«Планета-Спорт» — едва ли не единственный советский мотоцикл, способный конкурировать с главной иномаркой тех лет – «Явой». Инженеры постарались на славу, повторив и переосмыслив решения ведущих европейских и японских марок.
Мотоцикл планировали продавать на экспорт и не экономили – «ПС» первых лет выпуска даже у нас продавались с импортными комплектующими, от которых позже отказались в пользу советских. В любом случае, для своего 1973 года модель была настоящим прорывом.
На что способен ИЖ Юпитер 1980?! Дешёвки
Такие мотоциклы встречаются в продаже и сегодня, но для ежедневных поездок по городу не хватает ни чахлого по нынешним временам мотора, ни слабого шасси. Непросто найти и нужные запчасти, а еще сложнее – людей, умеющих работать с советской техникой.
Именно поэтому я выбрал другой мотоцикл, ровесницу «Планеты-Спорт» – Yamaha SR400. Она появилась в 1978 году и с тех пор практически не менялась, пережив ряд обновлений, конвейер этот мотоцикл покинул лишь в прошлом году.
Yamaha SR400 – аппарат распространенный и беспроблемный. Все запчасти и расходники, как правило, есть в наличии. А дизайн… Дизайн я и решил поправить, стилизовав древнюю рисомолку под советскую легенду.
В качестве донора был выбран «японец» 2000 года выпуска. В конце девяностых, специально для ретроградов, Yamaha несколько лет к ряду выпускала SR400 с барабанным тормозом на переднем колесе, этот механизм идеально вписывался в концепцию будущего рестомода.
А вот запчасти от советской модели пришлось собирать по всей стране. Боковые крышки, фара, бак, седло и крылья, ранняя светотехника – все от разных доноров. Как и поздние шильдики – единственное и осознанное отступление от концепции мотоцикла первых лет выпуска.
А на что способен мотоцикл ИЖ?!:)
Мотоциклы первых лет комплектовались наклейками, но массивные металлические шильдики меня зацепили сильнее – таких сегодня уже не делают, в отличие от повсеместного применения винила.
Удивительно, но единственное по-настоящему сложной задачей стало создание нового бака – его сварили, использовав нижнюю часть от японца и верхнюю от ИЖа. А вот остальные детали встали с минимальными доработками, варить и резать оригинальную раму не пришлось.
В итоге получился мотоцикл, притягивающий взгляды окружающих. Самые внимательные и продвинутые замечают неладное в виде слишком уж большого и явно иностранного мотора, но в целом впечатление мотоцикл производит правильное.
Правильно он и ощущается – запуск мотора только кик-стартером, электрический за 40 лет производства так и не появился, лампы накаливания, механический привод спидометра, настоящий олдскул!
Бюджет проекта в основном сложился из стоимости донора и редких запчастей от ранних Ижей. Мотоцикл обошелся примерно в 200 000 рублей, а вот оперение покупалось по цене чермета, коим оно и являлось.
Другое дело – японские поворотники, комплект которых не удалось найти дешевле 10 тысяч. Самым дорогим этапом строительства могло бы стать изготовление бака, но эту работу взял на себя мой друг, сваривший его практически бесплатно.
Отъездив на этом мотоцикле два сезона, понимаешь, что лучшего сочетания придумать было невозможно. К слову, сейчас он выставлен на продажу – на носу строительство нового проекта.
Источник: 5koleso.ru
Почему в СССР хотели запретить мотоцикл «ИЖ-Планета Спорт»?
Комментарии: 9 07.08.2021 Существует мнение, будто в СССР пытались запретить популярный мотоцикл «ИЖ-Планета Спорт». Люди не раз жаловались на плохое качество этой модели. В народе байк именовали «ИЖ-Планета Смерть», что может быть связано с его скоростными показателями и водителями-лихачами. О мотоцикле во времена СССР мечтали многие любители двухколесного транспорта, так как это был современный и техничный для того периода байк, способный разгоняться до 140 км/ч.
Руководители компартии неоднократно жаловались на «ИЖ-Планету Спорт». Существует версия, что генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев лично проехал на модели, пришел в восхищение от нее, после чего ни о каких запретах и речи уже ни шло.
