Как увеличить мощность лодочного мотора: раздушка и прошивка
Согласно законодательству РФ и ГИМС МЧС регистрации подлежат лодочные, бензиновые, подвесные двигатели, мощность которых превышает 10,88 лошадиных сил.
Исходя из этого, китайские производители лодочных моторов щедро снабжают отечественный рынок вариантами движков с завуалированной мощностью 9,8 и 9,9 л/с.
На практике, каждый водомоторник теоретически знает, как сделать так, чтобы такой движок легким движением руки превратился в 10 или 15 лошадей.
Клуб Серьезных Рыбаков расскажет, как увеличить мощность лодочного мотора, провести раздушку, прошивку чипа и научит прочим тонкостям выживания в современном, отечественном водомоторном мире.
Определимся с моделью мотора
Необходимо сразу уточнить, что ни один зарубежный производитель не станет специально менять технологию производства лодочного мотора, поставленного на конвейер, чтобы выпустить движок согласно законодательству ГИМС России.
⚙️ Неудачное увеличение мощности лодочного мотора
Поэтому на лодочные моторы, например, марки Honda, Mercury, Yamaha и Suzuki вводятся ограничители, которые искусственно блокируют мощность двигателя.
Разумеется, опытный мастер по ремонту подобной техники быстро разберется, как снять такой элемент и предоставить мотору всю его заявленную с рождения мощь.
Раздушка лодочного мотора
Задушенным лодочным двигателем в быту именуют такой мотор, который производитель выпускает с завода с установленным ограничителем.
Раздушить, то есть, снять оковы с внутренних элементов движка, — это и есть раздушка лодочного мотора.
Ну а если быть более точным, то этот процесс у каждого двигателя в зависимости от марки происходит по-своему.
Статья в тему: Как спускать лодку с прицепа
Выделяют типы раздушки:
- Установка переключателя;
- Корректировка деталей;
- Замена деталей;
- Смена прошивки на микрочип.
Отметим, что варианты раздушки с появлением и модификацией движков постоянно меняются и совершенствуются. Здесь рассмотрим самые проверенные и популярные из них.
Раздушка клапана лодочного мотора
В двухтактных лодочных моторах для раздушки часто применяют корректировку клапанных лепестков.
Для того чтобы понять, что ваш мотор душит именно зажатый клапан, необходимо:
- Изучить затвор карбюратора на предмет ограничителя заслонки дросселя.
- Посмотреть, отрывается ли «проем» на максимальной тяге на 80
- Проверить работу двигателя в полную силу. Невозможность выдать мощь свидетельствует о наличии зажатого клапана под карбюратором.
Чтобы провести раздушку клапана на лодочном моторе, необходимо:
- Отыскать жесткие пластины по форме напоминающие букву «В»;
- Приподнять их наружу, потянув на себя, так чтобы лепестки смотрели в противоположные стороны;
- Сгиб позволит попадать топливу в большем количестве.
- Мотор увеличивает потребление топлива, что экономически затратно;
- Мотор становится более шумным, что некомфортно для эксплуатации.
Раздушка карбюратора лодочного мотора
Дать волю лодочному двигателю можно и корректировкой карбюратора.
Чтобы провести раздушку карбюратора лодочного мотора, необходимо:
- Снять карбюратор.
- Просверлить отверстие 0,1 мм для увеличения размера диффузоров;
- Собрать карбюратор.
- Откорректировать дозатор.
- Отрегулировать угол зажигания на работу с опережением.
- Поменять свечи.
Раздушка прошивка чипа
Если вам довелось связаться с умным лодочным мотором, над удушением которого постаралась специальная компьютерная программа, то можно одновременно поздравить или пожалеть.
Статья в тему: Как установить магнитолу в лодку
С одной стороны, подобная техника всегда стоит немалых денег и предоставляется отменного качества, а с другой – раздушить двигатель простой заменой или корректировкой деталей здесь уже не получится.
А вот в сервисном центре по ремонту лодочных двигателей вам наверняка будут рады.
Не только, потому что дело это финансовозатратное для вас и прибыльное для них, но еще и потому, что лучше проводить диагностику и корректировку новых движков, чем устранять погрешности гаражных умельцев.
Чтобы провести раздушку чипа, необходимо:
- Скачать и установить специальную программу, подходящую для вашего лодочного мотора на компьютер;
- Внедрить программу и установить чип в лодочный мотор.
