— Да не-е, — протянул один из посетителей выставки стендового моделизма: — Очевидно же, моделист совершенно не разбирается в особенностях танкового боя. Ну, смотри: куда он столько пробоин нашпынял? Да ещё в таких местах. Так не бывает. Это не реалистично!
И он с товарищем прилип к стеклу, которым была отгорожена обширная диорама танкового боя.
Очень часто на просторах интернета доводится читать такие вот заключения: «Мастер оторвался от жизни — танкового боя не знает. матчасть не выучил, и, вообще, у меня сосед делает круче в стотыщьпитсотмильондонеба раз круче! А как оно на самом деле?
Добрый день, читатели и подписчики сайта #fon-kraft . Рад приветствовать вас в своей мастерской, где мы разбираем особенности стендового моделирования. И сегодня речь пойдёт о следах износа.
Согласитесь, глупо было бы изображать потёки масла в том месте, где никакого масла нет и быть не может. Точно так же, как и ржавчину не там, где она чаще всего образуется. На таких мелочах и ставится мастерство моделиста. Думаю, точно такая же ситуация и с боевыми повреждениями танков:
в каких локациях чаще всего сосредотачивались повреждения? Как много повреждений мог получить танк во время боя? Ну, потому что после его окончания, техника следовала к местам ремонта, где пробоины и трещины ремонтировались. Если, конечно, был смысл ремонтировать. Опять же: какое повреждение было фатальным для танка?
Я попробовал разобраться со всеми этими вопросами и, по возможности, найти ответы.
Вариант для диорамы: подбитый танк на обочине
В общем, для начала попробовал ответить на вопрос: «Сколько времени живёт танк в бою»? И, признаться, был удивлён: разные источники указывали разный временной интервал — от нескольких секунд до двенадцати минут. Признаться, меня такой вариант не устроил. Это, что ж получается: повреждения, которые мы видим на кадрах хроники, танк получил уже после «гибели»? Ну, то есть, его подбили.
И потом артиллеристы или другие танки давай над ним глумиться — расстреливать в решето? А то у них другой работы нет в пылу боя!
В общем, нашёл я любопытнейшую заметку о том, что советские танки времён второй Мировой войны ходили в атаку один — три раза, после чего погибали. Немецкие машины оказались более живучими, и ходили в атаку от пяти до 12 раз. Правда, как оказалось, дело было не в плохой технике, а в качестве подготовки танковых экипажей. Так что, взялся я листать интернет дальше. Только теперь с вопросом: какие повреждения были фатальными для машины?
Вы же согласны с тем фактом, что случайность на поле боя — ну, на один-два раза. Затем бойцы быстро смекают, что к чему, и начинают случайность использовать себе во благо. То есть, если удалось подбить танк, выстрелив ему в борт, то тут же разносится молва: «Бить танки в борт». Ну, образно.
Поэтому, уверен, пушкари всех армий хорошо знали слабые места техники противника, и старались выцелить именно туда. Так давайте узнаем про эти самые слабые места.
Например, начнём с танка КВ.
Броневая защита KB была достаточно надежной даже без значительного наклона ее листов, только за счет их толщины в 75 мм. Для немецких танковых пушек того времени она была непробиваемой. Они могли в лучшем случае повредить его ходовую часть и обездвижить. Для борьбы с KB немцам приходилось привлекать тяжелые пушки и зенитные орудия.
Какой из этого вывод? Если есть желание «зафаталить» эту машину, то наносим серьёзные повреждения в башню и/или корпус, имитирующие попадание крупнокалиберного снаряда. Правда, в этом случае могло наблюдаться раскалывание брони, или даже выкалывание части её. Звучит впечатляюще, но как вы это сделаете на свой модельке? Тут надо трижды подумать.
А вот если, по замыслу, противопоставить КВ нечего, то и огонь будет вестись из имеющихся калибров по ходовой части, или смотровым приборам. То есть, локация повреждений понятна, да? Надгусеничные полки, крылья, сами гусеницы и катки. Само собой, достанется и бортам корпуса, если огонь будет вестись по боковому профилю. В лоб же, полагаю, немецкие артиллеристы отрабатывали редко.
Смысл колотить горохом в стену?
