Мусинги на подводной лодке это

Вчера была 25-я годовщина последнего выхода в море подводной лодки К-429.
Выкладываю статью, написанную достаточно давно — однако справедливой оценки эта катастрофа не получила и до сих пор.

Тайна гибели К-429

Александр МАЛЬЦЕВ, г. Владивосток

В музее боевой славы Камчатской военной флотилии в одном из залов хранится крайне ценный экспонат – вымпел министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть, проявленные в морских походах», которым в 1977 году был награждён экипаж атомной подводной лодки К-429. В тот год крейсер был признан лучшим подводным кораблём Военно-морского флота Советского Союза. На экипаж просыпался звёздный дождь – очередные и внеочередные звания, премии, квартиры… Казалось, лодке уготована счастливая судьба. Страшной беды, которая случилась через шесть лет, ничто не предвещало.
В июне 1983 года АПЛ К-429 погибла в бухте Саранной, в 50 километрах от выхода из Авачинской губы на глубине 38 метров. Океан унёс жизни 16 подводников.
Об этой трагедии написано немало. Несмотря на то, что с момента гибели лодки прошло уже 17 лет, споры и пересуды о вине тех или иных участников трагедии продолжаются. Одни винят в случившемся командира К-429 капитана 1 ранга Николая Суворова, другие говорят, что лодку погубили командир дивизии атомоходов Валерий Алкаев и начальник штаба флотилии Олег Ерофеев. Но дело не в этом.
Гибель атомного крейсера К-429 в 1983 году, действия командования и экипажа крайне любопытны в призме трагедий «Комсомольца» и «Курска» в Баренцевом море.
Ни в коем случае нельзя сравнивать технические аспекты двух этих катастроф – разная техника, разные глубины, разные люди. Тем не менее историю эту надо знать. Хотя бы для того, чтобы вынести из неё уроки…

Атомная подводная лодка К-429 — проект 670а “Скат”. По натовской классификации — Charlie I. Длина 104 метра, ширина 9,9 м. Водоизмещение в надводном положении 4 300, в подводном – 5 500 тонн. Максимальная скорость 26 узлов, максимальная глубина погружения 300 метров. Осадка 7,8 метра.

На лодке установлена атомная энергоустановка типа ОК-350 с тепловой мощностью — 89,2 МВатт и с мощностью на валу — 18 000 л. с. Лодка способна нести ядерное оружие – 8 ракет типа SS-N-7 «Аметист». Главный конструктор — И. Иоффе. Место постройки — завод «Красное Сормово» (г. Горький). Всего было построено 11 АПЛ данного проекта – К-43, К-212, К-308, К-320, К-429, К-201, К-25; К-121; К-313; К-302; К-325.
К-429 выведена в резерв в 1987 году.
Сейчас в посёлке Рыбачьем на Камчатке, на базе атомных подводных лодок ТОФ, большинство подводников склоняются к мысли, что в трагедии К-429 виновато время. То самое время, когда формулировка «любой ценой» была основополагающей для всей страны.

Любой ценой…
Весной 1983 года атомная подводная лодка К-429 пришла с боевой службы. Экипаж разъехался по домам, АПЛ отправили на межпоходовый ремонт. Из ремонта крейсер должен был принимать экипаж капитана 1 ранга Николая Суворова, чтобы затем, осенью, выйти на ней в море для проведения учебных торпедных стрельб и отработки мероприятий по противодействию торпедной атаке противника.

#warstory #музей #подлодка Немецкая подводная лодка U 995 Военный музей


Но в последний момент всё переиграли. Командование решило провести учения не осенью, а летом.
24 июня 1983 г. лодка должна была выйти из базы для выполнения упражнений. Учениям должна была предшествовать дифферентовка. Эта операция осуществляется перед каждым походом и состоит в выравнивании удельного веса лодки и удельного веса морской воды. Первый зависит от загрузки корабля, второй — от солёности и температуры воды.
Не учли только одного – лодка всё еще находилась в режиме приёма-передачи от одного экипажа другому. По стечению обстоятельств многие подводники о выходе в море просто не знали. Поэтому экипаж пришлось собирать с разных лодок. Крики адмиралов, угрозы отобрать партбилет оказали своё действие – 23 июня на К-429 согнали подводников с пяти разных лодок. Как потом удалось выяснить, экипаж удалось укомплектовать только за три часа до выхода в море.
Это было нарушением всех инструкций. По всем наставлениям, при замене 30 процентов экипажа лодка считается небоеготовой. Это и понятно, ведь на глубине подчас всё зависит от слаженности экипажа, от чувства локтя, от коллективных действий.
Понятное дело, ни о какой трёхсуточной базовой подготовке, предшествующей каждому выходу, речь даже и не шла. Не было времени даже на проверку работы систем и механизмов лодки. Но адмиралов это не смутило. Любой ценой, во что бы то ни стало… Так было всегда. В июне 1983 года цена оказалась слишком высока.

