Подводникам,
героям СССР:
Гаджиеву Магомету Имадутиновичу, Николаю Александровичу Лунину,
Израилю Ильичу Фисановичу и многим другим погибшим в войне.
«Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке,
где все или побеждают, или погибают».
Магомет Гаджиев.
Легендарный подводник
19 марта — День моряка-подводника.
Поздравляю всех, кто имеет либо имел к этой знаменательной дате непосредственное отношение!
Магомед Гаджиев: «Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают».
Он родился в ауле Мегеб Гунибского района. Когда ему было всего десять лет, он уже плавал вместе с моряками на Каспии. Окончил высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе, служил минёром и помощником командира на подлодках Черноморского флота, с 1933 года — на Тихоокеанском флоте.
О ВОЗВРАЩЕНИИ ЗАБЫТЬ (1985) Подвиг советской ПЛ С-13
В 1935 г. за успехи в боевой и политической подготовке был награждён орденом Ленина, став первым дагестанцем, удостоенным высшей награды СССР.
В 1939 году закончил Военно-морскую академию имени Ворошилова. С октября 1940 г. командовал 1-м дивизионом 1-й бригады подводных лодок Северного флота. В этой должности Гаджиев встретил начало Великой Отечественной войны. 30 июля 1941 года ему было присвоено звание капитана 2-го ранга.
С именем Магомеда Гаджиева связаны славные страницы летописи морских сражений в Заполярье. Подвиги его овеяны легендой. Он был незаурядной натурой, человеком яркого военного таланта, дерзким, но одновременно и расчетливым в боевой обстановке.
Во время похода у норвежских берегов лодка обнаружила фашистский транспорт, но дистанция до него оказалась велика для прицельного торпедного залпа. Находившийся на борту М.Гаджиев, оценив обстановку, предложил командиру лодки капитан-лейтенанту В.Уткину накрыть корабль артиллерийским огнем. Лодка всплыла на поверхность и расстреляла транспорт. При возвращении на базу решено было в честь победы дать салют. После этого Гаджиев не раз применял свою тактику — уничтожать вражеские суда не только торпедами, но и артиллерией подводных лодок типа «К».
М.Гаджиев постоянно находился в боевых походах. Едва вернувшись на базу на одной из подводных лодок своего дивизиона, тут же уходил на другой. Лодки дивизиона менее чем за год военных действий в Баренцевом море потопили двадцать семь вражеских кораблей, десять из них — при личном участии комдива.
Погиб Магомед Гаджиев 12 мая 1942 г. Подводники потопили торпедами гитлеровский транспорт, а затем в надводном положении – два сторожевых корабля… Никаких данных о последних минутах экипажа «К-23» не осталось. 11 октября 1942 г. М. Гаджиеву Указом Президиума Верховного Совета СССР посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Герой СССР М.И. Гаджиев навечно зачислен в списки воинской части, его имя присвоено одному из кораблей и заводу в Махачкале, улицам в российских городах – Мурманске и Полярном, казахстанском — Усть-Каменогорске. Федеральным законом от 25 февраля 1999 года город Скалистый Мурманской области переименован в город Гаджиево, где в честь легендарного подводника-североморца воздвигнут монумент. Ему поставлены памятник и бюст на родине.
СЛУШАТЬ В ОТСЕКАХ (1985)
При въезде в аул, где родился Магомед Гаджиев, нет памятного камня, как принято в Дагестане. Это потому, говорят старики аула, что его никто не видел мертвым.
Так вспоминал о Гаджиеве командующий Северным флотом адмирал Головко:
«…Гаджиев, сказал однажды, что командир-подводник должен быть самым невозмутимым из самых хладнокровных моряков, должен иметь пылкое воображение романиста и ясный здравый смысл, присущий действиям делового человека, должен обладать выдержкой и терпением завзятого рыболова, искусного следопыта, предприимчивого охотника.
