Конструкция на зависть зарубежным грандам, неожиданный смысл названия и другие интересные подробности об отечественном внедорожнике.
«Нивушка» в строю без шести лет полвека. Она примелькалась и вызывает у владельцев современных автомобилей снисходительную высокомерную улыбку. Тем не менее она была и остается уникальным продуктом, который в свое время взбудоражил если не всю планету, то как минимум страны и регионы. Советские инженеры наделили внедорожник рядом конструктивных особенностей, которые провели черту между ним и другими моделями оффроудного толка.
Название «Нива» ассоциируется с его словарным значением – с возделанным и засеянным полем. Казалось бы, логично – внедорожник, пашня, пересеченная местность… В действительности происхождение имени, как ни странно, совсем другое.
Автомобиль нарекли в честь дочерей ведущего конструктора автомобиля Петра Михайловича Прусова – Натальи и Ирины и сыновей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Сергеевича Соловьева – Вадима и Андрея. Кстати, именно Соловьев на рубеже шестидесятых-семидесятых годов инициировал разработку новой модели для жителей села.
Рожденный на ВАЗе. Первый документальный фильм о Ниве, 1976 год.
Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
Листай дальше, еще много интересного
На начальной стадии разработки «Нива» представлялась инженерам как утилитарный внедорожник с рамным шасси и балками мостов. Ранний прототип ВАЗ-Э2121 с весьма говорящим прозвищем «крокодил Гена» никоим образом не напоминал окончательный, ставший впоследствии культовым вариант авторства художника Валерия Павловича Семушкина.
В ходе жарких споров разработчики перекроили первоначальную концепцию автомобиля и первыми в мире представили внедорожник с несущим кузовом, постоянным полным приводом, «понижайкой» и блокировкой межосевого дифференциала. Справедливости ради, подобную схему полного привода британцы начали применять на рамном Range Rover еще до дебюта «Нивы». Но в сегменте компактных вездеходов подобное было в новинку. Кстати, фирменный трансмиссионный вой «Нивушки» обусловлен прежде всего установкой раздаточной коробки отдельно от КП с приводом через короткий промежуточный карданный вал.
ВАЗ-2121 «Нива» – один из истинных долгожителей отечественного автопрома. Его начали выпускать с 1977 года, да так и забыли снять с производства. Что ж, российской глубинке подобная доступная техника с трех- и пятидверным кузовом, досконально изученной конструкцией и практически повсеместным наличием запчастей всегда будет нужна.
Интересно, что название модели неоднократно менялось. Так, например, с 2006 по 2021 год вездеход брендировался как Lada 4×4. Напомним, созданное в 2001-м совместное предприятие GM-АвтоВАЗ получило лицензию на использование товарных знаков «Нива» и Niva. В конце 2019 года тольяттинский производитель выкупил 50-процентную долю General Motors в СП и вновь мог распоряжаться своим историческим названием.
Так что с недавних пор экс-Chevy Niva зовется Lada Niva Travel, а классический вариант – Niva Legend. Действительно, легенда!
Какая Нива крепче: старая 2121 или обновленная 21213?
Изначально внедорожник комплектовался 1,6-литровым «шестерочным» двигателем мощностью 75 л.с. Из-за высокооборотной характеристики и нехватки тяги на низах он подходил для эксплуатации на пересеченной местности отнюдь не лучшим образом. Вообще слабый мотор – это вечная и не решенная проблема внедорожника. Печально осознавать, что все могло быть иначе.
Еще до появления «Нивы» отечественному предприятию досталась конструкторская документация на семейство двигателей Fiat Twin Cam объемом от 1,4 до 2,0 литра мощностью до 114 л.с. с двумя распредвалами, восемью клапанами и полусферической камерой сгорания. Агрегат шел «довеском» к Fiat 125, который подумывали заселить на конвейер в Тольятти. Но в итоге выбор пал на Fiat 124, превратившийся в ВАЗ-2103 и Twin Cam остался лишь в мечтах инженеров. Впоследствии завод предпринимал попытки вооружить внедорожник более подходящим мотором. Так, в восьмидесятые вазовцы экспериментировали с дизельными агрегатами.