Видео: как увеличить мощность лодочного мотора
Как увеличить мощность лодочного мотора: способы, инструкции
- 11 Апреля, 2019
- Снаряжение
- Дарья Дорогокуп
Во время покупки качественного лодочного мотора можно увидеть просто огромное разнообразие моделей с идентичными эксплуатационными характеристиками, но разные по мощности. Довольно часто новички приобретают более слабые агрегаты, так как их цена гораздо ниже. Если неправильно рассчитать оптимальное количество лошадиных сил, то движение по водной глади может быть не таким резвым, как это планировалось. Именно поэтому необходимо знать, как увеличить мощность лодочного мотора своими руками.
Краткое описание
Покупая в специализированном магазине импортный двигатель, нужно помнить, что крупные зарубежные производители изготавливают основной процент агрегатов с небольшим запасом мощности, а также фиксированными ограничителями. Итоговая стоимость изделий может существенно отличаться друг от друга. Такой подход позволяет производителям добиться оптимального показателя, который установлен экологическими законодательными нормами.
Статья в тему: Какое масло использовать для двухтактных лодочных моторов
Оптимальным вариантом для рыбаков является:
- покупка недорогого импортного мотора;
- снятие всех ограничителей;
- увеличение мощности лодочного мотора без существенных финансовых затрат.
Опытные рыбаки и охотники уже давно разработали много интересных вариантов, благодаря которым можно добиться желаемых показателей двигателя без дополнительных вливаний денег. Стандартная схема повышения мощности выглядит так:
- Необходимо избавиться от ненужного балласта и вещей.
- Непрерывно контролировать состояние гребного винта, чтобы своевременно очищать его от возможных загрязнений.
- При выборе качественного топлива и масла не нужно экономить, так как от этого напрямую зависит работоспособность техники.
- Эксперты рекомендуют отслеживать шаг гребного винта. Увеличение или уменьшение показателей зависит от конкретной ситуации.
- Перед полноценной эксплуатацией двигатель обязательно нужно обкатать и отрегулировать.
Усовершенствовать лодочные моторы малой мощности может опытный специалист, который способен полностью перебрать агрегат и доукомплектовать его более качественными деталями.
Отечественное производство
С приходом тепла многие мечтают отправиться на природу, чтобы покататься по реке с ветерком, имея при этом доступный по цене, надежный двигатель. Но большой скоростью такие агрегаты не обладают, из-за чего не могут порадовать специалистов. При желании можно добавить мощность лодочного мотора, чтобы он максимально соответствовал всем требованиям:
- Первым делом мастеру нужно расширить камеру сгорания топлива. Не лишним будет увеличение диаметра каналов подачи горючего. Лучше всего приобрести у проверенного продавца новый карбюратор. Все внешние крепления должны максимально подходить.
- Необходимо сменить поршневую систему. Итоговая камера сгорания топлива должна быть больше, чтобы она могла легко справляться с объемом горючего материала. Винтовые лопасти нужно устанавливать более мощные.
Иностранные агрегаты
Такие изделия практически всегда могут похвастаться излишней мощностью, но не стоит забывать об ограничителях. Это стандартный рыночный прием, когда покупателям реализуют только одно изделие, но в разном виде. А это значит, что купив доступный мотор, можно снять ограничитель и получить более мощный двигатель, но за те же деньги. Помимо этого, есть возможность использовать оригинальную методику для форсирования. Эксперты отмечают, что абсолютно все двигатели имеют определенный запас для усиления мощности, но на реализацию некоторых идей может уйти слишком много денег.
Карбюратор
- Нужно аккуратно снять карбюратор.
- С помощью подручных инструментов необходимо просверлить отверстие максимум 0.1 мм, чтобы увеличить итоговый размер диффузоров.
- Необходимо собрать карбюратор в обратной последовательности и скорректировать дозатор.
- Обязательно регулируется угол зажатия (он должен быть с опережением). Для лучшей работы агрегата нужно поменять свечи.
Конечно, для работы с диффузором и карбюратором нужно обладать соответствующим опытом. Эти узлы системы следует заменить полностью. Новичкам этот вариант не подойдет, из-за чего лучше обратиться к экспертам.
