В современных условиях активного использования водных ресурсов в самых разных областях человеческой деятельности постоянно увеличивающееся количество современных судов различного назначения, к сожалению, не уменьшает количество происшествий и аварий,
происходящих с техникой и людьми на водных объектах.
Поисково-спасательные надводные суда, катера, моторные лодки, шлюпки
К средствам поиска и спасания в случае авиационного происшествия на морской акватории и в прибрежной зоне относятся:
- • боевые корабли и катера ВМФ;
- • суда на воздушной подушке;
- • катера специального назначения;
- • шлюпки;
- • патрульно-спасательные катера;
- • мотолодки;
- • аэроботы;
- • универсальные автомобильные комплексы;
- • аэроглиссеры.
Все поисковые и спасательные надводные суда подразделяются на две категории (табл. 4.13).
Таблица 4.13 — Международная классификация поисково-спасательных надводных судов _
Комплектация лодки спасательными средствами.
Спасательная лодка — прибрежное и (или) речное средство с малым радиусом действия
Спасательное судно — морское средство с большим радиусом действия
Корабли ВМФ различных проектов привлекаются к поиску и спасанию пострадавших в случае авиационного происшествия на морской акватории, если они находятся в районе или вблизи от района АП.
Кроме боевых кораблей, к поиску и спасанию пассажиров и членов экипажа ВС в пределах радиуса действия привлекаются катера ВМФ проекта 1393А и 1394А. Катер проекта 1393А может выполнять задачи по разведке акватории в месте АП, поиску, спасанию и эвакуации пострадавших из района АП. Катер проекта 1394А, кроме этих задач, может осуществлять транспортировку грузов, аварийно-спасательных сил и средств в район АП.
Таблица 4.14 — Технические характеристики катеров ВМФ
Габаритные размеры, мм:
Дальность плавания, миль.
Мощность двигателей, кВт.
Суда на воздушной подушке (рис. 4.1) привлекаются к поиску и спасанию пострадавших в районе АП на морской акватории и в прибрежной зоне, а также доставке спасателей в район АП, оказанию медицинской помощи и эвакуации пострадавших из района АП. Высота волны, при которой могут применяться СВП, для различных проектов не одинакова и колеблется от 0,3 м для проекта «Пегас» до 1, 25 м для проекта «Чилим».
Рисунок 4.16 — Спасательные суда на воздушной подушке: а — СВП «Рысь»; б — СВП «Ирбис»; в — СВП «Арго»
Технические характеристики отдельных СВП приведены в таблице
Таблица 4.15 — Технические характеристики судов на воздушной подушке_______
Г абаритные размеры, м
«Чилим», проект 20910
«Чилим-3», проект 20913
«Пума», проект 18802
Катера специального назначения (рис. 4.2) используются для проведения поисково-спасательных операций на акватории внутренних водо- емов и в прибрежной зоне территориального моря. Получили распростра- нение спасательные авиадесантируемые катера различных проектов. Эти технические средства могут выполнять и другие задачи, например:
• многоцелевой поисково-спасательный катер проекта «Мангуст» ка- тегории «М» может осуществлять транспортировку пассажиров и грузов на расстояние до 650 км (с дозаправкой топлива);
- • катер патрульно-спасательный проекта «Кальмар» категории «О» предназначен для патрулирования акватории внутренних водоемов в ин- тересах ГИМС, спасания людей, находящихся в воде, и их эвакуации в район сбора. Эти же задачи решает катер патрульно-спасательный проекта «Сильвер-Игл-630» категории «О»;
- • спасательный авиадесантируемый катер проект «Ерш» предназначен для десантирования с высоты 600-1500 м с экипажем на борту при волнении моря до 4 баллов (проект «Гагара» — до 5 баллов) включительно буксировки двух спасательных плотов ПСН-25/30 или трех спасательных плотов ПСН-6АК.
Рисунок 4.17 — Катера специального назначения: а — «Мангуст»; б — «Гагара»
Технические характеристики катеров специального назначения приведены в таблице 4.16.
Таблица 4.16 — Технические характеристики катеров специального назначения
Г абаритные размеры, м
Пассажиров- местимость, чел.
Дальность плавания, миль
Источник: studref.com
Средства спасения на лодке
Предлагаю поговорить о средствах спасения на катере или лодке, которые доступны нам водномоторникам. Не хочу накручивать никого и что-то советовать, потому что тут опять же каждый будет решать сам для себя и свой лодки, чем пользоваться.
Не скрою, например, что и у меня есть сигнальные ракеты, которые просрочены, несколько раз доводилось пробовать просроченные ракеты, когда заменял их новыми – работают.
Не расценивайте это, как призыв к тому, что надо использовать такие ракеты, мол купил раз в десять лет и пускай валяются!
