Мальчишки и девчонки, а также их родители, мы решили пересмотреть легендарный детский журнал, а потом развели руками и расстроенно упали на копчик (та-ра-тара-та, фью-у!). Оказывается, мы всё время потешались над довольно грустными сюжетами.
«Ералаш» существует аж с 1974 года, и многие смотрят старые серии с щемящим чувством ностальгии: вон мелькнула панамка, у меня такая же была! А вот такие же гнутые карусели стояли в нашем дворе в 86-м! Типовые блочные дома и интерьеры, школьная форма, классные комнаты с портретами, раздевалки и домашняя обстановка — всё до боли узнаваемо.
Но в какой бы год мы ни перенеслись, темы для шуток остаются вечными. Не важно, гуляют ли герои в шортах по советскому парку, сидят в брюках-бананах у подъезда в 90-х или стоят с перегидроленной мамой на ДСПшной кухне образца 2000-х.
Есть некие законы жанра, когда зрителю должно быть смешно. А смеётся этот неприхотливый товарищ над ребёнком или взрослым, попавшим впросак (опять звучит знакомая мелодия и закадровый смех). Проще всего в дурацкой ситуации оказаться, если ты влюблён, тебе угрожает итоговая контрольная, нагоняй от родителей или соседский хулиган. Так культовый киножурнал обречён гонять вечные темы с вечными хулиганами. И пусть тридцать лет назад хулиганы были в основном пухлыми здоровяками, двадцать лет назад — носили треники, а в последнее время предпочитали косухи, серьёзных изменений в их поведении не произошло, как, впрочем, не изменилось и поведение их жертв. «Ералаш» в этом смысле стабилен и нерушим.
Ералаш №248 «Тупой»
Детский психолог хотя бы с небольшой профдеформацией, посмотрев серии «Ералаша», смеяться не станет. Он будет выписывать диагнозы и остановится, только когда начнётся рекламная пауза.
Итак, чего лучше не повторять в реальных условиях — так это быть по-ералашевски смешным ребёнком. Потому что дети смешны, когда им приходится…
1. Молчать в сложной ситуации
В серии «Качели» упитанная девочка с бантиками никак не соглашается пойти поиграть с мальчиком. С угрюмым видом она сидит на качельках, пока парнишка носится вокруг неё и уговаривает на совместные приключения. Когда он окончательно её достанет («Почему? Ну почему ты не хочешь?»), она выпалит: «Застряла я!». Любопытно, если бы не этот неугомонный человек, сколько бы девочке пришлось так молча сидеть, стесняясь признаться в ужасном: она толст… нет, её размер больше среднего, и качельки спроектированы, видимо, не для неё.
2. Быть толстым и влюблённым
Вообще, обиженные девочки с щеками на весь кадр — проверенный ход юмористического кино. В сюжете «Школьные страдания» основные страдания выпадают ученице, которую легко представить, зная, что её фамилия Булкина. Булкина влюблена, но объект её сердечной привязанности категорически отказывается идти с ней в театр. Школьнице приходится привораживать парня ведьминым зельем.
А как иначе можно влюбиться в булкиных? Никак, видимо.
Одна из классических историй «Ералаша» рассказывает про двоечника, которого подтягивает крупногабаритная энтузиастка учёбы. Тот страшно хочет сбежать и не придумывает ничего лучше, чем приударить за девочкой. Беднягу встречает не испуг, а искренняя радость: «А за поцелуй я из тебя вообще отличника сделаю!».
3. Торговать сделанной домашней работой
У ботаников есть впечатляющее преимущество перед другими смертными: сделанная домашняя работа. А ведь это непреходящая ценность, ради неё можно на многое решиться. Например, в одной из серий пронырливая девочка идёт на сделку с физруком.
Она помогает ему наладить дисциплину в спортзале: заставляет одноклассников построиться и ходить кругами.“Дам списать», — обещает наивным детям эта коварная пособница педагога. В юмористическом мире сплошь и рядом приходится прогибаться под изменчивых отличников: то выкручиваться в спортзале, то идти против личных симпатий: «Петров! Пригласи меня в кино, я тебе за это дам списать!». Ну просто бу-га-га.
4. Халтурить с учёбой
Серии про двоечников сразу же вызывают подозрение: неужели «весёлые истории» писались с нравоучительным подтекстом. Отстающие поражают своей безнадёжностью. Вот сидят школьники и пытаются найти выход из непростой ситуации: на дом задали написать какую-то работу. «С последним рефератом даже мама не справилась!» — сделав страшное лицо, говорит одна из девочек.
-Нам нужен репетитор, — озаряет другую.
-Правильно, пусть репетитор за нас реферат пишет! (ну вы поняли: та-рам-та-ра -рам!).
Выхода нет: ученики на контрольной по математике по очереди обращаются к задним партам с одним злободневным вопросом: «Дай списать?». С первых до последних парт ползёт тревожное перешёптывание. Но нет луча света в тёмном царстве: стена проламывается и оттуда видно лицо из параллельного «Б» класса… Ради смеха он мог бы спародировать официанта с эстонским акцентом, но он шепчет то же самое: «Второго варианта списать нету?».
