Первая подводная лодка в мире в каком году

Подводный флот сегодня — неотъемлемая часть вооруженных сил любой развитой страны с выходом в море. Но еще 100 лет назад положение выглядело иначе. В этой статье 24СМИ рассказано, когда и где появились первые подводные лодки, а также описана история их возникновения.

История развития идеи

Здесь не будет рассказа о рисунках Леонардо да Винчи, который якобы еще в Средневековье придумал концепцию устройства для погружения под воду. Речь пойдет о проектах, которые существовали в реальности, а не только на бумаге.

Первые прототипы появились в XVII веке. Лодки представляли собой деревянные бочки с герметично запечатанными швами и стыками. Внутри сидел экипаж.

Предусматривались балластные цистерны. Для погружения их заполняли водой, а для всплытия освобождали от жидкости. Примитивное решение задачи движения по вертикали было найдено, но оставалась проблема с движителем, который устремлял бы устройство вперед.

Изобретатели тех времен экспериментировали с прилаживанием ласт, весел, архимедовых спиралей. Что бы ни было — оно приводилось в движение посредством мускульной силы.

Что, если вы стали Подводником Первой Мировой на один день?

К числу любопытных конструкторских решений относят «потаенное судно» Ефима Никонова. Он создал первую русскую подводную лодку в 1720 году. Петр I получил челобитную, в которой крестьянин обещал построить боевой корабль, способный перемещаться под водой. Царь заинтересовался идеей, встретился с Никоновым и дал добро на постройку судна.

Через год механик-самоучка справился: собрал субмарину, по виду похожую на большую бочку с железными обручами. Чтобы погрузиться, она должна была наполниться водой. А для всплытия требовалось выкачивать ее наружу ручным насосом.

При первом испытании в Неве бочка быстро опустилась на дно и ударилась о грунт. Ефима еле спасли. Потом повторялись еще попытки погружений, но каждый раз судно давало течь. Уже после Петра, при Екатерине I, проект закрыли, а Никонова отправили плотником на судоверфи в Астрахань.

Первые подводные лодки

Если говорить про устройства, испытания которых завершились успешно, стоит вспомнить проект Корнелиуса Дреббеля, который первым создал подводную лодку. Голландец жил в Англии на век раньше русского экспериментатора. Он соорудил судно, которое не протекало и плавало под водой.

Первая подводная лодка была создана в 1620 году. Деревянное судно изнутри было обтянуто кожей, а перемещалось за счет выведенных наружу весел и рулей, которыми управляли сидящие внутри люди. Для погружения и всплытия предусматривались кожаные меха, наполнявшиеся водой.

Любопытно, что, кроме этого, Дреббель придумал систему поглощения выдыхаемого пассажирами углекислого газа и выделения кислорода. Проплывая несколько километров в погруженном состоянии, люди не испытывали проблем с дыханием.

Тысячи лондонцев регулярно наблюдали, как лодка ходит по Темзе, катая людей, как на аттракционе. По легенде, тогдашний монарх Англии также совершил прогулку. Но даже это не вызвало у королевского флота желания взять субмарины под свое крыло.

Лишь в 1773 году появилась первая подводная лодка военного назначения. Это произошло в США. Субмарина называлась «Черепаха», а сконструировал ее инженер по фамилии Бушнелл. Лодка ходила под водой за счет вращения вручную спирали Архимеда и несла вооружение в виде 1 мины. С ее помощью пытались безуспешно атаковать британский линкор.

В ответ «Черепаху» потопили.

Потом около двух столетий нигде в мире о подводных лодках не вспоминали. Даже когда появились паровые машины, оставалась нерешенной задача вывода выхлопа и подачи атмосферного кислорода. Например, изобретатель парохода Фултон так и не смог справиться с этой трудностью. В 1800 году он построил субмарину «Наутилус», которая в надводном положении шла под парусом. При погружении приходилось перестраиваться на педальную тягу, как на велосипеде.

Подлодки Первой мировой войны

Еще с тех пор как появились первые подводные лодки, среди флотоводцев зародилась идея обзавестись приспособлением для внезапного нападения на противника из морских глубин. И только к рубежу XIX–XX веков это стало реальностью.

