Олег намерен отомстить хазарам за частые и разорительные набеги на Русь, поэтому он отправляется в поход на них со своей дружиной. На своем пути в лесу он встречает старца-волхва, который предсказывает Олегу доблесть и славу на протяжении его жизни, но при этом же предсказывает скорую гибель от собственного коня.
Олег решил избавиться от коня, дабы предсказание не сбывалось. Но ему тоскливо без своего верного друга, и, вернувшись из похода, Олег узнает, что конь его мертв, и ему удалось избежать неминуемой гибели, предсказанной старцем. Тогда Олег решил сходить проститься с тем, кто служил ему так верно. Тут-то и сбывается предсказание старца: из черепа коня появляется змея, которая смертельно жалит Олега.
Основная мысль данного произведения в том, что от судьбы не уйти, но при этом не нужно стараться узнать, что ждет в будущем, ведь это не поможет избежать предначертанной гибели. Олег слушается старца, который предсказывает ему гибель от своего коня, и меняется своего любимого коня на другого коня. Спустя время, когда конь мертв, и опасения Олега исчезли, предсказание всё же сбывается.
Случаи, когда змеи забрались в дома!
«Песнь о вещем Олеге» очень кратко
Старый волхв предсказывает Вещему Олегу, что он примет смерть от своего коня. Олег пытается избежать этого, но пророчество всё равно сбывается.
Олег собирается в военный поход, чтобы отомстить хазарам за набеги. Ему навстречу из леса выходит волхв. Олег к нему подъезжает и просит сделать предсказание. Старец предсказывает ему славные победы, «щит на вратах Царьграда» и смерть от коня, которого Олег очень любит. Олег верит в предсказание и прощается с конём, приказав хорошенько за ним ухаживать.
Вернувшись из похода, Олег хочет проведать старого боевого друга-коня, но узнаёт о его смерти. Расстроенный, он клянёт кудесника и отправляется к лошадиным останкам. Прощаясь, Олег наступает на череп коня, из которого выползет змея и жалит князя.
Предсказание сбывается — Вещий Олег умирает от яда.
Главные герои
Вещий Олег – первый киевский князь из рода Рюриковичей.
Кудесник – старик-волхв, предрекший Олегу смерть от коня.
Конь Олега
А ещё у нас есть:
Короткий пересказ «Песни о вещем Олеге»
Князь Олег – это великий человек, который многое сделал для своей родины, для своей страны. Этот человек – много сражался, и все же оставался жив многое время, хотя не раз стрела из вражеского лука или оружие чуть не наносили ему вреда, и тем не менее, он оставался жить.
Как многие люди, Олег хотел знать будущее, он был любопытен настолько же, насколько и остальные люди его поколения и других. Олег – пусть он и был высокопоставленной особью, тем не менее, у него были те же пороки и прегрешности, как и у простых людей. Как великий человек, он хотел знать свою судьбу – чего ему ожидать от нее – смерти, величия еще большего, или же предательства?
Именно потому он решил все же испытать судьбу – он рискнул спросить человека – пророка, который мог предсказывать судьбу каждого человека на много лет вперед. Именно потому, веря, что ему скажут правду, Олег не задумываясь просил человека о своей окончательной судьбу – когда его жизнь закончится и от почему, по какой причине он умрет? Олег не ожидал такового ответа от этого странного человека.
Гробовая змея, Левантская гадюка или Гюрза! Самая опасная змея на планете. Это интересно знать.
Ответ был таков: умрет Вещий Олег, великий и смелый человек, от своего друга и брата – верного коня златогривого. Олег, ожидавший что угодно, был несказанно удивлен. Ведь это была правда, что у него есть конь, которого он очень любит, и даже уважал, пусть это и всего лишь – животное. Но это животное – было ему верным другом в тяжелые для него дни, и помощников в разных бедах.
Этот красивый конь сражался вместе со своим хозяином, не редко его защищая, закрывая его собой. Они были даже чем-то похожи – уважали и любили друг друга. И неважно — что один – человек, и другой – животное.
Олег был опечален, ведь он верил, что их дружба продлиться долго. А теперь он не знал, чего ожидать от своего верного коня. Ответ был однозначен, и ничего более точного сказано больше не было.
Именно тогда Олегу пришлось сделать нелегкий выбор между дружбой и своей самобезопасностью. Естественно, что нормально для человека, он сделал выбор в пользу себя. Хотя это не значит, что он убил коня. Нет, просто Вещий Олег решил поступить очень компромиссно.
Он оставил коня пастись на зеленых лугах, где хороший водопой и светит яркое, теплое солнце, где спокойно и нет никакой опасности. А сам отправился, попрощавшись со своим верным другом, воевать снова и снова. Конь день ото дня грустил за своим хозяином, и грустил по тем боевым полям, где они сражались как бы один за одного, верно и честно.
Так прошли года, Олег был до сих пор жив, и казалось. Что ничего не менялось. Только Олег изредка вспоминал своего друга – коня златогривого. Грустил, и никто из других коней не мог ему заменить того, кто остался там далеко на злачных пажитях. Однажды Олег узнал, что его конь давно уже мертв, и приехав повидать его, он умирает от змеи, выползавшей из костей коня.
Ирония, да и только.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 10
В каком году было написано произведение «Песнь о вещем Олеге»? - 1820 г.
— князь, умный и бесстрашный воин, на долю которого выпало немало побед.
Кудесник
— человек, вся жизнь которого прошла в изучении тайных наук. Он способен прорицать и предвидеть будущее.
Конь
— верный боевой «товарищ» Олега. Князь отстранит коня от себя, услышав пророчество кудесника.
