На каких лодках плавали викинги

Средневековые драккары викингов – одни из самых узнаваемых символов знаменитого воинственного народа. Появление этих судов на горизонте вызывало ужас христиан Европы на протяжении нескольких столетий. Конструкция драккаров включила в себя обобщение богатого опыта скандинавских мастеров. Это были самые практичные и быстрые суда своего времени.

«Драконий» корабль

Свое название драккары викингов получили в честь мифических драконов. Их головы вырезались на прикрепляемых к носу этих кораблей фигурах. Благодаря узнаваемому внешнему виду суда скандинавов можно было легко выделить на фоне судов остальных европейцев.

Драконы устанавливались на нос только при приближении к вражескому поселению, а если викинги плыли в собственную гавань, то они убирали пугающих чудищ. Как и все язычники, эти мореходы были крайне религиозными и суеверными. Они считали, что в дружественном порту дракон злил добрых духов.

Другим характерным атрибутом драккара являлись многочисленные щиты. Экипаж вешал их по бортам своего транспорта. Драккары викингов обкладывались белыми щитами, если команда хотела продемонстрировать свое миролюбие. В таком случае мореходы складывали оружие. Этот жест был прообразом использования белого флага в более поздние времена.

На каких кораблях плавали викинги? Что посмотреть в Осло? Чем заняться в Трондхейме?

драккары викингов

Универсальность

В IX-XII вв. корабли викингов (драккары) были самыми многофункциональными во всей Европе. Их могли использовать в качестве транспорта, военного судна и средства для исследований дальних морских рубежей. Именно на драккарах скандинавам удалось первыми добраться до Исландии и Гренландии. Кроме того, они открыли Винланд – Северную Америку.

Как многофункциональные корабли драккары появились в результате эволюции своих предшественников – снеккаров. Они отличались меньшими размерами и грузоподъемностью. В то же время существовали исключительно торговые суда – кнорры. Они обладали большей вместительностью, но были неэффективными в русле рек. Все эти недостатки остались в прошлом, когда появились драккары.

Деревянные корабли викингов нового типа отлично подходили для путешествий по фьордам и рекам. Именно поэтому они так полюбились викингам во время войны. На таком транспорте можно было внезапно проникнуть вглубь территории разоряемой материковой страны.

драккары деревянные корабли викингов

Создание драккара

Средневековые корабли викингов (ладьи и дракары) строились из разных пород дерева. Как правило, использовались сосна, ясень и дуб, широко распространенные в скандинавских лесах. Особенно тщательно выбирались материалы, предназначенные для сбора шпангоутов и киля. Всего на создание среднего драккара могло уйти около 300 стволов дуба и несколько тысяч гвоздей.

Процесс переработки дерева включал в себя несколько этапов. Сразу после рубки его несколько раз расщепляли пополам с помощью специальных клиньев. Разделка совершалась с филигранной точностью. Мастер должен был расщеплять ствол исключительно вдоль естественных волокон. Далее доски смачивали водой и держали на огне.

Читайте также:  Резиновая лодка как каноэ

Самый большой в Мире действующий драккар викингов Харальд Хорфагре(Прекрасноволосый). Секира

Получаемые материалы отличались особенной гибкостью. Им можно было придавать разные формы. При всем при этом инструментарий мастеров никогда не отличался чрезмерной широтой. Он включал в себя топор, сверла, долота и другие мелкие принадлежности. Скандинавы отличались еще и тем, что не признавали пилу и не использовали ее при строительстве кораблей.

Размеры и обшивка

Размеры драккаров были разными. Самые большие модели могли достигать 18 метров в длину. От габаритов зависел и размер команды. За каждым членом экипажа закреплялось его собственное место. Спали мореходы на скамьях, под которыми хранились их личные вещи.

Самые большие суда могли перевозить до 150 воинов.

