Почему погибла подводная лодка

graf_kahovsky
01:18 am January 24th, 2012
Почему погибла подводная лодка «Курск»
Оригинал взят у varjag_2007 в Почему погибла подводная лодка «Курск»

После гибели 118 моряков атомного подводного крейсера «Курск» его командир капитан I ранга Геннадий Лячин посмертно был удостоен звания Героя России. Многие тогда недоумевали: за что? Не за вторую же по человеческим жертвам трагедию в истории отечественного подводного флота? Или за подвиги во время сверхсекретного похода в Средиземное море в августе – октябре 1999 года?

Точные ответы на эти вопросы будут даны только через 38 лет. Именно на полвека засекретили вахтенные журналы по этой уникальной автономке. А другие официальные документы слишком скупо рассказывают о том плавании.

И пока над этой операцией дамокловым мечом висит гриф «Совершенно секретно», подводники и разведчики лишь в рамках дозволенного делятся своими соображениями о тайной войне в морских глубинах.

Отклик из Франции

Л юбой журналист всегда с интересом ждёт откликов на свои материалы. Особенно ценно мнение профессионалов. Обозреватель «АН» обрадовался, когда на экране планшетника появилась улыбающаяся физиономия Сергея Ивановича. Это по скайпу вышел на связь давний знакомый.

Как Погибла Подводная Лодка Курск | Вся Правда О Расследовании Гибели Курска | Кто Потопил Курск

– Бонжур, колонель, – Серёга был в своём репертуаре.

Когда двадцать лет назад, вернувшись из длительных загранкомандировок, мы обмывали мои полковничьи погоны, тогда ещё молодой капитан шутливо обращался ко мне на немецкий манер «герр оберст». Потом в зависимости от его страны пребывания слово «полковник» произносилось на разных языках. Сейчас видеозвонок был из Франции.

– По Интернету прочитал твой материал «Шквал «в паутине» паука». В целом нормально, но… – Сергей Иванович, общаясь по скайпу, был, на мой взгляд, порой чересчур откровенен. Он считал, что этот канал связи пока не прослушивается. – Про Поупа и военно-морскую разведку США написано маловато. А ведь это настоящие отморозки. Играют не по правилам.

Себя считают этакими морскими джеймсами бондами, элитой разведки. А сами не брезгуют ничем: пытают заключённых на базе Гуантанамо, в России пачками долларов разбрасываются, покупая агентуру. А чуть хвост им прижали, сразу прикидываются невинными овечками. Этот твой капитан Поуп так вообще симулянт.

Когда его посадили в Лефортово, американские заступники раструбили на весь мир, что у него редкая форма рака кожи и он доживает в застенках КГБ последние дни. Под давлением Клинтона Путин его помиловал. А вышел шпион на свободу, и все болячки куда-то испарились.

– Чего возмущаешься? – пришлось вопросом прервать этот монолог. – Обычная военная хитрость. Сам знаешь, разведку в белых перчатках не делают.

– Но джентльменские договорённости стараются соблюдать. И убивать – давно уже никого не убивают, – отозвался на мониторе айпада Сергей. – А эти, с@#%и, из-за «Шквала» погубили наших подводников на «Курске».

– Есть доказательства?

– Их с избытком приводит французский режиссёр Жан-Мишель в своём фильме «Курск». Подводная лодка в мутной воде», – ответил Сергей Иванович. – Он был показан на французском телевидении. В фильме утверждается, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой «Мемфис». На учениях «Курск» выполнял показательный выстрел модернизированной ракеты-торпеды.

Гибель «Курска»: ложь системы

Якобы эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками «Мемфис» и «Толедо». Одна из них столкнулась с нашим атомоходом. А другая, то ли с перепугу, то ли отомстила «Курску» за старые дела, но расстреляла его тремя торпедами.

– А не сгущает ли французский режиссёр краски? Чем же так насолил американцам наш подводный крейсер? – не удержался я от ехидных вопросов.

– Расспроси об этом своих адмиралов. Ты ведь брал интервью у Эдуарда Балтина, – на этом сеанс связи закончился.

Справка «АН»

3 марта 1882 г. приказом министерства военно-морского флота Северо-Американских Соединенных Штатов было сформировано новое подразделение – отдел разведки в бюро навигации, который некоторое время спустя стал Управлением военно-морской разведки (ОНИ – Нейвил Интеллинженс). Эта дата считается днём основания военно-морской разведки Соединённых Штатов Америки – старейшей из всех американских спецслужб.

