От чего погиб экипаж подводной лодки к 129

Модели 3D, Poser, 3DsMax, Archicad, Artcam, Zbrush

ДНЕВНИК ПРОРОКА МАНЬКИНА

March 31st, 2017 , 03:12 am

Тайна гибели подводной лодки К-129

24 февраля 1968 г. дизельная подводная лодка К-129 (бортовой № 574) вышла из пункта базирования в восточной части Тихого океана, неся на борту три баллистические ракеты Р-13с подводным стартом и ядерными головными частями большой мощности, а также две торпеды с ядерными зарядами. Две недели спустя в поворотной точке своего маршрута в 12 тысячах милей от побережья Камчатки и в 350 милях севернее Гавайских островов по невыясненным причинам она не вышла на связь…

Все величайшие загадки истории / М. А. Панкова, И. Ю. Романенко и др.

Над тайной исчезновения К-129 повис железный занавес. Пресса хранила гробовое молчание. Офицерам Тихоокеанского флота было запрещено вести какие-либо разговоры на эту тему.

Чтобы приоткрыть тайну гибели подлодки, нужно вернуться на 35 лет назад, когда все участники этой трагедии были еще живы.

ГИБЕЛЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К-129 ВМФ СССР | ПРОЕКТ АЗОРИАН 1974 ГОД

К-129 не должна была выходить тогда в море, потому что всего за полтора месяца до этой трагедии вернулась из планового похода. Экипаж был измучен продолжительным рейдом, а материальная часть требовала восстановительного ремонта. Подлодка, которой предстояло выйти в плавание, оказалась не готова к походу.

В связи с этим командование Тихоокеанского флота приняло решение вместо нее отправить К-129 на патрулирование. Ситуация сложилась по принципу «за себя и за того парня». До сих пор не известно, понес ли наказание командир неподготовленной подлодки. Ясно только, что он своим разгильдяйством спас не только свою жизнь, но и жизни всех членов вверенного ему экипажа. Но какой ценой!

В срочном порядке К-129 приступила к подготовке нового похода. Из отпуска удалось отозвать лишь часть офицеров. Недостающий состав вынужденно доукомплектовали с других субмарин. Кроме того, на борт приняли группу матросов-учеников из подплава. Свидетели тех событий вспоминают, что экипаж уходил в море в плохом настроении.

Подводная лодка покидала землю из бухты, название которой переводилось с французского как «Могила».

8 марта 1968 года оперативный дежурный на центральном командном пункте ВМФ объявил тревогу — К-129 не подала сигнал о проходе контрольного рубежа, обусловленный боевым приказом. И тут же выяснилось, что на КП эскадры нет даже списка экипажа, подписанного лично командиром подлодки и заверенного корабельной печатью. С военной точки зрения, это тяжкое должностное преступление.

С середины марта и по май 1968 года проводилась невиданная по размаху и секретности операция поиска исчезнувшей субмарины, в которой были задействованы десятки кораблей Камчатской флотилии и авиация Северного флота. Упорно искали в расчетной точке маршрута К-129.

Слабая надежда на то, что подлодка дрейфует в надводном положении, не имея хода и радиосвязи, не оправдалась через две недели. Переполненность эфира постоянными переговорами привлекла внимание американцев, которые точно указали координаты большого масляного пятна в океане, расположенного в советских водах. Химический анализ показал, что пятно соляровое и идентично топливу, используемому на подводных лодках ВМФ СССР. Точное место гибели К-129 в официальных документах получило обозначение как точка «К».

Тайна гибели К-129

Поиски подводной лодки продолжались в течение 73 суток. После их завершения родные и близкие всех членов экипажа получили похоронки с циничной записью «признан умершим». О 98 моряках-подводниках словно забыли. А главком ВМФ СССР С. Г. Горшков сделал беспрецедентное заявление, отказавшись признать гибель субмарины и всего экипажа.

Официальный отказ правительства СССР от затонувшей К-129 привел к тому, что она стала «бесхозным имуществом», таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем. И конечно, всего, что находится внутри подводного корабля. Если учесть, что в те времена всем субмаринам, уходящим в поход от берегов СССР, номер закрашивался, то при обнаружении К-129 даже не имела бы опознавательных знаков.

Тем не менее, для расследования причин гибели ПЛ К-129 были созданы две комиссии: правительственная под руководством председателя Совета Министров СССР Л. Смирнова и ВМФ, которую возглавил один из опытнейших подводников, первый заместитель Главнокомандующего ВМФ В. Касатонов. Выводы, которые сделали обе комиссии, были похожи. Они признали, что вины экипажа подлодки в гибели корабля нет.