5. Изображать взрослых
Весёлый киножурнал традиционно потешается над детьми во взрослых ролях. Самый избитый ход — накрашенные девочки на каблуках пугают своим видом поклонников. Другие, менее накрашенные девочки по-взрослому мечтают, чтобы «на руках носил» и специально падают, радуясь вывиху голеностопа.
Более необычные ситуации копируются в мелких деталях и интонациях: вот школьники на собрании клуба анонимных двоечников («Здравствуйте, меня зовут Вася и я…. двоечник!»). А вот милый мальчик, лёжа на нарах, строит всех зэков на правах самого крутого.
«У детей не может быть своего мнения»
Если убрать переодевания в дядь и тёть, то комизм только в том, что ребёнок предстаёт в необычной роли: он командует сильными мира сего — то уголовниками, то родителями, то учителями, — наказывает их по своему усмотрению. Маленький рыжий «опятьдвоечник» кричит, нависая над притихшими педагогами: «Садись, географ, пара тебе! Родители чтоб завтра в школу явились!»
Это некое искажение мира: или они сверху, и тогда плохо тебе, или ты сверху, и тогда плохо им. А смешно должно быть оттого, что это явная нелепость: слабые не должны говорить «ша» сильным — ни тем, что с указками, ни тем, что с куполами на плече.
6. Сходить с ума от вещей и игрушек
«Синичкина, ты такая же классная, как мои новые кроссовки», — так планирует подойти к девочке герой современного выпуска. Из двух слабостей, к девочке и к своим зелёным кроссовкам, в момент конфликта он предсказуемо выбирает обувь. Это должно быть смешно, но и в реальности для многих детей кроссовки в руках лучше, чем Синичкина в небе.
Любопытно в этом смысле видео, обыгрывающее потребительский задор. Девочка при виде куклы в магазине впадает в истерику. Холеная мама не сдаётся: «Мы в этом месяце уже покупали тебе куклу! Получишь теперь в следующем» (интересно, она это серьёзно?). В обувном магазине родители решают проучить несносного ребёнка.
Мама визжит «Хочу туфли!» и топает ногами, дескать, смотри, как мерзко истерика выглядит на маме. Тут на девочку находит просветление, и она нравоучительно говорит что-то симметричное: «Ты пока коньки не сносила, купим в следующем месяце». И понятно, что самый идиотический герой тут родительница.
7. Заниматься вымогательством
Вообще, надуть родителя для героя «Ералаша» — милое дело. Прелестная девочка, хлопая ресницами, засыпает маму вопросами про Деда Мороза и подарки. Мама хочет отвязаться и потому с усталым вздохом вручает новогодний подарок. До праздника 10 дней. Девочка ликует и тут же тайно звонит подружке: «Сработало!
Кукольный домик у меня!». Стоит надеяться, что в ближайшее время она выбьет из взрослых ещё кучу разных игрушек, благо линия «хитрец — простак» подразумевает полный разгром доверчивого персонажа.
8. Идти на сговор с «идейным врагом»
В класс приходит новенький, второгодник. Его изображают так, чтобы внушать панику прочим детям: у него есть бандана, косуха, фингал, а также сильное весовое преимущество. Парень никого не боится, кроме молодой учительницы, которая, оказывается, применяет физическое насилие к непослушным ученикам.
13 фраз, которые не стоит говорить ребёнку — никогда и ни при каких условиях
Звенит звонок, преподавательница входит в класс. И вдруг начинает гоняться за хулиганом и лупить его учебником. Странно, но от этого её авторитет растёт: вау, она смогла поднять руку на парня с фингалом под глазом! В конце, как раз перед музыкой «па-рам-парарам», выяснится, что она специально подкупила оценками этого увальня, чтобы поднять дисциплину в классе.
Ничего себе педагогический метод, правда? Чтобы показать детей в забавном свете, «Ералаш» вынужден делать взрослых поразительными психами. Так что возникает вопрос: над кем смеётесь?
Фото: кадры из «Ералаша»
Источник: mel.fm
Чего новый «Ералаш» такой тупой и убогий стал. ))
может идеи иссякли.
или просто чувствуют, что есть замена.
хотят что-то доброе и вечное из советского прошлого принести детям.
но увы, почва не та уже. дети нашу рашу смотрят.
Alexsandr BarzakovskyПросветленный (35774) 11 лет назад
и камеди. ну так тогда лучше приготовить доски с гвоздями и забыть,чтобы не позорится!
Остальные ответы
не хватает фантазии
Раньше, в 70-80-х, главным редактором был А. Хмелик — талантливый сценарист и режиссёр. Отбирались лучшие сценарии, серьёзная работа проводилась по школам по отбору маленьких актёров. А теперь всё под себя загробастал Грачевский. В 90-х стало нормальной практикой снимать за родительские бабки бесталанных деток. Плюс сценарии — полное говно.
