«Не лает, не кусает, по полю катает»… Не ломайте голову над этой странной загадкой.
В ней скрывается необычная машина, предназначенная для перевозки людей и грузов по бездорожью. Ассоциация с собачьей упряжкой возникает по причине раздельного расположения транспортного модуля и саней-волокуш. Поэтому мотобуксировщик часто именуют «мотособакой».
Привычная среда эксплуатации этой машины – замерзшие озера и реки, заснеженные леса и поля. Абсолютное большинство владельцев мотособак — охотники, рыбаки и туристы.
Недостаточная осведомленность большинства горожан о мотобуксировщиках на фоне их растущей популярности требует от нас подробного рассказа об их видах, возможностях и особенностях эксплуатации.
Что представляет собой мотобуксировщик?
Созданный для движения по зимнему бездорожью, мотобуксировщик имеет много общего со снегоходом. Принципиальное отличие – размещение водителя вне платформы с мотором на буксируемых санях. Это не пустой каприз конструкторов, а важное компоновочное решение, уменьшающее вес машины и увеличивающее ее проходимость. Два других достоинства в сравнении со снегоходом – простота конструкции и доступная цена.
что такое мотособака
Следует особо отметить компактность и небольшой вес данной машины. Ее можно без проблем разместить в легковом автомобиле с кузовом «универсал».
Лучшее время года для мотобуксировщика – зима, а идеальное место для поездок – заснеженная поверхность реки или озера. Изначально эти машины как раз и были разработаны для любителей подледной рыбалки. Схема эксплуатации мотособаки очень простая: в автомобиле ее привозят на берег водоема, выгружают и ездят по льду в поисках хорошего клева. У большинства машин бака с горючим хватает на 30-40 км, поэтому на одной заправке можно удалиться от места базирования на 15-20 км.
Хороший мотобуксировщик уверенно передвигается не только по накатанному, но и по достаточно глубокому снегу. Он может перевозить грузы по лесу и по пересеченной местности, изобилующей подъемами и спусками.
Летом транспортные возможности этой техники снижаются, поскольку каменистый грунт быстро убивает резиновую гусеницу. А вот для поездок по болотистым местам, полям и лесным дорогам мотобуксировщики в теплое время года используют довольно активно.
Хорошие тяговые характеристики и отличная маневренность этой машины востребованы в приусадебном хозяйстве круглый год.
Летом мотособака не отдыхает, а трудится вместе с хозяином
«Анатомия» мотособаки
Здесь все нужно разложить «по косточкам». Любой мотобуксировщик состоит из следующих частей:
- Двигателя.
- Несущей рамы.
- Подвески.
- Трансмиссии.
- Гусеницы.
- Электрооборудование и системы управления.
1. Двигатель чаще всего одноцилиндровый четырехтактный мощностью от 6 до 15 «лошадок».
Наибольшую популярность заслужили три вида силовых агрегатов: более дорогие «Honda», а также более бюджетные MTR (китайский аналог японского бренда) и Lifan. Ценовая разница между ними весьма ощутима и достигает 20 000 рублей. Разница в надежности не столь значительна. Поэтому многие покупатели выбирают технику с китайскими моторами.
Если говорить о тяговых характеристиках, то 6-ти сильный агрегат – вариант для поездок одного человека на рыбалку или охоту с необходимым снаряжением (50-70 кг). Мотособака с мотором мощностью более 9 л.с. справится с перевозкой двух человек и доставит на санях-волокушах в нужную точку два центнера груза.
2. Раме нужно уделить должное внимание, поскольку она испытывает серьезные нагрузки при движении по бездорожью. Тонкий металл здесь недопустим. Он быстро деформируется, делая машину непригодной к работе.
Знатоки утверждают, что необходимый минимум толщины стального листа – 3 мм. По поводу надежности стального профиля каркаса лучше всего судить по отзывам владельцев данной техники.
