Название лодок и кораблей

Нескольско сузим тему рассмотрев лишь эпоху парового броненосного флота, т.е. вторую половину 19 — начало ХХ вв. Отчасти это будет раскрытием всей темы целиком, потому как многие традиции названий передавались из более ранней эпохи.

Итак, для начала просто перечислим названия кораблей РИФ в описываемый период, корабли по современной классификации 1-го ранга.

Черноморской флот
ЭБР.
Екатерина II
Чесма
Синоп
Георгий победоносец
12 апостолов
Три святителя
Ефстафий
Иоанн Златоуст
Князь Потемкин-Таврический (Пантелеймон)
Ростислав

Линеные корабли:
Императрица Мария
Императрица Екатерина Великая
Император Александр III
Император Николай I

Итак, что мы имеем? Имеем серьезную черноморскую специфику. Которая заключается в трех пунктах:
1. В составе черноморского флота всегда (за очень небольшим промежутком) был корабль названный в честь его основательницы — императрицы Екатерины. Традиция идет с момента основания ЧФ, первым флагманом которого был линкор «Слава Екатерины» (кончивший правда как то неудачно)

7 Самых мощных кораблей ВМФ России


2. Поскольку противником №1 для черноморцев был флот исламской Турции, а наиболее часто отрабатываемой на маневрах задачей — водружение креста над святой Софией, то традициоонно боевые корабли несли на бортах имена защитников православной веры и Отцов Церкви. 6 батлшипов названо по именам святых. Андревский крест в противостояннии с полумесяцем превращался из национально государственного в религиозный символ и Православную веру надежно защищали 12-ти дюймовые орудия броненосцев.
3. Местная специфика — Ростислав. Как бы промежуток между «княжеской серией», Государями и святыми.

Кагул, Очаков, Чесма и Синоп — представители «победной серии» — корабли названные в честь побед русского оружия.

Память меркурия — георгиевский корабль с имненем навечно занесенным в список флота — второй такой же (по названию) Память Азова на Балтике.

Балтийский флот
ЭБР
Петр Великий
Император Александр II
Император Николай I
Наварин
Гангут
Сисой Великий
Петропавловск
Полтава
Севастополь
Бородино
Князь Суворов
Орел
Император Александр III
Слава
Цесаревич
Андрей Первозванный
Император Павел I
Пересвет
Ослябя
Победа
Ретвизан

Крейсера 1-го ранга
Минин
Князь Пожарский
Память Азова
Адмирал Нахимов
Адмирал Корнилов
Рюрик
Россия
Громобой
Варяг
Богатырь Олег
Аскольд
Паллада Диана Аврора
Баян, Адмирал Макаров
Витязь (недостроен)
Дмитрий Донской
Владимир Мономах
Светлана

Итак, в итоге что имеем для РИФ в целом.
Названия батлшипов:
1. Имена государей, причем государей почивших (англичане могли и именем царствующего монарха назвать). При этом государей, так или иначе связанных с флотом (т.е. название Иван Грозный не рассматривалось).

Военные корабли


2. Святые (больше весго на черном море, но кое что перепало и балтике)
3. Победы русского оружия как морские так и сухопутные, причем сухопутных по понятным причинам больше.
4. Традиционные — Ревизан, Ростислав, Орел
5. Полководцы — назвали всего два корабля и опыт оказаля неудачным, первый утонул, второй взбунтовался и был от греха подальше переименован.
6. Случайные — Цесаревич, Слава. Причем если название цесаревича понятно, то как в списках линкоров оказалась слава для меня загадка.

Крейсера —
1. Князья —
2. Адмиралы. Вообще в честь адмиралов в РИФ назвали юроненосцы береговой обороны, но кое что перепало и крейсерам. Более того перед ПМВ заложили целую серию крейсеров с адмиральскими именами — решив тем самым поднять статус увековечения памяти.
3. Наследники фрегатов — богини + витязь с богатырем, варягом и Громобоем — имена унаследованы от парусных крейсеров.
4. Россия — выразитель духа нации. Врочем такие корабли были у всех — Дойчланд у немцев, Британия у Роял неви, Италия у итальянцев и т.д. Характерно, что в большинстве стран это были батлшипы.
5. Были и случайные — типа Герцога Эдингбурского.

