Первая атомная подводная лодка в мире кто построил

Начиная с первой атомной субмарины, американского «Наутилуса», длиной 98,75 м, спущенного на воду в 1954 году, много воды утекло. И к настоящему времени создатели подводных кораблей, как и авиастроители, насчитывают атомные субмарины уже 4 поколений.

Их совершенствование шло от поколения к поколению. Первое поколение (конец 40 – начало 60-х годов XX века) – детство атомоходов; в это время шло формирование пред­ставлений об облике, выяснение их возможностей. Второе поколение (60-е – середина 70-х годов) ознаменовалось массовым строительством советских и американских атомных под­лодок (АПЛ), развертыванием подводного фронта «холодной войны» по всему Мировому океану. Третье поколение (до начала 90-х годов) – бесшумная война за господство в океане. Сейчас, в начале XXI века, заочное соперничество между собой ведут атомные субмарины четвертого поколения.

Достижения и провалы четвертого поколения атомных подводных лодок Написать обо всех типах АПЛ – получится отдельный солидный том. Поэтому здесь мы перечислим лишь отдельные рекордные достижения некоторых подлодок.

Самая первая советская Атомная подводная лодка.Как ее строили,кинохроника тех лет

Уже весной 1946 года сотрудники научно-исследовательской лаборатории ВМС США Ганн и Абельсон предложили оснастить трофейную немецкую ПЛ XXVI серии АЭУ с реак­тором, охлаждаемым калиево-натриевым сплавом.

В 1949 году в США началось строительство наземного прототипа корабельного реак­тора. И в сентябре 1954 года, как уже говорилось, вступила в строй первая в мире АПЛ SSN-571 («Наутилус», пр. ЕВ-251А), оборудованная экспериментальной установкой типа S-2W.

Первая атомная субмарина

В январе 1959 года была принята в эксплуатацию ВМФ СССР первая отечественная атомная подлодка проекта 627.

Подводники противостоящих флотов изо всех сил старались утереть нос друг другу. Первое время преимущество было на стороне потенциальных противников СССР.

Так, 3 августа 1958 года тот же «Наутилус» под командованием Уильяма Андерсона достиг подо льдом Северного полюса, осуществив тем самым мечту Жюля Верна. Правда, тот в своем романе заставил капитана Немо всплыть на Южном полюсе, но мы теперь-то знаем, что это невозможно – под материками подлодки не плавают.

В 1955-1959 годах в США была построена первая серия атомных торпедных подло­док типа «Скейт» (проект ЕВ-253А). Поначалу их предполагалось оснастить компактными реакторами на быстрых нейтронах с гелиевым охлаждением. Однако «отец» американского атомного флота X. Риковер выше всего ставил надежность, и «Скейты» получили реакторы водо-водяного типа.

Видную роль в решении проблем управляемости и ходкости атомоходов сыграла построенная в США в 1953 году скоростная экспериментальная субмарина «Альбакор», имевшая «китообразную» форму корпуса, близкую к оптимальной для подводного хода. На ней, правда, стояла дизель-электрическая силовая установка, но и она дала возможность опробовать новые гребные винты, органы управления на высоких скоростях и другие экспе­риментальные разработки. Кстати, именно этой лодке, разгонявшейся под водой до 33 узлов, длительное время принадлежал и рекорд скорости.

Первое поколение атомных подводных лодок. Ленинский комсомол против Американского Наутилуса .

Решения, отработанные на «Альбакоре», использовались затем при создании серии скоростных торпедных АПЛ ВМС США типа «Скипджек» (проект ЕВ-269А), а затем и атомных подводных лодок – носителей баллистических ракет «Джордж Вашингтон» (про­ект ЕВ-278А).

«Джордж Вашингтон» мог в случае острой необходимости запустить все ракеты с твер­дотопливными двигателями в течение 15 мин. При этом в отличие от жидкостных ракет для этого не требовалось предварительно заполнять забортной водой кольцевой зазор шахт.