Броня Т-34 тоже оказалась крепким орешком для немецких снарядов, не только за счет своей толщины до 45 мм, но и из-за больших углов ее наклона к вертикали. У переднего листа он составлял 60 градусов, что увеличивало его эквивалентную толщину до 90 мм.
К недостаткам бронирования «тридцатьчетверки» относилось размещение в лобовом листе корпуса люка механика-водителя, значительно ослаблявшего его прочность, а также наличие зон термического отпуска в районе сварных швов, где защитные качества брони заметно снижались. Особенно существенно падение защитных свойств брони проявляется в случае ее соединения силовыми швами, когда металл проваривается на всю толщину. Именно такими швами варились корпуса Т-34 и его сварные башни. При этом в зонах термического отпуска около сварных швов из-за перегрева брони в процессе сварки и выгорания содержащихся в ней углерода и легирующих элементов стойкость брони падала в 2-4 раза.
В результате этого вредного явления немецкие 37_мм танковые и противотанковые пушки могли пробить лоб его корпуса в районе носовой балки. Борт корпуса и сварная башня Т-34 тоже пробивались ими только в районе сварных швов. Еще одним уязвимым местом для 37-мм снарядов были триплексы механика-водителя. Но точно попасть именно в эти места, особенно в движущемся танке, было крайне маловероятно.
То есть, что? То есть сосредотачиваем повреждения в районе в районе люка механика-водителя и носовой балки корпуса. Ну и, зона сварных швов — наше всё. Понятно, что точно в шов попасть сложно — танк ждать не станет, но выдержать-то локализацию, думаю, можно. Кстати, в этом же случае можно сымитировать раскалывание башни и/или корпуса по сварочным швам.
Только надо изучить фотографии реальных прототипов.
Ну, и, само собой, не забываем про шальные пули и рикошетирующие снаряды — они тоже оставляют свои отметины на корпусе танков.
Ну, а как сделать эти повреждения, мы с вами разобрали в одной из предыдущих статей. А в другой даже научились раскрашивать те самые повреждения.
А что вы думаете на тему повреждений танков? Как много их можно нанести на модель и в каких местах они должны локализовываться? Пишите ваш ответ в комментариях — всенепременно обсудим.
Ну, и, по традиции — подарок автору за хорошую статью:
Я ж денег не прошу, но от денег не отказываюсь, как сказал один уличный музыкант.
#стендовый моделизм #танки второй мировой #своими руками #моделизм #история
Больше интересных статей здесь: История.
Источник: naukateh.ru
Борьба с техникой
— Что ж — в газетке лозунг точен:
«Не беги в кусты да в хлеб,
Танк — он с виду грозен очень,
А на деле — глух и слеп. »
— То-то — слеп! Лежишь в канаве,
А на сердце маета.
Ну как сослепу задавит?!
Ведь не видит ни черта!
— Вот сейчас он с разворота
И начнёт. И жизни даст.
Жизни даст! Со страшным рёвом
Самолёт ныряет вниз
И страшнее нету слова
Той команды, что готова
На устах у всех: «Ложись. «
А.Твардовский. «Василий Теркин»
Ни в коем случае нельзя забывать, что враг силён техническим превосходством. Партизан не имеет тяжёлой техники — у врага её полно. Партизан не может рассчитывать на поддержку с воздуха — враг строит на ней свои боевые планы. Техника подавляет человека морально, рождает у него ощущение свой ничтожности, слабости, убивает веру в победу. Поэтому партизан обязан знать приёмы борьбы с вражеской техникой.
БОРЬБА С БРОНЕТЕХНИКОЙ
- В 25-30 метрах от носа танка начинается МЁРТВАЯ ЗОНА, где он не может поразить вас своим оружием НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ! В этот момент танк — ВАШ. если хватит выдержки и хладнокровия. Бегущего танк настигнет НА ЛЮБОЙ МЕСТНОСТИ и уничтожит ОБЯЗАТЕЛЬНО. Тот, кто бежит, не спасает себя, как подсказывает ему страх, а УБИВАЕТ. Как ни странно, танк тем беспомощней, чем он ближе к вам, хотя по мере приближения он кажется всё страшнее и страшнее.