Иван СоколовМудрец (10064) 9 месяцев назад
В 90-х ералаш был ещё более менее, но потом это пздц просто
Я тоже заметил что «Ералаш» Грачевского стал с запахом педофилии.
Старый был не лучше — убогий пионерский юмор.
Источник: otvet.mail.ru
Ералаш не наш
Хорошо знакомый нам с детства «Ералаш», который сегодня показывают по трём телеканалам, продолжает жить. То, что вы видите, — это не повторы, а свежие сюжеты, снятые на ту же камеру, что и «Игра Престолов». Проект пережил застойные семидесятые, лихие девяностые и все кризисы нулевых: в этом году ему исполнилось сорок три года. Но что мы вообще знаем о нём? «Ералаш» давно не наш.
Это бизнес-империя, выстроенная Борисом Грачевским и требующая по 50 000 000 рублей в год. Брендирование сырков, студии по всей России и родители, готовые на всё.
Наш корреспондент Нина Абросимова разбиралась, как выживает культовое скетч-шоу, в котором сняли даже сына президента.
«Обман! Ты гуляешь за мой счёт. За свои деньги снимай, что хочешь!» — орёт Борис Грачевский на режиссёра. Мы втроём смотрим новый сюжет «Ералаша» в монтажной на киностудии Горького. Трёхминутное видео прогоняют десять раз, в каждый из которых Грачевский приказывает откусить минимум три секунды.
Седой режиссёр печально уточняет: «Да? Считаете, это тоже неважно. » Сотрудник киностудии шепчет мне на прощание: «Борис Юрьевич любит перед гостями подчинённых отчитывать, не переживайте».
С лица Грачевского медленно сходит желтизна. «Тебе жалко режиссёра, а мне — зрителя, — парирует он. — Начну отступать в мелочах, и всё развалится. Кино — искусство грубое, в нём нужно более внятно двигаться к цели. Этот режиссёр хитрит, он не первый и не второй раз меня обманывает. Обманет ещё — вообще не дам работать».
В 1974 году главный редактор Александр Хмелик позвал Грачевского директором в новый проект с туманным будущим. Двадцатипятилетний выпускник ВГИКа Борис уцепился за предложение: до этого его назначали максимум старшим администратором на второстепенные проекты. Ему и Хмелику разрешили отснять несколько сюжетов, хотя и без гарантий, что будут следующие. Но «Ералаш» сразу же полюбился зрителю. Кинопроизводство было отлично организовано, поучаствовать в проекте соглашались лучшие актёры и сценаристы.
В начале перестройки Грачевский внезапно стал худруком: Хмелика, готовящегося возглавить всю киностудию Горького, обвинили в недоплате партийных взносов. Александр Хмелик оставил пост в 1984 году и уехал жить на дачу. «Первые пять лет он горел, как бомба, следующие пять ему было интересно, а потом он просто поддерживал», — объясняет рокировку Грачевский.
В девяностые он вложил в «Ералаш» собственные деньги, нашёл спонсоров и перестроил компанию. Несколько сотрудников подтверждают: структура живёт на голом энтузиазме Грачевского. И добавляют, что проект закончится с его же смертью: «Ты видела наш контент. Не контент приносит нам дотации».
На айфон с заставкой «Ералаша», закреплённый в чехле с гравировкой «Ералаша», поступает звонок со звуком из «Ералаша». «Я контролирую всё. Нет тут человека, который лучше знает, что нужно детям. „Ералаш“ — это я, понимаешь?» — говорит Грачевский. Я пойму чуть позже: за пару дней до сдачи текста в рабочем чате WhatsApp он прикажет сотрудникам больше не разговаривать со мной. А менеджер по спецпроектам попросит «оставить анонимность всей съёмочной группы, так как у нас даёт интервью лишь Б. Ю.»
Сам себе грант
«Ералашу» каждый год требуется до 50 000 000 рублей, половину этой суммы он получает от министерства культуры. Любопытно, что Грачевский входит в экспертную комиссию, рассматривающую заявки, хотя его компания тоже участвует в конкурсе. Несмотря на регулярные дотации, Грачевский говорит о трагической финансовой ситуации. По его словам, грант покрывает 40-60 % расходов киностудии.
Получается, что около 30 000 000 «Ералаш» вынужден зарабатывать самостоятельно: на съёмке сторонних полнометражных и документальных фильмов, рекламе, театральных студиях, детских лагерях, праздниках, концертах и так далее. Однако эта сумма не отражена в бухгалтерской отчётности: мы не видим её, даже если складываем выручку всех компаний, связанных с Грачевским.
Борис Грачевский контролирует группу компаний «Ералаш»: у него половина всех акций ООО «Ералаш» и ООО «Продюсерский центр Ералаш». Оставшиеся пятьдесят процентов принадлежат Аркадию Григоряну — продюсеру «Ералаша» и личных фильмов Грачевского: «Между нот, или тантрическая симфония» и «Крыша». Киностудия Горького больше не связана ни с одной из компаний: ей принадлежала треть ликвидированной ООО «Ералаш-Лэнд».
