Осмос на лодке что это

В этой статье рассматривается осмос – основная угроза для пластиковых корпусов яхт, катеров и лодок.

В последние десятилетия пластиковые корпуса почти вытеснили деревянные благодаря своей дешевизне и легкости обслуживания. Однако у всех медалей две стороны — если деревянный корпус, по сути, каждый сезон «регенерирует» путем замены испорченных элементов набора и обшивки на новые, то пластиковый корпус может долго служить без пристального внимания владельца — до тех пор, пока не нарушится его целостность из-за явления осмоса — проникновения воды внутрь обшивки корпуса и разрушения его изнутри.

При этом осмос становится заметным только тогда, когда он уже разошелся во всю силу, а ремонт такого испорченного корпуса может стоить сопоставимо с покупкой новой яхты.

Что такое осмос

Выражаясь строго, осмос – явление односторонней диффузии через полупроницаемую мембрану молекул растворителя из стороны, в которой концентрация растворенного вещества меньше в сторону большей концентрации растворённого вещества из объёма.

обратный осмос, что это?

В случае пластиковых яхт, это переход молекул воды из внешней среды сквозь внешнюю защиту — гелькоут — внутрь ламината обшивки. Поскольку никакой гелькоут не может гарантировать стопроцентную водонепроницаемость, то он как раз служит полунепроницаемой мембраной, которая пропускает сквозь себя простые (и небольшие по размеру) молекулы воды, и не пропускает более сложные и крупные молекулы. То есть вода и является растворителем, который попадает из внешней среды, в котором объем растоврителя очень большой в среду – ламинат корпуса — в котором воды намного меньше.

Полунепроницаемость покрытия означает, что явление осмоса неизбежно — вода в любом случае фильтруется внутрь обшивки а затем, проходя через нее, испаряется на внутренних стенках корпуса. Проблема осмоса возникает, когда впитывание обшивкой воды происходит быстрее, чем естественное испарение — как вовнутрь корпуса, когда яхта спущена на воду, так и в обе стороны во время зимнего хранения на берегу. В таком случае обшивка начинает накапливать воду внутри, которая буквально разрывает слои обшивки, создавая как небольшие пузыри и вздутия вначале, так и серьезные повреждения в запущенных случаях.

Скорость осмоса

На скорость осомса сильно влияют дефекты (микропузыри и полости) в обшивке при создании корпуса, используемые технологии и материалы для создания корпуса, качество покрытия гелькоута, наличие в нем микротрещин и прочих дефектов, а также температура и солёность забортной воды (чем они выше — тем быстрее осмос), время нахождения корпуса в воде в течение сезона, перепады температуры при зимнем хранении (попавшая внутрь обшивки вода при замерзании увеличивает свой объем и сильнее разрушает корпус).

Поэтому некоторые относительно новые корпуса при неправильном изготовлении могут разрушаться за годы, а старые корпуса могут служить десятилетиями без явных проявлений осмоса.

Материалы и технологии корпуса и осмос

Материалы и технологии, используемые при изготовлении корпуса — один из основных факторов скорости осмотического разрушения. На основе многолетнего опыта выявлены следующие зависимости:

Читайте также:  Как доехать от сходненской до лодочной

Все про опреснитель на лодке

  1. Корпуса, изготовленные с применением эпоксидных смол подвержены осмосу намного меньше, чем корпуса с применением полиэфирных смол
  2. Чем лучше пропитана стеклоткань смолами и чем лучше прикатаны слои стеклоткани друг к другу, тем меньше эффект осмоса

Основные способы защиты от осмоса

Ключевой способ защиты от осмоса — это своевременное обслуживание и замена гелькоута корпуса, чтобы поддерживать его как можно более непроницаемым к воде. Это включает:

  1. Качественное покрытие гелькоута дополнительными слоями защиты и краски (необходимо в первую очередь для подводной обшивки).
  2. Защита гелькоута от микротрещин, своевременное их устранение
  3. Локальные удаления гелькоута и поврежденных осмосом слоев обшивки с заменой на новые — трудоемкая и дорогая процедура, фактически реставрация корпуса.
  4. Эпизодическая (раз в несколько лет) полная замена гелькоута на новый.

Источник: aquafleet.ru

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

  • Главная
  • About
  • Начинающим.
  • Опыт.
  • Проекты яхт.
  • Армоцементные яхты.
  • Катамараны
  • Моторно — парусные яхты.
  • Трейлерные яхты
  • Тримараны
  • Яхты до 10 метров.
  • Яхты свыше 10 метров
  • Швертботы

Осмос – «чума» стеклопластика.