Впервые субмарина приняла полноценное участие в боевых действиях в США во время Гражданской войны 1861–1865 годов. Было доказано на практике, что применение подлодок в битвах имеет смысл. Морские державы запустили исследования, направленные на проектировку лодок и двигателей для них.

В конце XIX века собрали первые суда, которые под водой передвигались на электрической тяге, а в надводном положении — на паровых двигателях. Позже для хождения по поверхности воды корабли оснащали бензиновыми либо дизельными силовыми установками.

Окончательно свою эффективность субмарины доказали во время Первой мировой войны. В сентябре 1914 года немецкая субмарина атаковала торпедами британский крейсер. Вслед за ней обратила на себя внимание подлодка U-9, которая за считанные минуты потопила 3 крейсера Великобритании. В течение последующих месяцев Германия продолжила применять подводный флот против Британии и блокировала ей торговлю по морю.

U-9 построили в 1910 году. Она относится к числу первых германских подлодок. При водоизмещении 611 т с 450-миллиметровыми торпедными аппаратами она сумела доказать, что за подводным флотом будущее.

В первый год войны немцы ввели в эксплуатацию еще одну субмарину — U-35. Ее водоизмещение уже достигало 971 т, а вооружение составляло 4 торпедных аппарата по 500 мм. Лодка служила вплоть до 1918 года, успев совершить 19 боевых походов и затопить десятки вражеских судов общим водоизмещением свыше 500 тыс. т.

Еще одно необычное судно спустили на воду в Германии в 1916 году. Субмарина называлась «Дойчланд», ее водоизмещение составляло 2000 т. Особенность в том, что изначально это была торговая посудина, необходимая для обхода блокированных надводных путей. Но в следующем году ее переоборудовали, оснастили двумя торпедными аппаратами и поставили на вооружение Германии.

Тем временем британцы создали подлодки типа «К». Это были настоящие подводные крейсеры водоизмещением по 2800 т. Благодаря грозным судам Англия сумела эффективно противостоять натиску немецкого флота. Лодки «К» в надводном положении ходили на двигателях мощностью по 10 тыс. л. с., что для тех времен считалось чуть ли не мировым рекордом.

Всего в период Первой мировой войны участвующие страны использовали около 600 субмарин. С их помощью удалось отправить на дно несколько тысяч надводных военных и гражданских судов. Но и сами подлодки тоже гибли.

Подводные лодки России и СССР

В конце XIX века в Российской империи, как и везде, понимали, что пора создавать собственный военный подводный флот. Ибо развивающееся кораблестроение в США и Европе представляло определенную опасность для страны.

В январе 1901 года в Петербурге начали на профессиональном уровне проектировать собственные боевые подводные корабли. Строительная комиссия подводных лодок под руководством инженера-корабела Бубнова разработала пилотный проект. Так появились первые подводные лодки в России.

Судно назвали «Дельфином». В 1903 году оно было почти полностью готово. В это время верфь посетил Николай II и остался удовлетворен достигнутым результатом. Лодку приняли на вооружение. С этого момента стартует эпоха подводных сил российского флота, хотя постройка «Дельфина» носила больше экспериментальный, нежели прикладной характер.

Читайте также:  Кто этот человек в лодке 100

Вскоре началась Русско-японская война. В период с 1904 по 1905 год подводные корабли нового типа впервые принимали участие в боях. Россия начала отправлять на поездах свои лодки из Петербурга во Владивосток. И уже к концу 1904 года там базировалось 8 судов.

На заре подводного кораблестроения субмарины относили к категории миноносцев. После войны с Японией флот России включал 20 таких боевых единиц. Количество оказалось достаточно большим, чтобы выделить подлодки в отдельный класс. Так, в 1906 году по инициативе вице-адмирала Бирилева Николай II подписал указ об учреждении нового подразделения флота России. С этого момента начинается история подводных сил как части ВМФ.

Но его развитию помешала Октябрьская революция. Правда, как только завершилась Гражданская война, большевистская власть направила усилия на восстановление имевшихся в государстве потрепанных царских кораблей, а также на строительство новых аппаратов. В конце 1920-х годов молодое советское государство уже сравнялось по мощи подводных сил с западными державами.

