Есть в подмосковном Монино, в музее ВВС один интересный экспонат, который сегодня по праву можно назвать национальной реликвией. Это подлинный Ла-7 легендарного лётчика И.Н.Кожедуба — лучшего аса союзников (62 подтверждённых победы). Он сохранился потому, что Кожедуб летал на нём уже в конце войны и на нём же её закончил. Конкретно на этом самолёте лётчик имел 17 или 18 сбитых, в том числе и один реактивный Ме-262 (правда, с ним история весьма запутанная).
Стоит самолёт в монинском ангаре.
1. Вид сбоку
Hand-made табличка, исполненная вручную.
2.
Как Иван Кожедуб сбивал союзников! И как трижды Герой Советского Союза летал на самолёте колхозника
3.
4.
5.
6.
7. Общий вид.
8.
Продолжение следует.
Источник: periskop.su
Русские истребители Люфтваффе
Первая десятка самых результативных советских летчиков-асов Великой Отечественной войны
4 февраля 1944 года выдающийся летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб получил первую звезду Героя Советского Союза. К концу войны у него на груди сияли три звезды. Во время Великой Отечественной войны еще один пилот стал трижды Героем. 25 были дважды награждены этой высшей воинской наградой. Вот далеко неполный список этих кудесников неба.
Если бы Иван Никитович Кожедуб (1920 — 1991) начал воевать в 1941 году, то по количеству золотых звезд он, несомненно, опередил бы Брежнева. После окончания аэроклуба Кожедуб, будучи призванным в армию, продолжил обучение в Чугуевской военной школе летчиков. И задержался в ней, в качестве инструктора, готовя пилотов истребительной авиации.
В конце 1942 года был зачислен в 240-й истребительный авиаполк 302-й истребительной авиадивизии. Формирование дивизии завершилось лишь в марте 1943 года. Именно с этого времени Коджедуб и начал на Воронежском фронте творить в небесах чудеса. Правда, первую звездочку на фюзеляже своего Ла-5 он нарисовал лишь 6 июня 1943 года, сбив бомбардировщик «Юнкерс». Начало было положено
Что думал А.И. Покрышкин о своем «американском» самолете P-39 «Аэрокобра». Воспоминания о войне.
Первую звезду Героя он получил, когда на его счету было 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолетов.
Вторая звезда нашла героя 19 августа того же года, когда на его счету было уже 48 воздушных побед. К тому времени он в звании капитана был заместителем командира 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка. И летал уже на Ла-7.
Свою последнюю победу Иван Никитович одержал 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. К этому моменту на его счету было 330 боевых вылетов и 62 победы, одержанных в 120 воздушных боях. Трижды Героем Советского Союза он стал 18 августа 1945 года, будучи майором ВВС.
Среди его «трофеев» 17 пикирующих бомбардировщиков, 4 бомбардировщика, 37 истребителей, 3 штурмовика и один реактивный истребитель Ме-262.
Кожедуба ни разу не сбивали, хоть несколько раз он возвращался на аэродром на сильно поврежденном самолете.
Ивана Никитовича отличало бесстрашие, хладнокровие и автоматизм пилотирования, доведенного до совершенства. Ом мог вести прицельный огонь при любом положении самолета, мог совершать сложные фигуры с закрытыми глазами. Будучи отличным снайпером, предпочитал вести сражение на дистанции метров в 200−300.
Александр Иванович Покрышкин (1913 — 1985) стал трижды Героем на год раньше Кожедуба — 19 августа 1944 года. Воевал с первых дней войны до ее окончания. Совершил 650 вылетов и в 156 боях сбил 59 самолетов. Эта цифра весьма условна. Во-первых, Покрышкин совершал глубокие рейды в тыл противника, где также одерживал победы.
Но засчитывались лишь те из них, которые подтверждались наземными службами, то есть над своей территорией. Таких неучтенных побед у него в 1941 году было 8. Потом, по различным свидетельствам, набежало еще около полутора десятков.
После распада СССР и массированной критики всего, что было связано с советским периодом, некоторые авторы начали «урезать» победы Покрышкина. Это было связано с тем, что в конце 1944 года официальная пропаганда стала делать из пилота «светлый образ героя, главного истребителя войны». И, чтобы не потерять героя, было приказано ограничить полеты Александра Ивановича, который тогда командовал полком. Волна «разоблачений» нахлынула еще и потому, что Покрышкин в послевоенное время стал Главнокомандующим войсками ПВО СССР. То есть «крупным советским чиновником», что в 90-е годы считалось «пятном в биографии».
