Существует много разновидностей якорей, ведь эти элементы оснастки малых и больших судов эволюционировали в течение тысячелетий. Разные модели отличаются друг от друга, как по конструкции, так и по весу и используемым при изготовлении материалам. При первом взгляде на это многообразие сложно понять, на каком варианте остановиться. Но если разобраться в основных нюансах, то подбор подходящей модели не будет большой проблемой.
- Каким требованиям должен соответствовать
- Виды якорей для лодок ПВХ
- Грибовидный
- Складной якорь-кошка для лодки ПВХ
- Якорь Холла для лодки ПВХ
- Денфорта
- Якорь-плуг
- Брюса
- Нортхилла
- Адмиралтейский
- Портера
- Вильчатый
- Речной
- Атвуд
- Якорь-присоска
- Плавучий
- Форма
- Вес якоря для лодки ПВХ
Каким требованиям должен соответствовать
Хороший якорь должен надежно удерживать лодку на месте. Это главное требование, которое к нему предъявляется. Он должен выполнять свою функцию при любом возможном течении и ветре.
НАДЕЖНЫЙ ЯКОРЬ для лодки ПВХ. ВИДЫ якорей. Как правильно подобрать якорь по ВЕСУ и РАЗМЕРУ лодки.
Вес этого элемента оснастки плавсредства должен быть достаточным, чтобы он удерживал лодку на месте. Но при этом желательно, чтобы масса не была и чересчур большой. В таком случае им удобно будет пользоваться. Лебедки на надувные лодки обычно не ставятся, а значит, отрывать якорь от дна и выматывать его большинству владельцев таких плавсредств приходится вручную. Также большой вес создает трудности при транспортировке.
Важно! Главное в якоре – не большой вес, а высокая удерживающая сила. Ее обеспечивает конструкция этого элемента оснащения лодки. Многие используют в качестве фиксации лодок ПВХ в нужном месте связки камней, гири и другие подходящие предметы. Однако работают они плохо.
Хороший, правильно подобранный и смонтированный якорь весом в 5 кг будет удерживать лодку лучше, чем 16-киллограммовая гиря.
Также желательно, чтобы используемый якорь был достаточно компактным и не занимал в лодке много места. Но оптимальные размеры зависят от того, насколько большое или маленькое плавсредство будет им комплектоваться. Если используется просторная лодка, компактность не так важна.
Якорь должен соответствовать характеру дна. Некоторые модели лучше работают на иле и песке, другие – на камнях. Есть и универсальные варианты конструкции, которые хорошо показывают себя на любом дне.
Хороший якорь должен быть надежно защищен от ржавения. Для этого часто используется оцинковка. Это недорогой метод защиты от коррозии, который работает хорошо. Есть и другие варианты, к примеру – покрытие полимером (пластиком).
Виды якорей для лодок ПВХ
Для резиновых лодок можно использовать как компактные простые по конструкции модели с малой держащей силой, так и варианты посерьезнее, которые рассчитаны, в первую очередь, на плавсредства с большим водоизмещением. Выбор очень велик.
Грибовидный
Простейший и очень популярный. Модели этого типа занимают минимум места и стоят недорого. Еще один плюс – они хорошо подходят для использования с простыми лебедками. Их недостатки – небольшая удерживающая сила и плохая работа на плотном каменистом дне. Грибовидный якорь хорошо подойдет для небольших легких плавсредств.
Складной якорь-кошка для лодки ПВХ
Этот тип якорей чаще всего используют владельцы надувных плавсредств, и на него стоит обратить внимание в первую очередь. Благодаря наличию нескольких острых лап кошки хорошо цепляются за камни и другие объекты, лежащие на дне. Также они могут зарываться в песок. Благодаря складной конструкции такие модели занимают минимум места в лодке и при транспортировке.
Якорь Холла для лодки ПВХ
Классическая модель, которая столетиями использовалась во флоте. Имеет две лапы, работает и на песчаном, и на каменистом дне. Сегодня он используется нечасто, вместо него обычно применяют якорь Денфорта.
Денфорта
Представляет собой удачную модификацию якоря Холла. При меньшем весе обладает большей держащей силой. Это становится возможным благодаря близкому расположению двух лап – такая конструкция обеспечивает высокую эффективность. Также модели этого типа обычно имеют поперечный шток, который не дает им опрокидываться.
Они хорошо подходят для использования с автоматическими лебедками. Их недостаток – большие габариты. К примеру, в надувной лодке они занимают много места.
