Первая атомная подводная лодка СССР в каком году

50 лет назад был спущен на воду первый в СССР ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-137 «Ленинец». Вооружённая баллистическими ракетами субмарина стала головной машиной проекта 667А «Навага», который составил основу морского компонента ядерной триады Советского Союза. Как подводные крейсеры помогли Москве достигнуть ядерного паритета с Вашингтоном — в материале RT.

Нарушенный паритет

В декабре 1959 года американские ВМС получили первый в мире атомный подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон».

Вслед за кораблями серии «Джордж Вашингтон» в США вступили в строй подводные крейсеры типа «Итан Аллен» с баллистическими ракетами повышенной дальности Polaris А-2 и А-3.

1 апреля 1967 года в состав флота США вошла подлодка «Уилл Роджерс». Вашингтон к тому моменту обладал 41 атомоходом с 656 баллистическими ракетами Polaris A-2 и A-3 на борту.

ВМФ СССР в те годы существенно уступал атомному флоту США.

У СССР было всего 37 субмарин (проекты В611, АВ611, 629 и 658), оснащённых 104 баллистическими ракетами малой дальности. Москве требовалось совершить гигантский рывок, чтобы нивелировать разрыв.

Самая большая подводная лодка в мире #shorts

С этой целью советское правительство решило создать флот из атомных подводных крейсеров, вооружённых малогабаритными межконтинентальными баллистическими ракетами или ракетами средней дальности.

Речь шла о типе субмарин нового поколения. Достаточно сказать, что и сегодня подводные крейсеры составляют основу морского компонента ядерной триады России и США.

Эти атомоходы предназначены для максимально скрытного передвижения к берегам потенциального противника. Предполагалось, что в случае атомной войны именно подлодки с баллистическими ракетами будут наименее уязвимым средством доставки ядерных боезарядов.

Вынужденная трансформация

Для достижения паритета в 1958 году в СССР приступили к созданию собственного проекта подводного крейсера. В ЦКБ-18 (сегодня — Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин») стартовала разработка ракетоносца второго поколения проекта 667 (первое поколение: 658, 658M, 658T, 658У, 701).

Главным конструктором проекта стал Абрам Кассациер. Изначально предполагалось, что лодка будет оснащена комплексом Д-4 или Д-6 c одноступенчатыми жидкостными баллистическими ракетами подводного старта Р-21.

Конструкторы отказались от идеи поворотной пусковой установки, которая была реализована на атомоходах первого поколения. Вместо этого было принято решение об установке вертикальных пусковых шахт.

  • Конструктор атомных подлодок Сергей Ковалёв
  • kremlin.ru

Однако из-за выявленных трудностей с использованием крупногабаритных ракет Р-21 в вертикальном положении проект 667 переформатировали в проект 667А (класс «Навага»).

Постановления правительства СССР от 4 апреля 1961 года и от 21 июня 1961 года предусматривали старт создания первой субмарины проекта 667А под названием К-137 «Ленинец». Подлодку должны были оснастить малогабаритными ракетами Р-27.

Малахитовая лодка. Документальный фильм о первых атомных подводных лодках СССР.

Должность главного конструктора в новом проекте занял Сергей Ковалёв. Технический проект подводной лодки был выполнен в 1962 году. В 1963 году проведена корректировка, связанная с изменением в части ракетного вооружения.

4 ноября 1964 года в цехе №50 производственного объединения «Севмашпредприятие» (Северодвинск) началось строительство «Ленинца». 25 августа 1966 года субмарина была выведена из цеха. 11 сентября 1966 года, после спуска на воду, субмарина была поставлена к достроечной стенке завода.

1 сентября 1967 года на К-137 был впервые поднят флаг ВМФ СССР, началась подготовка к сдаче проекта. В присутствии на борту подводного крейсера главного конструктора в этот же день при максимальных оборотах турбин была достигнута скорость 28,3 узла, что на 3,3 узла превысило заданную проектную скорость.

В результате проведения первичных испытаний было установлено, что по своим скоростным характеристикам советский атомоход второго поколения практически сравнялся с американскими аналогами — подлодками «Трешер» и «Стерджен», предельная скорость которых составляла 29—30 узлов.

6 сентября 1967 года в ходе испытаний в акватории Белого моря «Ленинец» произвёл успешный одиночный пуск баллистической ракеты Р-27, а уже в октябре — залповый.