«Низкое» соотношение побед к вылетам объясняется тем, что длительное время Александр Иванович на своем истребителе МиГ-3, а затем Як-1 решал задачи штурмовой авиации. Впоследствии он летал на американском Р-39 «Аэрокобра».
Александр Иванович был не только отважным, хладнокровным и виртуозным, но и думающим пилотом. Он критиковал существующую тактику истребительной авиации и предлагал ее заменить. Дискуссии с комполка на эту тему были столь бурными, что в 1942 году Покрышкина исключили из партии и направили дело в трибунал. Его спасло лишь заступничество комиссара.
После войны он конфликтовал с Василием Сталиным, что пагубно влияло на его карьеру. И лишь после смерти «главного Сталина» в 1953 году Александр Иванович занял подобающее место в армии. Хотя, конечно, мог бы получить звание выше, чем генерал-полковник.
Дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев (1918 — 1985) сбил на два самолета меньше, чем Покрышкин. На его счету 57 побед. И еще 4 самолета были уничтожены в составе группы. Эта незначительная разница отделила аса от третьей звезды.
Однако по результативности боев Гулаев намного превосходит и Кожедуба, и Покрышкина. Он воевал меньше двух лет. Вначале в глубоком тылу в составе войск ПВО «сторожил» важные промышленные объекты от налетов вражеской авиации. А в середине 1944 года его, как утверждали сослуживцы, принудительно отправили на учебу в академию. Всего он совершил 250 вылетов и участвовал в 69 боях.
То есть у него приходилось по одному сбитому самолету на каждые 4 вылета. Его личный рекорд — 5 сбитых самолетов за один день, произошло это 30 мая 1944 года.
Гулаев воевал отчаянно. Он совершил два тарана и дважды смог сесть на поврежденном самолете. Был несколько раз ранен, но неизменно возвращался в строй. Летом 1944 года, истекая кровью, смог дотянуть до аэродрома и после посадки потерял сознание. Пришел в себя только в госпитале после операции.
Именно здесь он узнал о присвоении ему второй звезды Героя Советского Союза.
Его называют ярчайшим представителем «романтической школы» ведения воздушного боя. Гулаев зачастую совершал «нерациональные действия», которые шокировали противников, и за счет этого одерживал победы.
Летал на Як-1, Ил-2, Ла-5, Ла-7, Р-39 «Аэрокобра».
Григорий Андреевич Речкалов (1920 — 1990) был дальтоником. Именно с этим диагнозом его отстранили от полетов за день до начала войны. Несмотря на то, что он с 1939 года служил в 55-м истребительном полку вместе с Покрышкиным. Однако время было горячее, и командир полка не обратил на диагноз ни малейшего внимания. В результате Григорий Андреевич стал дважды Героем Советского Союза.
Совершив 450 вылетов, он сбил в 122 воздушных боях 56 самолетов. Летал на И-153, И-16, но наибольшее количество побед одержал на американском истребителе Р-39 «Аэрокобра».
Воевал с первого и до последнего дня войны с вынужденным перерывом почти на два года. В первый же месяц он сумел сбить три самолета на допотопном биплане И-153. Но когда биплан из-за аварии чуть не разломился в воздухе, пересел на скоростной истребитель И-16. 26 июля под Дубоссарами был ранен в голову и в ногу, но смог привести машину на аэродром. Провел в госпитале 9 месяцев, где ему сделали три операции.
И опять медкомиссия попыталась поставить на пути аса непреодолимое препятствие. Речкалова отправили в запасной полк, укомплектованный самолетами У-2. Будущий герой воспринял это как личное оскорбления. В штабе ВВС округа он добился, чтобы его вернули в свой полк, который к тому времени назывался 17-м Гвардейским истребительным авиаполком.
Однако совсем скоро полк отзывают с фронта для перевооружения лендлизовскими «Аэрокобрами». И лишь в апреле 1943 года Григорий Андреевич начинает неустанно бить врага.
Речкалов, будучи «звездой истребительной авиации», тем не менее прекрасно взаимодействовал в воздухе с другими пилотами, угадывая их намерения и работая слаженно с группой.