В числе серьезных преимуществ оригинальной «Нивы» был очень неплохо отделанный цивильный салон. Его частично унифицировали с такими считавшимися престижными моделями, как ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106.
«Нива» пользовалась хорошим спросом в зарубежье, который подогревали разные впечатляющие достижения. Так, например, в 1998 году внедорожник поднялся к базовому лагерю на Эвересте (5200 метров над уровнем моря). Чуть позже он улучшил личный альпинистский рекорд – вновь заехал в Гималаи и взобрался на отметку 5276 метров.
Кроме того, ВАЗ-2121 полтора десятилетия работал на станции Беллинсгаузен в Антарктиде и намотал по ледяному безмолвию 11800 километров! В восьмидесятые уникальный советский SUV демонстрировал успехи в автоспорте. Он занимал призовые места на ралли-марафоне «Париж-Дакар» в зачете внедорожников и в «абсолюте», брал «золото» в «Алжирском ралли», «Ралли Туниса» и других состязаниях. Это ли не подтверждение его уникальности?
Автомобиль выпускался в многочисленных версиях, причем их появление далеко не всегда было заслугой завода-производителя. Так, например, литовская компания Avigo в конце восьмидесятых годов построила на базе внедорожника интересный кемпер. Это не единая «не разборная» конструкция, а пикап со съемным жилым модулем. «Домик» можно было отстегнуть от автомобиля, тем самым не ограничивая его мобильность и внедорожные свойства.
Источник: quto.ru
Lada 4×4: Культ Российской Нивы
Напомним нашим уважаемым читателям, что в июне 2017 года на рынок будет выведено лимитированное издание спец. версии автомобиля Лада «Нива», которое будет посвящено 40-летию создания этого внедорожника. Да, да друзья, наша легендарная «Нива» выпускается уже сорок лет. Впервые серийная модель данного авто начала производится в СССР в далеком 1977 году. Самое удивительное то, что за 40 лет ее производства, с технической стороны дела, в этой «Ниве» ничего фактически не изменилось и данный внедорожник по-прежнему остается популярен не только у нас в России, но и во многих странах Европы.
На сегодняшний день, когда прекратилось производство достаточно старого классического авто-внедорожника марки Land Rover Defender, наша отечественная Лада «Нива» 4х4 остается впринципе единственной дешевой альтернативой среди этого класса автомашин. Это естественно подогревает определенный спрос на Российский автомобиль внедорожник. Ведь помимо его особых внедорожных технических характеристик он остается по-прежнему дешевым. За такие деньги вы не сможете купить себе даже достаточно дешевый легковой автомобиль.
Да, внедорожник Лада «Нива» не блещет надежностью и какими-то особенными качествами своих компонентов. Но опять же, с другой стороны, техническое обслуживание и ремонт этой «Нивы» обходится намного дешевле самых недорогих автоиномарок, которые, кстате, тоже впринципе не блещут своим качеством и надежностью.
Вот по этой причине Лада «Нива» по-прежнему остается популярной, несмотря на свою явную преклонную старость. Именно по этим обстоятельствам компания «Автоваз» сегодня и решила порадовать своих истинных поклонников этой автомарки специальным изданием, которое приурочено к круглой дате первого выпуска этой модели автомобиля внедорожника.
И так, уважаемые друзья, как было уже сказано, в честь юбилея этой модели компания «Автоваз» выпустит 1977 экземпляров (штук) автомобилей Лада «Нива» (в честь начала даты производства). Эта спецверсия в честь круглой юбилейной даты получила название- «40 Anniversary».
Юбилейная версия получит для себя новые колесные диски специально разработанные для этой особой серии автомашин.