Особое место среди первых американских атомных субмарин занимает противолодоч­ная «Таллиби» (проект ЕВ-270А), введенная в строй в 1960 году. На подлодке была реали­зована схема полного электродвижения, впервые для АПЛ были применены гидроакусти­ческий комплекс со сферической носовой антенной увеличенных размеров и новая схема размещения торпедных аппаратов: ближе к середине длины корпуса подлодки и под углом к направлению ее движения. Новое оборудование позволяло эффективно использовать и такую новинку, как ракетоторпеду SUBROK, стартующую из-под воды и доставляющую ядерную глубинную бомбу либо противолодочную торпеду на дальность до 55-60 км.

Американская подлодка

«Таллиби» осталась единственной в своем роде, но многие из примененных и отрабо­танных на ней технических средств и решений были использованы на серийных АПЛ типа «Трешер» (проект 188).

Появилась в 60-е годы и АПЛ специального назначения. Для решения разведыватель­ных задач переоборудовали «Хэлибат», тогда же в США была построена АПЛ радиолока­ционного дозора «Тритон» (проект ЕВ-260А). Кстати, последняя примечательна еще и тем, что из всех американских АПЛ была единственной, имевшей два реактора.

Первое поколение советских многоцелевых АПЛ проектов 627, 627А, имея хорошие скоростные качества, значительно уступали в скрытности американским АПЛ того периода, поскольку их винты «шумели на весь океан». И нашим конструкторам пришлось немало поработать над устранением этого недостатка.

Второе поколение советских стратегических сил принято отсчитывать с ввода в строй ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (проект 667А).

Читайте также:  Чем отличаются лодочные моторы от автомобильных

В 70-х годах США осуществили программу перевооружения АПЛ типа «Лафайет» новым ракетным комплексом «Посейдон» С-3, главной особенностью которого было появ­ление на баллистических ракетах подводного флота разделяющихся головных частей.

Советские специалисты ответили на это созданием морского межконтинентального баллистического ракетного комплекса Д-9, который был поставлен на подлодки проекта 667Б («Мурена») и 667БД («Мурена-М»). С 1976 года в составе ВМФ СССР появились и пер­вые подводные ракетоносцы проекта 667БДР, тоже имевшие на вооружении морские ракеты с разделяющимися боеголовками.

Мурена-М

Кроме того, у нас были созданы «лодки-истребители» проектов 705, 705К. В начале 80­х годов одна из этих лодок поставила своеобразный рекорд: в течение 22 часов она пресле­довала субмарину потенциального противника, и все попытки командира той лодки сбро­сить преследователя «с хвоста» успеха не имели. Преследование было прекращено лишь по приказу с берега.

Предлагается к прочтению: Субмарины Советской России

Но главным в противоборстве кораблестроителей двух сверхдержав стала «битва за децибелы». Развернув стационарные системы подводного наблюдения, а также используя эффективные гидроакустические станции с гибкими протяженными буксируемыми антен­нами на субмаринах, американцы обнаруживали наши подлодки задолго до того, как те выходили на исходную позицию.

Так продолжалось до тех пор, пока у нас не были созданы подлодки третьего поколе­ния, с малошумными винтами. Одновременно обе страны приступили к созданию страте­гических систем нового поколения – «Трайдент» (США) и «Тайфун» (СССР), завершивше­муся вводом в строй в 1981 году головных ракетоносцев типа « Американская субмарина «Огайо» Огайо» и « Создание самой большой подлодки “Акула” Акула», о которых стоит поговорить подробнее, поскольку они претендуют на звание самых крупных подвод­ных кораблей.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

Источник: sea-man.org

Первые атомные подводные лодки США и СССР

Первые атомные подводные лодки США и СССР

После небольшого перерыва с момента Второй мировой войны началась еще одна «невидимая» холодная война, ознаменовавшаяся противостоянием в сфере подводного кораблестроения. В это время были созданы подводные лодки, способные находиться в автономном плавании месяцами, нести на борту ядерное оружие с возможностью использовать его из-под воды. В гонке вооружений субмарины с ядерным вооружением получили возможность убивать миллионы людей. В этот период было построено большое количество подводных лодок, но две из них имели особое значение и каждая свою историю. Одна из них была построена в США и получила название «USS Nautilus» SSN-571, другая в Советском Союзе — К-3 «Ленинский Комсомол».