Отличала его и высокая порядочность. Еще во время войны между ним и Покрышкиным возник конфликт, который продолжился и в мирное время. Однако в своих воспоминаниях он всегда держался истины: «Мы быстро разгадали тактику немецких лётчиков и стали применять новые приемы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолётов так называемой „этажеркой“. Именно в эти дни в нашем полку родился „соколиный удар“, разработанный Александром Ивановичем Покрышкиным».
Кирилл Алексеевич Евстигнеев (1917 — 1996), дважды Герой Советского Союза, начал счет сбитым самолетам в марте 1943 года. Почти двухлетнее «запаздывание» объясняется тем, что в связи с язвенной болезнью до фронта его не допускали. С начала войны работал инструктором в летной школе, а затем перегонял лендлизовские «Аэрокобры».
Однако рапорты, которые он регулярно направлял командованию, сделали свое дело. И боевое крещение Евстигнеева состоялось на Курской дуге. Летал на Ла-5.
Воевал, как и Кожедуб, в 240-м истребительном авиационном полку. В первый же свой вылет одержал две победы.
Неприятелю ни разу не удалось сбить Кирилла Алексеевича. А вот от своих он пострадал дважды. В первый раз увлекшийся боем пилот Як-1 врезался сверху в самолет Евстигнеева. И тут же выпрыгнул с парашютом из истребителя, лишившегося одного крыла. Ла-5 пострадал меньше, и Евстигнееву удалось дотянуть до своей территории и сесть прямо рядом с окопами.
Второй случай был более загадочным и драматичным. При полете над своей территорией, в отсутствие неприятеля, фюзеляж внезапно прошила очередь, повредив Евстигнееву ноги. Самолет загорелся и вошел в пике. Евстигнееву удалось покинуть машину. В госпитале врачи склонялись к ампутации стопы, но пилот нагнал на них такого страху, что от этой затеи они отказались.
А через 9 дней Евстигнеев бежал из госпиталя и с костылями добирался до расположения части 35 километров.
Кирилл Алексеевич постоянно наращивал количество побед. И до 1945 года опережал Кожедуба. При этом врачи периодически отправляли его в госпиталь — подлечивать язву и раненую ногу. Чему Евстигнеев страшно противился. С предвоенных времен и после войны он перенес 13 хирургических операций.
Летал, зачастую превозмогая физическую боль.
Он, что называется, был одержим полетом. В свободное от боев время натаскивал молодых летчиков. Был инициатором учебных боев. По большей части его «противником» становился Кожедуб. Был начисто лишен страха. Неоднократно хладнокровно шел в лоб на шестипушечные «Фоккеры» и побеждал.
Кожедуб так сказал о нем: «Летчик — кремень».
Евстигнеев во время войны совершил 296 вылетов, провел более 120 воздушных боев, лично сбил 53 и в группе 3 самолета противника.
Вторая пятерка по результативности
Еще пять прославленных асов Великой Отечественной также были дважды удостоены звания Герой Советского Союза. Вот их имена.
Арсений Васильевич Ворожейкин (1912 — 2001). Летал на И-16, Як-7Б, Як-9. Совершил 300 вылетов, провел 90 боев, лично сбил 52 и в группе 13 самолетов.
Дмитрий Борисович Глинка (1917 — 1979). Летал на Р-39, Ла-7, МиГ-3. Совершил 300 вылетов, провел 100 боев, лично сбил 50 и в группе 6 самолетов.
Виталий Иванович Попков (1922 — 2010). Летал на Ла-5. Совершил 475 вылетов, провел 113 боев, лично сбил 47 и в группе 13 самолетов.
Иванович Колдунов (1923 — 1992). Летал на Як-1, Як-3, Як-9, Ла-7. Совершил 412 вылетов, провел 96 боев, лично сбил 46 и в группе 1 самолет. В 80-е годы был Главным маршалом авиации.
Николай Михайлович Скоморохов (1920 — 1994). Летал на Ла-5. Совершил 605 вылетов, провел 143 боя, лично сбил 46 и в группе 8 самолетов.
Снимок в открытие статьи: Герой Советского Союза капитан Кожедуб И.Н., 1944 г./ Фото Я. Паловоцкий/ Репродукция Фотохроники ТАСС
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
При жизни о Генсеке КПСС анекдоты сочиняли, а потом тосковать стали
Почему в год 350-летия первого Императора Всероссийского новая Россия никак не воспользовалась его военным опытом
Российские журналисты на войне. Правда, ложь, цензура
Источник: svpressa.ru
Три звезды Кожедуба: Главные подвиги маршала авиации
08.06.2020, 5:51 Ирина Дряхлова 1 728
8 июня — 100 лет со дня рождения легендарного летчика, трижды героя Советского союза. За что и когда Иван Кожедуб получил свои звезды?