Читайте также:  Расход топлива подводной лодки


Капитан 1 ранга А. Гусев,
начальник штаба 10 дипл в 1983 г.

В тот день против выхода в море абсолютно не готовой лодки протестовал только один человек – начальник штаба дивизии капитан 1 ранга Алексей Гусев. Протестовал с риском для карьеры. Но его рапорт, как потом выяснилось, попросту положили под сукно. Протестовал и капитан 1 ранга Николай Суворов. Но обсуждать приказы в армии не принято.

Уставы гласят, что приказы, какими бы безумными они ни были, выполняют. Так К-429 вышла в море.

Отрицательная плавучесть
Ещё до начала работ лодка имела отрицательную плавучесть до 60 тонн — другими словами, она была значительно тяжелее, чем думали. Но об этом никто из моряков не знал. Так нередко случается, когда лодка обслуживается двумя экипажами: каждый рассчитывает на другого.
24 июня 1983 года лодка вышла из бухты Крашенинникова. В бухте Саранной, где глубины около 50 метров, было решено произвести дифферентовку.
Лодка выходила на дифферентовку. Это значит, что после завода она должна была самой себе (и штабу дивизии) показать, что она ещё способна погружаться и всплывать.
А дальше произошло то, что, собственно говоря, и должно было произойти.
Команда «к погружению» в отсеках не была выполнена, не были закрыты вентиляционные захлопки, не заблокированной оказалась система корабельной вентиляции. При заполнении средней группы балластных цистерн лодка быстро погрузилась и легла на глубину около 35 метров. В прочный корпус в IV отсеке хлынула вода. А глубинометры центрального поста показывали нулевую отметку, как будто лодка и не погружалась. Глубинометры были отключены.
Из отсеков пошли доклады о поступлении воды через систему вентиляции… Назревала катастрофа.
По сути, лодку спас экипаж IV (реакторного) отсека. Вместо того, чтобы в панике бежать из затопляемой коробки, они продолжали борьбу за живучесть. Мичман Владимир Лещук лишь на секунду заскочил в III отсек, чтобы сообщить о поступлении воды, и сразу же бросился обратно. На верную смерть.
Трагедия могла быть ещё страшнее, если бы не грамотные действия капитан-лейтенанта Разборского, который первым сориентировался в обстановке и задраил переборочную дверь, чем спас личный состав III отсека.
Субмарина, приняв в своё нутро 420 кубов ледяной воды, легла на дно. Только после этого на лодке сыграли аварийную тревогу.

Человеческий фактор
В этой ситуации командиром лодки было принято решение о всплытии. Суворов отдал команду продуть главные балластные цистерны. По этой команде в заполненные водой балластные цистерны подают под высоким давлением сжатый воздух, закрыв предварительно клапана вентиляции. Воздух должен был вытеснить воду, а лодка всплыть.

Но и здесь пресловутый человеческий фактор сыграл свою недобрую роль. Плохо знакомый с приборами оператор на пульте дистанционного управления вместо того, чтобы закрыть клапана вентиляции, закрыл кингстоны. Вместо того, чтобы вытеснять воду, воздух уходил прямиком наружу. А корпус постепенно заполнялся водой.
Вскоре вышло из строя всё электрооборудование, оказался обесточен и частично затоплен центральный командный пункт. Клапана вентиляции удалось закрыть вручную только ночью следующего дня.
Выпустить аварийный буй, подающий акустические и радиосигналы с сообщением о бедствии, не удалось. Во избежание отрыва буй был намертво приварен к корпусу лодки. Как потом выяснилась, подобная практика была широко распространена.

