19 марта Россия отмечала день моряка-подводника. И как обычно, в моём блоге должен быть репортаж связанный с этой датой. Но нет, сегодня я пойду другим путём и расскажу о людях и цехе, в котором рождались первые отечественные атомные подводные лодки — о цехе №42 северодвинского предприятия «Севмаш».
17 декабря будет отмечаться 60 лет со дня строительства первой отечественной атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол». Это знаменательная дата не только для Севмаша, который за три года построил атомоход, но и для всей страны.
К-3 «Ленинский комсомол» положила начало новой эпохе Военно-морского флота и отечественной промышленности. В рамках подготовки к празднованию этой даты в моём блоге будет опубликована серия материалов об истории этой легендарной подводной лодки. Сегодня статья о 42-м цехе, в котором была построена К-3.
Если думать о «Севмаше», в голове то и дело возникает слово «уникальный». Его можно применить практически ко всему, что находится на территории предприятия. Это уникальная продукция предприятия, уникальные цеха в которых строят подводные лодки, уникальные станки и самое главное — уникальные люди, без которых ничего этого бы не было.
Сегодня речь пойдет об уникальном цехе №42, с которого в свое время вышли уникальные лодки: самая первая советская АПЛ, первая АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем, самая высокоскоростная АПЛ, самая высокоатоматизированная АПЛ, самая глубоководная АПЛ. Кроме того, там же была построена первая советская экскурсионная подводная лодка.
2. Внутри 42 цеха. Фото 2014 года.
Стапельные цехи — самые большие на предприятии. В них собираются с использованием сварки из больших секций корпуса кораблей. Затем на корабль грузятся механизмы и оборудование, прокладываются трубопроводы и кабели. После испытания систем и окраски корабль выводится из стапельного цеха и спускается на воду.
Особенностью цеха №42 является то, что в нем не только строятся корабли на стапеле, но и предварительно из деталей собираются большие части корпуса — блок-секции. Поэтому цех и называется сборочно-стапельным. Он образован в 1954 году и является специализированным производством: в нем были построены первые образцы уникальных проектов кораблей, в том числе первая атомная подводная лодка – К-3 «Ленинский Комсомол».
3. Внутри 42 цеха. Фото 2014 года.
Потом отработанные технологии, которые были опробованы в 42-м, внедрялись в других цехах и на других предприятиях. Для выполнения таких задач необходим творческий высокопрофессиональный коллектив, как раз такой, как сейчас — здесь работают люди самых разных специальностей: от газорезчика до наладчика электронных систем. Все они объединены одной целью — создавать новейшую военную технику. Поэтому работать в стапельно-сборочном цехе всегда было престижно.
Взрыв атомной подводной лодки. Радиационная авария в бухте Чажма
В разное время в нем было построено 20 атомных и дизельных подводных лодок, в том числе лодка-музей, буксиры, яхты и даже прогулочный подводный аппарат. В настоящее время цех №42 является основным цехом по созданию корабля проекта 11442М «Адмирал Нахимов».
4. Конструкции для крейсера «Адмирал Нахимов».
Цех №42 — единственный, где можно построить лодку от начала до конца. Нужны лишь заготовки металла для сборки корпуса и оборудование для монтажа. Все остальное — сварка корпуса, монтаж труб и оборудования, пусконаладочные работы, испытания систем — могут выполнить специалисты «Севмаша». Кроме того, цех располагает объектами специализированного назначения. Атомное «сердце» всех построенных на «Севмаше» кораблей создается здесь, на стенде сборки активных зон реакторов.
5. Конструкции для крейсера «Адмирал Нахимов».
Здесь же формируется и система управления защиты энергетической установки корабля. Есть док-камера для испытания отсеков наружным давлением. Поэтому опытные отсеки всех проектов, которые шли на заводе, включая «Гранит», «Барс», «Акула», изготавливались и испытывались в цехе №42.
6. Внутри 42 цеха. Фото 2014 года.
