Почему лодка не тонет для детей

Цель: выяснить причины,позволяющие кораблям не тонуть и не переворачиваться.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Детский сад №161 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Почему корабли не тонут?

  1. Выполнил: Василенко Прохор

Щипцова Ольга Сергеевна

  1. Предположения /гипотезы/
  1. Практическая часть

Проведение экспериментальных опытов:

Опыт 1. «Влияет ли материал, из которого сделан корабль, на его плавучесть?»

Опыт 2. «Влияет ли форма на плавучесть корабля?»

Опыт 3. «Влияет ли воздух на плавучесть корабля?»

Опыт 4. «Существует ли какая-то сила, которая удерживает судно на воде?»

  1. Заключение
  2. Используемые источники

В энциклопедии «Открытия и изобретения» мама мне прочитала, что первым средством передвижения по воде был плот , а потом большого бревна вырубили середину – получилась лодка.

Летом, мы всей семьёй, ездили на озеро Чаны. Я увидел большое количество лодок на берегу. И меня заинтересовал вопрос: «Бросишь в воду маленький камушек – тонет! Так, почему же лодки держатся на воде и не тонут?» Что позволяет им не только держаться на воде, но и перевозить тяжелые грузы?

Обучающий мультфильм — Как плавают тяжёлые корабли? Развивающий мультик для детей малышей

Чтобы ответить на эти вопросы, я решил провести ряд опытов.

Цель: Выяснить причины, позволяющие кораблям не тонуть и не переворачиваться.

  • Собрать и проанализировать информацию о причинах плавания кораблей и выявить, какая сила удерживает корабль на плаву.
  • Выяснить, почему одни тела тонут, а другие – нет.
  • Провести опыты, объясняющие, что позволяет кораблям держаться на плаву
  1. Предположения /гипотезы/:
  • Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму и строение
  • Влияние формы на «плавучесть» корабля
  • Влияние воздуха на «плавучесть» корабля
  • Существует какая-то сила, которая удерживает судно на воде
  • Изучение научной литературы
  • Проведение опытов, наблюдение
  • Оценка и сравнение, проведенных опытов
  1. Практическая часть
  • Проведение экспериментальных опытов

Важное мореходное качество – плавучесть корабля , т.е. способность держаться на воде. Я выяснил, что не все тела обладают плавучестью. Не тонут в воде те тела, плотность которых меньше плотности воды. Я провел опыты, доказывающие это.

Опыт 1. «Влияет ли материал, из которого сделан корабль, на его плавучесть?»

Поочередно погружаю в воду предметы, сделанные из пробки, металла, стекла и пластмассы. Как видно, предметы из стекла и металла утонули, а из дерева, пробки и пластмассы – нет.

Объяснение: Все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек – молекул. Те тела, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу – обладают большей плотностью и быстрее идут ко дну. А тела, в которых молекулы расположены далеко друг от друга, обладают меньшей плотностью, поэтому остаются плавать на поверхности воды.

Почему корабли из дерева тонут, если дерево в воде не тонет?

У железа и стекла плотность больше плотности воды, и поэтому они утонули. Тела, плотность которых меньше плотности воды, свободно плавают по её поверхности. Современные корабли сделаны из металла.

Вывод: «Плавучесть» корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен. Следовательно, первое предположение не верно.

Опыт 2. «Влияет ли форма на плавучесть корабля?»

Беру пластилин, погружаю его в воду и вижу, что он утонул. Придаю пластилину форму корабля, погружаю его в воду и вижу, что он не утонул, а поплыл. Материал, который может утонуть плавает на поверхности!

Вывод : Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму, второе предположение верно.

Опыт 3. «Влияет ли воздух на плавучесть корабля?»

Беру два воздушных шарика, один из которых надуваю, и погружаю в воду. Вода попала внутрь не надутого шарика, и он начал постепенно погружаться в воду. Надутый шарик не тонет, даже если надавить на него сверху рукой.

Вывод : Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву, третье предположение верно.