Наиболее достоверной причиной катастрофы мог быть провал на глубину ниже предельной из-за обмерзания поплавкового клапана воздушной шахты РДП (режим работы дизелей под водой). Косвенным подтверждением этой версии было то, что командование штаба флота предписывало командирам максимально возможно использовать режим РДП. Впоследствии процент времени плавания в этом режиме стал одним из критериев успешности выполнения задач похода. Следует отметить, что ПЛ К-129 никогда не была отстающей в этом показателе при длительном плавании на предельных глубинах. Второй официальной версией было столкновение с иностранной субмариной в подводном положении.

Кроме официальных существовал и ряд неофициальных версий, высказываемых в разные годы различными специалистами: столкновение с надводным судном или транспортом на перископной глубине; провал на глубины, превышающие предельную глубину погружения, и нарушение из-за этого расчетной прочности корпуса; попадание на склон внутренних волн океана (природа возникновения которых до сих пор точно не установлена); взрыв аккумуляторной батареи (АБ) во время ее зарядки в результате превышения допустимой концентрации водорода (американская версия).

В 1998 году в США вышла книга Шерри Зонтага и Кристофера Дрю «Игра в жмурки. Неизвестная история американского подводного шпионажа». В ней были представлены три основные версии гибели К-129: экипаж не справился с управлением; техническая авария, переросшая в катастрофу (взрыв АБ); столкновение с другим кораблем.

Версия взрыва АБ на подлодке являлась заведомо ложной, потому что во всей истории подводных флотов мира было зарегистрировано множество таких взрывов, но ни один из них не повлек за собой разрушения прочных корпусов лодок, хотя бы из-за забортной воды.

Наиболее правдоподобной и доказанной является версия о столкновении ПЛ К-129 с американской подлодкой «Суордфиш» (в переводе «меч-рыба»). Уже ее название дает возможность представить себе строение этой субмарины, боевая рубка которой защищена двумя «плавниками», похожими на акульи.

Эту же версию подтверждают снимки, сделанные на месте гибели К-129 с американской атомной подводной лодки «Хелли-бат» при помощи глубоководного аппарата «Гломар Эксплорер». На них запечатлен корпус советской субмарины, на котором с левого борта в районе переборки между вторым и третьим отсеками видна узкая глубокая пробоина. Сама же лодка лежала на грунте на ровном киле, и это означало, что столкновение произошло, когда она находилась под водой на глубине, безопасной для таранного удара надводного корабля. По всей видимости, «Суордфиш», следившая за советской подлодкой, потеряла гидроакустический контакт, что вынудило ее следовать в точку нахождения К-129, а кратковременное восстановление контакта между ними за несколько минут до столкновения уже не могло предотвратить трагедии.

Хотя сейчас и эта версия поддается критике. Журналист газеты «Совершенно секретно» А. Мозговой отвергает ее, ссылаясь прежде всего именно на повреждения К-129, ведь угол крена «Суордфиш» не позволял ей нанести такие повреждения советскому подводному кораблю. А. Мозговой отстаивает версию, что К-129 погибла в результате столкновения с надводным транспортом.

И этому тоже есть доказательства, хотя в них опять фигурирует та же «меч-рыба». Весной 1968 года в иностранной прессе начали появляться сообщения о том, что через несколько дней после исчезновения ПЛ К-129 в японский порт Йокосука зашла со смятым заграждением боевой рубки и стала на аварийный ремонт «Суордфиш». Вся операция была засекречена.

Лодка простояла на ремонте лишь одну ночь, за которую ей был сделан косметический ремонт: наложены заплаты, подкрашен корпус. Утром она покинула стоянку, а с экипажа была взята подписка о неразглашении тайны. После этого случая «Суордфиш» полтора года не выходила в плавание.

Американцы старались объяснить факт повреждения своей подлодки ее столкновением с айсбергом, что явно не соответствовало действительности, так как в марте в центральной части океана айсберги не встречаются. Да и вообще они не «заплывают» в этот район даже в конце зимы, а не то что весной.

Читайте также:  Дельфинирование лодки что это такое

Еще в защиту версии столкновения двух подлодок говорит тот факт, что американцы на удивление точно и оперативно определили место гибели К-129. На тот момент исключалась возможность засечь его с помощью американского спутника, между тем они указали район с точностью до 1–3 миль, что, по мнению военных экспертов, могла установить лишь подводная лодка, находящаяся в той же зоне.