Рама – основа надежности и долговечности
3. Подвеска мотобуксировщика – важный показатель его ходовых возможностей. Существуют две конструктивные системы подвески: катковая и склизовая.
Катковая подвеска
Склизовая подвеска – гусеница скользит по внутренней «лыже»
Катковая подвеска при движении по неровной местности комфортнее склизовой, но хуже преодолевает глубокий снег (забиваются полости между катками). В свою очередь склизовая система может эксплуатироваться только в зимнее время. Ей необходим снег, охлаждающий гусеницу, трущуюся об лыжный полоз – склиз.
Из современных модификаций катковых подвесок можно выделить варианты, в которых реализовано не жесткое, а пружинное опирание катков. Благодаря такому решению мотобуксировщик мягче движется по твердой поверхности замерзшего водоема и грунтовым дорогам.
4. Трансмиссия передает вращение вала двигателя на ведущую звездочку гусеницы. Она бывает двух типов: автоматическая редукторная и вариаторная.
Главный плюс автоматического сцепления – высокое тяговое усилие. К недостаткам можно отнести повышенный износ фрикционных дисков и необходимость частого обслуживания.
Вариатор обеспечивает плавную бесступенчатую передачу крутящего усилия от мотора к гусенице, меньший износ деталей и экономию топлива. Он надежнее, но дороже «автомата». Самое слабое место вариаторной трансмиссии – приводной ремень. Его приходится часто менять после активного движения на тяжелых участках.
Знатоки мотособак утверждают, что вариатор оптимален для зимней эксплуатации. Автоматическая трансмиссия и рама с подрессоренными катками – лучшее решение для всесезонной эксплуатации.
5. Конструкции гусениц отличаются по ширине, длине, высоте и шагу грунтозацепов.
В зависимости от ширины различают два вида гусениц:
- Снегоходные (38 см).
- Специально разработанные для мотобуксировщиков (50-55 см).
Снегоходная «бурановская» гусеница не отличается высокой проходимостью. Технику с таким движителем лучше эксплуатировать на укатанных зимниках или на водоемах. Небольшая ширина гусеницы делает машину менее устойчивой. Чаще всего ее ставят на бюджетные модели с автоматической трансмиссией и мощностью мотора не более 7 л/с. Покупать мотособаку с узкой гусеницей можно порекомендовать тому, кто ездит один и не перевозит тяжелые грузы.
50-ти сантиметровая гусеница – самый востребованный вариант. Большая ширина и высокие грунтозацепы делают мотобуксир проходимее, устойчивее и маневреннее.
Стандартная гусеница (длина 2828 мм, ширина 500 мм, высота грунтозацепов 21 мм)
Для повышения проходимости мотобуксировщики комплектуют так называемой агрессивной гусеницей. Она отличается большей шириной (55 см), особым «рисунком протектора» и высотой грунтозацепов (32 мм против 21 мм у стандартной).
Агрессивная гусеница
Для движения по голому льду и плотному снегу разработана разрезная конструкция. Она представляет собой две узкие гусеницы, соединенные металлическими рейками-грунтозацепами. Узкая специализация данной конструкции делает ее малопригодной для движения по глубокому и рыхлому снежному покрову.
Разрезная гусеница
6. Кроме штатной «электрики», обслуживающей мотор, мотособаку по вашему желанию могут доукомплектовать электростартером (в базовой комплектации предусмотрен ручной пуск) и катушкой освещения.
О необходимости первого устройства можно спорить, поскольку ручной запуск двигателя у мотобуксировщика работает надежно. А вот про установку катушки освещения дискутировать нет смысла. Она снабжает электричеством фару, без которой в темное время суток вы далеко не уедете.
Единственный нюанс, о котором следует знать – сила тока, вырабатываемого катушкой. 3-х амперной будет недостаточно для питания стандартной 55 Ваттной лампочки, стоящей в фаре. Поэтому лучше, если мотособака будет снабжена катушкой освещения на 7 Ампер. Ее хватит не только для освещения, но также для питания электроподогрева ручек управления – дополнительной полезной опции мотобуксировщика.