К моменту начала Второй мировой войны подводные лодки еще не сильно отличались от тех, что участвовали в первых сражениях века. Разница конструкций заключалась лишь в отдельных узлах и технологических нововведениях, изобретенных в 30-е годы.

В год нападения Германии на вооружении СССР стояли субмарины нескольких типов — «Декабрист», «Ленинец», «Щ», «К», «С», «М». Они успешно противостояли надводному и подводному флоту противника, хотя и сами неоднократно терпели крушение. Но даже после окончания войны легендарные «Щуки» и «Малютки» продолжали стоять на защите водных рубежей Советского Союза. А после списания они еще и служили в качестве учебных кораблей для курсантов военно-морских училищ. Когда же пришло время, часть субмарин, принесших победу, остались навсегда стоять в музеях или превратились в памятники под открытым небом.

Первые атомные подводные лодки

Новый виток развития флота — появление атомоходов. Идеи перевести субмарины на тягу за счет ядерного реактора возникли еще в фашистской Германии. Но первые подводные лодки на атомном ходу сконструировали американцы в 1954 году.

Название первенца — «Наутилус». Благодаря ядерному реактору подлодка могла в течение нескольких месяцев проводить время в плавании и не подниматься на поверхность. Корабль спустили на воду в присутствии тогдашнего президента Дуайта Эйзенхауэра 21 января. А уже осенью того же года его приняли на вооружение ВМС Соединенных Штатов.

В тот период шла холодная война, и СССР обязан был ответить. Советская разведка получила информацию о «Наутилусе» еще на этапе проектирования. Поэтому советские инженеры, понимая, что не успевают выпустить свой атомоход раньше американцев, поставили задачу сделать его лучше — не повторяли конструкцию, а разработали свою.

Проектом руководил конструктор Владимир Перегудов. Его команда сумела спроектировать и начать строительство собственной лодки на атомном ходу уже в следующем, 1955-м, году. Она заметно отличалась от американской. Если «Наутилус» по форме повторял дизельных предшественников, русский корабль под названием «К-3» больше напоминал торпеду, как видно на фото.

В течение всего XX века и уже в текущем XXI столетии субмарины — одна из важнейших частей вооруженных сил ряда стран. С тех пор как появились первые подводные лодки, тактика и стратегия сражений на воде претерпели серьезные изменения. И сегодня невозможно претендовать на звание морской державы при отсутствии собственного подводного флота, который способен не только сражаться в море, но и запускать межконтинентальные ракеты.

Источник: 24smi.org

Три первых в мире русских подлодки

Традиционно история отечественного подводного судостроения отсчитывается от деревянного «потаенного судна» плотника Ефима Никонова, которое он построил по собственному проекту в 1721 году по приказу императора Петра I. А пионером в строительстве металлических субмарин в России стал военный инженер Карл Шильдер, спроектировавший и построивший свою подлодку весной 1834 года. Но ни первый, ни второй проекты так и не были доведены до практического применения — мешало отсутствие эффективных двигателей, которые позволили бы подлодкам перемещаться под водой с хорошей скоростью. Достаточно сказать, что, например, подводная скорость лодки Шильдера составляла всего 670 метров в секунду, что неудивительно: двигалась она за счет вращения вручную четырех зубчатых колес, передававших его на внешние гребки типа «гусиная лапка». И только с появлением электрических и бензиновых моторов ситуация резко изменилась: подводные лодки наконец получили возможность двигаться со скоростью, достаточной для выполнения боевых задач — выхода на позицию и атаки кораблей противника.

Подводная лодка «Минога» во время выхода в море, 1910-е годы

Подводная лодка «Минога» во время выхода в море, 1910-е годы

Бурный рост числа подводных лодок в мире начинается с приходом ХХ столетия. В этом процессе Россия участвовала самым активным образом: уже в 1904 году первая принятая в боевой состав русского флота подлодка «Дельфин» воевала на Тихом океане. В том же году в нашей стране была заложена и первая крупная серия из шести подлодок типа «Касатка». А 11 (24) октября 1908 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге была спущена на воду подводная лодка «Минога», ставшая первой в мире дизель-электрической подводной лодкой и давшая старт сначала единственному, а сегодня — одному из двух основных типов субмарин всех мировых флотов.