- С носовой проекции уязвимых мест у танка мало. Например, от лобовой брони М1А1 «Абрамс» отскакивают 125-мм снаряды пушки, установленной на нашем Т-80. но уязвимы приборы наблюдения (они видны как блеск у пушки, возле люков, на крыше башни.) Можно попытаться поразить — в момент, когда танк задирает нос — днище, так как там тоньше броня и расположен механик-водитель.
- С крыши танк наиболее уязвим. (Поэтому умные командиры — наш генералитет под эту категорию не подходит — не пускают танки в уличные бои. Мне рассказывали наши ребята, воевавшие в 1-ю Чеченскую, как горели на улицах Грозного наши танки — от попаданий из верхних этажей зданий). Тут тонкая броня. При попадании сверху в корму можно разворотить двигатель. Кроме того, за башней могут оказаться запасные топливные баки (хорошо, но не обязательно!)
- С бортовой проекции можно поразить бок кормы и корму башни (именно там, в корме башни, находится боеукладка). Уязвимы ведущие катки — их не закрывают экраны навесной брони по бортам.
- Танки часто снабжаются блоками динамической защиты (хорошо видны как ящички на броне). Таким образом защищённый танк малоуязвим для любого оружия.
Танк M1 «Абрамс»
БМП М2 «Бредли»
БМП М2 «Бредли». Схема расположения экипажа
ЧЕМ ПОДБИВАТЬ? В принципе, лучше всего — противотанковые ракеты, но они у партизана редко под рукой. Поэтому:
1. Стрелковым оружием поражаются:
— приборы наблюдения;
— запасные топливные баки (при наличии бронебойно-зажигательных пуль; маркировка — чёрный носик с красным кольцом).
2. Противотанковыми гранатами и бутылками с зажигательной смесью поражаются:
— верх башни;
— верх кормы.
ВНИМАНИЕ. Не пытайтесь, подобно героям Великой Отечественной, разбить гусеницу ничем не усиленной гранатой или бросить гранату под танк — погибнете, не причинив вреда врагу! Времена не те и танки не те!
3. Ручными гранатомётами — одноразовыми и многоразовыми — поражаются все указанные цели.
ПОМНИТЕ.
1. Дальность стрельбы всех гранатомётов меньше указанной в их заводских характеристиках!
2. Не пытайтесь применять по бронетехнике бронебойные гранаты подствольников — они бесполезны и только демаскируют вас.
БОРЬБА С ВОЗДУШНЫМИ ЦЕЛЯМИ
Как это ни странно, но самолёты практически бесполезны для партизан — это муравей и слон, случайно наступить может, но специально гоняться не станет. Реальную опасность представляют только штурмовики, для того и созданные, чтобы подавлять наземные цели. На Западе такие самолёты почти не создаются — там стараются приспособить для этой цели переделанные лёгкие и тренировочные машины. Исключение составляет, наверное, только производимый в США А-10 «Тандерболт», прозванный нашими острословами «чебурашкой-ниндзя». Несмотря на прикольный внешний вид (из-за вынесенных на закрылках бронированных двигателей и прямых крыльев, отходящих в стороны от корпуса, он в самом деле напоминает»в фас» решившего покончить с собой прыжком с балкона героя мультика), это и в самом деле очень мощная, хорошо вооружённая и опасная машина.
А-10 «Тандерболт»
Самолёты несут мощное оружие — пушки, пулемёты, управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы и кассеты — которое применяют по наземным целям.
В принципе, из всего партизанского оружия вред вражескому самолёту могут нанести только переносные зенитные ракетные установки (ПЗРК) — «Игла», «Стрела», «Стингер», «Блоупайп», «Джавелин» и другие. Но и там нужны зачастую 2-3 ракеты, чтобы обеспечить поражение одного самолёта. Стрелковое оружие не способно нанести сколь-либо серьёзных повреждений боевой машине. Но если уже представилась возможность обстрелять самолёт, то это нужно делать изо всех имеющихся стволов, стараясь поразить подвешенное оружие под крыльями и днищем.