В период между 1968 и 1973 годами американцы обследовали место гибели К-129, ее положение и состояние корпуса глубоководным батискафом «Триест-2» (по другим данным, «Мицар»), что позволило ЦРУ сделать вывод о возможности подъема советской субмарины. ЦРУ была разработана секретная операция под кодовым названием «Дженифер».

Все это осуществлялось в надежде добыть шифродокументы, боевые пакеты и аппаратуру радиосвязи и с помощью этой информации прочитать весь радиообмен советского флота, что позволило бы вскрыть систему развертывания и управления ВМФ СССР. А самое главное, это давало возможность найти ключевые основы разработки шифров. В связи с неподдельным интересом к советскому ракетному и ядерному оружию в годы холодной войны такая информация представляла особую ценность. Об операции были осведомлены только три высокопоставленных лица в США: президент Ричард Никсон, директор ЦРУ Уильям Колби и миллиардер Говард Хьюз, финансировавший эти работы. Их подготовка заняла почти семь лет, а затраты составили около 350 млн. долларов.

Для подъема корпуса К-129 было спроектировано два специальных судна: «Гломар Эксплорер» и док-камера НСС-1, которая имела раздвигающееся днище, снабженное гигантскими клещами-захватами, напоминающими форму корпуса советской подлодки. Оба судна изготовлялись по частям на разных судоверфях западного и восточного побережья США, словно повторяя тактику создания «Наутилуса» капитана Немо. Важен и тот факт, что даже при окончательной сборке инженеры не имели представления о предназначении этих судов. Все работы велись в полной секретности.

Но как ни пыталось ЦРУ засекретить эту операцию, активность американских кораблей в определенном месте Тихого океана не осталась незамеченной. Начальник ВМФ СССР вице-адмирал И. Н. Хурс получил шифрограмму о том, что американское судно «Гломар Эксплорер» завершает этап подготовительных работ по подъему К-129. Однако он ответил следующее: «Обращаю ваше внимание на более качественное выполнение плановых задач». Это в принципе означало — не лезьте со своими глупостями, а занимайтесь своим делом.

Как впоследствии стало известно, в Вашингтоне под дверь советского посольства было подброшено письмо следующего содержания: «В ближайшее время спецслужбы США предпримут действия по скрытому подъему советской ПЛ, затонувшей в Тихом океане. Доброжелатель».

Операция по подъему К-129 была технически очень сложной, так как лодка покоилась на глубине более 5000 м. Вся работа продолжалась 40 суток. При подъеме советская субмарина разломилась на два куска, поэтому поднять удалось только один, состоявший из первого, второго и части третьего отсеков. Американцы ликовали.

Из носовой части корабля были извлечены тела шести погибших подводников и похоронены в море согласно принятому на советском флоте ритуалу. Саркофаг с телами был накрыт флагом ВМФ СССР и опущен в море под звуки государственного гимна Советского Союза. Отдав последние почести советским морякам, американцы приступили к поиску так интересовавших их шифров, но не достигли желанной цели. Причиной всему был русский менталитет: в период ремонта К-129 в 1966–1967 годах в г. Дальзаводе главный строитель по просьбе командира подлодки капитана 1-го ранга В. Кобзаря перенес шифр-рубку в ракетный отсек. Он не мог отказать этому высокому, плотно сложенному человеку, мучившемуся в тесной и крохотной каюте второго отсека, и поэтому отступил от проекта.

Но тайна подъема затонувшей подлодки не была соблюдена. Вокруг операции «Дженифер» разразился международный скандал. Работы пришлось свернуть, и ЦРУ так и не добралось до кормовой части К-129.

Вскоре с политической арены сошли и основные действующие лица, организовавшие эту операцию: Ричард Никсон был смещен со своего поста в связи с уотергейтским скандалом; Говард Хьюз сошел с ума; Уильям Колби оставил разведку по неизвестным причинам. Конгресс запретил ЦРУ впредь заниматься такими сомнительными операциями.

Единственное, что сделала родина для погибших подводников после подъема лодки — МИД СССР направил Госдепартаменту США ноту, в которой обвинил американцев в нарушении международного морского права (подъем с океанского дна чужого корабля) и в осквернении братской могилы моряков. Однако ни то ни другое не имело под собой никакой правовой базы.

Только в октябре 1992 года пленка, на которой было заснято захоронение шести тел советских подводников, была передана Борису Ельцину, но никакой информации, проливающей свет на причины трагедии, не дала.