«Ералаш» продаёт сюжеты Первому каналу, «Карусели» и СТС. Первый канал получает эксклюзивные права на премьерные показы, но несколько лет назад он всё равно лишил шоу постоянного места в сетке. Тем удивительнее, что после трансляции «боксёрского матча века» Мейвезера и Макгрегора в шесть утра показали именно «Ералаш». В «Твиттере» писали, что раз Грачевский выбил это время, то он «серый кардинал и теневой олигарх». «Рейтинги подскочили», — улыбается молодой директор «Ералаша» Рустам Заиров, пересказавший шутки сначала Борису Юрьевичу, а потом и мне.
Компания также заключила лицензионный договор с несколькими онлайн-кинотеатрами, например, с ivi. Вместе с тем полтора года назад они оформили партнёрство с YouTube через сторонний сервис Believe Digital и теперь получают выплаты. У самых популярных роликов на канале — три-четыре миллиона просмотров.
Директор агентства по продвижению видео Beseed Алексей Солодов посчитал, что «Ералаш» может получать за это не более 2 500 000 рублей в год, так как ставка за рекламный просмотр в РФ ниже, чем в США, а партнёрка забирает около 30 % от прибыли. Кроме того, не все просмотры монетизируются. Раньше региональные кинотеатры выкупали киножурнал блоками и показывали их целиком.
В этом году компания наконец договорилась с киносетью «Люксор»: «Ералаш» будут прокатывать и в Москве. Показ премьерных роликов организовывают в любом городе при заказе концерта. Борис Грачевский регулярно ездит в такие «командировки», с ним на сцене предлагают выступить и детским творческим коллективам города. Кроме того, у «Ералаша» есть собственные лагеря как в России, так и за границей, а также «Большой фестиваль» в «Орлёнке».
Источник: batenka.ru
Стоит ли ребёнку смотреть «Ералаш»: оцениваем вредное влияние киножурнала
Те, чьё детство пришлось на 80-е и 90-е годы, хорошо помнят киножурнал «Ералаш». Ведь в те времена на телевидении было не так много детского контента, как сейчас. У большинства зрителей он вызывал исключительно положительные эмоции. Однако времена изменились, а киножурнал продолжает существовать. Но остался ли он таким же?
Все ли современные сюжеты можно показывать детям? Не окажут ли некоторые из них дурное влияние на современных школьников?
Краткая история киножурнала
Киножурнал «Ералаш» ведёт свою историю с далёкого 1974 года. Изначально он задумывался как детский аналог киножурнала «Фитиль». С данной идеей Режиссёр Алла Сурикова обратилась в ЦК КПСС. Проект был одобрен, и даже появились два первых сюжета, однако затем он был отложен в сторону.
«Фитиль» (выпускался с 1962 года) высмеивал негативные явления в жизни советских граждан — пьянство, разгильдяйство, взяточничество, расхищение государственной собственности и пр. Киножурнал показывали в кинотеатрах перед сеансами.
«Ералаш» задумывался как детский аналог сатирического журнала «Фитиль», который высмеивал негативные явления в жизни СССР
Спустя какое-то время проект возродился уже под руководством Бориса Грачевского и Александра Хмелика (соответственно, кинорежиссёр и драматург). В советское время сюжеты для «Ералаша» сочиняли известные писатели: А. Барто, В. Драгунский, А. Хайт, Л. Измайлов и пр. Главные же роли, помимо детей, исполняли знаменитые актёры Ю. Никулин, Н. Крачковская, М. Пуговкин, В. Басов, Г. Хазанов, Г. Вицин, И. Ульянова. Появляется золотая плеяда юных актёрских дарований (Федя Стуков, Володя Сычёв, Алёша Фомкин, Максим Сидоров и пр.). Естественно, весь контент проверяла цензура. «Однажды в булочной»: в советское время в Ералаше снимались такие актёры, как Никулин, Пуговкин, Крачковская
Сюжеты советского времени высмеивали лень и глупость, жадность и невежество в людях, в частности, в детях. Было очевидна воспитательная направленность выпусков — от этих качеств советские школьники должны были непременно избавляться.
Истинным шедевром, например, можно назвать знаменитую серию «40 чертей и одна зелёная муха» с Г. Хазановым, Е. Моргуновой и бесподобной композицией Адриано Челентано. Здесь школьный учитель гениально проучивает дерзкого школьного двоечника и хулигана.
Некоторые сюжеты советского «Ералаша» были просто гениальны, равно как и игра актёров
Видео: «40 чертей и одна зелёная муха» (№46, 1984 год)
В журнале не было ни грамма пошлости, всё свежо, оригинально, полно душевной теплоты. Зрители узнавали в героях самих себя, своё детство, знакомые проблемы.
Но шли годы, в период перестройки цензура стала смягчаться, в вскоре её и вовсе исчезла. Равно как и не стало многих талантливых актёров и сценаристов. Вполне закономерно, что «Ералаш» изменился.