100 лет назад родился Иван Кожедуб — герой Великой Отечественной войны и легенда мировой авиации. Он был самым результативным летчиком-истребителем среди пилотов антигитлеровской коалиции. Кожедуб — трижды герой Советского союза. 5-tv.ru рассказывает, за какие подвиги Иван Никитович получил свои звезды.
Первая «Золотая звезда» — 20 сбитых самолетов
8 июня 1920-го в крестьянской семье родился Иван Кожедуб. Несмотря на то, что после окончания школы в 1934-м Иван Никитович поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка, он начал посещать местный аэроклуб. Новый интерес побудил его начать обучение в Чугуевской военной авиационной школе летчиков, которую Кожедуб окончил уже будучи на службе в Красной армии и заступил на должность инструктора.
Фото: ТАСС / Наум Грановский
В 1943-м Кожедуб вылетел на Воронежский фронт. Первый воздушный бой закончился для Ивана Никитовича неудачей, он даже чуть не погиб во время сражения, но больше таких ошибок он не совершал. Его самолет ни разу не было сбил во время Великой Отечественной войны.
Трижды герой Советского союза Иван Кожедуб с местными жителями во время посещения родного села Ображиевка в 1948-м. Фото: ТАСС / Александр Лесс
Летом 1943-го Ивану Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, а после его назначили на должность заместителя командира эскадрильи. В июле того же года он отправился на Курскую дугу, где 6 июля сбил свой первый фашистский самолет-бомбардировщик. На следующий день летчик сбил уже второй, а 9 июля — сразу два вражеских истребителя. За год Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и сбил 20 немецких самолетов. 14 февраля 1944-го Ивану Никитовичу было присвоено первое звание героя Советского союза.
Вторая «Золотая звезда» — 48 сбитых самолетов
В августе 1944-го Кожедуб получил звание капитана и был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка. Летчик пересел на Ла-5, который был построен на деньги колхозника Василия Конева. Он пожертвовал личные средства Красной армии, но попросил построить военный самолет и назвать именем своего племянника, который погиб на фронте. После того, как новенький самолет имени Конева был готов, его передали Кожедубу. На этом самолете летчик сбил восемь немецких самолетов.
Иван Кожедуб возле истребителя Ла-5, подаренного Василием Коневым в 1944-м. Фото: ТАСС / Яков Паволоцкий
19 августа 1944-го Кожедуб получил вторую «Золотую звезду». К тому моменту у него за плечами было 256 боевых вылетов и уже 48 сбитых вражеских самолетов.
Третья «Золотая звезда» — 62 сбитых самолета
К концу Великой Отечественной войны на счету у Ивана Кожедуба уже было звание майора гвардии, 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолетов противника. Последний бой летчика во время Второй мировой войны прошел над Берлином. Третью «звезду» Кожедуб получил 18 августа 1945-го за мужество, отвагу, высокое воинское мастерство, проявленное во время войны.
Иван Кожедуб в 1944-м. Фото: ТАСС / Борис Вельяшев
После войны Иван Кожедуб отправился учиться и в 1949-м окончил Военно-воздушную академию, затем он получил должность командира дивизии под Баку. Но сам Иосиф Сталин решил оставить его в Москве и отправил служить в Кубинку сначала заместителем, а потом командиром 326-й истребительно-авиационной дивизии. Она одной из первых в стране была вооружена реактивными самолетами МиГ-15. В 50-х дивизию во главе с Иваном Кожедубом отправили на Дальний Восток, откуда они попали на Корейскую войну.
Слева направо: Летчики Иван Кожедуб, Александр Покрышкин и Федор Шинкаренко в Кремлевском дворце в 1954-м. Фото: ТАСС / Николай Ситников
Дивизия Кожедуба принимала участие в Корейской войне с марта 1951 по февраль 1952-го. Под его командованием было одержано 215 побед. Почти за год было потеряно 52 советских самолета, а погибло всего 10 летчиков. Командир Кожедуб не смог участвовать в боях лично из-за строгого запрета командования.