Позднее был снят американо-российский фильм «Трагедия ПЛ К-129», который раскрывает только двадцать пять процентов фактического материала, изобилует ошибками и привычным для американцев приукрашиванием действительности.

В картине много полуправды, которая намного хуже откровенной лжи.

По представлению министра обороны И. Сергеева указом Президента Российской Федерации от 20 октября 1998 года все члены экипажа подводной лодки К-129 были награждены орденами Мужества (посмертно), но награды были вручены только лишь восьми семьям погибших моряков. В городе Черемхове установили памятник героям-подводникам ПЛ К-129, которые родились и выросли в Иркутской области.

До сих пор неизвестны обстоятельства, которые привели к трагедии на борту подводного ракетоносца. Его гибель причисляют к одной из самых больших загадок периода холодной войны, развернувшейся между двумя сверхдержавами — СССР и США.

HistoryLost.Ru– Загадки истории

Источник: 3d-shka.livejournal.com

Гибель подводной лодки К-129 (08.03.1968)

Книга Памяти Ивановской области

Б-103, К-129 — советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 629А. Основное вооружение — ракетный комплекс Д-4 с тремя баллистическими ракетами Р-21 в ограждении рубки (первая советская БРПЛ подводного старта).

Входила в состав Тихоокеанского флота СССР. Командир — капитан первого ранга В. И. Кобзарь.
Затонула приблизительно 7—8 марта 1968 года в северной части Тихого океана, в точке с координатами 40°06′ с. ш. 179°57′ з. д.HGЯO, на глубине порядка 5600 м. Погиб весь экипаж в составе 98 человек.

12 августа 1974 года в результате операции ЦРУ, известной как проект «Азориан», при помощи специально сконструированного оборудования (корабль «Гломар Эксплорер» и спецдок с устройством подводного захвата корпуса лодки) была поднята носовая часть подводной лодки.

Список членов экипажа «К-129», погибших 8 марта 1968 года:

Абрамов Николай Дмитриевич (31.12.1945 — 08.03.1968) — главный старшина

Андреев Алексей Васильевич (02.10.1947 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Архипов Анатолий Андреевич (02.01.1947 — 08.03.1968) — матрос

Баженов Николай Николаевич (01.04.1945— 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Балашов Виктор Иванович (05.11.1946 — 08.03.1968) — матрос

Бахирев Валерий Михайлович (08.11.1946 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Башков Георгий Иванович (21.09.1947 — 08.03.1968) — матрос

Боженко Леонид Константинович— старший матрос

Бородулин Вячеслав Семёнович (13.09.1939 — 08.03.1968) — мичман

Васильев Александр Сергеевич (13.12.1947 — 08.03.1968) — матрос

Гооге Пётр Иванович (27.09.1946 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Гостев Владимир Матвеевич (20.11.1946 — 08.03.1968) — матрос

Гущин Геннадий Фёдорович (05.11.1946 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Гущин Николай Иванович (05.08.1945 — 08.03.1968) — старший матрос

Дасько Иван Александрович (01.02.1947 — 08.03.1968) — матрос

Дегтярёв Анатолий Афанасьевич (12.11.1947 — 08.03.1968) — матрос

Дубов Юрий Иванович (17.09.1947 — 08.03.1968) — матрос

Дыкин Анатолий Петрович (21.06.1940 — 08.03.1968) — лейтенант, командир электронавигационной группы БЧ-1

Егоров Александр Егорович (14.06.1934 — 08.03.1968) — капитан-лейтенант, командир моторной группы БЧ-5

Жарнаков Александр Фёдорович (26.02.1939 — 08.03.1968) — старший лейтенант, начальник РТС

Журавин Александр Михайлович (12.12.1933 — 08.03.1968) — капитан 2 ранга, старший помощник командира ПЛ

Зверев Михаил Владимирович (09.08.1945 — 08.03.1968) — старший матрос

Читайте также:  Клей тип топ для лодок

Зубарев Олег Владимирович — матрос

Зуев Виктор Михайлович (14.03.1941 — 08.03.1968) — капитан-лейтенант, командир группы управления БЧ-2

Иванов Валентин Павлович (21.03.1944 — 08.03.1968) — главный старшина

Кабаков Анатолий Семёнович (00.00.1948 — 08.03.1968) — матрос

Карабажаков Юрий Фёдорович (17.10.1947 — 08.03.1968) — матрос

Касьянов Геннадий Семёнович — матрос

Кизяев Алексей Георгиевич (13.10.1944 — 08.03.1968) — старшина 1 статьи

Кобелев Геннадий Иннокентьевич (06.03.1947 — 08.03.1968) — старший матрос

Кобзарь Владимир Иванович (04.10.1930 — 08.03.1968) — капитан 1 ранга, командир ПЛ