Якорь-плуг
Одна из самых популярных конструкций для использования с маломерными судами. Модели этого типа оправдывают свое название, как внешним видом, так и принципом действия. После падения на грунт они зарываются в него и удерживают лодку на месте. Плуги хорошо работают на илистом и песчаном дне. Для каменистых участков они подходят заметно хуже.
Брюса
Конструкция моделей этого типа не включает в себя подвижных частей. Но это не мешает им хорошо зарываться в грунт, независимо от того, под каким углом они падают. Якорь Брюса работает на любом дне – илистом, песчаном и каменистом. Но на иле и песке он заметно уступает по эффективности плугу.
Нортхилла
Имеет форму четырехконечной звезды. На надувных лодках используется нечасто. Плюс этой модели – большая удерживающая сила, а к минусам относятся большой вес, большие габариты, высокая цена, сложность подъема со дна.
Адмиралтейский
Классический вариант, который в прошлом часто применялся на больших судах, за что и получил свое название. Очень универсальная конструкция, которая надежно удерживает плавсредство на любом дне. Для лодок ПВХ подходит не лучшим образом.
Портера
Похож на Адмиралтейский, но лапы у него крепятся другим способом. Они располагаются под прямым углом к штоку и монтируются на болтах, благодаря чему якорь может совершать колебания из стороны в сторону. Преимущества этой конструкции – большая удерживающая сила и практически нулевая вероятность зацепа троса за торчащую лапу.
Вильчатый
Получил свое название из-за формы. Этот якорь напоминает вилку, между двумя зубьями которой находится лапа. Он обладает большой удерживающей силой, но его сложно поднимать из грунта.
Речной
Другое название этой разновидности – ромашка. По конструкции такие модели напоминают грибовидные, но имеют более сложную форму, за счет чего увеличивается эффективность. Речные якоря хорошо подходят для использования с простыми лебедками.
Атвуд
Бесштоковый якорь, который обладает достаточной удерживающей силой для использования с надувными лодками. Его плюсы – компактность и удобство использования. Недостатком можно назвать то, что по держащей силе уступает многим другим моделям.
Якорь-присоска
Компактный якорь оригинальной конструкции, который рассчитан на применение, в первую очередь, с надувными лодками. Состоит из двух сваренных друг с другом чаш. После падения на дно при движении лодки присоска зарывается в грунт, после чего за счет эффекта ваккума создается удерживающая сила, и плавсредство останавливается на одном месте. Минус такой модели в том, что она не подходит для использования на камнях.
Плавучий
Еще одна оригинальная модель. Имеет вид усеченного конуса, сделанного из брезента, парусины, ПВХ или другого непромокаемого материала. Выполняет 2 функции:
- снижает скорость дрейфа плавсредства по ветру;
- разворачивает его против волны и ветра.
Как выбрать якорь для лодки ПВХ
Помимо варианта конструкции, к важнейшим характеристикам этого элемента оснащения плавсредства относится вес. На эти два момента и нужно обратить внимание при выборе.
Форма
Из всех моделей, подходящих для надувной лодки и перечисленных выше, лучшими можно назвать гриб, речной и складную кошку. Но можно при желании выбрать и любой другой вариант. К примеру, использовать плуг, якорь Денфорта или Брюса – модели посерьезнее, которые чаще применяются с катерами.
Вес якоря для лодки ПВХ
Есть простое правило, которое позволяет подобрать минимальную массу якоря: на каждый 1 м длины лодки должен приходиться 1 кг массы якоря. Например, для плавсредства длиной 4-5 м подойдет якорь весом 4-5 кг или выше. Чем больше масса якоря, тем лучше он удерживает лодку на одном месте. Таким образом, если требуется надежная фиксация плавсредства на точке, нужно использовать модели с весом больше минимального.
Таблица «Как выбрать якорь для лодки ПВХ»
Как правильно эксплуатировать якорь
Оптимальная длина троса, которым крепится якорь, – 5-7 глубин. К примеру, если нужно встать на 5 м, подойдет канат длиной в 30 м. Если еще увеличить длину, якорь будет надежнее удерживать лодку на точке. Для коротких стоянок, если дрейф не играет большой роли, подойдут тросы покороче. Если необходимо, чтобы лодка строго удерживала точку, требуется использовать длинную веревку.
Крепить якорь к веревке лучше через вертлюг. Если этого не сделать, он будет при использовании перекручивать трос. В продаже можно найти вертлюги для якорных веревок разных конструкций и размеров.