В 1949 году 29 августа в СССР была взорвана атомная бомба — через четыре года после американской. Запуск в Советском Союзе первого в мире искусственного спутника Земли показал, что наиболее эффективным оружием дальнего действия становятся межконтинентальные баллистические ракеты, оснащенные ядерной боеголовкой.

В результате соединенные штаты утратили свою ядерную неприкосновенность. Атлантический океан уже не мог прикрыть американский континент от возможного ракетно-ядерного удара. Для американцев это был ужасный шок. В воздух на постоянное боевое дежурство была поднята авиация и ускоренными темпами начались поиски средства способного обеспечить США ответный удар.

Это должно быть абсолютно живучее средство, которое можно надежно спрятать и тем самым сохранить боезапас для нанесения ответного удара. Американцы очень быстро сообразили, что таким средством является стратегический подводный ядерный флот, и стали его усиленного развивать и наращивать. Советскому Союзу тоже пришлось включиться в гонку, которая стала очень жесткой, потребовавшей много средств и усилий, но порождающая выдающиеся разработки.

История создания первой атомной субмарины США «USS Nautilus»

Более полувека лучшие конструкторские умы всех морских держав решали непростую задачу, как найти для подводных лодок двигатель, который работает над водой, под водой, и не требовал воздуха как дизель или паровая машина. И такой двигатель был найден. Им стал ядерный реактор. Никто не знал, как поведет себя ядерный джин, заключенный в стальной прочный корпус, сдавленный прессом глубины. Но в случае успеха выгода такого решения была бы слишком велика, и американцы рискнули.

Инженер Хайман Риковер

Инженер Хайман Риковер

В 1946 году небольшая группа лучших американских инженеров в области морской техники получила задание на проведение исследований на секретном объекте. Они были отправлены на изучение и тестирование ядерных реакторов. Возглавил группу капитан Hyman Rickover (Хайман Риковер), который и стал «мозговым центром» всех работ. Конструктор ближе всех приблизился к созданию установки, способной эксплуатировать ее без дозаправки. Позже ему понадобилось еще четыре года, чтобы убедить руководство военного флота в создании атомной субмарины.

Под грифом секретно группа Риковера начала свою работу, а когда субмарина была заложена инженер начал прорабатывать возможные методы дальнейшего продвижения дела, которые получили отражение в новом дизайне корпуса и других систем. Самым сложным заданием оказалось размещение ядерного реактора и системы водяного охлаждения.

Читайте также:  Консоль для лодки флагман

Кроме того не решенным вопросом оставался процесс управления ядерной реакцией, в сравнительно небольшом пространстве. Ответ появился довольно быстро. Риковер решил дать волю американской инженерной мысли для чего собрал консилиум. Уже через месяц ученые пришли к нему с революционным ответом.

Практическое решение проблемы на самом деле оказалось довольно простым, но гениальным. Молодой инженер предложил использовать электромагнитное поле для подъема и опускания графитовых стержней. Для защиты от смертоносного радиоактивного облучения было принято решение соорудить над реактором экранирующий колпак, который крепился с помощью сварного шва.

Спуск на воду первой атомной субмарины USS Nautilus

Спуск на воду первой атомной субмарины USS Nautilus

В 1954 году 21 января в присутствии президента США Эйзенхауэра на воду была спущена первая в мире атомная субмарина «USS Nautilus». Подводные лодки получили, наконец, почти неисчерпаемый источник энергии. Вскоре субмарина «USS Nautilus» присоединилась к военному флоту. В руках американцев оказалось грозное оружие, производящее подводные пуски ракет. На то время технический прогресс позволял автоматизировать некоторые процессы, что в свою очередь позволяло выполнить некоторые трудно достижимые задачи.

Условия обитания на субмарине были достаточно комфортными. Так над каждой койкой подводника было освещение, не мешавшее другим. На борту подлодки был актовый зал, где свободный от вахты экипаж наслаждался просмотром фильмов, поедая мороженое, и попивая кока-колу из автоматов. Каждое утро на завтрак американским подводникам подавали яйца, а по пятницам на ужин предлагался стейк или лобстер на выбор. Кроме того матросы ели свежие фрукты и овощи.