Ковалёв Евгений Григорьевич (18.11.1932 — 08.03.1968) — капитан 3 ранга, командир БЧ-3

Козин Владимир Васильевич (01.01.1947 — 08.03.1968) — матрос

Козленко Александр Владимирович (22.12.1947 — 08.03.1968) — матрос

Колбин Владимир Валентинович (07.01.1948 — 08.03.1968) — матрос

Коротицких Виктор Васильевич (21.09.1947 — 08.03.1968) — матрос

Костюшко Владимир Михайлович (12.01.1947 — 08.03.1968) — матрос

Котов Иван Тихонович (20.03.1939 — 08.03.1968) — мичман

Кошкаров Николай Дмитриевич (27.01.1947 — 08.03.1968) — матрос

Кравцов Геннадий Иванович (03.07.1947 — 08.03.1968) — матрос

Кривых Михаил Иванович (10.04.1947 — 08.03.1968) — матрос

Кручинин Олег Леонидович (14.11.1947 — 08.03.1968) — матрос

Крючков Александр Степанович (27.12.1947— 08.03.1968) — матрос

Кузнецов Александр Васильевич (27.07.1945 — 08.03.1968) — старшина 1 статьи

Куликов Александр Петрович (04.03.1947 — 08.03.1968) — старший матрос

Кучинский Александр Иванович (06.09.1946 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Лабзин Виктор Михайлович (09.04.1941 — 08.03.1968) — главный старшина

Лапсарь Пётр Тихонович (15.06.1945 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Лисицин Владимир Владимирович (10.03.1945 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Лобас Фёдор Ермолаевич (10.01.1930 — 08.03.1968) — капитан 3 ранга, помощник командира ПЛ по политической части

Лохов Виктор Александрович (18.05.1947 — 08.03.1968) — старший матрос

Маракулин Виктор Андреевич (10.09.1945 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Матанцев Леонид Владимирович (26.03.1946 — 08.03.1968) — старший матрос

Михайлов Тимур Тархаевич (22.07.1947 — 08.03.1968) — старший матрос

Мосячкин Владимир Алексеевич (16.03.1942 — 08.03.1968) — старший лейтенант, командир группы разведки ОСНАЗ, прикомандирован на время похода

Мотовилов Владимир Артемьевич (05.03.1936 — 08.03.1968) — капитан 3 ранга, помощник командира ПЛ

Наймушин Анатолий Сергеевич (28.12.1947 — 08.03.1968) — старший матрос

Нечепуренко Валерий Степанович (25.10.1945 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Носачёв Валентин Григорьевич — матрос

Овчинников Виталий Павлович (17.11.1944 — 08.03.1968) — матрос

Одинцов Иван Иванович (05.11.1947 — 08.03.1968) — матрос

Ожима Александр Никифорович (02.01.1947 — 08.03.1968) — матрос

Орехов Николай Николаевич (25.05.1934 — 08.03.1968) — капитан 3 ранга, командир БЧ-5

Осипов Сергей Владимирович (27.11.1947 — 08.03.1968) — матрос

Ощепков Владимир Григорьевич (29.10.1946 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Панарин Геннадий Семёнович (01.09.1935 — 08.03.1968) — капитан 3 ранга, командир БЧ-2

Песков Евгений Константинович (01.07.1947 — 08.03.1968) — матрос

Пикулик Николай Иванович (06.12.1937 — 08.03.1968) — капитан-лейтенант, командир БЧ-1

Пичурин Александр Александрович (11.09.1948 — 08.03.1968) — матрос

Плакса Владимир Михайлович (30.05.1948 — 08.03.1968) — матрос

Плюснин Виктор Дмитриевич (12.10.1945 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Погадаев Владимир Алексеевич (13.08.1946 — 08.03.1968) — матрос

Поляков Владимир Николаевич (15.12.1948 — 08.03.1968) — матрос

Полянский Александр Дмитриевич (10.04.1946 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Редкошеев Николай Андреевич (27.08.1948 — 08.03.1968) — матрос

Руднин Анатолий Иванович (02.03.1948 — 08.03.1968) — матрос

Сивицкий Михаил Селиверстович (19.08.1945 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Саенко Николай Емельянович (27.09.1945 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Соколов Владимир Васильевич (10.05.1947 — 08.03.1968) — матрос