Управление двигателем и трансмиссией, выбор направления движения – все в этой машине выполняется посредством двуручной стойки, в просторечье именуемой «рогами». Она шарнирно соединена с силовым модулем и напоминает систему управления мотоблоком.
Свободное место на платформе мотособаки не пустует. На нем перевозят грузы и туристическое снаряжение.
Говоря об устройстве мотособаки, нужно сказать несколько слов о полезном дополнении — лыжном модуле. Он превращает машину в подобие легкого снегохода, позволяя водителю сидеть на грузовой платформе, комфортно управляя движением.
Лыжный модуль мотобуксировщика
Пятерка популярных производителей
Популярность мотособак на сегодняшний день такова, что только ленивый производитель не пытается предложить рынку свой вариант машины. Разобраться в пестром разнообразии названий и моделей непросто. Как всегда полезным ориентиром в этом деле выступают видеоролики, размещенные в интернете и отзывы владельцев.
В связи с этим заслуживают внимание мотобуксировщики компании Бурлак. Надежность конструкции и отсутствие проблем с запчастями радует владельцев этой техники. В 2016 году самую бюджетную модель данной фирмы (6.5 л.с.) можно приобрести за 52 000 руб., самую оснащенную (15 л.с.) за 82 600 руб.
Буксировщик Бурлак
Не менее популярны всесезонные машины российской компании Койра (KOiRa). Они оснащены двумя гусеницами и пневмокатками, повышающими проходимость по болотистым участкам. Ценники на них стартуют с отметки в 82 000 и заканчиваются на уровне 135 000 рублей.
Не вызывают нареканий у владельцев скоростные мотобуксировщики Чинук российской сборки, уверенно преодолевающие рыхлый снег и весеннюю распутицу. Ориентировочные цены на эти машины находятся в диапазоне от 74 000 до 105 000 рублей (с лыжным модулем в комплекте).
Положительные отзывы заслужили мотособаки Пахус (Paxus) за высокую проходимость, надежность и ремонтопригодность. Приобрести их можно по цене от 51 000 до 250 000 руб. в самой богатой и полной комплектации.
Высокие позиции в народном рейтинге занимает мототехника Барс. Самые популярные модели этого производителя — Партизан и Следопыт. Они экономичны, просты в управлении и обслуживании. Стоимость машин в зависимости от мощности мотора и комплектации находятся в диапазоне от 56 до 120 тыс. руб.
Барс Следопыт
Как сделать мотособаку своими руками?
Многие любители самодельных конструкций успели приложить руки к созданию мотобуксировщиков. Дело это не простое, требующее хороших конструкторских и слесарных навыков.
Самодельную мотособаку, собранную на основе маломощного двигателя от бензопилы или мопеда нельзя считать серьезным механизмом. Это скорее забавная игрушка, а не надежный помощник на охоте или рыбалке.
Основные узлы будущего буксировщика – двигатель, вариатор, цепь, ведущую звездочку, катки и гусеницу лучше купить готовыми, сосредоточив основные усилия над изготовлением прочной рамы и качественным монтажом приобретенных агрегатов.
Самодельная рама — вид сверху
Сварив по чертежам раму, к ней крепят опоры для гусеницы, валы с катками и ставят гусеницу.
Следующий этап – монтаж платформы из толстой фанеры или стального листа и крепление на ней двигателя, вариатора и приводной цепи.
Сделать мотособаку своими руками без ограждения грузовой платформы – значит каждый раз тратить время на фиксацию поклажи с помощью веревок или упругих строп. Решетку ограждения сваривают из мелкого трубчатого профиля сечением 20х20 мм.
Далее наступает черед сборки системы управления. Ее основой служит стальная рамка с ручками, шарнирно прикрепленная к раме. К ручкам подводят и крепят тросики газа и тормоза.
