Парус для лодки как сделать

ВМЕСТО ВЕСЕЛ - ПАРУС

Популярную у любителей отдыха на воде надувную лодку «Волна» нетрудно преобразовать в настоящий парусный швертбот. Публикуемые в этом номере чертежи универсального парусного вооружения, отмеченного на IV конкурсе лучших парусно-туристских судов дипломом I степени, можно использовать для любых «надувнушек» и небольших катамаранов.

Лодка вооружена лишь одним парусом — гротом. Такое вооружение («кэт») наиболее эффективно по аэродинамике и просто в освоении.

Нагрузки от паруса, руля, шверца и откренивающего рулевого в надувной лодке принимает на себя трубчатая силовая рама. Она состоит из двух продольных и двух поперечных балок — подмачтовой и кормовой. Посередине первой фиксируется нижняя часть мачтового стакана, в который свободно вставляется мачта. Положение верхней части стакана определяется четырьмя распорками, идущими к продольным балкам. Рама крепится к корпусу с помощью шести широких петель, приклеенных к бортовым баллонам.

Как установить парус на надувную лодку

Материалом для изготовления рамы служат дюралюминиевые трубы из сплава Д16Т.

Рис. 1. Паруемое вооружение надувной лодки «Волна»

Шверц шарнирно закрепляется на левом конце подмачтовой балки, а руль на правой оконечности кормовой поперечины. При таком «диагональном» их расположении общий центр бокового сопротивления судна находится в районе его продольной оси и на необходимом удалении от мачты. Этим достигается хорошая парусная центровка лодки.

Некоторое стремление приводиться носом к ветру на всех курсах легко компенсируется отклонением пера на небольшой угол. Для обеспечения уверенной управляемости лодки руль имеет большую площадь. Манипулируют им с помощью удлинителя румпеля, перемещая его вдоль лодки, поэтому рулевой может находиться в любом месте кокпита.

Перо руля вырезают из листового дюралюминия толщиной 4 мм. Его переднюю кромку плавно закругляют, а заднюю стачивают почти на острие под углом около 20°. В рабочее положение оно опускается под собственным весом, а поднимается вверх сорлинем из капронового тросика. При наезде на подводное препятствие перо автоматически откидывается.

Рис. 2. Конструкция рамы

Шверц изготавливают из сосновой или еловой доски толщиной 25 мм. Его форма — симметричная, максимум толщины расположен на расстоянии 40 % ширины от передней кромки. По мере приближения к задней кромке кривизна сечения постепенно уменьшается. Чистота поверхности и плавность сечений, особенно в районе передней кромки, во многом определяет качество работы шверца.

Заготовку тщательно обрабатывают шкуркой и лакируют, покрывая 5—8 слоями водостойкого лака. После полного высыхания каждого слоя шверц дополнительно обрабатывают мелкой шкуркой и втирают в него размолотый мел или зубной порошок.

Шверц используют только при движении острыми курсами или при ходе поперек ветра. Опускают и поднимают его вручную. В верхнем и нижнем положениях он фиксируется за счет силы трения, которую можно регулировать, меняя затяжку болтов.

Рис. 3. Узел установки шверца

При монтаже узлов руля и шверца очень важно обеспечить их жесткость и отсутствие люфтов, иначе может резко возрасти лобовое сопротивление швертбота, и он против ветра не пойдет.

Рис. 4. Узел установки руля

Мачта с парусом может делать полный поворот вокруг своей оси. Это важный элемент обеспечения безопасности плавания во время неожиданных шквалов с любых направлений или в других ситуациях, когда рулевой чувствует, что теряет контроль над лодкой, ему достаточно отпустить шкот, чтобы парус сам развернулся во флюгерное положение.

Мачта собирается из двух элементов. Нижнее колено — труба, выдерживающая изгибающий момент не менее 55 кгс*м, в районе степса дополнительно упрочняется вкладышем — трубой Ø 36X1,5 мм, длиной 800 мм. Завершает мачту верхнее колено из такой же трубы длиной 1800 мм. Оно вставляется в отверстие нижнего колена до упора в ограничитель — штифт Ø 5 мм.