Миноносцы и Эсминцы.
Тут пытались ввести упорядочную систему,
Миноносны — названия крепостей — Пернов, Свеаборг и т.д. потом переименованы и стали просто номерными
Эсминцы — птицы — Сокол, ястреб, кондор и т.д., но потом перешли на прилагательные — быстрый, резвый. бедовый, стерегущий и т.д.
Но были два крупных, систематических исключения —
1. увековечение памяти героев офицеров — Лейтенант бураков, Инженер-механик Зверев, Инжнер-механик Анастасов, капитанн Белли и др.
2. Добровольцы — кто как жертвовал — финн, Эмир Бухарской, Украина и т.д.

Подводные лодки
1.Рыбы — Дельфин, скат, Акула, минога
2. Пресмыкающиеся — Кайман, Аллигатор
3. Морские животные — Морж, Нарвал,
4. Хищники — Барс и его систершипы.

Минзаги
Имена рек — Амур, Енисей, Нарова и т.д.

В общем, строгой системы как у немцев или американцев у нас не было. Но система была.
«Ну, что знал — рассказал».

Источник: kitowras.livejournal.com

Какие бывают боевые корабли?

Главное отличие военного корабля от гражданского — наличие на его борту оружия. Вооружением современных военных кораблей являются пушки, ракеты, торпеды и боевые самолеты. В те времена, когда не существовало авиации и огнестрельного оружия, использовались метательные машины, на палубах размещались абордажные отряды.

Взять вражеское судно на абордаж — это значит плотно сцепиться с противником бортами и высадить на него отряд матросов для боя и завоевания. Эти моряки называются абордажным отрядом.

Греческая трирема

Греческая трирема

Основным движителем первых кораблей была мускульная сила гребцов, которые работали веслами. Древнегреческую трирему относят к гребным судам. В качестве орудия использовался таран, установленный на носу, на борту размещались воины.

Средневековый когг

Средневековый когг

На палубах коггов устанавливались метательные машины, а позже — первая примитивная артиллерия

В северных странах Европы в Средние века строились одномачтовые когги. Слово «когг» родственно немецкому «кугель», что в переводе означает «шар». Так его назвали из-за округлой формы корпуса. Борта коггов были зубчатыми — как стены средневековых крепостей.

На коггах имелись абордажные команды.

Средневековый галеон

Средневековый галеон

Со временем количество мачт на боевых суднах увеличилось до 3—4 единиц. И что самое главное — пушки стали устанавливаться не на палубе, как у коггов, а внутри корпуса. Пушки стреляли через специальные прорези на бортах — орудийные порты.

Парусный линейный корабль

Человек научился виртуозно использовать паруса, надуваемые ветром — этим вечным двигателем бесконечной мощности. До появления судового двигателя кораблестроители сооружали огромные парусные боевые корабли, артиллерия которых располагалась на нескольких этажах.

Читайте также:  Туман таял 1 и 2 когда лодка пошла

Корвет

Корвет — самый маленький из боевых парусных судов, чье водоизмещение составляло не более 200 тонн. Эти маленькие шустрые кораблики предназначались в первую очередь для разведки и доставки донесений

Фрегат

Фрегат — трехмачтовое судно, чьи размеры были меньше, чем размеры линейного корабля. Самые главные качества фрегата — высокая скорость хода и большая дальность плавания. Основным назначением таких судов были дальние морские походы

Линейный корабль

Линейный корабль — самый крупный парусник. Эти плавучие батареи выстраивались в линию и использовались против такой же линии противника, обрушивая на нее всю мощь своих бортовых пушек

Классы парусников

Основой классификации парусных кораблей стало количество пушек, размещенных на так называемых батарейных палубах. Линейные корабли первого ранга (1) имели водоизмещение более 2000 т и брали на борт более 100 пушек. Ко второму рангу (2) относились линейные корабли водоизмещением 1500—2000 т с 86—100 пушками, к третьему рангу (3) — водоизмещением 600—1500 т с 60—86 пушками.