Хорошо сказано. И прежде всего относится к самому Гаджиеву, человеку без страха и усталости.
Это он, Магомед Гаджиев, кавказский горец из заоблачных аулов Дагестана, ставший подводником, после первого же выхода в море, на коммуникации противника (на второй день войны), доложил мне свои выводы из рекогносцировочного поиска: «Уничтожать вражеские суда следует не только торпедами, но и применяя артиллерию подводных лодок». Выводы были абсолютно правильными для действий лодок именно того типа, о котором шла речь: лодок типа «К», вооруженных двумя 100-миллиметровыми орудиями с хорошей дальностью огня и двумя 45-миллиметровыми пушками.
Для лодок других типов, с меньшим вооружением, такая тактика не годилась, а для «катюш» была целесообразной (по обстоятельствам) и легла в основу боевого воспитания комдивом Гаджиевым подчинённых ему командиров кораблей. Причём воспитания на практике, а не только в теории. Холостой выстрел 19 сентября [1941 года] над рейдом Полярного при возвращении подводной лодки капитан-лейтенанта Уткина из похода был не только салютом в честь первой одержанной экипажем победы, не только ознаменовал собой рождение новой флотской традиции; одновременно он известил о начале ещё одной новой тактики наших подводников, предложенной и введенной Гаджиевым ещё 12 сентября. Уткин дельно использовал рекомендации и указания своего комдива. По необходимости (поскольку не было возможности произвести торпедную атаку) лодка всплыла в надводное положение, и в течение трех минут её комендоры артиллерийским огнём уничтожили транспорт противника, шедший к Варангер-фьорду с грузами для лапландской группировки немецко-фашистских войск.
Тот же приём, но ещё более дерзкий (по обстановке и соотношению сил) был применён Гаджиевым совсем недавно, 3 декабря, в походе на подводной лодке, которой командует капитан-лейтенант Малофеев.
Сперва я записал об этом кратко:
«…»К-3» донесла около 16 часов о выполнении задачи. Она вышла в свой первый поход и должна была поставить мины в районе Гаммерфеста. Донесла о потоплении одного транспорта, одного сторожевого корабля и одного катера МО. На лодке находится командир дивизиона Гаджиев. Действует он хорошо.
Все успехи, какие имеются у больших лодок, достигнуты в его присутствии».
Затем, когда «К-3» возвратилась (6 декабря), выяснились подробности, которые позволяют назвать поведение всех, кто участвовал в походе, героическим.
Дело обстояло так.
Закончив постановку мин в указанном районе, «К-3» действовала в Лоппском море, представляющем собой лабиринт шхер. Противник использует эти места, изобилующие островками и узкими проливами, для проводки конвоев, а подходы к ним заминировал. Как только было обнаружено одно из таких заграждений, Гаджиев решил пройти под минами. Это было исполнено, несмотря на риск, и «К-3» вышла на коммуникации противника. Риск оправдался: вскоре вахтенный офицер увидел в перископ на расстоянии тридцати кабельтовых большой транспорт, шедший под охраной сторожевого корабля и двух сторожевых катеров типа МО.
Через десять минут лодка произвела торпедную атаку. Были выпущены четыре торпеды. Захваченный врасплох противник не успел уклониться от них. Торпеды попали в транспорт и взорвали его. Чтобы удостовериться в потоплении вражеского судна, командир лодки поднял перископ.
Не составило труда разглядеть, что транспорт погружался носом в море, а один из кораблей охранения спешил к нему, скорее всего с целью снять с него людей.
Зафиксировав потопление транспорта, командир увёл лодку на глубину. Однако вражеские наблюдатели успели заметить перископ. Началось преследование лодки кораблями охранения.
После нескольких бесполезных попыток уйти из-под бомб, Гаджиев велел лечь на грунт возле одного из островов. Это решение было разумным, поскольку на карте тут значилась подходящая глубина.