В 2000 г. военно-морская разведка США «засветилась» два раза – в деле Эдмонда Поупа и вокруг катастрофы АПЛ «Курск». Во время аварии в этом районе находился американский противолодочный разведывательный корабль «Лойял». Его всегда сопровождают 1–3 атомные подводные лодки – противолодочные истребители подводных лодок противника. Используя вертолёты и космические средства обнаружения, «Лойял» эффективно наводит на цель свои противолодочные субмарины-истребители. Именно этот корабль первым 13 августа передал в Пентагон и Управление военно-морской разведки сообщение об аварии на «Курске».

Рассказ адмирала

К сожалению, Герой Советского Союза Эдуард Дмитриевич Балтин, бывший командующий Черноморским флотом, уже никогда не откроет дверь своей уютной квартиры в доме на Рублёвском шоссе. Три года назад его похоронили на малой родине – в Смоленске. Другие адмиралы на расспросы о средиземноморском походе «Курска» делали каменное лицо и замолкали. И лишь Ярослав Александрович, попросив не называть его фамилии, согласился ответить на вопросы обозревателя «АН».

– Какие задачи выполнял «Курск» в том походе?

Адмирал достал из красной папки какую-то бумагу и сказал:

– Вот единственный рассекреченный официальный документ. Зачитываю выдержку: «В ходе выполнения задач боевой службы в Средиземном море АПРК «Курск» действовал в условиях подавляющего превосходства противолодочных сил вероятного противника. Выполнял задачу по наблюдению за авианосными ударными многоцелевыми группировками противника.

Осуществлял слежение за ними и производил попутный поиск АПЛ иностранных государств, сохраняя скрытность и боевую устойчивость. По итогам боевой службы 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам. Капитан I ранга Г. Лячин представлен к званию Героя России».

– Написано казённо и не совсем понятно: за что же моряки представлены к высоким государственным наградам?

– Лячинцы уже в наше время показали, что российским подводникам по плечу преодолеть фареро-исландский противолодочный рубеж и пройти к западным берегам Европы. Ещё в 50-х годах США разместили по этой «границе» специальную систему SOSUS – приборы на дне океана, фиксирующие шум винтов подлодки. А «Курск» благодаря мастерству экипажа проскочил незамеченным.

Тем самым наши моряки доказали, что любую оборону можем прорвать. Нет неуязвимых ПРО и ПЛО. И зря американцы выделяют на них огромные деньжищи. Противолодочная и противоракетная оборона – это миллиарды долларов, выброшенные на ветер.

– Как удалось прорваться через Гибралтар?

– Командующий Северным флотом адмирал Попов про это говорил восторженно: «Это был не прорыв, а песня!» И действительно, это очень узкое место, и шансы проскочить там сверхмощную противолодочную оборону очень невелики. Раньше, в советские времена, Гибралтар подлодки преодолевали, спрятавшись за судном гражданского флота.

Шёл какой-нибудь старый сухогруз, тарахтел винтами, а под ним скрытно шла атомная субмарина. Но сейчас это запрещено. Лячину впервые удалось прорваться незамеченным через Гибралтарский пролив самостоятельно. А как он это сделал, ещё долго будет оставаться военной тайной.

Читайте также:  Как лодка для начинающих

– Говорят, в том походе Лячин стал личным врагом американских адмиралов. Кого наказали за прорыв «Курска»?

– Действительно, Гена Лячин, как во время Великой Отечественной легендарный подводник Маринеско, был объявлен личным врагом. Только не фюрера и великой Германии, а Америки и её военно-морской разведки. Он нанёс сокрушительный удар по самолюбию американских адмиралов. Ведь после похода «Курска» сразу несколько видных военно-морских начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей. Кстати, был строго наказан и командир американской подводной лодки «Мемфис», который потерял в Средиземке наш «Курск».

– Правда ли, что после того похода Лячина принимал Путин? Часто ли докладывают президенту подводники?

