Эта фраза из старого анекдота пришла на ум, когда завершились работы по постройке второй деревянной модели парусного корабля из набора. Процесс оказался захватывающим и даже для такого нетерпеливого как я, семь месяцев трудов показались не таким уж и большим сроком. Однажды попробовав свои силы в постройке модели шхуны, и осознав реальность доведения дела до конца, а так же и проблемные для себя места в процессе, решился сделать свою вторую модель корабля из дерева. Фирму, производитель набора (Model Shipways)подсказал опыт сборки деревянной скелетной модели самолета времен Первой мировой. А теперь по порядку…
Выбор.
Из весьма обширного ассортимента выбирал модели кораблей крупных масштабов. Их оказалось совсем немного, к тому же в таких масштабах продаются наборы простеньких с точки зрения такелажа судов, что рассматривалось мной как большой плюс. Почитав подробнейшие инструкции к моделям, свободно доступные на сайте фирмы, остановился на «Virginia Armed Sloop».
Эта модель парусника выделяется из всей линейки Model Shipways еще и тем, что предусматривает двойную обшивку корпуса, что позволяет сделать модель без окраски, в «европейском» стиле. Видимо, это первая подобная модель для американской фирмы, и должен заметить, что весьма удачная. Цена не отпугивала, хотя есть наборы и дешевле. Итак, выбор сделан.
Яхта своими руками | Как построить недорого
Коробка.
Покупка очень порадовала при первом же взгляде. Прежде всего – великолепные чертежи парусника. Семь листов, скрупулезно проработанных чертежей, свернутых в трубу, что исключило складки на них. В чертежах модели есть все: и указания по материалам, и способы точного и упрощенного изготовления отдельных элементов, и схемы раскладки обшивки, и подробнейшая разводка такелажа.
Множество схем в аксонометрии полностью исключают потребность в фотографиях. Добротно выполненная с представленной на чертежах детализацией модель корабля вполне может стать конкурсной. И самое главное – работая по таким чертежам, хочется все сделать по максимуму точно. Эти листы бумаги являются истинным вдохновителем сборки качественной модели.
Инструкция являет собой достойное дополнение чертежам парусника. Да, она требует знание английского, но зато к окончанию строительства я уже легче оперировал английскими морскими терминами, чем родными. Прилагается и опись имущества, которая очень помогает ориентироваться в материалах и элементах.
Инструкция очень хорошо написана и структурирована, в ней просто ориентироваться. Но порядок сборки лучше несколько скорректировать. Например, якоря были установлены на модель при уже почти готовом такелаже, что оказалось очень мудрым шагом. Были и другие отклонения порядка сборки от последовательности изложения, потому настоятельно рекомендую прочесть инструкцию целиком хотя бы один раз, прежде чем приступить к работам. Про свою голову забывать нельзя – окупится сторицей.
Материалы.
Липа, традиционный материал американских наборов, качества отменнейшего. Запас по материалу (даже, если не учитывать рейки для стапеля, который я решил не делать) почти двукратный. Честное слово – без всяких преувеличений! Запас от Artesania Latina меркнет перед этим. Орех частично свой американский, частично перекупленный у европейских модельных фирм.
Постройка самодельной яхты 5 метров
Надо отметить, что качество ореха несколько плавает от размера к размеру, но в целом на пять с минусом вытягивает. С запасом и тут очень хорошо. Латунь (проволока и полоски) весьма неплохи и в предостаточном количестве. Нитки… об этом позже в разделе «такелаж».
Это не начало работы. Это — остатки дерева по завершении строительства!
Готовые детали и другие материалы.
Тут дела обстоят не столь радужно, но ведь это с чем сравнивать! Литье (пушки, якоря, штурвал, бугели) из белого мягкого очень легкоплавкого металла. Качество на 4 с минусом. Блоки — как в любом другом наборе. Юферсы и деревянные коуши – отлично. Гвозди – настоящая латунь, а не анодированная сталь, как у Artesania Latina.
Рымы и болты на «пятерку». Следует сказать, что в целом готовых деталей не много, а материалов с запасом, поэтому при желании можно изготовить самому те элементы, которые не понравились из набора… Все рассмотрели? Теперь к делу!
Тело.
Каркас корпуса сборный их липовых дощечек – не фанера! Все вырезано лазером, весьма аккуратно, но без коррекции геометрии шпангоутов все же не обошлось. Шпангоутов много (в среднем один на дюйм) и они толстые, что сильно облегчило работу по обшивке модели корабля. Этому же способствовали липовые бруски в носу и корме.
Деревянный каркас не подвержен «винту», но, как показала практика, рекомендуемые в инструкции временные продольные стрингеры просто необходимы. Жесткость килевой рамки на изгиб не высока, а при сборке и склейке каркаса любое локальное напряжение в стыке ее со шпангоутом приводит к изгибу.
Каркас с временными стрингерами
Как уже упоминалось, предусматривается двойная обшивка. Но не исключается вариант одинарной крашеной обшивки. Мне больше по сердцу живое дерево, поэтому решил делать двойную. Но в качестве тренировки и с подачи инструкции первую обшивку делал по чистовой схеме, то есть выполнял правильный раскрой по поясам и по торцевым стыкам.
Единственное, о чем не сильно заботился – это о качестве стыковки поясов. Считал допустимым иметь в отдельных местах зазоры в десятые доли миллиметра. Спросите — зачем двойная работа? А зачем вообще вся эта работа, спрошу я! Конечно, чтобы помучиться. Зато теперь я знаю, что могу при случае сделать и одинарную обшивку начисто.
Обшика начинается с вельса, единственного пояса, который сделан из одной рейки от носа в корму.
Черновая обшивка завершена.
При обшивке применил раскладку в четыре доски поперечных стыков планок. Оказалось, что обшивать модель корабля короткими планками не только реалистичнее, но и гораздо удобнее и качественнее, чем делать пояса во всю длину корпуса. В соответствии с чертежами делал вторую обшивку из планок разной толщины (планширь, вельс и ряд других поясов), в результате модель смотрится очень интересно и реалистично.
Некоторые пояса вторай обшивки большей толщины
Палубы имеют подложку из тонкого и очень гибкого липового шпона. Для установки фальшпалубы применил предварительное закрепление гвоздиками с последующим промазыванием цианоакрилатом в качестве проникающего клея. Все остальное дерево в корабле клеил «Момент столяром».