Плавучесть корабля, его способность держаться на воде изучал знаменитый древнегреческий ученый Архимед. И я выяснил, что же именно влияет на погруженное в жидкость тело. Чтобы понять, в чем смысл известного закона Архимеда, я провел простой опыт.

Опыт 4. «Существует ли какая-то сила, которая удерживает судно на воде?»

Я опустил в емкость с водой руку. Она стала как будто легче! И вода поднялась, вытеснилась. И тут я вспомнил, когда я купался в бассейне и попытался нырнуть и задержаться на дне, то ничего не получилось. Какая-то сила меня выталкивала вверх.

Вывод : На мою руку, как и на мое тело действует какая-то сила, четвертое предположение верно.

Так, Архимед по своим наблюдениям, сформулировал закон: на всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной воды.

Закон Архимеда учитывают при постройке судов: сила тяжести должна быть равна выталкивающей силе.

  1. Заключение:
  • Я нашел ответ на свой вопрос «Почему корабли не тонут».
  • Гипотезы мои подтвердились.
  • Я узнал много нового про свойства воды, про закон Архимеда, про молекулы.
  • Сейчас, я обязательно расскажу своим друзьям и знакомым о своих открытиях!

5. Используемые источники

1. Сахарнов С. В. Плывут по морям корабли / С. В. Сахарнов, К. Д. Арон // «Едем, плаваем, летаем». – Москва: «Детская литература», 1993. – С. 7-36.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность

детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. –С. 68-70.

3. Использование Интернет-ресурса.

Источник: nsportal.ru

Конспект занятия «Почему не тонут корабли»

Тема: «Почему не тонут корабли?».

Материалы: иллюстрации различных моделей кораблей и пароходов; прозрачная ёмкость с водой; металлические предметы: скрепки, магнит, ножницы, чайная ложка, ключ, две баночки из-под леденцов, одна из которых с парусом; поднос, бумажные веера.

Публикация «Конспект занятия „Почему не тонут корабли“» размещена в разделах

  • Водный транспорт. Изучаем с детьми
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Корабли. Конспекты занятий
  • Плавучесть, плавание тел. Тонет — не тонет
  • Темочки
Читайте также:  Моторная лодка собственная скорость которой равна 12 км ч прошла по течению 25 км

Ход занятия : В начале занятия педагог обращает внимание детей на иллюстрации с изображением кораблей, размещенные на доске.

-Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о транспорте. Но для начала разгадайте загадку:

На работу в океан.

О чём эта загадка? (о пароходе, корабле)

Совершенно верно. Сегодня на занятии мы будем говорить с вами о кораблях. Посмотрите внимательно на доску. Что такое изображено на всех иллюстрациях, вывешенных на доске? (корабль, пароход, парусник, лодка, катер)

-Как одним словом можно назвать их всех? (водный транспорт)

-Почему все они относятся к водному транспорту? (все они передвигаются по воде)

-Для чего нужен водный транспорт? (перевозить грузы, пассажиров, путешествовать)

-Вспомните, из чего раньше строили корабли и лодки? (из дерева)

-Из чего строят корабли теперь? (из металла)

-Как вы думаете, почему?

Дети высказывают свои предположения.

-Ребята, посмотрите. Здесь на подносе у меня лежат какие-то предметы (педагог показывает лежащие на подносе скрепки, магнит, ножницы, чайную ложку, металлическую баночку из-под леденцов и предлагает детям назвать их).

-Ребята, как вы думаете, какое отношение все эти предметы имеют к кораблям? Что между ними общего? (все они также как и корабли сделаны из металла)

-Чем отличаются эти предметы между собой?

-Какими свойствами обладает металл? (он твёрдый, тяжёлый, тонет в воде).

-Если мы опустим эти предметы в воду, они поплывут? (нет) Почему? (они тяжёлые)

-А давайте попробуем.

Поочередно дети опускают предметы с подноса в воду и наблюдают за тем, что с ними происходит.