– На моей памяти это был единственный случай. Как рассказывал потом сам Лячин, президент внимательно выслушал его доклад о походе, задал несколько вопросов и высказал удовлетворение миссией экипажа атомного подводного ракетного крейсера «Курск» в Атлантике и Средиземноморье. А мы в Главном штабе ВМФ отмечали в отчёте в Кремль, что благодаря хорошей всесторонней подготовке к походу самого корабля и его экипажа в автономном плавании при выполнении боевых задач не было никаких внештатных, экстремальных или аварийных ситуаций. А противник был вынужден бросить на поиски нашей лодки все свои силы.

– Сколько денег потратили американцы на поиски «Курска»?

– Только топлива на поиски нашей лодки ими было истрачено на 10,5 миллиона долларов, да плюс с иными расходами поиски и попытки слежения за нашей лодкой обошлись в 20 миллионов долларов.

– Зачем тратить такие деньги? Одна лодка в море не воин. Что мог сделать один «Курск» с 6-м флотом США?

– Вы не поверите но, получив приказ, Лячин вполне мог разгромить 6-й флот США. На вооружении лодки 949-го проекта, каким являлся «Курск», находятся 24 крылатые ракеты типа «Гранит». Они способны прорвать любую корабельную ПВО. Да ещё торпеды с ядерными боеголовками. Когда наша новейшая лодка пришла в Средиземное море, там как раз производилась смена авианосных группировок США и НАТО.

Одна уходила на свою базу в Норфолк, другая только пришла. Задача была обнаружить и отследить как первую группу, так и вторую. Экипаж «Курска» их обнаружил. И лячинцы даже условно произвели пять ракетных стрельб: три по одной группировке, две – по другой. В реальности авианосцы, с которых в то время бомбили Сербию, могли быть потоплены.

Мнение эксперта

Капитан I ранга в отставке Виталий ЛЮЛИН, бывший командир атомной подводной лодки:

– Это была месть. Командир «Мемфиса» не раз получал щелчок по носу от Гены Лячина. В Средиземке американца «выпороли» не единожды за то, что он проморгал российскую подлодку.

Напомню, что в конце 1999 года, в разгар югославского кризиса, «Курск» очень крепко попортил нервы натовцам, неожиданно появившись в Средиземном море. Опытный, злющий командир все нервы себе измотал, выслеживая его. А тут судьба снова свела их с Лячиным. Чтобы замять скандал, уже 17 августа – на пятый день после катастрофы! – в Москву прилетел инкогнито, на частном самолёте, директор ЦРУ Джордж Тенет.

Источник: graf-kahovsky.livejournal.com

Эффект бумеранга: как погибла подводная лодка «Курск» (часть 2)

Независимый технический эксперт Юрий Антипов через 17 лет после трагедии с АПЛ «Курск» нашел «причину причин», по которой случилась одна из крупнейших катастроф в истории российского военно-морского флота.

Предисловие.

В первой части исследования причины катастрофы АПЛ «Курск» было показано, что:

Характерная пробоина на правом борту «Курска» не могла быть получена от столкновения подлодки с каким-либо надводным или подводным судном (в том числе, с подлодками ВМС США «Мемфис» или «Толедо) из-за отсутствия на судах конструктивных частей, способных нанести такое повреждение и ещё на такой глубине.

По этой же причине отметается версия ошибочной атаки на «Курск» от любого судна ВМФ РФ, участвующих в учениях.

На основании данных исследований западных специалистов по сейсмологии определено, что мощность двух последовательных толчков, предшествующих основному взрыву на «Курске», не превышала для каждого толчка 10 кг в тротиловом эквиваленте. Этот объективный научно установленный факт полностью опровергает официальную версию МО РФ о первоначальном взрыве внутри «Курска» одной торпеды, который впоследствии вызвал детонацию остальных торпед в торпедном отсеке. Установленная сейсмологами мощность предварительных толчков также отвергает и любую торпедную (или ракетную) атаку на «Курск», осуществлённую любым другим судном. Минимальная мощность взрыва от торпеды исчисляется сотнями килограмм в тротиловом эквиваленте, но никак не 10-ю килограммами.

Роковое отверстие.

Ещё раз посмотрим внимательно на эту пробоину в правом борту АПЛ «Курск».

Характерная пробоина в правом борту

Повторюсь: отверстие могло быть оставлено только предметом, двигающимся снаружи внутрь подлодки. Вогнутый металл красноречиво об этом свидетельствует.

