Изобретение относится к способам спасания личного состава из аварийной подводной лодки. Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки включает операции по эвакуации экипажа за пределы прочного корпуса подводной лодки, которые осуществляют шлюзованием через средства обеспечения выхода экипажа из объема прочного корпуса каждого отсека подводной лодки во внутренний объем балластных цистерн. Дальнейший выход экипажа в окружающее пространство осуществляют через люки, размещенные на наружных поверхностях балластных цистерн. Обеспечивается возможность спасания всего экипажа подводной лодки в аварийных ситуациях. 2 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к области подводного кораблестроения, а более конкретно к способам спасания личного состава из аварийной подводной лодки.
Известны способы и устройства для спасания экипажей с аварийных подводных лодок:
Л.А. Белицкий «Устройство подводных лодок», ГВИ Наркомат обороны СССР, М., 1938 г., с.112-113. Здесь эвакуация экипажа аварийной подводной лодки осуществляется только через шлюзовую рубку или тубус спасательного люка.
10.000 ТОМУ, КТО СБЕЖИТ ИЗ ПОДВОДНОЙ КОМНАТЫ! **НЕ ДЫШИ**
Патент РФ №2162426 С2, опубл. 27.01.2001 г. Выход экипажа осуществляют через торпедный аппарат. А торпедные аппараты размещены только в одном отсеке подводной лодки.
С.Н. Прасолов, «Устройство подводных лодок». Воениздат., МО СССР, М., 1973 г., с.211-212. Спасение экипажа осуществляют с помощью спасательного колокола только из отсеков живучести.
Патент РФ №2149123 С1, опубл. 20.05.2000 г. Эвакуация экипажа аварийной подводной лодки осуществляют путем помещения экипажа в герметичную камеру, расположенную в пусковой шахте, обеспечивающей катапультирование камеры. Однако здесь катапультирование возможно только при определенных углах наклона подводной лодки.
Патент РФ №2214144 С2, опубл. 20.10.2003 г. Спасение экипажа осуществляют через спасательный аппарат.
Патент №2120883 С1, опубл. 27.10.1998 г. Эвакуация экипажа осуществляется путем перехода экипажа в гибкие оболочки, расположенные вне прочного корпуса и обладающие возможностью всплытия.
Общим недостатком известного является то, что эвакуацию экипажа возможно производить только из отсеков живучести (отсеки-убежища), то есть отсеков, имеющих выходные отверстия, как торпедный аппараты, пусковые шахты, выходные люки с комингс-площадками. Как правило, такие отсеки расположены в носовых и кормовых частях подводной лодки или в месте расположения главного командного пункта и, как следствие, осуществляется возможность эвакуации лишь ограниченного количества членов экипажа, если, например, смежный отсек, через который необходимо пройти до отсека живучести, охвачен пожаром или затоплен.
Наиболее близким по технической сущности и принятым в качестве прототипа является способ эвакуации экипажа с аварийной подводной лодки, возможность которого реализована в подводном транспортном средстве, в частности подводном танкере (проект Швеция), включающем изолированные прочные корпуса, соединенные прочными туннелями, герметичные переборки и, по крайней мере, одну всплывающую камеру / И.А. Быковсий, «Атомные подводные лодки»».
УСПЕЙ ВЫБРАТЬСЯ ИЗ КУБА, ЗАПОЛНЯЮЩЕГОСЯ ВОДОЙ!
Изд. 2-е. Судпромгиз. Л., 1963 г., с.207-211, рис.109 /. Эвакуацию экипажа из жилых и служебных помещений осуществляют через коридоры и шахты-туннели, соединяющие раздельные прочные корпуса танкера. Конструкция коридоров и туннелей является продолжением прочных корпусов, представляющие собой водоизмещающие объемы.
Однако данные коридоры и шахты-туннели не обеспечивают спасение всего экипажа, находящегося в разных отсеках, ввиду невозможности проходя через аварийный отсек, что увеличивает угрозу жизни части экипажа.
Задачей заявляемого является обеспечение возможности спасения и эвакуации всего экипажа.
Технический результат заявляемого заключается в обеспечении возможности всего экипажа, независимо от места его нахождения, покинуть прочный корпус подводной лодки, находящейся как в подводном, так и в надводном положении, независимо от крена или дифферента подводной лодки, что обеспечивают размещением необходимого количества средств обеспечения выход экипажа как по длине бортов отсеков, так и по их высоте.
Как известно (С.Н. Прасолов, «Устройство подводных лодок». Воениздат, МО СССР, М., 1973 г., с.101, рис.39), балластные цистерны расположены по всей длине подводной лодки.