-Что с ними произошло? (они утонули, пошли ко дну)

-Значит, мы можем сделать вывод, что металлические предметы не обладают плавучестью, тонут. Но посмотрите на наши иллюстрации с кораблями. Они тоже построены из металла, и гораздо больше по размеру, однако плавают. Как такое возможно? Почему корабли, построенные из металла, не тонут? (его волны держат, они большие, и т. д.)

Педагог показывает детям металлическую баночку из-под леденцов.

-Это наш с вами кораблик. Он, как и настоящие корабли, сделан из металла. Как вы думаете, он поплывёт? (нет) Почему?

Педагог опускает банку в воду.

-Почему она не тонет?

Дети высказывают свои предположения, аргументируя их.

-Ребята, что находится внутри нашего кораблика (банки? (Воздух)

-А внутри больших кораблей воздух есть? Где он находится? Влияет ли воздух на их плавучесть? Как?

-В кораблях тоже есть воздух, который держит их на плаву. А почему тогда утонули другие металлические предметы? (в них нет воздуха)

-Почему воздух держит корабли на плаву? (он легче воды)

-И всё же, иногда случаются кораблекрушения, и корабли тонут, идут ко дну. Как вы думаете, почему это происходит?

-Как вы думаете, влияет ли на это погода? Как влияет? (сильный ветер и волны)

«….Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…»

-Когда погода портится, на море начинается шторм, буря. А что такое шторм? Буря? (сильный ветер, гроза, большие волны)

-Как влияет сильный ветер на то, что корабли тонут? (рвёт паруса)

Как влияет вода на то, что корабли идут ко дну? (волны заливают корабль)

Но мы же с вами выяснили, что корабли не тонут потому, что их держит на плаву воздух. Почему же тогда во время шторма происходит с кораблями, что они могут пойти ко дну?

Дети выдвигают свои предположения.

-Давайте мы посмотрим, как влияет сильный ветер на плавучесть кораблей.

Педагог предлагает детям взять веера и начать сильно махать на «кораблик» и понаблюдать, что при этом происходит.

-Что происходит с кораблём при сильном ветре? (начинается шторм, буря и «кораблик терпит кораблекрушение)

-Как вы думаете, а что сильнее влияет на то, что корабли терпят кораблекрушение : вода или ветер? Почему? (они равны по силе)

В конце занятия педагог подводит итог.

-Какой серьёзный вопрос мы сегодня выясняли на нашем занятии? (почему не тонут корабли)

-И почему же они не тонут? (в полостях корабля содержится воздух. Он легче воды, поэтому держит корабль на плаву)

Публикации по теме:

Детские поделки «Космические корабли».

Детские поделки «Космические корабли». 12 Апреля-День космонавтики!Этот праздник мы помним с самого детства. И наверное не секрет,что каждый из нас когда то в далеком детстве мечтал.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Корабли для путешествия» 1. Введение в ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей около.

Конспект НОД по пластилинографии и рисованию в старшей логопедической группе «Корабли качаются на волнах»

Конспект НОД по пластилинографии и рисованию в старшей логопедической группе «Корабли качаются на волнах» КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, РИСОВАНИЕ) Тема: «КОРАБЛИ КАЧАЮТСЯ НА ВОЛНАХ».

Конспект образовательной деятельности по ИЗО в подготовительной группе (аппликация) «Корабли на рейде» Цель:Упражнять в вырезании и составлении изображения предмета (корабля,корабля,передавая основную форму и детали. Закреплять умение детей.

Конспект занятия по конструированию из мелкого строительного материала «Корабли» в подготовительной группе детей с ЗПР Цель: научиться моделировать из геометрических фигур и конструировать по модели различные виды судов. Пр. зад. : формировать умения детей.

Мастер-класс «Корабли для военного парада в детском саду»

Мастер-класс «Корабли для военного парада в детском саду» Вот уже третий год в нашем детском саду проводится военный парад, посвященный Великой Победе в Wow «Мы этой памяти верны». Начинается он.

«Плывут по морю корабли». Творческие работы детей

«Плывут по морю корабли». Творческие работы детей 23 февраля наша страна омечает день защитника Отечества. Для некоторых людей праздник 23 февраля остался днем мужчин, которые служат в армии. Но.