Дружина князя
— про нее неоднократно заходит речь в стихотворении.
Князь Олег, прозванный вещим, едет на коне по полю в сопровождении своей дружины. Он – храбрый воин, уничтожавший вражеские наделы хазар огнем и мечом. Олег и теперь готовится к очередному сражению с ними.
В этот момент из леса выходит кудесник. Он – человек, посвятивший свою жизнь изучению тайных знаний. Олег подъезжает к кудеснику и просит старца рассказать, что ждет его в будущем. Он говорит кудеснику, чтобы тот не боялся его и открыл всю правду. За услугу Олег собирается старца отблагодарить.
Кудесник отвечает Олегу, что он, подобно все волхвам, не боится могущественных правителей и отказывается от княжеского дара.
Кудесник видит судьбу Олега. Он говорит, что жизнь князя удивительна. Он – удачливый и храбрый воин, чей щит украшает ворота Царьграда. И дальше он будет непобедим. Кудесник рассказывает о том, что князь не ведает ранений, что его охраняет незримый покровитель.
Смерь же Олег примет от собственного коня.
После этих слов, лицо Олега омрачила дума, он слезает с коня. Князь распоряжается увести своего дорогого «товарища». Он наказывает организовать коню отличный уход – кормить лучшим зерном, поить чистой водой.
Проходит время. Олег пирует со своей дружиной. Они разговаривают о сражениях, в которых вместе громили врагов. Вдруг Олег вспоминает о коне, и ему говорят, что тот умер. Олег погрустнел, подумав, что кудесник ошибся в своем предсказании.
Князь хочет увидеть останки коня. Они едут к месту, где «лежат благородные кости». Наступив на череп коня, он говорит ему слова прощания. В этот момент Олега жалит «гробовая» змея, выползшая из мертвой конской головы. Олег умирает от ее ядовитого укуса.
В своем произведении Пушкин говорит о тот, что от судьбы не уйдешь. Она неотвратима. Как бы человек не старался вырваться из ее пут, все равно, не получится. Невзирая на то, что Олег – князь, он – могущественен, у него есть слава и достаток, он не в состоянии обойти пророчество и сохранить себе жизнь.
Я же считаю, что судьбу изменить можно. И нет никого, ни одного кудесника, который мог бы стопроцентно предвидеть будущее. Лучше не обращаться к прорицателям, а, если уж обратился, то важно сделать правильный вывод. Олег подходит к предсказанию слишком буквально. Он расстается с конем.
А, может, здесь речь идет о боевом коне, о том, что он часто воюет, льет много крови. И ему следует остановиться.
Было интересно? Смотри еще:
Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности
«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам»
Олег вместе с дружиной едет по полю на верном коне. Из лесу ему навстречу выходит «вдохновенный кудесник» – «покорный Перуну старик одному». Подъехав к волхву, Олег спросил:
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?»
В награду Олег пообещал кудеснику коня. Волхв ответил, что не боится «могучих владык», а княжеский дар ему не нужен. Кудесник предрек Олегу, что видит щит князя «на вратах Цареграда», что «и волны и суша» покорны ему – «завидует недруг столь дивной судьбе». Однако смерть Олег примет от своего коня.
Князь усмехнулся, выслушав речь волхва. Но слез с коня и распорядился, чтобы отроки увели его «товарища» в луг, кормили отборным зерном и поили ключевой водой.
Во время пира Олег вместе с дружиной «поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились». Князь вспоминает о своем товарище-коне и спрашивает, жив ли он. Князю отвечают, что «на холме крутом давно уж почил непробудным он сном».
«Могучий Олег головою поник». Князь решает, что кудесник соврал ему. Олег желает увидеть кости коня. Вместе с Игорем и «старыми гостями» он идет к холму у берега Днепра, где «лежат благородные кости». Олег наступает на череп коня со словами:
«Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил».
Неожиданно из головы мертвого коня выползла «гробовая» змея, обвилась вокруг ног князя и ужалила его. Олег умирает от яда.
«На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они».
Киевский князь Олег идет походом против хазар, опустошающих русские земли. Из лесной чащи ему навстречу выходит старый языческий волхв, «покорный Перуну». Заинтригованный Олег желает узнать свою судьбу и срок жизни. В награду старому кудеснику он обещает лучшего коня. Однако старик не берет княжеских даров и открывает будущее просто так.
Он предсказывает князю великие победы на море и на суше. В том числе, над самим Царьградом (столицей Византии). И всюду «незримый хранитель» будет беречь его жизнь. А смерть князь примет «от коня своего».
Олег поверил и расстался со своим верным товарищем. Он просит слуг хорошенько заботиться о любимом коне. Спустя годы на пиру князь вдруг вспоминает о своем «коне ретивом». Оказалось, что конь давно мертв и зарыт на холме. Выходит, кудесник солгал, зря он променял своего коня на другого.
Князь с пирующими едет к Днепру, где «лежат благородные кости». Олег слегка наступает ногой на конский череп и желает старому другу спокойного сна. Он зря его обидел подозрением. Между тем, из черепа выползает черная «гробовая змия» (гадюка) и жалит князя в ногу.
Так предсказание сбылось. Князь Игорь, княгиня Ольга и дружина справляют тризну по погибшему князю. Все вспоминают былые славные битвы и пускают по кругу ковши с хмельным напитком.
Главная мысль
Баллада о том, что к опыту и словам мудрых людей необходимо прислушиваться. Можно верить или не верить словам старших, но не стоит ставить их под сомнение или даже смеяться над ними. Мир полон тайн, и это глупо отрицать.
