Цель: расширить представление учащихся о практическом значении данной темы, через активное включение учеников в самостоятельную работу по изучению нового материала.
Образовательные: 1. показать учащимся практическое значение
2. создать условия для изучения физических основ
Воспитания: 1. продолжить привитие навыков коллективной
работы и товарищеской взаимопомощи;
2. воспитывать самостоятельность, настойчивость и
Развития: 1. продолжить развитие интереса к физике;
2. развивать умение передавать полученную
3. развивать самостоятельность школьников при
в незнакомой ситуации;
Тип урока – изучение нового материала.
Технология – технология Педагогических Мастерских, изучение материала на основе ФЭЗ.
Оборудование – комплект для изучения плавания тел, магниты, листы и фломастеры, презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Как выбрать надувную лодку для рыбалки? Критерии выбора гребной ПВХ лодки
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Плавание судов» »
Тема: «Плавание судов». Законы физики служат людям.
Цель: расширить представление учащихся о практическом значении данной темы, через активное включение учеников в самостоятельную работу по изучению нового материала.
Образовательные: 1. показать учащимся практическое значение изучаемой
2. создать условия для изучения физических основ
Воспитания: 1. продолжить привитие навыков коллективной работы и
2. воспитывать самостоятельность, настойчивость и
Развития: 1. продолжить развитие интереса к физике;
2. развивать умение передавать полученную
3. развивать самостоятельность школьников при
в незнакомой ситуации;
Тип урока – изучение нового материала.
Технология – технология Педагогических Мастерских, изучение материала на основе ФЭЗ.
Оборудование – комплект для изучения плавания тел, магниты, листы и фломастеры, презентация.
Создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
Нарисуйте слово «плавание»; — Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком
— Рисуют в тетрадях познавательный объект.
— Составляют ассоциации
Создать потребность в познании. Создать мотив к познанию.
Устная речь – речевые.
выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция)
Организует работу в группах: «Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами».
Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
Применение полученных знаний для решения практических задач.
Умение работать с информацией, выделение главного – информационные;
устная речь – речевые; умение делать выводы из фактов -мыслительные; работать в группе – коммуникативные
вывешивание «произведений — работ учеников в классе, ознакомление с ними
Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
Дает, необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.
Представляют результаты работы групп.
Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий
Умение работать с информацией, выделение главного – информационные;
устная речь – речевые; умение делать выводы из фактов -мыслительные; работать в группе – коммуникативные
внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому
1. Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
2. Организует работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия.
3. Показывает демонстрационный эксперимент
1. Осознают возникшие познавательные противоречия.
2. Работают с источниками информации, выполняют ФЭЗ.
3. Закрепляют и применяют полученные знания.
Умение работать с информацией, выделение главного – информационные;
устная речь – речевые; умение делать выводы из фактов -мыслительные; работать в группе – коммуникативные
6. Домашнее задание.
На доске запись «Плавание ….?».
Нарисуйте СЛОВО «плавание». Запишите ваши ассоциации с этим словом.
1.Какие условия должны выполняться во время плавания тел? Проверим на опыте.
ФЭЗ №1. Сосуд с водой, цилиндры деревянный, пластмассовый и алюминиевый.
Проблема. В одном из рассказов Джека Лондона говорится о том, что эскимосы не поверили своему соплеменнику, который им рассказал, что у белых людей есть корабли, изготовленные из железа, и что эти корабли плавают. Эскимосы назвали рассказчика лгуном, утверждая, что этого не может быть, так как железо в воде тонет.
2. Может ли плавать тело, если плотность материала, из которого оно сделано больше плотности жидкости? Масса современных судов достигает несколько десятков тысяч тонн. Почему же они не тонут?
ФЭЗ №2. Сосуд с водой, пластилин.
Дело в том что, несмотря на огромную массу их средняя плотность по-прежнему меньше плотности воды. При этом сила тяжести, действующая на судно, уравновешивается архимедовой силой, и судно плавает. Если бы корабли не имели внутри себя заполненных воздухов отсеков и целиком состояли из металла, они, конечно, не смогли бы удержаться на воде. Но корабли содержат много пустых помещений. Это и приводит к тому, что их средняя плотность оказывается меньше плотности воды.
Основные понятия темы. Работа по учебнику.
ватерлиния
1. Осадка судна – глубина погружения.
2. Ватерлиния – линия, отмечающая наибольшую допустимую осадку.
3. Водоизмещение – вес воды, вытесняемый судном при погружении его до ватерлинии.
4. Грузоподъемность – принятый на судно груз при погружении до ватерлинии.
3. Суда способные плавать под водой называют подводными, а все остальные – надводными.
Приведите примеры надводного транспорта и подводного.
4. Как происходит подъем и погружение подводной лодки?