Командир лодки выполнил указания комдива. И вдруг, в момент погружения, лодка с ходу коснулась грунта: глубины в действительности не соответствовали данным на карте. Между тем гитлеровцы продолжали сбрасывать бомбы всё ближе и ближе к месту, где находилась на грунте «К-3». Корпус лодки сильно содрогался от взрывов. Бомбы рвались сериями, через каждые две минуты.
Стало ясно, что противник по каким-то признакам определил местонахождение лодки.
Догадался, в чём дело, Гаджиев. В результате близких разрывов глубинных бомб была нарушена герметичность топливных цистерн, появилась течь, и на поверхность всплывал соляр, пятна которого демаскировали лодку. С минуты на минуту противник мот накрыть её бомбами.
Положение «К-3» оказалось незавидным: оставаться на грунте было опасно, грозило гибелью.
Поэтому Гаджиев напомнил командиру лодки Малофееву и комиссару Гранову, вместе с которыми находился в центральном посту, что не зря же «катюша» имеет на вооружении превосходные орудия, каких наверняка нет на сторожевиках, и что надводная скорость её приличная. «А раз так, — подчеркнул Гаджиев, — следовательно, выход напрашивается один — всплыть и, применив свою артиллерию, уничтожить вражеские корабли охраны. Тем более, что на стороне лодки внезапность и необычность таких действий в подобных условиях».
Выслушав соображения командира и комиссара «К-3», согласных навязать артиллерийский бой противнику, но с тем, чтобы в процессе боя использовать скорость хода и уйти в надводном положении от преследования, Гаджиев отверг их предложение. Он категорически приказал ориентироваться не на отрыв от вражеских кораблей, а на уничтожение их артиллерийским огнём.
Решение опять-таки было правильное и своевременное: исключить заранее нацеленность на отступление, тем самым помочь людям проникнуться мыслью о необходимости только наступательных действий.
Объявив своё решение, Гаджиев распорядился вызвать артиллерийские расчеты в центральный пост, объяснил им задачу и скомандовал всплывать.
Замысел комдива был верным. Едва «К-3» всплыла, артиллеристы обоих расчетов под командованием старшин Конопелько и Чижова кинулись к пушкам и, прежде чем противник успел прийти в себя от неожиданного появления подводной лодки на поверхности, открыли огонь по вражеским кораблям.
Промедлив минуту, ошеломленные гитлеровцы ответили беспорядочным артиллерийским огнем, который не привёл ни к одному попаданию в «К-3». Зато снаряды, выпущенные с неё, попали в корму сторожевого корабля, где лежали глубинные бомбы. Разрывы снарядов вызвали детонацию этих бомб. Над кормой сторожевого корабля взметнулся столб огня, воды и чёрного дыма. Когда же дым рассеялся, на месте вражеского сторожевика плавали обломки.
К ним уже спешил, ведя в то же время стрельбу по лодке, один из сторожевых катеров.
Наши артиллеристы стреляли точнее. Несколькими залпами вражеский катер был накрыт и потоплен. Теперь от всего конвоя противника остался единственный «морской охотник», который не стал ожидать, когда потопят и его, а предпочел убежать за остров.
Только после этого Гаджиев повёл лодку в надводном положении полным ходом в море и лишь там разрешил погрузиться.
Неравный бой, в котором многое зависело от момента внезапности, был выигран с превосходным результатом благодаря инициативной решительности командира дивизиона, единству действий и чёткости выполнения команд всем экипажем.
Вторую запись об итогах этого похода я внёс после доклада Гаджиева, 6 декабря. Вот она дословно:
«Вернулась «К-3». Подробности: потопила четырьмя торпедами транспорт с грузом, после чего, преследуемая кораблями охранения, всплыла и уничтожила артиллерийским огнем сторожевой корабль водоизмещением до 800 тонн и один «морской охотник». Второй катер убежал под берег. Лодке нужен ремонт — текут цистерны и неисправны кормовые горизонтальные рули. Надо ставить в док.