Также в цехе есть две камеры электронно-лучевой сварки. Уникальная камера «Атмосфера-2», где производится высококачественная сварка в среде аргона любых материалов и разных толщин. В свое время в стране таких установок было всего две — на «Севмаше» и в институте Патона.
7. Установка «Атмосфера-2»
Цех №42 — яркий пример плодотворного сотрудничества науки и производства. Все новые конструкционные материалы, стали, сплавы, технологии отрабатывались здесь, а затем шли для всей судостроительной промышленности. И не только. В свое специалисты цеха работали над созданием учебного центра для ВМФ в Палдиски, затем выполнили большой объем работы для НИТИ им. А.П.
Александрова в Сосновом Бору.
8. Установка «Атмосфера-2».
К-3 «Ленинский Комсомол».
24 сентября 1955 года в сборочно-стапельном цехе №42 в обстановке строгой секретности состоялась торжественная церемония закладки первой в СССР подводной лодки проекта 627 с атомной энергетической установкой. Рабочие чертежи пр. 627, разработанные в СКБ-143 (ныне «Малахит») стали поступать на завод в начале лета 1954 года. Заводу предстояло сыграть основную роль в решении инженерной задачи, сопоставимой по своей сложности разве что с созданием первых космических кораблей.
9. К-3 «Ленинский Комсомол».
Приказом министра судостроительной промышленности от 3 июля 1954 года определялся целый перечень мероприятий, направленных на то, чтобы изолировать постройку корабля от остальных строившихся на заводе объектов. Это касалось и материалов прочных конструкций для обеспечения заданной предельной глубины погружения, в полтора раза превышавшей аналогичные параметры строившихся ранее ПЛ. Институтом металлургии и сварки отрасли была разработана высокопрочная сталь новой марки. Круг инженерно-технических работников, привлекавшихся к постройке заказа, был строго ограничен. Общее техническое руководство строительством ПЛ осуществлял особый отдел из 10 человек.
Безусловно, строительство корабля шло непросто, но с энтузиазмом. Вот как вспоминал об этом представитель по схемам специального контроля О.Е. Загайнов: «Мы работали самоотверженно и вдохновенно, постигая на практике азы «атомной» науки, внося посильный вклад в ее совершенствование.
Сильное впечатление на нас оказывало присутствие ведущих конструкторов — авторов первой ГЭУ и ее систем во главе с академиком Анатолием Петровичем Александровым. Он внушал нам почтение к своему детищу, требовал творческого, конструктивного подхода к решению возникающих технических вопросов». О периоде строительства первой АПЛ почетный ветеран предприятия В.А. Горбунов рассказывал: «Коллектив цеха работал напряженно, с огромным энтузиазмом. Большой транспарант над проходной цеха: «Не выполнив задание, домой не уходи!» – в полной мере характеризовал обстановку тех дней».
10. К-3 «Ленинский Комсомол».
Несмотря на то, что пришлось осваивать новые виды сварки, работы по формированию корпуса на стапеле шли довольно успешно, что позволило уже в конце 1955 года провести гидравлические испытания, подтвердившие прочность конструкции и высокое качество работы. А в 1957 году ее вывели из цеха.
Передача первой советской атомной подлодки состоялась 17 декабря 1958 года. У «Ленинского комсомола» сложная судьба, в которой было место и героическим достижениям, и трагическим событиям. В 1961 году подлодка ушла в Атлантический океан на первую боевую службу. В июле 1962-го впервые в истории Советского Военно-морского флота корабль под командованием Л.М.
Жильцова совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошел точку Северного полюса. 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота АПЛ всплыла около Северного полюса. 8 сентября 1967 года на «Ленинском комсомольце» при нахождении на боевом дежурстве возник пожар. Погибло 39 подводников. Подлодка самостоятельно вернулась в базу.
Всего первая атомная выполнила 5 автономных походов за боевую службу. 14 марта 1989 года была выведена из боевого состава.
