Пилотка военная как называется

1 июня 2022 года истёк срок действия Постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего приостановку выдачи шерстяных пилоток, входящих в нормы снабжения военнослужащих вещевым имуществом в мирное время. Пилотка вновь оказалась на распутье, и её судьба прояснится в ближайшее время. Однако массового её возвращения в российскую армию вряд ли стоит ожидать. Вспомним о том, как зародились пилотки, как выглядели они в армиях различных стран и чем примечательно было их появление в стране Советов.

История пилотки

В каждой стране расскажут свою историю появления этого головного убора. Пилоткой его называют только в русскоязычных странах, в большинстве других государств это вид летней фуражки.

Bonnet de Police в разные эпохи

Во Франции прообраз пилотки называли «bonnet de Police». По внешнему виду его первые образцы – это колпак, согнутый примерно посередине. На свисающем его конце крепилась кисточка. Он сходен с фуражиркой, которую мы разберём чуть позднее. На примере данного головного убора хорошо прослеживается эволюция в подвид привычной нам пилотки.

История пилотки

Сначала длина уменьшается до такой степени, что сгибать колпак перестают. Затем его ещё укорачивают. А после на большинстве его типов исчезает и кисточка.

Сплюснутая с боков шапочка наподобие пилотки из плотной шерстяной ткани в Шотландии появилась в конце XVIII века. Её изобретателем считают полковника Александра Рэнелдсона Макдонелла из Гленгэрри, что сказалось и на названии этой шапочки, которую все стали именовать «гленгэрри» (Glengarry cap, Glengarry hat или просто Glengarry). Отличием от пилотки будут две ленточки сзади, сходные с теми, которые есть у морской бескозырки. За полвека гленгэрри завоевали популярность в большинстве частей армии Великобритании и стали частью форменной одежды. Также гленгэрри вошёл в состав национального шотландского костюма.

Кадетский корпус гимназии Салтуса в «австрийских кепках» (1901 г.)

Для всех британских пехотных полков ношение гленгэрри разрешили в 1868 году. Далее в английских подразделениях этот головной убор эволюционировал в торин (torin), куда больше напоминавший советскую пилотку. Его повсеместно носили с 1884 по 1896 год, после заменив так называемой «австрийской кепкой» («Austrian caps»), а затем и привычной фуражкой, хотя кое-где остались и головные уборы старого образца. А вот шотландцы продолжили ношение гленгарри в качестве основного головного убора. Пилотку в качестве элемента формы выбрали в 1912 году военнослужащие Королевского лётного корпуса (RFC).

Австралийская пилотка (1910 г.)

Австралия, находившаяся под влиянием Британской короны, тоже использовала головной убор, по виду напоминающий пилотку. Однако он имел куда более сложную составную конструкцию и застёгивался парой пуговиц (заимствована одна из трансформаций «австрийской кепки»). Снаружи его ткань была чёрной, а скрытая в сложенном виде часть окрашивалась в защитный цвет.

Пилотка во время Первой мировой войны

К началу войны та самая оригинальная «австрийская кепка» уже приняла округлую форму и обзавелась козырьком, эволюционировав в некое подобие фуражки. Её отлично показывают иллюстрации к бессмертному роману Ярослава Гашека «Приключения бравого солдата Швейка». Однако Первая мировая война – период повсеместного внедрения пилоток. Появились каски (защитные шлемы Адриана), и пилотка оказалась лучшей прокладкой между тяжёлым шлемом и головой бойца.

Зачем солдатам пилотка?

Сербская шайкача

У сербов получил распространение национальный головной убор – шайкача. Пришёл он к сербам от солдат, служивших на речных флотилиях армии Австрийской империи, базировавшихся на реках Дунай и Сава. Цвет шайкачи чёрный или серый. Шьётся она из мягкой ткани. Крестьянская шайкача отличалась от военной отсутствием кокарды.

Чтобы показать, что головной убор – не просто шапчонка, а часть военной формы, к нему прицепляли кокарду с изображением двуглавого орла и девизом «Только единство спасёт сербов». Во время Первой мировой шайкачу ещё украшали королевской монограммой.

Головной убор военнослужащего 3-го зуавского полка

Феска, трансформированная в некое подобие пилотки, стала отличительным символом зуавских полков французской армии. Пышное восточное обмундирование оказалось совершенно непригодно для окопной войны, поэтому бойцы получали обычный комплект формы защитного цвета, сохранив лишь синие пояса и красные фески.

Кадр кинохроники: австралийские солдаты у останков подбитого триплана «Красного барона» (Манфреда фон Рихтгофена)

Вступившая в Первую мировую войну 4 августа 1914 года Австралия начала битвы с близлежащими немецкими колониями, а затем послала пехоту и на европейский театр военных действий. Прибыв на европейский континент, солдаты часто получали форму войск союзников. Поэтому увидеть австралийца в привычной нам пилотке было несложно.