Ширмы-передвижки «Корабли»

Ширмы-передвижки «Корабли» Из всего разнообразия самостоятельных игр на протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности.

Читайте также:  Рыбак находится на корме неподвижной лодки длина которой 5 м

Стенгазета «Поплыли наши корабли»

Стенгазета «Поплыли наши корабли» Совсем скоро наступает праздник наших защитников- пап, дедушек, дядей. Нам вместе с детьми захотелось порадовать наших любимых мужчин,.

  • Водный транспорт. Изучаем с детьми
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Корабли. Конспекты занятий
  • Плавучесть, плавание тел. Тонет — не тонет
  • Темочки

Источник: www.maam.ru

Почему корабль не тонет

Материал, из которого сделан корабль, не даёт ему утонуть.

Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму.

Воздух внутри корабля держит его на плаву.

На корабль в воде действует сила, которая не даёт ему утонуть.

Провести опрос среди одноклассников.

Найти информацию о первых средствах передвижения по воде. Изучить историю возникновения и развития кораблестроения.

Изучить строение корабля и принцип его работы.

Провести опыты и доказать поставленные мною гипотезы.

Сделать макет корабля «Титаник».

Один из моих любимых фильмов — это «Титаник». В «Титанике» речь идет об ужасной катастрофе. Она случилась 12 апреля 1912 года в Атлантическом океане. Корабль наткнулся на айсберг и утонул. В ледяной воде погибли более 1500 человек.

Однажды после очередного просмотра фильма у меня появилось очень много вопросов:

Как такие огромные корабли могут плыть и не тонуть? Или наоборот, утонуть, как «Титаник». Ведь корабли сделаны из железа, и поэтому они очень тяжёлые.

Как строят корабли?

За счет чего они держатся на воде?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, я начал читать энциклопедию и книги про корабли, а также искать информацию в интернете.

1. Опрос среди одноклассников

Я решил узнать в школе у ребят ответ на мой вопрос: «Почему корабль не тонет?» Вопросы были такие:

Плавал ли ты на корабле?

Почему корабль не тонет?

Ответы оказались очень разными. Не все ребята точно могут сказать, почему же корабль не тонет.

На вопрос «Почему корабль не тонет?» больше всего голосов ребята отдали ответу «на корабль действует сила, которая не даёт ему утонуть». А также ребята считают, что воздух внутри корабля держит его на плаву.

Таким образом, моя цель исследования ответить на вопрос: «Почему корабль не тонет?»

2. История возникновения и развития кораблестроения.

Сначала я начал читать энциклопедию и искать информацию в интернете про корабли. И узнал много интересного.

Много тысяч лет назад самым первым судном, на котором человек поплыл по воде, был плот. Это связанные между собой брёвна. С помощью плота люди могли переплывать широкие реки и передвигаться с одного берега на другой. Но плот был не управляемый. Если дул ветер, то его уносило.

Тогда человек придумал первую лодку, которая управлялась длинной доской веслом. При помощи камня люди выдалбливали в дереве углубление и заостряли концы. Так у них получалась лодка. Называли её чёлн.

А эскимосы и чукчи натягивали звериные шкуры на каркас из веток.

Такая лодка называлась каяк.

Так как лодки каяк и чёлн были очень маленькие и в них вмещалось только 1-2 человека, люди решили сделать лодку побольше. Они взяли много досок и скрепили между собой. Придумали также парус, который помогал тянуть судно вперед. Такая большая лодка называлась ладья. На ладье уже можно было плавать не только по рекам, но и в открытом море, а также увезти несколько десятков войнов.

Затем суда стали строить ещё больше. На них уже отправлялись очень далеко на много месяцев. Такие громадные лодки стали называть кораблями. Корабли вмещали в себя уже сотни человек. Морские корабли были разными и назывались все поразному: каравеллы, фрегаты, шхуны, бригантины.

У них уже было много парусов, которые располагались один над другим на высоких мачтах.