Осмос — что это в действительности — неизлечимая болезнь, небольшой косметический дефект или неизбежная стадия процесса старения этих материалов? К проблеме осмоса вследствие ее важности журнал обращался неоднократно. На этот раз о скрытых процессах, происходящих внутри слоистой конструкции стеклопластикового корпуса, рассказывает Найджел Клегг (“RYA Motor Cruising Annual”, 1999).

Большинство владельцев катеров и яхт привыкли к ежегодным процедурам очистки их корпусов от обрастания и понимают, что блестящее гелевое покрытие рано или поздно придется красить. Однако причины осмоса и вздутия гелевого покрытия остаются для многих загадкой, поэтому будет разумно сначала разобраться в физике этих процессов.

Осмос — чисто химический процесс гидролиза — насыщения водой материалов в слоистой конструкции из стеклопластика, который приводит к появлению ряда гигроскопических продуктов. Гелевое покрытие может сверкать лет до тридцати, но будьте уверены, процесс разложения внутри стеклопластика начался намного раньше.

Согласно старым учебникам, осмос — “ослабление силы раствора путем введения растворителя (обычно воды) через полупроницаемую мембрану”. Это подразумевает, что мы имеем “ячейку”, содержащую два раствора различной плотности (или химического потенциала), разделенных мембраной. В нашем случае ею служит полиэстеровое гелевое покрытие или слой краски, поскольку оба эти слоя проницаемы для воды, хотя и по — разному.

Эти “мембраны” не полупроницаемы (как полупроводники), а избирательно проницаемы, подобно очень тонким фильтрам: они легко пропускают простые молекулы (например, воды), а вот их проницаемость для сложных молекул (продукты разложения ламината) существенно ограничена.

Растворитель в данной ячейке стремится сбалансировать концентрацию двух растворов за счет перетекания сквозь мембрану в направлении раствора с большей плотностью, и данный процесс будет продолжаться до достижения равновесия. В результате более концентрированный раствор неизбежно увеличится в объеме. Для стеклопластика это означает, что возрастет давление и, как следствие, проявится вспучивание.

Читайте также:  Кто нарисовал в лодке

Разница давлений между двумя растворами называется осмотическим. Однако направление перетекания можно изменить на противоположное, если поменять растворы местами или приложить большее давление к более плотному раствору (по принципу обратного осмоса действуют некоторые установки для получения дистиллированной воды). Оставив корпус на суше, можно добиться аналогичного эффекта, и большая часть влаги испарится. При этом удаляется только растворитель (вода), а продукты разложения ламината останутся внутри. Поэтому осмотический процесс нельзя “обратить вспять” одной лишь просушкой корпуса — необходимо удалить также продукты разложения.

Есть три стадии данного процесса — инертная, осмотическая и, наконец, вспучивание.

Инертная стадия.

Начнем с начала. Ламинирующая смола в новом корпусе подвергается (по крайней мере, в теории) стопроцентному отверждению, и поэтому ее можно рассматривать как химически инертную, или пассивную, по отношению к внешнему миру. Нити подкрепляющего стекловолокна должны быть полностью “смочены” ламинирующей смолой, следовательно, тоже химически инертны. Все это означает, что в идеале внутри не может быть никаких растворов, которые надо нейтрализовать, никаких полупроницаемых мембран, а значит, и никакого вспучивания!

Однако в действительности блестящее гелевое покрытие, защищающее корпус судна снаружи, не настолько водонепроницаемо, как можно себе представить. С момента первого спуска на воду оно начинает поглощать влагу, которая медленно, но верно проникает в трюм, где превращается в водяные пары.

Осмотическая стадия.

Даже небольшие порции влаги под гелевым покрытием делают свое черное дело, стараясь разложить ламинат на исходные компоненты. Выявить насыщенность ламината продуктами разложения, включая различные кислоты, пирты и металлические соединения, может лабораторный анализ. Уксусную и гидрохлорную кислоты, которые имеют характерный “кислый” запах, легко бнаружить с помощью лакмусовой бумаги.

Эти кислоты образуются в ходе гидролиза эмульсии отвердителя, используемого при изготовлении подкрепляющей ткани стеклопластикового корпуса. Возможно обнаружение и других опасных для корпуса веществ, например пропилен — гликоля — спирта с высоким молекулярным весом, иногда использумым для изменения вязкости смолы, а акже в качестве носителя красящих пигментов для подгонки геля под нужный цвет.