Гик состоит из трех элементов — двух крайних секций, сделанных из прямых труб Ø 32X1, и средней секции, изогнутой в горизонтальной плоскости. Изгиб необходим для того, чтобы парус, имеющий криволинейную форму крыла, не ложился на гик на одном из галсов (в данном случае на левом галсе). Секции гика соединяются быстросъемными штифтовыми фиксаторами с резиновыми кольцами. К ноку крепят шкот, которым управляют парусом, и двухшкивный блок тали регулировки пуза (выпуклости) паруса. Пятка гика надевается на горизонтально расположенный болт, приваренный к стальной втулке, которая свободно скользит по мачте.

Подробней остановимся на изготовлении паруса. Из теории известно, что чем меньше его абсолютные размеры и отношение площади паруса к площади паразитного лобового сопротивления корпуса и экипажа яхты, тем сильнее зависимость лавировоч-нь:х качеств яхты от качества паруса — величины развиваемой им тянущей силы и отношения ее к силе лобового сопротивления. Парус надувной лодки должен быть даже более совершенным, чем у больших яхт, — по своим характеристикам приближаться к жесткому аэродинамическому крылу.

Рис. 5. Каркас паруса «Стриж»

Из современных парусов повышенной жесткости и эффективности выбран двухслойный типа «Стриж». Он хорошо работает и наиболее прост в изготовлении и эксплуатации.

Парус состоит из замкнутой автономной треугольной силовой рамы, имеющей достаточную жесткость, и опирающейся на нее парусины, которая не несет значительных нагрузок. Рама образуется мачтой, изогнутой в пределах ее упругих деформаций, тросиков-булиней задней и нижней шкаторин, которые соединяются в шкотовом углу паруса, и гика-распорки.

Рис. 6. Двухслойный парус «Стриж» 5-3,2 м2

Опыт показывает, что высококачественный двухслойный парус сделать гораздо легче, чем парус с карманом-обтекателем мачты или с ликтросом, входящим в ликпаз мачты. В то же время он наиболее совершенен аэродинамически. В пространство между полотнищами удается поместить мачту, и она не оказывает на работу паруса никакого вредного влияния. Все швы, боуты и усиливающие накладки оказываются внутри, наружные стороны паруса остаются гладкими.

Превращая «надувнушку» в парусный швертбот, стоит поработать и над ее корпусом. В первую очередь надо сделать носовой козырек — обязательно! Иначе лодку будет заливать. В походе носовую часть загружают объемными, но легкими вещами.

Рис. 7. Крепление рамы петлями

Ходкость лодки повысится, если продлить ее днище до кормовых оконечностей баллонов. Дополнительное днище можно сделать из любой прорезиненной ткани; подойдет и аптечная детская клеенка в два слоя. В надводной части ее приклеивают к поперечному и бортовым баллонам. Для доступа в образовавшийся кормовой водонепроницаемый багажник делают клапан на двух «молниях».

Читайте также:  Чем отличается катер от лодки

Сидеть в лодке лучше на накачанной надувной подушке. Она позволит равномернее распределить вес рулевого на днище, которое при этом не прогибается и не искажает обводов корпуса.

В штилевую погоду грести удобнее веслами байдарочного типа. Для этого можно использовать укороченное байдарочное весло или сделать его из штатных весел «Волны», соединив их с помощью отрезка дюралюминиевой трубки.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДВУХСЛОЙНОГО ПАРУСА «СТРИЖ»

Паруса типа «Стриж» шьют не по теоретическим чертежам, а по месту, непосредственно по рангоуту. С учетом отходов потребуется около 8 м2 ткани: плащ-палаточной, плащевой или лучших сортов тика. Чем прочнее и плотнее ткань, тем выше качество «крыла».

Порядок работы таков.

После изготовления каркаса паруса со всеми регулировками и проверки его работоспособности определяют размеры будущего паруса в положении нулевого пуза — при максимально прогнутой мачте. По полученным размерам выполняют чертеж его заготовки, наносят на нем линии швов с учетом припусков.

Затем разглаженную ткань расстилают на полу и наносят на ней шариковой авторучкой линии швов и отрезов. Тесьму вдоль основы надо срезать, а края промазать клеем БФ-6. Полотнища временно соединяют резиновым клеем и сшивают точно по прямой линии швом, изображенным на рисунке, — он меньше других стягивает парус.