Головной убор австралийского кавалериста (1914 г.)

Кавалерия же проявила себя на Ближнем Востоке, сражаясь с турецкой армией. Австралийская конная дивизия существенно помогла британским войскам в египетских сражениях (боевые действия на Синайском полуострове, в Палестине и в Сирии). В обмундирование кавалериста входил головной убор, внешне многое взявший от довоенного аналога. На боку такой пилотки цепляли опознавательный знак.

Пилотка во время Второй мировой войны

Убедившись в удобстве пилоток, армии различных стран оставили эти головные уборы в составе полевой формы и после войны. Где-то сохранялась прежняя «французская» кисточка, а в иных войсках от неё безвозвратно отказались.

Пилотка с эмблемой бойца народной милиции, принадлежавшая Рубену Ибаррури (1936 г.)

У испанцев пилотка называется «чапири» («chapiri»), хотя гордые каталонцы придумали ей собственное название – «casquet de caserna». С началом гражданской войны плотно сидящая на голове чапири, которую не так-то просто было сдуть ветру, использовалась как республиканцами, так и армией Франко. Простой покрой, удобство носки и прочность сделали её настолько популярной, что Франко оставил чапири для армейской формы и в послевоенной Испании. После того, как страна стала избавляться от наследия диктатора, чапири ушла из армии, но превратилась в отличительный головной убор Испанского легиона и для повседневного, и для парадного обмундирования.

Пилотка офицера люфтваффе

Немецкая военная авиация – люфтваффе – также использовала пилотки в составе обмундирования. Эти головные уборы различались по виду у нижних чинов, офицеров и высшего командования. На фото военного времени в пилотке с эмблемой люфтваффе (орёл, сжимающий в когтях свастику) неоднократно запечатлён даже Герман Геринг, то сосредоточенно раскуривавший трубку возле распахнутой дверцы автомобиля, то восседая с трубкой внутри.

Пилотка ВВС Великобритании (1944 г.)

Орёл был выбран эмблемой и Королевских военно-воздушных сил Британии. Эмблема эта была составной: на пилотку сбоку крепилось изображение орла с распростёртыми крыльями, а выше, через промежуток, размещали миниатюрную корону. Покрой выдаёт консервативность мышления британцев и желание следовать многовековым традициям. Ведь такая конструкция головных уборов бытовала ещё до Первой мировой войны.

Американский образец военной пилотки (1941 г.)

За океаном пилотка тоже вошла в армейскую моду. Выше показана пилотка артиллериста армии США. Во Франции большинство родов войск носили пилотку с 1944 по 1962 год. Лишь по окончании алжирской войны её массово начали заменять береты. Впрочем, и сейчас два типа пилоток (образца 1946 и 1952 гг.) остаются в составе некоторых подразделений.

Ещё одна пилотка под названием «бустина» была характерна для итальянской, хорватской и болгарской армий. У бустины на пуговицах крепились клапаны, которые можно было отстегнуть и превратить пилотку в подобие шапки. Знаки отличия крепились на боку бустины, а её фронт украшала кокарда. После войны бустину коричневого цвета оставили в составе обмундирования Народной Республики Болгария, только льва заменили кокардой с красной звездой.

Пилотка в России

Фуражная шапка Киевского Гренадёрского полка (1797-1801 гг.)

Что-то, отдалённо напоминающее современные пилотки, появилось в Российской империи к концу XVIII века, когда для нестроевых чинов, отвечающих за уход за армейскими лошадьми и заготовку корма для них, Павел I ввёл особые головные уборы – фуражирки. Это всё тот же колпак с кисточкой, позаимствованный из Европы. Считается, что свешивающаяся кисточка мешала во время наклонов при работе, поэтому её часто заправляли внутрь, получая подобие будущей пилотки. Однако фуражирка впоследствии эволюционировала в фуражку и бескозырку, поэтому прямым прототипом пилотки её считать спорно.

Русский авиатор

Откуда же взялось русское слово «пилотка»? По примеру авиаторов Европы, пилотки решили ввести в частях воздухоплавателей в 1913 году, но появились они под названием «шапка мягкая, складная». Если в кабине аэроплана голову пилота защищал шлем, то за пределами самолёта пользоваться им было неудобно.

Требовался простой, но красивый головной убор, который мог бы выделить лётчика среди остальных. Так как новый головной убор абсолютно не походил на привычную шапку, его называли то «полётка», то «перелётка», то «пилотка». Последнее название и закрепилось.