СН-47 «Чинук»
UH-60 «Блэк Хок»
Транспортно-десантный вертолёт SA-330 «ПУМА» (Франция)
Палубный противолодочный вертолёт EH-101 Merlin
Если самолёты не пересекаются в своей деятельности с партизанами, то вертолёты — настоящий их бич. Мороз дерёт по мокрой от страха коже, когда слышишь «уйомм-уйомм-уйомм. » летящей винтовой машины, непонятно откуда доносящееся. Вертолёт для партизана — это адская кара, молния Сатаны, он подбирается незаметно и быстро, настигает в лесу, поле, горах, подавляет видом, скоростью, беспощадной лавиной точно направленного огня. Скорострельные пушки, блоки для залпов неуправляемыми реактивными снарядами, которые превращают землю в чёрное месиво, град осколочных бомб и кассет. жутко даже думать. Вертолёты широчайше распространены в западных армиях и являются мощным и надёжным оружием именно контрпартизанской борьбы.
Обобщённые характеристики вертолётов иностранных армий:
- роторы — места крепления лопастей хвостового и несущего винтов, на которых они вращаются. При повреждении ротора винт срывает начисто и вертолёт валится, как сундук;
- подвесное оружие под крыльями и днищем;
- пилотская кабина с боков — в лоб её не возьмёшь, слишком хорошо бронировано остекление;
- хвост по всей длине — там проходят трансмиссия и тяги управления шагом хвостового винта. В случае повреждения трансмиссии, вертолёт начинает совершать хаотичные круговые движения, а экипаж полностью теряет управление.
По правде сказать, мало надежды сбить вертолёт из оружия калибром менее 12,7 мм, а уж самым лучшим средством для поражения вертолёта является всё та же зенитная ракета. Можно использовать гранатомёт (мне известен случай, когда транспортник UH-60 «Блэк Хок» был сбит из РПГ-7, а ещё один — сосредоточенным огнём нескольких автоматов Калашникова калибра 7,62.
Приемы стрельбы по воздушным целям
(из наставления Советской Армии)
Стрельба по самолетам (вертолетам) ведется, как правило, в составе отделения или взвода на дальности до 500 м с установкой прицела 4 или «П», бронебойно-зажигательными и трассирующими пулями.
Низко летящие самолеты (вертолеты) находятся, как правило, в зоне действительного огня очень короткое время. Для поражения таких целей надо знать упреждение. Выгоднее открывать огонь по подходящей к стреляющим цели.
По самолету, пикирующему в сторону стреляющего, стрельба ведется непрерывным огнем с прицелом 4 или «П», прицеливаясь в головную часть цели или наводя оружие по стволу. Огонь открывается с дальности 700—900 м.
По самолету, летящему в стороне или над стреляющим, огонь ведется заградительным или сопроводительным способом.
Огонь заградительным способом ведется по низко летящим самолетам, когда высота полета не превышает 500 м, а скорость — более 150 м/с.
При заградительном способе огонь подразделения сосредоточивается по команде командира на направлении движения приближающегося самолета.
В направлении, указанном в команде, солдат придает оружию угол возвышения примерно 45® и открывает огонь, удерживая оружие в приданном направлении.
Стрельба ведется непрерывным огнем до выхода самолета из зоны огня. Если солдат ясно видит вблизи цели направление трасс пуль своего оружия, то он может, не прекращая огня, несколько переместить оружие в сторону цели, добиваясь совмещения трасс с целью. При корректировании огня по трассам пуль следует иметь в виду, что трассы, направленные в самолет, кажутся стреляющему идущими выше самолета и несколько впереди него.
По медленно летящим воздушным целям — вертолетам, транспортным самолетам — огонь ведется сопроводительным способом. Упреждение определяется и отсчитывается в видимых размерах цели (в фигурах).
При ведении огня сопроводительным способом солдат удерживает линию прицеливания впереди самолета (вертолета) на величину нужного упреждения и производит длинную очередь.
Огонь по парашютистам ведется длинными очередями.
23/05/2009
Олег Верещагин
- Готовность
- Уязвимость российской бронетанковой техники в городских боях: опыт Чечни
- Вертолеты фирмы Камов
- Стрелковое оружие: МЫ ОТСТАЛИ НА 30 ЛЕТ?
