Проанализировав многие находки, где были изображены папирусные корабли, Хейердал начал задумываться о том, что еще во времена доинкской Америки древние мореплаватели пересекали Тихий океан, используя тростниковые суда.
На фото: «Ра-2» в музее Кон-Тики, Осло, Норвегия
Возможное сходство древних тростниковых судов, которые изготавливались в Мексике и Перу, с папирусными кораблями, используемыми жителями древних цивилизаций Средиземноморья, не отрицалась и другими компетентными исследователями.
На фото: древнеегипетский рисунок, на котором изображена папирусная лодка
Но стоит отметить, что эти предположения опровергались исследованиями Института папируса в Египте. Ученые этого научного учреждения доказывали, что после двух недель пребывания в водной среде, папирус начинал гнить и распадаться.
На фото: экипаж «Ра»: Тур Хейердал (руководитель экспедиции), Норман Бейкер (штурман), Абдулла Джибрин (эксперт по папирусу), Карло Маури (кинооператор), Юрий Сенкевич (врач), Жорж Суриал (фотограф), Сантьяго Хеновес (антрополог).
1969г. Москва. экипаж папирусной лодки «Ра». Юрий Сенкевич. Тур Хейердал
Все же Хейердал не мог принять эти доводы. Он был твердо убежден, что мастера эпохи фараонов отличались незаурядными познаниями, поэтому они никогда бы не сооружали корабли из папируса, зная, что тот очень быстро портится в воде.
На фото: Тур Хейердал осматривает строящуюся лодку «Ра»
Лишь собственный практический опыт мог разрешить этот вопрос. По этой причине Хейердал планирует сооружение корабля из папируса, чтобы с его помощью пересечь Атлантический океан.
Исследователь предоставил мастерам с озера Чад изображения и модели древних египетских судов. На основе этого материала они соорудили корабль из папируса, который символически был назван «Ра». Весной 1969 папирусный корабль начал свое плавание из финикийского порта Сафи, который находится в Марокко.
Подбор команды предполагал сотрудничество представителей разных народов, поэтому она состояла из 7 человек, которые были гражданами различных стран. Над самим же экспериментальным кораблем был поднят флаг ООН.
Попутный ветер и Северное Экваториальное течение способствовали тому, что «Ра» за 2 месяца плавания преодолел 5 тысяч километров морского пути. В ходе путешествия папирус продемонстрировал превосходные плавучие свойства. Лишь по причине потери крепежа путешественники отказались от продолжения плавания к Барбадосу. До него оставалось всего около недели пути.
Через 10 месяцев Хейердал снова начал морское путешествие из того же марокканского порта. Его новое папирусное судно имело название «Ра-2». На этот раз корабль построили индейцы аймара, которые проживали на озере Титикака (Боливия). «Ра-2» успешно преодолел океан за 57 дней, достигнув Барбадоса. Таким образом, Хейердал доказал, что древние мореплаватели на папирусных судах имели все предпосылки для успешного плавания через Атлантику. Свои морские путешествия Хейердал описал в книге, а также был выпущен документальный фильм, который номинировался на премию «Оскар».
Лодка Ра-2
Экипаж «Ра-2»: Тур Хейердал (руководитель экспедиции), Норман Бейкер (штурман), Карло Маури (кинооператор), Кей Охара (кинооператор), Юрий Сенкевич (врач), Жорж Суриал (фотограф), Сантьяго Хеновес (антрополог), Маданни Аит Уханни (химик-эколог).
Источник: dvkradinov.livejournal.com
17 мая 1970 началась экспедиция Тура Хейердала на папирусной лодке «Ра-2»
В детстве Тур страшно боялся воды, и если бы ему кто-нибудь сказал, что он будет плавать по океану на утлой лодчонке по нескольку месяцев, он счел бы этого человека ненормальным. Но в жизни случается все и после успешной экспедиции на плоту «Кон-Тики» в 1947 году, когда путешественнику удалось преодолеть 4300 морских миль по Тихому океану и добраться из Перу до островов Туамоту, он задумал пересечь Атлантический океан.
Ученый-антрополог Хейердал намеревался поставить эксперимент, доказывающий, что древние мореплаватели могли путешествовать из Африки в Америку на парусных судах, пользуясь Канарским течением. Первую лодку «Ра» создавали по рисункам и макетам лодок Древнего Египта из камыша с озера Тана в Эфиопии. Но мастера с озера Чад оказались несведущи в лодочной конструкции, и отплывший от побережья Марокко «Ра» стал черпать кормой воду, а потом и вовсе разломился. Боливийские индейцы аймара с озера Титикака оказались куда более опытными судостроителями: «Ра-2» стартовала из марокканского города Сафи и через 57 дней финишировала на Барбадосе, тем самым доказав что древние египтяне вполне могли доплыть до Нового Света. Хотя без приключений и в этот раз не обошлось: когда к экспедиции (в которую, кстати сказать, входил советский врач Юрий Сенкевич) присоединились два новичка – марокканец Мадани Айт Охани и японец Кей Охара, выяснилось, что Мадани страдает морской болезнью, а Кей не умеет плавать.