Справка! К нижней части троса можно привязать несколько метров цепи (2 или больше). Это позволит, с одной стороны, дополнительно утяжелить конец веревки, в результате заякоривание будет происходить проще и надежнее. Второй плюс этого варианта в том, что последние метры якорной веревки истираются при контакте с дном. Если использовать цепь, она будет принимать «удар» на себя, и трос прослужит гораздо дольше.
Если якорь один, его надо закрепить на носу или на корме лодки. В результате плавсредство будет само разворачиваться по течению или по направлению ветра, занимая правильное положение. Один якорь – хороший вариант в том случае, если нужно часто перемещаться по водоему, к примеру – для ловли спиннингом или охоты.
Если нужно находиться строго в одной точке долгое время, лодку нужно устанавливать на растяжки. Для этого надо забросить два якоря – один с носа, другой с кормы. Их можно привязать к одной веревке. Постановка лодки в этом случае происходит следующим образом: нужно бросить один якорь, отплыть от него в нужную сторону, вытягиваясь на веревке.
Когда в лодке останется несколько метров троса, нужно забросить второй. После этого надо переместить лодку вдоль веревки, как паром, на середину растяжки. Затем необходимо вытянуть как можно больше веревки, чтобы она была хорошо натянута. После этого лодка будет надежно зафиксирована на одном месте.
Подведем итоги
- Главная характеристика якоря – удерживающая сила. Он должен надежно фиксировать плавсредство на месте, для чего надо правильно подобрать конструкцию, вес, а также грамотно произвести монтаж.
- Основные варианты формы, которые подходят для надувных лодок – гриб, речной и складная кошка.
- Минимальный вес этого элемента оснащения лодки – по 1 кг на каждый метр длины плавсредства.
- Длина троса, которым крепится якорь, должна составлять 5-7 глубин в месте стоянки или больше.
- Чтобы надежно зафиксировать лодку на одном месте, нужно использовать 2 якоря, один из которых надо установить с носа, а другой – с кормы.
Полезное видео
В этом видео дается подробный обзор популярных видов якорей для лодки:
Источник: dlyaribakov.ru
Виды якорей для рыбацкой лодки
Рыболовная лодка значительно расширяет возможности по поиску и поимке рыбы, особенно на больших или труднодоступных водоемах. В сегодняшнем посте я хочу поговорить о таком важном элементе снаряжения рыбацкой лодки, как – якорь. Якорь нужен в лодке, чтобы зафиксироваться в одном месте и ловить. И даже если ловят плавом или в дрейфе с резиновой или ПВХ лодки, то якорь все равно нужен, чтобы остановиться в случае зацепа или поклевки.
Итак, в необходимости якоря для рыбацкой лодки, сомнений возникать не должно. Рассмотрим какие бывают якоря по конструкции. Требования к якорям бывают совершенно разные. На каких-то мелких прудах, болотах, озерах – требований-то как таковых почти и нет. А вот на быстрой реке с каменистым или замусоренным дном – нужен зацепистый якорь с надежной веревкой.
Сразу скажу, что бывают самодельные якоря и магазинные, промышленного производства.
Есть неплохие магазинные якоря, но раз очень распространены самодельные лодочные якоря, видимо, далеко не всех устраивают промышленные модели…
На фото мы видим стандартный складной магазинный якорь. Скажем так, тяжеловат, сделан грубо. Не очень то и зацепист, а бывает и намертво садится в камни на дне или коряги.
Далее видим самый простой якорь, какой только может быть. Находим на берегу кусок камня или кирпич, обвязываем веревкой и вот вам якорь. Если ловите с резиновой или ПВХ лодки, посмотрите, чтобы на таком якоре не было острых краев.
Третий – самодельный складной якорь. Если соображаете в слесарном деле – можете исполнить себе нечто подобное или заказать сведущим людям.
Можно использовать в качестве якоря для рыболовной лодки любой груз из стали или свинца. Так видим на картинках выше:
— Кусок стали с отверстием, через которое продета якорная веревка.
— Литой свинцовый якорь.
— Якорь особой формы с эффектом присоски.
У всех вышеперечисленных якорей, не смотря на то, что они разные, есть один общий недостаток – вес. Когда для меня это важный фактор, то я применяю особые самодельные брезентовые мешки на тросах.
На берегу мешки заполняют песком, грунтом. Для этого надо в комплекте с ними иметь садовый совок или небольшую лопатку. Получается значительно легче, чем большой железный якорь. К тому же, исключена возможность повредить резиновую лодку острым якорем.
Источник: sedobka.ru