5 ноября 1967 года Государственной комиссией был подписан приёмный акт и назначен первый командир подводной лодки — капитан второго ранга Вадим Березовский. 6 ноября крейсер официально вошёл в состав ВМФ СССР.

Инновации и комфорт

Из-за внешнего сходства с кораблями серии «Джордж Вашингтон» советские моряки прозвали подлодки проекта 667А «Ваньками Вашингтонами». В НАТО советские атомоходы второго поколения числились как SSBN Yankee.

Надводное водоизмещение субмарины проекта 667А составляет 7,7 тыс. тонн, подводное — 11,5 тыс. тонн. Длина корпуса — 127,9 м, наибольшая ширина — 11,7 м. Экипаж состоял из 115 человек. Крейсер мог совершать автономное плавание в течение 70 суток и идти под водой со скоростью 28 узлов.

Подводная лодка имела 10 отсеков: два ракетных, два турбинных, торпедный, дизель-генераторный, электродвигательный, реакторный, центрального поста и пульта главной энергетической установки, совмещённый аккумуляторный и жилой. Много внимания было уделено улучшению условий жизни экипажа подводной лодки.

Во всех отсеках субмарины проекта 667А была установлена собственная автономная система кондиционирования воздуха. Также на подводной лодке имелась специальная офицерская кают-компания и впервые на корабле подобного типа была предусмотрена отдельная столовая для старшинского состава, которая могла при необходимости быстро трансформироваться в спортивный зал или кинотеатр.

Все внутренние коммуникации жилых отсеков были скрыты под специальными защитными панелями. Конструкторам удалось достичь определённого уровня комфорта, необходимого для длительного плавания.

Машины проекта 667А стали первыми ракетоносцами, оборудованными комплексами «Стрела», предназначенными для противовоздушной обороны субмарины в надводном положении.

В атомоходах второго поколения реализован целый ряд инновационных решений по понижению электромагнитного поля, снижению шума винтов, улучшению гидродинамики и звукоизоляции, увеличению прочности и снижению веса конструкции.

Охладить пыл США

«Севмашпредприятие» построило 34 подлодки проекта «Навага», которые выполняли миссии в Атлантическом, Тихом и Северном Ледовитом океанах. В 1970-х годах три субмарины постоянно «дежурили» к востоку от Бермудских Островов, неподалёку от Восточного побережья США.

Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин считает, что появление подводных крейсеров второго поколения обеспечило Москве более прочное присутствие в Мировом океане и стало дополнительным инструментом сдерживания ядерной мощи США.

Читайте также:  Лодочный мотор yamaha 50 тех характеристики

«В 1967 году ещё были свежи воспоминания о Карибском кризисе 1962 года. СССР тогда отказался от размещения ядерного арсенала на Кубе, взамен США вывели свои ядерные силы из Турции. Однако Штаты в силу владения атомными подводными лодками имели преимущество перед СССР, поскольку могли нанести ядерный удар из более удобных позиций», — пояснил в беседе с RT Козюлин.

По словам эксперта, лишь с появлением собственных атомных подводных крейсеров с баллистическими ракетами Советский Союз смог восстановить паритет в ракетно-ядерной сфере. Москва также в полной мере реализовала стратегию гарантированного взаимного уничтожения, «охладив пыл американской стороны».

Источник: russian.rt.com

Первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол»

9 августа 1957 года была спущена на воду первая в СССР и третья в мире атомная подводная лодка (АПЛ) серии К-3. В 1962 году она получила имя «Ленинский Комсомол» в честь дизельной подводной лодки «М-106» с одноимённым названием, погибшей в 1943 году.

Постановление о строительстве атомной подлодки «О проектировании и строительстве объекта 627» подписал Иосиф Сталин в сентябре 1952 года. К этому моменту у академика Игоря Курчатова уже была идея создания транспортного реактора для будущей подводной лодки.

Первая АПЛ создавалась в Молотовске (ныне Северодвинск) на заводе № 402, главным инженером которого был Валентин Вашанцев из Запорожья (сейчас это «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» — «Севмаш»). Научным руководителем проекта был академик Анатолий Александров, а главным конструктором Владимир Перегудов.