Предмет, оставивший отверстие, вошёл в корпус не под прямым углом к корпусу, а под углом сбоку, как бы догоняя подлодку. Об этом свидетельствует овальность отверстия (при условии, что проникший предмет был цилиндрической формы). При этом он двигался под водой практически параллельно корпусу лодки.

Предмет при проколе обшивки лёгкого корпуса и переходе от водной среды к воздушной внутри лодки как бы потерял свою удерживающую силу и, входя в «воздушное пространство» подлодки, опёрся своим весом на нижний край пробиваемого им отверстия. Это следует из очень чёткой кромки проколотого металла вверху и слева отверстия и утолщённого (похожего на оплавление) металла и резинового покрытия у нижней кромки отверстия (показано стрелкой жёлтого цвета на фото №15).

Проколовший подлодку предмет вызвал, по мере своего движения внутрь подлодки (в следствии образования высокой температуры в области проникновения) вспучивание и отслоение части резиновой оболочки от основного металла лёгкого корпуса. См. стрелка красного цвета на фото.

А теперь, зная примерную траекторию движения снаряда, проколовшего «Курск», посмотрим, что произошло за обшивкой лёгкого корпуса в районе овального отверстия.

Повреждения в объёме между внешним и внутренним корпусами. Участок внешнего корпуса на момент фотосъёмки демонтирован

После демонтажа участка обшивки внешнего корпуса хорошо видно, что по мере проникновения предмета внутрь подлодки он вызывал механические повреждения по пути своего следования.

1. Срезан трубопровод шахты крылатой ракеты, срезаны мелкие трубопроводы, причём их концы отогнуты по ходу движения предмета в межкорпусном пространстве (показаны жёлтыми стрелками на фото).

2. Отогнута по направлению движения предмета переборка, находящаяся между лёгким и основным корпусами (стрелка синего цвета на фото).

3. Отогнута внутрь лодки балка силового шпангоута. Это единственная силовая балка, отогнутая по направлению к эпицентру взрыва торпед (обозначена стрелкой зелёного цвета на фото).

4. Но самый важный момент, на который раньше не обращали внимание, обозначен красной стрелкой.

Ранее уже говорилось, что в районе отверстия внешняя обшивка подлодки испытывала влияние высокой температуры. Чрезвычайно высокой температуры. Теперь мы видим состояние переборки за этой лёгкой обшивкой. Если все примыкающие переборки при демонтаже куска внешней обшивки срезаны ровно (и это работа газорезчиков при демонтаже), то торец этой переборки сильно и безобразно оплавлен. Характерный вид торца переборки в месте примыкания к лёгкому корпусу говорит о том, что такое её состояние было сразу после катастрофы.

Читайте также:  Где русские подводные лодки

Расплавленная переборка в месте примыкания к лёгкому корпусу

При этом переборка не деформирована, и значит, не испытывала никакого механического воздействия от ударной волны взрыва торпед, произошедшего внутри силового корпуса подлодки. Не могла она таким образом плавиться и от температуры внутреннего взрыва, т.к. оплавление произошло только в месте примыкания к наружному лёгкому корпусу, а не в месте её примыкания к внутреннему силовому корпусу, где произошёл основной взрыв. Ещё интереснее состояние этой переборки ниже места торцевого оплавления. На фото это место не видно из-за поручня, попавшего в кадр. Поэтому смотрим на следующее фото.

Обширное полное выгорание металла переборки в месте её примыкания к лёгкому корпусу (ниже характерного овального отверстия в правом борту

С учётом местонахождения этих термических повреждений на переборке складывается устойчивое впечатление, что после прокола по правому борту по внутренней поверхности лёгкого корпуса сверху, начиная от области прокола корпуса, вниз текло вещество, которое плавило металл внешнего торца переборки при очень высокой температуре. Стекая вниз и накапливаясь в «кармане» переборки, это вещество своим горением просто испарило металл переборки в зоне образования «озера». При этом, повторю, прогар металла, судя по расположению очага, никоим образом не связан с температурой от взрыва торпед во внутреннем корпусе, т.к. находится с внешней стороны силового корпуса. Не было в месте прогара и механического действия ударной волны от взрыва. Прогоревший висящий ошмёток металла, как и сама переборка, даже не изменил своего положения.

Так что же прокололо обшивку «Курска»? Понятно, что такой прокол невозможно осуществить любому предмету с любой массой, двигающемуся с невысокой скоростью. Даже в случае нахождения на конструкции любого судна «пуансона» округлой формы, при столкновении с «Курском» с малой скоростью, площадь и степень деформации участка обшивки была бы значительно бОльшей.