ФЭЗ№3. Сосуд с водой и подводная лодка.
Для погружения в воду в подводных лодках применяют специальные балластные цистерны, наполненные водой. Всплытие подводной лодки происходит вследствие вытеснения воды из этих цистерн сжатым воздухом.
5. Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации подводных и надводных транспортных средств. Предложить альтернативный транспорт.
Водные транспортные средства загрязняют воду. Нефть, попавшая в море из двигателей или из танкеров, всплывает и растекается по поверхности, в результате на воде образуется пленка, резко уменьшающая газообмен между водой и воздухом и тем самым нарушающая нормальную жизнь рыб и друг их обитателей моря. Таким образом, экологическая обстановка ухудшается. Экологически безвредными транспортными средствами являются плоты и парусные суда.
6. Из истории водного транспорта.
1. Почему надувная лодка имеет малую осадку? (плотность воздуха меньше плотности воды, а вес стенок лодки невелик.)
2. Почему тонет корабль, получивший пробоину?
3. Почему гвоздь в воде тонет, а тяжелое металлическое судно нет?
4. Как измениться осадка судна при переходе его из реки в море?
5. Почему подводной лодке иногда трудно оторваться от глинистого дна? (Архимедова сила не возникает в том случае, когда вода не проникает между лодкой и дном).
Б.С. Житков «Под водой»
Подводная лодка не может всплыть со дна залива. «Лейтенант вздрогнул. Минер вопросительно на него посмотрел.
— Сели на мель? Так ведь? – спросил он лейтенанта.
Рули были поставлены на подъем, винт работал, приборы показывали, что лодка на той же глубине. Лейтенант вспомнил, что тут в порту глинистое, липкое дно».
6. Взгляните, как плавает ягодка винограда в стакане с газированной водой. Что общего между этим явлением и подводной лодкой? (У подводной лодки есть специальные цистерны. Называются они – балластные. Когда лодка должна всплыть – они должны быть пусты, при погружении – их заполняют забортной водой. В случае ягоды винограда роль таких цистерн выполняют пузырьки воздуха, которыми покрыта эта ягода.
7. За одну минуту приведите примеры использования закона Архимеда в мире живой природы.
8. «Задача от Архимеда».
Однажды царь спросил у Архимеда, сколько нужно взять золота, чтобы его масса была равна массе слона? Архимед довольно легко справился с этой задачей. Догадайтесь, каким способом?
Итог урока. Домашнее задание.
Инструкция по выполнению ФЭЗ.
ФЭЗ №1. Плавание тел.
Цель: выяснить условия плавания тел.
Приборы и материалы: цилиндры, сосуд с водой.
1. Опустите цилиндры в сосуд с водой. Что произошло?
2. Сделайте вывод.
ФЭЗ №2. Плавание судов.
Цель: исследовать зависимость погружения тела в воду от его объема и увеличения
Приборы и материалы: кусок пластилина, мелкие предметы, сосуд с водой.
1. Опустите кусок пластилина в сосуд с водой. Что произошло?
2. Выньте пластилин из воды. Сделайте из него лодку и опустите её в сосуд с
водой. Что произошло?
3. Нагрузите лодку. Что произошло?
4. Сделайте вывод.
ФЭЗ №3. Погружение и подъем модели подводной лодки.
Цель: доказать справедливость закона Архимеда.
Приборы: модель подводной лодки, груша, эластичный шланг, сосуд с водой.
1.Соединить модель подводной лодки с грушей с помощью эластичного шланга.
2. Лодка находится на поверхности воды, грушу сжимают, затем отпускают.
Что произошло с лодкой?
3.Снова сжимают грушу. Что произошло с лодкой?
4. Сделайте вывод.
Лист самоподготовки, самопроверки и самооценки.
Задание№1. Выполните ФЭЗ№1.
Задание№2. Выполните ФЭЗ№2.
Задание№3. Заполните пропуски в тексте и запомните. (Смотрите текст учебника на стр. 155-156)
1. Осадка судна – ________ погружения.
2. Ватерлиния – линия, отмечающая __________ допустимую __________.
3. Водоизмещение – вес ____________, вытесняемый судном при погружении его до _________.
4. Грузоподъемность – принятый на судно ____ при погружении до _________.
5. Суда способные плавать ____________ называют подводными, а все остальные –___________
Задание № 4. Выполните ФЭЗ№3.
5. Самооценка. Оцени свою работу на уроке.
Количество баллов______ Оценка_____
Источник: kopilkaurokov.ru
Надувная лодка имеет малую осадку
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока для 7 класса «Плавание судов»
Тема: «Плавание судов». Законы физики служат людям.
Цель: расширить представление учащихся о практическом значении данной темы, через активное включение учеников в самостоятельную работу по изучению нового материала.