Обстановка в мире была сложной. США разрабатывали планы ядерного удара по СССР и имели уже две атомных подводных лодки. Все работы по новому проекту проводились в режиме строгой секретности. Строительство советской подлодки началось 24 сентября 1955 года. В нём принимали участие более 350 предприятий и КБ страны. Разработкой всего проекта занималось ленинградское КБ № 143 «Малахит».

В Москве создали специальный состав стали, позволявший выдерживать погружение на 300-метровую глубину Реакторы были изготовлены в Горьком, паротурбинные установки на Кировском заводе в Ленинграде.

В Обнинске под руководством физика-ядерщика Николая Доллежаля был построен наземный макет АПЛ с прототипом атомного реактора. Именно здесь проводил тренировки первый экипаж К-3 во главе с командиром Леонидом Осипенко.

Строительство первой АПЛ К-3

Строительство первой АПЛ К-3

Строительство велось ударными темпами – без выходных. Проект «627» был первым и поэтому имел множество недостатков, которые устранялись уже в ходе эксплуатации подлодки. По сути, это было масштабным экспериментом. В июле 1958 года подлодка была передана в состав ВМФ , а в сентябре был проведен первый пуск атомного реактора.

17 декабря 1958 года был подписан акт о её приёмке, с устранением недостатков, а в марте 1959 года она вошла в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок, базировавшихся в Северодвинске. Первоначально АПЛ планировалось оснастить всего одной атомной торпедой большой мощности для поражения береговых баз противника с расстояния около 50 км.

Однако против этого решения выступили военные моряки. Дело в том, что береговая оборона США контролировала 100 км прибрежных вод и подлодка могла быть легко обнаружена и уничтожена. Министр ВМФ адмирал Николай Кузнецов заявил: «Эту подводную лодку я не понимаю. Нам нужна лодка, которая могла бы в морях и океанах, на коммуникациях уничтожать корабли.

Но для этого нужна не одна торпеда, для этого должен быть большой запас, нужны торпеды и с обычным боезапасом, и также нужны торпеды атомные». В результате АПЛ была оснащена обычными торпедами, способными нести ядерную боеголовку.

После проведенных ходовых испытаний в акте правительственной комиссии отмечалось, что «по сравнению с дизельными подлодками, К-3 обладала в два раза большей скоростью подводного хода», а «непрерывным подводным ходом она могла пройти до 30 тысяч миль». Советская подлодка превосходила по скорости и глубине погружения американские субмарины.

Судьба АПЛ «Ленинский комсомол» была героической и трагичной. Из-за множества недоработок постоянно проводились текущие ремонты. Первый контур циркуляционных насосов реактора часто давал течи, весь экипаж подлодки получал повышенные дозы облучения. Многие подводники пострадали от лучевой болезни.

Свой первый боевой поход она совершила в 1961 году в Атлантику. Экипаж АПЛ состоял из 104 человек, вторым её командиром стал Лев Жильцов. Именно под его командованием 17 июля 1962 года она достигла подо льдом Северного полюса, всплыла на поверхность, а экипаж установил на полюсе красное знамя.

АПЛ К-3 на Северном полюсе

АПЛ К-3 на Северном полюсе

Командир АПЛ Жильцов вспоминал: «На парогенераторной системе буквально не было живого места – сотни отрезанных, переваренных и заглушенных трубок. Удельная радиоактивность первого контура была в тысячи раз выше, чем на серийных лодках». Арктический рейд завершился успешно. На берегу подводников встречал лично генсек Никита Хрущёв. Руководителю похода контр-адмиралу Алексею Петелину, капитану 2 ранга Льву Жильцову и инженер-капитану 2 ранга Рюрику Тимофееву были присвоены звания Героя Советского Союза.

Командир АПЛ «Ленинский комсомол» Л. Жильцов и замполит А. Штурманов у флага на Северном полюсе

Командир АПЛ «Ленинский комсомол» Л. Жильцов и замполит А. Штурманов у флага на Северном полюсе

Трагедия произошла через пять лет. К этому времени экипаж сменился, командиром «Ленинского комсомола» был назначен Юрий Степанов. АПЛ была направлена на боевое дежурство в Средиземное море, где проводил учения 6-й флот США. 80 суток подлодка наблюдала за маневрами вероятного противника.