Драккар – техническое чудо викингов. Его уникальность сквозила во всем. Так, для обшивки своих кораблей скандинавы использовали своеобразную для своего времени методику. Доски укладывались внахлест. Скреплялись они с помощью заклепок или гвоздей. На завершающем этапе постройки корабля его каркас конопатился и смолился.

После этой процедуры конструкция получала дополнительную устойчивость, стабильность и скорость движения. Благодаря своим выдающимся качествам драккары могли продолжать путь даже в самые страшные штормы.

корабли викингов драккары

Управление

Маневренные драккары викингов приводились в движение с помощью весел (на особенно больших кораблях их могло быть до 35 пар). Грести должен был каждый член экипажа. Команды менялись по сменам, благодаря чему судно не останавливалось даже в самом долгом пути. Кроме того, использовался надежный парус. Он помогал ускориться и воспользоваться морским ветром.

Викинги, как никто, в свое время умели определять благополучную для путешествия погоду. Были у них и способы определения приближения земли. Для этого на кораблях держались клетки с птицами. Периодически крылатых выпускали на волю. Если земли рядом не было, то они возвращались в клетки, не найдя места для другого приземления.

Если команда понимала, что она сбилась с пути, судно могло быстро поменять курс. Для этого драккары оснащались самым современным на тот момент румпелем.

драккар техническое чудо викингов

Эволюция судов викингов

Развитие скандинавского судостроения происходило по общепринятым законам: сложные формы постепенно заменяли архаичные. Первые корабли викингов не имели паруса и управлялись исключительно гребками. Такие суда не требовали особенных конструкторских ухищрений. Надводный борт подобных моделей отличался малой высотой. Она ограничивалась длиной гребка.

Ранние драккары отличались малым размером, из-за чего малым был и руль таких транспортных средств. С ним мог совладать и один человек. Однако по мере увеличения кораблей и усложнения их конструкции руль становился все больше и тяжелее. Для его регулировки стали использовать трос, который перебрасывался через планширь. Постепенно появилась и стала всеобщей поддержка руля.

Читайте также:  Ведьмак квест последнее желание не могу сесть в лодку

К концу эпохи викингов (в XII столетии) корабли стали исключительно парусными. Изменился и метод крепления мачты: она получила подъемные модификации. Ее опускали при прохождении прибоя.

корабли викингов ладьи и дракары

Находки затонувших драккаров

В XX веке местные рыбаки скандинавского побережья несколько раз случайно натыкались на затонувшие драккары. Такие находки – это не только удивительное совпадение, но и большая удача для археологов и историков. Некоторые останки удалось поднять на поверхность и в законсервированном виде отправить в музеи.

Одной из самых громких находок такого рода стал случай в 1920 году. Датские рыбаки вблизи местечка Скуллелева нашли остатки сразу шести драккаров. Поднять их на поверхность удалось только 40 лет спустя. С помощью радиоуглеродного метода специалисты определили возраст судов: они были заложены около 1000 года. Несмотря на огромное количество лет под водой и многочисленные разрушения, эти артефакты позволили составить наиболее полное представление об особенностях средневекового скандинавского судостроения.

драккары деревянные коробли

Интересные факты

Скандинавские драккары – деревянные коробли, которые оснащали парусами, изготавливаемыми из длинных овечьих волос. При этом использовалась только шерсть редкой североевропейской породы. Природный слой жира помогал парусу сохранить сухость даже в самую неприятную погоду.

Для того чтобы корабль лучше набирал ход при попутном ветре, ткань шилась исключительно в квадратной или прямоугольной форме. Большой парус для драккара мог достигать площади в 90 квадратных метров. На его производство уходило около двух тонн шерсти (при том, что одна овца давала в год в среднем по полтора килограмма этого ценного материала).

Источник: fb.ru

На каких кораблях плавали викинги?

