Надолго затянувшаяся реставрация завершена. Мотор был полностью разобран. Выкинуты подшипник коленвала вместе с манжетами, поршневые кольца. Мотоголовка оказалась вполне живая. Поршень вообще отлично приработан, на зеркале цилиндра есть царапины, происхождение их мне неясно. Но думаю походит долго.
Редуктор там проще швейной машинки ровно в три раза: нет нейтрали, нет сальника вертикального вала (вообще в редукторе один сальник ). Зажигание ессно дохлое – пришлось вынести ТЛМ-ку от Ветерка, контакты родные. Искра после этого стала убивать на месте молодого подсвинка – мощнее чем у Ветерка (субъективно).
Видимо, на первичку катушки подается довольно большое напряжение с первички магнето. Будет ли пробивать катушку – не знаю (но имхо вряд ли). В ходе ремонта я не ставил цель стопроцентной аутентичности – поэтому и ВВ провод поставил с колпачком, и топливопровод современный.
Делал для себя, как вполне рабочий но и при желании выставочный экземпляр . Пришлось изготовить заново: заднюю ручку (она гордо называется ложемент), гайку гребного вала, регулировочные винты и воздушную заслонку карбюратора. Стартер мне подарил друг (в разговоре случайно обмолвился, что у него в деревне на стене сарая висит стартер от ЗИФ-5.
Установка китайского карбюратора на Стрелу
После чего был послан разгребать от снега сарай. Такой вот хороший человек). Тросик был оборван подчистую вместе с ручкой – видимо в старину люди были покрепче. Как можно оборвать 3-мм стальной трос – мне непонятно. Заводится мотор отлично, причем штатным стартером. Но грохочет он при работе аццки. Еще минус – усилие для заводки требуется гораздо больше ветерковского.
Стартер пожалуй самое слабое место мотора – придуман совершенно бестолково, не как у всех остальных русских моторов – собачки выходят сбоку и вообще весь узел храповика находится внутри маховика. Понятно, почему практически поголовно Стрелы были без стартеров.
Больше минусов и слабых мест у мотора по-моему нет – там нечему ломаться: нет помпы, нет нейтрали, нет фиксатора в откинутом положении, а также ограничителей поворота:Абсолютно неубиваемый вертикальный вал из прутка диаметром наверно 14 мм. Довольно толстый гребной вал. Очень низкая форсировка – 5 сил со 175 кубиков.
Кстати, наверно единственный русский мотор, где выхлоп отводится через отдельный глушитель, а вода подается отдельной трубкой и выливается из головки цилиндра Для полной историчности не хватает кожухов мотоголовки, на досуге надо будет как-нибудь изобрести. Кстати я не встречал человека, который видел на моторе эти кожуха. Видимо их сразу снимали и выбрасывали – задача у них чисто эстетическая, шум не снизят точно. В общем, теперь к круглой Москве у меня добавилась и Стрелка – стало приятнее заходить в мастерскую Глаз радуется. Еще чего-нибудь доисторическое нарою – обязательно напишу.
Теперь им вдвоем с Москвой не скучно:
quote: Originally posted by Квик:
Краска на головке не будет обгорать?
Не могу сказать, но изначально цилиндр и головка были крашеные. Краска была очень плохая – на Москве гораздо лучше. Вот трубка глушителя была некрашеная, но так она мне не понравилась – задул и её. Наверно там сгорит сверху (по аналогии с мотоциклами – самое горячее место патрубок из цилиндра до глушителя.) Про ходовые – чего-то не очень хочется, уж больно шумный агрегат Как созрею – отпишусь.
Карбюратор К-33 (ЗиФ-5,Стрела-5) : разборка,сборка,регулировка
PS: вот если кто еще чего мамонтообразного пошлет – буду рад применить руки и голову. Хочу восстановить Прибой – очень занятный моторчик, пятерка и два цилиндра. В прошлом году предлагали – не купил чего-то. Наверно зря.
quote: Originally posted by канонир:
Мне вот инересно, на такой формы редуктор траву ведь должно нещадно цеплять. Сползать-то ей некуда, особенно в сравнении с московским редектором.