«Минога»: первая в мире дизель-электрическая подлодка

Появление проекта этой подводной лодки связано с опытом применения отечественных субмарин в Русско-японской войне 1904–1905 годов. Стало понятно, что обойтись одним типом подлодок небольшого водоизмещения и для охраны водного района, и для действий на коммуникациях противника невозможно, и потому Морской технический комитет распорядился о начале работ над лодками двух типов.

Первый представлял собой крейсерские лодки с большим (350–400 тонн) водоизмещением, которые действовали бы в открытом море. А второй, с небольшим водоизмещением порядка 100–150 тонн, должен был выполнять охрану побережья.

В качестве лодки второго типа и была спроектирована «Минога», создателем которой стал корабельный инженер Иван Бубнов — главный конструктор русских подводных лодок начала ХХ века. Именно ему пришла в голову мысль отказаться от пожароопасных бензиновых двигателей и установить на «Миногу» два мотора конструкции Рудольфа Дизеля, которые были более безопасными и эффективными. Установленные в одну линию и вращавшие один гребной вал, они обеспечивали лодке надводную скорость в 11 узлов, а под водой субмарина двигалась на традиционных уже электромоторах, питавшихся от аккумуляторов, со скоростью 5 узлов. Кроме дизельных двигателей, «Миногу» отличало еще одно новшество, тоже введенное по итогам Русско-японской войны, — трубчатые торпедные аппараты, размещенные внутри корпуса.

Подлодка «Минога» у достроечной стенки Балтийского завода

Подлодка «Минога» у достроечной стенки Балтийского завода

В октябре 1909 года «Минога» вошла в состав Балтийского флота и начала свою службу. Беспроблемной ее назвать нельзя: как и всякий первенец, лодка страдала изрядным количеством «детских болезней», которые осложняли ее применение. Да и опыта у русских подводников той поры было немного, что тоже не упрощало эксплуатацию лодки.

Читайте также:  Рулевая консоль лодки флагман

Именно человеческий фактор и стал причиной самой крупной аварии в истории «Миноги». 23 марта (5 апреля) 1913 года из-за сигнальных флажков, попавших в клапан судовой вентиляции, лодка затонула вместе со всем экипажем — 22 человека. Правда, благодаря грамотным действиям команды все они остались живы, а лодку через несколько часов удалось поднять с 30-метровой глубины и вскоре вернуть в строй. Боевая служба «Миноги» была долгой: она успела принять участие в Первой мировой и Гражданской войнах, воевала на Балтике и Каспии, и только в 1925 году была списана и разделана на металл.

«Краб»: первый в мире подводный минный заградитель

Русскому флоту принадлежит первенство в боевом применении морских мин: 8 июня 1855 года на минной банке, выставленной в Финском заливе, подорвался английский пароходофрегат «Мерлин». И вполне закономерно, что первенство в области постройки подводных минных заградителей тоже принадлежит России.

Идея создания такой подлодки родилась из желания, чтобы постановка мин оставалась тайной для противника, ведь до начала ХХ века их ставили с надводных кораблей, и это можно было легко отследить, а значит, хотя бы примерно догадаться, где выставлено заграждение. Кроме того, использовать такой метод можно было только в собственных водах. Подводная же постановка была лишена этих недостатков, а значит, делала минное оружие более эффективным. С этой мыслью русский инженер Михаил Налетов, участвовавший в обороне Порт-Артура, еще в 1904 году построил свой первый экспериментальный подводный минный заградитель, который пришлось уничтожить перед сдачей порта. Но в 1906 году он представил новый, более современный проект заградителя, и после доработки в 1908 году началось его строительство на заводе «Наваль» в Николаеве.

Подводные лодки «Минога» (на переднем плане) и «Акула» у достроечной стенки Балтийского завода, 1908 год

Подводные лодки «Минога» (на переднем плане) и «Акула» у достроечной стенки Балтийского завода, 1908 год

9 (22) августа 1912 года лодка получила собственное имя «Краб», а через три дня ее спустили на воду. Почти два года ушло на достройку и доделку подводного минного заградителя. В мае 1915 года «Краб» на испытаниях выставил в подводном положении 49 мин, а в конце июня впервые совершил постановку мин в боевой обстановке, и на этом заграждении подорвалась турецкая канонерка.