Баночке уже больше года и третья модель, поэтому клей загустел и схватывался практически мгновенно (менее минуты), что в сочетании с любимым маленьким утюжком очень облегчило процесс обшивки корпуса. Обшивка палубы предусматривается из довольно толстых (>1мм) липовых планок.
Для имитации стыков применил предварительную приклейку полоски черного ватмана к торцам планок, для толстых досок это очень просто и удобно делается, а результат выглядит вполне симпатично. Единственное, на чем попался – не учел толщину швов. Думалось, что всего-то 0.2мм, а – нет, набежало!
В результате расклад досок у бортов оказался не таким, как хотелось бы – слишком узкая крайняя планка. Но перестилать не стал – ведь главное процесс и то, чему научился. А результат запылится за несколько месяцев.
Мебель.
Дельные вещи, люки, помпы, вооружение и все, все, все, что оживляет корабль. Здесь чертежи предлагают широкое поле деятельности. Получил огромное удовольствие от сборки из отдельных планок нактоуза, люков, тамбура, имитации дверей. Латунная фурнитура гармонично дополнила работу краснодеревщика.
Надо сказать, что мне взбрело в голову сделать металлические вещи на корабле в весьма эклектичном стиле – что-то почернил, часть латунных деталей оставил как есть. Понимаю, что это не соответствует действительности, но мне очень нравится желтый металл на дереве. Не чернить же совсем ничего – не получалось, ибо изделия из белого металла выглядят неестественно и некрасиво. Чернил синей жижей за бешеные деньги — «Blacken-It». Тут главное хорошо подготовить и обезжирить деталь, что у меня получалось не всегда.
Примерка. Потом все было снято и устанавливалось в самый последний удобный момент.
Пушки! И чем они так любы большинству судомоделистов? Не понимаю. Но раз они предусмотрены – надо делать. И на совесть. Каждый лафет на модели — это дюжина деревянных деталей, столько же латунных и еще обвязка.
Все это умещается в три сантиметра длины.
Деревянные детали для станков шести пушек.
Обвязывая, не решился скруглить блоки, как потом делал на такелаже. Поэтому тали выглядят несколько топорно, оттеняя собой элегантность станков. Сами пушки получились как поднятые со дна моря – сказалось качество литья и мое неумение это исправлять.
А вот с чем действительно помучился вдоволь – это с томбуями. Обвязать по правилам морской науки пятимиллиметровое деревянное яйцо мне оказалось не под силу. Пришлось оплетку приклеить на цианоакрилат. Вывод: ювелирные работы не предлагать!
Палки.
С рангоутом не было никаких особенностей. Некоторая кривизна отдельных круглых заготовок легко была компенсирована их запасом по размеру и количеству.
Рангоут
При сборке гафеля и гика применил подлог – хомуты крепления усов выполнил из черного ватмана. Просто, быстро и довольно прилично выглядит. Гнуть же их из латуни – дело весьма сложное, учитывая необходимую их форму.
Лежащие стопкой на гике сегарсы нарезал из свернутого в трубку липового шпона.
На модель почти весь рангоут установлен без клея, только за счет такелажа. Исключением стал бушприт и то только потому, что крепящие его к палубе металлические скобы – литые из белого металла и нагрузку нести не могут. По той же причине обухи крепления утлегаря пришлось просто выбросить и спаять их из латунной полоски. А все спаянное обычным припоем нужно чернить.
У салинга. Мне нравится. Не зря старался.
Последовательность установки рангоут и закрепления его стоячим такелажем на этот раз выбрал «снизу-вверх», то есть сначала полностью обвязать мачту и бушприт, потом установить стеньгу с утлегарем. Понравилось. Никаких трудностей не испытал, но предварительную стыковку рангоута делал до установки на корабль.
Нитки.
Есть во мне что-то мазохистическое. Это я понял, когда оглядел, что сотворил из такелажа при моей-то нелюбви к ниточкам. И виной тому, повторюсь, прекрасные чертежи и очень удачные, на мой взгляд, нити в наборе. Они у Model Shipways полностью синтетические – не ворсятся, не тянутся, невероятно прочные. Некоторые, правда, распускаются по неосторожности, но с этим легко справиться.
Распрямить их очень легко – просто пару раз протянуть между пальцем и ногтем – запоминают. Ниток черных – три диаметра, бежевых – четыре. Только один диаметр дефицитен, а все остальное с огромным запасом.
Есть еще две особые катушки (двух цветов) нейлоновой вощенной даже не нити, а пряди. То есть нить не плетеная. Это очень удобно в обвязке «фальшивых» сплесней – узелки получаются плоскими и их не видно. Эти же нити использовал для клетневания.
Может быть не совсем точно они копируют шкимушгар в масштабе 1:48, но зато клетневка получается очень ровная без применения каких-либо приспособлений. Более метра стоячего такелажа на модели было оклетневано. И на удивление быстро.
В процессе работы над такелажем было и отчаяние, и восторги, и рождения своих технологий. Начинал я с методов, предложенных на сайте http://www.modelboatyard.com/. (Там же есть подробное описание строительства модели с огромным числом полезных технологических советов. Для владеющих английским этот сайт просто обязателен к изучению перед постройкой Вирджинии!) Постепенно вырабатывались свои приемы, более соответствующие степени личного умения и ловкости, а так же используемому инструменту. Все приходилось постигать с нуля, ведь подход и уровень изготовления такелажа на этой модели радикально отличался от первой моей попытки.
Немного о фиксации узелков и нитей. Перепробовал и разбавленный ПВА и цианоакрилат от четырех производителей и спиртовой раствор шеллака. В итоге пришел к тому, что все ненагруженное и плотно намотанное (например, узлы на утках) фиксировал шеллаком – очень удобно, экологично, обратимо, незаметно, но не достаточно прочно.
В качестве дозатора применял простой одноразовый шприц с иглой. Если закрывать колпачок и оставлять шприц вертикально, то игла никогда не забивается. Для силовых закреплений и имитации свободно лежащих концов использовал цианоакрилат. Очень понравился появившийся в модельных магазинах американский Zap. И сам клей хорош, и упаковка удобна, и продаются сменные колпачки-дозаторы.