Каким стал современный «Ералаш»: вредоносные сюжеты
В сегодняшнем Ералаше, конечно, остался юмор, безобидные забавные ситуации, однако очень многие моменты являются вредными и даже недопустимыми с точки зрения нравственности, правильного воспитания ребёнка, формирования в нём положительных качеств. Ведь школьник, просматривая выпуски киножурнала, видит таких же девчонок и мальчишек, как он сам, и подсознательно берёт с них пример. Можно привести множество подобных ситуаций:
- Пропаганда вредной еды («Столовая моей мечты»). Мальчик, явно страдающий лишним весом, заходит в школьную столовую и видит там одни лишь вредные продукты — конфеты, пирожные, чипсы, гамбургеры, лимонады и т. п. Он просто в восхищении, однако его «глюк» исчезает, и на тарелке появляется гречневая каша с сосиской (естественно, более полезная пища). Однако в видео это явно представляется как разочарование, что даёт детям неверную установку по питанию, тем более что мальчик специально подобран полненький. В серии пропагандируется нездоровая пища, а а более правильной говорится с разочарованием
- Родители с неуравновешенной психикой («Выключи утюг»). Женщина едет в маршрутке, ей мерещится, что она забыла выключить утюг. Её сыну начинают звонить все, кто находился рядом с мамой в транспорте, и просят выключить утюг. В итоге мальчика просто доводят до истерики, и он разбивает телевизор. Подобные ролики могут натолкнуть детей на мысль, нужно ли уважать таких родителей. Истеричность мамы доводит сына до агрессии
- Совсем не братские отношения между родными людьми («История болезни»). Мальчик пропустил школу и теперь хочет заболеть, чтобы оправдаться перед родителями. Брат же явно издевается над ним под предлогом помощи: обливает его холодной водой, сажает в ледяную ванну, заставляет пить молоко из холодильника. Когда же всё это не оказывает действия — даёт слабительное. При этом изобретателю ни капельки не жаль близкого человека. В серии «История болезни» брат явно издевается над братом
- Пропаганда грубого отношения к девочкам («Коварство и любовь»). Девочка подучивает мальчика треснуть подругу по голове портфелем, но потом сама же получает этим же портфелем. Казалось бы, из сюжета следует поучительный вывод (учила грубости, и сама же на неё нарвалась), однако серия не учит мальчиков, что вообще нельзя обижать девочек — наоборот, у них закрепляется такое неадекватное поведение. Девочка, конечно, поплатилась за своё коварство, но вот мальчик так и не понял, как нужно себя вести
- Циничность самих девочек («Рыцарь»). Мальчик прочитал роман Вальтера Скотта «Айвенго» и очень впечатлился образом рыцаря — его благородным отношением к даме. Две девочки смеются над героем и приказывают ему выброситься из окна (ведь он же рыцарь и должен исполнять желания дам). Мальчик так и поступает, а подружки хохочут над ним и поздравляют друг друга — оказывается, теперь освободилось место за партой, и они могут сесть вместе. Девочки в этой серии представлены циничными злодейками, а уважительное отношение к женскому полу попросту высмеивается. Страшно подумать, чему могут научить детей такие сюжеты. Девочки представлены в сюжете «Рыцарь» злыми и циничными, а рыцарское отношение к ним мальчика попросту высмеивается
- Учительница призывает детей к учёбе («Конкуренция»), мотивируя тем, что в жизни — это конкуренция (а вовсе не взаимопомощь). Один мальчик заявляет, что желает стать дворником. На другой день весь класс (кроме этого ребёнка — он испугался конкуренции) не является в школу, а отправляется мести улицу. С одной стороны, дети делают это, так как не хотят соперничества, но с другой — подобное видео снижает интерес юных зрителей к учёбе.
- Ограниченные дети. Мальчик узнал, что возраст дерева можно узнать по спилу и годовым кольцам. И когда мама приносит рулет, он аналогично определяет, сколько ему лет. Возможно, это и смешно, но ведь перед нами подросток, а не трёхлетний малыш с соответствующим умственным развитием. Ещё один пример: не очень далёкая девочка помешана на селфи, это превращается у неё в настоящую манию. Героиня фотографирует себя даже на уроке, что замечает учительница. Однако не следует никакой назидательной концовки — наоборот, учительница сама делает селфи вместе с ребёнком. В некоторых сюжетах дети представлены ограниченными, недалёкого ума, но их поведение поощряется взрослыми
- Воровство («Короткое замыкание»). На уроке физики учитель показывает воздействие статического электричества. И скучающий мальчик-лоботряс, наблюдая, как наэлектризованная с помощью волос расчёска притягивает бумажки. Он решает применить полученные знания и вытаскивает таким способом деньги из кармана одноклассника.