Второй боевой поход лодка совершила в июле 1916 года, а всего до конца Первой мировой войны субмарина совершила четыре боевых похода. Но осенью того же года лодка встала на длительный ремонт с заменой керосиновых моторов на дизели и больше в море не выходила. 26 апреля 1919 года по приказу британского командования «Краб» был затоплен на внешнем рейде Севастополя, а поднять его удалось только в 1935 году. И хотя Михаил Налетов представил проект восстановления и модернизации своего минного заградителя, лодку просто сдали на разделку: к тому времени в советском флоте уже было немало более современных наследников «Краба».

«Почтовый»: первая в мире подлодка с единым двигателем

Среди русских подводных лодок первой четверти ХХ века «Почтовый» выделяется не только своей конструкцией, но и именем. Подавляющее большинство русских субмарин отечественной постройки носили «морские» или «звериные» имена — начиная с «Дельфина», «Миноги» и «Акулы» и заканчивая подлодками типа «Барс». Но субмарина, построенная по проекту талантливого морского инженера Степана Джевецкого, пионера русского серийного подводного судостроения, этому правилу не подчинялась. Дело в том, что лодка, будучи экспериментальной, строилась не на казенные деньги, а на средства «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Большая часть суммы была собрана за счет пожертвований работников почтового ведомства, и потому подлодке, которую исполняющий обязанности руководителя Морского технического комитета, знаменитый судостроитель Алексей Крылов предлагал назвать «Змеей», присвоили имя «Почтовый».

Подводный минный заградитель «Краб» у стенки завода «Наваль» в Николаеве Файл: подлодки-краб

Подводный минный заградитель «Краб» у стенки завода «Наваль» в Николаеве

В отличие от всех других современных ему лодок, «Почтовый» был оснащен только двумя бензиновыми моторами и не имел электромоторов для подводного хода. И над, и под водой лодка двигалась на одних и тех же двигателях, что позволило освободить ее от аккумуляторов, занимавших существенную часть внутреннего пространства. Если в надводном положении бензиновые моторы получали необходимый им воздух просто снаружи и туда же выпускали отработанные газы, то под водой воздух в двигатели поступал под давлением из специального резервуара, а выхлоп осуществлялся под киль лодки через выхлопную трубу с множеством отверстий, чтобы не демаскировать субмарину.

Несмотря на то, что система оказалась вполне работоспособной, «Почтовый» так и остался единственной лодкой с единым двигателем в истории русского флота: слишком много недостатков имела его конструкция, а условия службы на лодке были более чем спартанскими. Поэтому служила субмарина только в учебном отряде подводного плавания и всего пять лет: в 1908 году ее зачислили в списки судов русского императорского флота, а в 1913-м — исключили. Но идея Степана Джевецкого не была совсем забыта: в 1939 году в СССР была разработана подлодка с таким же единым двигателем, которая после Победы строилась крупной серией. Всего флот получил 24 субмарины проекта 615, имевших три дизельных двигателя, которые работали по той же схеме, что и бензиновые моторы «Почтового», и это была первая и единственная в мире серийная подлодка с единым двигателем.

Проверка минных аппаратов перед выходом подводного минного заградителя «Краб» в боевой поход. Севастополь, 1915 год

Проверка минных аппаратов перед выходом подводного минного заградителя «Краб» в боевой поход. Севастополь, 1915 год

Обложка: Подводная лодка «Минога» в плавучем доке в Кронштадте, 1910-е годы. Источник: https://ivvvv.livejournal.com

Смотрите также:

Источник: histrf.ru

История первой в мире боевой подводной лодки

Представьте себе ситуацию. Вы, уже немолодой офицер британского флота, стоите на борту британского флагмана «Орел». Покуривая трубку, вы смотрите в темные воды залива. Скоро эскадра Его Величества начнет штурм Нью-Йорка и станет по-настоящему жарко. Внезапно в глаза бросается странная тень под водой: что-то похожее на жирного ламантина приближается к вашему судну.