На обратном пути 8 сентября 1967 года в Норвежском море вблизи Фарерских островов произошло возгорание в первом отсеке, где на стеллажах хранились торпеды, часть из них с ядерными зарядами. Произошёл прорыв масла в гидравлической системе, вызвавший пожар и взрыв. Почти мгновенно погибли 39 моряков.

Командир первого отсека капитан 3 ранга Лев Коморкин успел передать на центральный пост управления: «Весь отсек в огне. Больше не могу». Командир второго отсека капитан-лейтенант Анатолий Маляр бросился в горящий торпедный отсек и перед смертью успел закрыть изнутри люк, что предотвратило распространение огня.

Читайте также:  Можно ли уайт спиритом обезжиривать ПВХ лодку

Командир К-3 Юрий Степанов принял единственно верное решение, скомандовав: «Сравнять давление с аварийными отсеками!» Чуть позже, при попытке отдраить верхний люк рубки он получил тяжёлую черепно-мозговую травму и потерял сознание. Капитан-лейтенант Александр Лесков открыл вытяжную вентиляцию из горевших отсеков и дым с угарным газом хлынул на центральный пост. Давление в торпедных отсеках упало и это предотвратило взрыв. Перед тем, как потерять сознание Лесков успел отдать команду: «Аварийная тревога! Боцман, всплывай…» Очнулся он лишь спустя пять суток в госпитале Североморска.

Командование подлодкой принял командир 1 дивизиона капитан 3 ранга Юрий Некрасов, который организовал аварийную команду и эвакуировал потерявших сознание моряков. Подлодка экстренно всплыла с глубины 200 м и своим ходом, с приспущеным в знак траура по погибшим флагом, вернулась на базу. Комиссия, проводившая расследование аварии, признала действия моряков по спасению подлодки героическими. Командира подводной лодки Юрия Степанова и других выживших офицеров наградили орденом Красной Звезды. 39 погибших подводников похоронили в братской могиле в Западной Лице.

Было выяснено, что воспламенение масла из гидравлической системы произошло из-за того, что во время ремонта кто-то заменил медную шайбу в штуцере на паранитовую, на основе асбеста, которая прорвалась при высоком давлении.

После капитального ремонта АПЛ «Ленинский комсомол» продолжала службу. Выведена из состава Северного флота она была в 1991 году. Всего за время своей эксплуатации она прошла 128443 мили за 14115 часов. В 2013 году с неё сняли атомный реактор, заменив его турбинным отсеком, и она была спущена на воду в акватории судоремонтного завода «Нерпа». По решению Морской коллегии подлодка «Ленинский комсомол» должна быть превращена в музей.

Источник: www.odnarodyna.org

lsvsx

24 сентября считается днём рождения отечественного атомного подводного кораблестроения. Именно в этот день в 1955 году на заводе № 402 в Молотовске (Северном машиностроительном предприятии, г. Северодвинск) заложена первая отечественная атомная подводная лодка К-3 (с 1962 – «Ленинский комсомол»). 30 лет боевой службы на Северном флоте, 14 дальних походов, всплытие на Северном полюсе.

Атомные субмарины сегодня – основа подводного флота всех ядерных держав. Способные совершить кругосветное плавание (а то и не одно) в подводном положении, представляющие свою страну в любом, даже самом дальнем уголке Мирового океана, они, кажется, существовали всегда. В действительности первая советская атомная подводная лодка – К-3 «Ленинский комсомол» – подняла военно-морской флаг совсем недавно, 1 июля 1958 года. Три дня спустя она первой в Советском Союзе дала ход под главной энергетической установкой – ядерным реактором, а через четыре года впервые в СССР всплыла из-подо льдов на Северном полюсе.

Одна лодка – одна торпеда

Первая советская атомная подлодка проектировалась как носитель нацеленной на вражеские военно-морские базы единственной торпеды колоссального калибра – полтора метра! Такая идея родилась не на пустом месте. К началу 1950-х, когда работы над первыми атомными подлодками и в СССР, и в США вышли из стадии предварительных проектов, Советский Союз не имел адекватных средств доставки ядерного оружия на территорию своего главного противника – Америки. Бомбардировщик Ту-16 только-только начали испытывать, межконтинентальных ракет, тем более морского базирования, просто не существовало. А тратить лодку с уникальными возможностями для установки на ней обыкновенных торпед инициатору проекта – Первому главному управлению при Совете Министров СССР – не хотелось.