Ожидается, что автомобиль получит для себя и особые оттенки кузова. Вот примерные цвета кузова, которые будут доступны в этой лимитированной серии авто: -терракотовый, серо-синий, бежевый, белый, красный и камуфляжный.
Кроме всего, автомобиль «Нива» получит в придачу стальные черные колесные диски. Также при выборе терракотового цвета кузова автомобиля Лада «Нива» он будет оснащаться черными как смоль бамперами. В остальных цветах кузова бампера будут иметь непосредственный цвет кузова.
Судя по всему, также изменится и оформление приборной панели.
В том числе, салон «Нивы» получит для себя сиденья из эко-кожи с фирменными тесненными логотипами.
К нашему сожалению, в честь даже юбилея инженеры так и не увеличили мощность этой машины. Она по-прежнему останется в пределах 83 л.с.
С чего же началась история легендарного Российского внедорожника?
Прототип Лады «Нива» (ВАЗ-2121).
В 1970 году премьер-министр СССР Косыгин приказал коллективам «ВАЗ»а, «АЗЛК» и «Ижмаш»а разработать на базе легкового автомобиля машину повышенной проходимости, которая бы пользовалась большим спросом у населения по всей советской стране.
Прототипы «Нивы» в жестких тестах.
В итоге, уже к 1972 году компания «Автоваз» представила свой первый прототип серийного внедорожника, который получил кодовое название Э-2121.
В 1974 году «Автоваз» выпускает первые 15 предсерийных автомобилей. В 1976 году была произведена повторная (вторая) партия этих машин в количестве 50 шт.
Ну а первый серийный автомобиль этого типа сошел с конвейера 5 апреля 1977 года. Модель получила для себя индекс «ВАЗ-2121».
В 1978 году Лада «Нива» впервые дебютирована в Европе.
Открытие серийного производства автомобиля «Нива» в апреле 1977 года.
Правда, надо здесь заметить, что народным автомобиль он так и не стал. По тем временам стоимость автомобиля ВАЗ-2121 составляла 9.000 — 10.000 тысяч рублей. При средней зарплате по стране в 100 рублей и с учетом огромной очереди, вы сами друзья понимаете, что этот автомобиль могли позволить себе купить не многие. Но для жителей многих стран этот автомобиль «Нива» приобрел особый смысл. Кстати, напомним нашим читателям,что ВАЗ-2121 был единственным Российским автомобилем, который официально поставлялся в Японию.
Кто же создал «Ниву»?
Автор этого внедорожника — Пётр Михайлович Прусов.
Почему внедорожник ВАЗ-2121 (Урбан 4х4) получил имя «Нива»?
К нашему сожалению, для того времени сам интерьер автомобиля ВАЗ-2121 не отличался каким-то особым красивым дизайном.
По словам Петра Михайловича Прусова, ВАЗ-2121 получил для себя название в честь его дочерей — Натальи и Ирины, а также в честь сыновей первого главного конструктора компании «Автоваз», которых звали Вадим и Андрей. В итоге, как вы уже друзья поняли, название «Нива» это всего лишь аббревиатура, которая состоит из первых букв имен детей Петра Михайловича Прусова и конструктора Автоваза Сольвьева.
В чем преимущество Лады «Нива»?
Женщины, цветы и чистый воздух страны. Что могло быть лучше в те годы в качестве слогана рекламы внедорожника «Нива»
Советские инженеры-конструкторы на базе легковых автомобилей ВАЗ (которые в свою очередь были созданы на базе легковых автомобилей Фиат-124) создали уникальный по тем временам внедорожник, длина которого составляет 3,7 метра. Долгое время у автомобиля «Нива» не было конкурентов на мировом рынке. Ведь по сути эта «Нива» стала первым в мире дешевым и простым по конструкции безрамным полноценным внедорожником.
Испытание Лады «Нива» на поворачиваемость в зимних условиях.
Так, на базе легкового автомобиля инженеры «Автоваза» смогли создать безрамный полноценный внедорожник, который имел невероятную проходимость за счет особых углов свесов, а также за счет простых, но надежных технологий системы полного привода.