- Мегазаводы. Вертолеты Апач (2007) SATRip
Источник: www.perunica.ru
Самые идиотские инструкции по уничтожению танков
Танки до сих являются хозяином поля боя и борьба с ними — очень серьезная и нелегкая задача. При этом далеко не всегда под рукой у пехоты имеются эффективные противотанковые средства. Для этих случаев в разных армиях существовали специальные инструкции, разработанные не всегда адекватными людьми. Но мы же в армии все-таки (кто служил — тот понимает), поэтому и эти инструкции пытались применить на практике.
В так называемой Зимней войне СССР с Финляндией у финских пехотинцев почти не было противотанкового оружия. По воспоминаниям финского пехотинца Тойво Ахтимо, их учили останавливать танки противника при помощи бревна или лома, которые необходимо было в нужный момент засунуть в ходовую часть танка.
Есть свидетельства «результативности» подобной борьбы (их приводил все тот же Ахтимо): финский пехотинец при советской танковой атаке попробовал было засадить лом в ходовую часть нашей боевой машины (ее марка не называлась). Однако танк «прожевал» лом и беспрепятственно проследовал дальше. Приготовленное бревно, сунутое тем же финским пехотинцем в гусеницу советского танка, расщепилось «на зубочистки». Машина так и шла своим путем, пока ее не подорвали связкой гранат.
В конце лета 1940-го командование британской армии «родило» руководство по борьбе с немецкими танками. По сравнению с финнами все было намного интереснее: специальной противотанковой команде из четырех человек требовались рельс, одеяло, канистра с бензином и коробок спичек. Технология уничтожения вражеского танка этим выглядела так: первый и второй номера вгоняют конец рельса с намотанным на него одеялом в ходовую часть боевой машины (предполагалось, что этот прием неминуемо застопорит танк), третий номер поливает одеяло бензином, четвертый — чиркает спичкой. Как-то так, в общем.
При отсутствии рельса с одеялом противотанковая команда сокращалась до одного человека, вооруженного гранатой и молотком. В нужный момент этот «нинзя» делает сальто с кувырком из второго этажа здания прямо на башню вражеского танка и колотит молотком по люку. Командир машины, заинтересовавшись знакомым позывным, открывает люк.
— Кто там?
. получает по голове молотком, граната летит внутрь танка. Все мертвые, танк обезврежен, орден на грудь.
Даже у непобедимого в начальный период войны вермахта существовали подобные инструкции. В послевоенных архивах уцелела более чем 40-страничная инструкция по этому поводу — «Panzerabwehr aller Waffen» («Противотанковое оружие»), выпущенная в октябре 1942-го. Сканы хорошо сохранившейся брошюры есть в интернете, ее богато иллюстрированный текст хорошо читается и его можно перевести.
Дело в том, что летом 1941 немцы столкнулись с советскими танками Т-34 и КВ, подбить которые из имевшихся противотанковых орудий было весьма проблематично, а часто и просто невозможно. И вот — инструкция: создается дымовая завеса, пехотинец прыгает на танк, прикрепляет к башне сзади взрывной заряд, и скрывается в укрытии. Другой вариант — в том же месте устанавливается канистра с бензином и привязанной к ней гранатой. Еще один способ — в дымовой завесе выскочить перед танком и уложить на его пути мину.
Топором, как показано на картинке в инструкции, предлагалось сломать вентиляционную решетку двигателя (тоже в кормовой части танка), чтобы бросить внутрь гранату.
Война с Квантунской армией (она в 1945 году продолжалась меньше месяца) показала, что самоубийственные способы атак советских танков японскими камикадзе были достаточно типичным способом борьбы. Многочисленные случаи самопожертвования при подрывах вражеских танков были и в РККА, но они всегда являлись результатом личного решения бойца. Тогда как смертников (как летчиков, так и истребителей танков) в Квантунской армии готовили специально и целенаправленно.
По воспоминаниям ветерана русско-японской войны, командира танковой роты Александра Фадина камикадзе часто использовали специальные мины на бамбуковых шестах для подрыва советских танков.
Действие кумулятивного заряда при взрыве чаще всего не позволяло японцу вовремя ретироваться, и он погибал. В бою на станции Мадаоши десятки обвязанных толом и гранатами камикадзе ценой своих жизней уничтожили довольно много советских танков.
