Может подводная лодка прыгать

Подводные корабли обладают способностью действовать скрытно, невидимо, а следовательно, внезапно, неожиданно. Этих качеств лишены все другие классы боевых надводных кораблей. Скрытность достигается прежде всего способностью погружаться в воду, плавать на определенной глубине и, не выдавая своего присутствия, наносить удары противнику.

Как и всякое физическое тело, подводная лодка подчиняется закону Архимеда, который гласит, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует «подъемная сила», направленная вверх и равная весу вытесненной телом жидкости. Можно для упрощения сказать, что тело, погруженное в воду, теряет в своем весе столько же, сколько весит вытесненный телом объем воды. Именно на этом законе основано одно из главных свойств корабля — его плавучесть.

Плавучестью судна в общем случае называется его способность удерживаться на поверхности воды с полной нагрузкой, имея определенную осадку корпуса (по ватерлинии).

Это возможно только тогда, когда вес воды, вытесненной погруженной в воду частью корпуса, равен весу судна. При таком положении корабль обладает положительной плавучестью. Если же вес вытесненной воды меньше веса корабля, то корабль будет тонуть. В этом случае считают, что корабль имеет отрицательную плавучесть.

Самая большая подводная лодка в мире #shorts

Для подводной лодки в отличие от надводного корабля плавучесть определяется ее способностью находиться как в надводном, так и в подводном положении с установленной нагрузкой (всеми запасами и личным составом). Рассмотрим, при каких условиях подводная лодка без хода сможет занимать эти оба положения.

Очевидно, что лодка будет держаться на поверхности в том случае, если она имеет положительную плавучесть.

Располагая отрицательной плавучестью, лодка будет погружаться, пока не ляжет на грунт. Чтобы она не стремилась ни всплывать, ни тонуть, необходимо уравнять вес подводной лодки и вес вытесняемого ею объема воды. В этом случае подводная лодка без хода займет в воде неустойчивое безразличное положение и сможет «висеть» на любой глубине.

Это значит, что подводная лодка получила нулевую плавучесть. Чтобы подводная лодка могла произвольно погружаться, всплывать или держаться под водой, она должна обладать способностью менять свою плавучесть. Количество груза (обычно водяного балласта), которое необходимо дополнительно принять на лодку, чтобы она потеряла положительную плавучесть и приобрела нулевую, принято называть запасом плавучести. Им располагает подводная лодка, находящаяся в надводном положении.

Поскольку подводный корабль может плавать как в надводном, так и в подводном положении, различают два водоизмещения — надводное и подводное.

Надводное водоизмещение подводной лодки измеряется весом воды в объеме погруженной в воду доли ее корпуса; в этом положении рубка и верхняя часть корпуса лодки остаются на поверхности моря.

Подводное водоизмещение равно весу воды, вытесненной всей лодкой, когда она полностью погружена под воду. Подводное водоизмещение больше надводного.

Путин ЗАМЕЧЕН на Подводной Лодке СУДНОГО Дня в Антарктиде?

Таким образом, запас плавучести подводной лодки соответствует разности между ее подводным и надводным водоизмещениями. Измеряется он обычно в процентах от надводного водоизмещения.

При переходе подводной лодки из надводного положения в подводное необходимо погасить запас плавучести, приняв забортную воду в балластные цистерны. При их заполнении лодка приобретает нулевую плавучесть.

Объем балластных цистерн определяется еще в процессе проектирования подводной лодки с таким расчетом, чтобы обеспечить погружение и всплытие в минимально короткое время.

По своему назначению балластные цистерны делятся на два основных вида: цистерны главного балласта и цистерны вспомогательного балласта. Цистерны главного балласта предназначены для погашения запаса плавучести подводного корабля при переходе его из надводного положения в подводное. По своему положению они могут быть разделены на три группы — носовую, кормовую и среднюю.

В двухкорпусных и полуторакорпуеных подводных лодках для этих цистерн используется пространство между прочным и легким корпусами. В однокорпусных подводных лодках цистерны главного балласта частично размещены внутри прочного корпуса, а частично вынесены наружу в кормовую и носовую оконечности, где их прикрывают легкие наделки, формирующие внешние обводы подводного корабля.