«ИЖ ПС» по рабочим параметрам почти ничем не отличался от знаменитых Suzuki или Kawasaki тех времен. Но основным для него конкурентом стала культовая «Ява». Самые первые экземпляры на заводе оборудовали импортными компонентами.
Например, вначале на мотоцикл устанавливали итальянский спидометр, замок зажигания чешской сборки, японский аккумулятор и карбюратор. С годами при этом транспортное средство производили из отечественных деталей.
Покупатели не раз жаловались, что после смены запчастей ухудшилось качество «ИЖ-Планеты Спорт». К примеру, первоначально система смазки являлась раздельной, но потом водитель был вынужден добавлять масло в горючее.
В 1984 году закончился выпуск байка. Официальная версия гласит, что всему виной была малая рентабельность производства. В последние десятилетия существования СССР мотоцикл обладал большой популярностью в государстве, а многие модификации прекрасно сохранились до современности.
Тем не менее, в 70-80-х годах мотоцикл Иж Планета Спорт был настоящим бестселлером. Многие модели мотоцикла сохранились по наши дни в очень хорошем состоянии и ценятся многими знатоками.
В момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1050 руб., последующие партии стали продаваться по 1000 руб., так что не каждый тунеядец мог его себе позволить. При этом в те годы «Москвич-412» стоил около 5000 рублей.
Советские мотоциклисты называли модель по прозвищу «пёс» (от сокращенного «Иж ПС»), «пээска» и «спортак». Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США, и он действительно уходил на экспорт, особенно полюбился мотоциклистам Великобритании, Нидерландов и Финляндии. «Спорты» были ярко-желтыми и оранжевыми, что в сочетании с черным цветом рамы и строгим блеском никелированных деталей смотрелось по-настоящему спортивно.
«Иж Планета-Спорт» выдерживал 50-60 тысяч км без заметного износа основных узлов. Очень неплохо для советской мототехники.Источник: car.ru
ИЖ Юпитер-5
Самый популярный и массовый мотоцикл в серии ижевских «Юпитеров» – это модель пятого поколения (серийно выпускалась с 1985 по 2007 годы).
Планировалось, что в начале 1990-х эта модель должна была быть модернизирована (предполагалось, что мотоцикл получит четырёхтактный современный двигатель), но развал Советского Союза помешал это сделать – поэтому ИЖ Юпитер-5 выпускался с минимальными изменениями вплоть до 2007 года.
Внешне этот байк выглядит похожим на ИЖ Юпитер-4, но более облегчённый и современный. Кто-то считает, что такой дизайн устарел ещё в 1970-х годах, но для многих именно так должен выглядеть универсально-дорожный мотоцикл.
Поняв свои ошибки с моделью четвёртого поколения, конструкторы дефорсировали двигатель ИЖ Юпитер-5 более чем на 14% – в результате мотор ощутимо прибавил тяги на низких оборотах.
Заявленная максимальная скорость осталась на прежнем уровне – 125 км/ч. Хотя реальная «максималка на стоке» (с замером по ГЛОНАСС) составляет примерно 112±4 км/ч (сейчас это кажется смешным, но для конца 1980-х годов, особенно в сельской местности, этого хватало с избытком).
Реальный расход топлива составляет ≈7±1 литров на 100 км (в зависимости от режима движения, наличия прицепа-коляски и качества дорожного покрытия).
Коробка передач, старая знакомая, четырёхступенчатая и высокой надёжностью по прежнему не отличалась (обычная проблема с чёткостью переключения)… но в поздних модификациях ижевские конструкторы снизошли доработать КПП и она стала функционировать почти безукоризненно.
По ходовой части мотоцикл практически не изменился (по сравнению с четвёртой моделью) – та же стальная рама, телескопическая вилка, барабанные тормоза на всех колёсах.
Электрика у ИЖ Юпитер-5 уже не такая проблемная, как на четвёртой модели – это отмечают все владельцы таких мотоциклов.