Поделиться:
Другие события в этот день
Источник: scientificrussia.ru
Путешествие на папирусной лодке «Ра» Юрия Сенкевича и Тура Хейердална (11 фото)
Весной 1969 года из порта Сафи, Марокко, вышла папирусная лодка «Ра» под командованием норвежского путешественника Тура Хейердала. Перед экипажем, состоящим из 7 человек, в числе которых был и наш соотечественник Юрий Сенкевич, стояла задача переплыть Антлантический океан.
Юрий Сенкевич и Тур Хейердал во время путешествия на папирусной лодке «Ра», 1969 год
Проанализировав многие находки, где были изображены папирусные корабли, Хейердал начал задумываться о том, что еще во времена доинкской Америки древние мореплаватели пересекали Тихий океан, используя тростниковые суда. Возможное сходство древних тростниковых судов, которые изготавливались в Мексике и Перу, с папирусными кораблями, используемыми жителями древних цивилизаций Средиземноморья, не отрицалась и другими компетентными исследователями.
В 1969 году Тур Хейердал задумал экспедицию на папирусной лодке через Атлантику. Исследователь предоставил мастерам с озера Чад изображения и модели древних египетских судов. На основе этого материала они соорудили корабль из папируса, который символически был назван «Ра».
В 60-х годах Хейердал встречался с Мстиславом Келдышем, приезжая в СССР. В разговоре речь зашла о будущих экспедициях Хейердала, и Келдыш спросил его: «А почему бы вам не взять с собой русского?» И, вспомнив о вопросе Келдыша, написал советскому академику письмо с просьбой найти ему русского врача, владеющего английским языком и обладающего чувством юмора. Выбор пал на молодого врача, недавно вернувшегося из Антарктиды со станции «Восток» после годовой зимовки, Юрия Сенкевича.
Так Сенкевич оказался в составе интернационального экипажа: Тур Хейердал (Норвегия), Абдула Джибрин (Чад), Норман Бейкер (США), Сантьяго Хеновес (Мексика), Джордж Сориал (Египет), Карло Маури (Италия) и Юрий Сенкевич (СССР).
25 мая 1969 года состоялся старт папирусной лодки «Ра». На борту, кроме 7 человек экипажа, были еще обезьяна Сафи, куры и утка.
Попутный ветер и Северное Экваториальное течение способствовали тому, что «Ра» за 2 месяца плавания преодолел 5 тысяч километров морского пути, но закончилось путешествие тем, что лодка затонула.
По словам Юрия Сенкевича, это произошло из-за того, что строители лодки с озера Чад обрубили загнутую корму, решив не руководствоваться расчетами и чертежами Хейердала. А корма была необходима, чтобы лодку не заливало, когда она преодолевает высокие волны. Когда это поняли, корму надставили, но целостность конструкции уже была нарушена. Через месяц после выхода в открытый океан корма стала погружаться в воду, и «Ра» буквально превращалась в подводную лодку.
Вот отрывки из дневника Юрия Сенкевича:
«4 июня. Всего у нас сломалось пять весел и одно утеряно».
«29 июня. Не вызывает сомнений, что мы погружаемся больше и больше, хотя и медленно. Несомненно также, что мы не сможем затонуть, но что «Ра» будет затоплен по палубу – это точно».
«9 июля. Справа рвутся веревки, связывающие папирус. Весь правый борт ходит ходуном и грозит оторваться от нас».
Экипаж мужественно пытался спасти лодку. Под рулевым мостиком находился спасательный плот из пенопласта, рассчитанный на шесть человек, который распилили и укрепили на корме. Это помогло продержаться еще две недели, прежде чем был послан сигнал «SOS».
Сигнал услышали с американской яхты. Слово Юрию Сенкевичу: «Прошло три-четыре дня, мы вот-вот должны были встретиться с нашими спасителями. И, радуясь этому, отправили за борт все лишнее, включая еду и воду, не предполагая, что ожидание встречи растянется еще на пять дней. Эти пять дней были не самыми лучшими в нашей жизни».
16 июля 1969 года измученные путеешственники оставили многострадальную лодку и переместились на яхту «Шенандоа». Так завершилось это первое, но не последнее путешествие.
А уже через год в мае состоялся старт «Ра-2».
Источник: mainfun.ru