Для заполнения цистерн главного балласта в их нижней части имеются прикрытые решетками отверстия — шпигаты, через которые в цистерны свободно поступает забортная вода, когда открываются клапаны вентиляции, расположенные в верхней части цистерн. Иногда вместо открытых шпигатов в балластных цистернах применяются специальные клапаны затопления — кингстоны 1 . Цистерны главного балласта, расположенные вне прочного корпуса, изготовляются из тонкой листовой стали, так как им не приходится испытывать сколько-нибудь значительных напряжений. Это объясняется тем, что в подводном положении лодки внутренние полости цистерн через шпигаты или открытые кингстоны сообщаются с забортным пространством, а следовательно, достигается равенство гидростатического давления внутри и снаружи цистерн независимо от глубины погружения.

Когда цистерны главного балласта не заполнены, на поверхности находится значительная часть корпуса подводной лодки. Лодка в этом случае находится в крейсерском положении, обычном для надводного плавания, и корпус ее погружен в воду по ватерлинию.

Чтобы занять позиционное 2 положение, нужно принять воду в кормовые и носовые цистерны главного балласта, а для перехода в подводное положение следует заполнить и балластные цистерны средней группы 1 .

В подводном положении лодка может плавать на перископной глубине, когда головка перископа находится над уровнем моря и можно наблюдать за надводными (кораблями и самолетами противника непосредственно через оптическую систему перископа. На современном уровне техники гидроакустические и другие средства подводного наблюдения позволяют лодке плавать и на больших глубинах, сохраняя способность активно выполнять боевые задания командования.

К цистернам вспомогательного балласта относятся расположенные в оконечностях прочного корпуса две дифферентные цистерны (носовая и кормовая), уравнительная цистерна, цистерна быстрого погружения и заместительные цистерны, в которые принимается вода по мере расхода тяжелых переменных грузов (ракет, торпед и мин). Вес водяного балласта, принятого в эти цистерны, полностью компенсирует вес израсходованного оружия, что сохраняет равновесие подводной лодки относительно окружающей среды.

В боевой обстановке особое значение приобретает цистерна быстрого погружения, обеспечивающая прием дополнительного количества воды сверх уже принятой в цистерны главного балласта. Этим достигается отрицательная плавучесть лодки, необходимая для срочного погружения. Но как только такое погружение будет выполнено, цистерна быстрого погружения осушается, и у лодки восстанавливается нулевая плавучесть. Если дольше, чем нужно, задержать удаление балласта из цистерны быстрого погружения, подводный корабль, обладающий большой массой, при погружении может проскочить по инерции установленную для него предельную глубину.

Дифферентные цистерны служат для выравнивания дифферента, то есть угла наклона корпуса подводного корабля, и приведения его на «ровный киль». С их помощью можно уравновесить нос и корму подводной лодки так, что корпус ее будет занимать под водой строго горизонтальное положение.

Так как уравнительная цистерна расположена внутри прочного корпуса pi давление в ней не должно быть обязательно равно внешнему давлению, количество воды в этой цистерне можно увеличивать или уменьшать по мере необходимости. Пользуясь уравнительной цистерной, замещают переменные грузы, для которых нет специальных заместительных цистерн, и поддерживают нулевую плавучесть при изменениях удельного веса воды, зависящего от ее температуры и степени солености. Уравнительную цистерну никогда не заполняют водой полностью, а всегда оставляют свободный объем для обеспечения дальнейшего регулирования плавучести подводного корабля.

Читайте также:  Можно ли смешивать синтетику и минералку в двухтактном двигателе лодочного мотора

Подводная лодка должна быть в любое время готова к срочному погружению, а следовательно, ее плавучесть должна быть так отрегулирована, чтобы лодка могла уйти под воду в минимально короткое время без всякой корректировки плавучести и дифферента. С этой целью подводную лодку следует заранее удифферентовать, то есть добиться ее полной уравновешенности в подводном положении.

Процесс дифферентовки осуществляется следующим образом: в носовую и кормовую дифферентные, а также в уравнительную цистерны принимают воду в заранее рассчитанных количествах.

При этом в них остается определенный свободный объем, который позволяет в процессе дифферентовки при необходимости добавлять воду в уравнрхтельную цистерну или перекачивать ее из одной дифферентной цистерны в другую. Затем заполняются водой все три группы цистерн главного балласта, и лодка переходит в подводное положение. Здесь, если требуется, с помощью дифферентных цистерн ее приведут на ровный киль, а также посредством приема воды в уравнительную цистерну или откачкой ее оттуда добиваются максимального приближения плавучести лодки к нулевой.

