Относись к людям так как

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь,чтобы относились к тебе.». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии [1] и является основополагающим мировым этическим принципом.

Виды золотого правила

Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, золотое правило в различных культурах может иметь различные виды. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы золотого правила по этическим или социальным признакам.

Мыслитель Xристиан Томазий выделяет три формы «золотого правила», разграничивая сферы права, политики и морали, называя их соответственно принципами права (justum), приличия (decorum) и уважения (honestum):

Относись к людям так,как ты бы хотел что бы относились к тебе.

  • принцип права требует, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему;
  • принцип приличия состоит в том, чтобы делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему;
  • принцип уважения предполагает, чтобы человек поступал так, как он желал бы, чтобы поступали другие.

Можно заметить два аспекта правила:

  • отрицательный (отрицающий зло) «не делай…»;
  • положительный (позитивный, утверждающий добро) «делай…».

Русский философ В. С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» — «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) — «правилом милосердия». [2]

Западногерманский профессор 20-го века Г. Райнер также выделяет три формулировки «золотого правила» (перекликающиеся с трактовками Христиана Томазия и В. С. Соловьева) [3] :

  • правило вчувствования (Ein-fuhlungsregel): «(не) делай другому то, что (не) желаешь себе»;
  • правило автономности (Autonomieregel): «(не) делай сам того, что ты находишь (не)похвальным в другом»;
  • правило взаимности (Gegenseitigkeitsregel): «как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так же и вы по отношению к ним».

Античная философия

Хотя в произведениях Аристотеля в чистом виде золотое правило не встречается, в его этике есть много созвучных суждений, например на вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами». [4]

Авраамические религии

В иудаизме

В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18).

Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.

Достоинство твоего ближнего ты должен оберегать так же, как свое, и к его имуществу ты должен относиться не менее бережно, чем к своему собственному. Даже тот, кто осужден на смерть за тяжелое преступление, не должен вызывать чувства ненависти, и Тора обязывает относиться к нему с любовью: не бить его и не оскорблять, помня о том, что каждый человек в последнюю минуту своей жизни раскаивается во всех своих преступных делах. Ѓиллель, великий мудрец Торы, возглавлявший Верховный Суд (Санhедрин) в эпоху, предшествовавшую разрушению Второго Храма, выразил заповедь любви к ближнему в форме строго определенного запрета: «Не делай ближнему своему ничего из того, что ты не желаешь для себя». Ѓиллель придавал этой заповеди столь большое значение, что называл ее «всей Торой».

ОТНОСИСЬ к ЛЮДЯМ так, как ОНИ ОТНОСЯТСЯ к ТЕБЕ | ВСЕГДА ОТВЕЧАЙ той ЖЕ МОНЕТОЙ #справедливость

Согласно известной притче иудеев, один язычник, решивший изучать Тору, пришел к Шаммаю (он и Ѓиллель (Вавилонский) были двумя ведущими раввинами своего времени) и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шаммай прогнал его прутом. Когда этот человек пришел к рабби Ѓиллелю, Ѓиллель обратил его в иудаизм, изрекши свое золотое правило: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — комментарии; теперь иди и учись». [6]

В христианстве

В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом.

  • В Евангелии от Матфея: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12), «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:18-20), «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:38-40)
  • В Евангелии от Марка: «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк.12:32-34).
  • В Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук.6:31).

Также это правило неоднократно повторяли Апостолы Иисуса Христа.

  • В Послании к Римлянам: «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим.13:8-10).
  • В Послании к Галатам: «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:13-15).
  • В Послании Иакова: «закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого» (Иак.2:7-9).
  • В Деяниях Апостолов: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян.15:28,29).

В исламе

В Коране золотое правило не встречается, но оно есть в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе» [7]

Индийские религии

В индуизме

Перед Битвой на Курукшетре, о которой повествуется в «Махабхарате», и которая произошла не позднее 1000 гг. до н. э, Видура поучает своего брата царя Дхритараштру:

Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому. Такова вкратце дхарма — прочее проистекает от желания. [8] [уточнить]

Оригинальный текст (санскрит)

na tat parasya samdadhayat pratikulam yad atmanah

samgrahenaisa dharmah syat kamad anyah pravartat

В буддизме

Золотое правило неоднократно повторяется в изречениях Будды, в частности в Дхаммападе:

129. Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти — поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству.