Сегодня субмарина находится в Снежногорске, где медленно, но верно, ее превращают в музей.
11. К-3 «Ленинский Комсомол».
Если говорить о других легендарных кораблях, сошедших со стапелей цеха, то это:
К-27 — опытная АПЛ проекта 645, была первой, на которой использовалась двухреакторная паропроизводящая установка с жидкометаллическим теплоносителем из сплава свинец-висмут.
12. Подводная лодка К-27 проекта 645.
К-162 — опытная высокоскоростная АПЛ проекта 661 из титанового сплава с АЭУ 2-го поколения, по ходовым и маневренным качествам не имела аналогов в мире.
13. Подводная лодка К-162 проекта 661.
К-123 – АПЛ проекта 705К высокоскоростная, высокоавтоматизированная, многоцелевая, малого водоизмещения.
14. Подводная лодка К-123 проекта 705К.
К-278 «Комсомолец» – опытная АПЛ проекта 685, является самой глубоководной боевой АПЛ в мире.
15. Подводная лодка К-278 проекта 685.
Подводный аппарат «Нептун » – первый эксплуатационный подводный аппарат. Находился в коммерческой эксплуатации в районе Карибского моря.
16. Подводный аппарат проекта 19730 «Нептун».
Проект 20120 «Саров» – опытовая подводная лодка предназначенная для проведения испытаний разрабатываемых и модернизируемых образцов вооружений, глубоководной техники и обеспечивающих их корабельных систем.
Проект А1331 – моторная океанская яхта, предназначенная для обеспечения отдыха пассажиров, включая морские прогулки на водных мотоциклах, лодках, морские купания, погружения с аквалангами.
17. Океанская яхта проекта А1331
Кроме того, в цехе с 1993 по 2003 гг. велось строительство буксиров. Здесь построен 21 буксир различных проектов и 1 мега-яхта. Также в цехе велись работы по превращению в музей дизельной подводной лодки Б-396 «Новосибирский комсомолец».
Продолжение Следует.
Источник: kuleshovoleg.livejournal.com
Паропроизводящая установка атомной подводной лодки
Атомные подводные лодки проекта 671
(История создания и службы)
Атомная подводная лодка К-370
26 мая 1958 г. в Соединенных Штатах, на верфи Электрик Боут (фирма Дженерал Дайнэмикс) в г. Гротоне (шт. Коннектикут), была заложена первая в мире специализированная противолодочная атомная подводная лодка SSN-597 «Таллиби», оптимизированная для борьбы с советскими ракетными субмаринами. 9 ноября 1960 г. она вступила в строй ВМС США. В 1962-1967 гг. американский флот пополнился 14 значительно более совершенными и мощными «подводными охотниками» типа «Трешер». Эти однокорпусные одновальные субмарины водоизмещением 3750/4470 т., развивали полную подводную скорость около 30 узлов и могли погружаться на глубину до 250 м.
Атомная подводная лодка К-147
Номер и название
Вступление в строй
К-323 «50 лет СССР»
Атомная подводная лодка К-323 («50 лет СССР»)
Характеристики АПЛ проекта 671
— Длина наибольшая — 92,5 м — Ширина наибольшая — 10,6м — Водоизмещение: — нормальное — 4250 м 3 — полное — 6085 м 3 — Запас плавучести — 32,1% — Предельная глубина погружения — 400 м — Рабочая глубина погружения — 320 м — Полная скорость подводного хода — 33,5 уз. — Надводная скорость — 11,5 уз. — Автономность — 60 сут. — Экипаж — 76 чел. По сравнению с наиболее современным американским аналогом — атомной подводной лодкой SSN 637 «Стерджен» (головной корабль серии вступил в строй 3 марта 1967 г.) советская субмарина имела более высокую подводную скорость (соответственно 29 и 33,5 узлов), несколько большую глубину погружения и соизмеримый боекомплект.