Корабли четвертого ранга относились к фрегатам, а пятого — к корветам. Фрегаты (4) несли до 60 пушек, корветы (5) — до 30. Существовали во флотах мира и корабли шестого ранга (6).

Классы парусников

Эти совсем небольшие суда имели на борту не более 10 пушек и применялись в качестве посыльных.

Броненосец

Броненосец

Появление на кораблях двигательной установки позволило им плавать куда угодно вне зависимости от направлений ветра или водного течения. Тогда стали создаваться броненосцы — корабли из стали, а не из дерева, обшитые броней. Под броню стали прятать и артиллерию.

Линкор

Линкор

До появления авианосцев крупнейшими судами, состоящими на вооружении военно-морских флотов (ВМФ) морских держав, были линкоры (сокращение от «линейные корабли»). Основное оружие линкора — это мощнейшие дальнобойные пушки. Они стреляют на десятки километров!

Крейсер

Крейсер

Со временем место тяжелых малоподвижных броненосцев заняли крейсеры. Это скоростные высокоманевренные боевые суда с довольно мощным вооружением. Основное предназначение крейсера — рейды по тылам противника и молниеносные атаки.

Самое популярное оружие современных кораблей — ракеты. На нынешних крейсерах совсем немного пушек, к тому же они считаются вспомогательным оружием. Зато на корме и носу появились многочисленные установки ракет различного типа (противокорабельные, противолодочные, противосамолетные и прочие).

Авианосец

Авианосец

Палуба авианосца предназначена для перевозки боевых самолетов. С нее они взлетают и на нее садятся после выполнения задания

Крупнейшим типом военных судов являются авианосцы. На них совсем мало артиллерии, главным оружием авианосца являются боевые самолеты.

Источник: sitekid.ru

elektrik_dv

01 парусная эскадра (605x441, 86Kb)

Морское дело – наука сложная сама по себе; но его понимание людьми далекими от моря и судостроения еще больше отягощается особой терминологией, принятой среди моряков. Множество малопонятных и труднозапоминаемых названий непосвященным «сухопутным» кажутся настоящей «абракадаброй», в которой очень трудно разобраться. А разобраться хочется каждый раз, когда в руки попадается интересная книга о морских путешествиях прошлого или о пиратах далеких времен. Поэтому здесь я попытался дать по возможности простейшее объяснение основным терминам, принятым на парусном флоте, для наглядности снабдив свой доморощенный «ликбез» (кто не знает – это означает «ликвидация безграмотности) соответствующими иллюстрациями.

Парусное судно — это плавательное средство, передвигающееся по воде благодаря использованию силы ветра, уловленной парусами судна; никакие механические приспособления, способные воздействовать на его движение, при этом не используются. Парусные суда – древнейшее средство передвижения по воде, частично применяемое человечеством до сих пор — несмотря на развитие механики и изобретение механизмов, способных двигать корабли и суда без помощи ветра.

УСТРОЙСТВО КОРПУСА ПАРУСНОГО СУДНА

Парусник состоит из корпуса судна и его оснастки – мачт, такелажа и парусов. Корпус – основа парусника; вся остальная оснастка устанавливается на нем. Корпуса парусников длительное время изготавливали из дерева, лишь со второй половины 19-го века для строительства парусных судов стали применять сталь и другие современные материалы.
Передняя часть корпуса (нос корабля или судна) чаще всего заострена, чтобы сопротивление воды как можно меньше тормозило ход судна. Передний брус, представляющий собой носовой «нож», взрезающий волну, называется ФОРШТЕВЕНЬ. По всему днищу парусного судна проходит КИЛЬ – продольная балка, являющаяся главной частью набора корпуса. Фактически это «хребет», «позвоночник» корабля.