Высокая прозрачность клея делает его малозаметным на модели. Недостаток тоже очевиден – существенно дороже аналогов.
Настоящим технологическим открытием явился выбленочный узел. Конечно, я о нем прекрасно знал теоретически, но, дойдя до вязания выбленок, решил, наконец, научиться его завязывать. Это оказалось, во-первых, очень просто; а, во-вторых, удобно и надежно настолько, что все последующие закрепления оплетки огонов и сплесней в обвязке блоков выполнял только этим узлом. Вывод очевиден – надо не лениться пробовать все и избирать для себя подходящее.
От технологий пора перейти к самому такелажу. Интересно, что процесс поиска информации и раздумий о правильности и осмысленности отдельных элементов был не менее увлекателен и более длителен, чем сами работы.
Сведения у разных авторов более чем противоречивые, изучение английских источников (Steel) выявил явные огрехи перевода в русских изданиях, а по маленьким судам информация в целом очень скудная. В результате сравнения книжных данных и применения инженерного здравого (надеюсь) смысла, на модели исчезли ахтер-брасы, но появились бухты троса возле верхних блоков гинцов дирик-фала и гафель-гарделя. Изменена проводка рей-гарделя. Трижды менялись нити в талрепах вант по цвету и размеру. Добавлены деревянные ворсты на вантах – единственный, как оказалось для меня, способ достичь стабильности положения нижних концов вант и уток на них.
Для выбленок (после изучения литературы) была куплена более тонкая нить в магазине для портных. Оставалось ее провощить и завязать 320 узелков. А великолепные чертежи и схемы вдохновили на максимально сложное, пусть даже и не безупречное, выполнение всех стропов.
Помощники.
Немного об инструменте. Как всегда хитом был модельный нож №11. Для дерева использовались интенсивно: утюжок, шкурники от Amati, минидрель в станке от Proxxon с гибким валом. Очень пришлись ко двору и были интенсивно востребованы цилиндрическая и дисковая шкурки для минидрели.
Конечно же, пинцеты для такелажа, разные зажимы, прищепки и подставка с зажимами «третья рука» (от радиолюбителей). Набор американский, поэтому очень желательна металлическая линейка с дюймовой разметкой. Открытием, хотя и запоздалым, стали кусачки (ножнички) для фототравленки — ими очень удобно работать с такелажем. Вещица весьма дорогая, но, по-моему, того стоит.
Огорчили круглогубцы – не смог найти хорошие с высокой боковой устойчивостью, хотя перепробовал несколько штук. Кроме перечисленного, использовалось огромное множество не упомянутого инструмента, самодельных простеньких приспособлений и кондукторов для сборки.
Финиш!
Итак, модель готова. Результат самому очень понравился и тому есть несколько причин. Во-первых, был найден очень удачный набор и прототип. Во-вторых, удалось сделать модель, значительно превосходящую первую по уровню детализации и качества. В-третьих, не смотря на некоторую усталость, хочется продолжать делать модели, что, вероятно, и будет исполнено после небольшого перерыва.
Готовая модель парусника Virginia Armed Sloop
Для кого этот набор? Руководствуясь чертежами и инструкцией с предложенными упрощениями, модель может собрать и начинающий, но обидно будет не использовать шанс сделать красивую и хорошо проработанную модель. Так что советов давать не буду – каждый пусть решает сам.
PS. Дополнительные фотографии можно посмотреть в Галерее
Статьи на тему:
01.01.1970 | Arrow |
01.01.1970 | Pride Of Baltimore |
01.01.1970 | Armed Longboat, 1750-1760 |
01.01.1970 | Flying Fish |
01.01.1970 | USS Syren |
01.01.1970 | USS Constitution (Model Shipways) |
01.01.1970 | USN PICKET BOAT #1 |
01.01.1970 | Dutch Gun Boat N2 |
01.01.1970 | Virginia Armed Sloop |
01.01.1970 | New Bedford whaleboat |
Источник: www.shipmodeling.ru
Как сделать парус на лодку ПВХ своими руками?
Screenshot 3
Практически у каждого рыболова-любителя или профессионала есть лодка ПВХ. На озерах со спокойной водой ею легко управлять, но на водоемах с более-менее сильным течением возникает необходимость фиксировать лодку в одном положении, чтобы она не крутилась от ветра и волн. Для этого используются якорь-паруса, направляющие лодку по течению с одной с ним скоростью, чтобы при этомснасти не выносило из-под нее. Сделать такой парус своими руками несложно, такое приспособление поможет повысить эффективность рыбной ловли, подарив возможность наслаждаться процессом, не отвлекаясь на попытки усмирить плавсредство. Основным преимуществом использования водного паруса является то, что руки освобождаются от весел, следовательно, не устают от постоянной гребли.
Водный парус-якорь своими руками
Водный парус-якорь своими руками
Водный парус представляет собой изделие в форме конуса или пирамиды с открытым основанием. Основание состоит из металлического обруча или крестовины, к нему присоединены четыре стропы для крепления к якорному канату. Якорь тянется благодаря оттягивающему тросу, прикрепленному к вершине паруса. У якорь-паруса имеется специальный буек для спуска и подъема конструкции в воду, а также определения его местонахождения в воде.
Современные водные паруса имеют две основных функции: первая заключается в помощи плоту, яхте или лодке оставаться на плаву и не переворачиваться от волн и ветра, а вторая – в замедлении дрейфа плавсредства. При изготовлении паруса на лодку ПВХ своими руками следует иметь ввиду, что длина якорного троса должна соответствовать периоду волны и быть не меньше пяти длин маломерного судна. Для его изготовления используется нейлон, закрученный в три пряди.
Длина самого якоря-паруса должна составлять от двух до четырёх метров, эти габариты зависят от размеров лодки ПВХ.
Диаметр парусного купола составляет примерно 120-150 см, в его центре обязательно должно быть отверстие для входа воды, диаметр которого можно отрегулировать с помощью шнура. Стропы позволяют регулировать скорость хода плавсредства. Материал, из которого изготавливается парус, напрямую влияет на срок его службы.