Лётчик российской авиации

Почему «полётка»? Потому что такую шапку офицеры носили только на аэродроме, коротая время между полётами или проводя техобслуживание аэроплана. Её можно было надеть и вместо шлема во время полёта. В остальное время надлежало быть в форменной фуражке. Для пошива пилотки брали чёрное сукно, причём по верхнему шву колпака и по краям прилегавших к нему бортиков делали красный кант.

Читайте также:  Как приготовить прикормку для карася из пшена

Офицерская пилотка от такого же головного убора нижних чинов отличалась серебряным галуном шириной полдюйма с двумя красными просветами, крестообразно пришивавшимся по тулье и донышку. Кокарды у нижних чинов и офицеров тоже отличались.

Пилотка была удобна тем, что легко складывалась и пряталась в карман, при этом не теряя форму. С началом Первой мировой войны достоинство пилотки оценили не только лётчики. На пилотку очень удобно было надевать выданную каску. Головной убор хотя и сминался под тяжестью защитного шлема, но выполнял роль мягкой прокладки.

А снимешь каску, пилотку легко разгладить и придать прежний уставной вид. Для других родов войск пилотки делали не чёрного, а защитного цвета. Этот тип пилоток быстро получил прозвище «окопные» или «французские». В отличие от лётчицких к ним ещё пришивали полоски из кожи, служившие подбородочным ремнём.

От сражений Первой мировой войны пилотки перешли на фронты Гражданской войны, причём носили их и красные, и белые. Однако использовались они чаще всего по-прежнему авиаторами.

Учлёты Московской авиационной школы, 1919 год

Красные победили, отменив и прежние звания, и прежнюю форму одежды. Пилотка исчезла из списка обмундирования РККА. Так как централизованное снабжение затрагивало ещё не все части огромной страны, кое-где бойцы продолжали служить в полученных ранее пилотках, однако новые им уже не выдавались.

Исключением оставались курсанты, так как с 16 января 1919 года темно-зелёная пилотка с красной окантовкой становилась их головным убором. Такая пилотка имела ещё и хлястик красного цвета (к нему подсоединяли подбородочный ремень). Озаботились возвращением пилоток в регулярную армию лишь в первой половине 1930-х гг. при разработке новой военной формы. Приказ НКО СССР № 176 в 1935 году регламентировал пилотку всему командно-начальствующему и рядовому составу для ношения под каской и при полевых выходах.

Типы советских пилоток (1935 г.)

Рядовые красноармейцы, командиры отделений, младшие комвзводы и старшины получали пилотку из хлопчатобумажной ткани. Офицерскую пилотку делали шерстяной ткани (мериносового сукна) на хлопчатобумажной (по иным источникам – сатиновой) подкладке.

Впереди нашивалась суконная пятиугольная звезда, поверх которой впоследствии стали закреплять звёздочку из металла: обычную (красную) или полевую (зелёную, которая встречалась крайне редко). На этот раз цветом решили выделить не только авиацию, но и мотомеханизированные войска. Если лётчикам выдавали синие пилотки, то у танкистов они были стального цвета.

Все остальные части носили пилотки защитного цвета. Кроме того, офицерская пилотка имела окантовку цвета рода войск. Особую роль авиации подчёркивала голубая окантовка пилоток, которая была не только у офицеров, но также у младшего командного и рядового состава. Цвет пятиугольной матерчатой звезды на офицерской пилотке тоже отражал принадлежность к определённому роду войск (для пограничников – светло-зелёная, для внутренних войск – краповая и т.д.). Иногда командиры и вовсе не нашивали звезду на пилотку.

Командный состав «Щ-214»

Сражения с японцами на Дальнем Востоке, а также с белофиннами на Карельском перешейке и Северном Приладожье показали несовершенство советской военной формы и обусловили её изменение. Относительно пилоток прошла жёсткая унификация: все они стали защитного цвета, а матерчатая звезда и окантовка по цвету родов войск исключались. Пилотку из сукна вменили носить курсантам, младшим командирам и рядовым в составе летней парадно-выходной формы. Хлопчатобумажная пилотка осталась головным убором для полевых выходов. Офицеры-подводники получили пилотки из шерстяной ткани чёрного цвета с белой окантовкой в марте 1941 года, а матросы стали носить фланелевые чёрные пилотки без окантовки.

Военные регулировщицы

Покрой суконной пилотки изменили уже во время Великой Отечественной войны, взяв за пример различные европейские образцы. В самом начале 1943 года она вошла в состав офицерской полевой формы. Рядовые и сержанты по-прежнему носили хлопчатобумажную пилотку прежнего образца. Исключением были женщины, которым надлежало носить берет. Однако из-за плохого снабжения раздобыть уставной берет часто было невозможно, и тогда в ход тоже шла обычная пилотка, что зафиксировано многочисленными фотоснимками.