К нему крепятся «рёбра» судна – ШПАНГОУТЫ, несущие на себе наружную обшивку корпуса (обшивку корпуса старинного парусника составляют доски, скрепленные гвоздями). В задней части судна на киль опирается АХТЕРШТЕВЕНЬ – широкий вертикальный выступ, гасящий стремление судна рыскать на волне. К ахтерштевню подвешивается ПЕРО РУЛЯ, поворот которого заставляет судно менять курс. Задняя часть корпуса (корма) бывает плоской или закругленной; но на старых парусниках она была только плоской, вертикально срезанной (закругленная корма появилась лишь в середине 19 века).

02 набор корпуса судна (562x270, 38Kb)

Набор корпуса судна – киль и шпангоуты

В носу судна установлен БУШПРИТ – наклонная мачта (о назначении бушприта – позже). Сверху весь корпус судна покрыт дощатым палубным настилом, который служит полом для моряков, работающих наверху, и крышей – для моряков, находящихся внутри судна. Палубный настил в определенной мере способствует повышению продольной прочности корпуса, и к тому же обеспечивает удобство обитания команды; поэтому обычно парусные суда имеют не менее двух палуб – верхнюю и нижнюю, внутреннюю (на больших парусниках иногда даже две внутренних).
Верхняя палуба носовой части судна называется БАК. Бак старинного парусника обычно ограждает по сторонам решетчатый ГАЛЬЮН, который в старину использовался, как общественный туалет команды (встречная волна исполняла роль «уборщицы»); позже гальюн стал просто традиционным украшением судна (на современных парусниках носовой гальюн встречается редко).

Надстройка над баком, защищающая дальнейшую палубу судна от встречных волн, называется ПОЛУБАК. В районе полубака обычно установлена передняя мачта – ФОК-МАЧТА.

К бортам полубака с обеих сторон прикреплены КРАМБОЛЫ – толстые короткие брусья для подтягивания к бортам якорей в убранном положении (КЛЮЗЫ – круглые отверстия, в которые уходят якорные канаты — располагаются под гальюнами). Средняя часть палубы называется ШКАФУТ; здесь же устанавливается ГРОТ-МАЧТА. Участок палубы между грот-мачтой и задней БИЗАНЬ-МАЧТОЙ называется ШКАНЦЫ.

И полубак, и шкафут, и шканцы имеют широкие решетчатые люки для пропуска воздуха и света на нижнюю палубу. Кормовой участок палубы – ЮТ; надстройка над ним – ПОЛУЮТ. Внутри этой надстройки традиционно располагались каюты начальствующего состава.

Читайте также:  Как посчитать скорость лодки

03 устройство парусника (681x426, 112Kb)

Для строительства парусных судов использовалось хорошо высушенное дерево дуба, сосны и ели; отделка и украшения исполнялись из дорогого красного дерева, кедра, из древесины акаций. До середины 19-го века, пока все детали судна и их крепеж делались из дерева, невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с началом применения при постройке железных и стальных креплений, а затем и остальных элементов корпуса, размеры парусников стали увеличиваться. Так как подводная часть деревянного судна постепенно обрастает водорослями и ракушками, снижающими скорость, для борьбы с такими наростами подводную часть многих кораблей с 18 века стали обшивать тонкими листами меди.

ОСНАСТКА ПАРУСНИКОВ

Оснастка бывает фиксированной (стоячей) и мобильной (бегучей). Фиксированная оснастка включает мачты и ванты. Оснастка мобильная — это реи и крепления парусов по вертикали и по горизонтали.