Экипаж лодки действовал геройски.
Отлично показал себя Гаджиев. Заслуживает звание Героя Советского Союза».
Головко А.Г. «Вместе с флотом». М.: Воениздат МО СССР, 1960, с. 68-72.
Вечная Память Героям!
Источник: www.drive2.ru
Травин А. Командир счастливой «Щуки»
Фраза, которая знакома каждому моряку, а уж моряку-подводнику и подавно… Я же знал про неё еще в детстве. Просмотрел почти все советские фильмы про советских моряков-подводников. И уже с самого детства грезил мечтами попасть на Северный флот.
Но судьба распорядилась иначе, и попал я в свое время на Балтийский флот, как когда-то давно мой прадед, служивший в морской пехоте и принявший первый бой в Прибалтике и мой дед, который служил в морских частях пограничных войск. Отслужив свой срок, я уволился в запас. Мечты детства не сбылись, но в памяти все-таки остались моменты из фильмов, которые ярко характеризуют отвагу и героизм советских моряков.
И в связи с этим, я очень долго думал, как и самое главное – с чего начинать писать. И решил написать про один из экипажей подводной лодки типа «Щука», которая несла боевую службу в годы Великой отечественной войны на Северном флоте. Но написать на примере советского фильма, одного из моих любимых.
О каком именно — думаю, что догадаетесь по ходу описания. Место действия – г. Мурманск, 3-й дивизион бригады подводных лодок. На дальних фронтах идут ожесточенные бои, совсем недавно состоялось контрнаступление советских войск под Москвой. Но враг все еще силен и в 1942 году готовился к захвату Мурманска. Поэтому было принято решение активизировать Северный флот для борьбы с врагом.
Подводная лодка «Щ-721» с боевым экипажем под командованием капитана 3-го ранга Алексея Петровича Строгова готовится к очередному боевому походу. Сама же лодка была заложена 20 ноября 1934 года на Горьковском судостроительном заводе № 112 Красное Сормово заводской номер 83, спущена на воду 12 мая 1935 года и 5 декабря 1937 года вошла в состав Балтийского флота. Позднее по Беломорско-Балтийскому каналу перешла в Северный флот, и 21 июня 1939 года вошла в его состав. Совершила 6 боевых походов, в годы войны ей было засчитано уничтожение 7 судов общим водоизмещением 22 175 брт, однако подтвердилось уничтожение только одного транспорта противника («Консул Шульте» 2975 брт). Входила в состав 3-го дивизиона бригады подводных лодок.
На самом деле, на фото подводная лодка «Щ-421», а почему именно она, напишу чуть позже. Экипаж подводной лодки «Щ-721» выполняет задачу по поиску и уничтожению вражеских кораблей и судов с солдатами и боеприпасами. Подлодка Алексея Строгова считается счастливой. )
Экипаж под руководством Строгова творит чудеса и выпутывается из сложных ситуаций – всеми возможными способами уходит от врага и избавляется от преследования.
В одном из боевых походов во время преследования транспорта противника, подводная лодка «Щ-721» обнаруживает с перископной глубины поврежденную подводную лодку…с парусами…Не может быть…
— Рудаков!? Боцман, рули на всплытие! Швартовой команде приготовиться!
С поврежденной лодки заметили всплывающую подводную лодку…
— Строгов! Эта лодка Строгова!
— Валерий, что случилось?
— Наткнулись на мину, потеряли ход, винты в клочья…
— Приказываю покинуть корабль…А лодку…
Команда «Щ-703» не шелохнулась, у всех слезы на глазах.. Ведь им придется навсегда оставить лодку…
— Может быть попробуем отремонтировать, Алексей?
— Рудаков!
Валерий, именем командования, приказываю покинуть лодку!
