К началу эпохи Великих географических открытий человечество не знало долгих океанских морских походов. Отважные и весьма умелые мореходы финикийцы бороздили моря очень осторожно и далеко от берега не отплывали, что помогло им открыть множество земель на разных континентах. Подобным образом плавали арабы и средневековые мореходы.
Испанцы и португальцы отлично знали морское дело, но далеко от берегов Европы и Африки отдаляться также не спешили. Европейские мореходы-первопроходцы — Бартоломеу Диаш и Васко да Гама — ходили в море по старинке.
Только в самом конце своего путешествия да Гама отважился «отлепиться» от африканского берега и плыть в открытое море, благо все необходимые сведения о близости Индии у него уже были. Другое дело Христофор Колумб. Он отправлялся в откровенную неизвестность, а значит и корабли должны были быть надежными и крепкими. Лучшей моделью корабля на тот момент и считалась каравелла, которую так любили рыбаки и торговцы. Что же это были за корабли, считавшиеся самыми надежными, удобными и современными в конце XV века?
Строение корабля Колумба. 3D анимация Mozaik Education
Описание кораблей Колумба
До наших дней не дошло ни одного достоверного изображения каравелл, на которых Колумб отправился в свое первое плаванье. Все попытки восстановить корабли Колумба по описаниям являются весьма условными и приблизительными.
Достоверно известно только то, что каравелла эпохи экспедиций Колумба представляло собой небольшое парусное судно (двух или трехмачтовое) двух видов: с косыми парусами (латина) и с прямыми парусами (редонда). Косые паруса позволяли судну двигаться в нужном направлении при боковом и даже встречном ветре, зато прямые паруса обеспечивали судну весьма хорошую скорость при попутном ветре.
Другим преимуществом каравелл была их вместительность. Колумбу были необходимы не только запасы пищи и пресной воды, ему было необходимо пространство, которое он мог бы заполнить богатствами открытых им стран (золото, пряности, дорогие породы дерева и драгоценные камни). Третье преимущество — небольшая осадка и практически плоское дно. С одной стороны, это делало судно достаточно устойчивым, с другой, позволяло заходить в реки и продвигаться вглубь суши. Вооружение, которое входило в оснащение каравеллы, не занимало много места: несколько разнокалиберных пушек, которые стреляли каменными ядрами, вот собственно и все вооружение.
В эскадре Колумба было три каравеллы:
- Санта-Мария — самый крупный корабль, который по описаниям больше походит на другой тип судна — каракка. Единственный из всех был оснащен прямыми парусами до переделок под нужды экспедиции. Водоизмещение — 120 тонн.
- Пинта — второй по величине корабль, типичная каравелла-латина, которую переделали, чтобы оснастить прямым парусом. Водоизмещение — 80 тонн.
- Нинья — самое маленькое судно, которое также было оснащено прямым парусом. Водоизмещение — 50 тонн.
Все корабли Колумба были трехмачтовыми, все три обладали вместительными трюмами, готовыми принять несметные богатства неведомых стран.
История Христофора Колумба | Как Колумб Открыл Америку?
История происхождения названий кораблей Колумба
Интересна история названий кораблей первой экспедиции к берегам Нового Света. Корабли, которые нанял для плавания Колумб, были уже давно «на плаву». Средств было совсем немного и поэтому приходилось выбирать достаточно бюджетный вариант. Название самого большого корабля эскадры «Санта-Мария» по сути было дано каравелле незадолго до путешествия.
До этого несколько лет она ходила в море под именем «Гальега» (в переводе «Галисийка», женщина из Галисии). Остальные два корабля свои названия не меняли: «Пинта» (Родинка) и «Нинья» (Девочка). Достоверно известно, что все три корабля были названы в честь самых «востребованных» проституток портового борделя.
Ничего не поделать, моряки никогда не были аскетами, зато умели быть благодарными. Колумб знал о происхождении названий нанимаемых им кораблей. И что бы хоть как-то «облагородить» экспедицию, он уговорил капитана «Гальеги» изменить имя корабля на «Санта-Марию». Менять кораблю имя — навлечь на него беду.
Это старинное морское поверье сыграло злую шутку с первой экспедицией Колумба: именно «Санта-Мария» села на мель и была разбита волнами возле Гаити. Из оставшихся корабельных досок был сооружен первый форт на территории Нового Света. А вот «Пинту» и «Нинью» стихия пощадила. «Нинья» трижды преодолевала путь от Европы до Америки, прежде чем была окончательно переведена в рыбачью посудину, продолжая гордо нести на своем борту прозвище «жрицы любви» из портового борделя.