Советские солдаты в пилотках

В послевоенные годы пилотка закрепилась в качестве головного убора летнего повседневного, полевого и рабочего обмундирования курсантов, рядовых и сержантов. Внутри пилотки полагалось держать две иголки, обмотанные белой нитью для подшивки воротничка и нитью чёрного или защитного цвета для ремонта обмундирования.

Офицеры же перешли на фуражки, и увидеть на их голове пилотку можно было только в исключительных случаях. Или на флоте, где офицерские пилотки с белыми кантами стали носить с 1967 года. Лишь с 1 января 1989 года прежние шерстяные полевые офицерские фуражки постепенно стали заменять шерстяными пилотками с окантовкой по цвету рода войск. Указ Президента РФ № 1010 от 23 мая 1994 года «О военной форме и знаках различия по воинским званиям» сохранил шерстяные пилотки в качестве формы кадровых военных, включая и женщин. А вот военнослужащим срочной службы вместо пилоток начали выдавать камуфлированную хлопчатобумажную фуражку (кепи) защитного цвета.

Пилотки на курсантах

В различных родах войск к пилоткам сложилось почти диаметрально противоположное отношение. Например, лётчики вместо полевой фуражки (кепи) предпочитали надевать пилотки синего цвета. В других же родах войск пилотки не любили, и постепенно их стали носить только женщины-военнослужащие. Впрочем, и лётчикам своеобразно «указали на место», так как с 2002 года все пилотки вооружённых сил Российской Федерации приняли защитный цвет. Впрочем, через три года исключением стали пилотки иссиня-чёрного цвета, вошедшие в состав формы ФСБ РФ, ФСО РФ и ССО при Президенте России.

Женщины в форменных пилотках на параде

По правилам ношения одежды хлопчатобумажные пилотки носят с кокардой золотистого цвета. Шерстяная пилотка носится с такой же кокардой, но ей положены канты либо красного (большинство родов войск), голубого (ВВС, ВДВ и Космические войска) или белого цвета (ВМФ). По уставу пилотки (как и береты с фуражками-бескозырками) надевают с небольшим наклоном в правую сторону. Как уже упоминалось в начале статьи, с 2018 года выдача пилоток в Вооружённых силах РФ была приостановлена.

Саманта Смит в Артеке

В советское время от армии пилотка перешла к пионерской организации, став элементом её парадной формы. Копируя советских пионеров, детские организации некоторых стран социалистического блока тоже ввели пилотки в состав формы. Пилотки синего цвета носили югославские пионеры и пионеры-тельмановцы ГДР. В Советском Союзе пилотки, как и галстук, были красные.

Простой покрой пилотки привлекал тем, что этот головной убор было легко сшить и на швейной машинке, и вручную. Поэтому летом головы советских детей наряду с кепками и панамками украшали прямоугольные пилотки, не относящиеся ни к какой форме.

Пилотка наших дней

Пилотка образца 1970 года, ВВС Австралии

Где сейчас можно повстречать пилотку? Этот головной убор сейчас остаётся в составе не только армейской формы, но и является частью обмундирования различных служб. Например, в Швеции, где пилотку называют «båtmössa» («лодочка»), её носят на голове полицейские. Пилотка стала для них нормативным головным убором с 1980-х гг.

Ну и, конечно же, форменный комплект одежды стюардесс различных авиакомпаний мира включает не только шапочки, но и пилотки. В заключении полюбуемся на пилотки из разных концов мира.

Пилотка в качестве элемента парадной формы

Пилотка отлично зарекомендовала себя в полевых условиях. Однако она остаётся и элементом парадной формы. На фото выше видно, что голова американской военнослужащей украшена пилоткой в один из самых торжественных моментов – при выносе флага.

Пилотка на девушке-полячке

Красоту полячек воспевал ещё Александр Пушкин в стихотворении «Будрыс и его сыновья». С той поры мало, что изменилось. Польские девушки всё так же красивы, а пилотка их голове смотрится и вовсе очаровательно. Несмотря на внешнее сходство с армейской пилоткой СССР головной убор польской девушки имеет более сложный покрой, что видно по дополнительному фронтальному шву.

Пилотка в качестве элемента формы колумбийской армии

Бодро чеканит шаг подразделение из Колумбии. И головы входящих в него женщин покрывает пилотка. Здесь тоже виден сложный покрой, причём края окантованы по цвету погон. На тёмной ткани пилотки ярко выделяется эмблема.

Пилотка в составе летней формы бортпроводниц «Аэрофлота» (2009 г.)

По сведениям газеты «Аргументы и факты» форма бортпроводниц «Аэрофлота» цвета «красный мандарин» с фирменной золотой нашивкой-птичкой на рукаве, введённая в 2009 году, сразу вызвала восторг не только на внутренних, но и на международных линиях. А певица Софи-Элис Бэкстор даже получила такой комплект в подарок. Больше всего её восхитило, что ей подарили не только платье, но и туфли, перчатки, шарф и пилотку.