Читайте также:  Яхтман лодки кто производитель

Буи имели обыкновение в экстремальных условиях – а у подводников таковых бывает предостаточно – самостоятельно всплывать и несанкционированно подавать сигналы бедствия. Хорошо, если такое происходило на учениях. А во время боевой службы, когда лодка бороздит просторы Мирового океана, стараясь не быть обнаруженной противником, подобное нарушение режима скрытности каралось жестоко. Поэтому на большинстве субмарин подобные буи попросту приваривали. От греха подальше.
Позже оказалось, что точно так же приваренной к корпусу была и всплывающая камера, предназначенная для экстренной эвакуации экипажа. Огрехи, которые у пирса казались командованию незначительными, в море оказались смертельными.
К этому моменту вся команда IV отсека (14 подводников) была уже мертва.

Решение Гусева
Ситуация на лодке складывалась катастрофической. В некоторых отсеках повысилось давление, температура достигла 50 градусов. Не хватало воздуха. Не было фонарей, в аварийных бачках не оказалось пищи. Не хватало аварийных дыхательных аппаратов.

В этой ситуации командование лодкой на себя, осознавая весь груз ответственности, принял Алексей Гусев. Положение осложнялось ещё и тем, что о случившемся на К-429 не знали ни в штабе флотилии, ни командование флотом. На берегу были уверены, что субмарина выполняет боевые упражнения.
Когда стало ясно, что помощи ждать неоткуда, капитан 1 ранга Гусев принял волевое решение – через торпедные аппараты I отсека отправить на поверхность двух подводников.
На всплытие в неизвестность вызвались идти два мичмана — Михаил Лестник и Николай Мерзликин. Героями в классическом понимании чиновников из политуправления Лестник и Мерзликин никогда не были. Говорят даже, что оба были постоянными нарушителями дисциплины, за что не раз отправлялись на губу. Но в этой сложной ситуации именно они, а не картинные «комсомольцы и коммунисты», сделали для лодки больше, нежели секретарь парторганизации К-429 капитан-лейтенант Храмов.
Был выпущен специальный буйреп, на котором через каждый метр были навязаны узлы-мусинги. По этому тросу, соблюдая режим декомпрессии, мичманы Николай Мерзликин и Михаил Лестник с герметично упакованными записками о состоянии личного состава и материальной части лодки ночью вышли на поверхность.
На поверхности вблизи места их всплытия не наблюдалось ни одного корабля. И тогда подводники поплыли к берегу. Совершенно случайно их подобрал пограничный корабль. Так на берегу узнали о терпящей бедствие К-429.

Мичман Баев
Помощь пришла. Но толку от горе-спасателей не было никакого. Водолазные колокола так и не смогли пристыковаться к аварийным люкам. Подтвердилась расхожая истина, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Подводникам пришлось самим покидать лодку.

Те, кому достались дыхательные аппараты, выходили по всем правилам – по буйрепу. Остальные пошли на свободное всплытие. К сожалению, выжить удалось не всем. В результате всплытия погибли ещё два человека. Последними через носовой торпедный аппарат лодку покидали начальник штаба дивизии капитан 1 ранга Алексей Гусев, командир БЧ-3 лейтенант Константин Коноплёв и механик К-429 капитан 2 ранга Борис Лиховозов.

Мичман Василий Баев

Но главным героем был мичман Василий Баев. Он спас двадцать два человека. Всем выйти помог, кто рядом оказался, в чувство привёл, аппараты надел и включил и наверх силой вытолкнул. Свой аппарат отдал кому-то. Спасённых вывозили на берег, и только Василий Баев раз за разом уходил под воду доставать тех, кто оставался в лодке.
Сам он вышел последним. Именно благодаря ему впоследствии лодку удалось поднять. На затопленной корме он смог в одиночку задраить выходной люк и прекратить поступление воды.
За свой подвиг Василий Баев получил орден Красной Звезды. (В 2001 году мичман В. Баев стал Почётным Гражданином города Вилючинска — прим. автора ЖЖ).