Хорошо удифферентованный подводный корабль легко управляется в подводном положении, что облегчает сложное маневрирование в боевых условиях.

При всплытии после дифферентовки продуваются только цистерны главного балласта, а количество воды в уравнительной и дифферентных цистернах сохраняется без изменения. Теперь при следующем погружении потребуется лишь принять воду в цистерны главного балласта, и подводный корабль будет вполне удифферентован для плавания в подводном положении.

Когда лодка хорошо удифферентована, погружение и всплытие не представляют особых затруднений. Для погружения у бескингстонных цистерн главного балласта открываются клапаны вентиляции, а у кингстонных открываются кингстоны и клапаны вентиляции. Вода заполняет цистерны, и лодка переходит в подводное положение.

Следует заметить, что, если при крейсерском положении подводной лодки открыть кингстоны цистерн главного балласта, но оставить закрытыми клапаны вентиляции, лодка не будет погружаться, так как находящийся в цистернах и не имеющий выхода воздух будет препятствовать поступлению воды в цистерны. Лодку будут в этом случае поддерживать на плаву воздушные «подушки». Стоит только открыть клапаны вентиляции, как воздух выйдет из цистерн, они наполнятся водой и лодка уйдет на глубину.

Чтобы подводная лодка всплыла, надо освободить цистерны главного балласта от воды. Сделать это трудно даже мощными насосами, так как нужно в короткое время откачать значительное количество водяного балласта. Например, лодка водоизмещением 2500 тонн при запасе плавучести 20 процентов принимает в цистерны главного балласта 500 тонн, то есть около 35 тысяч ведер забортной воды.

Значительно быстрее и проще осушить балластные цистерны сжатым воздухом. В целях сбережения ограниченного на подводном корабле запаса сжатого воздуха высокого давления продувание цистерн главного балласта производится в два этапа. Сначала воздухом высокого давления, способным преодолеть внешнее гидростатическое давление, продувается средняя группа балластных цистерн, и лодка всплывает в позиционное положение.

На втором этапе продувают носовую и кормовую группы цистерн главного балласта, но используют для этого атмосферный воздух, поступающий через открытый рубочный люк к воздушным насосам низкого давления (турбовоздуходувкам), которые нагнетают его в цистерны. На некоторых типах подводных лодок, где нет воздушных насосов низкого давления, для продувания балластных цистерн используются главные или вспомогательные дизеля. Поршни сжимают в рабочих цилиндрах атмосферный воздух, и он через выхлопные клапаны по особому трубопроводу направляется в цистерны. Так как противодавление забортной воды при нахождении подводной лодки в позиционном положении практически не превышает одной атмосферы, продувание концевых цистерн главного балласта воздухом низкого давления не встречает затруднений.

Существует другой способ регулирования глубины погружения подводной лодки, который в сочетании с изменениями количества воды, принимаемого в балластные цистерны, позволяет значительно ускорить погружение или всплытие. Как самолет в воздухе способен менять высоту полета с помощью рулей высоты, так и подводная лодка, действуя горизонтальными рулями, или, как их раньше называли, рулями глубины, может, не меняя плавучести, погружаться на ходу. Как бы внимательно ни следили подводники за точностью количества принятого балласта, как бы быстро ни регулировали плавучесть лодки, изменяя объем принятой в цистерны воды, обеспечить таким путем устойчивость хода лодки на постоянной глубине или ее маневрирование на разных глубинах практически невозможно. Только горизонтальные рули позволяют подводной лодке, движущейся с определенной скоростью, быстро менять глубину погружения или стабильно сохранять заданную глубину.

Принцип действия горизонтальных рулей основан на элементарном законе гидродинамики, по которому встречная струя воды создает давление, прямо пропорциональное скорости струи. При движении подводной лодки встречная струя воды давит на рабочие плоскости горизонтальных рулей и изменяет направление движения лодки.

Если передняя кромка пера руля выше задней, набегающий поток воды будет создавать подъемную силу, направленную вверх. И наоборот, если передняя кромка пера ниже задней, встречный поток будет давить на рабочую плоскость пера сверху вниз. При погружении лодки с ходу носовые горизонтальные рули ставят в положение погружения, а кормовые — в положение всплытия. В результате лодка получает дифферент на нос и быстро уходит под воду.