Пилотка в составе зимней формы бортпроводниц «Аэрофлота» (2010 г.)

А в 2010 году стюардессы появились в форме тёмно-синего цвета, предназначенной для рейсов осенне-зимнего периода. Как и прежде, венчает комплект весьма элегантная пилотка. В том числе и благодаря ей эта форма тоже неоднократно входила в рейтинги самых эффектных костюмов. Глядя на фото выше, трудно с этим не согласиться.

Читайте также:  Как выглядит рыба линь фото

Источник: www.monetnik.ru

Почему солдаты носят именно пилотку, или Как лень создала самый популярный головной убор военных XX века

Пилотка существовала и до Второй мировой войны, однако наибольшую популярность данный головной убор приобрел именно в годы самого кровопролитного, разрушительного и бесчеловечного военного противостояния в истории человечества. Носили ее и солдаты и РККА, и вермахта, и войск Союзников. Так зачем же на голове нужен этот незатейливый головной убор на самом деле?

С чего начинается пилотка

Кельтский берет. |Фото: pinterest.ru.

Кельтский берет. |Фото: pinterest.ru.

Начинается пилотка с берета, во всяком случае, так утверждают знатоки армейской моды. Берет – небольшая мешковатая шапочка, был изобретен еще в глубокой древности, предположительно кельтами и пользовался большой популярностью на протяжении ни одного века. Впоследствии именно берет, снабдит пилотку такими элементами, как кант и помпон. Постепенно в войсках европейских стран берет начал эволюционировать в боннет, который особенно широко использовался на флоте.

Складывается по полям. |Фото: pinterest.ru.

Складывается по полям. |Фото: pinterest.ru.

Значительный шаг на пути создания пилотки был сделан в 1848 году британским полковником Александром Макдоннели, который командовал шотландским полком. Полковник решил выделить свое подразделение и заменил популярный на тот момент в войсках шотландский берет на берет балмора, который складывался пополам и очень походил на современную пилотку. Этот головной убор назвали «гленгэрри».

Лень двигатель прогресса

Под шлемом шапка не помещалась. |Фото: pinterest.ru.

Под шлемом шапка не помещалась. |Фото: pinterest.ru.

В 1900 году в Великобритании утвердили новое «Положение об одежде должностных лиц», которое было опубликовано Британским Военным Министерством. Именно тогда гленгэрри стали головным убором всех британских военных. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Вот только на время полетом им приходилось снимать гленгэрри, чтобы одеть на голову шлем. Держать шапочку приходилось при себе, поэтому военные авиаторы складывали свои боннеты по полям, превращая их в узкую полоску, а затем подкладывали в таком виде под погон.

В итоге появилась пилотка. ¦Фото: pinterest.ru.

В итоге появилась пилотка. ¦Фото: pinterest.ru.

Из-за таких действий шапочка гнула и не разгибалась сама, после извлечения из-под погона. Большинству летчиков было лень сразу разглаживать головные уборы, и они носили их именно в таком виде. Именно так и появилась пилотка. Аналогичным образом ситуация развивалась с боннетами для летчиков и в других странах, в том числе в Царской России.

Официально головной убор «пилотка» был введен в войска в 1919 году, после того, как стало понятно, что эта шапочка одинаково удобна для солдат всех родов войск. Любопытно, что после революции многие полководцы считали пилотку пережитком царских времен и встречали головной убор с крайней неохотой.

Хочется узнать еще больше интересного о военной форме? Как насчет того, чтобы прочесть о том для чего у французских моряков на бескозырке красный помпон и какая легенда за всем этим стоит.

Источник: novate.ru

Как появилась пилотка

Этнопарк

Этнопарк

Близятся майские праздники и мы в Этнопарке «Кочевник» готовимся к ним по-особенному. В праздничные дни маленькие посетители парка будут получать в подарок пилотку – головной убор — символ майских торжеств.

А знаете ли вы историю появления этого предмета одежды?

В Русской императорской армии пилотка появилась в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Первоначально именовалась «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка», «шапка суконная мягкая складная для лётчиков»), была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог носить её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила). Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полётов и службы на аэродроме. В конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.

Первые прототипы пилоток, как частей военной формы, появились в XVIII веке в армиях Великобритании и Сербии. Полковник вооружённых сил Англии Александр Рэнделсон изобрёл «гленгарри», повсеместно распространившийся в армии к середине XIX века. Тогда же этот головной убор солдата становится обязательным элементом формы шотландских волынщиков. Этот английский аналог военной пилотки изготавливается из шерсти и имеет, помимо опознавательных знаков и значка кокарды, ленточки сзади и помпон сверху.