Официальный старт разработке «объекта 627», как в целях секретности назвали первую советскую атомную подлодку, был дан 9 сентября 1952 года специальным постановлением правительства. В этом документе указывался и срок окончания работ по проектированию и сооружению лодки – 1955 год. В постановлении не оговаривалось, что отечественный атомоход должен иметь преимущество перед американскими по скорости, прежде всего подводной, но советские конструкторы сразу ставили перед собой такую задачу. Ведь иной возможности прорваться через отработанную за годы Второй мировой войны линию противолодочной обороны в Атлантике и Тихом океане не было.

Неожиданный для СССР расклад, когда проект и тактико-технические характеристики, равно как и предназначение корабля, определяли совсем не моряки, привел к ожидаемо негативному результату: работы над проектом едва не были прекращены. Случилось это в 1954 году, когда атомщики, оценив, что их собственных знаний не хватает для завершения работы, все-таки привлекли к оценке своей работы экспертов советского ВМФ. Группа специалистов, которой руководил контр-адмирал Александр Орел, рассмотрела проект и представила результаты своей работы не только заказчикам из Первого главного управления Совмина, но и своему непосредственному начальнику – главкому флота адмиралу Николаю Кузнецову.

Вердикт был однозначен: в варианте с вооружением лодки торпедой Т-15, имевшей диаметр в полтора метра, длину более 23 метров и вес около 40 тонн, проект бесполезен. Прежде всего потому, что стартовать к цели она могла лишь на расстоянии до 50 км от нее, а линия противолодочной обороны США в те годы начиналась за 100 миль, то есть почти за 200 км от берега.

Было и еще одно обстоятельство, превращавшее команду лодки фактически в камикадзе. После пуска гигантской торпеды длиной почти в четверть общей длины лодки корабль приобретал колоссальную положительную плавучесть и большой дифферент на корму. Другими словами, едва выпустив торпеду, лодка почти наверняка выскакивала на поверхность моря как чертик из табакерки и не имела возможности сразу погрузиться, становясь легкой мишенью. А для обороны у нее были всего два обычных торпедных аппарата с двумя торпедами – и все!

Советский «Кит»

Проект пришлось срочно перерабатывать. В итоге лодка получила восемь носовых торпедных аппаратов с боезапасом в два десятка торпед. Среди них должны были быть и атомные: к тому времени их боевые части уже начали проходить испытания. А главным оружием лодки, как и планировалось, стала скорость.

В Советском Союзе уже знали, что американские кораблестроители поместили новую энергетическую установку в корпус лодки, мало чем отличающийся от классических корпусов субмарин Второй мировой войны. Это существенно ограничивало их подводную скорость: у первой в мире атомной субмарины, «Наутилуса», она составляла 23 узла, у второй, «Сивулфа» – 20 узлов.

Читайте также:  Лодка таймень lx 3200 нднд отзывы

Советские конструкторы сразу решили искать наиболее обтекаемую форму лодки нового типа. Поиски не были слишком долгими: как известно, самыми оптимальными формами для движения под водой обладают морские млекопитающие, в том числе киты. На них-то и стала похожа первая советская атомная субмарина, на испытаниях развившая подводную скорость в 28 узлов даже не на полном ходу. За свою форму, которую унаследовали и все последующие подлодки, первая атомная лодка получила у моряков уважительное прозвище «Кит».

Несмотря на множество проблем и сложностей, сопровождающих создание любого нового механизма, лодка К-3 пусть с опозданием, но была построена. Ее заложили 24 сентября 1955 года и спустили на воду два года спустя, а еще через год лодка вошла в состав ВМФ и впервые двинулась на атомном ходу. Основной и резервный экипажи первого атомохода, кстати, начали обучение в Обнинске еще в 1954 году.

Чтобы моряки могли заранее изучить свой корабль, в их распоряжение предоставили не только первую в мире атомную электростанцию, но и специально построенный неподалеку от нее рабочий стенд с таким же реактором, как на подлодке. Кроме того, морякам приходилось проверять на себе и многие конструктивные и дизайнерские решения новой лодки, для чего строились деревянные макеты ее отсеков. И это позволило не только грамотно обустроить лодку, но и избежать многих проблем. Известен такой казус: рабочие места командира и штурмана в центральном посту были спроектированы так, что оба размещались спиной по курсу корабля, что для моряков попросту невозможно.