Лепестки клапана
Этот вариант тоже позволяет увеличить мощность лодочного мотора. На первом этапе осуществляется осмотр затвора карбюратора, дабы обнаружить ограничитель заслонки дросселя. Если на максимальной тяге отверстие открывается полностью, то никаких препятствий нет. Но когда мотор функционирует не в полную силу, нужно выяснить, что именно ему мешает.
Лепестки клапана расположены под карбюратором. Это своеобразные жесткие пластинки, которые согнуты внутрь. Во всем двухкамерных двигателях они монтируются в непосредственной близи к основному цилиндру. Если же лепестки немного прижаты внутрь, их нужно аккуратно отжать (без лишних усилий). Небольшой сгиб обеспечит оптимальный приток топлива.
Но в итоге повысится показатель потребления горючего, что повлечет за собой дополнительные траты.
Работа над чипом
Четырехтактный лодочный мотор “Меркурий” может не иметь никаких заглушек или ограничителей. Но это не означает, что двигатель работает по максимуму. Основной нюанс зависит от электронных деталей, так как все оптимальные характеристики выставляются с помощью универсального чипа. Для внесения своих поправок необходимо обладать достаточным опытом.
Лучше всего отыскать специалиста в этой отрасли. Без навыков программиста работать с электронными деталями не стоит, так как можно только усугубить ситуацию.
Другие способы
Увеличить мощность лодочного мотора своими руками можно в том случае, если прибегнуть к следующим рекомендациям:
- Расточка имеющихся жиклеров. Такие манипуляции помогут восстановить правильную геометрию деталей.
- Проточка цилиндра либо впускных/выпускных отверстий. Этот вариант актуален при сильных износах.
- Правильно подбирать пропорции масла и бензина для лодочного мотора. В этом случае у мастера нет необходимости разбирать двигатель. От качества топлива зависят многие показатели работоспособности агрегата.
Манипуляции по восстановлению мощности двигателя разнообразны. Итоговый выбор того или иного варианта напрямую зависит от типа мотора. Самыми неприхотливыми являются двухтактные модели.
Четырехтактные агрегаты
Усовершенствовать лодочный мотор «Меркурий» довольно проблематично. Все дело в том, что четырехтактные модели менее податливы, но и для них разработали несколько эффективных рекомендаций:
- Нужно перенастроить имеющиеся зазоры клапанов газораспределительного узла. Мастеру предстоит самостоятельно отрегулировать зазоры заслонки (расширить их), чтобы горючая смесь быстрее поступала в камеру сгорания.
- Отрегулировать угол зажатия. Этот процесс требует аккуратности. Для достижения максимальной мощности лодочного мотора необходимо скорректировать угол зажатия, но нельзя переборщить с давлением на детали, так как агрегат может выйти из строя.
Основные рекомендации
- Не брать с собой в дорогу лишний груз. В дорогу нужно заготавливать только самые необходимые вещи. Бензобак не должен быть слишком громоздким и тяжелым. По возможности лучше не брать транцевые колеса.
- Проверить давление в баллонах. Заправка изделий должна осуществляться до тех пор, пока они не начнут звенеть. Когда лодка окажется на воде, воздух постепенно остынет и давление немного понизится. Этот фактор тоже влияет на скорость лодки.
- Настроить положение мотора относительно транца. Двигатель нужно приподнять повыше, желательно использовать вспомогательные проставки. Нужно не перестараться, в противном случае при качке лопасти будут крутиться в воздухе.
Отдельное внимание нужно обращать на винт. Следует регулярно проверять отсутствие неровностей, трещин, сколов и любых других деформаций, которые могут негативно отобразиться на вытесняющей способности агрегата. Чаще всего проблемные винты меняют либо просто хорошо отшлифовывают. Чтобы лодка вышла на глиссер, нужно поставить четырехлопастный винт. Во время установки металлической детали можно немного повысить КПД двигателя, если уменьшить толщину лопасти.
Форсирование (дефорсирование) лодочных моторов. (Просматривает: 1)
Shark_
- 17.06.2011
Скайп
- 17.06.2011
Источник: yamaha-market.ru
Можно ли форсировать лодочный мотор
Если с надувными лодками всё понятно – большинство из них не поднадзорны ГИМС, то ограничение по мощности мотора до 10 сил ставит серьёзные преграды на пути к полной свободе. Допустим, у вас надувная лодка, для которой «десятка» – мотор хоть и не маленький, но не соответствующий реальным потребностям. Выход из сложившейся ситуации предложили производители техники, заинтересованные в продажах, наладив выпуск моделей ПЛМ с возможностью из формальных 10 нерегистрируемых «лошадок» сделать 15, а то и 20 фактических, но никем кроме владельца не видимых.