- Эротические мотивы в жизни школьников. В серии «Про это» мальчик оголяет ногу соседки по парте, чтобы списать — оказывается, там у неё написана шпаргалка. В том же самом сюжете «Короткое замыкание» находчивый ученик с помощью наэлектризованной расчёски задирает юбку однокласснице — крупным планом демонстрируются трусики девочки. А в серии «Стриптиз» мальчику и вовсе снится во время урока, что учительница английского исполняет для него стриптиз. В сюжете «Неприятное известие» мальчик с девочкой двусмысленно сообщают родителям о двойке по английскому: так, словно речь идёт о беременности. Современные дети и так слишком рано узнают о теме секса: этот интерес ещё больше стимулируют подобные сюжеты. Многие сюжеты затрагивают эротическую тему, что совершенно лишнее для детского контента
- Молчание в сложной ситуации («Качели»). Полная девочка отказывается идти поиграть с мальчиком, хотя тот её уговаривает, только из-за того, что застряла в качелях. Сюжет учит, что в сложной ситуации нужно молчать, а не просить у людей помощи
- Потребительское отношение к родителям («Получилось!»). Милая девочка с наивным видом назойливо расспрашивает маму про Деда Мороза и подарки и так «достаёт» женщину, что та вручает ей кукольный домик за 10 дней до праздника. Девочка торжествует та звонит подружке и цинично сообщает: «Сработало! Кукольный домик у меня!».
- Излишняя привязанность к вещам, преувеличение их ценности («Кроссовки»). Мальчик так любуется своими новыми кроссовками, что боится даже ударить ими по мячу. Он планирует подойти к понравившейся девочке («Синичкина, ты такая же классная, как мои новые кроссовки») – хочет он ей сказать), но она сама проявляет к нему внимание, при этом нечаянно обсыпав его чудо-кроссовки песком. Мальчик приходит в ярость и обзывает девочку дурой. Это далеко не смешно: в жизни для многих детей (да и взрослых тоже) вещи представляют большую ценность, чем живые люди. Мальчик буквально влюблён в свои кроссовки и из-за них ни за что оскорбляет девочку
Источник: babyzzz.ru
«Сделал мое детство и деградировал»: Почему «Ералаш» стал культовым для нескольких поколений и что с ним стало сейчас?
Фамилии его постоянных героев Кипятков, Кукушкина, Баранкин, Бочкин, Перепелкина и Сидоров стали нарицательными и часто использовались в школьных анекдотах, а многочисленные юные актеры быстро превратились в селебрити. «Ералаш» по сути стал первой своеобразной фабрикой звезд для самых маленьких: младшеклассники и дошкольники со всей страны пачками писали письма своим новым кумирам, а сами втайне мечтали сняться хоть в массовке какого-нибудь эпизода. В чем секрет популярности «Ералаша»? Как сложилась судьба звезд культового киножурнала и что с ним происходит сейчас — в материале «Ленты.ру».
Идея создания альманаха принадлежала кинорежиссеру Алле Суриковой. Она направила председателю Госкино Филиппу Ермашу письмо с предложением, которое, по ее словам, «явилось результатом долгих раздумий о судьбе детского кино» — организовать для пионеров и младших школьников юмористический киножурнал «Фитилек».
Позднее инициатива была направлена в ЦК КПСС и Союз кинематографистов. За киножурнал не хотела браться ни одна студия: «Деньги небольшие, работы много», — поясняла потом Сурикова. По ее словам, сотрудников студии имени Горького буквально заставили начать съемки. Основателями журнала стали администратор кинокартин Борис Грачевский и журналист и драматург Александр Хмелик. Последний тогда уже был известен как автор пьесы «Друг мой, Колька!» и главред объединения «Юность»: в своих произведениях он обращал внимание на внутренний мир школьников и призывал их сделать свою будущую жизнь необычной.
«Фитилек» должен был стать младшим братом всесоюзного журнала «Фитиль», где в коротких зарисовках высмеивались тунеядцы, бюрократы, изменники, пьяницы и взяточники, — те, кому советское общество объявило войну. Эпизоды демонстрировались в кино перед полнометражными фильмами. Автор идеи Сергей Михалков называл их «сюжетами-выстрелами», бьющими прямо в цель. Однако предложенное название для детского журнала не прижилось, и тогда 13-летняя дочь Хмелика Мария предложила название «Ералаш», означающее хаос и беспорядок. Именно его выбрали создатели.
В 1974 году в первых выпусках сценаристы «Ералаша» нередко использовали известные сюжеты. «Позорное пятно» из первого выпуска дословно повторяет стихотворение Агнии Барто о собрании школьников: младшеклассник Павлик выносит на всеобщее собрание актива вопрос о грязи на носу своего товарища. А эпизод «Слава Ивана Козловского» из второго выпуска стал экранизацией новеллы Виктора Драгунского о приключениях Дениса и его закадычного друга Мишки Слонова.
Порой современные литераторы писали сценарии специально для киножурнала: к примеру, автором сценки-скетча «Ну почему мы так говорим?», высмеивающей молодежный жаргон, стал известный сатирик Лион Измайлов. Этот сюжет из первого выпуска стал знаковым для киножурнала, его часто цитировали. «Классно, говорю, ща один фитиль такое сморозил!
Подкатывается к шкету, дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться, варежку разинул, да как дерябнется. Сам с фингалом, училка чуть не с катушек, а велик гигнулся.