Очень кратко
Князь Олег отправляется в военный поход, чтобы отомстить хазарам за частые набеги на Русь. На своем пути он встречает мудрого старца-волхва, и просит узнать свое будущее. Старик предрекает воеводе множество побед, славу и почести на протяжении всей жизни. Свою же смерть князь Игорь встретит от боевого коня, с которым он никогда не разлучался.
Олег отказывается от коня, и поручает его конюхам. Он наказывает, чтобы за ним был обеспечен самый тщательный уход вплоть до смерти. Князь уверен, что обманул судьбу, и смерть еще нескоро найдет его.
Предсказания старца сбываются: князь с легкостью одолевает врагов, купается в богатстве и лучах славы. Спустя время он вспоминает о своем боевом коне, и узнает, что тот давно умер. Олег рассержен – зря он тогда послушался глупого старика и расстался со своим верным другом.
Желая в последний раз проститься с любимым конем, князь Олег с гостями направляются на берег Днепра. Он находит останки животного, и в расстроенных чувствах наступает ногой на конский череп. Неожиданно из черепа выползает ядовитая гадюка, обвивается вокруг ноги князя и жалит его. Олегу не удается обмануть судьбу. Пророчество старика сбывается – смерть доблестному князю приносит верный конь.
Источник: konspektiruem.ru
Что за змея подколодная погубила вещего князя Олега?
С обстоятельствами смерти легендарного правителя Руси мы знакомы благодаря произведению Пушкина. Сам литератор пользовался мнениями историков, изучавших летописи. Криминалистов, медиков и серпентологов в команде исследователей трагедии не было. А зря! Попробуем разобраться в этом историческом моменте.
В. М. Васнецов, «Встреча Олега с кудесником. Иллюстрация к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина», 1899 г. Фото: artchive.ru
Кончина князя Олега, прозванного Вещим, описана в «Повести временных лет» и в Новгородской первой летописи приблизительно одинаково. Единственное, в чем авторы этих источников не сошлись во мнениях — место происшествия: Киев или Ладога. Это позволило историку Николаю Карамзину пересказать ход событий как доподлинно известный.
Волхвы предсказали князю смерть от любимого коня. Животное немедленно было удалено от потенциальной жертвы и вскоре пало. Спустя несколько лет после смерти любимца Олег захотел увидеть его прах. Попирая ногой череп коня, князь потревожил обитавшую в нем змею. Гадина ползучая укусила владыку, и он умер от ее яда.
Эпично и правдоподобно. Или нет?
Затевать спор о том, как угадали таинственные волхвы ход событий, не так интересно, как подвергнуть сомнениям сам факт смерти Олега от змеиного яда.
Опровержение легенды
Змеи не живут в черепах. Старинные изображения, сочетающие эти два символа смерти — не более, чем красивая композиция и философская аллегория. Костяная коробка способна заинтересовать пресмыкающихся только как удобное возвышение для согревания под солнцем. Мстить за попранный ногой дом змея не станет.
Если верить летописцам, произошла трагедия осенью. В северных широтах в это время года змеи вялы и не богаты на яд. Однако даже малая доза природной отравы способна отправить к праотцам аллергика.
- Все три вида гадюк, включая самого вероятного подозреваемого — степную гадюку, что могли повстречаться князю, имеют относительно короткие зубы, а их яд не смертелен для взрослого мужчины.
В любой инструкции для туристов можно найти рекомендации не бродить по местам обитания змей босиком или в открытой обуви. Сапоги, а средневековая знать предпочитала именно эту обувь, обеспечивают полную защиту от укусов местных ядовитых змей.
Новые легенды
Если змеиного укуса и смерти от яда из пасти пресмыкающегося не было, открыт прием версий относительно того, что на самом деле свело в могилу еще не старого и относительно здорового князя. Благо, представления о Средневековье в народе бытуют любопытные, а сказочниками наша земля издревле славилась.
Современный народный эпос назначил убийцами волхвов. Они отравили владыку, а потом придумали историю про змею, подтвердив свое умение предсказывать грядущее. Дороговато им обошлась рекламная кампания — Олег вел победоносные войны, пользовался услугами предсказателей, делясь с ними добычей…
Допустим, мотив убийц — дворцовый переворот. Заговорщиками должны быть все приближенные князя. В мире, где дикая природа подступает к стенам городов, как выглядит змеиный укус, видел каждый, отсутствие полевой медицины делает каждого воина обязанным знать хоть что-то о здоровье человека, аристократия боится ядов — единодушия в установлении липового посмертного диагноза в такой ситуации добиться сложно.
Дело было осенью. Князь запросто мог подхватить простуду. Лечили бы его все те же волхвы. Смертность от осложнений гриппа в Средневековье была высокой, отравителю куда проще было дождаться момента, когда князь сам попросит у него лекарство. Однако порожденный фантазией зловещий бородач не умел ждать и любит приврать о змеях.
Вероятная причина смерти князя Олега
Чтобы симптоматика соответствовала укусу змеи, нужен след от этого самого укуса. Представив себе подворье средневекового замка, легко найти на земле предметы, которые с легкостью пробьют кожаную подошву кавалерийского сапога. Спрыгнув с коня после путешествия к останкам прежнего боевого друга, Олег мог напороться на валяющийся гвоздь. Заметил это повреждение князь только вечером, разуваясь, когда уже были покраснение и боль. Вот тут наш герой и вспомнил о встрече со змеей.
О том, что яд гадюки смертельно опасен только детям, знали все. Естественно, за медицинской помощью Олег не обратился. О риске развития сепсиса он ничего не знал, как и о том, что бактерии быстрее всего справляются с теми, чье здоровье подорвано обильными возлияниями.