Кроме того, благодаря достаточно простой конструкции обслуживать и ремонтировать «Ниву» оказалось очень просто. И так, проходимость автомобиля, простота конструкции и конечно же дешевая цена предопределили успех ВАЗа-2121 на долгие годы вперед.
Лада «Нива» оснащается 1,6-литровым двигателем от ВАЗ-2106.
В том числе, Лада «Нива» не раз доказывала свою выносливость участвуя в различных экспедициях и спортивных соревнованиях.
Так, например, «Нива» не раз становилась участником ралли Париж-Дакар, где показывала потрясающие результаты.
Кроме того, Лада «Нива» была не раз замечена при экспедициях в Гималаях и даже на самом Северном Полюсе, где тоже зарекомендовала себя как надежный и проходимый автомобиль.
Кто сказал, что Советские автомобили имели некрасивые и невзрачные серые цвета? Обратите ваше внимание друзья на яркий расцвет кузовов продукции «Автоваза». Даже Лада «Нива» имела в то время необычные цвета кузова.
Благодаря выносливости и проходимости на базе автомобиля ВАЗ-2121 было создано немало различных версий авто, начиная от машин скорой помощи и заканчивая теми же амфибиями. Также было выпущено немало автоверсий и для военных нужд.
В общей сложности с 1977 года «Автоваз» выпустил в свет более 30 различных версий автомашин.
» Нива» выдерживает даже суровые условия Антарктики.
В 1999 году компания «Автоваз» представила на обозрение модель автомобиля ВАЗ-2123, которая должна была заменить классическую «Ниву». Но на деле оказалось не все так просто, спрос на старую «Ниву» не поменялся и не сместился в сторону новой модели авто ВАЗ-2123, что была разработана нашим автозаводом совместно с компанией «General Motors» (США). В итоге, на рынке сегодня вы можете купить для себя более современную «Ниву» (Шевроле-Нива, т.е. ВАЗ-2123), которая производится с 2002 года и, старую классическую модель автомобиля, которая недавно сменила свое название на- Лада «Урбан» 4х4.
Будущее Лады «Нива»
Какие же планы на будущее у компании «Автоваз», а именно по поводу автомобиля Лада «Нива»- «Урбан» 4х4? Этот вопрос сегодня безусловно интересует всех поклонников этого отечественного внедорожника (и не только!).
Конечно же, в первую очередь, что будет с этой моделью автомобиля теперь будет решать сам альянс «Renault-Nissan», который является сегодня главным акционером компании «Автоваз». Но если брать во внимание то, что по состоянию на 2013 год Тольяттинский автозавод произвел уже более 2.000.000 млн. (. ) внедорожников этой модели, то говорить о прекращении серийного производства «Нивы» пока еще рано.
Хотя уже ходят слухи, что после 2019 года компания «Автоваз» пойдет возможно на обновление этой легендарной «Нивы». Если это даже и так, то скорее всего новое поколение автомобилей внедорожников будет основано и построено на новом поколении автомобиля Renault Duster, который в настоящий момент готовится к запуску в производство.
Но опять же, не будем забывать, это пока-что только слухи и официальной информации о новой «Ниве» пока нет.
Лада «Нива» не раз становилась победителем мировых чемпионатов.
Истинная стихия «Нивы» не город, а полное бездорожье.
Дизайнеры «Автоваза» с 90-х годов работают над новым стилем задних фонарей.
Пятидверная Лада «Нива».
На протяжении 40 лет выпуска автомобиля Лада «Нива» она выпускалась в более чем 30 различных версиях.
Спецверсии машин для различных служб выпускаются и в наши сегодняшние дни.
Версия для полиции.
Еще одна версия авто для полиции.
В 2013 году с конвейера «Автоваза» сошел 2-х миллионный автомобиль внедорожник.