На всех углах двух одинаковых полотнищ паруса пришивают боуты, оконечности шкаторин подкрепляют широкой корсажной лентой, а в шкотовые углы вшивают или впрессовывают металлические люверсы. Подгибают и заглаживают материал вдоль задних и нижних шкаторин. Полотнища паруса вдоль них предварительно сшивают машинным наметочным швом. При этом верхняя нитка ослабляется настолько, чтобы шов не затягивался.

Заготовка паруса должна получиться совершенно плоской.

Следующий этап. Расположенный горизонтально каркас паруса ставят в положение среднего пуза — 7 % и надевают на него заготовку паруса. Полотнища скрепляют иголками. Сметывать парус лучше иголками средней длины. Сначала их закалывают через полметра, а в конце сметывания доводят шаг до нескольких сантиметров.

Обходя парус по периметру и меняя положение иголок, добиваются, чтобы кривизна пуза паруса составила 7 % и плавно уменьшалась к задней шкаторине.

После того как сметанному парусу при среднем пузе будет придана желаемая форма, выставляют положение нулевого пуза и вновь корректировкой положения иголок добиваются, чтобы заготовка стала гладкой и плоской. Такой же корректировкой обеспечивается форма в положении максимального пуза (15 %).

Заменив на снятом парусе все иголки машинными наметочными швами, снова ставят его на рангоут, проверяют форму при всех величинах пуза и вносят необходимые поправки.

С правой и левой сторон наносится линия положения нижней шкаторины. Протыкая парус иголкой, с двух сторон ставят риски, фиксирующие взаимное положение полотнищ. Освободив рангоут, распускают наметочный шов нижней шкаторины. Набело сшивают переднюю шкаторину, изнутри к нем пришивают прочную тесьму, которая будет поддерживать в рабочем положении втулку гика.

ВМЕСТО ВЕСЕЛ - ПАРУС

После окончательной проверки формы паруса оформляют шкаторины и заменяют наметочные швы постоянными. По нижней шкаторине полотнища лучше не сшивать, а через каждые 5 см скрепить схватками из прочных ниток. По верхнему И нижнему торцам пришивают усиливающие полосы из корсажной ленты.

Парус ставят на горизонтально расположенный рангоут в положение нулевого пуза, обильно увлажняют и дают высохнуть. Благодаря этой операции исчезнут все мелкие морщинки, произойдет перераспределение и выравнивание напряжений в парусине. (В походных условиях его надо смачивать после каждого ходового дня и оставлять на ночь на рангоуте в горизонтальном положении.) Чтобы привести парус в рабочее состояние, достаточно потравить снасть для регулировки пуза.

В. ПЕРЕГУДОВ

Источник: modelist-konstruktor.com

Подвесной парус или как сделать из надувной лодки парусник.

подвесной парус на транце лодки

1

Альтернативное парусное вооружение для любой лодки имеющей транец под мотор — подвесной парус Катайнена.

Вспоминая годы молодые и те незабываемые впечатления которые испытываешь идя под парусом, подтолкнули меня к покупки такой прикольной штуки, как подвесной парус Катаинена, ну разумеется в его российском исполнении. В интернете в принципе полно его чертежей и схем и я уже почти решил самостоятельно заняться изготовлением паруса на основе подвески от старого подвесного лодочного мотора «Ветерок», но потом решил не жаться и поддержав нашего российского производителя приобрести готовое изделие… Почему-то я проникся доверием к парням из «вольного ветра» и думаю не ошибся.

Списавшись парой емайлов о качестве продукта и условиях поставки, перевёл им денежку и уже через неделю близлежащей ко мне транспортной компанией получил посылку. Весь процесс со стороны продавца сопровождался смс-сообщениями.

подвесной парус в упаковке

На пирон выдачи товаров мне был выставлен весьма внушительный ящик из мощных досок, думаю спасший бы вложенный в него ценный груз даже при стихийном бедствии. Начинка представляла из себя 2 мешка из симпатичной зелёной плащёвки, в которых всё устройство паруса и находилось. До дачи из машины я донёс их вообще без напряга — не тяжёлые вообщем. Размер можно прикинуть по отпечатку ноги на снегу на фото.