Клапана препятствуют обратному выбросу смеси и думаю прирост мощности будет по меньшей мере 10%, увеличить сечение впускных окон, уменьшитьобьём камеры кривошипа в сумме даст ещё 10%, головку подрезать на 1мм под 80 (обьём камеры как у В12) и получиш не 5 ,а 6-7 л.с. (правда в ущерб долговечности. Нейтраль без переделки редуктора -разьёмный храповой мех. в дейдвуде ( для запуска у берега)- на Салюте так делали самодельщики.
quote: Если покажете фотку помпового поршня – однозначно отвечу, от чего он.
quote: а вообще Спортист вы молодец
quote: ежели у кого валяются части, запчасти, старых советских моторов, то передать их на ревизию и реставрацию Спортисту – и моторы оживут и люди на форуме сблизятся. и не нужно жалеть, нужно гордится.
Присоединяюсь к просьбе “Стрела” приехала из Питера через столицу. На Волге найти не удалось. У кого есть “Прибой” – не мучайте его пожалуйста, перекиньте мне – обещаю, ему у меня будет хорошо – тепло и уютно А то уже по ночам снится. жена ведь не поймет
quote: Видел Вы на мотолодке интересуетесь совместить мотоголовку импортную и ногу от ветра
Весь этот интерес исключительно от моего жлобства – ну не могу я заставить себя отдать 46 000 руб за Тохацу-5. Деньги есть, но с жабой мне не справиться однозначно. Да и вообще – с новым мотором какой интерес? Ни поковыряться, ни поэкспериментировать. Насчет “вы” см. п.1
quote: себя отдать 46 000 руб за Тохацу-5.
quote: ! я так и знал, что нас обманывают
quote: Я лучше сяду на поезд “Марий Эл” в 18-10, проснусь в 8-20 на Казанском
Лодочные моторы
(495) 785-02-08
Источник: sudavmore.ru
Настройка зажигания на лодочном моторе стрела
Возвращение к жизни советского лодочного мотора «Стрела» 50х годов выпуска.
Еще в детстве я увидел в заброшенном доме несколько таких моторов и с тех пор мечтал о таком. И вот у меня уже была довольно приличная коллекция моторов, которые мне отдали просто так или за пиво, а «Стрелы» так и не было. В итоге я решил, что нельзя больше ждать манны небесной и просто купил её:
Мотор на первый взгляд был более-менее комплектен, насколько это возможно для мотора 50х годов. Я отвез его на дачу и приступил к осмотру.
В конечном итоге оказалось, что у мотора отсутствует колпачок, фиксирующий гребной винт и заслонка карбюратора, а свечной провод отрезан так, что до свечи он уже никогда не дотянется. Также был отколот небольшой кусок маховика. Отсутствовали нижний кожух и ручной стартер, но найти «Стрелу» с такими деталями практически невозможно. Начал раскидывать мотор:
Двигатель на удивление хорошо проворачивался без посторонних звуков и люфтов и компрессия была хоть и слабая, но ощутимая. Решил его не разбирать и дать шанс завестись, так как прокладок к нему я бы потом не нашел. Самое веселье ждало меня в редукторе:
Причиной тому стал полностью сгнивший сальник гребного вала.
Далее процесс закипел, руки стали черными и было не до фотографирования. Я купил и установил новые сальник и подшипники в редуктор, вырезал прокладку между двигателем и дейдвудом из паронита. Так же припаял новый свечной провод к тарелке зажигания и установил на него купленный свечной колпачок. Колпачок гребного винта заказал токарю.
Промыл и перебрал карбюратор, перебрал зажигание. Так же были открашены элементы мотора и начался процесс сборки. На фото хорошо видно отколотый кусочек маховика.
Отсутствие куска маховика меня не смутило, так как этот мотор обладает чудовищной вибрацией и небольшой дисбаланс маховика просто не сможет сделать ее еще хуже. Далее был установлен бак и вся мелочевка.
В таком виде мотор отправился на воду. Оставалось приделать ему заслонку карбюратора, дождаться колпачка у токаря, заказать и наклеить шильдики. Мотор доехал до озера, там я нашел в запчастях старый карбюратор от «Ветерка», снял с него заслонку и приделал к карбюратору «Стрелы». Также на руках уже был колпачок гребного винта. Можно было начинать испытания и настройку.
На фото видно появившуюся на карбюраторе заслонку.
В воде мотор заводиться отказался, после чего был вытащен на воздух, где я его долго и с пристрастием крутил. В конечном итоге он огласил окрестность ревом и задымил округу. Я решил, что он уже заслужил наклейки и обклеил его, после чего установил на лодку.