Современная «Нива» внешне выглядит немного по-другому. Также машина получила себе новое имя — Лада «Нива-Урбан» 4х4.
В современной «Ниве» появился кондиционер.
Источник: 1gai.ru
ВАЗ-2121: бессмертная легенда
Легковой автомобиль повышенной проходимости находится в производстве вот уже более сорока лет. По мнению многих специалистов, советская «Нива» стала одним из родоначальников популярного сейчас сегмента компактных внедорожников. Также она считается самой успешной экспортной моделью АвтоВАЗа.
Содержание
- Советский внедорожник
- Конструкция на века
- Почти на вершине Олимпа
- ВАЗ-21212
Жители Советского Союза быстро оценили ВАЗовкую новинку. Автомобиль по тем временам был действительно прорывным. Он блестяще справлялся со своей главной задачей – ездой по бездорожью. Поэтому покупали его не только жители сел и деревень, но и горожане, любившие устраивать вылазки на природу. Например, охотники и рыбаки.
Главный плюс ВАЗа-2121 – постоянный полный привод всех колес. До советского «проходимца» такой опцией мог похвастать разве что британский Range Rover. К тому же автомобиль получил межосевой блокируемый дифференциал и раздаточную коробку с понижающим рядом.
Другой плюс – управляемость. Несмотря на статус внедорожника, «Нива» отличалась управлением и комфортом, практически не уступавшими обычным легковушкам. Соответственно, аналогов не только в СССР, но в Европе у автомобиля не было. Поэтому нет ничего удивительно в том, что вскоре ВАЗ наладил экспорт своей продукции за границу.
И причем не только в дружественные страны соцблока, но и государства Западной Европы. Естественно автомобили отличались от тех, которые шли на внутренний рынок. Экспортные собирались более тщательно и качественно, были различия и в «начинке». И эти автомобили пользовались хотя и низким, но стабильным спросом. Например, во Франции.
Конечно, вряд ли «Нивы» ездили по дорогам Парижа, но в провинциях мелькали. Кстати, советский автомобиль можно увидеть в фильме «Багровые реки» с Жаном Рено.
Конструкция на века
«Нива» получила цельнометаллический, несущий кузов и три двери. Система безопасности была весьма условной и ограничилась лишь ремнями безопасности.
При создании «Нивы» часть узлов была использована от серийных легковушек. Например, силовой агрегат создали, взяв за основу мотор ВАЗ-2106. Он являлся рядным карбюраторным и четырехцилиндровым. Его рабочий объем составлял 1,6-литра с мощностью 80 л.с. Кроме этого, от «шестерки» «Нива» получила 4-ступенчатую коробку передач и задний мост.
Но, несмотря на «донорство» легкового автомобиля, ВАЗ-2121 отличался повышенной проходимостью.
«Нива» получила переднюю независимую подвеску на поперечных качающихся рычагах, цилиндрические пружины, гидравлические амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости. Задняя же была зависимой.
Несмотря на многочисленные плюсы, проблем с «Нивой» все же хватало. Поэтому ВАЗ-2121 не стал синонимом надежности. Особенно много возникало проблем при использовании автомобиля по прямому назначению – поездках по бездорожью. При интенсивной эксплуатации выявлялось слабое ЛКП и, соответственно, предрасположенность к гниению. Хватало проблем и с ходовой частью.
Например, сальники полуосей, появлялась течь из-под крышки заднего редуктора и сальника коленчатого вала. Иногда появлялась неисправность датчика распредвала. В общем, чем интенсивней эксплуатировался автомобиль, тем чаще его приходилось чинить. Но владельцы все прощали «проходимцу», ведь альтернативы просто не было.
ВАЗ-21212
Успешный советский внедорожник за долгие годы производства оброс множеством самых разнообразных модификаций. Была даже версия ВАЗ-21212 (Lada Niva 4×4) — эта экспортная праворульная модификация. Ее ограниченным тиражом отправляли на рынки Британии, Австралии, Новой Зеландии, Мозамбика, Ямайки и даже Японии. Это, кстати, единственный за всю историю советский автомобиль, который смог прорваться в Страну восходящего солнца.