МАЧТЫ ПАРУСНИКОВ

Мачты парусников служат для подъема парусов; они несут рангоутные реи, к которым и крепятся паруса. В древности суда имели только одну мачту с одним парусом; с развитием судостроительного искусства и увеличением размеров судов число мачт начало увеличиваться. Обычным, наиболее часто используемым стало количество в две – три мачты; однако с конца 19-го века стали встречаться крупные парусные суда с четырьмя, пятью, а иногда и с семью мачтами. С тех пор, как количество мачт начало увеличиваться, каждая мачта стала нести не по одному, а по два – три, а то и по четыре паруса. Деление парусов на более мелкие и расположение их ярусами явилось результатом умного расчета: несмотря на общее увеличение площади парусности, работу со ставшими менее громоздкими парусами могла осуществлять сравнительно малочисленная команда.

04 мачты (561x371, 68Kb)

Мачты бывают вертикальные и наклонные. Наклонная мачта в носу судна называется БУШПРИТ; в общий расчет мачт она не идет (не считается первой мачтой). Бушприт служит для растяжки стоячего такелажа, удерживающего вертикальные мачты, а так же для вынесения вперед центра парусности, что улучшает маневренность судна.

Угол наклона бушприта по отношению к остальным мачтам очень большой и приближается к горизонту (на старинных судах бушприт имел 360 от горизонта, на современных парусниках – вообще 200). Некоторые крупные парусники 15-17 веков несли на бушприте вертикально закрепленную маленькую «мачту» — блинда-стеньгу. На ней обычно поднимался вымпел, но особо крупные корабли могли поднимать на блинда-стеньге небольшой прямой парус. Однако в начале 18-го века использование этих стеньг на бушпритах было прекращено; в этом же веке бушприт получил удлинение – закрепленную поверх него стеньгу, расположенную вдоль бушприта; она называется утлегарь.
Передняя вертикальная мачта, считающаяся первой, называется ФОК-МАЧТА. Она устанавливается сразу за баком; на старинных судах, на которых обычно бывали высокие полубаки, фок-мачта выходила прямо из полубака. Средняя мачта – ГРОТ-МАЧТА; она самая высокая, устанавливается в середине судна, на шкафуте. На двухмачтовых судах грот-мачта является второй и последней.

Но иногда она бывает и первой: на некоторых типах двухмачтовых судов, на которых передняя мачта расположена почти в середине корпуса, она считается не «фок», а «грот-мачтой». Задняя, кормовая мачта трехмачтовых судов называется БИЗАНЬ-МАЧТОЙ; она самая маленькая. На поздних многомачтовых парусниках (с четырьмя – семью мачтами) бизань-мачтой считается последняя.

Все мачты перед ней именуются номерными «гротами» (1-я грот-мачта, 2-я грот-мачта, и т.д.). Хотя для старинных парусников двух- трехмачтовая система считается классикой, в 15-16 веках, когда эта система еще не полностью завоевала господствующее положение, некоторые особо крупные суда имели еще и четвертую мачту, стоявшую позади бизань-мачты, фактически на самом срезе кормы. Эта четвертая мачта, исчезнувшая к началу 17-го века, называлась БОНАВЕНТУР-МАЧТОЙ. Сегодня ни мачта у среза кормы, ни ее название даже на многомачтовых парусниках не используется.

05 парусник с бонавентур мачтой (550x388, 67Kb)

Английское крупное военное судно начала 16 века
несет 4-ю, бонавентур-мачту на корме, а так же блинда-стеньгу на бушприте

Все вертикальные мачты ставятся с небольшим наклоном назад (в особенности это касается бизань-мачты). Это при наполнении парусов ветром «выгибает» мачты в строго вертикальное положение и улучшает равновесие судна в направлении вперед. Мачты выполняются как из цельного ствола, так и из отдельных элементов. До 10-го века мачты были однодревками, и несли по одному большому парусу (лишь иногда на больших судах одна мачта могла иметь два паруса). Трехмачтовые суда стали распространяться с середины 15-го века; тогда же их мачты начали изготавливать из двух частей, а с начала 16-го века – уже из трех (эта конструкция не изменилась и до настоящего времени).
НИЖНЯЯ ЧАСТЬ МАЧТЫ называется собственно мачтой с прибавлением наименования ее местоположения (фок-мачта, грот-мачта, бизань мачта). Над ними закрепляются СРЕДНИЕ ЧАСТИ – СТЕНЬГИ: фор-стеньга и грот-стеньга; на бизань-мачте она называется крюйс-стеньга.