На лодке всегда у меня есть сигнальные ракеты, которые называются – сигнал охотника – такая трубочка с механизмом взвода, зарядами, которые в случае чего помогут тем, кто идет вам на помощь. Тоже эти заряды не вечные, отсыревают, но все же тоже работают по прошествии нескольких сезонов. Опять же не призываю использовать просрочку. Тут важно еще отметить хранение всей этой пиротехники. А то в самый нужный, блин, момент, она и не выстрелить – бахните эти конфетти себе под борт и ку-ку.
Далее такие вещи, как спасательные жилеты – тут опять же — надо выбирать жилет вам для себя и для вашей команды, и даже питомца, а не для того, чтоб дядьки из ГИМС вас не журили. Слышал разные версии того, какие они – эти жилеты должны быть, как и где использоваться, где и как храниться.
В моем случае были куплены жилеты 100 лет назад с воротником, оранжевые, с пенопластом внутри, на молнии, со свистком для подачи сигнала в тумане. Единственное, чего у меня нет – так это веревки-хлястика, который пропускается между ног, в случае применения жилета, элементарно, не дает ему соскользнуть вверх, а вам с поднятыми руками выскользнуть вниз. В своей лодке жилет не ношу, иногда одеваю его, когда шлюзуюсь, да и то при выходе на палубу. Не одеваю его по причине реально не удобства из-за наполнителя пенопласта. Но вот на пвх, на рыбалке, одеваю его поверх теплой куртки это мне, кстати, в нем нравится.
Жилет дает дополнительное тепло на скорости, а также сидеть на нем удобно во время рыбалки, если нет мягких накладок на банки в пвхшке. Опять же скажу, что периодически реально подмывает купить жилеты, как вижу у европейцев – это такие подковы, которые надуваются от баллончика с воздухом, который в них встроен. Но как на это посмотрит наш ГИМС?
Потом есть такие жилеты с наполнителем, как гранулы, типа воздушного риса – часто вижу на выставках в Финляндии, причем разного цвета. У нас нынче все отходят от ярких оранжевых цветов и появляются жилеты с рисунком тростника или защитной маскировочной расцветки. Как говорят сотрудники ГИМС в такой маскировке трудно искать терпящих бедствие, да и потом трупы искать.
Далее есть жилеты, как жилетки, которые мы встречаем в обычной жизни – из приятного материала, красивой расцветки, мягкие, теплые, как я понимаю они типа страховочных. Выдержат ли на плаву, например, меня? Или в них легче забраться в лодку или схватить брошенный фал? Не знаю – не пробовал. Залезть в лодку в пенопласте, как я понимаю тоже не простое дело.
Ладно, далее круги, концы Александрова – этим надо еще уметь пользоваться – кто из вас хотя бы имеет представление на сколько он кинет с палубы круг или конец Александрова? Что и как с ним делать?
Рекомендую проделать эту операцию хотя бы разок летом вам и всему экипажу, например, в теплую погоду, когда купаетесь за бортом. Хотя бы для понимания этого процесса.
На сколько точно и далеко можете кинуть этот конец или круг в спокойной обстановке? Я иногда провожу такие упражнения со своим экипажем – не с первого раза все получается, поверьте.
Кстати, на каждом картплоттере есть кнопка МОВ – типа человек за бортом – кто-нибудь нажимал когда-нибудь ее? Попробуйте нажмите, посмотрите, а потом разберем летом живьем эту ситуацию – я несколько раз в целях профилактики проводил такую операцию.
Так теперь про маленькую пвх лодку – излюбленный вопрос, кстати, при оснащении своей лодки. Кстати, где держать эту лодку на крыше рубки или на конце по корме в воде, или сдутую в трюме, может на палубе или на крыше, у кого, конечно, позволяют размеры. Так ли нужна эта маленькая пвх лодка на манер яхтсменов, которые ее зовут динги.
На сколько эта лодка должна быть маленькая и как определиться с размером и необходимостью держать такую лодку у себя. Какой ей нужен мотор? Какое у нее должно быть снабжение? Таскал я за собой маленькую пвх Мурену с выносным транцем под 2 лошади – не всегда удобно, честно скажу.
Примерял ее на палубу в сдутом состоянии, таскал на крыше тента – ну один фиг не удобно… Может спасательный плот – тоже в яхтенной среде продаются – довольно компактные, но и довольно дорогие. Не знаю, пока не нашел для себя ответа.
Следующее, кто-нибудь озадачивался поиском телефонов служб, которых необходимо тревожить в случае чего? Кто в вашем регионе придет к вам на помощь? Какое время на это потребуется? Будут спасать вас или лодку? Я видел несколько раз, как спасают затонувшее плавсредство на Ладоге – скажу вам, что впечатляющая операция!