Если вы думаете, что с окончанием Второй Мировой войны и количество идиотов в армиях резко сократилось, то глубоко заблуждаетесь. Вот схема, как нейтрализовать советский танк, изданная британским командованием в 60-х годах ХХ века. Нужно что-то засунуть в ствол танка, если коротко.
Вот этот последний вариант, думаю, однозначно выводит британских авторов на 1 место в номинации самых идиотских наставлений по борьбе с танками.
Источник: historical-fact.livejournal.com
Советские партизаны уничтожили в годы войны шесть тысяч немецких танков
Сегодня, 29 июня, отмечается День памяти о партизанах и подпольщиках, сражавшихся с врагом в годы Великой Отечественной войны.
Именно в этот день в 1941 году Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) издали директиву о необходимости создания на оккупированной врагом территории организованного партизанского сопротивления: «Создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями армии противника в занятых им областях. Создавать для врага и всех его пособников невыносимые условия, преследовать их на каждом шагу и уничтожать, срывать любые их мероприятия».
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в тылу немецких войск в условиях жесточайшего оккупационного режима развернулась и велась народная война в форме партизанского и подпольного движения. Это было уникальное явление. По своему размаху и эффективности оно оказалось неожиданным для противника, хотя в СССР не было ни заблаговременно разработанной концепции партизанской и подпольной борьбы, ни подготовленных к ее ведению достаточного количества кадров. Массовое партизанское движение на оккупированных территориях стало символом народного сопротивления агрессорам.
3 июля 1941 г. в речи И.В. Сталина, прозвучавшей по радио, прозвучали призывы к развертыванию в тылу врага партизанской и диверсионной деятельности. 30 мая 1942 г. Сталин дал указание создать при Ставке Верховного Главнокомандования Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД). Этот штаб возглавил П.К.
Понаморенко, заместителями которого были утверждены представители Генерального штаба и НКВД. В Берлине возлагали надежды на то, что усилением террора удастся в зародыше задушить движение сопротивления на оккупированных советских землях. Генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель 16 сентября 1941 г. издал приказ, согласно которому за покушение на одного немца предписывалось брать в заложники и уничтожать от 50 до 100 мужчин и женщин из числа местных жителей.
Деятельность партизан была многогранной. Они нарушали коммуникации противника, совершали глубокие рейды в его тыл, обеспечивали советское командование ценными разведывательными сведениями.
Наиболее крупной в 1943 г. была проведенная партизанами операция «Рельсовая война», которая являлась составной частью битвы под Курском. В ходе операции было взорвано 1342 км одноколейного железнодорожного пути. Только в Белоруссии было пущено под откос 836 эшелонов и 3 бронепоезда. Некоторые железнодорожные магистрали были выведены из строя, что способствовало успешному наступлению Красной Армии.
На сайте История.РФ приводится интересная статистика. Например, всего в 1941-44 гг. в тылу врага действовало 6 200 партизанских отрядов общей численностью в один миллион человек. С 1942 года в тылу у противника образовывались целые «партизанские края», в которых восстанавливалась советская власть. Особую роль они сыграли в нарушении тыловых коммуникаций.
За годы войны партизаны организовали 20 тысяч крушений поездов, уничтожили 2500 паровозов, подорвали 12 тысяч мостов, 42 тысячи автомашин, 350 тысяч вагонов, цистерн и платформ.
По данным сайта История.РФ, было выведено из строя 6 тысяч танков и бронемашин (в Германии с 1941-го по 1944 год произведено менее 39 тысяч танков). То есть только партизаны уничтожили почти каждый шестой танк противника.
В том же источнике утверждается, что сбито в воздухе и взорвано на аэродромах 1100 немецких самолетов, уничтожено более 600 тыс. и взято в плен более 50 тыс. солдат и офицеров противника.
Временно оккупированная советская территория не стала для захватчиков обеспеченным тылом. Это была, прежде всего, заслуга партизан и подпольщиков. Более 300 тыс. партизан были награждены орденами и медалями. 249 партизанам было присвоено звание Героя Советского Союза, а двое руководителей партизанского движения С.А. Ковпак и А.Ф.
Федоров были удостоены этого высокого звания дважды.