Он может изготавливаться из толстого полиэтилена или плотной водоотталкивающей ткани. Эффективность водного паруса зависит от длины якорного троса – чем он длиннее, тем эффективнее его использование. Правильной при длине парусных строп 1,5 метра считается длиной троса 10 метров. К нижней части якоря прикрепляется груз.
ВВЕДЕНИЕ
Надувные лодки с вспомогательным парусным вооружением предназначены для прогулок в светлое время суток по рекам, озерам и водохранилищам с удалением от берега до 500м., при скорости ветра до 6 м/сек. и при высоте волны не более 0,25м. Применение парусного вооружения на этих судах даже небольшой площади при выходах на воду (как в походах, так и на прогулках) увеличивает количество положительных эмоций у экипажей на порядок. Любой желающий может испытать всю прелесть парусного плавания на «открытом» водоеме. Установка на надувной лодке «Латинского» грота позволяет быстро переходить от движения под парусом (при попутном или боковом ветре) к гребле (при встречном ветре или в штиль) и наоборот. Таким образом, надувная лодка с комплектом вспомогательного парусного вооружения представляет собой парусно-гребное судно.
Паруса своими руками из ткани
Парус своими руками из ткани
Паруса из ткани своими руками делаются достаточно просто.Для изготовления парусного купола необходимо взять брезентовую или капроновую ткань, плащевку размером 1,5 на 2 метра. Чтобы получился ровный купол, ее складывают вчетверо, рисуется кривая линия от верхнего конца, затем по этой линии делается разрез. В результате получится четыре куполообразных отрезка, которые необходимо сшить друг с другом. Чтобы получить купол правильной формы, рекомендуется предварительное изготовление бумажных заготовок парусного якоря. Для этого можно воспользоваться любой графической программой-редактором, чтобы затем распечатать и вырезать чертеж основной части водного паруса, или же сделать его из бумаги своими руками с помощью чертежных принадлежностей.
По нижней кромке получившегося купола пришивается полоска, внутрь которой вставляется капроновый шнур. Его длину можно регулировать, тем самым уменьшая или увеличивая диаметр кольца водного паруса. Но лучше всего использовать каркас для кольца из металла. Для этого понадобится кольцо из проволоки диаметром 6-8 мм или обычный, спортивный алюминиевый обруч. Размер обруча позволит лодке из ПВХ оставаться на плаву и обеспечит оптимальную скорость ее хода во время рыбалки.
Кольцо из проволоки или обруча обтягивается брезентовой или капроновой тканью так, чтобы не образовалось провисания. Диаметр круга нужно разделить на три равные части, к этим участкам привязать стропы метровой длины, которые соединяются концами воедино. К верхней части водного паруса из ткани нужно привязать пятилитровую пластиковую бутылку, а к нижней – небольшой груз.
Благодаря такой конструкции якорь будет держаться струе течения, и оставаться на плаву в вертикальном положении. Однако, если погода слишком ветреная, пятилитровую емкость нужно заменить пол-литровой, чтобы якорь немного уходил под воду, а не надувался над ней. Тогда он позволит стабильно удерживать курс корабля по течению.
Оборудование корпуса лодки
Стенки швертового колодца выпиливают из остатков фанерных обрезков. На каждую стенку с внешней стороны эпоксидным клеем приклеивают по две планки, а между стенками по краям колодца вклеивают бруски, которые, слегка выступая снизу, образуют шипы по размерам щели в днище.
Из доски размером 1100x250x20 мм делают среднюю банку. В центре её, на 1/4 ширины банки вырезается выемка по размерам короба швертового колодца. Благодаря соединению с банкой, швертовый колодец получит дополнительную опору и станет прочнее. Своими концами доска банки опирается на прикреплённые к бортам швертбота рейки.
В корпус устанавливают шпангоут, который добавляет лодке прочности и жёсткости.
По верхнему борту на клее и шурупах прикрепляют привальный брус. Если длина заготовки недостаточна, то её можно нарастить, соединив две части «на ус». Сухой брус трудно изогнуть надлежащим образом вдоль борта (особенно в районе носа). Поступайте следующим образом: в месте изгиба обмотайте заготовку тряпками и поливайте кипятком из чайника.
Через некоторое время брус в этом месте станет гибким, и будет совсем нетрудно изогнуть его так, как необходимо. Перед креплением с наружной стороны борта к привальному брусу на клее устанавливаются дистанционные проставки. Кроме защиты бортов, установленные на клее и шурупах планшири вместе с накладками с внутренней стороны бортов придают корпусу необходимую прочность и жёсткость.
После застывания клея на привальном брусе его тщательно зачищают. В носу и по углам кормы на него ставят на шурупах фанерные кницы.
К форштевню на шурупах (можно и на гвоздях) прикрепляют деревянную накладку, которой придают обтекаемую полукруглую форму.
Отдельно из обрезков тонкой доски и фанеры собирают узел крепления мачты, который устанавливают в носовой части корпуса. При установке швертового колодца над щелью в днище под него подкладывают кусок ткани, пропитанный эпоксидной смолой, после чего шурупами притягивают колодец. Выступающие через щель брусья короба колодца обрезают заподлицо с обшивкой днища.
В корме вплотную к транцу на высоте около 150 мм на шурупах и клее по бортам закрепляют две рейки, на которых будет лежать кормовая банка. Хотя в конструкции французской лодки её не предусмотрено, но лучше её сделать. Во время плавания в корпусе всегда появляется вода, а сидеть в намокшей одежде на днище не очень приятно. К тому же под кормовую банку (и в носовой части тоже) помещают бруски из пенопласта, которые в аварийном случае обеспечат непотопляемость судна.
Наверняка вы захотите походить в этой лодке на вёслах. А как иначе подойти к берегу в полный штиль? Остаётся поставить уключины. На этом оборудование корпуса заканчивается.
Перед окончательной оклейкой лодки стеклотканью снаружи и изнутри её следует тщательно зачистить, убрав все шероховатости и подтёки смолы, иначе ваше изделие будет иметь неаккуратный вид.
Рис. 2. Парусное вооружение лодки, шверт и руль:
1 — плоский раскрой паруса; 2 — шверт; 3 — румпель; 4 — мачта; 5 — реи (гик и верхний реек); 6 — навеска руля на транец (а — петли, закрепляемые снаружи на верхнем и нижнем брусках обвязки транца; б — шкворень; в — скоба, закрепляемая на пере руля); 7 — перо руля.