Источник: tut1.ru
Каравеллы Колумба
«Нинья», «Пинта», «Санта-Мария » — имена легендарных кораблей первой экспедиции Христофора Колумба к берегам Нового Света прочно вошли в историю, попали во все энциклопедии и школьные учебники географии.
После того, как политические и экономические вопросы организации заокеанской экспедиции были решены (17 апреля 1492 года было дано, наконец, высочайшее добро и найдены средства), настал момент снаряжать корабли и подыскивать команду.
Итак, прежде всего — суда. Какие корабли могли выдержать океанское плавание? Какое их количество необходимо и достаточно? Одного корабля для такого опасного и длительного плавания было явно мало — слишком велик риск.
Во-вторых, на одном судне не привезти большого количества «добычи» — золота, серебра, пряностей, шелков, благовоний и прочего (на что в первую очередь рассчитывал Колумб и его кредиторы), чтобы покрыть расходы и окупить предприятие. Напомним, что Колумб ведь собирался «открыть» Японию и Китай, а вовсе не Америку. Два судна — уже лучше. Четыре – неоправданно дорого.
А вот три – в самый раз. И всякого добра из Чипангу и Чайны, (Японии и Китая) будет, на чем привезти, и вероятностная устойчивость к возвращению выше, чем на двух кораблях. Из всех возможных типов судов для похода Колумбом были выбраны каравеллы.
Что такое каравелла
первоначально каравеллой называли небольшое рыболовецкое однопалубное судно с косыми парусами, очень маневренное, с малой осадкой и в то же время вместительное. Оно прекрасно подходило для лавирования вдоль побережья, могло двигаться под крутым углом к ветру и позволяло принять на борт относительно много груза.
Происхождение названия «каравелла»
caravel – lat . / caravela — port . / carabela — hisp ./ caravella — it ./
Можно предположить, что слово caravela имеет латинскую основу и образовано от двух корней, где vela означает парус, а cara – дорогой. Причем, как в латинском, так и в итальянском языке. То есть, получается дорогой парусник, ценный парусник (или что-то в этом роде).
Кстати, наше слово корабль было заимствовано именно от слова каравелла
Смотрите сами: / his. / carabela = корабль
Типовая конструкция каравеллы
Легкое однопалубное судно. Водоизмещение 50-100 тонн, длина 15-25 метров, латинские паруса на косых реях грот-мачты и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок-мачта, как правило, несла прямой парус. Корпус судна имел соотношение длины по килю к ширине примерно 3:1, что давало хорошую остойчивость в открытом море.
На каравеллах не было специального места для артиллерии, поэтому они не использовались в военном деле. Все вооружение – несколько средних и мелких пушек в кормовой надстройке и на баке.
Какую скорость развивали каравеллы
Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов (1 узел = 1 миля/час; 1 морская миля ~ 1800 метров) или приблизительно до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.
Расстояние от Канарских до Багамских островов составляет чуть больше шести тысяч километров. Пройдено Колумбом за 36 суток. Таким образом, в среднем за сутки каравеллы Колумба преодолевали расстояние ~ 180 км.
Мореходные качества каравеллы
Каравеллы имели 2-3(иногда 4) мачты, конструкции фок- и грот-мачты позволяли менять косые латинские паруса на прямые и наоборот. При крутом бейдевинде, (то есть почти встречном ветре) и при исследовании побережья маневрировали с латинскими парусами. При попутном ветре в открытом море больший разгон давали прямые паруса.
Каравеллы могли подходить близко к берегу, и в то же время уверенно чувствовали себя в открытом море. Благодаря всем этим качествам именно каравеллы стали основными судами морских экспедиций на начальном этапе Эпохи Великих Географических Открытий. Ведь именно на каравеллах совершили свои знаменитые прорывы в неизведанное Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб и Фернандо Магеллан.
Каравеллы появились в 12 веке и просуществовали примерно до середины 16-го столетия, когда их вытеснили более продвинутые типы судов. А сама каравелла, после изменения оснастки, замены треугольных парусов на трапециевидные, а также при изменении формы корпуса преобразовалась в шхуну.
Точно известно, что не сохранилось ни одного чертежа или рисунка хотя бы одного из кораблей первой экспедиции Колумба. И как в действительности выглядели «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» не знает никто. Исследователи попытались восстановить их внешний вид и конструкцию по косвенным свидетельствам и словесным описаниям. Поэтому всё, что вы прочтете ниже, это предположительные описания судов, первыми пересекшими Атлантический океан осенью 1492 года.