В то же время американская АПЛ обладала меньшей шумностью и более совершенным гидроакустическим оборудованием, что обеспечивало ей лучшие поисковые возможности. Среди советских подводников бытовало мнение, что «Если американская лодка обладает дальностью обнаружения 100 км, то наша — лишь 10 км».
Вероятно, это было преувеличением, однако проблемы скрытности и повышения дальности обнаружения противника на лодках пр.671 в полной мере так и не удалось решить. Головной корабль 671-го проекта — К-38 — вошел в состав Северного флота. Его первым командиром стал капитан 2 ранга Е.Д. Чернов.
В ходе испытаний новый атомоход развил кратковременную максимальную подводную скорость более 34,5 узлов, став (на данный момент времени) самой быстроходной подводной лодкой в мире. До 1974 г. Северный Флот пополнился еще 11 однотипными АПЛ, которые первоначально базировались в губе Западная Лица. В период с 1981 по 1983 годы они были передислоцированы в Гремиху.
На Западе эти корабли получили кодовое наименование Victor (в дальнейшем — Victor-1). Элегантные, весьма фотогеничные «Викторы» имели яркую, насыщенную событиями биографию. Их можно было встретить фактически во всех морях и океанах, где Советский Военно-Морской флот нес боевую службу. При этом АПЛ демонстрировали достаточно высокую автономность, хорошие поисковые и боевые возможности.
В частности, «автономки» в Средиземном море продолжались вместо положенных 60, более 90 суток (в июле-октябре 1983 г. К-38 со 173 экипажем под командованием капитана 1 ранга И.С. Зуенко и старшим на борту капитаном 1 ранга А.Н. Шпортько — 93 суток).
Известен случай, когда штурман К-367 записал в журнале: «Определили место корабля по отдаче якоря на авианосце «Нимитц» (который отшвартовался в порту Неаполя). При этом АПЛ не входила в территориальные воды Италии, но вела слежение за американским кораблем.
В 1979 году, во время очередного обострения советско-американских отношений, АПЛ К-38 и К-481 осуществляли несение боевой службы в Персидском заливе, где в тот период находилось до 50 кораблей ВМС США. Плавание проходило в чрезвычайно сложных условиях (температура воды у поверхности достигала 40®). По воспоминаниям участника похода А.Н.
Шпортько (командира К-481), в энергоотсеках лодок воздух нагревался до 60-70®, а в жилых помещениях — до 40-50®. Кондиционеры работали на полную мощность, но техника (спроектированная для использования преимущественно в северных широтах) не справлялась: холодильные машины начинали нормально работать только на глубине 60 м, где температура забортной воды понижалась до 10-15®.
Лодки имели по два сменных экипажа, размещавшихся на плавбазе «Березина», стоявшей в Аденском заливе или у острова Сокотра. Поход продолжался шесть месяцев и прошел, в целом, весьма удачно. По мнению А.Н.
Шпортько, советские АПЛ действовали в Персидском заливе весьма скрытно: если ВМС США их кратковременно и обнаруживали, то не могли правильно классифицировать, а тем более организовать преследование. Впоследствии эти выводы были подтверждены и данными разведки.
В то же время слежение за американскими кораблями осуществлялось на дальности применения ракетного и ракетно-торпедного оружия: в случае получения соответствующего приказа они были бы с вероятностью, близкой к 100%, отправлены на дно. В дальнейшем, в период с 1979 по 1982 год АПЛ 671 проекта совершили ещё несколько длительных боевых походов в районы Персидского залива и атолла Диего-Гарсия, со сменой экипажей в Адене (НДРЙ).
Межпоходовые ремонты проводились в Красном море на островах Дахлак у побережья Эфиопии (Эритреи). Длительность этих боевых походов в общей сложности достигала до полугода. В сентябре-октябре 1971 г. К-38 и К-323 совершили автономный подледный поход в Арктику.