Атомная субмарина USS Nautilus

Атомная субмарина USS Nautilus

Субмарина «USS Nautilus» стала первой подводной лодкой достигшей северного полюса подо льдами. Америка была вынуждена провести эту акцию пропаганды, чтобы доказать свое превосходство в подводном кораблестроении.

Этот поход прошел успешно. Достигнув полюса, атомная подводная лодка всплыла, пробив лед рубкой. За отличное выполнение задания командира лодки сразу же встретил вертолет и забрал в Белый дом для поздравлений, а через несколько часов был снова доставлен на субмарину, которая легла на обратный курс. Конечно же, свое восхищение не могли не выразить страны союзники, а подводники субмарины «USS Nautilus» стали героями Америки — в их честь был организован парад.

Данная субмарина оказалась единственной в своем классе, но на основе ее конструкции была создана флотилия из четырех подводных лодок класса «Скейт», что дало большую возможность для продолжения исследований в области морской ядерной энергетики.

Первая атомная субмарина США USS Nautilus стала очередным морским музеем американской истории

Первая атомная субмарина США USS Nautilus стала очередным морским музеем американской истории

История создания первой атомной подводной лодки СССР К-3 «Ленинский Комсомол»

Кремль также осознавал, какие огромные возможности дает атомная энергия. Еще в 1952 году Сталин подписал секретное постановление о проектировании и строительстве объекта 627 «Кит». Проектированием занялось, созданное СКБ-143 при министерстве среднего машиностроения. Главным конструктором был назначен Перегудов.

На первой советской атомной подводной лодке предполагалось установить одну супер-торпеду для нанесения ядерного удара по прибрежным объектам на территории противника. Теперь кораблестроителям предстояло соединить мощь ядерного взрыва с мощью атомного двигателя.

Проект получил название К-3. Сталин был параноиком, поэтому многим инженерам даже не говорили, что они проектируют. Советский Союз был помешан на секретности, поэтому процесс разработки усложнялся отсутствием должного взаимодействия между конструкторами.

Целью советских конструкторов стал много значимый проект с абсолютно новой формой корпуса. В результате получилось так, что подводная лодка К-3 имела лучшие динамические характеристики, чем американская субмарина. Объяснение этому одно — советские инженеры работали над корпусом лодки в условиях полного моделирования, кроме того они не поддались традиционным морским учениям и создали в корне новую форму корпуса.

Американцы были уже на воде, но советские конструкторы не спешили. В 150 км от Москвы в Обнинске была создана первая атомная станция, на которой обучался будущий экипаж первой советской атомной подводной лодки. Здесь одним из условий проживания была гражданская одежда и никаких военных приказов и фамильярности — все из-за пресловутой секретности.

Советские инженеры разработали прототип атомного реактора для подводной лодки К-3, однако принцип работы советской установки от американского реактора несколько отличался. Для контроля ядерной реакции советские конструкторы использовали систему трубопроводов различного диаметра, которые тянулись по всему реакторному помещению и были источником многочисленных неприятностей. Безопасность подводников не была приоритетной. Так крышка люка реакторного отсека хоть и была тяжелой, все же имела толщину всего 300 мм и была изготовлена из какого-то мягкого металла.

Подводная лодка К-3 быстро приобретала форму. На создание интерьера подлодки инженерам отвели семь месяцев, однако советские военные руководители видели комфорт только в шике, но никак не в улучшении бытовых условий. Так советские конструкторы растратились на дорогую мебель, где стоимость одного стола для кают кампании составляла дороже легкового автомобиля. Новшеством для того времени также стало появление на лодке холодильников.

Читайте также:  Размер торпеды подводной лодки

Однако усилиями советских подводных кораблестроителей была создана уникальная обтекаемая форма корпуса лодки ранее не применяющаяся в мире. Конструкция имела две плоскости и создавалась из очень прочных материалов.

Советская субмарина К-3

Советская субмарина К-3

9 августа 1957 года первая советская атомная подводная лодка К-3 была спущена на воду. Вместо супер-торпеды она была оснащена восемью торпедными аппаратами с боекомплектом 20 торпед с возможностью стрельбы на глубинах до 100 метров. 3 июля 1958 года подводная лодка вышла на ходовые испытания.