В свои знаменитые набеги викинги отправлялись на судах, называемых Драккарами, то есть драконьими, потому что загнутый нос этого корабля украшался головой дракона или другого сказочного чудовища. Драккар — был идеальным судном для быстрых набегов, очень легкий и стремительный он позволял викингам быстро преодолевать небольшие расстояния идя на веслах и даже переносить суда на руках из реки в реку, ведь часто набеги викинги совершали поднимаясь по течению многочисленных рек. Драккар украшался щитами и мог вместить до 70 воинов. В набег обычно отправлялись на нескольких судах, иногда формируя даже огромные флоты против особо сильного противника.

Другим судном викингов был кнорр, торговое судно, которое впрочем легко превращалось в боевой корабль и многие бедные роды не имея возможности купить боевой драккар отправлялись в поход на кноррах. Кнорр вмещал до 40 человек и имел более глубокую осадку.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Корабли времен викингов

Страны Северной Европы славятся своими старинными традициями кораблестроения. Первыми средствами, предназначенными для передвижения по морю, были лодки примитивного типа, из которых постепенно выкристаллизовалась новая разновидность корабля, отличавшаяся от ее средиземноморских аналогов наличием дощатой обшивки, в которой доски накладывались краями одна на другую (внакрой).

Читайте также:  Габариты лодки фрегат м3

Кто такие викинги

Древние викинги имели множество имен, наиболее известными из которых были «варяги», «люди моря» и даже такие эмоциональные эпитеты, как «языческие чудовища». Отряды этих храбрых, выносливых и отнюдь не мягкосердечных воинов проводили свою жизнь на маленьких быстроходных кораблях в постоянных морских походах, безжалостно опустошая прибрежные города Италии, Франции, Португалии, Испании, Англии.

Позднее викинги сумели переплыть Каспийское море и показывались даже в окрестностях Багдада, а выдающийся моряк и пират Эрик Рыжий сумел достичь североамериканских берегов почти за пять сотен лет до Колумба – в 1000 г. – и основал небольшое поселение в северной части острова Ньюфаундленд.Викинги как социальный слой возникли в Скандинавии приблизительно в середине 8 в. н.э. В основном это были выходцы из прибрежных сел и деревушек, светловолосые скандинавы.

Однако название «викинг» не означало обязательную принадлежность к какому-либо народу: существовали также ирландские и славянские викинги. В Европе этим термином объединяли всех людей, образ жизни которых имел определенные четко выраженные особенности. Поэтому назвать точное время и место объединения викингов в единую общность невозможно. В самой Скандинавии между поселениями викингов существовали значительные отличия в языке, обрядах и архитектуре.

Как выглядели корабли эпохи викингов

Время господства викингов на морских просторах – это VIII-XI вв. Корма и носовая часть ладьи, которые они строили в большом количестве, полностью повторяли друг друга, что давало возможность плыть в любом направлении, не поворачивая.

Драккар

В 1880 г. в Осеберге была обнаружена ладья, датируемая 700 г. н.э., а в 1904 г. в Гокштадте – ладья, построенная в 800 г. н.э. Благодаря этому ученым удалось полностью реконструировать все особенности этого северного судна. Так, выяснилось, что ладьи викингов были снабжены килем, к которому прикреплялись шпангоуты, изготовленные из цельного дерева.

Обшивку накладывали внакрой и закрепляли на шпангоутах посредством кожаных шнуров и штырей, доски же обшивки соединялись между собой железными гвоздями. Верхняя часть обшивки имела уключины, в которые вставлялись весла. Шпор мачты устанавливали на коротком кильсоне особой формы, сделанном из цельного бруска.

Ладья имела единственный рей, на который и поднимался четырехугольный парус. В качестве руля использовалось большое весло, которое прикреплялось посредством стропа к боковой стороне ахтерштевня. Длина кораблей викингов равнялась 30-40 м, а количество весел по каждому борту составляло 30-60 штук. Ладьи большого размера называли драккарами (драконами).

Источник: www.letopis.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...