Площадки в месте соединения мачт и стеньг, сделанные для удобства работы матросов с парусами, именуются марсами (фор-марс, грот-марс и крюйс-марс). Эти марсы так же используются как наблюдательные пункты впередсмотрящих матросов, а в бою на них размещаются стрелки, осыпающие пулями сверху экипажи вражеских судов. ВЫШЕ СТЕНЬГ ставятся БРАМ-СТЕНЬГИ: фор-брам-стеньга, грот-брам-стеньга, крюйс-брам-стеньга (но крюйс-брам-стеньга ставится только на больших парусниках; на бизань-мачтах средних и малых судов обходятся без нее). В месте соединения стеньг и брам-стеньг находятся салинги – крестообразные двойные короткие балки, к которым крепятся верхние концы вант; так же на салинги опираются ногами работающие с парусами матросы.

06 рангоут и такелаж (645x448, 87Kb)

Для удержания мачт на их местах используется так называемый СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ: жестко закрепленные тросы, фиксирующие мачты с боков и сзади: фордуны, бакштаги и ванты. ФОРДУНЫ и БАКШТАГИ удерживают стеньги и брам-стеньги; ВАНТЫ, представляющие собой тросовые лестницы, служат растяжками для всех элементов мачт и одновременно способствуют подъему матросов на мачты для работ с парусами.
Для подвески парусов к мачтам служат горизонтальные балки — РЕИ. Реи крепят к мачте серединой; средняя точка реи проецируется на ось судна. К рее по всей ее длине привязана верхняя кромка прямоугольного паруса; к парусине пришиты горизонтальные ряды рифов – веревок, с помощью которых парус при ненадобности убирается путем скатывания полотнища и подтягивания его к рее.

Читайте также:  Коды на лодки для рыбалки

Через свободные нижние края паруса пропускаются шкоты – тросы, при помощи которых надутые ветром паруса крепится к палубе: чтобы они оставались надутыми, а не поднялись и не начали полоскаться на ветру. Реи подвешиваются так, чтобы сохранять их подвижность: чтобы они могли подниматься и опускаться, и в обязательном порядке иметь свободу горизонтального вращения. Свободные концы рей фиксированы тросами, закрепленными на мачте так, чтобы рея всегда сохраняла горизонтальность.
Реи несут названия с добавлением указания, к какой именно части мачты крепится данная рея: НИЖНИЕ – ПРОСТО РЕИ (фока-рея, грота-рея, бизань-рея или более длинная рю-рея); ВЫШЕ, над марсами стеньг, крепятся МАРСА-РЕИ (фока-марса-рея, грота-марса-рея, крюйс-марса-рея); к ВЕРХНИМ БРАМ-СТЕНЬГАМ прикрепляют БРАМ-РЕИ (фока-брам-рея, грота-брам-рея и, если она есть на бизань-мачте, крюйс-брам-рея). На крупных парусниках, несущих на каждой мачте не по три паруса, а больше, реи с этим названием перемещаются вниз, на стеньги, а реи на брам-стеньгах получают прибавку БОМ- (фока-бом-брам-рея и т.д.). В 15-17 веках, когда бушприты еще не несли удлиняющих утлегарей, а имели на конце вертикальную блинда-стеньгу, к ней крепилась небольшая блинда-стеньг-рея; а под самим бушпритом закрепляли блинда-рею.
Для управления рангоутом и парусами служит БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ – подвижные тросы, с помощью которых совершаются подъем и спуск рей, а так же их поворот по направлению ветра, брасопление и т.д. К бегучему такелажу относятся фалы, брасы, шкоты, топенанты, булини, галсы, гитовы и т.п. Количество этих тросов на паруснике огромно, и выполняемая ими работа многообразна, поэтому в кратком обзоре устройства парусника описание всех видов бегучего такелажа весьма затруднительно и вряд ли уместно (и без того усложнил рассказ всякими реями).