Возможно ли было спасти нашего пациента, если бы сообразное эпохе лечение было начато немедленно после получения им травмы? Если инфекция попала в рану не с предмета, который пробил кожу, а позже, то вероятность исцеления была бы высока. Промывание травяными отварами, в состав которых гарантированно входит кипяченая вода, и чистая повязка изменили бы ход событий.
- Симптомы сепсиса никак не принять за последствия отравления, хотя последнее в те времена подозревали зачастую беспричинно. Предположить существование змеи с какими-то уникальными возможностями гораздо проще, чем допустить вероятность смерти от невидимых бактерий под ногами.
Я дополнил коллекцию гипотез своей оригинальной версией. К сожалению, подтвердить или опровергнуть ее не удастся — захоронение Вещего Олега утеряно, а если и будет найдено, то следов, которые ее бы подтвердили или опровергли, на костях не будет.
Коварные враги-отравители имеются не у каждого, гробовая змея предпочтет бегство нападению, а вот ржавый гвоздь никуда из-под пятки беспечного гражданина не денется. Будьте внимательны. Берегите себя и своих близких.
Проголосовали 7 человек
6 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Главная страница / История / Статьи / Что за змея подколодная погубила вещего князя Олега?
Статья опубликована в выпуске 1.03.2021
Войти через социальные сети:
Почему исследователи этого трагического случая рассматривают только гадюку, делая основной упор на степную? Я не знаком с биологом Андреем Власовым, но откуда у него на руках оказался «список ядовитых змей, которые обитают на территориях Руси времен Олега»? И это дословно: «которые обитают на территориях Руси времен Олега».
Давайте рассмотрим последовательность. Олег возвращался из похода в Византию. Возьмем карту и посмотрим на путь Олега от Киева до Константинополя и обратно. Кавказ обойти нам не получается. Добавляем сразу змею щитомордник — замечу укус смертельный.
Современные виды с учетом измельчения в результате воздействия жизнедеятельности человека дают скромные размеры до 1,7-1,8 метра. Второй кандидат в убийцы — гюрза. Размеры практически те-же. На вид более массивная из-за значительно превышающей мышечной массы. Еще десять лет назад, очень редко встречалась на Кавказе, сегодня есть случаи встречи на границе черноземья.
Климат как и электричество, до конца не изучен. Что было с ним » на территориях Руси времен Олега» можно только догадываться. Теперь по змеям, и их способности наносить укус. Даже самая физически слабая из перечисленных — гадюка, при укусе в броске, посылает тело на 1/3 своей длинны. Лично встречал гадюку Никольского длинной в районе 1,5 метра.
Делаем простой расчет, даже гадюке укус области колена теоретически доступен. И сапоги тут не препятствие. И еще, видел сапоги носимые аксакалами. Тонкие и легкие, почти невесомые. Думаю в обыденной не боевой обстановке князь мог пользоваться такими. А такие сапоги для сильных змей, какими являются щитомордник и гюрза не являются защитой. Далее восстанавливаем картину.
Даже если Олег, все делал не мешкая — пришел, завоевал, прибил щит и айда домой, то по времени не менее полугода. Спросите любого чемпиона, как он себя будет чувствовать через пол года максимальных физических нагрузок. Какова будет сопротивляемость организма, плюс возраст допустим в районе пятидесяти. Теперь по ситуации на месте, а так же живут змеи в черепах или не живут.
В черепах нет, а вот в норах рядом с черепами, либо под ними да. Как то с товарищем приехали осматривать мой земельный участок — похвалится хотелось. Вышли на поле постояли три минуты не больше, поворачиваемся идти к машине а у него под ногами в двадцати сантиметрах крупная самка гадюки под метр длинны. Я крикнул предупреждая, а он чисто автоматически перешагнул через нее.
Обошлось, а ведь пока шли по полю, ее не было. Выползла именно в эти три минуты пока стояли неподвижно. И так: Уставший после похода князь подходит к месту убитого по его приказу коня. Чем примечательно место, тем что конь не был погребен, вряд ли в походных условиях кто то стал заморачиваться этим. Ведь зверья вокруг хватает.
Лисы, волки, вороны, потом когда кусать стало нечего, прибежала последняя волна санитаров — мыши. А уже они привлекли змею. Сначала она хорошо поохотилась, а потом посчитала, что место больно хорошее, по весне не затопит водой и осталась жить в ближайшей норе. А тут князь в задумчивости не заметил и наступил. Везли его укушенного быстро.