Существовали также многочисленные коммерческие модификации, инкассаторские, охотничьи и многие-многие другие. ВАЗ-2121 жив до сих пор, хотя и производится под названием LADA 4×4. А в марте 2013 года АвтоВАЗ выпустил юбилейную машину, двухмиллионную.
Источник: stoneforest.ru
Наша «Нива»: из истории «летающего внедорожника»
Машину, о которой сегодня пойдет речь, многие обозреватели и специалисты по автомобилестроению считают лучшим произведением, сошедшим с конвейера Волжского автозавода. Во всяком случае, можно сказать с уверенностью, что этот автомобиль оказался революционным и фактически заполнил пустующую нишу. Идея создать компактную городскую машину плавно переросла в разработку самого настоящего внедорожника, который позже имел ошеломительный успех в сотне с лишним стран мира.
Транспортная система Советского Союза была в значительной степени «заточена» под хозяйственную деятельность страны. С автомобилями, предназначенными для перевозки грузов или людей, все было понятно. А вот легковая машина для личного пользования, да чтобы радовала глаз, соответствовала, если хотите, модным тенденциям и при этом была бы достаточно надежной – таких моделей долгое время было совсем немного. И, без сомнения, одна из них – это ВАЗ 2121 «Нива».
На фото: ВАЗ 2Э2121, опытный образец, 1973 г
Полный привод — дешевле
Уже к концу 60-х стало понятно, что нужно срочно конструировать автомобиль повышенной проходимости, причем для нужд простого населения. В эти годы уже производились полноприводные легковые УАЗы, но их даже для нужд армии не хватало, так что для большинства автолюбителей такая машина оставалась несбыточной мечтой. И вот, в 1970 году тогдашний председатель совета министров Алексей Косыгин поручил сразу трем автогигантам – АЗЛК, АвтоВАЗу и Ижмашу – создать, как он выразился, автомобиль «для села». И ВАЗ справился с этой задачей лучше конкурентов.
Сначала конструкторы думали взять за основу обычные «Жигули», увеличить у автомобиля дорожный просвет и оснастить полным приводом, но потом решили сделать принципиально новую машину «с нуля». Получился первый в мире комфортный внедорожник малого класса. Интересно, что за рубежом джипы, в основном, имели отключаемый передний привод, зависимую подвеску, рамную конструкцию и весьма скромный интерьер.
На фото: ВАЗ 2121 «Нива», опытный образец, 1975 г
Наши разработчики все сделали наоборот: постоянный полный привод, независимая подвеска, кузов – несущий, а салон комфортабельный и красивый. Впрочем, мало кто знает, что полноприводной первую «Ниву» сделали не только для большей устойчивости на дороге, но еще и потому, что так получалось дешевле, ведь для оптимизации затрат на производство использовались уже готовые ВАЗовские агрегаты.
«Полноприводный Фиат»
Первые ходовые прототипы появились в 1972 году. Их испытывали на Урале и в Средней Азии, сравнивали с британскими автомобилями, такими, как Land Rover и Range Rover, а также с нашим 469-м УАЗом. Программы тестов были разными – как «легковыми», так и «внедорожными». По сравнению с конкурентами, «Нива» хуже чувствовала себя на затяжных труднопроходимых участках, но зато короткие ухабистые отрезки преодолевала так динамично, что испытатели даже термин специальный придумали – «пролетаемость».
На фото: ВАЗ 2121 «Нива», опытный образец, 1976 г
А чтобы на тесты нового массового внедорожника не очень-то обращали внимание любопытные, на прототипах были эмблемы несуществующей марки Formika, а «по секрету» всем говорили, что испытывают новый румынский полноприводный «Фиат». Очень многие, разумеется, в это поверили и передавали этот слух из уст в уста как случайно добытую сенсацию.