Я сегодня веду разговор не только о стандартных средствах спасения, так сказать о канонических, но и о тех, которые не всегда являются очевидными средствами помощи в сложных ситуациях. Вот, например, комплект сменной одежды – носки и шапка, какой-то свитер, штаны, запасная обувь – ведь в случае чего вы даже не представляете где вы можете оказаться и сколько там пробудете…
Предлагаю продолжить разговор на эту тему – создание так называемого минимального комплекта для спасения в современной лодке, после ваших комментариев под видео, а также в моем водномоторном чате «Причал» в Телеграм.
Поделиться в соц. сетях
Источник: maddoctor.ru
Индивидуальные спасательные средства — необходимая зашита в чрезвычайных ситуациях
Индивидуальные спасательные средства являются важнейшим компонентом любой морской деятельности и имеет важное значение для безопасности и выживания людей на борту судна. Они помогают людям оставаться на плаву в суровых условиях открытого моря. В таких ситуациях человек не может долго держаться на поверхности воды, что и является одной из основных причин смерти.
Спасательные средства также помогают спасателям в условиях плохой видимости или в темное время суток и обеспечивают средства привлечения внимания или подачи сигналов о помощи. Среди таких средств можно выделить светоотражающую ленту, светящийся буй и огонь поиска. Давайте подробнее рассмотрим, что входит в состав индивидуальных спасательных средств на судне?
Гидротермокостюм — Защита от холода
Гидротермокостюмы обеспечивают хорошую термоизоляцию и плавучесть людей в холодной воде. Они изготовлены из неопрена, предотвращают попадание воды внутрь костюма и защищает от переохлаждения, что делает их незаменимыми для тех, кто находится в холодной воде в течение длительного периода времени, ожидая спасения.
Спасательный жилет — Оставайтесь всегда на плаву
Спасательные жилеты предназначены для поддержания людей на плаву в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Бывают разных форм и размеров, в том числе надувные и жесткие, и предназначены для различных видов деятельности, таких как рыбалка, катание на лодках или любые виды водного спорта. Надувные спасательные надуваются автоматически при погружении в воду, или вручную.
Их очень удобно носить в течении всего дня, чем жесткие спасательные жилеты. В свою очередь, жесткие спасательные жилеты предназначены для того, чтобы удерживать человека на плаву, обеспечивая необходимую плавучесть, и они идеально подходят для детей и тех, кто не умеет плавать. Согласно международным правилам, на всех судах должно быть достаточное количество спасательных жилетов для всех пассажиров и экипажа на борту.
Спасательный круг — Надежный помощник в трудную минуту
Спасательные круги предназначены для обеспечения плавучести и поддержки людей, терпящих бедствие в воде. Как и остальные средства спасения, они обычно изготавливаются из яркого, хорошо видимого материала, чтобы их было легко заметить в условиях низкой освещенности. Оснащены леером – так их легче поймать в шторм и удержать возле себя. Спасательные круги обычно находятся на прогулочных судах, катерах и других плавсредствах, а также в доках, пирсах и других сооружениях вдоль водоемов. Они обеспечивают безопасность людей на воде, позволяя оставаться на плаву до прибытия спасателей.
Светящийся буй круга спасательного — Сделать себя видимым в темноте
Светящийся буй — это аварийный источник подачи светового сигнала, который автоматически включается при контакте с водой. Он помогает сделать вас более заметными для спасателей, особенно в ночное время.
Огонь поиска — Вас обязательно найдут
Огни поиска — это устройства, которые излучают свет и предназначены для обозначения положения человека в воде. Они обычно крепятся к спасательному жилету и служат средством привлечения внимания и подачи сигналов о помощи. Излучают мигающий сигнал, который можно увидеть на расстоянии, что облегчает поиск людей в воде.
Реальные примеры, когда Индивидуальные спасательные средства помогали спасти жизнь
- В 2014 году группа рыбаков была спасена из перевернувшейся лодки в Мексиканском заливе благодаря спасательным жилетам. Без них все могло бы закончится совсем иначе.
- В 2018 году моряк-одиночка был спасен у побережья Гавайских островов после того, как активировал огонь поиска спасательного жилета.
- В 2015 году у берегов Аляски была спасена группа из 4 человек, с затонувшего рыбацкого судна. Перед тем как покинуть судно они успели надеть гидротермокостюмы и отплыть на безопасное расстояние после чего их поднял на борт вертолет береговой охраны.
Важно убедиться, что вы и кто-либо другой на борту судна надлежащим образом экипированы необходимым спасательным снаряжением. Регулярное освидетельствование проверка и техническое обслуживание спасательных средств обеспечит его правильную работу, когда это необходимо больше всего.
Источник: www.markogroup.com