Сорокин Владимир Михайлович (23.07.1945 — 08.03.1968) — старший матрос

Сприщевский Владимир Юлианович (07.06.1934 — 08.03.1968) — мичман

Сурнин Валерий Михайлович (24.07.1945 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Тельнов Юрий Иванович (07.01.1946 — 08.03.1968) — старший матрос

Терёшин Виталий Иванович (05.02.1941 — 08.03.1968) — мичман

Токаревских Леонид Васильевич (14.12.1948 — 08.03.1968) — старший матрос

Торсунов Борис Петрович (25.03.1948 — 08.03.1968) — матрос

Тощевиков Александр Николаевич (13.05.1947 — 08.03.1968) — матрос

Трифонов Сергей Николаевич (02.09.1948 — 08.03.1968) — матрос

Хаметов Мансур Габдулханович (01.12.1945 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Хватов Александр Владимирович (02.05.1945 — 08.03.1968) — старшина 1 статьи

Черепанов Сергей Павлович (24.01.1932 — 08.03.1968) — майор медицинской службы, врач ПЛ, прикомандирован на время похода

Черница Геннадий Викторович — матрос

Чичканов Анатолий Семёнович (20.04.1946 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Чумилин Валерий Георгиевич (07.05.1946 — 08.03.1968) — старшина 2 статьи

Шишкин Юрий Васильевич (22.09.1946 — 08.03.1968) — матрос

Шпак Геннадий Михайлович (25.10.1945 — 08.03.1968) — старшина 1 статьи

Шувалов Анатолий Сергеевич (04.06.1947 — 08.03.1968) — матрос

Ярыгин Александр Иванович (13.08.1945 — 08.03.1968) — матрос

ПАМЯТЬ:

В г. Черемхово Иркутской области установлен памятник подводной лодке К-129.

Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1998 года (не публиковался) все 98 погибших членов экипажа подводной лодки «К-129» были награждены орденами Мужества (посмертно).

28 июля 1996 года в день Военно-Морского Флота был открыт Мемориал в честь подводников, погибших при выполнении боевых задач. Имена членов экипажей К-129 и К-429 нанесены на гранитные плиты.

В посёлке Рыбачий (ныне — в составе города Вилючинск) именем В. И. Кобзаря названа улица

Администрация проекта просит откликнуться земляков, участников трагедии.

Источник: 37kp.ru

Трагедия у Гавайских островов аукнулась в Унэгэтэе

  • View the full image
  • View the full image
  • View the full image

О том, как погибали моряки подводной лодки К-129 стало известно лишь спустя десятилетия

8 марта 1968 года военно-морской флот Советского Союза понес тяжелейшую потерю — в районе Гавайских островов при невыясненных обстоятельствах погибла суперсовременная для тех лет подводная лодка К-129. Вместе с ракетоносцем ушли на дно почти 97 моряков. До недавнего времени вся информация, касающаяся обстоятельств гибели К-129, считалась особо секретной.

Лишь спустя три десятилетия о подвиге матросов-подводников становится более-менее известно широкому кругу россиян. Наши коллеги журналисты из Перми, долгое время занимавшиеся судьбой семей экипажа К-129, буквально на днях добились рассекречивания списков погибших и распространили их среди журналистов на одном из семинаров фонда «Открытая Россия». В списках жертв трагедии оказался и наш земляк Анатолий Кабаков. До призыва на военную службу он жил в заиграевском селе Унэгэтэй. Корреспонденты «Номер один», выяснив это, незамедлительно выехали на родину моряка.

Знаете, каким он парнем был.

К сожалению, никто из родственников Анатолия Кабакова в Унэгэтэе уже не живет. Родители умерли, братья и сестры разъехались.

Семью погибшего моряка Анатолия Кабакова постигла судьба не из легких. Потерять юного сына, любимца не только родителей, но и всего села, даже не получив его тела, да еще и не знать обстоятельств гибели — такого не пожелаешь никому. Родители так и умерли, не ведая, что сын их — герой.

Только в 1998 году Указом Бориса Ельцина все члены экипажа К-129 под командованием капитана Владимира Кобзаря были награждены орденами Мужества (посмертно). Но если семьи офицеров получили ордена, то семьи матросов срочной службы остались без ничего.