И автомобиль как-то сразу получился таким удачным, что откладывать его серийное производство в долгий ящик не стали. Приказ о постановке автомобиля на конвейер подписали в 75-м году, а в 76-м начался его выпуск. Как это было принято в те времена, событие приурочили к очередному съезду партии. Сначала выпускали 25 тысяч машин в год, потом – 50 тысяч, потом – 70.
И почти сразу же автомобиль начали отправлять на экспорт, причем огромными партиями – до 80 процентов от всех выпущенных моделей! К слову, «Нива» была единственной советской машиной, которая активно продавалась в Японии.
«Нива» стала своего рода пионером – первой народной полноприводной моделью. Кто смотрел советскую рекламу, тот знает, что ролики могли быть очень длинными – десять, двадцать минут рассказывали о каком-нибудь товаре или даже о группе товаров. Вот и про «Ниву» сняли аж тридцатиминутное рекламное видео. В нем автомобиль демонстрировал строителям коммунизма все свои возможности. И гордиться было чем, ведь вопреки распространенному мнению, вовсе не конструкторы Audi первыми освоили выпуск машины с постоянным полным приводом, а именно наши разработчики.
Первые «Нивы» стоили порядка 9 000 рублей. Впрочем, летом 1979 года подорожали все советские машины, и интерес к новому автомобилю, который теперь стоил уже 10 300 рублей, несколько упал, так что решено было вернуть прежний ценник. Но по-настоящему массовой «Нива» все равно стала далеко не сразу – как раз-таки из-за того, что большая часть моделей с конвейера сразу уходила на экспорт. То, что оставалось, было дефицитом.
На фото: ВАЗ 2121 «Нива», 1977г
За рубежом наша «Нива» стоила весьма недешево, чего, кстати, не скажешь о других советских авто, которые шли на продажу в дальние и не очень дальние страны. Комплектация у экспортных моделей всегда была на порядок лучше, чем у машин для внутреннего рынка. У них были и панорамные зеркала, и расширенные диски, и специальная резина. И даже задние дворники там имелись, тогда как на первых отечественных автомобилях их обычно не было. Если добавить к этому люки, необычные решетки радиатора, лебедки, защиту фар, кенгурятники, подножки, противотуманки и прочие дополнительные детали конструкции, то становится понятно, отчего наша «Нива» стала легендарной за рубежом.
Ее оценили по достоинству и в странах Бенилюкса, и в Великобритании. В Германии на покупку «Нивы» записывались в очередь, как на «Мерседес». Один австрийский автомобильный журнал писал по этому поводу: «Русские внимательно проанализировали рынок и точно попали в пустующую нишу». И с погодой, что называется, повезло: в 79-м на Европу обрушились небывалые снегопады.
Не привыкшие к таким капризам природы владельцы элегантных легковых авто, да, впрочем, даже и тяжелых джипов, буксовавших в этих сугробах, смотрели на сверхпроходимую «Ниву» с завистью. А нашему внедорожнику все было нипочем.
Экспортный хит
«Ниву» продавали более чем в ста странах мира, а собирали в шести: в латиноамериканских Бразилии, Эквадоре, Панаме и Чили, а также в Греции и даже в Канаде. В Австрии на протяжении нескольких лет эта машина занимала 90 процентов внедорожного сегмента рынка, а особенно полюбили ее, говорят, во Франции и в Англии: там и клубы любителей «Нивы» есть, и даже журналы про нее издают почитатели.
«Нива» и экстрим
Разумеется, как и УАЗ в свое время, «Нива» одержала немало выдающихся побед. Вот, например, в 1998 году на ней удалось вскарабкаться на Эверест. Конечно, не на самую вершину, но испытатели вполне успешно и самостоятельно добрались до базового лагеря, а он был на высоте 5 200 метров. Потом, годом позже, этот рекорд был побит еще на полкилометра – в Гималаях, на Тибетском плато: 5726 метров.