Иван Кожедуб во время демонстрации на Красной площади 1 мая 1984-го. Фото: ТАСС / Олег Иванов
Летом 1953-го летчик получил звание генерал-майора, через год поступил в академию Генерального штаба, а затем был назначен Первым заместителем начальника Управления по боевой подготовке ВВС. С 1958—1964-й работал на должности Первого заместителя командующего ВВС Ленинградского и Московского военных округов. В 1985-м ему присвоено звания маршала авиации. Иван Никитович умер у себя на даче 8 августа 1991-го после сердечного приступа. Он тяжело болел: на его здоровье сказались чудовищные нагрузки в военные и послевоенные годы.
Источник: m.5-tv.ru
«Без боя не уйду». Как летчик-ас Кожедуб сбивал вражеские самолеты
«. Моя жизнь навсегда связана с авиацией. Без неба я жить не могу. Продолжаю совершенствовать свое летное мастерство на современных отечественных самолетах, мечтаю о том, что, может быть, мне доведется поднять мирный летательный аппарат в космические дали», — писал в 1969 году в своих мемуарах прославленный ас.
Он уже в 25 лет был трижды Героем Советского Союза. Кожедуб участвовал в боевых действиях с 1943 по 1945 год, все свои боевые вылеты (а их — 330 и 120 воздушных боев) совершал на истребителях Ла-5 и Ла-7. И за все время ни разу не был сбит, хотя, конечно, подбивали, но он всегда сажал свой самолет. По окончании Великой Отечественной войны продолжил службу в Военно-воздушных силах, освоил реактивный истребитель МиГ-15, воевал в Корее. В 1985 году ему было присвоено звание маршала авиации.
«Эти качества пригодились мне, когда я стал летчиком»
Иван Никитович родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка Черниговской губернии (ныне Сумская область) Украины. Иван был младшим, пятым ребенком в семье. От отца перенял жажду приобретения новых знаний и в раннем возрасте научился читать, а от матери унаследовал способности к рисованию. «Рисование выработало у меня глазомер, зрительную память, наблюдательность. И эти качества пригодились мне, когда я стал летчиком», — позднее вспоминал он в своих мемуарах «Верность Отчизне» .
В тринадцатилетнем возрасте научился поднимать и выжимать одной рукой двухпудовую гирю. Позднее, участвуя в многочисленных воздушных боях, не раз убеждался, какое огромное значение для летчика имеет физическая подготовка и выносливость.
Резкие снижения с большой высоты на малую, минутные перегрузки, от которых порой темнеет в глазах, — все это легко переносит физически закаленный человек. Иногда в бою, выполняя каскад фигур, на мгновение теряешь сознание. Придешь в себя, сейчас же включаешься в боевую обстановку и снова действуешь на любой высоте, при любой скорости, в любом положении
С детства Кожедуб хотел связать себя с военной службой. Впоследствии окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб, где освоил самолет По-2 и совершил несколько парашютных прыжков. Увлекался черчением — приобрел навыки, которые потом очень ему пригодились при освоении боевого самолета.
В Красную армию попал в 1940-м, через год окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков, где остался проходить службу в качестве инструктора. С началом Великой Отечественной войны был эвакуирован в Казахстан. И только после подачи многочисленных рапортов попал на фронт осенью 1942 года.
Иван Кожедуб (справа) перед боевым вылетом, 1944 год
Он был зачислен в 240-й истребительный авиаполк. И уже в марте 1943 года совершил свой первый боевой вылет, который закончился неудачно: его истребитель Ла-5 в бою получил повреждения, а при возвращении на родной аэродром был еще и обстрелян своей же зенитной артиллерией. Чудом спас свой самолет и себя.
В июне 1943 года младший лейтенант Кожедуб стал старшим летчиком, затем командиром звена, в августе получил звание лейтенанта и был назначен командиром эскадрильи.
«Огонь открываю первым»
Первым серьезным испытанием для него стала Курская битва . Летчики совершали по нескольку вылетов в день. 6 июля будущий ас сбил первый самолет противника — пикирующий бомбардировщик «Юнкерс» (Junkers Ju 87).
Через два дня Кожедуб впервые возглавил вылет четверки истребителей. В воздухе их атаковали немецкие асы, возвращавшиеся со «свободной охоты». «. Пока противник доворачивал, я поймал ведущего в прицел на высоте 4000 м. Жду, пока расстояние сократится до дистанции открытия огня, не сворачиваю. Огонь открываю первым. Длинной очередью сбиваю ведущего.