Во ржачка, клево, да?» — обращается некий Ваня к соседу (роль взрослого исполнил Спартак Мишулин).
В первые годы существования «Ералаша» авторы всерьез рассматривали его как «Фитиль» для школьников: в каждом сюжете была доведенная до абсурда ситуация, которая ярко и понятно высмеивала то или иное явление. И точно так же создатели детского киножурнала приглашали к участию в съемках уже известных актеров — они с радостью соглашались на роли учителей и родителей. Киноистории демонстрировались, как и «взрослый» «Фитиль», перед киносеансами. Каждый раз передача начиналась с фирменной рисованной заставки: желтые буквы на голубом экране, окруженные несколькими поколениями «зрителей» — школьники, их родители, бабушки и дедушки. За все время существования журнала художник Юрий Смирнов перерисовывал сюжет несколько раз, так как героев следовало «переодеть» в более современные наряды, однако в целом он оставался неизменным (за исключением последнего варианта, выполненного в формате компьютерной анимации). В 1980 году финальный титр «Конец» заменили на более подходящее для детей слово «Все!»
Известная песня-визитка про мальчишек и девчонок, а также их родителей, придуманная Хмеликом, также стала неизменной спутницей сатирических эпизодов. До 1996 года на титры накладывали композицию в исполнении артистки Елены Камбуровой, позднее ее перезаписал детский музыкальный ансамбль «Непоседы». За право быть автором мелодии боролись Владимир Шаинский и Алексей Рыбников. Создатели выбрали второй вариант.
В позднесоветское время тематика сюжетов несколько сместилась: если раньше авторы старались демонстрировать острые конфликтные или абсурдные ситуации, в которых было легко показать детские характеры или взаимоотношения детей со взрослыми, позднее в «Ералаш» проникла романтика. Типичные герои будто выросли на несколько лет: теперь на экранах были не только маленькие хулиганы, подкладывающие кнопки учительницам и скрывающие двойки в дневниках, но и подростки, мучающиеся первой любовью и ревностью.
Для многих юных актеров киножурнал стал путевкой в большое кино. К примеру, актер Федор Стуков начинал карьеру в 1980-е именно в «Ералаше». Позднее он не раз появлялся в киножурнале, сменив амплуа школьника-нарушителя на роли посерьезнее. Однако судьбы некоторых юных актеров оказались трагическими. Наиболее известна биография Алексея Фомкина.
Фактурный школьник не прошел пробы в фильм «Чучело», однако попал в «Ералаш» — в базе студии имени Горького оставались его фото. Яркая роль в серии под названием «Аукцион» привлекла внимание киношников к школьнику, и его пригласили на роль Коли Герасимова в фильме «Гостья из будущего», ставшего для советских детей культовым. Однако жизнь Фомкина внезапно оборвалась: после короткой карьеры в МХАТе он сменил несколько работ, покинул столицу, и, обосновав наконец свой быт во Владимире, погиб в бытовом пожаре в возрасте 26 лет. Печальной оказалась также судьба актера Максима Пучкова, сыгравшего в популярном сюжете «Вовка, добрая душа», который успел после «Ералаша» сняться в более чем десяти кинокартинах, однако скончался после продолжительной болезни.
Лихие времена
На стыке двух десятилетий «Ералаш» пережил перерождение. Появившиеся в 1980-е абсурдные скетчи (самые известные — про детей-тройняшек и про тренировки по «бразильской системе») появлялись все чаще, и почти захватили детский киножурнал.
С начала 1990-х выпуски транслировали на второй «кнопке» (канал РТР), а затем и на ОРТ, и в лексиконе школьников появились афоризмы с экрана: «Потому что мы банда!», «Дядя, я знаю, что у вас сломалось», «За жвачку мы родину не продаем» и «Ничего себе сходил за хлебушком». Ученики младшей и средней школы бежали после уроков к телевизорам, чтобы успеть посмотреть за обедом несколько серий. Актерская база «Ералаша» расширилась, появилось огромное количество новых сюжетов, — и дети со всей России мечтали появиться в роли Кукушкиной или Кипяткова. Взрослые артисты, в том числе музыканты, тоже были рады возможности сыграть классного руководителя, учителя или директора школы.
Тогда «Ералаш» стал первой «Фабрикой звезд» в России: в 1993 году в киножурнале снялся Александр Лойе, в 1997-м в главной роли сюжета «Врун» появился Сергей Лазарев, а в 1998-м в «Ералаше» засветилась Наталья Ионова (через пять лет она прославится под псевдонимом Глюкоза). Спустя год юная актриса Юлия Волкова сыграла в паре с Антоном Колесниковым: последний останется в кино, в то время как Волкова через некоторое время станет участницей дуэта «Тату». Тогда же гимн «Ералаша» перезаписали при участии хора ансамбля «Непоседы», в котором пели Волкова и Лазарев, а также их будущие коллеги Влад Топалов, Елена Катина и Анастасия Задорожная. Последняя, по ее собственному признанию, изначально пробы в киножурнал с треском провалила, однако позднее ей удалось поучаствовать в съемках.