Дело в том, что по нашим законам (самым гуманным в мире), правительственные награды вручаются родственникам первой категории — отцу, матери, жене и детям. Матросам, призванным на флот было по 18 лет, по молодости семей они создать не успели, родители не выдержав горечи утраты, в большинстве своем умерли довольно рано. Всем семьям погибших моряков выдали стандартные справки с умопомрачительной формулировкой: «Полагать умершими», которая лишила их законного права получать пенсию за погибшего сына и всех причитающихся в подобных случаях льгот. Такова ситуация с семьями большинства погибших моряков. Как оказалось, эта же участь постигла и семью нашего земляка.

Горе постигло семью Кабакова, однако, забвение его не коснулось. О погибшем подводнике помнят практически все унэгэтэйцы.

Жизнь разбросала друзей и родных матроса-моториста Анатолия Кабакова. Тем не менее, корреспондентам газеты удалось отыскать в Унэгэтэе друга погибшего моряка, одноклассника и тоже бывшего подводника Кима Ерофеева.

Читайте также:  Лодка ПВХ андромеда кто производитель

Самый флотский поселок Бурятии

Ким Ерофеев: «Мы закончили 11 класс в 1965 году, и в сентябре меня призвали в армию. А Толя поступил в институт, но потом по какой-то причине оставил учебу и пошел в армию на год позже — в 1966.»

Во флот в те годы крепкие парни из Унэгэтэя легко проходили комиссии. Из класса, в котором учился Анатолий Кабаков, шестеро (!) ушли служить на подводные лодки. Это, наверное, самое флотское село Бурятии.

Ким Ерофеев: «В армии мы с Толей Кабаковым вновь встретились. Я служил на подлодке специалистом. А он в составе молодого пополнения заканчивал 51-й учебный отряд во Владивостоке. Я его спрашиваю: «Тебя куда?». «На Камчатку», — говорит. Мы служили на разных подлодках».

Сердце матери не вынесло трагедии

На Камчатку уходила подводная лодка «К-129». Она долго стояла на базе, проходила переоборудование на подводный запуск ядерных ракет. Первое боевое дежурство, в которое подводная лодка вышла после модернизации, стало последним. Этот же боевой поход стал первым и последним для Анатолия Кабакова.

К-129 приступила к дежурству в районе Гавайских островов (США). Все шло как обычно, но внезапно советская субмарина, будучи в нейтральных водах, перестала выходить на связь с Москвой. По какой причине погибла лодка до сих пор неизвестно. Ходили самые разные версии. Чаще всего говорили, что потопили ее американцы.

Исчезновение подлодки с ядерным оружием на борту для СССР было супер ЧП. Для поиска К-129 была направлена другая подлодка, на которой служил Ким Ерофеев. «Сходили, пришли назад. Никаких результатов не было», — вспоминает Ким Ерофеев.

О том, что погибла лодка, на которой служил его друг и односельчанин, наш собеседник сначала не знал. Ким Ерофеев: «Нам говорили, что погибла одна боевая единица, но номер лодки нам не говорили». После похода в район гибели К-129 он уехал в отпуск домой, в Унэгэтэй. О трагедии К-129 узнал, вернувшись из отпуска.

Наш собеседник был потрясен. «Когда уходишь в море, гарантии, что ты вернешься — нет. Все мы ходим под богом.» — говорит он.

Гибель односельчанина потрясла весь Унэгэтэй. Но хуже всего, конечно, пришлось семье Анатолия Кабакова. В семье было шестеро детей. Анатолий был предпоследним ребенком. Как рассказали односельчане, для Семена Гурьяновича Кабакова, отца, это был второй брак. Анатолий был назван в честь его сына от первого брака, который погиб на войне.

Так сложилась судьба, что и второй Анатолий тоже погиб в армии.

Мать моряка горько оплакивала потерю сына. Редко кто переживает так сильно, как переживала она. Из-за потрясения у женщины начало болеть сердце. В конце концов, сердце не выдержало горя, и мать Анатолия преждевременно ушла из жизни.

«Чемодан шамана»

К-129 оказалась в центре дипломатического конфликта. Москва обвинила американцев, поднимавших подлодку, в глумлении над памятью моряков. США в ответ продемонстрировали запись церемонии похорон подводников, с почетным караулом, священниками и другими почестями.

То, что не удалось поднять американцам, позднее СССР разбомбил.

«На мой взгляд, — продолжает бывший подводник, — США охотились за «чемоданом шамана». Мы так называли чемоданчик, принадлежавший нашему шифровальщику. Если бы США чемоданчик достали, то смогли бы расшифровать весь наш код.