Поэтому такое отверстие может оставить только предмет конической формы (как пуля) и при этом двигающийся с колоссальной скоростью в воде. Невероятной скоростью…. И такой предмет на момент учений ВМФ РФ в этой акватории был только один….

Первопричина катастрофы

Вспоминаем, что «Курск» как раз в это время готовился к выстрелу супер — торпеды «ШКВАЛ»….

Ранее в выводах говорилось, что размер, форма и глубина, на которой произошёл прокол обшивки «Курска» очень похож на пробой торпеды.

Но для боевой торпеды не характерно:

Отсутствие взрыва при столкновении.

А вот для торпеды «ШКВАЛ» оба этих условия выполняются. Ведь пуски торпед на подобных учениях ВМФ всегда осуществляются учебными торпедами, т.е. без боевой части.

Оценим кинетическую энергию торпеды «Шквал». При исходных данных из открытых источников при весе торпеды «Шквал» 2700 кг и скорости 500 км/час при ударе о препятствие выделяется энергия 26 МДж.

А теперь вспомним, что сейсмологи по приборам, находясь на расстоянии более 500 км от АПЛ «Курск» получили в результате своих исследований примерную мощность слабого одиночного толчка (не взрыва. ) примерно в 10 кг в тротиловом эквиваленте. В переводе на привычные джоули это примерно 40-42 МДж. Как видим, результаты по энергии толчков и кинетической энергии двигающейся торпеды «ШКВАЛ», с учётом погрешности сейсмологии, очень похожи.

Но добавим ещё один важный момент.

Торпеда «ШКВАЛ» — это, по сути своей, подводная ракета с реактивным двигателем. Мотор «ШКВАЛа» состоит из стартового ускорителя, который разгоняет снаряд, и маршевого двигателя, что доставляет его до цели.

Маршевый двигатель торпеды — гидрореактивный прямоточный, для своей работы он использует металлы, реагирующие с водой (магний, литий, аллюминий), а в качестве окислителя – забортную воду. При достижении торпедой скорости 80 м/с около ее носовой части начинает образовываться воздушный кавитационный пузырь, что значительно снижает гидродинамическое сопротивление. Но одной скорости мало: на носу «ШКВАЛа» находится специальное устройство – кавитатор, через который происходит дополнительный наддув газов от специального газогенератора. Именно так образовывается кавитационная каверна, которая обволакивает корпус торпеды целиком.

«Шквал» не имеет головки самонаведения (ГСН), координаты цели вводят непосредственно перед запуском. Повороты торпеды осуществляются за счет рулей и отклонения головки кавитатора.

Источник: newizv.ru

lsvsx

Этот инцидент до сих пор считается одним из самых серьёзных и самых трагичных в истории Военно-морского флота.

В зоне особого внимания

12 августа 2000 года, за пятнадцать минут до полудня, на борту ракетного крейсера «Пётр Великий», находившегося в акватории Баренцева моря, зафиксировали мощный подводный хлопок. Его происхождение долгое время оставалось непонятным — несогласованных с командованием и условиями пусков в тот день не ждали. Сеанс радиосвязи с другими надводными кораблями показал, что все корабли в непосредственной близости от вероятного источника колебаний, которые напоминали нечто похожее на взрыв, зафиксировали инцидент и контрольно-измерительное оборудование всех кораблей исправно. Связь отсутствовала лишь с одним кораблём. Сразу после мощного подводного толчка атомный подводный крейсер К-141 «Курск» перестал выходить на связь.

«Курск» во всех смыслах был надеждой российского флота. Одному из самых новых кораблей в составе «сил подводного сдерживания» к началу учений на Северном флоте едва исполнилось шесть лет. Попасть на ультрасовременную подводную лодку могли далеко не все.

Даже письменное прошение о переводе того или иного специалиста в дублирующий, а не основной экипаж (на каждой субмарине может быть по два и более экипажей) рано или поздно попадало на рассмотрение сначала к флотскому начальству, а оттуда на финальное решение — к капитану первого ранга Геннадию Лячину. Служить на уникальную во всех отношениях субмарину попадали лучшие из лучших. Бывший командир дивизиона живучести стратегического атомного крейсера К-447 «Кисловодск» Валерий Путков отметил, что задача таких подлодок, как «Курск», не менялась десятки лет и актуальна по сей день, и именно сложность выполняемой миссии накладывает определённые особенности на подбор экипажа.

