. Восемь из них – атомные. Задача части подлодок состоит в том, чтобы как можно дальше выйти в Атлантику, не будучи обнаруженными, – приводит телерадиокомпания информацию норвежской разведки. – Большое количество подводных лодок российского Северного флота в течение прошлой недели предприняли попытку незаметно выйти из своих баз на Кольском полуострове в Баренцево и Норвежское моря», – утверждала норвежская телерадиокомпании NRK в конце октября.
Кстати, если верить открытым данным, в составе Северного флота сегодня около двух десятков атомоходов и всего пять дизельных подлодок. Представить, что половина из них вышла в Атлантику, более чем сложно.
Судя по маршрутам полетов самолетов ВМС США, российские подлодки, вышедшие с баз российского Северного флота, миновав эту линию, действуют уже южнее. Ранее полеты натовских самолетов в основном осуществлялись над Норвежским морем к северу от противолодочной системы НАТО в Северной Атлантике.
Полеты натовских военных самолетов над районом учений российских подлодок, начавшиеся в конце октября, проводятся практически ежедневно. Помимо авиации ВМС США, в операции задействованы патрульные самолеты ВВС Норвегии, Канады и Франции. В этих целях используются авиабазы Кефлавик в Исландии, Андёйя на севере Норвегии, а также Лажеш на португальских Азорских островах.
«Россия хочет показать, что они в состоянии приблизиться к США. Они хотят проверить способность Запада обнаружить их, и то, как они будут реагировать», – считают источники в разведке Норвегии. По их данным, операция российских подводных лодок, рассчитанная на 60 дней, началась в Баренцевом и Норвежском морях в 20-х числах октября.
Между тем еще в октябре информированный источник сообщил Интерфаксу, что российские подводные лодки вышли в Баренцево и Норвежское моря в рамках плановых тренировок. «Российские военные проводят плановые мероприятия боевой оперативной подготовки», – сказал собеседник агентства. «В сообщении норвежской телерадиокомпании NRK много вымысла», – отметил тогда источник.
Да, кстати, сообщений о том, что самолеты-разведчики ВМС США, а также система наблюдения SOSUS обнаружили российские субмарины, до сих пор (а прошло уже два месяца с момента «русского прорыва в Атлантику») не поступало. То ли русские действительно умело «маскируются» под водой, то ли их в Атлантике нет и в помине. А если и есть, то не в таком количестве.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Источник: www.ng.ru