В январе 1974 г. начался уникальный 107-суточный переход двух атомоходов 670-го и 671-го проектов под командованием капитанов 2 ранга В.Д. Хайтарова и В.П. Гонтарева с Северного на Тихоокеанский флот. Маршрут проходил по Атлантике (до мыса Доброй Надежды), Индийскому и Тихому океанам.
После прохода Фареро-Исландского противолодочного рубежа лодки двигались в тактической группе (один корабль шел на глубине 100, а другой — 150 м). Фактически это был первый опыт столь продолжительного следования АПЛ в составе тактической группы. 10-25 марта лодки совершили заход в порт Бербера (Сомали), где их экипажи получили короткий отдых.
29 марта, в ходе несения боевой службы, они имели кратковременный контакт с американскими надводными противолодочными кораблями и оторвались от них, уйдя на большую глубину. 13 апреля, после завершения боевой службы в заданных районах Индийского океана, лодки в надводном положении, лидируемые судном обеспечения «Башкирия», направились к Малакскому проливу.
Во время перехода температура забортной воды достигала 28®. Системы кондиционирования воздуха не справлялись с поддержанием требуемого микроклимата: относительная влажность в отсеках лодок составляла 90%, а температура воздуха поднималась до 70®.
За отрядом советских кораблей осуществляли почти непрерывное слежение американские базовые патрульные самолеты Локхид Р-3 «Орион», базировавшиеся на атолле Диего-Гарсия. В Малакском проливе, куда корабли вошли 17 апреля, американская «опека» стала еще более плотной: к «Орионам» присоединились многочисленные противолодочные вертолеты.
20 апреля на борту АПЛ 671-го проекта из-за повышенной влажности загорелся один из узлов ГАС «Рубин». Однако усилиями экипажа пожар был быстро ликвидирован. 25 апреля корабли прошли проливную зону и, оторвавшись от наблюдения, ушли на глубину. 6 мая АПЛ В.П. Гонтарева вошла в Авачинскую губу. 7 мая к ней присоединился и второй атомоход.
В январе 1976 года ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-171, а также АПЛ К-469, выполнявшая функции охранения, совершили еще один переход с СФ на ТОФ. Через Атлантический океан корабли шли на удалении всего 18 кабельтовых друг от друга. Пролив Дрейка миновали на различной глубине, постоянно поддерживая связь по ЗПС.
После пересечения экватора лодки разошлись и следовали на Камчатку (куда прибыли в марте) каждая по собственному маршруту. В течение 80 суток было пройдено 21754 мили, причем за весь переход К-469 лишь один раз (в районе Антарктиды) всплывала на перископную глубину.
К-147, оборудованная новейшей, не имеющей мировых аналогов системой слежения за АПЛ противника по кильватерному следу, 29 мая — 1 июля 1985 г. под командованием капитана 2 ранга В.В. Харлашкина, приняла участие в учениях подводных сил Северного Флота «Апорт», в ходе которых выполнила шестисуточное непрерывное слежение за американской ПЛАРБ «Симон Боливар» (тип «Лафайет»), пользуясь как акустическими, так и преимущественно, неакустическими средствами.
Весьма драматический случай произошел с К-314 (командир капитан 1 ранга А.М. Евсеенко) в марте 1984 г. Осуществляя совместно с БПК «Владивосток» слежение за американской ударной группой в составе авианосца «Китти Хок» и семи кораблей охранения, маневрировавшей в Японском море, советская лодка 21 марта, во время всплытия для уточнения надводной обстановки, пропорола кормой днище американского авианосца на протяжении почти 40 м. В результате маневры ВМС США были свернуты и «Китти Хок», теряя через пробоину мазут, «уполз» в японский док, а советский атомоход, лишившийся гребного винта, на буксире проследовал в бухту Чажма, где также стал на ремонт. Это событие вызвало резко негативный резонанс в американской печати. Специализирующиеся на военно-морской тематике журналисты отметили слабость охранения АУГ, что позволяло лодкам «потенциального противника» всплывать непосредственно под килем авианосцев.