— Дхаммапада, гл. X. Глава о наказании [9]

159. Как он поучает другого, так пусть поступает и сам. Полностью смирив себя, он может смирить и других. Поистине, смирение самого себя — трудно.

— Дхаммапада, гл. XII. Глава о своем Я. [9]

Конфуций

У Конфуция золотое правило сформулировано в его «Беседах и суждениях». [10] Конфуций учил «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Ученик «Цзы-гун спросил: „Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?“ Учитель ответил: „Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе“ (子貢問曰:»有一言而可以終身行之者乎?»子曰:»其恕乎!己所不欲,勿施於人。»Вэй Лин Гун, 24).

Распространение золотого правила на мир природы

Принцип взаимности золотого правила распространяется и на мир природы:

Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо. Это учение о не-насилии непреложно, неизменно и вечно. Точно так же, как страдание болезненно для тебя, оно столь же болезненно, тревожно и пугающе для всех животных, живущих существ, организмов и чувствующих существ.

— Джайнизм. Акарангасутра 4.25—26

Тот, кто собирается взять заостренную палочку и (про)ткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно.

— Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)

Если сказать, что птицы, лошади, собаки, обезьяны совсем чужие нам, то почему же не сказать, что и дикие, черные и желтые люди чужие нам? А если признать таких людей чужими, то с таким же правом могут черные и желтые люди признать чужими белых. Кто же ближний? На это есть только один ответ: не спрашивай, кто ближний, а делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали.

Критика золотого правила

Иммануил Кант формулирует близкий к своему знаменитому категорическому практический императив:

… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству. [11]

Обсуждая выполнимость этого императива (принципа), в сноске ко второму своему замечанию он пишет:

Не следует однако, думать, что тривиальное quod tibi non vis fieri etc. может здесь служить путеводной нитью или принципом. Ведь это положение, хотя с разными ограничениями, только выводится из принципа; оно не может быть всеобщим законом, так как не содержит в себе ни основания долга по отношению к самому себе, ни основания долга любви к другим (ведь некоторые охотно согласились бы, чтобы другие не делали им добра, лишь бы не надо было оказывать другим благодеяний), ни, наконец, основания долга из обязательства по отношению друг к другу; ведь преступник, исходя из этого, стал бы приводить доводы против своих карающих судей и т. д. [12]

См. также

  • Этика
  • Нравственность
  • Общечеловеческие ценности
  • Quod tibi fieri non vis alteri ne feceris

Примечания

  1. ↑ От Талиона к Золотому Правилу. Специфика нравственного требования. 2. «Золотое правило» в истории этики // Гусейнов А. А. [Социальная природа нравственности — М.: МГУ, 1974.
  2. ↑Апресян Р. Г. Золотое правило // Этика: новые старые проблемы. К шестидесятилетию Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова / Отв. ред. Р. Г. Апресян. — М.: Гардарики, 1999. — С. 25.
    • Reiner H. Die «Goldene Regel»: Die Bedeutung einer sittlichen Grundformel der Menschheit // Zeitschrift fur philosophische Forschung. Bd. 3. 1948. — S. 74;
    • Lexicon fur Theologie und Kirche. Bd. 4. 1960. — S. 1040
    • ↑Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [V, 21] / Общ. ред. и вступит ст. А. Ф. Лосева. — М., 1979. — С. 211.
    • ↑ Философия./ под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. — М.:Академический проект, 2009. — С. 71
    • ↑ Вавилонский Талмуд, Мишна, Шаббат 31а
      • «Изречения Магомета, не вошедшие в Коран» // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. — М., 1956. — Т. 40. — С. 344;
      • Al-Suhrawardy A. The sayings of Muhammad. — New York, 1990. — P. 72.
        • Vidura-niti — Mhb. V. 33-41, V. 39.57;
        • Махабхарата. Книга пятая. Удьйога-парва (книга о старании) / Пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова. — Л.: Наука, 1976. — С. 97
        • ↑ 12 Памятники литературы народов Востока. Bibliotheca Buddhica XXXI. «Дхаммапада» = Дхаммапада / Перевод с пали, введение и комментарии В. Н. Топорова.. — М .: Издательство восточной литературы., 1960.
        • ↑Конфуций, Конфуций, «Беседы и суждения», 15:24, 12:2
        • ↑Иммануил Кант Основы метафизики нравственности / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. — М .: Изд-во «Мысль», 1999. — 207 с.
        • ↑Иммануил Кант I. Основы метафизики нравственности. 1785. Раздел второй. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности // Основы метафизики нравственности / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. — М .: Изд-во «Мысль», 1999. — 207 с.
        • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
        • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
        • Религиозная этика
        • Евангелие от Матфея
        • Нагорная проповедь
        Читайте также:  Что можно сделать из рельсы