Хотя, нет, это всего лишь бочка. Она подплывает к «Орлу», печально трется о его борт и точно также уплывает обратно. Поздравляем, ваш флагман только что пережил первую в истории атаку подводной лодки.

1.

История первой в мире боевой подводной лодки

7 сентября 1776 года, 245 лет назад американское подводное судно «Черепаха» попыталось взорвать британский фрегат «Орел». Затея потерпела крах, но зато вошла в историю как первый случай использования подводной лодки во время боевых действий. Да, она выглядела как грязная бочка, плыла за счет мышечной силы пилота, а освещение в ней давали светящиеся грибы, но в истории первыми чаще всего становятся именно вот такие уродцы.

Дэвид Бушнелл и его страсть к пороху
1775 год, на территории будущих США вспыхивает Война за независимость, местные колонисты готовятся дать отпор войскам Великобритании и попутно обносят британские пороховые склады. Коллекционирование взрывчатки и мушкетов становится чем-то вроде национального увлечения каждого уважающего себя патриота. Дэвид Бушнелл, которому на тот момент было 35 лет, не стал исключением. Он был пламенным изобретателем и Революция, облагороженная доступностью пороха, стала его музой.

Читайте также:  Составьте блок схему алгоритма решения поставленной задачи вычислить путь пройденный лодкой

2.

История первой в мире боевой подводной лодки

Для начала Бушнелл сделал два важных открытия, и оба в прямом смысле были громкими. Во-первых, он обнаружил и доказал, что порох возможно взрывать под водой. Во-вторых, Дэвид сумел сконструировать часовой механизм для бомбы, в основе которой лежал простой кремневый замок от мушкета. Не нужно быть особо догадливым, чтобы умудриться соединить эти две находки и подойти к идее морских мин. Бушнелл был не просто догадливым, некоторые из современных военных считали его едва ли ни не скромным гением.

В конце концов, его размышления о том, как эффективнее доставить мину к кораблю привели его к изобретению собственной подводной лодки. В 1775 году он создал неказистое с виду устройство, которому было суждено навсегда войти в историю. «Черепаха», которую он создал со своим братом, Эзрой, имела множество проблем и была почти недееспособна. Однако Бушнеллу хватило смелости не забросить проект и довести проект до ума. Устройство тестировали в водах реки Коннектикут, и к 1776 году его можно было назвать вполне рабочим.

Как выглядела первая боевая подводная лодка
«Черепаха» выглядела как большая пузатая бочка высотой 1.8 метра и 0.9 метра в ширину. Судно двигалось за счет гребных винтов, которые приводились в действие ногами пилота за счет механизма, напоминающего велосипедный. Погружалось и опускалось устройство благодаря насосу, который откачивал или наоборот закачивал воду в специальный резервуар. Стенки подводной лодки были сделаны из просмоленных дубовых брусьев, а завершала конструкцию бронзовая башенка с толстыми стеклами, через которые можно было хотя бы примерно угадывать очертания ближайших кораблей.

3.

История первой в мире боевой подводной лодки

Ко дну «Черепахи» был пристегнут 90-килограммовый груз, который можно было сбросить в случае экстренного всплытия. Ориентироваться в пространстве, кроме как выглядывая из башни, можно было с помощью компаса и глубинометра. Самое забавное (и больше всего вызывающее сомнения) в описании «Черепахи» — это то, как именно обеспечивалось внутреннее освещение.

Вешать в подлодке фонари было не самой удачной идеей – они просто сожгли бы весь кислород, который предназначался пилоту судна. Поэтому Дэвид пришел к совершенно стимпанковому решению и использовал фосфоресцирующие грибы. Они же сыграли не лучшую роль в работоспособности «Черепахи» — уже во время плавания обнаружилось, что грибы перестают мерцать, когда становится слишком холодно.

4.

История первой в мире боевой подводной лодки

Разместиться в подводной лодке мог только один человек, так что ему пришлось быть и капитаном судна, и штурманом и минером и двигателем одновременно. Эту роль согласился исполнять Эзра Бушнелл, брат изобретателя. Он тренировался почти полгода, так что его можно назвать первым профессиональным моряком-подводником.