4 июля в 10:03 впервые в истории отечественного подводного флота для движения корабля была использована атомная энергия. Эта подлодка проходила опытную эксплуатацию в результате совершила первый самый длительный подводный поход на полную автономность. Это были долгие 60 суток без всплытия на поверхность.

Энергетическая установка, состоящая из двух ядерных ректоров, была намного мощнее американской субмарины и могла развивать скорость хода до 30 узлов, в то время как «Наутилус» развивал всего 20 узлов. К-3 могла погружаться на глубину до 300 м, что было на 100 м глубже, чем американская лодка. Однако в конструкции было много недоработок.

Так имела место утечка радиоактивной воды из первого и второго контуров, которая испарялась в средней части лодки. Чтобы как-то снизить уровень проникающей радиации экипаж был вынужден перемешивать воздух, открывая все отсеки. В результате все подводники в равной степени получали свои дозы. Первый поход не был «гладким» подводников подстерегали сплошные поломки, но с точки зрения боевой мощи создание этой подлодки на порядок повысило составляющую ракетно-ядерной системы СССР.

В июле 1962 года атомоход К-3 отправился в поход к северному полюсу. Лишь экипаж и немногие специалисты знали, что технически подлодка не готова к походу. Система охлаждения реактора почти выработала свой ресурс и К-3 могла в любую минуту разделить участь подводной лодки К-19.

Атомная подводная лодка К-3 Ленинский комсомол

Атомная подводная лодка К-3 Ленинский комсомол

Командиру лодки Леониду Осипенко очень хотелось посмотреть, что там наверху и поднял перископ. Однако в результате устройство было сломано. Вследствие ошибки подлодка была вынуждена покинуть район и убыть на базу. Через год Леонида Осипенко сняли и перевели по службе. Командиром был назначен старший помощник Лев Жильцов, который в 1962 году повторил поход на северный полюс и 17 июля успешно произвел всплытие во льдах.

Вскоре после арктического похода подводной лодке К-3 было присвоено название «Ленинский комсомол». Командир произнес торжественную речь, и подводники водрузили государственный флаг СССР. Это была победа. Победа Советского Союза, учёных и советского народа. После этого лодка погрузилась и ушла на базу, где их ждали высокопоставленные лица во главе с Никитой Хрущёвым.

По прибытию генсек наградил командира орденом Героя Советского Союза со словами, что скоро они пройдут по Красной площади, и люди будут приветствовать их как первых космонавтов. Но этого не произошло, поскольку руководители очень быстро меняются. К тому времени как подводная лодка К-3 достигла северного полюса, США уже имели 27 атомных субмарин против десяти советских подлодок.

А так относятся к истории у нас — первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» на утилизации:

Первая советская атомная подводная лодка К-3 Ленинский комсомол

Первая советская атомная подводная лодка К-3 Ленинский комсомол

Источник: shipshub.com

День в истории: На воду спустили первую в мире атомную подлодку

21 января 1954 года с верфи Гротона американского штата Коннектикут в присутствии президента США Эйзенхауэра сошла первая в мире атомная подводная лодка. Влияние романа Жюля Верна «20 тысяч лье под водой» на умы было столь сильно, что первую атомную подлодку назвали в честь «Наутилуса» Верна, а еще через восемь месяцев она была принята на вооружение ВМС США.

При длине – 97 метров и ширине 8,2 метра, лодка имела водоизмещение 4092 тонны. Она провела рекордное на тот момент для американцев время под водой без всплытия и показала наибольшую скорость под водой – до 20 узлов.

«Наутилус» стал также первой субмариной, которая прошла Северный полюс подо льдами Арктики 3 августа 1958 года.

Интересно и то, что на борту этого судна проводились психотронные испытания. В частности, делались попытки влияния на принятие решений капитаном корабля противника.

Сегодня пять стран – Россия, Китай, США, Великобритания и Франция – используют больше ста атомных подводных лодок. А родоначальник «Наутилус» стоит в Гротоне у мемориального причала.

Источник: 7info.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...