Атомная подводная лодка К-38 на ходовых испытаниях в Белом море
Время берет свое. 14 марта 1989 г. была списана первая лодка 671-го проекта — К-314, находившаяся в составе Тихоокеанского флота. В 1993-1996 гг. боевой состав флота покинули и остальные АПЛ этого типа. Однако утилизация заслуженных кораблей затянулась. В настоящее время большинство из них находится в отстое, годами ожидая своей участи. 1
Источник: samlib.ru
Cоветская атомная подводная лодка К-27 (проект 645)
Советская атомная подводная лодка К-27, единственный корабль, построенный по проекту 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Конструкция лодки близка к проекту 627 «Кит». Лодка являлась кораблём-лауреатом различных премий, из её экипажа вышли адмиралы и Герои Советского Союза. К-27 имела прозвище «Нагасаки».
Работы по проектированию атомной подводной лодки К-27 были начаты по Постановлению СМ от 22 октября 1955 года. Работы вело ОКБ-143, главным конструктором был назначен А. К. Назаров, а главным наблюдающим от ВМФ А. Н. Донченко, а затем капитан 2-го ранга А. С. Губкин. Опытная подводная лодка К-27 проекта 645 была первой атомной лодкой с двухреакторной паропроизводящей установкой с жидкометаллическим теплоносителем из сплава свинец-висмут. На этой же лодке были впервые применены автономные турбогенераторы.
Атомную подводную лодку К-27 начали проектировать непосредственно со стадии технического проекта. ТТЗ на проектирование не выдавалось, поскольку по первоначальному замыслу подводная лодка должна была отличаться от опытной ПЛ с водо-водяным реактором проекта 627 лишь оборудованием реакторного отсека. Однако полностью этот замысел осуществлен не был. В проект вносились различные изменения, вытекавшие из опыта эксплуатации первых атомных подводных лодок, а также по результатам испытаний энергетической установки с теплоносителем из сплава свинец-висмут на стенде Физико-энергетического института. Техпроект подводной лодки К-27 и ее энергетической установки были закончены лишь в конце 1956 года, выпуск рабочих чертежей — в ноябре 1957 года.
Закладка опытной атомной подводной лодки К-27 по проекту 645 состоялась 15 июня 1958 года на заводе № 402 (Северодвинск), а 1 апреля 1962 года лодка была спущена на воду. Пребывание лодки на стапелях в течение почти четырех лет объяснялось срывом поставок заводами-смежниками и многократной корректировкой рабочей документации энергетической установки.
Государственные испытания лодки были проведены с 29 июня по 30 октября 1963 года. В день окончания испытаний был подписан акт о принятии К-27 в состав ВМФ. После вступления в состав ВМФ атомная подводная лодка К-27 совершила два длительных похода на полную автономность: один — в южные широты Мирового океана (21 апреля — 12 июня 1964 г., 52 суток), другой — для несения боевой службы в заданном районе (15 июля — 13 сентября 1963 г., 60 суток). Во время походов подводная лодка К-27 плавала на различных глубинах, вплоть до рабочей и на различных скоростях. При этом особенности энергетической установки не накладывали каких-либо ограничений на обитаемость, выполнение ходовых режимов и маневрирование корабля, вытекающих из условий выполнения задач похода.
Атомную подводную лодку К-27 проекта 645 имела почти одинаковую архитектуру с проектом 627А. Некоторые отличия имелись в форме носовой оконечности: если у АПЛ проекта 627А она была полностью сферической, то на проекте 645 — только в подводной части до ватерлинии, верхняя же часть легкого корпуса в носу выполнялась конусной как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.
Прочный корпус подводной лодки К-27 выполнен из стали с пределом текучести 60 кгс/мм. Новым в конструкции корпуса по сравнению с лодками с водо-водяными реакторами явилось применение плоских межотсечных переборок, рассчитанных на давление 12,5 кгс/см, что обеспечивало при необходимости аварийное всплытие лодки с глубин до 100 м при затоплении любого отсека. Впервые была выполнена новая система наддува и контроля за давлением в отсеках, с управлением из центрального поста. Это позволяло централизованно вести борьбу за живучесть.