Ветер хороший помощник для передвижения по морям-океанам, но для этого требовалось много матросов. Тогда люди придумали паровую машину, которая без парусов двигала корабль по воде. Кочегары кидали уголь в топку, вода закипала в специальных котлах, превращалась в пар, и под его давлением начинали крутиться огромные колеса-лопасти. Так корабль двигался вперед. Судно так и стало называться пароход.

В наше время пароходов уже нет. Их заменили теплоходы, электроходы и атомоходы. Вместо колес-лопастей у него гребной винт, который на много быстрее двигает судно.

Современные суда строятся на судостроительных заводах и предназначены для разных целей.

Есть мощные военные крейсеры. У них толстая и крепкая броня. Они ходят по морским границам нашей страны и охраняют территорию от контрабандистов, браконьеров и других нарушителей. Есть громадные ледоколы. Они прокладывают путь другим кораблям своим тяжелым носом, ломая лёд, словно стекло.

Есть корабли- пожарные, которые, если загорится нефть на море, тут же приплывут и потушат пожар. Есть корабли-рыболовы. Они ловят рыбу огромным сачкомтралом . Есть даже корабли — подъёмные краны, которые строят причалы и нефтяные вышки в море.

3. Строение корабля и принцип его работы

t1624136487ah.jpg

У каждого корабля есть основные части:

Корпус корабля имеет продолговатую форму, напоминающий глубокую тарелку.

Дно или днище — это нижняя часть корабля.

Палуба- это пол на корабле. Она закрывает корабль, как крыша.

Трюм — это нижнее помещение, которое находится между днищем и палубой.

Используется для размещения груза, запасов, судовых механизмов.

Надстройка — это закрытое сооружение, которое располагается от борта до борта на палубе корабля. Она защищает палубу от волн. У неё водонепроницаемые двери и люки.

Нос- это передняя часть корпуса корабля .

Корма – это задняя часть корпуса. Она делится на две части- подводную и надводную.

Борт- это боковые части корабля. Правый борт по ходу движения моряки называют штирбортом , левый – бакбортом.

Якорь- это железная конструкция. Его опускают в воду, когда необходимо удерживать корабль на месте.

Гребной винт — это движитель корабля.

Руль — это пластина, которая поворачивается вокруг. Находится в кормовой части корабля. Служит для поворота корабля в разные стороны.

Читайте также:  Руководство по борьбе за живучесть подводной лодки что это

t1624136487ai.jpg

Ватерлиния – это специальная линия на корпусе корабля. Это контрольная линия, до которой можно загружать судно. Если она видна над поверхностью воды, то беспокоится не стоит. А если линия скрылась под водой, то корабль может затонуть.

Изучив информацию про корабли, мне по прежнему осталось не понятно:

Почему под водой мы поднимаем камень очень легко, а воздухе – с трудом?

Когда я плаваю в бассейне или море, мое тело выталкивает на поверхность какая-то сила. Как можно объяснить это явление?

Как же такие большие корабли, которые сделаны из металла и перевозят ещё и грузы, плавают и не тонут?

Поэтому я решил провести опыты и доказать гипотезы, поставленные мною и ответить на мой главный вопрос.

4. Опыты и эксперименты

Опыт №1 «Влияет ли материал, из которого сделан корабль, на его плавучесть?»

Для проведения опыта я взял кусочки дерева, стекла, металла, пластмассы. Налил воду в миску. Начал опускать предметы в воду. Стекло и металл утонули. А дерево и пластмасса- нет.

А ведь современные корабли сделаны из металла!

Плавучесть корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен.

Следовательно, гипотеза 1 не верна.

Опыт №2 «Влияет ли форма корабля на его плавучесть?»

Я взял кусок пластилина. Опустил его в воду и увидел, что он утонул.

Потом я сделал из пластилина кораблик. Также опустил его в воду и увидел, что он держится на воде и не тонет.

Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму.

Следовательно, гипотеза 2 верна.

Опыт №3 «Влияет ли воздух внутри корабля на его плавучесть?»