То есть на шильде у вас скромные «пони», а под колпаком ещё несколько неучтённых «голов». Такие моторы не что иное, как Russian edition – модели, специально созданные в обход российского закона. Покупатель и продавец довольны, налоговая, подбивая статистику по транс-портному налогу, наверное, не очень.Если вы решили пойти по пути увеличения мощности мотора, но при этом избежать регистрации, то это вполне разумный, хоть и полузаконный способ. Тут главное не переусердствовать и трезво соотнести результат с техническими возможностями вашей лодки, просчитав риски.
Нужно знать 2 вещи:
1.Толщина транца.
Если транец на лодке 18 мм, то она рассчитана на мотор до 10 л.с. Это вовсе не означает, что под «пятнашкой» она немедленно лопнет и расползётся по швам, но систематическая эксплуатация в таком режиме ни к чему хорошему не приведёт. В один прекрасный момент мотор сделает прощальный «вжик» и нырнёт в царство Нептуна, либо лодка потребует внезапного ремонта.
Производитель, ставя тонкий транец и выбивая на шильде ограничение в 8–10 сил, намекает: дальше на свой страх и риск, если что, то мы здесь ни при чём. Хотите сделать из 10 л.с. 15 и более, позаботьтесь о том, чтобы лодка была с транцем толщиной минимум 24 мм, а это, в свою очередь, значит, что она будет тяжелее и дороже.
2. Длина лодки.
При минимальном диаметре баллона (44 см) нижняя граница длины лодки, при котором использование мотора в 15 сил можно считать безопасным, начинается от 3.3 м. В противном случае ставить мотор свыше 10 л.с., во-первых, опасно, во-вторых, не целесообразно. Для примера возьмём проверенное временем наблюдение, справедливое для надувной лодки: для выхода на режим глиссирования требуется мощность двигателя из расчёта 1 л.с. на 25 кг веса. Получается, что 10 сил без проблем «подымут» снаряженную лодку массой 250 кг. При грамотном подборе модели лодки и винта мотора, а также исходя из условий плавания, можно добиться глиссирования и при большей массе. В большинстве случаев (если ходите в одиночку или вдвоём без перегруза), ставить мотор больше 10 л.с. на лодку длиной менее 3.2 м резон сомнительный, у вас не сухогруз.
А вот что касается безопасности, то 3.2 м под «пятнашкой» – это уже «бешеный табурет», который, конечно, и драйв готов своему владельцу предоставить, но и любая ошибка может обернуться бедой. Скорость такой «табуретки» в районе 40 км/ч – на воде это, безусловно, интересно, да только вот закончиться всё может внезапным купанием. Даже на холостом ходу можно в секунду оказаться за бортом.
Автор этих строк стал не просто свидетелем, а невольным участником на первый взгляд штатной ситуации. Товарищ по рыбалке, будучи рулевым, решил во время троллинга привстать, чтобы на секунду разглядеть, что там впереди. Держа румпель, он поднялся на ноги и в этот момент из-за волны чуть качнулся назад, потеряв на долю секунды равновесие.
Машинально рука на румпеле провернула газ в поисках опоры, и 15-сильная «Ямаха» подняла нос нашей небольшой лодочки. Пол буквально выдернуло из-под ног, от падения за борт спасло лишь то, что лодка продолжила идти прямым курсом, и реакция – одной рукой удалось схватиться за леер, второй за товарища и удержать его, дав возможность сбросить газ. Ограничение на лодке было как раз 8 л.с. – нет, она не развалилась, просто её поведение под мотором в 15 сил стало вдруг экстримальным. Нужны ли такие «приключения» на рыбалке?
Важно!
«Форсированный» мотор ставим на лодки, где это разумно: длина от 3.3 м, диаметр баллона от 44 см.Если планируем ставить «раздушенную» десятку, то стоит рассматривать лодки с толщиной транца от 24 мм. Обращаем внимание на усиления: наличие стрингеров, толщина пайол от 8 мм. Привальный брус с брызгоотбойником. Внутри лодки обязательно должно быть за что держаться и водителю, и пассажирам: ручки, леера.