Читайте также:  Как собрать лодку гладиатор 330

В. П. Баев
почётный гражданин Вилючинска

Рассказывают, после трагедии адмиралы засыпали Василия обещаниями. Обещали квартиру, «Волгу»… Но всё это как-то в суете забылось. Да и как адмиралу всё упомнить? Тем более когда речь идёт о каком-то мичмане, каких на флоте тысячи….
Впрочем, «безлошадным» мичман Баев не остался. Когда стало ясно, что адмиральские обещания лишь пустой звук, на машину – «ВАЗ-2104» – для Василия скинулись офицеры и мичмана… А весной 2000 года Василий Баев умер. Грипп. Не выдержало сердце…

Кто виноват?
Споры о том, кто же всё-таки виноват в этой трагедии, не утихают и по сей день. Одни во всём винят командира К-429 Николая Суворова. Другие уверены, что судить надо было комдива и начштаба флотилии. Третьи перелагают всю вину на командира БЧ-5 экипажа, который передавал лодку — Александра Маркмана.

А. Б. Маркман
мэр Вилючинска (с 1998 г.)

Но в 1983 году суд виновных назначил: Николая Суворова и командира БЧ-5 суворовского экипажа Бориса Лиховозова. Суворову дали 10 лет, Лиховозову — 8. Под стражу их взяли прямо в казарме, где проходил суд, даже с жёнами попрощаться не дали.
Как сложилась судьба главных действующих лиц всей этой истории?
Начштаба флотилии Олег Ерофеев позже стал командующим Северным флотом. Именно при нём в 1989 году погибла атомная подводная лодка «Комсомолец».
Герой Советского Союза Алексей Гусев – военный пенсионер, живёт во Владивостоке. Именно он одним из первых предложил свою помощь в организации спасательной операции на «Курске», но к его словам почему-то не прислушались.
Александр Маркман, руководивший спасательной операцией в первом отсеке, в середине 90-х тоже ушёл в запас. Сейчас он — мэр города Вилючинска.
А Николай Суворов, отбывший наказание, что называется, от звонка до звонка, живёт сейчас в Санкт-Петербурге и пытается восстановить справедливость.
В поселке Рыбачьем на базе атомных подводных лодок Тихоокеанского флота есть монумент, посвященный погибшим подводникам. На одном из мемориальных камней выбиты имена 16 членов экипажа К-429, погибшей 23 июня 1983 года в бухте Саранной:

капитан-лейтенант КАСПАРОВИЧ И. Ю.
капитан-лейтенант КУРОЧКИН В. М.
старший лейтенант ПЕТРОВ А. И.
лейтенант ТУЛАСОВ В. Г.
мичман ЖАРИКОВ И. М.
мичман КОЛЕСНИКОВ Н. Н.
мичман КУЗЬМИН А. И.
мичман ЛЕЩУК В. А.
мичман ПОРТНОВ В. Н.
мичман ЧЕРЕМУШИН А. Е.
старшина 2 статьи СУЛТАНОВ Ф. А.
старшина 2 статьи ЯШКИН Л. И.
старшина 1 статьи КОНРИНСКИЙ А. В.
матрос ЗАКИРОВ Р. М.
матрос СИНЮКОВ Н. П.
матрос ШВЕДОВ А. Д.

Памятник героям-подводникам
экипажам Л-16, К-129 и К-429

Спустя почти год К-429 подняли на поверхность. Но 13 сентября 1985 года лодка вновь затонула — на этот раз прямо у пирса в заводе СРЗ-49, бухта Крашенинникова.
Злые (но меткие) языки нарекли её «утопленницей», а потом и «дважды утопленницей».

Источник: filibuster60.livejournal.com

Шкентель спасательный с мусингами

 Шкентель спасательный с мусингами

Это аварийно-такелажное имущество, представляющее собой растительный трос с копами через 30-40 см.

Предназначен для аварийной высадки командного состава.

Шкентель с мусингами

Это аварийно-такелажное имущество, представляющее собой растительный трос с копами через 30-40 см.

Предназначен для аварийной высадки командного состава.

О магазине
Информация
  • О нас
  • Доставка
  • Политика приватности
  • Условия и Соглашения
  • Обратная связь
  • Карта сайта
Личный Кабинет
Наши партнеры
  • allasamsonova.ru
  • kinetika.spb.ru
  • vosvod.org.ru
  • retrodiving.ru
  • ecbspb.ru
  • xoznet.ru
  • tuningspeed.ru

Обращаем ваше внимание на то, что вся представленная на сайте информация, касающаяся комплектаций, технических характеристик, цветов, а также стоимости носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положением Статьи 437(2) Гражданского кодекса РФ. Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к менеджерам компании по телефону.

Источник: www.rescue-shop.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...