Таким образом, указанный технической результат, позволяющий решить поставленную задачу, заключается в том, что в случае аварии (пожар, затопление, изменение газового состава воздуха, радиация) и невозможности вести дальнейшую борьбу за живучесть подводной лодки, принимают решение об эвакуации экипажа из прочного корпуса подводной лодки, а эвакуацию осуществляют шлюзованием через средства обеспечения выхода экипажа из объема прочного корпуса подводной лодки каждого отсека во внутренний объем балластной цистерны, размещенной напротив данного отсека. Причем средства обеспечения выхода экипажа могут представлять собой стандартные шлюзовые камеры, снабженные люками, датчиками давления, системами вентиляции и осушения, клапанами сравнения давления и другими устройствами, обеспечивающими безопасный проход человека из объема прочного корпуса подводной лодки во внутреннюю полость балластной цистерны. Причем размещение средств обеспечения выхода экипажа как по длине корпуса каждого отсека, так и по его высоте, в зависимости от конфигурации объема отсека, обеспечивает выход экипажа практически из любого места отсека. Затем, открыв люк на внешней поверхности балластной цистерны, экипаж оказывается за пределами подводной лодки. И при нахождении подводной лодки под водой, всплывает на поверхность, а при нахождении подводной лодки над водой, остается на плаву, ожидая средства спасения.
Таким образом, представленное описание заявленного изобретения позволяет сделать заключение о том, что заявляемый способ обладает новизной, отличаясь от прототипа такими существенными признаками, как обеспечение возможности эвакуации, при образовании аварийной ситуации, всего экипажа подводной лодки, независимо от местонахождения его в отсеках подводной лодки и независимо от полученного подводной лодкой крена или дифферента, что позволяет выполнить поставленную задачу и сделать вывод о наличии изобретательского уровня и промышленной применимости.
1. Способ эвакуации экипажа аварийной подводной лодки, включающий операции по выходу экипажа за пределы прочного корпуса, отличающийся тем, что эвакуацию всего экипажа за пределы прочного корпуса подводной лодки осуществляют шлюзованием через средства обеспечения выхода экипажа из объема прочного корпуса каждого отсека подводной лодки во внутренний объем балластных цистерн.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что дальнейший выход экипажа в окружающее пространство осуществляют через люки, размещенные на наружных поверхностях балластных цистерн.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что средства обеспечения выхода экипажа размещают таким образом, что обеспечивают выход при любом крене или дифференте подводной лодки.
Источник: findpatent.ru
Средства спасения с подводных лодок
С момента появления первых субмарин конструкторов и моряков беспокоил один крайне важный вопрос: а что случится, если подлодка не сможет всплыть на поверхность? Обречен ли ее экипаж на мучительную гибель или у него будет шанс на спасение?
Изначально прорабатывалось несколько подходов для спасения экипажей. Самым очевидным был подъем подводной лодки со дна. Для этого строились специальные спасательные суда. Самым распространенным вариантом стал катамаран с мощной подъемной системой, установленной между корпусами. Первым в мире таким судном, получившим название «Вулкан», в 1908 году обзавелись немцы.
В 1911 году с его помощью удалось поднять со дна субмарину U-3, затонувшую во время учебного погружения. А в 1918 году, перед самым окончанием Первой мировой войны, кайзеровский флот пополнился «Циклопом» – новым, более грузоподъемным судном этого типа. Появились такие суда и в других флотах. В российском им стал «Волхов» (впоследствии «Коммуна»).
Однако применение специальных судов для подъема подлодок имело свои ограничения. Во-первых, такие операции были возможны лишь на сравнительно небольших глубинах. Во-вторых, с увеличением размеров субмарин мощности спасательных судов стало не хватать для их подъема. То есть, в принципе со дна можно поднять любую существующую подводную лодку, но такая операция требует привлечения целой флотилии судов, специальных понтонов и т. п. Растягивается она порой на месяцы.
Ясно, что экипаж подлодки (если он выжил в момент аварии) столько ждать не мог. Требовались надежные средства, способные обеспечить спасение людей с затонувшей субмарины.
АППАРАТ ДЭВИСА
Во время катастроф с первыми подводными лодками вопрос о том, спасутся люди или нет, чаще всего определялся двумя факторами: на какой глубине затонула лодка и какие повреждения она получила. Разделение корпуса на водонепроницаемые отсеки делало возможной изоляцию поврежденного отсека. В этом случае в остальной части корпуса сохранялся воздух.
Если из не затопленных отсеков можно было выйти наружу (через рубочный, носовой или кормовой люки), это делали, уравняв давление внутри лодки и снаружи путем частичного затопления отсеков, после чего открывалась крышка люка. При затоплении воздух в отсеках сжимался, и теперь можно было открыть люк изнутри без лишних усилий. Остатки воздуха вырывались наружу и поднимались по поверхность огромным пузырем.
Именно в таких пузырях и пытались спастись моряки. Выживут они или нет – зависело от глубины, на которой лежала лодка, так как их подстерегала опасность кессонной болезни. Они поднимались в воздушном пузыре слишком быстро, не проходя постепенную декомпрессию.
Между двумя мировыми войнами было найдено решение этой проблемы. Роберт Дэвис, хозяин фирмы, выпускавшей водолазное оборудование, обнаружил, что человек, дышащий чистым кислородом, менее подвержен кессонной болезни, чем дышащий обычным воздухом. В результате он создал спасательный аппарат Дэвиса, который состоял из дыхательной маски и баллона с кислородом.