Ведь в том состоянии физического истощения в котором он был после похода и развивающемся некрозе тканей и как следствии сепсисе, жить ему оставалось недолго. При укусе гюрзы не больше недели, щитомордника десяти дней, а гадюки две недели. И это даже при наличии походного лекаря. Жалко князя, не зря змей в старину звали гадами. Про волхвов думать лишнего не надо. Это была каста для которой во главе стояло сохра 0 Ответить
Если бы автор дал себе труд хотя бы посмотреть гравюры про то время — он бы не высказывал мнения, что сапоги полностью защищали князя) Ведь сапоги в то время шились из очень мягкой кожи и имели весьма невысокое голенище, едва прикрывавшее лодыжку) Так что укус любой змои без сомнения достиг бы цели) 0 Ответить
Карл-Август Аванти Грандмастер 30 мая 2021 в 19:07 Сообщить модератору
Валентина Дейнека, Вы так смело заявляете о том, что я не знаком со средневековой гравюрой, что в ответ можно только поинтересоваться: встречали ли Вы где либо туристов, обращали ли Вы внимание на то, во что они обуты? Гадюка — не кобра — она не способна броситься в колено. Человек в ботинках (обычных, кожаных, не сабатонах) может не бояться ядовитых змей, которые водятся на территории, где располагалась Древняя Русь. Обувь на изображенных в старинных рукописях князьях делится на церемониальную — яркую, где можно по дерзости/глупости предположить наличие некой ажурности, и повседневную — минимум это высота современных ботинок. 0 Ответить
Анзор Ахомготов Читатель 20 мая 2021 в 13:58 отредактирован 21 мая 2021 в 08:29 Сообщить модератору
Весь текст нужно понимать иносказательно, например змеей которая отравила Олега вполне может быть женщина 1 Ответить
Карл-Август Аванти Грандмастер 21 мая 2021 в 21:18 Сообщить модератору
Анзор Ахомготов, если бы история о смерти Олега от змеи была бы приведена в одной рукописи, то версия об иносказательном повествовании о пикантных приключениях князя была бы вполне вероятна — соблазнительница сначала уговорила владыку отказаться от походов (бросить коня), а потом сгубила (подозрения относительно отравления в Средневековье высказывались после любой смерти, наступившей ранее 100 лет). Однако, сюжет, в котором князь погибает после укуса змеи, присутствует в двух летописях, созданных в разных городах, которые были столицами, один из авторов точно бы высказал все, что думал о чужом князе и его подружке. 0 Ответить
Владимир Голубков Грандмастер 1 марта 2021 в 16:10 Сообщить модератору
Оригинальная версия. Оценка статьи: 5 1 Ответить
Карл-Август Аванти Грандмастер 1 марта 2021 в 22:52 Сообщить модератору
Владимир Голубков, началось все с того, что мне не понравились существовавшие версии. Как известно, самый правильный вариант действий в таком случае — сделать самому. 0 Ответить
Любовь Дубинкина Мастер 1 марта 2021 в 14:11 отредактирован 1 марта 2021 в 14:13 Сообщить модератору
Статья написана интересно, и авторскую версию принимаю. НО!
Представьте себе не исторический факт, а литературное произведение. Какая бы это была Песнь, если бы князь погиб от ржавого гвоздя?! Да мне кажется, об ту пору змей было больше, чем ржавых гвоздей, которые еще и валялись, где попало.
И вот чем мне всегда не нравился Бруни со своей Кончиной Олега — дедулей под деревом, который протягивает руки . куда? Увеличьте иллюстрацию: если только у деда не косоглазие, то своим жестом он хочет удержать парня, занесшего кинжал на ногу князя. С такого размаха воин не только змею прикончит, но и отрубит ногу князю. Да еще и лопата туда же нацелена. Короче, Бруни, ампутация князю обеспечена! Оценка статьи: 5 2 Ответить
Карл-Август Аванти Грандмастер 1 марта 2021 в 23:01 Сообщить модератору
Любовь Дубинкина, возможно, мне нужно поучиться у генералиссимуса Суворова — он свои наставления солдатам и офицарам писал в таком стиле, что читать можно для повышения настроения, хотя, тема обязывает к сухости изложения. Пока что классический поэтический пересказ истории гибели Олега не превзойден, но у меня еще есть шанс написать балладу о губительной силе гвоздей, или лучше — о возмездии гвоздя, обреченного на ржавение.
Ваш разбор работы Бруни заставил меня пересмотреть композицию — я угадывал суть именно, зная контекст, а не давая трактовку каждой фигуре. Действительно, композиция странная. Может она задумывалась в форме рельефа, или скульптурной группы, где расположение фигур было бы объемным и другим? 1 Ответить
Любовь Дубинкина Мастер 2 марта 2021 в 12:33 отредактирован 2 марта 2021 в 12:35 Сообщить модератору
Карл-Август Аванти, а для меня пример в этом отношении — извлечение из указа Петра Первого о борьбе с пьянством окаянным. Когда встал вопрос, кого пьяным-то признавать, якобы были таковы слова государевы:
— Не тот пьян, коего двое ведут, а третий ему ноги переставляет, а тот пьян, который в луже лежит, собака ему рожу лижет, а он сказать не может «цыц!»
Даже в сборник русских пословиц занесено! Оценка статьи: 5 2 Ответить
Людмила Белан-Черногор Грандмастер 1 марта 2021 в 10:10 Сообщить модератору
Оригинальная и правдоподобная версия. Оценка статьи: 5 1 Ответить
Карл-Август Аванти Грандмастер 1 марта 2021 в 23:06 Сообщить модератору
Людмила Белан-Черногор, захотелось и мне принять участие в популярном сегодня поиске диагнозов для исторических личностей. По Олегу, мягко говоря, маловато версий, основанных исключительно на медицинских знаниях, нужно, что бы и такая была. 2 Ответить
Источник: www.shkolazhizni.ru
Не змея погубила Вещего Олега
Вещий Олег остаётся одной из самых загадочных фигур российской истории. В 879 году он вокняжился в Новгороде, а затем захватил Киев. Но дальнейшие сведения о нём скудны и противоречивы. Однако все мы с детских лет знаем, что Олег умер от укуса змеи. Но возможно ли это?
Ай да Пушкин!
Олег был родичем легендарного Рюрика, вместе с ним прибыл на Русь, участвовал в его походах и в награду получил в удел Старую Ладогу. Когда Рюрик умер, Олег остался регентом при его малолетнем сыне Игоре. Он утвердил права Игоря на Киев, затем одержал победу над Византией, воевал с хазарами, подчинил несколько славянских племён.