Рудаков еще долго стоит на легком корпусе подлодки, прижавшись к рубке, но делает усилие над собой и отдавая в последний раз воинское приветствие своей любимой «Щ», последним переходит по трапу на «721-ю»…Отдан приказ затопить «Щ-703»…
А счастливая «Щука» продолжает преследование противника.
При обнаружении крупного транспорта, Алексей Строгов тут же применил бесперископную торпедную атаку, о тактике которой давно задумывался, вопреки скептицизму экипажа и командира «703-й» Валерия Рудакова.
Точно не помню, но, по-моему, в этот момент командир отказывается от атаки под перископом и принимает решение атаковать «вслепую», пользуясь только данными гидроакустики с недавно установленной станции «Дракон-129».
По ГГС раздается команда: «Аппараты №1, №2 к выстрелу изготовить! Аппараты №1, №2 товсь! Есть №1, №2 приготовить! Есть товсь!» — звонким гулом доносится в отсеках лодки. Матрос-торпедист Анатолий Голик (о нем рассказ будет чуть позже) сильными руками держит рукояти стрельбового клапана.
Ап-п-параты…Пли! Есть пли!… «Торпеды вышли, товарищ командир!» Время пошло…Секундомер в руках Строгова отсчитывает секунды — десять…двадцать…двадцать пять…Докладывает акустик Шухов: «Есть попадание, товарищ командир!»
«Боцман, рули на погружение! Полный ход!» — приказал командир.
После успешной атаки лодкой крупного транспорта фашисты ведут на «Щ-721» долгую охоту. В конце концов, она оказывается в почти безвыходной ситуации. В вахтенном журнале «Щ-721» появляется первая запись: «Началось преследование и бомбежка, течёт клинкет второго дизеля».
Пережидать приходилось очень долго. Возможно, атаки длились часами, а то и целыми сутками. Морякам подводного флота очень тяжело и представить это сложно. А во время Великой Отечественной войны и подавно. Но экипаж стойко переносит все тяготы и невзгоды.
И даже поздравляет с днем рождения одного из членов экипажа – старшину 2-й статьи Шота Харадзе.
Кок Булкин решил приготовить праздничный торт именно так. Возможно, идёт сравнительная оценка — противопоставление настоящей мины, приносящей беды подводным лодкам и мины сладкой.
«Всплыл! А теперь – наверх, там ненавистный враг, из-за которого погибли командир, замполит, друзья-матросы… Отдраил верхний рубочный люк. Шатает… Ничего, свежий воздух придает сил… Отдраил задрайки дверей ограждения рубки…«Вот она, пушка. Невелик калибр — 45 мм, но все одно – это пушка!
Развернуть на эсминец и…» И только он собрался выстрелить, как тут же с эсминца полоснула пулеметная очередь, и упал моряк замертво на палубу… Командир, оказавшись на палубе с другим матросом по фамилии Голик, о чем-то долго переговаривается с ним. И принимает единственное и на его взгляд правильное решение — отдать приказ к погружению, но ценой собственной жизни, поскольку немцы уже выслали команду на катере для захвата подлодки.
«Как брошу папиросу — срочное погружение!» Расчет командира был прост, он, конечно, рисковал (немцы могли «причесать» палубу пулеметным огнем), но выдержал необходимое время, и лишь когда катер с «призовой командой» приблизился на такое расстояние, когда открыть огонь по лодке значило гарантированно уничтожить и немцев в катере и отдал приказ погружаться. И, кроме этого, считал секунды и минуты, пока немцы шли к подлодке.
Система вентиляции в исправном состоянии и работает на полную. И чем больше времени он оттянет — тем лучше провентилируются отсеки, будет больше свежего воздуха и меньше углекислого газа… Проходит еще немного времени, немцы близко и подводная лодка уходит на глубину, оставляя командира на палубе легкого корпуса. Оставляя на смерть. Спасающего собой и лодку и команду. Тяжело?
Больно? Но так велит служебный долг и впитанное с молоком матери понятие —
Источник: voenflot.ru