Появление сербской «шайкачи» также датируется серединой XVII века – изначально этот национальный головной убор надевали солдаты речных флотилий на реке Дунай. Если взглянуть на шайкачу сверху – она напомнит перевёрнутую днищем вверх лодку, этот головной убор стал основным в сербской армии в период Первой Мировой войны. Сегодня шайкача является элементом формы офицера сербской армии, а также элементом национального костюма.

Свой прообраз солдатской пилотки был и в России, в качестве официального головного убора сокольих обществ начала ХХ века использовалась чешская сокольичья шапочка. Она совсем уж отдалённо напоминает знакомую нам советскую пилотку, однако сходство всё-таки очевидно.

Первый опыт внедрения этого головного убора был ещё в царской армии – в начале века среди обмундирования армии царя появилась пилотка лётчика. Тогда ещё, складная шапочка не называвшаяся пилоткой, была введена в обиход в 1913 году в качестве варианта запасного головного убора солдата и офицера авиации Императорской армии.

Инициатором введения в российской армии такого элемента военной формы стал тогдашний начальник офицерского отдела С.А. Ульянин – один из основоположников отечественной авиации. Вариант для младших чинов был выполнен из тёмного суконного материала с красными выпушками, спереди находилась кокарда. Солдатская пилотка отличалась от офицерской в первую очередь качеством ткани и отсутствием серебряных вставок.

Форменная шапка пилотка офицера императорской авиации, называвшаяся тогда «перелёткой», представляла собой изделие из шерсти и бархата длиной 27 сантиметров с серебряными кавказскими галунами с офицерской кокардой спереди. Офицеры имели разрешение надевать пилотку лётчика лишь во время полёта, между полётами и при работе на аэродроме – для других случаев обязательной была традиционная фуражка.

Спустя два года после введения авиационной формы пилотка перекочевала и в сухопутные войска, став головным убором ефрейтора. Вариант для сухопутных войск напоминает знакомый головной убор советского образца – серая пилотка выполнена в значительно более простом крое из жёсткого сукна.

Октябрьская революция 1917 года стала переломной вехой в Российской истории – власть советов стремилась смести с лица земли всё связанное с царизмом. Коснулось это и военной формы — были отвергнуты все принятые знаки различия между чинами, упразднено солдатское обмундирование, в том числе головные уборы солдат. В 1918 году началась разработка формы солдат Красной армии: во-первых, были созданы пятиконечные звёзды для советских солдат, во-вторых, новые военные головные уборы — в войска начали поступать знаменитые «будёновки» (правда, тогда они так не назывались). Чуть позже ввели новые шинели, знаки отличия и фуражки, шапке и пилотке в этой системе места не нашлось.

Авиаторы же, как правило, предпочитали былую форму, в том числе использовали удобную пилотку лётчика. А курсанты авиационных школ поголовно носили форменные складные шапочки-пилотки императорской авиации, причём зачастую на их кокарды представляли собой знаки различия, принятые при царской власти, пилоток с красной звёздой было совсем немного.

В 1923 году советская авиации стала самостоятельным видом вооружённых сил в 1924 году, наконец-то военные лётчики добились введения отдельной формы для ВВС, однако, пилотки в СССР пока не ввели – официальным головным убором стали тёмно-синие фуражки.

Лишь в результате реформы 1934 года пилотка из ткани вновь становится частью обмундирования войск ВВС. Изготавливалась она из плотного сукна тёмно-синего цвета с кантами бирюзового цвета, по центру спереди прикреплялась звезда красноармейца. Удобство пользования и сохранность внешнего вида стало залогом успеха. Солдатскую пилотку можно сложить вдвое или втрое, положить в карман, заткнуть за пояс – она всё стерпит. Разумеется, наиболее благосклонно к появлению нового элемента формы советского солдата отнеслись именно военные пилоты, в течение месяца полностью перейдя на ношение нового головного убора.

В соответствии с приказом 1935 года, всему командному и начальствующему составу в полевых условиях предписывалось носить пилотку своего рода войск. Виды пилоток отличались в первую очередь по цвету окантовки, для офицеров они изготавливались из шерстяной ткани, а не из сукна. Состоял этот военный головной убор из колпака с подкладкой из хлопчатобумажной ткани и двух так называемых бочков (бортиков). Солдатская пилотка не предусматривала кантов, для офицеров цвет окантовки определял принадлежность к тому ли иному роду вооружённых сил.

Финская война выявила существенные недостатки в обмундировании, результатом чего стало очередное изменение в системе военной формы советского солдата: во-первых были упразднены будёновки, во-вторых, изменился крой формы, несколько видоизменились знаки различий, наконец, основным военным головным убором рядовых и младшего и среднего командного состава признавалась пилотка с кокардой в виде красной звезды.