PERUS0021подвесной парусPERUS0022PERUS0023 угол парусаНа следующий день, заскочив на дачу, куда был свезён парусный груз, осмотрел содержимое. Всё сделано с виду очень качественно и эстетично. Те же струбцины крепления по сравнению с подвеской лодочного мотора смотрятся гораздо надёжней, покраска качественная… Трубы для сборной мачты, сам парус — всё сделано аккуратно и с виду надёжно…

Жаль что на улице разгар зимы и трескучие крещенские морозы, а то так и хочется «поднять паруса»

Собирать пока парус не стал — просто времени было впритык, это думаю тема для следующей статьи. А так сервисом и качеством товара я остался доволен — посмотрим как оно в деле…

Читайте также:  Лучшие подводные лодки борей

Постскриптум… Забегая вперед, а точнее возвращаясь к этой статье спустя 6 лет. Скажу что это была одна из моих лучших покупок — этот парус приобщил меня к завораживающему действу — хождению под парусами. Сейчас я уже приобрел настоящий дорогой швертбот и парус у него гораздо большего размера, но этот у меня в памяти навсегда. Спасибо и царствие небесное его изобретателю Катайнену, за то что он подарил людям этот вид парусов, дающих возможность попробовать что это такое ПАРУС!

Подвесной парус — вспомогательное парусное вооружение. Устанавливается на транце на месте подвесного мотора. Разработан финским конструктором Антеро Катайненом.

До этой модели Парус Катайнена уже выпускался в СССР, представляя из себя шпринтовое парусное вооружение, использующее парус от швертбота «Оптимист» площадью 3,5 m². Рангоут из алюминиевых труб закреплен на струбцине для установки на транец. К нижней части струбцины крепится руль, одновременно выполняющий роль киля.

Для уменьшения опасности опрокидывания лодки, снабжен резиновым амортизаторным шнуром, натянутым вдоль гика, который смягчает рывки паруса при поворотах через фордевинд (с зади) и порывах ветра. Кроме того, предусмотрен способ быстрого уменьшения парусности путем сбрасывания шпринтова c оттяжки. Центровка парусного вооружения производится регулировкой наклона мачты.

Конструкция имеет малый вес, легко устанавливается на любую гребную лодку, имеющую транец. Поскольку все вооружение вынесено из корпуса назад за транец, подвесной парус не занимает места в лодке.

Но если быть справедливым не без нюансов конечно обошлось — вот обзор поподробнее с отзывом о качестве и мнении о подвесном парусе от пользователя после определенного времени его использования на надувной лодке «Солар» и швертботе «Фофан» в качестве основного и дополнительного парусного вооружения.

НУ и собственно видео о подвесном парусном вооружении на любую лодку:

Попутного вам ветра!

ещё похожие статьи:

  1. Патент на подвесной парус Катайнена для установки на транец любой лодки
  2. Подвесной парус для лодки. Первые впечатления.
  3. Подвесной парус на надувной моторной лодке. Отзыв покупателя.
  4. Парусная лодка для рыбалки и отдыха. Мнение пользователя о лодке «Фофан» в варианте швертбот. Доработка для комфорта.
  5. Модернизированное парусное вооружение для небольшой лодки
  6. Опыт эксплуатации швертбота «Фофан». Мой первый оверкиль! Учимся на яхтингу на ошибках.
  7. Как ухаживать за парусами. Стирка, глажка парусов. Ремонт паруса.
  8. Колёса для лодки. Как транспортировать лодку до берега одному.

Источник: ruskemping.ru

Как сделать парус для надувной лодки своими руками

Практически у каждого рыболова-любителя или профессионала есть лодка ПВХ. На озерах со спокойной водой ею легко управлять, но на водоемах с более-менее сильным течением возникает необходимость фиксировать лодку в одном положении, чтобы она не крутилась от ветра и волн. Для этого используются якорь-паруса, направляющие лодку по течению с одной с ним скоростью, чтобы при этомснасти не выносило из-под нее. Сделать такой парус своими руками несложно, такое приспособление поможет повысить эффективность рыбной ловли, подарив возможность наслаждаться процессом, не отвлекаясь на попытки усмирить плавсредство. Основным преимуществом использования водного паруса является то, что руки освобождаются от весел, следовательно, не устают от постоянной гребли.

Водный парус-якорь своими руками

водный парус своими руками

Водный парус-якорь своими руками
Водный парус представляет собой изделие в форме конуса или пирамиды с открытым основанием. Основание состоит из металлического обруча или крестовины, к нему присоединены четыре стропы для крепления к якорному канату. Якорь тянется благодаря оттягивающему тросу, прикрепленному к вершине паруса. У якорь-паруса имеется специальный буек для спуска и подъема конструкции в воду, а также определения его местонахождения в воде.