Ссылка по теме: Детская лодка своими руками – как сделать, чертежи и фото
Юный техник — для умелых рук 1985-06, страница 6
Парус на резиновой лодке
Надувную резиновую лодку нетрудно превратить в парусную. Правда, на ней не удастся установить обычную мачту, Поэтому применяют парусное вооружение иного типа. Посмотрите на рисунок. Стсячий такелаж здесь отсутствует. Рангоут состоит из базовой трубы-поперечины 6, двух трубок мачты 4 и реи 5.
Базовая труба диаметром около 30 мм вставляется в уключины лодки 1. К ее концам болтами и гайками М5 крепят концы трубок 4 сдвоенной Л-образной мачты. Верхние концы трубок соединяют между собой и с реем сквозным соединительным болтом и гайками М5. Трубки, образующие мачту и рей, имеют диаметр 15 мм и могут быть изготовлены из старых дюралюминиевых лыжных палок. Рей можно сделать разборным, причем соединительную трубку длиной 2С0 мм удобнее всего поставить как раз в месте соединения рея с мачтой.
На верхнем конце рея устанавливают петлю для фала. Своим нижним концом рей крепится к петле на носу лодки при помощи скобы из стальной проволоки диаметром 5 мм. Петля представляет собой круг или прямоугольник из листовой резины толщиной 5 мм.
Рей наклонен под углом 60° (меньший угол ухудшит работу паруса на полных курсах, а больший — увеличит давление рея не корпус лодки). Размеры трубок зависят от длины
лодки. Выбрав место крепления рея к корпусу на носу лодки, замерьте расстояние до базовой трубы, продетой через уключины. Для двухместной надувной лодки размером 2200 мм это расстояние равно 1000 мм. Следовательно, длину мачтовых трубок принять тоже равными 1000 мм, а рея — 1800 мм.
Шверцы 7 изготавливают из дюралюминия толщиной 3 мм и надевают на концы базовой трубки, выступающие за борта лодки. Деревянные щеки — накладки толщиной 10 мм (из фанеры или доски) придают жесткость шверцам и уменьшают угол их отклонения в продольной плоскости. КромЪ того, штифт диаметром 6 мм препятствует повороту швер-цов относительно оси базовой трубы. Положение шверцов по длине базовой трубы фиксируется дюралюминиевыми втулками, болтами и гайками М5.
Парус 3 из тонкого брезента представляет собой равносторонний треугольник со стороной 1750 мм, вершина которого (фаловый угол) сдвинута к носу относительно базовой трубы на размер 150…200 мм. Применение такого паруса позволяет вдвое увеличивать площадь парусности на полном курсе. С внешней стороны сгиба по передней шкаторине (линия В—Г) пришивают ликтрос, которым закрепляют парус на реи. Во всех четырех углах паруса имеются люверсы. Шкоты 2 заводятся в люверсы шкотового угла паруса, а для крепления галсового угла используется та же скоба, которая соединяет нижний конец рея с резиновой петлей.
Рулем служит весло, продетое в резиновую уключину, закрепленную в корме.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ, УХОД, РЕМОНТ, ХРАНЕНИЕ.
Постоянно нужно следить за креплением элементов вооружения – затяжкой гаек, узлами на шкертах (веревках) и т.д. Швы парусов необходимо периодически осматривать, при разрушении ремонтировать лавсановыми или капроновыми нитками (повреждения лучше устранять в начальной стадии). На снастях быстрее всего изнашиваются коренные концы фалов (место крепления к узлам паруса). При заметном износе этого места фал можно закрепить другим (ходовым) концом.
Хранить парусное вооружение следует в сухом закрытом помещении при температуре не ниже +2 °C.
ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ
УСТАНОВКА МАЧТЫ
На подмачтовую балку (7) надеть и закрепить широкой пластиной по центру подмачтовой балки степс (стакан)(8). Установить подмачтовую балку ближе к носу лодки на продольные прямоугольные опорные трубы (9 и 10) и закрепить узкими пластинами с помощью болтов М8.
Установить раму на слабо накачанную лодку и закрепить лентами с пряжкой к закладным деталям на корпусе лодки или к нижним петлям, расположенным в донном шве лодки. Если в Вашей модификации лодки точки крепления отсутствуют, рекомендуем приклеить дополнительные полукольца или петли. Собрать мачту (1), продеть фал (5) в верхнее кольцо (13) мачты. Мачту установить в степс на подмачтовой балке.