        Источник: dic.academic.ru

        Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (золотое правило морали)

        Выражение считается золотым правилом морали и сформулировано в нагорной проповеди Иисуса Христа, которая описана в Библии , в Евангелие от Матфея (глава 7, строка 12):

        «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.»

        «Нагорная проповедь», художник К. Г. Блох, 1877 г. (Датский музей национальной истории)

        Художник К. Г. Блох, 1877 г. Датский музей национальной истории.

        Близкая мысль встречается у китайского философа Конфуция (551 – 479 до н. э.), в «Луньюй»:

        «Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье».

        Эта мысль была высказана и древнееврейским философом Гилелем (112 г. до н. э. – 8 г. н. э). Когда один иноверец заявил, что готов принять иудаизм при условии, что его научат всей Торе сразу — «пока он стоит на одной ноге», Гилель ответил: «То, что ненавистно тебе, не делай другому, — в этом вся Тора. Остальное — комментарии. Иди и учись» (Шабат 31а).

        Применяемые варианты золотого правила морали

        ✔ Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

        ✔ Не желай другому того, чего не хочешь себе

        ✔ Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе

        ✔ Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе

        На английском языке

        Выражение указано в Американском словаре «American Heritage Dictionary of Idioms» Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992 г. :

        «Do unto others as you would have them do unto you»

        Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

        В вышеуказанном словаре это правило также именуется золотым (golden rule, анг.). Отмечается, что выражение встречается в древних религиозных источниках и трудах — Новый завет, Талмуд, Коран, сборниках Конфуция (New Testament, Talmud, Koran, and the Analects of Confucius). Указывается, что одно из наиболее ранних упоминаний в английском языке в переводе Сократа в 1477 году (Earl Rivers’ translation of a saying of Socrates (Dictes and Sayenges of the Philosophirs, 1477):

        «Do to other as thou wouldst they should do to thee, and do to none other but as thou wouldst be done to.»

        Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, и не делай другим того, что не хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе.

        ✍ Примеры

        «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА», Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996 :

        «Карма» (1894 г.) – слова буддийского монаха Наряды, обращенные к богачу Панду:

        «Наряда сказал:

        — Я бы мог дать вам объяснение, но, зная, что вы не способны понять духовную истину, я предпочитаю молчание. Однако я дам вам общий совет: обращайтесь с каждым человеком, которого вы встретите, так же, как с самим собой, служите ему так же, как вы желали бы, чтобы вам служили. Таким образом, вы посеете семя добрых дел, и богатая жатва их не минует вас.»

        «Разрушение ада и восстановление его» (1902 г.) – дьявол разъясняет Вельзевулу, как он убедил людей не следовать золотому правилу морали (5):

        «— Но ведь учение было так просто и ясно,— сказал Вельзевул, все еще не желая верить тому, чтобы его слуги сделали то, чего он не догадался сделать,— что нельзя было перетолковать его. «Поступай с другим, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Как же перетолковать это?

        — А на это они, по моему совету, употребляли различные способы,— сказал дьявол в пелеринке. — У людей есть сказка о том, как добрый волшебник, спасая человека от злого, превращает его в зернышко пшена и как злой волшебник, превратившись в петуха, готов уже был склевать это зернышко, но добрый волшебник высыпал на зернышко меру зерен. И злой волшебник не мог съесть всех зерен и не мог найти то, какое ему было нужно.

        То же сделали и они, по моему совету, с учением того, кто учил, что весь закон в том, чтобы делать другому то, что хочешь, чтобы делали тебе, они признали священным изложением закона бога 49 книг и в этих книгах признали всякое слово произведением бога — святого духа. Они высыпали на простую, понятную истину такую кучу мнимых священных истин, что стало невозможно ни принять их все, ни найти в них ту, которая одна нужна людям.