Современные водные паруса имеют две основных функции: первая заключается в помощи плоту, яхте или лодке оставаться на плаву и не переворачиваться от волн и ветра, а вторая – в замедлении дрейфа плавсредства. При изготовлении паруса на лодку ПВХ своими руками следует иметь ввиду, что длина якорного троса должна соответствовать периоду волны и быть не меньше пяти длин маломерного судна. Для его изготовления используется нейлон, закрученный в три пряди.

Длина самого якоря-паруса должна составлять от двух до четырёх метров, эти габариты зависят от размеров лодки ПВХ.

Диаметр парусного купола составляет примерно 120-150 см, в его центре обязательно должно быть отверстие для входа воды, диаметр которого можно отрегулировать с помощью шнура. Стропы позволяют регулировать скорость хода плавсредства. Материал, из которого изготавливается парус, напрямую влияет на срок его службы.

Он может изготавливаться из толстого полиэтилена или плотной водоотталкивающей ткани. Эффективность водного паруса зависит от длины якорного троса – чем он длиннее, тем эффективнее его использование. Правильной при длине парусных строп 1,5 метра считается длиной троса 10 метров. К нижней части якоря прикрепляется груз.

Паруса своими руками из ткани

паруса своими руками из ткани

Парус своими руками из ткани
Паруса из ткани своими руками делаются достаточно просто.Для изготовления парусного купола необходимо взять брезентовую или капроновую ткань, плащевку размером 1,5 на 2 метра. Чтобы получился ровный купол, ее складывают вчетверо, рисуется кривая линия от верхнего конца, затем по этой линии делается разрез. В результате получится четыре куполообразных отрезка, которые необходимо сшить друг с другом. Чтобы получить купол правильной формы, рекомендуется предварительное изготовление бумажных заготовок парусного якоря. Для этого можно воспользоваться любой графической программой-редактором, чтобы затем распечатать и вырезать чертеж основной части водного паруса, или же сделать его из бумаги своими руками с помощью чертежных принадлежностей.

По нижней кромке получившегося купола пришивается полоска, внутрь которой вставляется капроновый шнур. Его длину можно регулировать, тем самым уменьшая или увеличивая диаметр кольца водного паруса. Но лучше всего использовать каркас для кольца из металла. Для этого понадобится кольцо из проволоки диаметром 6-8 мм или обычный, спортивный алюминиевый обруч. Размер обруча позволит лодке из ПВХ оставаться на плаву и обеспечит оптимальную скорость ее хода во время рыбалки.

Читайте также:  Кавитация лодочного мотора что это

Кольцо из проволоки или обруча обтягивается брезентовой или капроновой тканью так, чтобы не образовалось провисания. Диаметр круга нужно разделить на три равные части, к этим участкам привязать стропы метровой длины, которые соединяются концами воедино. К верхней части водного паруса из ткани нужно привязать пятилитровую пластиковую бутылку, а к нижней – небольшой груз.

Благодаря такой конструкции якорь будет держаться струе течения, и оставаться на плаву в вертикальном положении. Однако, если погода слишком ветреная, пятилитровую емкость нужно заменить пол-литровой, чтобы якорь немного уходил под воду, а не надувался над ней. Тогда он позволит стабильно удерживать курс корабля по течению.

Поделка корабль: 120 фото, шаблоны, чертежи и пошаговая инструкция как сделать кораблик

Поделки являются интересным видом досуга и обязательным элементом школьной программы по разным предметам.

Корабль своими руками: пошаговое фото и мастер класс для начинающих

Когда перед человеком стоит конкретная задача найти фото поделки корабля и сделать нечто подобное, но только своими руками, то он обращает пристальное внимание на возможность сделать это простым способом и чтобы получилось эффектно. Благо, что сегодня это вполне достижимо.

Корабль своими руками: пошаговое фото и мастер класс для начинающих

Как просто и быстро сделать корабль самостоятельно?

Если требуется качественно сделать поделку корабль и не вооружаться специальными инструментами и дорогими материалами, то есть несколько нехитрых решений:

  1. цветной картон;
  2. обычный картон;
  3. бумага;
  4. пенопласт;
  5. обычные трубочки для питья.