Что нужно иметь на лодке?
Если вы всё-таки приняли решение ставить «форсированный» мотор, то подумайте о безопасности. В бюджете дыру не пробъете, а от беды сбережетесь.
Разберемся, что нужно в лодке иметь обязательно. Для маломерных судов всё просто – есть нормы снабжения прописанные в судовом билете, если чего-то из списка нет на борту – штраф. Для пласредств (нерегистрируемых лодок) всё, вроде не так строго — можно «забыть» аптечку, якорь и даже вёсла. Но отсутствие спасжилетов ГИМС безнаказанным не оставит.
Как никак задача инспекции – контроль безопасности на воде, а спасжилеты – это безопасность. Если находитесь на территории Ленобласти, то жилеты должны быть надеты на всех, кто в лодке. Цвет красный или оранжевый со светоотражающими полосками, жилет должен быть укомплектован свистком.
Требования не столь жёсткие, чтобы ими пренебрегать, не говоря уже о том, что использование жилета нужно не инспектору, а тому, кто в лодке, ради его же безопасности. И здесь любопытно, что большинство дешёвых спасжилетов, продаваемых в магазинах, таковыми не являются – это страховочные, а не спасательные жилеты. Разница в принципе работы. Спасательный жилет перевернёт вас на спину и будет держать на плаву, даже если вы потеряете сознание, страховочный делать этого не станет. Не умеете плавать, потеряли сознание – шансы на спасение минимальные, если вы в страховочном жилете. Нужно понимать эту опасность, когда выбираете дешёвый «спасжилет» за 1000 р.
Важно!
Спасжилеты обязательны. В Ленобласти их всегда нужно надевать, находясь в лодке, не важно при этом, двигаетесь ли вы или остановились. Не экономьте на жилетах. Как видите, чтобы уже сегодня стать водномоторником, нет никаких формальных преград. Наслаждайтесь отдыхом на воде, но помните о безопасности – берегите себя и тех, кто рядом.
Разместил: Все лодки Петербурга Дата: 01.09.2018 Прочитано: 5423 |
Источник: www.vselp.ru
Форсировка 2т двигателя лодочного мотора
Теоретические вопросы форсировки двухтактных двигателей
Теоретические основы форсировки двухтактных двигателей на примере двигателя типа B-50.
Писать буду долго, тк буду искать инфу и выдумывать.
Статья пишется для пионеров, поэтому буду разжовывать досконально.
Как допишу до конца, сотру эти строки.
Многие задаются вопросом, как повысить мощность двигателя. Но как это сделать? Вот, написано что надо пилить. Пошёл, распилил. Стало хуже.
Как быть?
Эта статья создана, чтобы обьяснить новичку, что будет с двигателем, если сделать то-то и то-то.
Для начала рассмотрим работу двигателя в стандартном режиме:
Двигатель внутреннего сгорания преобразовывает химическую энергию топлива, сгорающего внутри рабочего цилиндра, в механическую работу. В цилиндр двигателя из специального прибора — карбюратора — засасывается горючая смесь, представляющая собой смесь воздуха с парами бензина. В цилиндре двигателя горючая смесь смешивается с остатками отработавших газов и образует рабочую смесь. Рабочая смесь сжимается поршнем и поджигается электрической искрой, проскакивающей между электродами запальной свечи.
При сгорании рабочей смеси в цилиндре двигателя образуются газы, нагретые до высокой температуры (примерно 2000°С), и давление их значительно повышается. Газы, расширяясь, с большой силой давят на
днище поршня, стенки и головку цилиндра. Благодаря этому поршень совершает поступательное движение, которое посредством шатуна преобразовывается во вращательное движение коленчатого вала и через силовую передачу заставляет вращаться заднее колесо мопеда. Затем отработавшие газы, уходят из цилиндра, и процесс повторяется снова. Совокупность этих последовательных и периодически повторяющихся процессов преобразования химической энергии топлива в механическую работу составляет РАБОЧИЙ ЦИКЛ ДВИГАТЕЛЯ.
Рабочий цикл двухтактного двигателя
При рассмотрении работы двигателя необходимо знать основные определения, связанные с его работой.
Верхней и нижней мертвыми точками называются крайние положения, которые занимает поршень при своем перемещении в цилиндре (рис. 6.)