        Это их первый способ. Второй способ, который они употребляли с успехом более тысячи лет, состоит в том, что они просто убивают, сжигают всех тех, кто хочет открыть истину. Теперь этот способ уже выходит из употребления, но они не бросают его, и хотя и не сжигают уже людей, пытающихся открыть истину, но так клевещут на них, так отравляют им жизнь, что только очень редкие решаются обличать их. Это второй способ. Третий же способ в том, что, признавая себя церковью, следовательно непогрешимыми, они прямо учат, когда им это нужно, противоположному тому, что сказано в писании, предоставляя своим ученикам самим, как они хотят и умеют, выпутываться из этих противоречий.»

        «Многократно возвращаясь к основному началу нашей духовной деятельности, к движущим силам наших мыслей и наших поступков, невозможно не заметить, что значительная часть их определяется чем-то таким, что нам отнюдь не принадлежит, и что самое хорошее, самое возвышенное, самое для нас полезное из происходящего в нас вовсе не нами производится. Все то благо, которое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе: единственная действительная основа деятельности, исходящей от нас самих, связана с представлением о нашей выгоде в пределах того отрезка времени, который мы зовем жизнью; это не что иное, как инстинкт самосохранения, который присущ нам, как и всем одушевленным существам, но видоизменяется в нас согласно нашей своеобразной природе.

        Поэтому, что бы мы ни делали, какую бы незаинтересованность ни стремились вложить в свои чувства и свои поступки, руководит нами всегда один только этот интерес, более или менее правильно понятый, более или менее близкий или отдаленный. Как бы ни было пламенно наше стремление действовать для общего блага, это воображаемое нами отвлеченное благо есть лишь то, чего мы желаем для самих себя, а устранить себя вполне нам никогда не удается: в том, что мы желаем для других, мы всегда учитываем собственное благо.

        И потому высший разум, выражая свой закон на языке человека, снисходя к нашей слабой природе, предписал нам только одно: поступать с другими так, как мы желаем, чтобы поступали с нами. И в этом, как и во всем другом, он идет вразрез с нравственным учением философии, которая считает, что постигает абсолютное благо, т.е. благо универсальное, как будто только от нас зависит составить себе понятие о полезном вообще, когда мы не знаем и того, что нам самим полезно.

        Что такое абсолютное благо? Это незыблемый закон, по которому все стремится к своему предназначению: вот все, что мы о нем знаем. Но если руководить нашей жизнью должно понятие об этом благе, разве не необходимо знать о нем что-либо еще? До определенного момента мы, безусловно, действуем сообразно всеобщему закону, в противном случае мы заключали бы в себе самих основу нашего бытия, а это нелепость; но мы действуем именно так, сами не зная, почему: движимые невидимой силой, мы можем улавливать ее действие, изучать ее в ее проявлениях, подчас отождествляться с нею, но вывести из всего этого положительный закон нашего духовного бытия – вот это нам недоступно. Смутное чувство, неоформленное понятие без обязательной силы – большего мы никогда не добьемся. Вся человеческая мудрость заключена в этой страшной насмешке Бога в Ветхом Завете: вот Адам стал как один из нас, познав добро и зло!»

        С близким значением

        Не осуждайте других в своих неудачах. Ищите причины ваших бед в самих себе. И если вы не ослеплены тщеславием, вы найдете ее, а найдя ее, вы сумеете избавиться от зла.

        Цитата из рассказа «Карма» (1894 г.) писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910). Слова богача Панду, обращенные к своим детям. Панду прислушался к советам мудрого буддийского монаха Наряды и стал с уважением относиться к другим людям. Этот принцип он завещал и своим детям.

        Читайте также:  Как делать кормушки на закидушки
        Считать себя отдельным существом есть обман, и тот, кто направляет свой ум на то, чтобы исполнять волю этого отдельного существа, следует за ложным светом, который приведет его в бездну греха.

        Цитата из рассказа «Карма» (1894 г.) писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910). Слова мудрого буддийского монаха Наряды, которыми он объясняет богачу Панду принцип правильного отношения к другим людям, к жизни, основанный на буддийском веровании.