Строительство лодки и вся ее служба превратились в один длительный эксперимент, как это всегда бывает с кораблями, которые открывают новую эру. И прежде всего это касалось главной энергетической установки.

Из трех вариантов, работу над которыми конструкторы начали по постановлению 1952 года – графитоводного, с жидкометаллическим носителем и классического водо-водяного, – в итоге выбрали третий вариант как наиболее проработанный. Но и с ним было немало хлопот и проблем, ведь все узлы и агрегаты строились и применялись впервые. Например, очень много проблем морякам доставляли парогенераторы первого контура, в которых циркулировала радиоактивная вода. На них постоянно появлялись микротрещины, из-за чего зачастую реактор нельзя было вывести на полную мощность, и лодка попросту не могла даже развить нормальную скорость. О том, что постоянные утечки в реакторном оборудовании вызывали повышенную радиоактивность воздуха на лодке, и говорить не приходится.

Гордость и трагедия К-3

По понятным причинам первой в Советском Союзе атомной подводной лодке пришлось быть не только объектом для испытаний различных технических нововведений для атомного флота. Ей довелось на своей стальной шкуре проверять возможности ядерных субмарин. Уже в 1959 году она начала регулярные плавания подо льдами – сначала под кромкой, а потом и под серьезным паковым льдом, в итоге дойдя до Северного полюса.

Это был третий дальний поход лодки К-3, состоявшийся 11-21 июля 1962 года. Прежде всего экипажу лодки предстояло подтвердить, что она и подобные ей корабли способны на длительные походы подо льдами. Кроме того, советским морякам предстояло пройти точку Северного полюса в подводном положении и подняться из-подо льда на поверхность.

Все задачи были выполнены успешно, за 178 часов лодка прошла в подводном положении 1294 мили и трижды – 15, 18 и 19 июля – всплывала почти точно на полюсе. Это было не просто достижение: таким образом советские подводники подтвердили, что арктические льды не станут препятствием для атомных ракетных подлодок. А это означало, что при необходимости нанести ракетный удар можно и оттуда, существенно увеличив ударную дальность ракет. Таким образом, восстанавливался паритет, нарушенный в марте 1959 года, когда первое в мире всплытие на полюсе совершила американская лодка «Скейт».

Одними успехами служба К-3 «Ленинский комсомол», конечно, не ограничивалась. И хотя печальный счет авариям на советских атомных субмаринах открыла не она, а первый атомный ракетоносец К-19, события 8 сентября 1967 года привели к самым тяжелым на тот момент последствиям.

Лодка уже заканчивала боевую службу в Норвежском море, когда в первых двух отсеках случился пожар, унесший жизни 39 моряков. Пострадал и остальной экипаж, когда, чтобы не допустить взрыва торпед, командир приказал уравнять давление в отсеках, и из первых двух внутрь лодки хлынул отравленный продуктами горения воздух. В итоге лодке пришлось возвращаться на базу в надводном положении. Позднее в ходе следствия выяснилось, что причиной трагедии стала то ли жадность, то ли глупость кого-то из рабочих, во время планового ремонта заменившего медную прокладку на гидравлической системе высокого давления на паронитовую (смесь асбеста с пластиком).

Несмотря на периодические проблемы, связанные с тем, что лодка эксплуатировалась в тяжелейших условиях, К-3 оставалась в боевом составе флота до октября 1987 года – почти три десятилетия! За это время она шесть раз выходила на боевые службы и за 14 тысяч ходовых часов прошла в общей сложности почти 129 тысяч миль, то есть почти шесть раз обогнула Землю по экватору.

После того как подлодку окончательно списали, она долгое время ожидала решения своей участи. Из первого советского подводного атомохода хотели сделать музей, подобно тому, как стал музеем атомный ледокол «Ленин», но у Минобороны долгое время не было на это средств. И лишь осенью 2020 года было окончательно решено, что подлодка «Ленинский комсомол» перейдет на вечный прикол в Кронштадт, где станет главным элементом Музея военно-морской славы. Она это заслужила.

Источник: lsvsx.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...