Теперь мотор завелся довольно быстро и медленно потащил лодку, доставляя неописуемый восторг. Очередной раритет вернулся к жизни! Еще бы найти к нему нижний кожух и стартер.
Вот такая вот история и она не последняя, так как моторов сделано много, но, к сожалению, в пылу сборки и грязными руками не всегда удается отснять все этапы процесса. Буду исправляться.
Лодочный мотор «Стрела» стал первым массовым советским лодочным мотором. Он производился с 1953 по 1965 годы, более подробно о его истории вы можете прочитать в одном из предыдущих постов:
Найдены дубликаты
Спасибо Вам. За то, что возвращаете вещи из прошлого. За возвращённые воспоминания. Добрые посты.
довольно быстро и медленно потащил лодку
ну, в три года уложился с постом.
Источник: noiws.ru
Обзор лодочного мотора Стрела
Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям, которые стали использоваться для малогабаритных лодок. Он относительно маломощный, всего 5 л. с., но уже позволял достигать скорости 14–16 км/ч. Массовое производство было запущено в СССР с 1953 года, с этого времени начался большой спрос на двигатель, это продлилось до 1965 года, когда он был снят с производства. Выпуск ремонтных запчастей продолжался ещё до середины 80-х годов. Лодочный мотор «Стрела-5» примечателен тем, что поступил в открытую продажу в народ, все более ранние варианты были в использовании государственными предприятиями.
Общее описание
Выпуском мотора «Стрела» занимались 2 завода: им. Фрунзе в г. Куйбышеве и Ульяновский.
Характеристики лодочного мотора «Стрела» не были выдающимися, а конструкция предельно простая. Даже с учётом недостатка функциональности и низкой мощности, аппарат смог заслужить популярность из-за невысокой стоимости, простоты управления и обслуживания. Отмечается высокая надёжность конструкции из-за прочности и износостойкости используемых материалов. При соблюдении правил эксплуатации и своевременном ремонте мотор «Стрела» мог служить десятки лет без снижения производительности.
Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям
Особенности первых конструкций:
- первые модели двигателя часто сталкивались с попаданием воды внутрь охлаждающей системы. Причина заключалась в отсутствии защиты. Для устранения недочёта начала устанавливаться помпа, но такие модели не получили обширного распространения, в серийном производстве отсутствовали,
- нестабильная работа, которая была спровоцирована из-за отсутствия в системе помпы. Вода поступала в недостаточных количествах, это приводило к частым перегреваниям мотора, как следствие – затруднённое движение,
- для упрощения пути транспортировки топлива в мотор, был использован нерациональный монтаж бака сверху, что предотвращало возможность экономить горючее. Топливо поступало самотёком, а количество регулировалось при открытии заслонки,
- система подвески была несовершенна из-за недостатка амортизаторов. Двигатель создавал довольно сильные вибрационные удары, а жёсткая фиксация к корпусу легко передавала вибрацию в корпус. Недостаток был выражен не слишком явно и на него можно «закрыть глаза»,
- на кожухе мотора находились открытые участки, они часто становились причиной получения ожогов, а иногда и повреждения лодки, особенно из резины. Требовалась особая осторожность при эксплуатации такого мотора,
- в старой версии отсутствует реверсивное движение и муфта для сцепления. На небольших реках для разворота или манёвра нередко приходилось использовать вёсла.
Преимуществ у модели не слишком много, но они есть:
- лёгкость в эксплуатации. Мотор может без особых проблем использоваться новичком в водно-моторном деле. Более того, без особой подготовки можно осуществлять ремонт двигателя, но только небольших элементов. Техническое обслуживание не требует обращения к специалистам,
- невысокая цена. Для среднестатистического человека стоимость была «в пределах разумного». Стоимость ремонтных запчастей также была низкой, и их можно было найти всегда,
- высокий показатель КПД винта.
Мотор Стрела имеет невысокую цену
Технические характеристики лодочного мотора «Стрела» имели не только позитивную сторону, так как простота конструкции имеет и другие последствия. Явные недостатки модели:
- самый большой недочёт – работа на низкооктановом бензине или керосине. Экономичность топлива для некоторых пользователей стала преимуществом, но от этого была снижена скорость движения,
- двигатель генерирует много шума и вибрации,
- большой вес конструкции мотора «Стрела-5» был устранён в следующих моделях, а в этом случае приходилось мириться,
- недочёты в системе зажигания – не всегда удавалось быстро завестись. Причина заключается в использовании контактной системы,
- для холостого хода нужна муфта сцепления, но её разработчики не предусмотрели,
- местонахождение элементов для управления мотором выбрано неудачно,
- риск проникновения воды внутрь конструкции, это возможно из-за незащищённого доступа к механизмам.