КОМПЛЕКТАЦИЯ
КРЕПЕЖ МАЧТЫ НА НАДУВНОЙ ЛОДКЕ
для открытых гребных лодок с высотой надводного борта (при загруженности по ватерлинию) 0,3 метра, а также для лодок, имеющих хотя бы узкую палубу вдоль бортов, площадь парусов рассчитывается по формуле: | ||
1 | Рангоут: | |
— труба низ мачты Ф 40х1,5 мм. | 1 шт. | |
— труба верх мачты Ф 40х1,5 мм. | 1 шт. | |
— труба опорная 30х30х2 мм. | 2 шт. | |
— труба подмачтовая 40х60х1400 мм. | 1 шт. | |
2 | Крепеж: | |
— Винт М8х80 | 4 шт. | |
— Винт — кольцо М8х60 | 3 шт. | |
— Гайка самоконтрящяяся М8 | 1 шт. | |
— Гайка барашек М8 | 6 шт. | |
— Шайба Ф8 увелич. | 8 шт. | |
3 | Пластина узкая | 2 шт. |
4 | Пластина широкая | 1 шт. |
5 | Стакан мачты | 1 шт. |
6 | Лента с пряжкой 1 м. | 4 шт. |
7 | Паспорт | 1 шт. |
8 | Упаковка | 1 шт. |
ГРОТ «ЛАТИНСКИЙ»
1 | Парус грот «Латинский» – 3,5/4,2/4,9 м2 | 1 шт. |
2 | Рангоут: | |
— труба нижний реек 30х1 мм | 2 шт. (для 4,9 м2 – 3 шт.) | |
— труба верхний реек 30х1 мм | 3 шт. | |
3 | Крепеж: | |
— винт М6х25 | 4 шт. | |
— гайка барашаек М6 | 4 шт. | |
— шайба М6 увеличенная | 4 шт. | |
4 | Скоба 32 мм | 5 шт. |
5 | Карабин 5 мм | 4 шт. |
6 | Крючек s-образный 3 мм | 1 шт. |
7 | Лена с пряжкой | 1 шт. |
8 | Веревка 5 мм – 0,5 м | 2 шт. |
9 | Веревка 7 мм жесткая – 5 м (фал) | 1 шт. |
10 | Веревка 7 мм мягкая – 5 м (шкот) | 1 шт. |
11 | Пакет п/э для паруса | 1 шт. |
12 | Упаковка (п/э) | 1 шт. |
ШВЕРЦЫ С КРЕПЛЕНИЕМ НА НАДУВНУЮ ЛОДКУ
1 | Шверц (весло) | 2 шт. |
2 | Консоль на лодку | 2 шт. |
3 | Пластина малая | 2 шт. |
4 | Крепеж | |
— Винт М10х50 | 2 шт. | |
— Винт М8х70 | 4 шт. | |
— Гайка-барашек М10 | 2 шт. | |
— Гайка-барашек М8 | 4 шт. | |
— Шайба Ф10 | 2 шт. | |
— Шайба Ф8 | 4 шт. | |
5 | Пакет упаковочный | 1 шт. |
КОРМОВАЯ БАЛКА
1 | Труба поперечная 30х30х2 мм. | 1 шт. |
2 | Труба продольная 25х25х2 мм. | 1 шт. |
3 | Крепеж | |
— винт М8х70 | 2 шт. | |
— гайка барашек М8 | 2 шт. | |
— шайба Ф8 увелич. | 2 шт. | |
— крючек S-образный 4мм. | 2 шт. | |
4 | Лента с пряжкой 1 м. | 2 шт. |
5 | Опорная пластина малая под М8 | 1 шт. |
6 | Описание. | 1 шт. |
7 | Упаковка (пакет п/э) | 1 шт. |
КОНСТРУКЦИЯ ПАРУСНОГО ВООРУЖЕНИЯ.
Основной парус – грот поднимается на закрепленной мачте, в слабый ветер можно использовать дополнительный рейковый стаксель. Паруса быстро ставятся и снимаются, спущенные не мешают грести, так как укладываются на баллоны вдоль борта.
Мачта устанавливается в алюминиевый стэпс (стакан) на подмачтовой балке, лежащей на двух опорных продольных трубах прямоугольного сечения с помощью четырех лент с пряжками.
На мачту (1) поднимается грот (2), растянутый двумя рейками – верхним (3) и нижним (4). Рейки заправляются в карманы, пришитые к передней и нижней шкаторинам (кромкам) грота. На мачту грот поднимается фалом (5), переброшенным через кольцо в верхней части мачты. После подъема грота ходовой (свободный конец) фала крепиться к подмачтовой балке. На нижнем рейке, ближе к его ноку (заднему концу) закреплен шкот грота (6) – снасть для управления парусом.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ
При эксплуатации парусно-гребной надувной лодки необходимо выполнять все требования данного «Руководства по эксплуатации» и «Правил плавания по внутренним водным путям РФ».
Не допускается эксплуатация судна:
Нельзя также выходить на воду без:
Перед спуском на воду необходимо проверить:
Необходимо переходить к движению на веслах в случаях:
Плавание на парусно-гребной лодке должно проходить вне судового хода. При движении под парусами их шкоты нужно держать в руках. Нельзя закреплять их за какие либо предметы. Начинать осваивать парусное вооружение следует при несильном ветре (до 4 м/сек), у берега, на неглубоком (до 1,3м) месте.
Источник: imaman.ru
Как сделать парус для надувной лодки своими руками
Практически у каждого рыболова-любителя или профессионала есть лодка ПВХ. На озерах со спокойной водой ею легко управлять, но на водоемах с более-менее сильным течением возникает необходимость фиксировать лодку в одном положении, чтобы она не крутилась от ветра и волн. Для этого используются якорь-паруса, направляющие лодку по течению с одной с ним скоростью, чтобы при этомснасти не выносило из-под нее. Сделать такой парус своими руками несложно, такое приспособление поможет повысить эффективность рыбной ловли, подарив возможность наслаждаться процессом, не отвлекаясь на попытки усмирить плавсредство. Основным преимуществом использования водного паруса является то, что руки освобождаются от весел, следовательно, не устают от постоянной гребли.
Водный парус-якорь своими руками
Водный парус-якорь своими руками
Водный парус представляет собой изделие в форме конуса или пирамиды с открытым основанием. Основание состоит из металлического обруча или крестовины, к нему присоединены четыре стропы для крепления к якорному канату. Якорь тянется благодаря оттягивающему тросу, прикрепленному к вершине паруса. У якорь-паруса имеется специальный буек для спуска и подъема конструкции в воду, а также определения его местонахождения в воде.
Современные водные паруса имеют две основных функции: первая заключается в помощи плоту, яхте или лодке оставаться на плаву и не переворачиваться от волн и ветра, а вторая – в замедлении дрейфа плавсредства. При изготовлении паруса на лодку ПВХ своими руками следует иметь ввиду, что длина якорного троса должна соответствовать периоду волны и быть не меньше пяти длин маломерного судна. Для его изготовления используется нейлон, закрученный в три пряди.
Длина самого якоря-паруса должна составлять от двух до четырёх метров, эти габариты зависят от размеров лодки ПВХ.
Диаметр парусного купола составляет примерно 120-150 см, в его центре обязательно должно быть отверстие для входа воды, диаметр которого можно отрегулировать с помощью шнура. Стропы позволяют регулировать скорость хода плавсредства. Материал, из которого изготавливается парус, напрямую влияет на срок его службы.
Он может изготавливаться из толстого полиэтилена или плотной водоотталкивающей ткани. Эффективность водного паруса зависит от длины якорного троса – чем он длиннее, тем эффективнее его использование. Правильной при длине парусных строп 1,5 метра считается длиной троса 10 метров. К нижней части якоря прикрепляется груз.