ВИДЫ ПАРУСОВ

Паруса – это полотнища из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающие давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна. В парусном флоте в ходу два основных вида парусов: прямые и косые. Прямые паруса ставят поперек судна, а косые – вдоль его диаметральной плоскости.

07 прямые паруса (513x515, 210Kb)

Прямые паруса

ПРЯМЫМИ ПАРУСАМИ вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 670.

КОСЫЕ ПАРУСА, устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Вооруженное косыми парусами судно способно идти в сторону ветра при угле всего в 200! Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.
Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса. ЛАТИНСКИЕ ПАРУСА имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса. ГАФЕЛЬНЫЕ ПАРУСА – трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. БЕРМУДСКИЕ ПАРУСА – треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

08 ВИДЫ КОСЫХ ПАРУСОВ (641x227, 48Kb)

Так как прямые паруса дают хорошую скорость, а косые – маневренность, издавна на многих парусных судах используется смешанное парусное вооружение. В таких случаях оснащение прямыми парусами нескольких мачт дает судну достаточную скорость, а косые паруса на остальных мачтах повышают его маневренность.

К подобным судам со смешанным вооружением относятся как большие – барки и баркентины, так и средние – бригантины и шхуны. А соотношение на этих судах объема прямого и косого вооружения определяется назначением каждого конкретного типа судна: на одних больше прямых парусов, на других – больше косых.

Но и тяжелым кораблям, оснащенным для скорости только прямыми парусами, иногда бывает необходимо хоть небольшое увеличение маневренности. Поэтому даже на судах с только прямым вооружением с 18-го века используется дополнительное косое вооружение – кливера. КЛИВЕРА имеют треугольную форму, и ставятся между фок-мачтой (передней мачтой) и наклонным бушпритом; их малая площадь не позволяет идти против ветра, но несколько облегчает поворотливость носа судна, что бывает полезно при выполнении разворота в море или лавировании при входе в порт. А на особо крупных и тяжелых кораблях для усиления действия кливеров используют еще и СТАКСЕЛИ – такие же небольшие треугольные паруса, но натягиваемые между мачтами.

09 Барк Седов под стакселями (594x344, 58Kb)

Вспомогательные косые паруса большого корабля:
впереди – кливера, между мачтами – стаксели

НАЗВАНИЯ ПАРУСОВ ПО МЕСТУ ИХ УСТАНОВКИ

Названия парусов по месту их установки связаны с названиями рей, к которым они крепятся. Так, нижние, самые большие паруса, закрепленные на фока-рее и грота-рее, называются соответственно ФОКОМ и ГРОТОМ; выше – на фока-марса-рее и грота-марса-рее – находятся ФОР-МАРСЕЛЬ и ГРОТ-МАРСЕЛЬ. Еще выше, на фока-брам-рее и грота-брам-рее, вывешиваются ФОР-БРАМСЕЛЬ и ГРОТ-БРАМСЕЛЬ.

Так как реи задней мачты несут особые названия, паруса на бизань-мачте снизу вверх именуются: БИЗАНЬ, КРЮЙСЕЛЬ и БОМ-КРЮЙСЕЛЬ. Если на паруснике есть четвертый ярус парусов (иногда это бывало на особо крупных старинных судах, но обычно такое количество парусов практикуется на больших парусниках 20-го века), то эти паруса называются ФОР-ТРЮМСЕЛЬ и ГРОТА-ТРЮМСЕЛЬ. На старинных парусниках парус, крепившийся под бушпритом на блинда-рее, назывался БЛИНД; а в тех случаях, когда на закрепленной на конце бушприта вертикальной блинда-стеньге имелась блинда-стеньг-рея, к ней подвешивался небольшой парус БОМ-БЛИНД.

10 парусное вооружение 16-17 вв (586x422, 91Kb)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: elektrik-dv.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...