Меняя угол наклона горизонтальных рулей у движущейся подводной лодки, можно без приема воды в балластные цистерны заставить ее уйти под воду, или, наоборот, не продувая балласт, уменьшить глубину погружения и даже всплыть на поверхность. Чем больше рабочая площадь горизонтальных рулей, чем быстрее движется лодка и чем больше угол, на который положены рули, тем сильнее их действие.

Сочетание хорошей удифферентованности с умелым использованием горизонтальных рулей обеспечивает наилучшую маневренность подводной лодки.

Рулевому, управляющему горизонтальными рулями, нельзя ни на мгновение ослабить внимание, так как малейшее изменение дифферента подводной лодки и ее плавучести отражается на глубине погружения. Ведь лодка под водой ведет себя, как коромысло чувствительных весов, и ее дифферент меняется в зависимости от перераспределения грузов внутри корпуса. Например, после залпа из носовых торпедных аппаратов носовая оконечность корпуса мгновенно облегчается, нос задирается кверху и лодка стремится всплыть. Искусный рулевой-горизонтальщик должен уметь удержать ее, пока поступающая в торпедозаместительную цистерну вода не восполнит вес выпущенных торпед.

Нелегко держать лодку на заданной глубине. Особенно трудно это, когда лодка идет под перископом, имея над собой, лишь тонкий слой воды. Достаточно только немного отвлечься, рубка может показаться на поверхности и демаскировать подводную лодку, что в боевой обстановке грозит опасностью атаки с воздуха или с моря.

Управляя горизонтальными рулями, рулевой-горизонтальщик внимательно следит за показаниями расположенных возле него приборов: глубомера и дифферентометра.

Устройство глубомера имеет много общего с устройством обыкновенного манометра, так как его действие основано на изменении гидростатического, давления воды на различных глубинах. Трубка, присоединенная одним концом к штуцеру глубомера, другим концом выведена за борт подводного корабля. В корпусе глубомера находится вторая, свернутая плоской

спиралью трубка, один ее конец запаян и соединен с указательной стрелкой шкалы прибора, а на другом надет упомянутый выше штуцер.

Читайте также:  Комсомолец подводная лодка сколько выживших

Если подводная лодка погружается, столб воды над ней увеличивается, а следовательно, возрастает наружное давление. Это давление передается в спиральную трубку глубомера, которая вследствие повышения давления в ней стремится выпрямиться. В результате запаянный конец ее изменяет свое положение, прикрепленная к нему указательная стрелка поворачивается и показывает на заранее проградуированной шкале глубину погружения подводной лодки, соответствующую внешнему гидростатическому давлению.

При всплытии давление снаружи постепенно падает, загнутый в плоскую спираль конец трубки глубомера стремится занять прежнее положение и стрелка на шкале указывает меньшую глубину.

Дифферентометр служит для определения дифферента подводной лодки на корму или на нос и устроен так же, как обычный строительный ватерпас, в котором положение пузырька воздуха в заполненной спиртом запаянной стеклянной трубке показывает отклонения уровня от горизонтальной плоскости.

Дифферентометр

По показаниям дифферентометра можно судить о правильности дифферентовки и соответственно перекачивать воду из одной дифферентной цистерны в другую.

Иногда, выполняя боевое задание, подводный корабль вынужден застопорить главные машины и вспомогательные механизмы, чтобы не дать возможности противнику подслушать шумы, возникающие от их работы своими гидроакустическими станциями, а следовательно, предотвратить возможность обнаружения подводной лодки. Для этого на небольшой глубине подводный корабль может лечь на грунт, а на большой «повиснуть» без хода с помощью приборов, регулирующих количество балласта и поддерживающих подводный корабль на заданном углублении.

Укладка подводного корабля на грунт производится обычно с ходу. Для этого горизонтальные рули ставятся на погружение и, когда лодка коснется твердого грунта, путем приема дополнительного количества водяного балласта создается отрицательная плавучесть и одновременно стопорятся машины.

Но иногда создается другая возможность. В морях и океанах вода в силу ряда причин не имеет постоянной плотности. Верхние, более теплые слои воды обладают меньшей плотностью. С увеличением глубины температура обычно падает, а плотность увеличивается. Бывает, что подводные течения увлекают на большую глубину более теплую воду.

Часто на разных глубинах наблюдается и различная соленость воды. Это бывает у берегов, в местах впадания рек, где большие массы пресной воды не сразу перемешиваются с морской водой и сохраняют свою плотность, которая изменяется постепенно, по мере удаления от устья реки. Различная плотность слоев воды бывает также и там, где существуют подводные течения.