ВВЕДЕНИЕ
Надувные лодки с вспомогательным парусным вооружением предназначены для прогулок в светлое время суток по рекам, озерам и водохранилищам с удалением от берега до 500м., при скорости ветра до 6 м/сек. и при высоте волны не более 0,25м. Применение парусного вооружения на этих судах даже небольшой площади при выходах на воду (как в походах, так и на прогулках) увеличивает количество положительных эмоций у экипажей на порядок. Любой желающий может испытать всю прелесть парусного плавания на «открытом» водоеме.
Установка на надувной лодке «Латинского» грота позволяет быстро переходить от движения под парусом (при попутном или боковом ветре) к гребле (при встречном ветре или в штиль) и наоборот. Таким образом, надувная лодка с комплектом вспомогательного парусного вооружения представляет собой парусно-гребное судно.
Паруса своими руками из ткани
Парус своими руками из ткани
Паруса из ткани своими руками делаются достаточно просто.Для изготовления парусного купола необходимо взять брезентовую или капроновую ткань, плащевку размером 1,5 на 2 метра. Чтобы получился ровный купол, ее складывают вчетверо, рисуется кривая линия от верхнего конца, затем по этой линии делается разрез. В результате получится четыре куполообразных отрезка, которые необходимо сшить друг с другом. Чтобы получить купол правильной формы, рекомендуется предварительное изготовление бумажных заготовок парусного якоря. Для этого можно воспользоваться любой графической программой-редактором, чтобы затем распечатать и вырезать чертеж основной части водного паруса, или же сделать его из бумаги своими руками с помощью чертежных принадлежностей.
По нижней кромке получившегося купола пришивается полоска, внутрь которой вставляется капроновый шнур. Его длину можно регулировать, тем самым уменьшая или увеличивая диаметр кольца водного паруса. Но лучше всего использовать каркас для кольца из металла. Для этого понадобится кольцо из проволоки диаметром 6-8 мм или обычный, спортивный алюминиевый обруч. Размер обруча позволит лодке из ПВХ оставаться на плаву и обеспечит оптимальную скорость ее хода во время рыбалки.
Кольцо из проволоки или обруча обтягивается брезентовой или капроновой тканью так, чтобы не образовалось провисания. Диаметр круга нужно разделить на три равные части, к этим участкам привязать стропы метровой длины, которые соединяются концами воедино. К верхней части водного паруса из ткани нужно привязать пятилитровую пластиковую бутылку, а к нижней – небольшой груз.
Благодаря такой конструкции якорь будет держаться струе течения, и оставаться на плаву в вертикальном положении. Однако, если погода слишком ветреная, пятилитровую емкость нужно заменить пол-литровой, чтобы якорь немного уходил под воду, а не надувался над ней. Тогда он позволит стабильно удерживать курс корабля по течению.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ
Площадь грота | 3,5/4,2/4,9 м2 |
Высота мачты (от верха основных баллонов) | 2,5 м |
Тип грота (основного паруса) | Латинский |
Габариты вооружения в упаковке (длинна х ширина х высота) | 1,45 х 0,25 х 0,25 м |
Масса в упаковке к-та (со шверцами) | 10 кг |
ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ
УСТАНОВКА МАЧТЫ
На подмачтовую балку (7) надеть и закрепить широкой пластиной по центру подмачтовой балки степс (стакан)(8). Установить подмачтовую балку ближе к носу лодки на продольные прямоугольные опорные трубы (9 и 10) и закрепить узкими пластинами с помощью болтов М8.
Установить раму на слабо накачанную лодку и закрепить лентами с пряжкой к закладным деталям на корпусе лодки или к нижним петлям, расположенным в донном шве лодки. Если в Вашей модификации лодки точки крепления отсутствуют, рекомендуем приклеить дополнительные полукольца или петли. Собрать мачту (1), продеть фал (5) в верхнее кольцо (13) мачты. Мачту установить в степс на подмачтовой балке.
СБОРКА И УСТАНОВКА ГРОТА «ЛАТИНСКИЙ»
Соберите верхний (3) и нижний (4) рейки паруса и вставьте их в карманы передней и нижней шкаторин (кромок) соответственно, постепенно надвигая на рейки хомуты с карабинами (14). Рейки впереди соединить хомутом (15), притянуть веревкой передний угол паруса к хомутам, задний угол к крючку на рейке (16). Затянуть все хомуты с карабинами по центру вырезов в карманах паруса.
Закрепить фал (5) к карабину верхнего рейка, с другой стороны фала на расстоянии 2 м от конца завязать узел для страховки от «убегания» из кольца. Поднять парус и фал закрепить на подмачтовой балке. Ленту с пряжкой (17) закрепить петлей за карабин на нижнем рейке паруса и пропустить через подмачтовую балку. Ленту продеть в пряжку и растянуть парус. Шкот (6) закрепить на раме каркаса и пропустить в карабин на нижнем рейке паруса.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ, УХОД, РЕМОНТ, ХРАНЕНИЕ.
Постоянно нужно следить за креплением элементов вооружения – затяжкой гаек, узлами на шкертах (веревках) и т.д. Швы парусов необходимо периодически осматривать, при разрушении ремонтировать лавсановыми или капроновыми нитками (повреждения лучше устранять в начальной стадии). На снастях быстрее всего изнашиваются коренные концы фалов (место крепления к узлам паруса). При заметном износе этого места фал можно закрепить другим (ходовым) концом.
Разборка парусного вооружения проводится в порядке обратном сборке. Мелкие детали складываются в пластиковый пакет. Места соединения элементов вооружения тщательно очищают от грязи и песка, влажные снасти и другие принадлежности из ткани и пленки перед укладкой просушивают. Паруса складывают «гармошкой» вдоль нижней шкаторины (ширина «складки» -300…500 мм), затем получившуюся полосу – в перпендикулярном направлении. Снасти сматывают в бухты.
Хранить парусное вооружение следует в сухом закрытом помещении при температуре не ниже +2 °C.