«Ералаш» того периода буквально усыпан «временными» приметами. Едва ли не в каждом выпуске появляются «Сникерсы» и «Кока-кола», а школьницы щеголяют не в коричневых платьицах, как раньше, но в модных коротких топах и с разноцветными резинками для волос. Дети внезапно стали еще современнее и раскрепощеннее: они провоцируют друг друга на признания в любви и жестоко разыгрывают одноклассников. После 20 лет «советских» декораций такие нововведения казались необыкновенными. Спустя несколько лет создатели предприняли попытку вернуть «Ералаш» в кинотеатры, подписав контракт на демонстрацию премьерных выпусков в одной из крупных сетей.
В 2000-е киножурнал продолжил курс на открытие новых звезд, попутно предоставляя площадку для уже состоявшихся знаменитостей. Например, в 2002 году сатирик Максим Галкин впервые попробовал себя в качестве актера в эпизоде «Студент». Сюжет в основном был завязан на заглавном герое: ученицы флиртовали с ним во время контрольной, чтобы смутить, и мужчине пришлось временно поменяться ролями со школьной уборщицей. С похожего скетча также началась фильмография комика и певца Александра Реввы — он сыграл робота-учителя, который пытается совладать со вздорными школьниками. Позднее выяснилось, связь артиста с киножурналом очень прочна: по его признанию, фамилию своего альтер-эго Артура Пирожкова он позаимствовал именно из «Ералаша».
«Как «Ералаш» сделал мое детство и деградировал»
В последние годы сотрудники «Ералаша», в частности, один из создателей киножурнала Борис Грачевский жаловались на тяжелую финансовую ситуацию. По его словам, министерские бюджеты «Ералашу» существенно сократили, и это сильно помешало работе: к примеру, ему стало сложнее привлекать к съемкам знаменитостей, которые требуют больших гонораров. Также от кризиса пострадали реквизит и локации. Однако слухи о закрытии проекта он отверг, назвал домыслы «глупостью».
В то же время поклонники киножурнала стали критиковать его, но не только за качество актеров и декораций: новые сюжеты кажутся им не то что не смешными, а скорее бессмысленными. Критики замечают, что советский «Ералаш» задал высокую планку, которую российскому кинопроизводству удавалось держать примерно 10-15 лет. Старые сюжеты они называют остроумными, поучительными и вневременными, а новые — вторичными и устаревшими. В пользу этой точки зрения также говорит тот факт, что некоторые «новодельные» скетчи полностью повторяют сценки прошлых лет.
К примеру, YouTube-блогер James Alone в обзоре с аннотацией «Как «Ералаш» сделал мое детство и деградировал» обращает внимание на современные выпуски, где образ и поступки ребенка-неформала используются как провокационная модель поведения. «Пародия? Сатира? Юмор? Нет! Современный «Ералаш», в котором, к слову, основоположником идей, видимо, является человек прошлой эпохи, где металлист — это что-то позерское и крутое», — замечает автор ролика.
На изменения в «кухне» киножурнала намекнул также актер Станислав Садальский в ходе ток-шоу, посвященного юбилейному 1000-му выпуску «Ералаша». Рассказывая о съемках, артист, который снялся в журнале рекордное количество раз, заметил: «Очень известный факт, что самое отвратительное — играть с детьми и животными, потому что они переигрывают. И дети были тогда талантливы. А сейчас Боря берет детей чиновников, детей нефтяных магнатов…» Грачевский вскрикнул и засмеялся. «Да-да, таких наглых детей, уже с этими детьми нестрашно играть!» — заключил Садальский. «За что я тебя люблю вот…» — начал автор киножурнала, улыбаясь. «За правду», — оборвал актер. В ответ Грачевский посмеялся и заявил, что Садальский всегда творит нечто «страшное» вне съемок, а «человеком» становится только в кадре.
В своих домыслах Садальский не одинок: создателей киножурнала часто упрекали в том, что они поставили производство на поток и превратили его в бизнес. Журналисты замечали, что за каждым ребенком-актером в последние годы стоят агенты или родители, которые стремятся «пропихнуть» чадо на экран любым способом. Однако Грачевский эту точку зрения отрицает.
Несмотря на упомянутый диалог, Садальский признался, что ему всегда нравилось сниматься в «Ералаше», так как многие кинокартины со временем становятся неактуальными, а киножурнал «вечен» и неизменно приносит истинно народную славу. «Когда я звоню Садальскому, говорю: «Стас, привет», он говорит: «Согласен»», — подтвердил Грачевский. Точку зрения актера поддержали многие известные артисты. Как бы ни относились к киножурналу, за 45 лет своего существования он стал историческим и культурным памятником кинопроизводства. Его значение и влияние трудно переоценить: «Ералаш» символизирует детство для нескольких поколений советских и российских детей. А превратятся ли современные выпуски в ностальгическое воспоминание для современных подростков — покажет время.
Источник: www.pravda-tv.ru