Отправляясь в один из походов, Олег встретил волхвов. Князь поинтересовался, отчего он умрёт. Те ответили: «От коня твоего любимого, на котором ты ездишь. От него тебе и умереть». Олег якобы отнёсся к пророчеству очень серьёзно. Приказал увести коня и никогда ему не показывать.
Но при этом повелел тщательно ухаживать за ним.
Через четыре года Олег вспомнил о своём любимце и спросил о его судьбе. Оказалось, что конь уже умер. Задумавшись, Олег поставил ногу на конский череп, проговорив: «От него ли мне смерть принять?». Вдруг из глазницы показалась змея, смертельно ужалившая князя.
«Повесть временных лет» сообщает, что произошло это в 912 году в Киеве. Новгородская летопись говорит о 922 годе и Ладоге. Для летописей такое расхождение — обычное дело, а сходство в главном, казалось бы, указывает на подлинность истории. Но все не так просто. Версия с укусом змеи, оказывается, на Руси воспринималась весьма скептически, пока… ей не дал вторую жизнь Пушкин.
Его «Песнь о Вещем Олеге» так завораживает, что очень хочется поверить в красивую легенду.
А вы знали об этом? Тайна гибели самолета-гиганта «Максим Горький»
Климат здесь не тот
Эта легенда, конечно, красивая, но абсолютно несуразная. Как установили филологи, прозвище «Вещий» указывает, что Олег сам был провидцем. Так зачем же ему спрашивать о своей судьбе у коллег? К тому же он варяг, а скандинавы практиковали совершенно иные обряды предсказания и никаких «волхвов» слушать бы не стали. Услыхав такое пророчество, Олег бы не стал отказываться от боевого коня, а просто рассмеялся бы.
Допустим, он всё же решил избавиться от скакуна. Тогда почему конь погиб всего через четыре года? Ведь Олег приказал холить и лелеять его, и ослушаться князя вряд ли бы кто решился. Олег не мог идти в поход на старой кляче, которой жить оставалось всего четыре года. Даже если его коню и было лет десять, то при хорошем уходе он бы прожил ещё как минимум столько же.
Удивительно и то, что кости княжеского любимца остались гнить под открытым небом, без погребения. Наступить на череп «старого боевого друга» тоже несколько странно со стороны Олега.
Но главное, что в России не водятся и никогда не водились никакие ядовитые змеи, кроме лесной гадюки. И вокруг Киева, кстати, тоже, хотя это и неважно — большинство историков сходятся во мнении, что Олег умер и похоронен в Ладоге. В этих местах все разнообразие змей сводится к безвредным ужам и медянкам и ядовитым гадюкам.
Сами гадюки на людей никогда не нападают, напротив, при малейшем признаке приближения человека пытаются скрыться. В крайнем случае, громко шипят, предупреждая о своём присутствии.
Умереть от укуса гадюки?
Допустим, это все же была какая-то аномальная гадюка. Ядовитые зубы у неё всё равно расположены только в верхней части челюсти. Длину они имеют около 4 миллиметров. Даже если змея вынуждена атаковать обидчика, то укус придётся в область стопы или лодыжки. Во времена Олега эту часть ноги защищали сапоги из грубой толстой кожи, которую четырёхмиллиметровым зубам просто не прокусить.
И уж во всяком случае, умереть от укуса лесной гадюки взрослый человек никак не может, поскольку в её яде совершенно отсутствуют нейротоксины, а, значит, исключено поражение центральной нервной системы (именно это приводит к смерти при укусах других, более опасных змей).
А вы знали об этом? Электрические клещи Эндрю Кросса
Что же до Пушкина… Да, действительно, гробовая змея существует, так ещё называют коричневую восточную змею. Её укус и правда смертелен без введения антидота, она очень агрессивна и кусает выше коленей. Но водится она только в Индонезии и на востоке Австралии.
А князь Олег, скорее всего, в 912 году по старости удалился от дел и уехал к себе в Ладогу, где и умер спустя 10 лет.
Оцените! Поддержите проект!
Средняя оценка / 5. Количество оценок:
Оценок пока нет. Будьте первым.
Источник: am-world.ru
Вещий Олег – первый киевский князь из рода Рюриковичей.
Кудесник – старик-волхв, предрекший Олегу смерть от коня.
Конь Олега
А ещё у нас есть:
Главные герои баллады
Анализ «Песнь о вещем Олеге» всегда начинается с характеристики главных героев. В балладе задействовано всего два персонажа:
- Вещий Олег — первый князь Киева, родословная которого идет от Рюриковичей. Настоящий воин-победитель, удачливый человек. Выигрывает все битвы, считается сильным и храбрым человеком. Он очень привязан к своему коню, которого называет другом.
- Кудесник — древний старец, который будто бы случайно встречается на пути князя. Старец называет себя волхвом и предсказывает будущее любому, кто его об этом попросит. Вся песня выстраивается на том, сбудется или нет последнее предсказание волхва.
Иногда к главным героям лирического повествования причисляют и коня князя. В итоге именно конь и станет причиной гибели своего хозяина, вещего Олега.
Краткий пересказ произведения позволяет понять поступки всех героев, отметить, что конь появляется в повествовании дважды — живым и мертвым.
«Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам»
Олег вместе с дружиной едет по полю на верном коне. Из лесу ему навстречу выходит «вдохновенный кудесник» – «покорный Перуну старик одному». Подъехав к волхву, Олег спросил:
«Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землёю?»
В награду Олег пообещал кудеснику коня. Волхв ответил, что не боится «могучих владык», а княжеский дар ему не нужен. Кудесник предрек Олегу, что видит щит князя «на вратах Цареграда», что «и волны и суша» покорны ему – «завидует недруг столь дивной судьбе». Однако смерть Олег примет от своего коня.