Поэтому подводная лодка, уравновешенная в верхнем слое воды, погрузившись в слой с более высокой плотностью, окажется неуравновешенной и получит некоторую положительную плавучесть. Может случиться, что плавучесть подводной лодки окажется отрицательной по отношению к вышележащему менее плотному слою и, наоборот, положительной по отношению к расположенному ниже слою. Тогда подводная лодка останется в этом слое без движения, то есть будет лежать на «жидком грунте».

Опытные моряки знают места, где имеется «жидкий грунт», и, когда нужно, приводят на него подводную лодку.

Качества подводной лодки как боевого подводного корабля в первую очередь зависят от совершенства системы погружения и всплытия. Изучение законов физики помогло кораблестроителям создать наиболее рациональную конструкцию кораблей морских глубин, способных быстро погружаться, всплывать и свободно маневрировать в подводном положении. Эти же законы дали возможность морякам-подводникам овладеть искусством управления подводными лодками в самых сложных условиях плавания.

Источник: studopedia.su

19Fortyfive: идея Путина снабдить подлодки «Цирконами» обесценит весь флот США

Если инициатива президента России Владимира Путина о размещении гиперзвуковых ракет «Циркон» на подводных лодках будет реализована, весь флот США окажется под угрозой.

19Fortyfive: идея Путина снабдить подлодки

Фото: «Russian submarine in Sevastopol (2005-08-040)» by Argenberg is licensed under CC BY 2.0.

Современные противоракетные комплексы, стоящие на вооружении американского ВМФ, попросту не смогут обнаружить и перехватить «Циркон», заявил военный эксперт из США Харрисон Касс.

Невероятная скорость полёта ракеты не только затрудняет её уничтожение, но и делает невидимой для активных радиолокационных систем, добавил он.

«Циркон» движется так быстро, что давление воздуха перед ракетой образует плазменное облако, которое поглощает радиоволны и создает эффект, известный как плазменная невидимость», — пояснил специалист в издании 19Fortyfive.

В качестве носителей «Цирконов» на верфях России строятся атомные подводные лодки класса «Ясень-М», три из которых уже приняты в эксплуатацию, четыре завершены, еще пять субмарин находятся в стадии постройки, отметил Касс.

Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google,.

Антон Уткин — журналист, корреспондент новостной службы Правды.Ру
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Популярное

В Сети сообщают об уничтожении «элитной» снайперши ВСУ Арины с позывным «Молния». Это произошло на Сватовском направлении 7 августа.

Боец

Обнаружены американцы, которые могли погибнуть вместе с ЗРК Patriot под Киевом

В Чернигове нанесён удар по зданию СБУ ракетами

Последние материалы

Антиопечатка

Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+).

Сетевое издание «Правда.Ру» эл № ФС77-72263 от 01 февраля 2018 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель: Горшенин Вадим Валерьевич.
Главный редактор: Новикова Инна Семеновна.
Телефон: +7 (499) 641-41-69
Адрес, e-mail редакции, 105066, Россия, Москва, ул. Старая Басманная, д.16/1Б, [email protected]

*Meta Platforms признана экстремистской организацией, её деятельность в России запрещена, а также принадлежащие ей социальные сети Facebook и Instagram так же запрещены в России. Экстремистские и террористические организации, запрещенные в РФ: «АУЕ», «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия», «ИГИЛ» (ИГ, Исламское государство), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы». Полный перечень организаций, находящихся под судебным запретом в России, находится на сайте Минюста РФ

Источник: www.pravda.ru

Может подводная лодка прыгать

Контролировалось проведение комплексных испытаний с запуском механизмов по обеспечению каналов систем безопасности энергоблоков № 1 и № 4

Атомные события в Мире

Правительство Швеции выразило намерение ввести к 2040-м гг. в эксплуатацию новые АЭС

Взрыв на подлодке

Комментариев: 0 17.08.2013

Interfax-Russia.ru

Российские специалисты предложили помощь Индии в расследовании катастрофы на подлодке «Синдуракшак», отремонтированной в Северодвинске.

В июне 2010 года Центр судоремонта «Звездочка» (Северодвинск, Архангельская область, входит в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация») и министерство обороны Индии подписали контракт на ремонт и модернизацию ДЭПЛ «Синдуракшак», а в августе того же года корабль прибыл в Северодвинск и встал на ремонт.