В 1941 году в рамках подготовки к войне вышло несколько секретных указов, направленных на формирование единой фронтовой формы красной армии и снижение затрат на производство солдатской одежды. Форма советского солдата шилась из ткани цвета хаки (лишь у танкистов форма была стального цвета), для рядовых официально упразднили фуражки – шёл пошив лишь армейских пилоток. Размеры пилоток были разными, но зачастую не подходили солдатам – отсюда пошла манера носить их на макушке, иначе они сползали на глаза.

Читайте также:  Сколько весит бронежилет росгвардии

Пилотка войск РККА являлась поистине универсальным головным убором – и мужчины и женщины носили их в обязательном порядке. В августе 1941 года был выпущен приказ об изменении военной формы старшего командного состава – блестящие знаки различия, нарукавные знаки и особая форма были упразднены для полевых условий. Даже генералы на фронте носили стандартные гимнастёрки, штаны без лампасов, а также в форму входила зелёная пилотка с серым оттенком.

По окончании Великой Отечественной стартовала крупная реформа по повышению качества военной формы советской армии. Однако, экономическое состояние государства не позволяло осуществить полномасштабную замену формы красноармейцев, изменения первоначально коснулись лишь воздушных и бронетанковых войск. Предназначенная для рядового состава пилотка танкиста или лётчика теперь шилась из хлопчатобумажной ткани, а также был разработан новый, более удобный вариант подкладки. Кроме того, упор был сделан на улучшение внешнего вида пуговиц и значков на военных головных уборах.

30 августа 1947 года было утверждено «постановление об унификации металлических эмалевых звёзд для головных уборов личного состава Советской армии и Военно-морских сил», кроме того начали изготавливать звёзды с лаковым покрытием.

Интересно, что до конца 50-х годов было проведено ещё три реформы военной формы советской армии, однако они касались исключительно старшего офицерского состава. Обмундирование рядовых, сержантов и прапорщиков почти полностью соответствовало образцам 1943 года – гимнастёрка, шаровары, пилотка с кокардой в виде красной звезды.

Военная пилотка и её аналоги используются во многих армиях мира – будь это шотландская гленгарри, американская garrison cap (кепка Гаррисона), итальянская бустина или польская фуражирка. Однако большинству из нас наиболее близки именно советские пилотки

Источник: ethno-park.ru

Почему советские солдаты носили пилотки, хотя толку от них было мало?

В XX веке пилотка была едва ли не самым распространенным головным убором в армии. Использовали ее буквально по всему миру. Но массово пилотки носили на головах в первую очередь в советской Рабоче-крестьянской Красной Армии. Почему именно этому головному убору отдавалось такое предпочтение, если какой-либо практической пользы от него в службе все равно не было?

На момент появления Советского Союза, пилотка уже не являлась «молодым» головным убором для армейско-флотской среды. Появилась она еще в XIX столетии в странах Европы, развившись из матросских беретов. Первоначально пилотки носили только на флоте, однако с появлением боевой авиации в Первую мировую войну моду на лаконичный головной убор подхватили и в зарождающихся ВВС.

В войска России пилотка попала еще до Революции в 1913 году. Полагалась она лишь некоторым морякам и летчикам. Уже после Гражданской войны головной убор пришел на смену буденовке, став основным средством покрытия головы для военнослужащих сухопутных и воздушных войск СССР.

Спросить, зачем советским (и не только) военным нужна была пилотка – это все равно, что спросить о том, зачем люди носят головные уборы в принципе. В первую очередь потому, что пилотка худо-бедно защищает голову от солнечных лучей. Во-вторых, она позволяет легче отличать солдат и офицеров, а также является еще одним местом крепления армейской атрибутики, что также играет далеко не последнюю роль. В-третьих, пилотка была простой в производстве, дешевой и при этом достаточно эффективной формой одежды при использовании ее в летний период в умеренных широтах страны.

Пилотка может показаться бесполезной, однако на самом деле это не так. Она действительно защищает голову от солнечного удара, ей можно быстро и легко вытереть пот с лица, она также работает в качестве скромного подшлемника при надевании каски на голову. Более того, в силу специфики своей швейной конструкции пилотка позволяла моментально надевать каску на голову, не снимая головного убора. В самом крайнем случае пилотку можно было быстро снять и пристегнуть под погон гимнастерки.