К слову, англичане тоже отправили в горы свой знаменитый Land Rover, и он даже достиг на Эльбрусе отметки в 5642 метра, правда, заехал туда далеко не сам, а его втащили тросами и лебедками. Потом «Нива» достигла самой высокой точки священной японской горы Фудзияма. Потом, все в том же 98-м, наш внедорожник покорил Северный полюс. Это было и вовсе феерично: «Ниву» спустили на арктические льды с помощью парашюта, и она там завелась и доехала до условной крайней точки Земли.
Обыкновенная советская «Нива» 15 лет проработала в Антарктиде. Ее привезли нашим полярникам в далеком 1990 году. И хотя общий пробег за эти годы составил порядка 12 000 километров, но можно вообразить себе, в каких условиях! Ведь ни дорог, ни тепла в Антарктиде нет — только снег. Красная «Нива» стала первым колесным транспортным средством, которое использовалось для связи между станциями.
На фото: Lada 4×4 Niva, ралли Париж-Дакар, 1981
На фоне всего этого блестящие выступления советского вездехода в марафонах вроде «Париж-Дакар» или, скажем, «Ралли Туниса», или «Алжирского ралли» кажутся уже чем-то само собой разумеющимся. «Нива» выиграла в африканском ралли «Атлас» 84-го года, а тогда из 120 стартовавших машин до финиша вообще дошла лишь треть. А потом, в 86-м, советские гонщики взяли все три призовых места на австралийском «Вин-Сафари». К слову, это мероприятие участники вообще иначе, как издевательством над людьми и техникой и не называли.
Спецверсии и модернизация
Среди интересных разработок стоит отметить плавающую «Ниву», предназначенную для нужд армии. Ее успешно испытывали, но проект так и остался проектом. Зато посетители военного автомобильного музея в Рязани могут увидеть этот прототип. Еще один интересный экспериментальный образец был сделан в виде микрогрузовика и назывался «Капрал».
А самая неожиданная разработка была сделана для цирка Юрия Никулина. Эту «Ниву» могли водить… медведи. Машина была открытой и элементарной в управлении, и такой номер в цирковой программе действительно существовал.
На фото: Бронто ВАЗ 1922 «Марш», амфибия, 1996 г.
Какой бы замечательной «Нива» ни была, но к середине 90-х она начала немного устаревать. В 94-м году предложено было ее модернизировать. Так появилась «Нива-Тайга» 21213. С новым мотором объемом почти 1,7 литра, с комфортным салоном, с удобной дверью багажника. Ну а уже на смену ей по маркетинговым соображениям пришла «Шевроле-Нива», она же LADA 4Х4.
Сейчас ее собирают также на Украине и в Казахстане. Но лицензия и права на бренд «Нива» сегодня принадлежат концерну General Motors, а цена на отечественный внедорожник выросла почти вдвое, так что недавно сошедший с конвейера автомобиль оказался уже в совершенно другом сегменте.
Экспортные партии «Нивы» стали теперь небольшими. Это модификация ВАЗ 21215 с дизельным двигателем от Peugeot. Она адаптирована под современные экологические стандарты, ну а зарубежные фирмы нет-нет да и создадут на ее базе какой-нибудь кабриолет, пикап или даже спортивно-гоночную машину.
Ну а с 2009 года выходит рестайлинговая версия Chevrolet Niva, дизайн которой разрабатывали итальянцы. В народе ее все так же ласково зовут «Шнивой», «Шивой» и «Шевиком», и хотя инженеры из GM внесли в ее конструкцию более тысячи мелких изменений, да и внешне она стала совсем другой, но все-таки немало внутри осталось и от старой доброй «Нивы», так что это по-прежнему довольно патриотичная машина.
Фактически, «Нива» стала родоначальником нового, очень нужного класса автомобилей. И уже одного этого оказалось достаточно, чтобы за рубежом нас и наш автопром начали уважать еще больше.
Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь .
Источник: www.kolesa.ru