В ходе работ на субмарине специалисты установили современный комплекс ракетного вооружения Club-S, смонтировали более десяти систем индийского и иностранного производства, в том числе гидроакустический комплекс Ushus и систему радиосвязи СCS-MK-2. Кроме того, на подлодке провели модернизацию систем охлаждения, установку радиолокационной станции Porpoise и другие работы, повышающие боевые качества и безопасность эксплуатации субмарины.

В июне 2012 года после стапельного этапа ремонта субмарина была спущена на воду, в ноябре-декабре 2012 года на полигонах в Белом море корабль успешно выполнил программу заводских испытаний, включающих, в том числе, испытания торпедно-ракетного вооружения, а 26 января 2013 года модернизированную ДЭПЛ вновь передали ВМС Индии.

«Синдуракшак» пришла в Мумбаи в апреле и с тех пор активно использовалась в составе ВМС Индии. Она совершила три выхода в море и прошла свыше 15 тыс. миль. А 14 августа вскоре после полуночи на борту подводной лодки, стоявшей у причала военно-морской базы Мумбаи, прогремел мощный взрыв, перешедший в сильный пожар.

Читайте также:  Какие документы нужны на лодку ПВХ

По данным «Морского бюллетеня», многие члены экипажа, находившиеся на борту подлодки, прыгали за борт, чтобы спастись, несколько моряков были доставлены машинами «скорой помощи» в военно-морской госпиталь. Вместе с тем внутри лодки остались люди, которые не сумели выбраться, будучи отрезанными огнем от отсеков с выходами – центрального поста и возможного, носового и кормового.

После того как на «Синдуракшак» потушили пожар, подлодка легла на грунт возле пирса, часть судна осталась над водой. При этом взрывом или взрывами была повреждена соседняя лодка того же типа «Синдуратна».

Как объявили позже в командовании ВМС Индии, в момент инцидента на лодке находились 18 человек из состава экипажа, в том числе трое офицеров. Все они погибли.

В свою очередь источник в российской кораблестроительной отрасли сообщил «Интерфаксу», что на момент трагедии в Мумбаи находились 8 человек из состава гарантийной группы, в том числе персонал из Центра судоремонта «Звездочка». «Никто из них в результате инцидента не пострадал», — уточнил собеседник агентства.

Со своей стороны военно-дипломатический источник в беседе с агентством «Интерфакс-АВН» предположил, что взрыв на борту подлодки «Синдуракшак» накануне Дня независимости Индии мог быть устроен террористами: «Не исключено, что кто-то решил испортить индийскому народу его главный национальный праздник, который отмечается 15 августа».

По данным собеседника агентства, о террористическом следе может свидетельствовать и сам характер катастрофы. «На борту дизельной подлодки, которая находилась ночью не на ходу, а у причальной стенки, и все агрегаты лодки не работали, сначала прогремел взрыв и только затем пожар», — отметил источник.

Он сообщил, что после происшествия на «Синдуракшак» в Западном и Восточном командованиях ВМС Индии усилили охрану подводных лодок, надводных кораблей и морских объектов. «Особое внимание уделено безопасности атомных подлодок и строящихся кораблей», — уточнил собеседник агентства.

По его словам, «Синдуракшак» находилась в безупречном состоянии. По оценке военного дипломата, индийские подводники грамотно и умело эксплуатировали свой корабль.

О том, что инцидент с индийской подлодкой не связан с ремонтом, «Интерфаксу» заявили и в Центре судоремонта «Звездочка». «В момент инцидента по докладам от участников гарантийной группы, работавшей в Мумбаи, лодка была боеготовой, технически исправной. Она готовилась к очередному выходу в море», — отметили на предприятии.

Там подчеркнули, что корабль был принят индийской стороной, которая всегда очень требовательна к качеству своих заказов, и завод гарантирует качество выполненных работ. «Подводная лодка прошла 8 тыс. с лишним миль до базы (в Индии — ИФ) безаварийно, несколько раз выходила для несения боевой службы, и ничего не предвещало беды», — добавил собеседник агентства.

По мнению экспертов, инцидент с подводной лодкой мог быть вызван одной из четырех причин, либо комплексом таких причин. «Среди возможных причин наиболее вероятны диверсия, утечка водорода из аккумуляторной ямы, нарушение правил ведения работ на технике, технический сбой одной из систем», — сообщил «Интерфаксу-АВН» источник в российской судостроительной отрасли.