Партизаны, конечно, не имели непосредственной связи с агентурной разведкой, более того, они, вероятно, даже не знали о ее существовании. Но если агентурная разведка могла раскрыть главные стратегические замыслы немцев, то партизаны в свою очередь могли установить, как проводятся эти стратегические замыслы в жизнь; если агентурная разведка могла раздобыть сведения об отдельных планах немцев, то партизаны могли наблюдать осуществление этих планов. И поскольку партизаны могли следить за противником сразу во многих районах, их данные позволяли русским распознавать главные замыслы врага даже в тех случаях, когда агентуре заранее ничего не удавалось узнать. Поэтому партизаны вправе считать, что не только честь завоевания побед на полях сражений, но и честь достижения успехов в разведке отчасти принадлежит и им.
Самое мощное партизанское движение, как известно, было на территории советской Белоруссии. Однако, белорусы воевали не только на стороне Красной армии. С лета 1942 года немецкое командование приступило к организации белорусских батальонов вспомогательной полиции «шума» (от Schutzmannschaft). Данный процесс продолжался до весны 1944 года, всего было собрано 11 батальонов, артиллерийский дивизион и кавалерийский эскадрон. Батальоны были двух типов: шесть фронтовых (для борьбы с партизанами) и пять охранных (для охраны важных объектов). Об этом пишет Википедия со ссылкой на сайт feldgrau.com
Кроме полицейских батальонов были созданы такие подразделения, как батальон железнодорожной охраны, воздушно-десантный батальон «Дальвиц» и 13-й белорусский полицейский батальон СД.
Весной 1944 года было начато формирование Белорусской краевой обороны: 39 пехотных, 6 сапёрных батальонов и кавалерийский эскадрон. В общей сложности в них входили свыше 21 тысячи человек.
Позже из белорусских частей была сформирована 30-я гренадерская дивизия войск СС.
Вопреки утверждениям ряда историков, на борьбу с партизанами танковые части с фронта немцами не привлекались. Для этого было достаточно карательных подразделений в основном сформированных из коллаборационистов и советских военнопленных. Например, большое число жителей союзных республик было включено в состав штурмовой бригады СС «Дирлевангер».
Так, в конце января 1942-го данное подразделение, состоявшее тогда еще из одного батальона, получило разрешение на набор иностранных добровольцев на оккупированных территориях. В результате чего его численность была пополнена за счёт добровольцев — русских, украинцев и белорусов. Численность батальона достигла 320 человек, в его распоряжении были две противотанковые пушки, 11 грузовиков, 22 пулемёта и 5 миномётов.
Позже Гитлер разрешил увеличить подразделение до двух батальонов. Пополнение состояло в основном из русских и украинцев, а также немецких военнослужащих, совершивших какие-либо правонарушения. К сентябрю 1943 года бригада Дирлевангера состояла из немецкой роты (150 человек) и немецкого мотоциклетного взвода (40 человек), трех русских рот (450 человек), артиллерийского взвода (40 человек — половина немцы, половина русские). К концу 1943 года бригада разрослась до 2000 человек, из которых 400 человек были немцы, около 1000 — русские, остальные украинцы и белорусы.
Батальон участвовал в антипартизанских операциях. В октябре 1942-го в операции «Регатта». Совместно с 36-м охранным полком в операции «Карлсбад», в ноябре совместно с 1-й моторизированной пехотной бригадой СС в операции «Фрида».
К этому времени размер первого батальона достиг уже 700 человек, 300 из которых было бывшими советскими гражданами.
Полк Дирлевангера неоднократно принимал участие в карательных акциях. В феврале-марте 1943 года уничтожено немало деревень на севере Белоруссии и в Себежском районе Псковской области.
Также полк Дирлевангера в марте 1943 года совместно с батальоном шуцманшафта участвовал в операции под кодовым наименованием «Дирлевангер», проводившейся против партизан и гражданского населения Белоруссии, в ходе которой принял участие в уничтожении деревни Хатынь и в других карательных операциях.
После окончательного разгрома Вермахта в 1945 году, остатки бригады СС «Дирлевангер» сдались союзникам, часть оказалась в советском плену.
В 1961 году в СССР были осуждены по статье «За измену Родине» оставшиеся в живых солдаты СС — уроженцы Советского Союза, которые служили под командой Оскара Дирлевангера. Командир этого карательного подразделения умер от побоев в польской тюрьме.
Источник: ng72.ru