        Тот, кто вредит другим, делает зло себе. Тот, кто помогает другим, делает добро себе. Перестаньте считать себя отдельным существом — и вы вступите на путь истины.

        Цитата из рассказа «Карма» (1894 г.) писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910). Слова мудрого буддийского монаха Наряды, которыми он объясняет богачу Панду принцип правильного отношения к другим людям, к жизни, основанный на буддийском веровании.

        Источник: dslov.ru

        Что такое и чему учит людей золотое правило морали

        Золотое правило морали пронизывает все сферы общественной жизни: личные отношения и семью, карьеру, политику, право.

        В разных интерпретациях утверждение встречается в исторических источниках стран Европы, Ближнего Востока, Азии и других регионов мира.

        Горы

        Дети впервые узнают о золотом правиле уже в 3-4 года от своих родителей или воспитателей. В настоящей статье вы глубже познакомитесь со значением этого основополагающего принципа жизни.

        Когда и где возникло золотое правило

        Золотое правило морали (нравственности, этики) появилось примерно в 1 тысячелетии до н.э.

        Оно пришло на смену принципу Талиона, который буквально звучал так: «Око за око, зуб за зуб».

        В эпоху родоплеменного строя люди жили по трём правилам:

        1. Чётком разделении общества на «своих» и «чужих». Последние рассматривались, как потенциальная угроза.
        2. Коллективной ответственности. За ошибку одного человека отвечало всё племя или родственники.
        3. Праве силы. Члены общества открыто и с помощью насильственных методов боролись за перераспределение ресурсов в пользу «своих».

        Золотое правило нравственности гласит, что люди должны относиться друг к другу, основываясь на взаимности. На смену борьбе приходит сотрудничество, как более эффективная форма взаимодействия.

        Казнь

        Интересно то, что религиозные деятели, политики, философы и учёные в разных уголках мира сформулировали одну и ту же мысль независимо друг от друга. Первые упоминания принципа нравственности можно встретить в следующих источниках:

        1. «Поучения писца Ахикара» – Древняя Месопотамия, 7 век до н.э.;
        2. сочинения Конфуция «Лунь Юй» – Древний Китай, 6 век до н.э.;
        3. «Махабхарата», учения Будды – Древняя Индия, 5 век до н.э.

        Из религиозной литературы иудаизма, христианства и ислама также можно узнать, в чем суть золотого правила морали. Кроме того, принцип раскрывается в изречениях и трудах античных философов Питтака, Фалеса, Аристотеля, Сенеки и других.

        При этом сама формулировка «золотое правило» окончательно закрепилась в европейской литературе только в 18 веке. До этого использовались термины «заповедь», «изречение», «поговорка».

        Чему учит нас золотое правило морали

        В положительной формулировке золотое правило морали гласит:

        «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

        Также у принципа есть отрицательная версия:

        «Не делай другим то, чего не желаешь себе».

        На первый взгляд очевидно, чему нас учит золотое правило. Оно призывает совершать добрые дела и воздерживаться от дурных поступков, которые причиняют вред или неудобства окружающим. Кажется, будто правило воспитывает в личности чувство долга и альтруизм.

        Но зачем человеку кому-то угождать? Тем более, когда в мире процветают несправедливость, расслоение на бедных и богатых, религиозные и национальные противоречия?

        Противоречия

        На самом деле золотое правило куда глубже. Понимание его сути выгодно самому человеку. Принцип позволяет успешно строить личные и деловые отношения, а также не иметь проблем с законом.

        Так что такое золотое правило морали? Оно раскрывается в следующих положениях:

        1. Умение поставить себя на место другого человека. Понять, чего он хочет и ждёт. На этом принципе построены все разделы психологии: начиная со сферы семейных отношений, заканчивая маркетингом и продажами.
        2. Сначала мысли, потом – действия. Перед тем, как совершить какой-либо поступок, надо подумать о последствиях. Это позволит избежать роковых ошибок.
        3. Стратегическое планирование. Установление дружелюбных и доверительных отношений с человеком полезнее, чем получение сиюминутной выгоды (например, с помощью обмана).