Человек, надев этот аппарат, начинал дышать чистым кислородом. Спасательный аппарат Дэвиса спас жизни многих подводникам, которые в ином случае просто утонули бы. Каждый офицер и матрос подводного флота обучался пользоваться аппаратом Дэвиса. Для учебы используются специальные камеры на берегу. Там моряки проверяют, насколько хорошо они освоили аппарат и как им следует пользоваться.
КАМЕРА МАККЕННА
В США разработкой средств спасения с подводных лодок занимался Чарльз Момсен. Он предложил к использованию водолазный колокол, который предполагалось соединять с аварийным люком подводной лодки. Свои наброски он направил в подразделение подводного флота по созданию и ремонту подводных лодок. Но его идея была признана неэффективной.
Лишь после гибели в 1927 году субмарины S-4 на изобретение Момсена обратили внимание. Первый работающий вариант спасательной камеры появился в 1928 году. Водолазный колокол прошел серию испытаний в водах близ Ки-Уэст, после которых устройство было введено в эксплуатацию.
Капитан-лейтенант Аллан Роквелл Маккенн был назначен на продолжение работ по улучшению спасательной камеры. К концу 1931 года была выпущена усовершенствованная модель, способная выдерживать давление на глубине около 91 м. Эта камера была весом около 9 т и напоминала перевернутую грушу высотой порядка 3 м и диаметром от 1,5 м у основания до 2,4 м у самой широкой части.
Низ камеры был выполнен в соответствии с габаритами спасательного люка подводной лодки, а также оснащен резиновой прокладкой для водонепроницаемого соединения с подводной лодкой. Внутри камеры находилась лебедка с тросом, который соединялся с крышкой люка. С помощью этой лебедки камера преодолевала положительную плавучесть и подтягивалась к люку.
После присоединения к люку из нижней части камеры откачивалась вода, после чего люк открывали и подводники могли перейти в спасательную камеру. После того как люди выбирались из подводной лодки в камеру, люк закрывался, а камеру поднимали на поверхность, отпуская трос. Благодаря тросу операцию можно было повторять неоднократно, закрепляя спасательную камеру точно над люком.
Источник: warfor.me
Можно ли выбраться из подводной лодки под водой
Интересная экскурсия! Хорошие фотографии и комментарии с юмором! Спасибо.
9 лет назад
Еще больше уважать стала моряков, а подводников — в особенности! Героические люди!
9 лет назад
Очень впечатлило! Люди особой пороыі могут служить! Честь и хвала!
9 лет назад
Интересная экскурсия! Хорошие фотографии и комментарии с юмором! Спасибо.
9 лет назад
приходится признаться,закрытые помещения меня приводят в ужас,а еще и под толщей оды. Бррррр!
в естественных то условиях не всегда мыслишь и действуешь адекватно,но на воздушных лайнерах чувствую себя комфортно,такой парадокс).Спасибо!
9 лет назад
Очень впечатлило! Люди особой пороыі могут служить! Честь и хвала!
9 лет назад
Еще больше уважать стала моряков, а подводников — в особенности! Героические люди!
9 лет назад
Ya byla na russkoj podvodnoj lodke i na amerikanskoj. Zhalko moryakov, osobenno na russkoj podvodnoj lodke. A kubriki, gde oni spyat ; prosto hroshechnye i u kapitana tozhe. Mesyac v sebya ne mogla prijti. Srazu vspomnila i ,, Komcomol’ck»», i ,,Kursk».
Detsya nekuda.
9 лет назад
Екскурсия интересная. Но главное когда погрузились не бздеть.
9 лет назад
9 лет назад
Всё пересматриваю и пересматриваю. Героические люди,кто служит на подлодках. Восхищаюсь Вами!
9 лет назад
на ящике маркировка прибора группы КИПиА бч-5 . электро — механической боевой части .и порядковый номер ЗИПа. экскурсовод не шутил .в том самом гидрокостюме ИСП-60 (изолирующем снаряжении подводника) в комплекте с ИДА -59 (изолирующем дыхательном аппаратом)экипаж лодки должен был бороться за живучесть корабля в случае аварии и покидать затонувшую лодку . если глубина не превышала 100 метров через торпедные аппараты или входные люки отсеков , по буйрепу .- это такой трос с мусингами и всплывающей въюшкой .экипаж лодки периодически отрабатывал эти мероприятия на учебно — тренировочных станциях фактически . то есть каждый настоящий подводник прошёл курс лвд. (лёгко — водолазного дела ) . рацион питания на фотографии . не соответствует действительности . нет консервированных продуктов было в избытке . как же вам объяснить . продовольственные нормы снабжения у подводников были и я надеюсь остаются самыми большими в вооружённых силах . 6д , если это вам о чём — нибудь говорит . место в каюте или на боевом посту для личных и дорогих сердцу вещей всегда находилось ! шхер хватало . теснота .. к ней привыкаешь . спасибо за пост ! приятно вспомнить !
Источник: fotolub.temadnya.com