Князь усмехнулся, выслушав речь волхва. Но слез с коня и распорядился, чтобы отроки увели его «товарища» в луг, кормили отборным зерном и поили ключевой водой.
Во время пира Олег вместе с дружиной «поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились». Князь вспоминает о своем товарище-коне и спрашивает, жив ли он. Князю отвечают, что «на холме крутом давно уж почил непробудным он сном».
«Могучий Олег головою поник». Князь решает, что кудесник соврал ему. Олег желает увидеть кости коня. Вместе с Игорем и «старыми гостями» он идет к холму у берега Днепра, где «лежат благородные кости». Олег наступает на череп коня со словами:
«Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил».
Неожиданно из головы мертвого коня выползла «гробовая» змея, обвилась вокруг ног князя и ужалила его. Олег умирает от яда.
«На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они».
Олег предпринимает поход на хазар, чтобы отомстить им за частые набеги и грабежи русских земель. Князь во главе со своей дружиной собирается так же, как они когда-то уничтожали поселения на Руси, разрушить жилища хазар: разорить и сжечь их, чтобы показать им всю силу и мощь русского народа.
Во время похода князь Олег в лесу встречает некоего старца-волхва, поклоняющегося язычеству. Старец всю жизнь посвятил молитвам и гаданиям, и умеет видеть будущее. Олег решает узнать о том, что ждет его впереди, и когда придет его смерть и в каком обличие. Взамен на предсказание князь обещает дать старцу любого из своих коней.
Но волхв готов сказать всё о будущем Олега и без княжеских подаяний. Старец предсказывает ему победы во время битв, славу за доблестные военные подвиги. Олег будет великим князем, его щит будет красоваться на воротах Царьграда, все вокруг будут почитать и знать князя как честного и справедливого воина, который многое сделал для Руси. Ни внезапная стихия, которая настигнет Олега, ни раны от ранений оружием не будут являться причиной гибели Олега. А станет погибелью для Олега его же собственный конь, который столько раз выручал его во время опасных битв и походов и верно служил своему хозяину, который не боялся ни вражеских стрел, ни голода и холода.
Поначалу великий князь не поверил словам старца, но они заставили его задуматься. Раз он теперь располагает знанием о том, какова будет его погибель, то он сможет предотвратить свою смерть. Поэтому Олег сразу же решает расстаться со своим самым любимым конем, верным товарищем во многих битвах и сражениях, хотя это решение далось ему нелегко. Теперь любимец отправляется на заслуженный покой, а князю достается другой конь.
Предсказания старца тем временем частично сбывались. Со своей дружиной Олег смог выиграть много битв и отвоевать честь и былую славу своей Родины. Теперь спустя время, Олег вспоминает эти знаменательные битвы и походы вместе со своими товарищами. Вдруг великий князь вспомнил о своем верном товарище, о своем любимом коне, с которым пришлось расстаться.
Он спросил у дружины, как теперь поживает его старый конь, здоров ли он, так же быстр его бег, как прежде, остался ли он таким же задорным? На что отвечает ему дружина, что конь давно скончался, и похоронен здесь, на холме.
Великий князь Олег решил, что тогда, в лесу, старец-кудесник обманул его или ошибся со своим предсказанием, он сожалеет, что тогда отказался от своего коня. Теперь же, чтобы хоть как-то загладить свою вину перед конем, которого он оставил, Олег направляется на тот холм, около Днепра, где похоронены останки его любимого коня. Князь хочет проститься со своим верным товарищем, ему очень жаль, что лживое предсказание разлучило их, и теперь один из них давно мертв, а другой до сих пор жив. Олег наступает на череп коня, но внезапно оттуда выползает ядовитая змея, которая опутывает ноги Олега и жалит его.
Вот так и сбылось предсказание старца-волхва, смерть князя Олега настигла его от его же коня. Князь с самого начала послушался старца и отказался от своего коня, но его любовь и преданность к своему старому верному товарищу взяли свое, ведь он не мог не проститься с ним. Теперь Игорь и Ольга оплакивают кончину великого князя, а дружина вспоминает славу былых походов, но уже без Олега.
В данной балладе можно увидеть противопоставление поэта и старца-волхва, поэт не зависимо от того, хочет он этого или нет, является посредником, проводником того, что вверяют ему высшее силы, так и предсказания старцу являются свыше, и он не в воле изменить или отменить их действие. Произведение поднимается тема судьбы и её предначертанности.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам»
Олег вместе с дружиной едет по полю на верном коне. Из лесу ему навстречу выходит «вдохновенный кудесник» – «покорный Перуну старик одному». Подъехав к волхву, Олег спросил:
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?»
В награду Олег пообещал кудеснику коня. Волхв ответил, что не боится «могучих владык», а княжеский дар ему не нужен. Кудесник предрек Олегу, что видит щит князя «на вратах Цареграда», что «и волны и суша» покорны ему – «завидует недруг столь дивной судьбе». Однако смерть Олег примет от своего коня.
Князь усмехнулся, выслушав речь волхва. Но слез с коня и распорядился, чтобы отроки увели его «товарища» в луг, кормили отборным зерном и поили ключевой водой.
Во время пира Олег вместе с дружиной «поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились». Князь вспоминает о своем товарище-коне и спрашивает, жив ли он. Князю отвечают, что «на холме крутом давно уж почил непробудным он сном».