В 1776 году, когда запахло жареным, а британцы готовились высадить десант, пришло его время. Но судьба распорядилась иначе: Эзра слег с лихорадкой и едва не умер, а Джордж Вашингтон лично распорядился поставить другого пилота и обучить его в кратчайшие сроки. Новым капитаном «Черепахи» стал сержант Эзра Ли, вызвавшийся добровольцем.

«Черепаха» нападает на «Орла»
7 сентября 1776 года «Черепахе» выпал шанс показать себя в настоящем деле. Британский флот встал в заливе к югу от Манхеттена и готовился к высадке десанта на Нью-Йорк. Эскадра уже стояла в заливе, и нужно было срочно что-то делать. Тогда было решено использовать тайный козырь и подорвать английский флагман. «Черепаха» была срочно доставлена к месту боевых действий и операция началась.

5.

История первой в мире боевой подводной лодки

Эзра Ли.

В тот день видимость была плохой, поэтому подводную лодку удалось дотащить на буксире довольно близко к противнику. Предполагалось, что Эзра Ли каким-то образом справится со всем за полчаса, а именно настолько хватало воздуха в «Черепахе». Ему нужно было провернуть невероятно дерзкий и сложный маневр: доплыть до «Орла», просверлить с помощью бура его обшивку, установить бомбу с часовым механизмом и уплыть, оставаясь незамеченным.

На самом деле, вышло все вовсе не так, как планировалось. Фосфоресцирующие грибы (если они вообще не были байкой) перестали светить, ориентироваться в океане с мощным приливом было слишком трудно, воздуха почти не хватало, и Эзра едва ли не терял сознание, пока плыл. Так что добравшись до «Орла» он не смог пробурить борт корабля. По наиболее распространенной версии, ему помешала металлическая обшивка, которую по иронии использовали для защиты от паразитов, прогрызающих дыры в дне судна. Более вероятной кажется версия о том, что Эзра напоролся на металлическую балку, соединявшуюся с рулем судна, и безрезультатно пытался просверлить ее.

6.

История первой в мире боевой подводной лодки

Воздух начал кончаться, пилот едва не задохнулся, бросил бомбу в надежде на то, что она подорвется поблизости и уплыл обратно к своим. Миссия была провалена, а Эзра едва не попался британцам: желая быстрее пополнить запас воздуха, он всплыл совсем недалеко от английских кораблей. Британцы заметили «нечто странное», но не придали этому значения, поскольку объект быстро ушел под воду. Часовой завод в мине все же сработал, и она действительно взорвалась, но уже когда ее снесло далеко в море.

Что стало с «Черепахой» и Дэвидом Бушнеллом
Спустя какое-то время «Черепаху» снова было решено использовать для диверсии, но предыдущий опыт сыграл злую шутку. Для того, чтобы пилот не задохнулся, подводную лодку отбуксировали ближе к флоту противника, но там заметили приближение американских судов и открыли огонь. И буксир и «Черепаха» были потоплены.

7.

История первой в мире боевой подводной лодки

Дэвид Бушнелл не оставил попыток использовать мины во время боев. Были, как минимум, две попытки подорвать флот британцев с помощью бомб, которые отпускали на волю течения. Вышло не слишком удачно, хотя один легкий корабль все же удалось потопить. Кроме того, американские морские стратеги были крайне недовольны таким способом ведения войны.

Честь офицера требовала «правильного» ведения войны, а все эти мины и «Черепахи» были отвратительны моряку тех лет. Кстати, похожая ситуация сложилась и на суше: там точно также отказались от использования наземных мин, по той причине, что «это нечестно и некрасиво». Все же это был XVIII век, на войне царили совсем иные нравы.

8.

История первой в мире боевой подводной лодки

Боевая субмарина конфедератов.

Затею Бушнелла удалось воплотить во время Гражданской войны между Севером и Югом. Тогда подводная лодка, разработанная конфедератом Хорасом Ханли, умудрилась потопить судно северян благодаря установленной на носу мине. Впрочем, для экипажа субмарины все кончилось плохо – она сама получила пробоину, а ее команда во главе с самим изобретателем погибла.

Поделиться этим:

Оружие и армия 27 мая, 2020 873 просмотра

Источник: zefirka.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...