Ракета особого назначения

Специальной подлодке под управлением специальных людей полагалось не менее специальное оружие. Боекомплектом и оснащением К-141 «Курск» был обязан своим создателям — легендарному (во всех смыслах) учёному Игорю Баранову, пятой симфонией которого стали подводные лодки, прозванные «охотниками за авианосцами», и команде Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБМТ) «Рубин» под руководством Игоря Спасского — талантливого учёного, руководившего созданием более двух сотен субмарин, принятых в состав отечественного Военно-морского флота. Главное оружие «Курска» долгие годы оставалось неизменным — 24 сверхзвуковые крылатые ракеты П-700 «Гранит», способные в буквальном смысле слова проломить авианосец от носа почти до кормы.

Помимо уникальных ракет, создать аналоги которым ни в США, ни в одной другой стране блока НАТО не могут до сих пор, на борту К-141 должны были оказаться не менее смертоносные для авианосцев торпеды «Шквал». Из-за движения в пузыре раскалённого газа (каверне) эти торпеды развивали чудовищную по меркам классической гидродинамики скорость — под 350 километров в час.

Читайте также:  Охлаждение лодочного мотора honda

И это при том, что обычные торпеды разгоняются под водой до скорости не более 120 километров в час. Днём 12 августа по сценарию учений экипаж «Курска» должен был провести учебную стрельбу этими торпедами. Конечная цель военных манёвров помимо проверки уровня боеготовности состояла в демонстрации возможностей «зарубежным партнёрам». Последние, кстати, пригнали в район проведения учений целую эскадру из двух подводных лодок, двух кораблей-разведчиков, самолёты и фрегаты разных типов. Экипажи натовских кораблей первыми отметили необычную активность в эфире, дальнейшее изучение которой показало — произошло что-то страшное.

Почему произошла трагедия?

Среди основных версий трагедии изначально рассматривались три.

  • Первая версия. К-141 «Курск» столкнулся с неизвестным объектом в районе пуска учебных торпед. Под «предметом» понимали много разных объектов — от морской мины времён Великой Отечественной до американских подлодок «Мемфис» и «Толедо», а также британской АПЛ «Сплендид», которая якобы погибла в том же месте. Сторонники теорий заговора отмечали, что якобы именно по этой причине в район аварии могли прибыть зарубежные спасательные корабли. Убедительных доказательств этой версии так и не представили.
  • Версия вторая. Атака неизвестной субмарины. В пользу этой версии поначалу высказывались специалисты, изучавшие странное «входное» отверстие по правому борту субмарины. Позднее выяснилось, что от взрыва торпеды, выпущенной другой подводной лодкой, всё пространство внутри, включая часть пусковых шахт для крылатых ракет, было бы уничтожено. Позднее был сделан вывод, что отверстие оказалось технологическим и было вырезано во время подъёма лодки с глубины.
  • Третья версия. Взрыв учебной (практической) торпеды, из-за которой сдетонировал весь боекомплект. В пользу этой версии высказывались действующие и отставные специалисты по вооружениям Военно-морского флота. Версия рассматривалась в качестве основной на всём этапе следствия и объясняла многие критические повреждения, включая практически полное уничтожение носовой части субмарины.

К тому моменту как зарубежные корабли-наблюдатели начали замечать странности в радиообмене, аварийно-спасательная команда из водолазов-глубоководников уже неслась на вертолёте к месту проведения спасательной операции. Главной проблемой для спасателей стало «наследие» России 90-х: неисправная техника и глубоководные аппараты, подготовить которые к аварийным работам на глубине по инструкции нужно за десяток минут, а не десяток часов.

Опасности добавляла и погода. Через 15 лет в одном из интервью водолазы расскажут, что погода начала портиться уже к вечеру 12 августа, а к ночи в районе учений начался полноценный ледяной шторм. Волнение моря четырёх-пяти баллов и сильный ветер почти полностью исключали проведение полноценной спасательной операции. Значительную роль в обследовании «Курска» сыграли глубоководные аппараты АС-32 и АС-34. Их применение позволило оперативно установить точное местонахождение лодки, оценить причины аварии и масштаб повреждений.