КОМПЛЕКТАЦИЯ
КРЕПЕЖ МАЧТЫ НА НАДУВНОЙ ЛОДКЕ
1 | Рангоут: | |
— труба низ мачты Ф 40х1,5 мм. | 1 шт. | |
— труба верх мачты Ф 40х1,5 мм. | 1 шт. | |
— труба опорная 30х30х2 мм. | 2 шт. | |
— труба подмачтовая 40х60х1400 мм. | 1 шт. | |
2 | Крепеж: | |
— Винт М8х80 | 4 шт. | |
— Винт — кольцо М8х60 | 3 шт. | |
— Гайка самоконтрящяяся М8 | 1 шт. | |
— Гайка барашек М8 | 6 шт. | |
— Шайба Ф8 увелич. | 8 шт. | |
3 | Пластина узкая | 2 шт. |
4 | Пластина широкая | 1 шт. |
5 | Стакан мачты | 1 шт. |
6 | Лента с пряжкой 1 м. | 4 шт. |
7 | Паспорт | 1 шт. |
8 | Упаковка | 1 шт. |
ГРОТ «ЛАТИНСКИЙ»
1 | Парус грот «Латинский» – 3,5/4,2/4,9 м2 | 1 шт. |
2 | Рангоут: | |
— труба нижний реек 30х1 мм | 2 шт. (для 4,9 м2 – 3 шт.) | |
— труба верхний реек 30х1 мм | 3 шт. | |
3 | Крепеж: | |
— винт М6х25 | 4 шт. | |
— гайка барашаек М6 | 4 шт. | |
— шайба М6 увеличенная | 4 шт. | |
4 | Скоба 32 мм | 5 шт. |
5 | Карабин 5 мм | 4 шт. |
6 | Крючек s-образный 3 мм | 1 шт. |
7 | Лена с пряжкой | 1 шт. |
8 | Веревка 5 мм – 0,5 м | 2 шт. |
9 | Веревка 7 мм жесткая – 5 м (фал) | 1 шт. |
10 | Веревка 7 мм мягкая – 5 м (шкот) | 1 шт. |
11 | Пакет п/э для паруса | 1 шт. |
12 | Упаковка (п/э) | 1 шт. |
ШВЕРЦЫ С КРЕПЛЕНИЕМ НА НАДУВНУЮ ЛОДКУ
1 | Шверц (весло) | 2 шт. |
2 | Консоль на лодку | 2 шт. |
3 | Пластина малая | 2 шт. |
4 | Крепеж | |
— Винт М10х50 | 2 шт. | |
— Винт М8х70 | 4 шт. | |
— Гайка-барашек М10 | 2 шт. | |
— Гайка-барашек М8 | 4 шт. | |
— Шайба Ф10 | 2 шт. | |
— Шайба Ф8 | 4 шт. | |
5 | Пакет упаковочный | 1 шт. |
КОРМОВАЯ БАЛКА
1 | Труба поперечная 30х30х2 мм. | 1 шт. |
2 | Труба продольная 25х25х2 мм. | 1 шт. |
3 | Крепеж | |
— винт М8х70 | 2 шт. | |
— гайка барашек М8 | 2 шт. | |
— шайба Ф8 увелич. | 2 шт. | |
— крючек S-образный 4мм. | 2 шт. | |
4 | Лента с пряжкой 1 м. | 2 шт. |
5 | Опорная пластина малая под М8 | 1 шт. |
6 | Описание. | 1 шт. |
7 | Упаковка (пакет п/э) | 1 шт. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ
При эксплуатации парусно-гребной надувной лодки необходимо выполнять все требования данного «Руководства по эксплуатации» и «Правил плавания по внутренним водным путям РФ».
Не допускается эксплуатация судна:
- с нагрузкой более штатной, включая вес установленного парусного вооружения;
- в темное время суток;
- во время грозы;
- при ветре более 6 м/сек, волне выше 0,25 м и удалении от берега более 500 м;
- лицами не умеющими плавать.
Нельзя также выходить на воду без:
- одетых на экипаж спасательных жилетов;
- наличия на борту исправного средства для накачивания баллонов лодки воздухом.
Перед спуском на воду необходимо проверить:
- правильность сборки всех узлов и надежность их соединения;
- правильность укладки снастей, они должны быть разобраны и уложены так, чтобы не запутывались при работе с парусами. Снасти не должны быть зажаты или завалены какими либо предметами.
Необходимо переходить к движению на веслах в случаях:
- повреждения поплавка баллона;
- приближения грозы – ее пережидают на ближайшем участке берега, обязательно сняв мачту; если гроза застала судно на воде, двигаться к берегу необходимо также со снятой мачтой;
- усиление ветра сверх разрешенного предела; парус следует спускать только при положении судна носом против ветра;
- при движении под низко висящими проводами линий электропередач; проходить их следует поближе к береговой опоре, сняв, если нужно верхнюю часть мачты;
- при пересечении судового хода, если ветер слабый и неустойчивый, судовой ход следует пересекать перпендикулярно его направлению.
Плавание на парусно-гребной лодке должно проходить вне судового хода. При движении под парусами их шкоты нужно держать в руках. Нельзя закреплять их за какие либо предметы. Начинать осваивать парусное вооружение следует при несильном ветре (до 4 м/сек), у берега, на неглубоком (до 1,3м) месте.
КОНСТРУКЦИЯ ПАРУСНОГО ВООРУЖЕНИЯ.
Основной парус – грот поднимается на закрепленной мачте, в слабый ветер можно использовать дополнительный рейковый стаксель. Паруса быстро ставятся и снимаются, спущенные не мешают грести, так как укладываются на баллоны вдоль борта.
Мачта устанавливается в алюминиевый стэпс (стакан) на подмачтовой балке, лежащей на двух опорных продольных трубах прямоугольного сечения с помощью четырех лент с пряжками.
На мачту (1) поднимается грот (2), растянутый двумя рейками – верхним (3) и нижним (4). Рейки заправляются в карманы, пришитые к передней и нижней шкаторинам (кромкам) грота. На мачту грот поднимается фалом (5), переброшенным через кольцо в верхней части мачты. После подъема грота ходовой (свободный конец) фала крепиться к подмачтовой балке. На нижнем рейке, ближе к его ноку (заднему концу) закреплен шкот грота (6) – снасть для управления парусом.
Шверцы крепятся к задней части продольной опорной трубы с внешней стороны.. В качестве руля используется весло, закрепленн0е на задней рулевой балке в уключине.
При ширине лодки от 1,3 м и более использование аутригеров не требуется (поперечной устойчивости достаточно).
Источник: mgk-ladya.ru