Прозрачная сиропообразная жидкость со слабым запахом — пропиленгликоль — высоко гигроскопичен, т. е. впитывает, подобно губке, всю влагу, которая проникает через гелевое покрытие. К тому же его точка кипения в два раза выше, чем воды, поэтому пропилен — гликоль невозможно удалить одним только обычным высушиванием.

Нанесение эпоксидных покрытий на этой стадии рекомендуют редко. Это может снизить темпы насыщения корпуса влагой, но в целом приводит к противоположному эффекту, так как препятствует свободному выходу продуктов разложения. Такое покрытие будет в еще большей степени подвержено вспучиванию, нежели незащищенное.

Однако паниковать не следует. Многие корпуса эксплуатировались по 10 — 12 лет, и их владельцы даже не подозревали об этих процессах. В этот период лучше всего руководствоваться принципом врачей “не навреди” и как минимум вытаскивать судно на зиму из воды.

Вспучивание.

Процесс поглощения влаги и разрушения ламината постепенно ускоряется до точки, когда влага поглощается быстрее, нежели покидает корпус. На этой стадии и начинается вспучивание гелевого покрытия. Обычно оно происходит медленно и проявляется в виде нескольких пузырей на небольшом участке днища, но затем этот участок быстро (за год — два) расширяется.

Читайте также:  Показать как рисуется подводная лодка

В некоторых случаях возможна локальная обработка, но как временная мера. Настала пора подумать о “терапевтическом лечении” — диагноз уже очевиден. В течение сезона — двух можно посмотреть, какой оно дает эффект. Важно помнить, что гелевое покрытие ламината — всего лишь декоративное, весьма подверженное механическим повреждениям. Вздутия его не нарушают структурной целостности корпуса.

Единственное исключение здесь — когда корпус страдает от более серьезной болезни — деламинизации (расслоения). Слои подкрепляющей ткани начинают отслаиваться один от другого (как слои шпона в старой фанере) с существенной потерей механической прочности. К счастью, деламинизация — довольно редкое явление. Признаки его — образование очень больших вздутий, иногда величиной с тарелку. Выявить их можно на слух, простукивая корпус киянкой с резиновым наконечником. Конечно, это работа для профессионала, и его нужно немедленно пригласить, если у вас появились сомнения в мореходности своего судна .

Если ваш корпус подвергся обширному вспучиванию и вы решили приступить к лечению, то его следует начать сразу после вытаскивания судна на сушу, а не спустя какоето время, поскольку продукты разложения ламината на компоненты в этот момент находятся в жидкой фазе и их легче удалить.

Влагомеры.

Электронный влагомер точно отражает состояние корпуса, но его можно использовать, только спустя несколько недель после подъема судна из воды, чтобы получить полную картину. Считайте, что влагомер — тот же барометр, и следите за тенденцией, а не за абсолютными значениями. Если ламинат в удовлетворительном состоянии (т. е. не содержит гигроскопических продуктов разложения), показания влагомера должны устойчиво снижаться в течение шести недель или около того, пока не достигнут величин, указанных ниже. Корпуса лодок, возраст которых до пяти лет, можно осушить без проблем.

Рекомендуемые значения влажности — 10% шкалы влагомера “Sovereign” по шкале “А” или 50% шкалы влагомера “Tramex Skipper” по шкале “2” (обе шкалы относительные).

Антиосмотические покрытия.

Надо учесть, что в яхтенной прессе вопросы осмоса отражаются в скаженном виде, иногда нагнетается ненужная истерия. Однако, в конечном счете, это больше финансовая проблема (стоимость антиосмотической обработки 1 фута длины корпуса — до 125 ф. стерл.), нежели реальная угроза мореходности судов из стеклопластика.

Должным образом нанесенные эпоксидные покрытия предотвратят возникновение осмоса и повысят стоимость вашего судна при перепродаже. На все эти покрытия дается пятилетняя гарантия. Большинство из них можно наносить самостоятельно, но для этого потребуется теплое и сухое помещение. Крайне важно нанести нужное число слоев в нужное время. Если на ваше судно уже наносилось эпоксидное покрытие несколько лет назад, можете быть уверены, что осмос ему не грозит.

Источник: «Катера и Яхты» , №181.

Источник: yachtshipyard.wordpress.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...