Он предположил, что в данном трагическом инциденте «имело место наложение второй и третьей причины, то есть похоже, что индийцы могли совместить операции по загрузке боезапаса и зарядке аккумуляторных батарей, что категорически запрещено».

Эксперт пояснил, что «при погрузке боезапаса все системы обесточиваются, люки между отсеками задраиваются; при зарядке батарей люки, наоборот, открываются, чтобы обеспечить вентиляцию». По его словам, при зарядке батарей у причальной стенки «электролит кипит интенсивнее, чем когда они заряжаются от дизелей в походе, соответственно, идет более интенсивное выделение водорода». Все эти процессы проходят в носовом отсеке.

«Там есть дожигатели водорода, но они могли не справиться с выделенным объемом газа», — считает эксперт. «Все это — только предположение, точные выводы можно будет сделать лишь по итогам работы комиссии по расследованию причин происшедшего», — подчеркнул он.

Эксперт напомнил, что индийские моряки «очень торопились, поскольку лодка готовилась к выходу в море». Последнее обстоятельство говорит в пользу того, что она на момент первого взрыва была технически полностью исправной.

По данным, публикуемым газетой The Times of India, на борту субмарины произошло три взрыва: сначала один небольшой, затем почти одновременно два мощных, после чего на лодке начался пожар, и она затонула. Это косвенно подтверждает версию эксперта, согласно которой сначала взорвался водород, затем могли сдетонировать боеприпасы.

На то, что взрыв с последующим пожаром на борту индийской подлодки был вызван скорее всего, парами водорода из аккумуляторных ям, указывают и эксперты «Морского бюллетеня». По их данным, это наиболее распространенная причина взрывов на борту дизельных подводных лодок.

Коммодор в отставке ВМС Индии Парамбир Сингх Бава также полагает, что причиной катастрофы на борту индийской субмарины мог стать взрыв водорода. «Индийское командование полностью исключило саботаж. Причины устанавливаются», — сообщил бывший подводник в интервью радиокомпании «Голос России».

Сейчас индийские военные водолазы исследуют затонувшую подлодку. «Никто из экипажа не был обнаружен. В результате высокой температуры при взрыве расплавилась внутренняя обшивка и деформировались люки, что ограничивает доступ в отсеки», — говорится в заявлении ВМС Индии.

Для оказания помощи индийской стороне в расследовании причин катастрофы на подлодке в Москве формируется команда российских специалистов. «В формируемую команду войдут представители предприятий, непосредственно участвовавших в строительстве, ремонте и передачи подлодки «Синдуракшак» индийской стороне после модернизации, — сообщил «Интерфаксу-АВН» источник в российской кораблестроительной отрасли.

По его данным, в команду экспертов войдут представители «Адмиралтейских верфей» (Санкт-Петербург), где строилась «Синдуракшак», Центра судоремонта «Звездочка» (Северодвинск), где субмарина недавно проходила средний ремонт и модернизацию, НПО «Аврора» — ведущего российского изготовителя и поставщика систем автоматизированного управления и боевых информационно-управляющих систем, концерна «Моринформсистема-Агат» — создателя систем управления стрельбой ракетных комплексов подводных лодок — Club-S, который был установлен на субмарине.

Правда, по словам собеседника агентства, соответствующее приглашение от индийской стороны пока не поступило. Однако он выразил уверенность, что «практический опыт и глубокое знание лодки обязательно пригодятся нашим индийским коллегам в расследовании причин катастрофы».

Свою помощь индийской стороне в расследовании причин катастрофы на «Синдуракшак» ВМС Индии предложила и группа российских специалистов, находящаяся в Мумбаи, однако и здесь соответствующего приглашения к работе пока не поступало. «Через несколько дней будет организован подъем лодки и постановка ее в док, детальный осмотр. Тогда будем ожидать официального приглашения от государственной комиссии», — сказал собеседник агентства.

По его словам, российские эксперты сейчас не сидят без дела. «Как только стало известно о катастрофе, мы сразу же приступили к выдвижению и обоснованию гипотез ее причин. Надеюсь, наши домашние разработки окажутся полезными», — сказал собеседник агентства.

Ожидается, что официальные результаты расследования инцидента с индийской субмариной будут оглашены в конце сентября — начале октября.

Обозреватель Анастасия Николаева

Источник: m-atom.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...