Верхняя мертвая точка (в. м. т.) соответствует положению поршня, при котором расстояние его от оси коленчатого вала является наибольшим. Нижняя мертвая точка (н. м. т.) соответствует положению поршня, при котором расстояние его от оси коленчатого вала является наименьшим.
Ходом поршня S называется расстояние по оси цилиндра, проходимое поршнем от одной мертвой точки, до другой. Ход поршня соответствует повороту коленчатого вала на 180°. За два хода поршня коленчатый вал делает полный оборот (360°). Такт — это часть рабочего цикла, протекающего в цилиндре за один ход поршня.
Рабочий цикл двигателя происходит за один оборот коленчатого вала, т. е. за два хода поршня. В соответствии с этим двигатель называется двухтактным.
Объем, заключенный между головкой цилиндра и днищем поршня, когда он находится в верхней мертвой точке, называется объемом камеры сгорания или объемом камеры сжатия Vc, см3.
Объем, освобождаемый поршнем при его перемещении от в. м. т. до н. м. т., называется рабочим объемом Vh. Для одноцилиндрового двигателя рабочий объем цилиндра составляет рабочий объем двигателя или так называемый литраж двигателя.
В двухтактных двигателях объем, освобождаемый поршнем при его перемещении от верхней мертвой точки до открытия выпускного окна цилиндра, называется полезным объемом V’h. Сумма рабочего объема и объема камеры сжатия составляет полный объем цилиндра. Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сжатия называется степенью сжатия .
ε = (Vh+Vc)/Vc
В двухтактных двигателях кроме степени сжатия е различают еще действительную степень сжатия ε’, отнесенную к полезному объему, т. е.
ε’ = (V’h+Vc)/Vc
Вот, вы решили форсировать мотор. На что влияют те или иные действия:
1) Расточка поршневой.
Расточка поршневой даёт увеличение рабочего объёма, т.е. чем больше объём. тем больше смеси может засосать. Это увеличивает тягу двигателя без повышения оборотов (тк схема газораспределения двигателя остаётся прежней).
Тяга двигателя — способность резко ускоряться при открытии ручки газа, чем быстрее двигатель ускоряется, тем больше у него тяга. Тяга влияет на разгон.
Т.е. увеличив рабочий объём двигателя, мы получаем более быстрый разгон без увеличения максимальной скорости.
Но за счёт тяги можно увеличить максимальную скорость, увеличив ведущую или уменьшив ведомую звезду. При этом максимальная скорость возрастёт в ущерб разгону.
Каждый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) имеет характеристику, имеющие разные показатели на разных оборотах. Они меняются с оборотами, — при малом числе оборотов мощность, то есть способность мотора производить полезную работу, невелика, с увеличением числа оборотов она возрастает, а при каких-то оборотах достигает максимума, за которыми уже падает.
Кривые имеют точки своего максимума при каком-то числе оборотов. Максимум крутящего момента соответствует ситуации, когда среднее эффективное давление в цилиндре наибольшее, — оно зависит от качества продувки цилиндра, наполнения его свежим зарядом смеси, от полноты сгорания, тепловых потерь.
Увеличение тяги на низах — повышение крутящего момента двигателя в режиме низких оборотов. Хорошая тяга на низах позволяет легко трогаться с места, быстро разгоняться, легко преодолевать подьёмы, ездить вдвоём, по пересечённой местности и тп.
Как повысить тягу на низах?
а)Установкой лепесткового клапана (ЛК). ЛК предотвращает обратный выброс смеси через открытое впускное окно, а на низах это особенно актуально, тк впускное окно открыто больший период времени.
б) Повышение высоты перепускных окон по отношению к выпускному окну позволяет сместить максимальный крутящий момент двигателя в режим более низких оборотов
Повышение максимальных оборотов — чем выше обороты, тем больше мощность. Это простой способ повысить максимальную скорость.
На двигателе В-50 в режиме высоких оборотов камера сгорания не успевает эффективно продуваться, тк в этом режиме окна открыты небольшой период времени.
Как повысить максимальные обороты?
а) Расточить выпускное окно —
Резонатор настроен под обороты определённой частоты, обычно на близкие к максимальным. Резонатор позволяет вернуть назад часть смеси, вылетевшей из цилиндра в выпускное окно при продувке.
Источник: evakuatorinfo.ru