Для изготовления конструкции наружного корпуса, балластных цистерн, надстройки, ограждения рубки и оконечностей впервые была использована маломагнитная сталь с пределом текучести 40 кгс/мм. Это позволяло при той же величине магнитного поля подводной лодки К-27 уменьшить массу размагничивающего устройства вдвое, на 50% снизить потребляемую размагничивающим устройством мощность и в 2 раза уменьшить количество отверстий в прочном корпусе для прохода кабеля размагничивающего устройства. Однако в процессе эксплуатации в легком корпусе подводной лодки появились многочисленные трещины различной протяженности. В то время это явление объясняли тем, что маломагнитная сталь осваивалась в СССР впервые, технология изготовления листов и корпусных конструкций из них была несовершенна, сварочные проволоки и электроды из маломагнитных материалов не обладали должными технологическими свойствами.
Бесспорно, эти обстоятельства способствовали появлению трещин, но главная причина растрескивания, как было установлено позже, состояла в том, что маломагнитная сталь обладала низкой коррозионно-механической прочностью. Под действием морской воды в ней развивалась межкристаллическая коррозия, приводившая к образованию трещин.
От применения маломагнитной стали на подводной лодке К-27 в дальнейшем отказались. Что же касается самого размагничивающего устройства, то на испытаниях обнаружилось, что оно спроектировано неудовлетворительно, степень компенсации магнитного поля и его стабильность при плаваниях и глубоководных погружениях были недостаточными. На подводной лодке К-27 была принята несколько иная, чем на опытной подводных с водо-водяным реактором, последовательность расположения отсеков: реакторный отсек располагался непосредственно за отсеком центрального поста, за ним находился турбогенераторный отсек, а затем уже шли турбинный и электромоторный отсеки. Перемещение тяжелого реакторного отсека в нос позволило повысить качество дифферентовки подводной лодки К-27, однако при этом ухудшились условия обеспечения радиационной безопасности центрального поста при возможных аварийных ситуациях.
1 – торпедный отсек, 2 – аккумуляторный отсек, 3 – центральный пост, 4 – дизельный отсек, 5 — реакторный отсек, 6 – турбинный отсек, 7 – электромеханический отсек, 8 – жилой отсек, 9 – кормовой отсек, 11-12 – антенны гидроакустической станции
Компоновка некоторых отсеков стала более рациональной. Это касалось прежде всего отсека центрального поста, из которого за прочный корпус была вынесена уравнительная цистерна, а рубка радиолокации и радиорубка перенесены на нижнюю палубу. Центральный пост стал более просторным и удобным в управлении.
Впервые в составе торпедного вооружения атомной подводной лодки К-27 было применено устройство быстрого заряжания торпед. Оно имело индивидуальные для каждого из восьми торпедных аппаратов механизмы подачи торпед, позволявшие осуществлять одновременную подачу в любые четыре аппарата по выбору. В остальном торпедное вооружение не отличалось от проекта 627А. По гидроакустическому, радиолокационному, штурманскому вооружению и средствам связи данная атомная подводная лодка К-27 аналогична проекту 627А, за исключением перископного вооружения, которое было усилено за счет установки второго перископа.
При разработке технического проекта атомной подводной лодки К-27 не задавались величиной подводной шумности и собственных помех работе гидроакустических станций. В проекте были выполнены лишь расчеты критических оборотов гребных винтов и воздушной шумности в помещениях подводной лодки, а также определены некоторые мероприятия по снижению внешнего шумоизлучения лодки. Но этого оказалось недостаточно: подводная шумность корабля была значительно выше установленных ВМФ уровней, и потребовались дополнительные меры по ее снижению.