Технические характеристики
- Двигатель – двухтактный двухцилиндровый:
- Ø цилиндра – 62 мм
- ход поршня – 57,6 мм
- степень сжатия – 9,3
- рабочий объём – 347,6 см³
- максимальная мощность – 24 л.с. или 17,6 кВт
- смазочная система – совместно с топливом
- система зажигания – электрическая
- система питания – карбюратор (К-62Д, К-65Д, К-68Д или чехословацкий Jikov-2928СЕ)
- топливо – бензин с октановым числом не менее 76 (А-76, АИ-93)
- воздухоочиститель – контактно-масляный
- охлаждение – воздушное (жидкостное для поздних моделей)
- передача от двигателя на сцепление – двухрядной втулочной цепью
- сцепление – многодисковое в масляной ванне
- коробка передач – четырёхступенчатая (переключение ножным рычагом с полуавтоматическим и ручным выжимом сцепления) с передаточными отношениями:
- 1-я передача – 3,17
- 2-передача – 1,81
- 3-я передача – 1,26
- 4-я передача – 1,0
- с барабанным тормозом:
- с 30 км/ч до 0 км/ч – 6,5 метра
- с 60 км/ч до 0 км/ч – 22 метра
- с 30 км/ч до 0 км/ч – 6,0 метров
- с 60 км/ч до 0 км/ч – 20 метров
- переднего колеса – телескопического типа с пружинно-гидравлическими амортизаторами с пневматическим регулированием (ход 200 мм) или без пневморегулирования (ход 160 мм)
- заднего колеса – рычажная с пружинно-гидравлическими амортизаторами (ход 85 мм)
- длина – 2 170 мм
- ширина – 810 мм
- высота – 1 170 мм
- колёсная база – 1 450 мм
- стандарт – 3,50×18″ (90-459)
- переднее колесо на мотоциклах 6.113-015-01, 6.113-025-01, 6.113Л-015-01 – 3,25×19″ (82-484)
- задний – однокулачковый барабанного типа с тяговым механическим приводом
- передний – однодисковый однопоршневой с гидравлическим приводом или двухкулачковый барабанного типа с тросовым механическим приводом
Отличия варината «с коляской»
- Передаточное отношение главной передачи – 2,63
- Максимальная скорость – 95 км/ч
- Длина тормозного пути:
- с барабанным тормозом:
- с 30 км/ч до 0 км/ч – 7,2 метра
- с 60 км/ч до 0 км/ч – 25 метров
- с 30 км/ч до 0 км/ч – 6,8 метра
- с 60 км/ч до 0 км/ч – 24 метра
- длина – 2 200 мм
- ширина – 1 700 мм
- высота – 1 300 мм
Основные модификации
- ИЖ 6.113-010-01 – базовая модель без бокового прицепа (телескопическая вилка, двухкулачковый тормоз барабанного типа, спицованные колеса)
- ИЖ 6.113Л-010-01 – модификация «Люкс» (дополнительно оборудована полуобтекателем, коленными щитками и багажником)
- ИЖ 6.113-012-01 – вариант с карбюратором Jikov-2928СЕ
- ИЖ 6.113-014-01 – вариант с литыми колёсными дисками
- ИЖ 6.113-015-01 – модификация с дисковым тормозом переднего колеса (с гидравлическим приводом), передней подвеской телескопического типа с увеличенным ходом и пневморегулированием и литыми колесными дисками
- ИЖ 6.113Л-015-01 – модификация «Люкс» (дополнительно к ИЖ 6.113-015-01 оборудована полуобтекателем, коленными щитками и багажником)
- ИЖ 6.114Т-010-01 – модификация «Турист» с боковым прицепом (дополнительно укомплектована запасным колесом с шиной, имеющей увеличенные грунтозацепы)
- ИЖ 6.114-012-01 – применение карбюратора Jikov-2928СЕ в варианте с боковым прицепом
- ИЖ 6.114-016-01 – вариант ИЖ 6.113-016-01, но с боковым прицепом
- ИЖ 6.114Т-016-01 – модификация «Турист» варианта ИЖ 6.114-016-01 (шины с увеличенным грунтозацепом + запасное колесо).
- ИЖ 6.114Т-020-01 – модификация «Турист» с карбюратором К-65Д (увеличенные грунтозацепы на шинах и запасное колесо)
- ИЖ 6.114Г-020-01 – вариант с грузовым боковым прицепом (ИЖ 9.204)
- ИЖ 6.114Г-023-01 – вариант с грузовым боковым прицепом (ВМЗ 9.203Г).