Несмотря на множество недостатков, мотор смог заполучить конечного потребителя и приобщить рыбаков и охотников к использованию мотора взамен вёсел. Двигатель сделал первый толчок в сфере развития силовых установок для небольших лодок. Во многом его популярность была обусловлена отсутствием достойного конкурента. Даже сегодня некоторые умельцы находят способы ремонтировать и использовать лодочные моторы «Стрела», что видно из отзывов и популярности установки транца на ПВХ и резиновых суднах.
Самая популярная модель линии – лодочный мотор «Стрела-5»
Невысокие характеристики мотора «Стрела-5» были обусловлены упрощённой конструкцией. В её основе используется цилиндропоршневой механизм с кривошипами и шатунами. Механизмы имели унифицированные детали и использовались на мотоцикле «Ковровец». Двигатель имеет 1 цилиндр с 2-тактной работой.
Лодочный мотор «Стрела-5»
Установка силового агрегата происходила сверху дейдвудной трубы, а снизу фиксировался редуктор, он поддерживал всего 1 режим работы. Устроен редуктор в форме конуса, на него устанавливается гребной винт. Из-за отсутствия помпы охлаждающая жидкость сразу поступала в «рубашку» цилиндра. Давление для накачивания воды создавалось с помощью винта.
Конструкция имеет поршневой тип управления подачей смеси в камеру кривошипов, аналогичная система используется в мотоциклах. Из-за такого устройства достигалась низкая мощность и возникали трудности с пуском.
Технические характеристики
До сих пор в сети есть инструкция по руководству лодочного мотора «Стрела», но актуальность информации невысокая, так как в середине 90-х годов был исчерпан запас ремонтных запчастей и сегодня встречаются только отдельные единицы установок. Они сохранились благодаря бережному обращению и нахождению аналогичных запчастей с аналогов.
Характеристики лодочного мотора «Стрела-5»:
- мощность – 5 л. с.,
- количество тактов – 2,
- цилиндры – 1 шт.,
- полезный объём – 175 см3,
- количество оборотов на максимуме – 3700 об./мин.,
- размер цилиндра – 62 мм,
- расстояние движения поршня – 58 мм,
- уровень сжатия – 5±0,2,
Технические характеристики лодочного мотора «Стрела-5»
- метод управления – выносной румпель,
- способ зажигания – вручную,
- смазка – проходит процедуру смешивания,
- объём бака с топливом – 2,5 л, имеет встроенный тип,
- расход горючего на полной скорости – 2,1 л/час,
- тип зажигания – «Магнето МЛ-10К»,
- используемая свеча – А-11-У,
- тип карбюратора – К-33, работает по методу поплавка,
- масса – 24 кг.
Мотор хорошо работает при использовании бензина А66 и А70, в него нужно добавлять около 5% автола АКП10. Заменить бензин можно керосином.
Отзывы владельцев
Александр:
«Мотор довольно хороший, если в нём всё отладить, то будет заводиться легко. Предлагает неплохую скорость движения даже для относительно тяжёлых лодок, но она вряд ли будет больше быстрого хода на вёслах. Двигатель старый, поэтому у меня не сохранился, но успешно использовал до конца 90-х годов».
Олег:
«В своё время мотор являлся просто находкой, но сегодня его актуальность исчерпана. Если требуется маломощный мотор, стоит присмотреться к импортным представителям, они стоят немного дороже, но зато можно легко ремонтировать, в них также устранён ряд недостатков конструкции „Стрелы-5“. Покупать мотор под восстановление будет себе дороже».
Денис:
«У меня до сих пор сохранился мотор „Стрела-5“, правда, он практически не эксплуатировался, так как покупал ещё дед. Пришлось провести восстановление, но обошёлся родными элементами конструкции, а прокладки сделал самостоятельно. Могу сказать, что для рыбалки двигатель оптимальный, только к месту нужно подходить на вёслах из-за шума, а большего мне и не нужно».
Источник: poseidonboat.ru