Рубка «шамана» должна была находиться в передних отсеках. К-129 командовал капитан первого ранга Кобзарь, здоровенный мужик. Он удлинил свою каюту, заняв рубку «шамана». Шифровальщика переселили в четвертый отсек, который потом так и не смогли достать». Будь капитан меньше ростом, возможно мировая история пошла бы совсем по другому пути.

Береза, как память о друге

ом, в котором ныне живет Ким Ерофеев с семьей, раньше принадлежал семье Кабаковых. Во дворе дома растет огромная береза. Дерево еще в школе посадил Анатолий Кабаков. С тех пор береза стала в два раза выше дома, затеняет окна, но у Ерофеевых нет даже мысли срубить ее. Это — память о друге, погибшем в пучине Тихого океана.

Помнят о матросе и учителя. Валентина Ивановна Вахрушева, до сих пор работающая в местной школе, была в те далекие годы классным руководителем Анатолия. О своем бывшем ученике она не только не забывает, а даже собирает материал для школьного музея.

— Он был душой класса, — вспоминает Валентина Ивановна. — Учился хорошо. Спортом увлекался серьезно. У нас баскетбольная секция сильная была. Так он все время там занимался. Хоть и не высокий, а шустрый. Играли они здорово.

На районных соревнованиях всех побеждали, на республиканских. Даже на первенство России не раз ездили.

Да все мальчики в их классе спортсменами были. Поэтому и призвали их на тяжелую службу — в подводный флот. Когда пришла «похоронка», все село горевало. Любили его все, уважали очень. Мы ведь тогда не знали, как он погиб.

А сейчас, говорят, гдето на Гавайях похоронен.

После гибели Толи его мама все горевала. Просила одноклассников Толиных, что на Тихом океане служили — мол, вы хоть форму его привезите. Форму ей действительно потом привезли. А в конце 90-х годов орден Мужества доставили в село.» Но родителей Толи уже не было в живых.

Считать умершими

Дизельная К-129 вышла на боевое дежурство в конце февраля 1968 года. В марте К-129 уже патрулировала возле Гавайских островов.

Несмотря на то, что лодка была оснащена дизельным двигателем, она считалась одним из самых опасных подводных ракетоносцев страны. В шахтах К-129 таились три мощных ракеты с мегатонными ядерными боеголовками, нацеленными на американские города Сан-Франциско, Сан-Диего и Бремертон. Но и не это было самым главным. К-129 была страшна тем, что могла запускать ракеты прямо из-под воды. Лодка несла на борту еще две ядерные торпеды.

Что именно случилось вечером 8 марта в районе Гавайев до сих пор остается тайной. Американцы настаивают на том, что К-129 пошла ко дну вследствие технических неполадок, наши намекают на то, что лодка была протаранена американской субмариной.

После исчезновения К-129 в предполагаемый район бедствия были брошены советские корабли. Они тщательно прочесали квадраты моря, но никаких следов катастрофы не обнаружили. А вот американцы К-129 все-таки нашли.

И не только нашли, но и решили поднять на поверхность — задача для тех лет просто фантастическая. По всей видимости, главной целью операции «Дженифер» было поднятие со дна советских ракет подводного старта и шифровального устройства. Особенно опасным для советского флота было второе. Добыв коды шифров, американцы не только сумели бы рассекретить перехваченный архив советских радиограмм, но и разгадали бы всю шифровальную систему советских ВМФ.

Для поднятия К-129 со дна был построен специальный корабль «Гламар Эксплорер» — что-то типа огромной платформы, оснащенной огромными клешнями. Вообще, как отмечали американские специалисты, поднятие К-129 было задачей сложнее, чем высадка на Луне.

В 1974 году американцы начали подъем К-129. Однако в ходе операции советская субмарина неожиданно разломилась. Кормовая часть лодки вновь ушла на дно — американцам достались лишь носовые отсеки. Шифровального устройства в них не оказалось — оно ушло на дно вместе с затонувшими отсеками.

В поднятых отсеках американцы обнаружили тела нескольких погибших моряков. Некоторые источники говорят о том, что на борт американского корабля были подняты 8 тел, другие настаивают на 80.

Тела погибших моряков американцы похоронили согласно традициям советских военно-морских сил и под звуки гимна СССР. Между прочим, США приглашали на траурную церемонию и родственников погибших моряков. Однако во времена «холодной войны» поездка на Гавайи для наших людей было дело нереальным. Советское правительство ограничилось тем, что выслало родственникам моряков скорбные извещения с формулировкой «Считать умершими».

Источник: baik-info.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...