Он перевернулся с отвесного пикирования, ударился о землю и взорвался», — вспоминал он. В тот день Кожедуб сбил еще один самолет.
Бомбардировщики Junkers Ju 87, 1943 год
В июле и сентябре 1943-го за боевые отличия летчик был награжден орденами Красного Знамени.
В первые дни боев на Курской дуге я понял, что воздушный бой — это действительно испытание морально-боевых и физических качеств бойца, это величайшее напряжение нервов
Возвращение «Лавочки». Реставраторы воссоздали один из лучших самолетов времен войны
В боевой характеристике за 1943 год указывалось, что он успешно выполнил 173 боевых задания, провел 52 воздушных боя, в которых лично сбил 25 самолетов противника. В феврале 1944-го за лично сбитые самолеты противника и за проявленный героизм в бою Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Эскадрилья Ивана Никитовича принимала участие в освобождении Харькова, в боях на Днепре и в освобождении Правобережной Украины. Воевал он и в небе Молдавии, прикрывал переправы через Южный Буг и плацдармы на правом берегу Днестра. К этому времени в летной книжке Кожедуба числилось 32 личные победы.
С мая 1944 года он воевал на новой модификации истребителя производства ОКБ С.А. Лавочкина — Ла-5ФН, который был построен на деньги колхозника Сталинградской области В.В. Конева.
У именного самолета Ла-5, 1944 год
Именно этот самолет многими признается одним из лучших истребителей Великой Отечественной войны: с 1942 по 1945 год было выпущено порядка 10 тыс. машин. Уже через несколько дней в небе Румынии он сбил на нем «Юнкерс», а затем и еще семь вражеских самолетов.
«Без боя не уйду»
В июле 1944-го был вызван в Москву и назначен на должность заместителя командира 176-го истребительного авиаполка, воевавшего в составе 1-го Белорусского фронта. Перед убытием в полк он прошел переподготовку на новый самолет Ла-7, на котором летал до конца войны. И здесь же, на подмосковном учебном аэродроме, капитана Кожедуба застало известие о награждении второй «Золотой Звездой».
Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба, 1967 год
Во второй половине сентября сложная воздушная обстановка сложилась на 3-м Прибалтийском фронте: немцы перебросили туда опытных «охотников». Кожедубу было поручено возглавить группу из десяти летчиков, чтобы очистить воздух от вражеских самолетов и обеспечить свободу действий нашей авиации. В результате проведенных воздушных боев им было сбито три немецких аса.
«Ночная ведьма» на бреющем полете. История летчицы Марии Смирновой
В своих мемуарах Иван Никитович так описывает один из боев под Ригой: «На высоте 3500 метров идет бой. У восьмерки «Яков» преимущество в количестве, а у фашистов — в высоте. Враг старается оттянуть наших летчиков от переправ, нанести им поражение. Восемь «фокке-вульфов» (истребители FW-190 — прим. ТАСС) с бомбами направляются к переправам через реку Седа, в районе Даксты.
Захожу в хвост вражеской группы. Немцы держатся самоуверенно и, словно не замечая нас, спокойно продолжают полет. По нас открыли огонь зенитчики. Проскакиваю. Вплотную пристраиваюсь к крайнему самолету. Открываю огонь. «Фокке-вульф» перевернулся через крыло и рухнул на землю, прямо в лес.
Летчик выбросился с парашютом. Остальные разворачиваются. Тут же беспорядочно бросают бомбы в расположение своих войск, пикируют и на малой высоте, маскируясь на фоне местности, скрываются. Гнаться за ними не стоит — внизу много зениток, да и надо оценить воздушную обстановку».
Набираю высоту. Где же мой ведомый? Неужели Шарапова сбили? Вызываю его по радио. Ответа нет. В это время в воздухе появляется еще шестерка, тоже с бомбами. Без боя не уйду. Захожу сзади сверху со стороны солнца. Ведущий, очевидно, заметил меня. Бросает бомбу и пытается набрать высоту.
Настигаю его, открываю огонь, и вражеский самолет падает вниз. Летчик прыгает с парашютом. Немецкая пятерка, тоже пикированием, уходит на запад
«Пытаюсь связаться с Шараповым по радио. Ищу его и вижу еще две пары «фокке-вульфов» без бомб. У меня преимущество в высоте. Решаю вступить с ними в бой, — вспоминает Кожедуб. — Один охотник особенно напорист. Пока я вел бой с тройкой, он отошел в сторону и начал набирать высоту. Хочется ему ударить сверху.