«Санта-Мария» — флагманское судно экспедиции Колумба
Флагманское судно флотилии Христофора Колумба. Строго говоря «Санта-Мария» не была каравеллой. Это была трёхмачтовая каракка (или на испанский манер нао) — тип грузового судна, длиной примерно 22-25 метров, шириной 7-8 метров, водоизмещением порядка 120 тонн. Этот однопалубный корабль мог взять на борт до 40 человек команды и пассажиров.
Парусное вооружение «Санта-Марии» состояло из пяти прямых парусов и косого паруса на бизань-мачте. Глубина трюма — около 3 метров. В кормовой части находилась двухъярусная надстройка с каютами для руководства и кладовыми для всего необходимого, на баке — треугольная платформа и возможно, еще одна надстройка.
Вооружение «Санта-Марии» состояло из нескольких разнокалиберных пушек, стрелявших каменными ядрами. Известно, что «Санта-Мария» разбилась на Рождество 1492 года у берегов острова Гаити. Обломки корабля были использованы для строительства укрепленного поселения, основанного в этом месте 6 января 1493 года. Колумб назвал поселение просто “La Navidad” — «Рождество».
К ак вы уже знаете, не сохранилось ни одного подлинного изображения кораблей первой экспедиции Колумба. Тем не менее, в 1892 году, при подготовке празднования 400-й годовщины путешествия Колумба, была построена предполагаемая копия «Санта-Марии». В 20-м веке был выполнен еще целый ряд макетов и плавающих копий «Санта-Марии» в натуральную величину, причём некоторые из них относятся к типу «нао», а некоторые выполнены как каравеллы. Сам Колумб в своём журнале говорил о «Санта-Марии» и как о каракке, и как о каравелле. Очевидно, что строгой границы между караккой и каравеллой не существовало.
Как выглядела каравелла «Пинта»
Про «Пинту» — второго по величине корабля флотилии, известно меньше всего подробностей. Скорее всего, это была типичная каравелла средних размеров и параметров, водоизмещением 70-90 тонн, могла нести на фок- и грот-мачте по одному прямому парусу, а на бизани — косой.
Что из себя представляла каравелла «Нинья»
Настоящее имя этого корабля было «Санта-Клара», а «Нинья» — всего лишь прозвище каравеллы, толи от испанского слова «детка», толи от имени владельца Хуана Ниньо. Об этой каравелле до нас дошли некоторые описательные сведения, которые кочуют везде в Интернете, и к которым следует относиться как к любым неподтвержденным данным. Итак: по одним сведениям длина судна 17 метров, ширина — 5,5 метров, осадка около 2 метров, водоизмещение — 100 тонн, экипаж 40 человек; по другим сведениям «Нинья» имела водоизмещение 40-60 тонн, на всех 3 мачтах были косые паруса. В ходе экспедиции Колумб сделал остановку на Канарских островах для проведения ремонтных работ на «Пинте», а на «Нинье» в это время косые паруса заменили на такие же прямые, как на «Пинте».
«Нинья» — «Санта-Клара» участвовала и во второй экспедиции Колумба к берегам Нового Света, а потом ходила туда еще раз, в 1499 г. на остров Гаити уже сама по себе, как частное лицо. По всеобщему утверждению — любимое судно Колумба.
Морские термины, использованные в тексте:
Латинский парус
По форме — прямоугольный треугольник. Верхней шкаториной (гипотенузой) крепится к наклонной рее, передний или нижний конец которой доходит до палубы. В средние века латинский парус получил широкое распространение, благодаря способности судна с таким парусом ходить очень круто к ветру. Причём движущей силой при этом являлся не сам ветер, а подъемная сила крыла, как у самолета, только крыло, то есть парус, располагались не горизонтально, а вертикально.
Каракка = нао – просто большое парусное судно, больше каравеллы. Передние паруса прямые, задние – косые.
Фок-мачта – первая от носа корабля мачта.
Грот-мачта – вторая от носа корабля мачта.
Бизань-мачта – задняя мачта на 3-4 мачтовых судах с косым парусом для маневров.
Водоизмещение – количество воды, вытесненной плавающим судном.
Бак – часть верхней палубы от носа до первой мачты.
Бейдевинд – курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет менее 90°. Тяга паруса при бейдевинде целиком определяется «подъёмной силой».
Шкаторина – любой край паруса.
Шхуна Шхуна – тип парусного корабля, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. Имеет много разновидностей. Было основным судном пиратов Карибского моря и побережья Америки в 16-17 веках.
Очень обяжете, если поделитесь этим материалом в социальных сетях
Путешественники эпохи Великих Географических Открытий
Русские путешественники и первопроходцы
Источник: tur-plus.ru