        Соблюдение золотого правила важно не только для каждого отдельного индивида, но и общества в целом. И добро, и зло «заразительны». Как правило, люди совершают те действия, которые считают нормой в своём окружении.

        Овцы

        Пословицы, которые отражают смысл золотого правила морали:

        Сферы жизниПословицы
        Личные отношения Тёплое слово и в мороз согревает
        Личные отношения, работа, бизнес Не плюй в колодец — пригодится воды напиться
        Работа, бизнес, политика У хорошего садовода хороший сад

        Критика золотого правила

        Наиболее известными критиками золотого правила морали считаются два немецких философа: Г.В.Лейбниц и И.Кант. Первый говорил о том, что желания могут быть безграничными. Допустим, человеку хочется обладать несметными богатствами: квартирой, машиной, драгоценностями. Но значит ли это, что он должен помогать окружающим обогащаться?

        И.Кант предупреждал, что золотое правило нравственности не содержит в себе оснований долга. Так, любой преступник может оправдывать себя в связи с тем, что не желает быть осуждённым.

        Однако многие современные учёные считают такую критику неполной. При учёте принципа нравственности человек не просто руководствуется своими эгоистическими желаниями. Он думает и о том, чего хотел бы любой индивид, окажись на его месте.

        Девушка

        Вернемся к случаю с богатством. При более глубоком рассуждении окажется, что люди хотят улучшить своё материальное положение, но не хотят обогащать кого-то. А в случае с преступником общество желает справедливого наказания виновного и обеспечения собственной безопасности.

        То есть, подсудимый не может увиливать от ответственности лишь на основании того, что не хочет сесть в тюрьму.

        Выводы

        Итак, золотое правило морали – это стандарт цивилизованных отношений между людьми. Он имеет этическое, духовное (религиозное) и даже прагматическое обоснование.

        А тот факт, что принцип сформировался в разных географических регионах практически без взаимодействия самих цивилизаций, подтверждает его универсальность. Это простое и одновременно глубокое утверждение, которое трудно дополнить.

        Автор статьи: Белоусова Наталья

        Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

        Эта статья относится к рубрикам:

        На мой взгляд, это правило работает в одностороннем порядке. Этичные люди относятся к другим хорошо, а бессовестные всегда пытаются использовать других в своих интересах.

        Само по себе это правило очень хорошее, но, чтоб оно работало, нужно чтоб все люди его соблюдали, а это утопия. В реальности, лучшие условия получают почему-то те, для кого золотое правило наглость и беспринципность. Однако, несмотря на это, думаю существует некое вселенское равновесие, которое базируется на описанной идее. Рано или поздно, все получают такое отношение, какое заслужили.

        К сожалению, сегодня ситуация в мире ярко показывает, что слова «так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», вышли из моды и отвергнуты многими. Насколько лучше бы был мир, если бы все придерживались этого правила!

        История, записанная в Вашей статье, хорошо показала — этим словам уже много тысячелетий! Видно, что принцип делать другим добро, волновал людей во все времена. Но, именно эти слова около двух тысяч лет назад произнес Иисус Христос в своей знаменитой Нагорной проповеди. И хотя само выражение «золотое правило» не встречается в Библии, многие верующие называют этим выражением принцип поведения, который дал Иисус.

        Однако, кем бы и как бы ни было сформулировано это правило: негативно, или в положительном ключе, или в какой-либо другой форме, — важно то, что если бы люди, независимо от их происхождения, места проживания и своей веры, всегда старались применять этот принцип на деле, то это бы принесло истинный мир, безопасность и решило бы большинство проблем всего человечества!

        Ваш комментарий или отзыв

        Источник: ktonanovenkogo.ru

        Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе: как это работает у вас?

        Относись к другому так как хочешь чтобы относились к тебе как это работает у вас

        Очень часто люди ориентированы только на первый аспект: справедливость и взаимообмен.

        И тогда, следуя правилу, человек ожидает, что как только он по отношению к другим людям начнет проявлять доброжелательность, оказывать помощь и поддержку, то тогда гарантировано он получит в ответ примерно то же самое: доброту, заботу и поддержку.

        Что самое интересное: человек искренне в это верит. И старается изо всех сил.