Бывший замкомандира боевой части подлодки К-441 проекта 667БДР Владимир Щепецкий рассказал, что ясно помнит день, когда услышал о происшествии с «Курском».

Фантастические версии, связанные с присутствием неких «третьих сил», подводники со стажем отметают и неприятно морщатся, стараясь до последнего сдерживать крепкие выражения. По словам Владимира Щепецкого, примерный исход для экипажа опытным людям был понятен с момента получения первых данных.

Братская могила

Подводники отмечают, что даже на случай критических повреждений у таких атомоходов, как «Курск», есть запас прочности. Двухкорпусная подлодка для того и проектируется, чтобы выдерживать чудовищные удары и взрывы. Этот запас прочности, по словам капитана второго ранга в запасе Ильдара Джанбиева, и позволил морякам «потянуть время».

По официальной версии, причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды — пероксида водорода, крайне летучего вещества, контакт которого со внешней средой может закончиться взрывом даже в идеальных условиях. Взрывотехник, а ныне научный сотрудник взрывотехнической лаборатории Евгений Жуков пояснил, что пероксид водорода может загореться и взорваться — и разрушения даже для крупного корабля могут быть фатальными.

«Все плакали и выли»

Последняя надежда на то, что часть экипажа «Курска» уцелела внутри огромного 150-метрового стального гроба, начала пропадать 14 августа. Во время осмотра субмарины со спускаемых аппаратов выяснилось, что АПЛ протаранила дно моря под углом примерно в 40 градусов, а всплывающая спасательная камера разрушена. Эксперты и бывшие подводники отмечают, что разрушения корпуса не позволили экипажу добраться до ВСК, хотя лодка «легла» на минимальной глубине, фактически гарантирующей безопасное всплытие. Изучение лодки позднее показало, что после взрыва члены экипажа уцелели почти в половине отсеков — шестом, седьмом, восьмом и девятом. В последнем, девятом, позднее найдут тело погибшего командира, капитана Дмитрия Колесникова, с наспех засунутой в карман предсмертной запиской.

Капитан второго ранга в запасе Ильдар Джанбиев отмечает, что к тому моменту, когда последовали первые официальные заявления о неизбежной гибели всех моряков, на базе, где возвращение «Курска» считали маловероятным, но по-прежнему возможным, сослуживцы командира АПЛ Геннадия Лячина и экипажа К-141 постарели лет на 10–15.

Похожие ощущения ждали и международную группу спасателей, прибывших из Норвегии, а позднее и нидерландских водолазов-глубоководников, поднимавших «Курск» со дна моря. 118 членов экипажа оказались погребены внутри металлического атомного крейсера навечно, и картину смерти во плоти многие участники спасательной операции запомнят на всю жизнь.

Многие сослуживцы и гражданские специалисты испытали шок уже после того, как официальная часть операции по поднятию «Курска» со дна Баренцева моря завершилась. В тот момент, когда стало понятно, что лодка успешно поднята и транспортируется под днищем корабля голландской компании Mammoet, не выдержали нервы у Игоря Спасского — руководителя ЦКБМТ «Рубин». Привычно сдержанный и оптимистичный, он устало погрузился в кресло и едва заметно заплакал. Позднее в нескольких интервью Спасский признавался, что трагедию с «Курском» он не забудет до конца жизни.

О том, как сложилась жизнь членов семей погибших моряков, можно узнать из документального фильма Лайфа «Курск». В ожидании чуда, которое не произошло».

Последнее испытание ждало сослуживцев и специалистов по судостроению через год. Выдержать появление огромной рубки уже мёртвой подлодки, появившейся из-под воды на кильблоках плавучего дока на судоремонтном заводе в Рослякове, смогли далеко не все. Многих из тех, кто наблюдал за тем, как массивная субмарина высотой с 11-этажный дом в буквальном смысле восстаёт из мёртвых, были госпитализированы с гипертоническим кризисом и проблемами с сердцем.

Гибель атомохода К-141 стала самой серьёзной аварией в истории флота. После выводов, сделанных по итогам изучения деталей трагедии, всю процедуру спасения субмарин на флоте практически полностью переписали. Новые протоколы безопасности, новая техника и пересмотр подхода к подготовке кораблей используются ради одного — не допустить повторения такой трагедии в будущем.

Источник: lsvsx.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...