Я взял воздушный шарик и опустил его в воду. В него попала вода, и он начал тонуть. Потом я надул воздушный шарик. И также опустил его в воду. Надутый шарик не утонул, даже если я нажимал на него сверху рукой.

Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву.

Следовательно, гипотеза 3 верна.

Опыт №4 «На корабль действует какая-то сила, которая не дает ему утонуть»

Я очень люблю плавать в бассейне и море. И я заметил, когда я ныряю и пытаюсь задержаться на дне, то ничего не получается, вода выталкивает меня наверх.

Что это такое? Какая-то сила? Мне стало интересно, и я начал искать информацию в книгах и интернете.

Оказывается, когда-то давно учёный Архимед исследовал проблему плавучести тел. Он сформировал один из основных законов физики.

«На тело, которое погружено в воду, действует выталкивающая сила, которая равна весу воды, вытесненной этим телом».

Эта сила называется силой Архимеда.

Если сила тяжести больше силы Архимеда, тело будет тонуть и опускаться на дно. Если сила тяжести меньше силы Архимеда или равна ей, то тело будет плавать и не тонуть.

t1624136487am.jpg

Опыт №4 «На корабль действует какая-то сила, которая не дает ему утонуть»

Значит, на корабль в воде действует сила Архимеда, которая позволяет ему держаться на плаву . Я взял пластиковый стакан, опустил его в кастрюлю с водой. Взял монетки 1рубль и потихоньку начал класть их в стакан. Наблюдал, как плавает стакан с монетками, а из кастрюли начала выливаться вода. При добавлении 69 монетки, стакан утонул.

Затем я взвесил стакан с монетами и стакан с водой, которая вылилась. И увидел, что вес стакана с монетами больше.

Поэтому на корабль вдоль корпуса наносится специальная линия-ватерлиния, про которую я уже рассказывал. Это отметка, до которой можно загружать корабль, чтобы он не утонул.

Корабль не будет тонуть, если его вес будет меньше или равен весу вытесняемой им жидкости. В этом случае на корабль будет действовать выталкивающая сила, это сила Архимеда.

Следовательно, гипотеза 4 верна.

5. Макет корабля «Титаник»

Я сделал макет корабля «Титаник».

На самом деле корабль был огромный. Его длина была около 270 метров, а высота около 30 метров.

Если посмотреть на макет, то можно увидеть:

• Палубы. Всего на корабле их было восемь. На верхних палубах жили богатые и знаменитые люди, на нижних- бедные. На верхних палубах располагались шикарные комнаты с дорогой мебелью для пассажиров и экипажа, рестораны, бассейн с тёплой водой ,тренажерный зал, баня и длинные палубы для прогулок. На нижних – маленькие комнаты для пассажиров, столовая и небольшая прогулочная палуба.

• Гребной винт. Всего на корабле их было три.

• Трубы. Они были очень большими, диаметром около 7 метров. Если одну из них представить, как тоннель, то через неё могли проехать три поезда вместе.

В моей исследовательской работе я нашел ответ на свой главный вопрос:

«Почему корабль не тонет?»

Три моих гипотезы из четырёх подтвердились.

Благодаря проведённым исследованиям, я выяснил, что:

t1624136487ap.jpg

К орабль не тонет, потому что он имеет особую форму и плавучесть корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен.

Воздух внутри корабля держит его на плаву.

На корабль действует сила Архимеда. Корабль не будет тонуть, если его вес будет меньше или равен весу вытесняемой им жидкости.

Из энциклопедии и интернета я узнал много о строении корабля,

чем современные корабли отличаются от деревянных, какие из них прочнее, быстрее и зачем на бортах рисуют красную линию, а также о истории кораблестроения и законе Архимеда.

Это было интересно и познавательно!

1. Феданова Ю, Скиба Т. «Корабли»- Ростов н/Д: Владис, 2017

2.Феданова Ю.В. «Самая большая энциклопедия»- Ростов н/Д: Владис, 2016

3. Феданова Ю, Скиба Т. «Российская энциклопедия для детей от 6 до

12 лет»- Ростов н/Д, 2017

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...