        Но этого не происходит, происходит не так или не всегда, по разным причинам. Может правило не все знают , а может просто мы все разные. Кто — то не умеет поступать также, кто — то не хочет или не считает нужным отвечать взаимностью.

        Но правило при таких ожиданиях оказывается провальным так и не став регулирующим отношения кодексом. Человека постигает сплошное разочарование. И ладно бы разочаровался на пару минут и пошел себе радоваться жизни.

        Но неработающее правило заставляет его злиться на несправедливость этого мира и обижаться на бездушных людей в нем.

        Я встречала в людях высшую степень отчаяния, когда они готовы отказаться от отношений вообще, только на основании того, что «Я стараюсь, жду в ответ взаимности, а ее нет. Всё бессмысленно. И зачем мне такие отношения?».

        Так, например, одна подруга старалась для другой закрыть все ее потребности: забирала ребенка из сада, помогала лечить больную собаку, давала деньги в долг, выслушивала в любое время всё ее горести. Она делала всё это, движимая идеей, что всё не зря, будет компенсация. Каково же было ее изумление, когда подруга не предложила свою помощь, когда пришло время «расплачиваться».

        Читайте также:  5 см это сколько метров

        Вы можете обнаружить, что это правило не работает или работает не в полной мере, как в этом снова и снова убеждаются мои разочарованные клиенты.

        Мне кажется важным обратить ваше внимание и на второй аспект этого же правила, более справедливый: милосердие с желанием понять другого. Через сочувствие мы становимся ближе к людям.

        И здесь в основе лежит не концепция «Ты мне, я тебе», а бескорыстное желание помочь, проявив заботу, поддержку или снисхождение.

        «Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе» помогает нам проявлять эмпатию, строить отношения и совершенствовать их, ставя себя на место другого, задаваясь вопросом: «Какую помощь и поддержку хотел бы получить я в подобной ситуации?».

        Матери имеет смысл ставить себя на место ребенка, когда тот, ноя, сетует на целую кучу заданных уроков. И тогда она будет способна проявить заботу и снисхождение. Что бы она сама хотела в момент усталости и бессилия от другого? Скорее всего не пояснений того, что уроки — это ее обязанность или работа, не упреков и обвинений в лени, не предостережений, что в будущем она ничего не добьется. Правда?

        Конечно, мы можем не угадать . По той же причине — все мы разные. Но как показывает опыт, всё же при применении этого правила мы оказываемся гораздо ближе к истине, нежели при его игнорировании.

        P.S. Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе — правило рабочее. А ценность его заключается в том, чтобы стать ближе друг к другу, а не отдалиться.

        Друзья, а используете ли вы правило «Относись к другому так как хочешь чтобы относились к тебе»? Помогает ли оно Вам?

        Делитесь в комментариях.

        Источник: www.b17.ru

        Категорический императив Канта и «золотое правило» нравственности

        «Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» — наверняка многие из нас хотя бы раз слышали эту фразу или её подобие. Согласитесь, что воспринимается она как нечто привычное и само собой разумеющееся? Однако это не просто обиходное выражение или пословица – на самом деле эта фраза относится к очень интересному закону, который носит название «категорического императива». К тому же, он непосредственно связан с ещё одним законом, а если быть точнее, правилом – «золотым правилом» нравственности. В данной статье мы поговорим и о каждом из этих понятий.

        Категорический императив

        Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом. И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.

        По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.

        Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.

        Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.

        Основы категорического императива:

        • Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
        • Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
        • Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.

        Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом).

        Вообще, взаимосвязь основ категорического императива (в особенности, второй и третьей) представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином. Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе.

        Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом чего-либо. Философ возвышает её над миром, отделяет от множества жизненных связей и противопоставляет реальной действительности, ведь она говорит не о том, что есть на сегодняшний день, а том, как должно быть. И настоящее уважение к личности – это нравственная основа морали и права. Но в реальной жизни это практически невыполнимо, т.к. в человеческой природе присутствует, как говорит Кант, «изначальное зло» — это эгоизм, стремление лишь к собственному счастью, себялюбие и т.п.

        Но, в любом случае, отличие категорического императива от любой подобной предшествующей теории заключается в том, что основа нравственности зиждется не только на счастье и пользе человека, но ещё и в требованиях его разума и принципе гуманизма, который наиболее ярко выражается в «золотом правиле» нравственности.