Образовательные: 1. показать учащимся практическое значение изучаемой
2. создать условия для изучения физических основ
Воспитания: 1. продолжить привитие навыков коллективной работы и
2. воспитывать самостоятельность, настойчивость и
Развития: 1. продолжить развитие интереса к физике;
2. развивать умение передавать полученную
3. развивать самостоятельность школьников при
в незнакомой ситуации;
Тип урока – изучение нового материала.
Технология – технология Педагогических Мастерских, изучение материала на основе ФЭЗ.
Оборудование – комплект для изучения плавания тел, магниты, листы и фломастеры, презентация.
Создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
Нарисуйте слово «плавание»; — Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком
— Рисуют в тетрадях познавательный объект.
— Составляют ассоциации
Создать потребность в познании. Создать мотив к познанию.
Устная речь – речевые.
выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция)
Организует работу в группах: «Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами».
Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
Применение полученных знаний для решения практических задач.
Умение работать с информацией, выделение главного – информационные;
устная речь – речевые; умение делать выводы из фактов -мыслительные; работать в группе – коммуникативные
вывешивание «произведений — работ учеников в классе, ознакомление с ними
Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
Дает, необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.
Представляют результаты работы групп.
Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий
Умение работать с информацией, выделение главного – информационные;
устная речь – речевые; умение делать выводы из фактов -мыслительные; работать в группе – коммуникативные
внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому
1. Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
2. Организует работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия.
3. Показывает демонстрационный эксперимент
1. Осознают возникшие познавательные противоречия.
2. Работают с источниками информации, выполняют ФЭЗ.
3. Закрепляют и применяют полученные знания.
Умение работать с информацией, выделение главного – информационные;
устная речь – речевые; умение делать выводы из фактов -мыслительные; работать в группе – коммуникативные
6. Домашнее задание.
На доске запись «Плавание ….?».
Нарисуйте СЛОВО «плавание». Запишите ваши ассоциации с этим словом.
1.Какие условия должны выполняться во время плавания тел? Проверим на опыте.
ФЭЗ №1. Сосуд с водой, цилиндры деревянный, пластмассовый и алюминиевый.
Проблема. В одном из рассказов Джека Лондона говорится о том, что эскимосы не поверили своему соплеменнику, который им рассказал, что у белых людей есть корабли, изготовленные из железа, и что эти корабли плавают. Эскимосы назвали рассказчика лгуном, утверждая, что этого не может быть, так как железо в воде тонет.
2. Может ли плавать тело, если плотность материала, из которого оно сделано больше плотности жидкости? Масса современных судов достигает несколько десятков тысяч тонн. Почему же они не тонут?
ФЭЗ №2. Сосуд с водой, пластилин.
Дело в том что, несмотря на огромную массу их средняя плотность по-прежнему меньше плотности воды. При этом сила тяжести, действующая на судно, уравновешивается архимедовой силой, и судно плавает. Если бы корабли не имели внутри себя заполненных воздухов отсеков и целиком состояли из металла, они, конечно, не смогли бы удержаться на воде. Но корабли содержат много пустых помещений. Это и приводит к тому, что их средняя плотность оказывается меньше плотности воды.
Основные понятия темы. Работа по учебнику.
1. Осадка судна – глубина погружения.
2. Ватерлиния – линия, отмечающая наибольшую допустимую осадку.
3. Водоизмещение – вес воды, вытесняемый судном при погружении его до ватерлинии.
4. Грузоподъемность – принятый на судно груз при погружении до ватерлинии.
3. Суда способные плавать под водой называют подводными, а все остальные – надводными.
Приведите примеры надводного транспорта и подводного.
4. Как происходит подъем и погружение подводной лодки?
ФЭЗ№3. Сосуд с водой и подводная лодка.
Для погружения в воду в подводных лодках применяют специальные балластные цистерны, наполненные водой. Всплытие подводной лодки происходит вследствие вытеснения воды из этих цистерн сжатым воздухом.
5. Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации подводных и надводных транспортных средств. Предложить альтернативный транспорт.
Водные транспортные средства загрязняют воду. Нефть, попавшая в море из двигателей или из танкеров, всплывает и растекается по поверхности, в результате на воде образуется пленка, резко уменьшающая газообмен между водой и воздухом и тем самым нарушающая нормальную жизнь рыб и друг их обитателей моря. Таким образом, экологическая обстановка ухудшается. Экологически безвредными транспортными средствами являются плоты и парусные суда.
6. Из истории водного транспорта.
1. Почему надувная лодка имеет малую осадку? (плотность воздуха меньше плотности воды, а вес стенок лодки невелик.)
2. Почему тонет корабль, получивший пробоину?
3. Почему гвоздь в воде тонет, а тяжелое металлическое судно нет?