«Могучий Олег головою поник». Князь решает, что кудесник соврал ему. Олег желает увидеть кости коня. Вместе с Игорем и «старыми гостями» он идет к холму у берега Днепра, где «лежат благородные кости». Олег наступает на череп коня со словами:
«Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил».
Неожиданно из головы мертвого коня выползла «гробовая» змея, обвилась вокруг ног князя и ужалила его. Олег умирает от яда.
«На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они».
1) Князь Олег, прозванный вещим, собирается в новый военный поход: он хочет отомстить хазарам за разорение русских земель.
2) Навстречу дружине из леса вышел волхв, предсказавший князю гибель от его любимого коня.
3) Олег тотчас простился с верным другом, но решил сохранить ему жизнь, покрыть ковром, кормить лучшим зерном, поить ключевой водой.
4) Прошло время, конь уже умер, а предсказание кудесника не сбылось.
5) Олег решил, что зря пошел на поводу у слов старика и поехал к могиле своего боевого товарища, чтобы проститься.
6) Здесь, на вершине холма, из головы мертвого коня выползла змея, от укуса которой князь скончался.
«Песнь о вещем Олеге» очень кратко
Старый волхв предсказывает Вещему Олегу, что он примет смерть от своего коня. Олег пытается избежать этого, но пророчество всё равно сбывается.
Олег собирается в военный поход, чтобы отомстить хазарам за набеги. Ему навстречу из леса выходит волхв. Олег к нему подъезжает и просит сделать предсказание. Старец предсказывает ему славные победы, «щит на вратах Царьграда» и смерть от коня, которого Олег очень любит. Олег верит в предсказание и прощается с конём, приказав хорошенько за ним ухаживать.
Вернувшись из похода, Олег хочет проведать старого боевого друга-коня, но узнаёт о его смерти. Расстроенный, он клянёт кудесника и отправляется к лошадиным останкам. Прощаясь, Олег наступает на череп коня, из которого выползет змея и жалит князя.
Предсказание сбывается — Вещий Олег умирает от яда.
Основная мысль
Краткий пересказ «Песни о вещем Олеге» Пушкина, анализ которой наталкивает на мысль о неотступности судьбы, может вызвать замешательство. Автор заставляет задуматься читателя о том, что будущее предрешено и его нельзя исправить. Даже если вспомнить поступок Олега, который прислушался к словам кудесника и сменил лошадь — это не изменило его судьбу.
Александр Сергеевич Пушкин был фаталистом, то есть верил в судьбу и в то, что все в жизни предрешено еще до рождения человека. Именно это направление повествования автор и использует в своем рассказе.
При этом он забыл напутствие старца и вернулся к костям своего коня, думая, что ему уже ничего не грозит. Но судьба сыграла с ним злую шутку. В черепе спала черная змея, которая проснулась от толчка ногой и ужалила человека.
Короткий пересказ «Песни о вещем Олеге»
Князь Олег – это великий человек, который многое сделал для своей родины, для своей страны. Этот человек – много сражался, и все же оставался жив многое время, хотя не раз стрела из вражеского лука или оружие чуть не наносили ему вреда, и тем не менее, он оставался жить.
Как многие люди, Олег хотел знать будущее, он был любопытен настолько же, насколько и остальные люди его поколения и других. Олег – пусть он и был высокопоставленной особью, тем не менее, у него были те же пороки и прегрешности, как и у простых людей. Как великий человек, он хотел знать свою судьбу – чего ему ожидать от нее – смерти, величия еще большего, или же предательства?
Именно потому он решил все же испытать судьбу – он рискнул спросить человека – пророка, который мог предсказывать судьбу каждого человека на много лет вперед. Именно потому, веря, что ему скажут правду, Олег не задумываясь просил человека о своей окончательной судьбу – когда его жизнь закончится и от почему, по какой причине он умрет? Олег не ожидал такового ответа от этого странного человека.
Ответ был таков: умрет Вещий Олег, великий и смелый человек, от своего друга и брата – верного коня златогривого. Олег, ожидавший что угодно, был несказанно удивлен. Ведь это была правда, что у него есть конь, которого он очень любит, и даже уважал, пусть это и всего лишь – животное. Но это животное – было ему верным другом в тяжелые для него дни, и помощников в разных бедах.
Этот красивый конь сражался вместе со своим хозяином, не редко его защищая, закрывая его собой. Они были даже чем-то похожи – уважали и любили друг друга. И неважно — что один – человек, и другой – животное.
Олег был опечален, ведь он верил, что их дружба продлиться долго. А теперь он не знал, чего ожидать от своего верного коня. Ответ был однозначен, и ничего более точного сказано больше не было.
Именно тогда Олегу пришлось сделать нелегкий выбор между дружбой и своей самобезопасностью. Естественно, что нормально для человека, он сделал выбор в пользу себя. Хотя это не значит, что он убил коня. Нет, просто Вещий Олег решил поступить очень компромиссно.
Он оставил коня пастись на зеленых лугах, где хороший водопой и светит яркое, теплое солнце, где спокойно и нет никакой опасности. А сам отправился, попрощавшись со своим верным другом, воевать снова и снова. Конь день ото дня грустил за своим хозяином, и грустил по тем боевым полям, где они сражались как бы один за одного, верно и честно.
Так прошли года, Олег был до сих пор жив, и казалось. Что ничего не менялось. Только Олег изредка вспоминал своего друга – коня златогривого. Грустил, и никто из других коней не мог ему заменить того, кто остался там далеко на злачных пажитях. Однажды Олег узнал, что его конь давно уже мертв, и приехав повидать его, он умирает от змеи, выползавшей из костей коня.
Ирония, да и только.
Источник: lifefor2day.ru