- ИЖ 6.114Т-026-01 – тот же ИЖ 6.114-026-01 в варианте «Турист» (увеличенные грунтозацепы и запаска)
Ключевые этапы модернизации
- c 1988 года «Юпитер-5-02» – ящики, крылья, бензобак, приборный щиток и сидение унифицированы с моделью «Планета-5»;
- с 1993 года «Юпитер-5-03» – установка двигателя с жидкостной системой охлаждения (ИЖ Ю-5 сб 1-08.10 мощностью 25 л.с.), что улучшило стабильность работы, тягу, расход и уровень шума.
Руководства и каталоги
- Руководство по эксплуатации мотоцикла ИЖ Юпитер-5
- Руководство по обслуживанию и ремонту мотоциклов ИЖ Юпитер-5
- Каталог запчастей для мотоциклов ИЖ Юпитер-5
Достоинства и недостатки
- Самый главный плюс «пятого Юпитера» сегодня – это низкая стоимость на вторичном рынке. Если поискать, то неплохой экземпляр можно найти за 15-25 тысяч рублей.
- Запчасти для этого мотоцикла купить тоже несложно – их делают сейчас в Китае. А если тщательно поискать, то можно приобрести и детали советского производства из «старых запасов».
- Возможность купить ИЖ Юпитер-5 «с коляской» – это тоже достоинство. В деревне такой аппарат пригодится для поездок в лес или на рыбалку.
- Архаичный двухтактный двигатель.
- Высокий расход топлива.
- Низкая надёжность.
Итоговые оценки и отзывы
ИЖ Юпитер-5 устарел ещё в момент своего появления – в 1985 году. Но в Советском Союзе этот мотоцикл ценили, хотя очередей за ним в торговых точках никогда не наблюдалось (в отличии от байков марки Jawa).
Источник: ironhorse.ru
На что способен мотоцикл ИЖ
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.
Была Планетка 5!Отличный неприхотливый мотоцикл!Только теплые воспоминания остались о нем!Вернуть время-не продал бы)))
Были и легкие мотоциклы! восход 3м) так и не успел довести до ума, отдал другу тот довел. ( разница в том что я пошел в колледж учиться, а он в ПТУ) у кента была планета 5! сделали красиво ее! красивые моторы и более легкие чем Урал или ему подобные) помню у кого то был Минск даже) но там мы замучались… все такое мелкое)
Несуществующий пользователь
Без машины
Как второй трек называется кто нибудь знает?
Несуществующий пользователь
Без машины
Эх юность, летний вечер, Планета 5…
Был когда то -юпитер 5, не подводил не разу, в отличии от явы, которая как девочка, любит только нежность и ласку, только ты с ней чуть по грубее, так она тебе «дулю»в ответ…
7:57 в 1979 году появился в нашей семье. МЕГА МОТОЦИКЛ! В таком же цвете.
Имеется Юпак 5 в очень приличном состоянии, 4 года не садился и не заводил…
иж-п-5 в 1992ом магаз «Спортивный» с батей штурмом брали, зимой, потом на 3-ий этаж руками затаскивали в квартиру)), в зале жил))… аж слезу пробило
В 2006 сел за руль ИЮ-4. В 2007 маленький тюнинг. Поставили ведущую звезду 23 зуба. На 3 передаче 120 вваливал. На 4 гашетку до конца не выкручивал.
По городу ссыкато. Самые лучшие воспоминания!
ЭЭЭх! Ностальгия по 1989. Тогда купил себе Иж Ю-3 1976 года. Вещь аппарат! И крышки от пластиковых бочек на колёса ставил, и бак переваривал, и проставки на аморты лепил.Даже блок приборов от шохи ставил и две фары. Ковш на задок из нержи и самодельный стеклопластиковый обтекатель со цветомузыкой был.И музон из леера с усилителем и это всё в 1992 году!
А светящиеся колёса- это ваще бомба! Ни один мент поначалу не пропускал не проверив доки. Юпак с орущим музоном, цветомузыкой из СВЕТОДИОДОВ на обтекателе и СВЕТЯЩИМИСЯ колёсами… БОМБА! Может кто видел в Рязани с 1995 по 1996 год? ЭЭХ МОЛОДОСТЬ—ГДЕ ЖЕ ТЫ ГДЕ?7
Дух детства и юности.Нынешняя молодежь лишена этого наслаждения.Жалко…
Источник: www.drive2.ru