При многочисленных достоинствах были у армейской пилотки и свои недостатки.
Первый – это отсутствие козырька, что делало описываемый головной убор не очень-то удобным в солнечную погоду. Второй недостаток заключался в том, что пилотка не слишком хорошо держалась на голове и ее могло сорвать даже порывом ветра. Кроме того, в них было крайне сложно заниматься физическими упражнениями. По последним двум причинам еще в СССР от знаменитых головных уборов начали отказываться в пользу обычных кепок. Справедливости ради стоит отметить, что на территориях со специфическим южным климатом советским солдатам вместо пилоток полагались головные уборы, напоминающие панамы.

Источник: back-in-ussr.com

Как в армии появилась пилотка

Пилотка была утверждена в Красной армии в 1919 году. wikimedia

Более ста лет пилотка является неизменным предметом обмундирования солдат различных держав, хотя изначально носить ее могли только летчики, вернувшиеся с боевого вылета.

Шотланды против сербов

За право называться предком пилотки сражаются сразу два головных убора: шотландский «гленгерри» и сербская шапочка шайкаче.

Гленгерри на головах военных появился в 1848 году. Шотландский полковник Александр Макдонелл разработал для своих солдат новый головной убор, за основу которого был взят берет. Назначение у этого предмета обмундирования было исключительно эстетическое – полковник таким образом хотел чисто визуально выделить полки шотландцев. Со временем компактная и удобная шапочка распространилась среди других подразделений британской армии.

Первые упоминания о втором «предке» пилотки появились в середине XIX века. Сербская шапочка шайкаче сначала шилась для моряков дунайской флотилии, немного позже ее стали носить офицеры. Отличительной особенностью этого головного убора являлся помпон, который плотно набивался паклей. Гламурный аксессуар имел сугубо прагматическое предназначение – он оберегал голову матроса от ударов о переборки и потолки в тесном пространстве трюма.

Закрепилась пилотка и в пионерской организации. wikimedia

Первым делом — самолеты

Окончательно же пилотка была узаконена все в той же британской армии в 1900 году. Новый головной убор был введен в связи с появлением в составе войск авиации. Во время выполнения летных заданий пилоты носили кожаные шлемы, которые оберегали летчика от переохлаждения и защищали голову от механических повреждений.

На земле же находиться в теплом шлеме было глупо, а ходить без головного убора во всех армиях мира не принято. Пилоты нуждались в компактной шапке, которую можно носить с собой и надевать после посадки. Естественно, традиционная фуражка для этих целей не годилась, тогда интенданты и вспомнили о гленгерри и шайкаче.

Новый головной убор поступил в королевские ВВС. Окончательную форму пилотки «утвердили» сами летчики. Они начали отгибать поля шапки, эта манипуляция превращала ее в узкую полоску, которую можно было засунуть под погон. Приземляясь с задания, летчики ленились расправлять поля и носили гленгерри в «двуносом» варианте, что и сформировало окончательный облик пилотки.

Пилотки носили и солдаты фашистской Германии. wikimedia

Покорение России

Слово «пилотка» прижилось у нас, в других армиях этот головной убор имеет другие названия. Например, в США ее называют кепка Гаррисона, в Италии – бустина, а в Польше она фуражирка.

В царской армии России пилотка появилась как часть обмундирования ВВС. В интендантских документах этот головной убор фигурировал как «шапка суконная, мягкая, складная для летчиков». Чуть позже ее стали называть «полётка», но это название не прижилось, быстро трансформировавшись в привычную «пилотку». Летный головной убор очень понравился русским солдатам, и через несколько лет его стали носить солдаты других родов войск. Революция 1917 года несколько снизила популярность пилотки у военных.

Красная армия получила в наследство от царской России огромное количество складов с обмундированием, пилоток там было с избытком. Комиссары здраво рассудили, что добру пропадать нельзя, и 16 января 1919 года был подписан приказ о введение пилотки как элемента формы для курсантов военных курсов. Но энтузиазма у военных это решение не вызвало – командиры считали пилотку пережитком царского режима и долгое время противились ее появлению в регулярных частях.

Первоначально пилотка предназначалась для летного состава ВВС Великобритании. wikimedia

Тогда и сегодня

Окончательно пилотка утвердилась в Красной армии 3 декабря 1935 года, когда было введено два типа пилоток: для командного и рядового состава.

В Великую Отечественную пилотка использовалась солдатами в качестве подшлемника под каску. Но для этого головной убор приходилось «дорабатывать». Солдаты снимали с него звезду и надевали пилотку поперек, поля отворачивались. Очень часто режиссеры фильмов про войну ошибочно используют образ солдата, на голове которого пилотка одета не по уставу, чтобы проиллюстрировать пример разнузданного бойца.

Пилотка сохранилась как часть военной формы и в российской армии. Сейчас ее носят моряки, летчики, ракетчики и военные других родов войск. На сегодняшний день этот головной убор является одним из самых распространённых во всех армиях мира.

автор

Люкшинов Павел

Источник: www.eg.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...