Главная энергетическая установка атомной подводной лодки К-27 состояла из двухреакторной паропроизводящей и двухвальной паротурбинной установок, двух автономных турбогенераторов, аккумуляторной батареи и вспомогательных механизмов, обслуживающих эти установки. В отличие от проекта 627А вспомогательная дизель-электрическая установка не предусматривалась. Считалось, что наличие на подводной лодке автономных турбогенераторов существенно повышает надежность главной энергетической установки, поэтому дополнительного резерва источников питания не требуется. Подобное утверждение было опровергнуто опытом эксплуатации, и в дальнейшем на всех АПЛ в качестве вспомогательной предусматривалась дизель-генераторная установка.
Установленные на атомной подводной лодке К-27 ядерные реакторы обладали рядом эксплуатационных преимуществ. Основными из них были: увеличение КПД атомной энергетической установки за счет высокой температуры теплоносителя на выходе из реактора (440°С) и повышения температуры перегретого пара (до 355°С); расхолаживание реакторов без использования парогенераторов и насосов первого контура за счет естественной циркуляции сплава внутри реактора и включения каналов расхолаживания; невозможность распространения радиоактивности во второй контур и в энергетические отсеки в случае нарушения плотности парогенераторов благодаря большему давлению во втором контуре, чем в первом.
В то же время было очевидным (и практика эксплуатации ПЛ это подтвердила), что реакторная установка с жидкометаллическим теплоносителем влекла за собой и ряд сложностей, а именно: усложнялась эксплуатация установки во время длительной стоянки (а также при доковании) из-за необходимости поддержания температуры теплоносителя первого контура выше температуры его плавления, т.е. более 125°С, а следовательно, и несения вахты на пультах управления установкой; усложнялось проведение ремонтных работ по первому контуру вследствие загрязнения его оборудования высокоактивным полонием-210, образующемся при нейтронном облучении висмута; усложнилось базовое оборудование в связи с необходимостью иметь систему приготовления сплава, емкости и устройства для приема с подводной лодки радиоактивного теплоносителя.
В мае 1968 года атомная подводная лодка К-27 вышла в море для проверки после ремонта работоспособности энергетической установки, а также для выполнения учебно-боевых задач. 24 мая при проверке параметров энергетической установки на режимах полного хода произошел теплотехнический отказ активной зоны, выразившийся в падении мощности реактора.
Одновременно были отмечены значительный рост давления в газовой системе первого контура, увеличение уровня теплоносителя в буферной емкости и появление воды в аварийном конденсаторе. Наиболее вероятной причиной аварии считалось резкое ухудшение теплосъема в активной зоне из-за попадания в нее окислов сплава и шлаков. Лодка самостоятельно вернулась на базу, облученный личный состав был госпитализирован, но 9 человек вскоре умерли. После аварии атомная подводная лодка К-27 больше не восстанавливалась.
Тактико-технические характеристики подводной лодки К-27
длина наибольшая, м: 109,8;
ширина наибольшая, м: 8,3;
осадка в крейсерском положении (средняя) ,м: 5,85;
Водоизмещение, м: надводное — 3414, подводное — 4380;
Запас плавучести, в % от нормального водоизмещения: 28;
Глубина погружения, м: перископная — 8,0, рабочая – 240, предельная – 300;
Энергетическая установка: 2 реактора ВТ-1, номинальная мощность 2 x 74000 кВт;
Мощность главных турбозубчатых агрегатов, л. с.: 2 x 17500;
Мощность главных гребных электродвигателей, л. с.: 2 x 450;
Скорость хода, узлы: надводный – 15, подводный – 29;
Дальность плавания в подводном положении при 80% мощности обоих реакторов, миль: 35400;
Автономность по запасам, сут.: 50;
Численность экипажа, чел.: 1054
Торпедное вооружение: 8 х торпедных аппаратов (только носовые), число торпед – 20;
Максимальная глубина торпедной стрельбы, м: 100
Источник: zonwar.ru