Корабль своими руками: пошаговое фото и мастер класс для начинающих

При работе с данными материалами потребуются дополнительные соединяющие составы или элементы. Это могут быть нитки, клей ПВА, клей из пистолета, пластилин и другие решения, которые подскажет фантазия и возможность удобного использования с макетом без порчи его внешнего вида.

Картонный корабль для школы

Когда требуется сделать школьную поделку, то это очень важный момент для любого ученика, ведь его работа будет обязательно оценена, а значит нужно как минимум постараться сделать поделки кораблей из картона, которые будут привлекательно выглядеть.

Для этого отлично подходит картон, краски и немного воображения. Вдохновляться можно интернетом или готовыми решениями, которые представлены в школе (если таковые существуют).

  • Можно сделать макет в формате аппликации и сопроводить его разными материалами для декора, что добавит конструкции объема.

Качественные варианты поделок из картона можно сделать из нескольких простых элементов, которые создадут объем. Есть даже готовые решения, в которых из одного элемента можно сделать полноценное днище или отдельную палубу.

Рекомендуем прочитать:

Военные корабли с интересным оформлением

Если нужна поделка военный корабль, то здесь без примеров не обойтись. Это может быть большой авианосец или другой вид корабля, который будет привлекательно смотреться в качестве поделки.

  1. Иногда для разработки красивого макета используются специальные модели из множества отдельных элементов, которые вместе создают уникальную композицию.

Процесс их сбора требует времени, большого терпения и склеивания отдельных элементов таким образом, чтобы швы не были заметны, а значит еще и аккуратности.

Именно поэтому особое внимание стоит уделить тому, какой вариант выбрать и как долго его нужно будет собирать. Начинать стоит с более простых моделей с большими элементами чтобы добиться начального вдохновляющего результата.

  • Кому не по душе заводские поделки, тот может сделать свой вариант корабля самостоятельно, используя для этого самые разные материалы.

Рекомендуем прочитать:

Бумажные корабли и кораблики

Иногда детям задают сделать поделки из бумаг в виде корабля, но не всегда они могут должным образом справиться с заданием без использования помощи взрослых.

  1. Тем не менее есть универсальные решения для сборки, которые помогут обеспечить детей работой и гарантировать красивый результат их трудов.

Существует много вариантов создания бумажных корабликов. Можно взять и раскрасить классический кораблик, которым играли еще наши родители. Можно обратиться за помощью к искусству оригами и выбрать себе поделку, которая будет соответствовать навыкам.

  • Также есть вариант сделать красивую объемную аппликацию из картона и ткани, которая отлично выглядит и при этом не требует большого количества скрепляющего материала.

Собственноручные поделки

Красивая поделка корабль своими руками всегда будет предметом, который достоин восхищения, ведь это результат личной работы человека, который показывает его навыки и умения. Если дело касается детей, то родители стараются обязательно сохранить первые поделки своего ребенка на память.

Поделки собственными руками могут быть изготовлены из самых разных материалов и стоит ориентироваться на те, которые есть в наличии. Для начала подойдет вариант тканей, бумаги, пенопласта и т.д.

Рекомендуем прочитать:

  1. После этого требуется найти интересный макет в сети, но обязательно стоит учитывать материал в наличии и не экспериментировать с другими, ведь это часто приводит к отрицательным результатам.

После выбора материала и метода изготовления можно приступать непосредственно к нему. Если в первого раза не вышло — не стоит сильно расстраиваться.

Всегда есть возможность повторить и сделать это лучше, чем в прошлый раз.

Интересные варианты космического корабля

Когда требуется поделка космический корабль, то в этом случае есть очень много вариаций. В качестве основы можно использовать существующие концепты таких кораблей или же те, которые становились центральным элементом художественного фильма.

Вариантом огромное количество. Если требуется большая детализация поделки, то для этого всегда можно найти качественные материалы и подобрать их таким образом, чтобы добиться нужного визуального эффекта. Некоторые поделки такого типа включают в себя даже подсветку.

Детский корабль в садик

К детям в садике предъявляются невысокие требования в процессе обучения. Именно поэтому корабль для детей в садик может быть сделан из чего угодно. Главное, чтобы ребенок был заинтересован процессом, использовал только безопасные для здоровья материалы, а также избегал острых предметов.

Источник: extrim-game.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...