Я заметил уловку фашиста, ринулся на него и открыл огонь. Сбить его не удалось, но, очевидно, ему крепко досталось. Он со снижением ушел в направлении к Риге. Вражеская тройка заметалась».
Затем боевой путь Иван Никитович продолжил на берегах Вислы, где он активно использовал полеты на «свободную охоту» (вел активный поиск противника далеко в его тылу — за десятки километров от линии фронта). Охотился за вражескими самолетами, автомашинами, эшелонами, уничтожал живую силу и технику противника.
«Главное — своевременно заметить Messerschmitt»
С середины января 1945 года Кожедуб в составе полка участвовал в Висло-Одерской операции. В боевой характеристике от 20 января отмечалось: «За весь период боевых действий произвел 256 боевых вылетов, в проведенных воздушных боях лично сбил 48 самолетов противника. В воздушных боях смелый, решительный, мужественный командир. Как летчик летает отлично, техника пилотирования отличная. Хорошо подготовлен к полетам по маршруту и в сложных метеоусловиях».
Подвиг настоящего человека: жизнь Алексея Маресьева
В феврале 1945-го тяжелая борьба завязалась в небе над Одером. Так, 24 февраля, находясь на «свободной охоте», Иван Никитович одним из первых в советской авиации сбил немецкий реактивный истребитель.
В своих мемуарах он так писал о нем: «Они могли находиться в воздухе более длительное время и, таким образом, представляли собой серьезную силу. Скорость их была выше скорости поршневых самолетов, зато маневренность хуже. Они пытались с ходу атаковать наши штурмовики, бомбардировщики и быстро скрывались. Тактика борьбы с ними еще не была выработана. Но нас предупредили: главное — своевременно заметить Me.262; если представится удобный случай — атаковать, до конца используя боевые качества своих машин».
Реактивный самолет Messerschmitt Me.262, 1945 год
«С юга, со стороны Франкфурта, на высоте 3500 метров внезапно появляется самолет. Он летит вдоль Одера на скорости, предельной для наших «Лавочкиных». Да это же реактивный самолет! Быстро разворачиваюсь. Даю мотору полный газ, преследую врага, — вспоминает Кожедуб. — Летчик, очевидно, и не смотрел назад, полагаясь на большую скорость.
Выжимаю из машины максимальную скорость, стараюсь сократить дистанцию и подойти с небольшим снижением под «брюхо» вражеского самолета. Подхожу со стороны хвоста на расстоянии 500 м. Удачный маневр, быстрота действий, скорость позволили мне приблизиться к реактивному самолету».
Но что такое? В него летят трассы: ясно — мой напарник все-таки поторопился! Про себя нещадно ругаю старика; уверен, что план моих действий непоправимо нарушен. Но его трассы нежданно-негаданно мне помогли: немецкий самолет стал разворачиваться влево, в мою сторону. Дистанция резко сократилась, и я сблизился с врагом.
С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолет, разваливаясь на части, падает
По данным из открытых источников, за все время среди сбитых Кожедубом самолетов были: 21 истребитель FW-190; 18 истребителей Ме-109; 18 бомбардировщиков Junkers Ju 87; три штурмовика Hs-129; два бомбардировщика He-111; один румынский истребитель PZL P-24 и один реактивный самолет Messerschmitt Me.262.
18 августа 1945 года за совершенные подвиги Кожедуб в третий раз удостоился звания Героя Советского Союза. С октября приступил к учебе в Военно-воздушной академии, где впервые сел за штурвал реактивного самолета МиГ-15 и получил квалификацию военного летчика первого класса.
«Вершина боевого мастерства»
В начале 1950-х годов на Корейском полуострове шла война между Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Республикой Корея. Всего в период с апреля 1951-го по февраль 1952-го летчики 324-й истребительной авиационной дивизии сбили 200 самолетов всех типов, потеряв 10 человек и 29 самолетов. Кожедуб, осуществлявший оперативное руководство дивизией (ему было категорически запрещено участвовать в боях), перевооружением ВВС Китая и КНДР, был награжден советским орденом Красного Знамени и медалью.
В августе 1953-го ему присвоили звание генерал-майора авиации. Затем окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова, после — занимал высокие командные должности в советской военной авиации. До 1969 года Иван Никитович регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолетов. Последние полеты он совершил на МиГ-21.
Источник: tass.ru