4. Как измениться осадка судна при переходе его из реки в море?
5. Почему подводной лодке иногда трудно оторваться от глинистого дна? (Архимедова сила не возникает в том случае, когда вода не проникает между лодкой и дном).
Б.С. Житков «Под водой»
Подводная лодка не может всплыть со дна залива. «Лейтенант вздрогнул. Минер вопросительно на него посмотрел.
— Сели на мель? Так ведь? – спросил он лейтенанта.
Рули были поставлены на подъем, винт работал, приборы показывали, что лодка на той же глубине. Лейтенант вспомнил, что тут в порту глинистое, липкое дно».
6. Взгляните, как плавает ягодка винограда в стакане с газированной водой. Что общего между этим явлением и подводной лодкой? (У подводной лодки есть специальные цистерны. Называются они – балластные. Когда лодка должна всплыть – они должны быть пусты, при погружении – их заполняют забортной водой. В случае ягоды винограда роль таких цистерн выполняют пузырьки воздуха, которыми покрыта эта ягода.
7. За одну минуту приведите примеры использования закона Архимеда в мире живой природы.
8. «Задача от Архимеда».
Однажды царь спросил у Архимеда, сколько нужно взять золота, чтобы его масса была равна массе слона? Архимед довольно легко справился с этой задачей. Догадайтесь, каким способом?
Итог урока. Домашнее задание.
Инструкция по выполнению ФЭЗ.
ФЭЗ №1. Плавание тел.
Цель: выяснить условия плавания тел.
Приборы и материалы: цилиндры, сосуд с водой.
1. Опустите цилиндры в сосуд с водой. Что произошло?
2. Сделайте вывод.
ФЭЗ №2. Плавание судов.
Цель: исследовать зависимость погружения тела в воду от его объема и увеличения
Приборы и материалы: кусок пластилина, мелкие предметы, сосуд с водой.
1. Опустите кусок пластилина в сосуд с водой. Что произошло?
2. Выньте пластилин из воды. Сделайте из него лодку и опустите её в сосуд с
водой. Что произошло?
3. Нагрузите лодку. Что произошло?
4. Сделайте вывод.
ФЭЗ №3. Погружение и подъем модели подводной лодки.
Цель: доказать справедливость закона Архимеда.
Приборы: модель подводной лодки, груша, эластичный шланг, сосуд с водой.
1.Соединить модель подводной лодки с грушей с помощью эластичного шланга.
2. Лодка находится на поверхности воды, грушу сжимают, затем отпускают.
Что произошло с лодкой?
3.Снова сжимают грушу. Что произошло с лодкой?
4. Сделайте вывод.
Лист сам оподготовки, сам опроверки и сам ооценки.
Задание№1. Выполните ФЭЗ№1.
Задание№2. Выполните ФЭЗ№2.
Задание№3. Заполните пропуски в тексте и запомните. (Смотрите текст учебника на стр. 155-156)
1. Осадка судна – ________ погружения.
2. Ватерлиния – линия, отмечающая __________ допустимую __________.
3. Водоизмещение – вес ____________, вытесняемый судном при погружении его до _________.
4. Грузоподъемность – принятый на судно ____ при погружении до _________.
5. Суда способные плавать ____________ называют подводными, а все остальные –___________
Задание № 4. Выполните ФЭЗ№3.
5. Самооценка. Оцени свою работу на уроке.
Количество баллов______ Оценка_____
Источник: doc4web.ru
Почему надувная лодка имеет малую осадку?
как известно, одноименные заряды отталкиваются. а могут ли два одноименно заряженных тела притягиваться друг к другу?
решение: эффект перераспределения зарядов может к притяжению одноименно заряженных тел: «ближняя» сторона одного из них может изменить знак заряда. притяжение меньшего по модулю, но ближе расположенного заряда «пересилит» отталкивание большего по модулю, но более далекого заряда. такое возможно, если тела находятся достаточно близко друг к другу и заряд одного из них во много раз превышает заряд другого.
Ответ разместил: almas05
Из за малого веса и плоского дна.
Ответ разместил: nekit1o6
1)
вес снятого груза равен силе архимеда, которая действовала на ранее погруженную часть судна и ныне всплывшую, а точнее весу воды в объеме той части судна, что всплыла наружу
mg=h*S*ro*g
m=h*S*ro=0,4*400*1030 кг = 164800 кг = 164,8 т
2)
при переходе из реки в море выталкивающая сила будет равна весу корабля, но так как плотность морской воды выше — то в морской воде осадка уменьшится (уменьшится глубина погружения корабля)
надувная лодка имеет малый вес, в связи с этим сила архимеда равна малому весу надувной лодки, значит объем вытесненной воды небольшой
Источник: otvetovik.com