        «Золотое правило» нравственности

        Историю «золотого правила» нравственности, подразумевающего под собой основу нравственного поведения, можно смело назвать историей становления нравственности вообще. В том значении, в котором «золотое правило» принято рассматривать сейчас, оно начало применяться в XVIII веке.

        Первоначально, ещё при первобытно-общинном строе, был так называемый обычай кровной мести, суть которого заключалась в идее равноценного воздания. Сегодня это кажется жестоким, но в то время именно кровная месть регулировала вражду между родами и обуславливала рамки поведения.

        После того как родоплеменные отношения были разрушены, разделение людей на «чужих» и «своих» перестало иметь чёткую грань. Связи людей из разных родов по каким-либо причинам могли быть даже сильнее, чем внутриродовые связи. Отдельный человек перестал «расплачиваться» за проступки своих родственников, а родовая община перестала отвечать за действия своих отдельных членов. Отсюда возникла необходимость в появлении нового принципа управления межличностными отношениями, который бы не зависел уже от принадлежности человека к тому или иному виду.

        И этим принципом стало рассматриваемое нами «золотое правило», отдельные части которого можно встретить в Ветхом и Новом заветах, учении Конфуция, изречениях семи греческих мудрецов и других источниках, например, в Евангелии от Матфея, где «правило» звучит как: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12). Такая формулировка считается позитивной; есть и негативная: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе».

        Под «другим» в «правиле» понимается абсолютно любой человек, а само оно говорит о том, что все люди равны, однако это равенство не делает их одинаковыми и не принижает их достоинства. О равенстве здесь говорится в более глубоком смысле: равенстве в возможности самосовершенствования, равенстве свободы, равенстве в лучших качествах человека, равенстве перед общечеловеческими нормами.

        «Золотое правило» подразумевает такую позицию, в которой человек встаёт на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Эта позиция является основой межличностной связи, именуемой любовью. Так рождается и новая формулировка «правила»: «люби ближнего своего, как самого себя». Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе совершенства – не как к средству, но именно как к цели.

        «Золотому правилу» в качестве основы нравственного поведения и сознания всегда уделяли огромное внимание философы. Например, Томас Гоббс видел в нём основу естественных законов, которыми определяется жизнь человека. Т.к. «правило» может быть понятно каждому, оно способствует ограничению индивидуальных эгоистических притязаний, служащих основой единения людей в государстве. Джон Локк не рассматривал правило как врождённое – основой правила является всеобщее естественное равенство, и человек, чтобы прийти к общественной добродетели, должен сам его осознать.

        Иммануил Кант, в свою очередь, смотрел на традиционные формы «золотого правила» критически. Согласно его мнению, в явном виде оно не даёт возможности оценить уровень нравственного развития человека, т.к. нравственные требования к самому себе могут быть занижены человеком, он может принять эгоистическую позицию. Несмотря на то, что «золотое правило» содержит в себе и желания человека, они часто могут сделать его рабом своей природы и создать непреодолимую преграду между ним и миром нравственности – миром свободы.

        В качестве заключения

        Категорический императив Канта, являющийся центральным понятием его этической доктрины, представляет собой утончённое (с точки зрения философии) «золотое правило», однако между ними не следует ставить знак тождественности.

        Мы же с вами всегда должны помнить, что как категорический императив, так и «золотое правило» должны руководить нашими действиями в повседневной жизни. Если мы будем применять на практике вышеназванные основы, наша жизнь наверняка станет в разы гармоничнее, отношения с людьми будут конструктивными, конфликтов и разногласий будет меньше, а взаимного уважения друг к другу станет больше.

        Советуем также прочитать:

        • Сторителлинг
        • Как добиться уважения и как его вернуть, если потеряли
        • Идеи и воззрения Льва Толстого
        • 10 художественных книг для саморазвития
        • Нормы и правила морали
        • Теория морального развития Л. Кольберга
        • Совесть: почему она есть не у всех и что делать, если ее нет?
        • Агностицизм как свобода познания
        • Философские подходы к пониманию смысла жизни
        • Язык и мышление
        • Зачем разбираться в философии?

        Источник: 4brain.ru

        Рейтинг
        ( Пока оценок нет )
        Загрузка ...