Источник: greensector.ru
МОТОСОБАКА
Прочитав это слово, человек, незнакомый с предметом, улыбнётся, представит себе взъерошенного стальной шерстью железного пса. Возможно, с горячим мотором вместо грудной клетки. Что-то, рождённое бурной фантазией создателя фантастических фильмов.
Однако, всё гораздо прозаичнее, но не менее интересно.
Торговое название этого чуда техники — мотобуксировщик.
Датой рождения мотособаки можно считать далёкий одна тысяча девятьсот семьдесят пятый год. Холодной архангельской зимой, Анатолий Васильевич Фомичев, изобретатель — любитель, возвращался с сыном из утомительного похода в зимний лес. Родилась интересная идея, как облегчить передвижение по снегу. В гараже, на коленке, был собран первый прототип мотобуксировщика.
Из того, что было под рукой. Сам изобретатель не питал иллюзий относительно полезности и популярности своего устройства. Однако, его изобретению была суждена долгая жизнь.
Мотобуксировщики совершенствовались, увеличивали мощность и тягу, но до поры до времени, применялись в сугубо утилитарных целях. Использовались лесниками, егерями, рыбаками, охотниками.
В наши дни популярность мотособак значительно увеличилась, в немалой степени из-за некоторых хитростей, на которые стали идти производители.
Буквально на днях, мой приятель, перевозивший на прицепе мотособаку после воскресной рыбалки на льду, был остановлен сотрудниками ДПС. По итогам бурного разговора с сотрудником, прицеп с собакой отправили на штрафную стоянку до выяснения обстоятельств. Обескураженный приятель попросил меня как юриста разобраться в правовых основах владения мотобуксировщиком.
Представляю Вашему вниманию небольшое исследование, которое может оказаться интересным и полезным как владельцу, так и потенциальному покупателю мотособаки.
Итак, что же такое мотособака?
С технической точки зрения, это платформа, на которой установлен двигатель, трансмиссия и прочее навесное оборудование. Вся конструкция водружена на гусеничное шасси, как правило, с одной ведущей осью. Получается такой вот мини-танк. У мотособаки есть две ручки или рычаг в задней части платформы, за которые держится счастливый обладатель и на которые выведены органы управления.
По сути, это мотоблок, но на гусеницах. Как правило, на платформе имеется ещё небольшая огороженная площадочка для груза.
Как задумано производителями, оператор мотособаки должен стоять, держась за ручки, на лыжах или на санках, позади устройства. Точно как погонщик собак, который стоит в нартах и управляет упряжкой. Задний ход, как правило, не предусмотрен.
Кроме того, за мотособаку можно зацепить всё, что может двигаться по снегу и грязи — сани, волокушу, да всё, что угодно.
И она охотно тянет груз, причём тянет с достаточно большой силой. Мощность отдельных мотособак доходит до 16 лошадиных сил, а вес буксируемого груза — до 600 кг!
Казалось бы, какое отношение имеет мотособака, столь специфическое и брутальное средство передвижения, к рядовому гражданину, который не занимается заготовкой дров, отловом браконьеров и вообще далёк от суровой лесной жизни?
При желании покататься по снегу гражданин купит себе снегоход и будет с ветерком летать по заснеженным полям и водоёмам!
Но что такое снегоход? Механизм, который признан транспортным средством, растаможивается как транспортное средство, получает паспорт самоходной машины, регистрируется в органах Гостехнадзор, проходит техосмотр … Кроме того, удостоверение тракториста — машиниста соответствующей категории требуется. Утилизационный сбор, опять же.
Цена снегохода в связи со всеми упомянутыми сложностями стремится к стоимости подержанного автомобиля, в а особо пафосных случаях достигает цены нового бюджетного авто.
И вот в смекалистой голове кого-то из производителей или маркетологов мелькнула мысль — как предложить покупателю снегоход, но недорого и без хлопот в виде получения удостоверения, регистрации, техосмотра?
Закипела работа мысли.
Утилитарная мотособака начала обрастать различными приспособлениями: электрический стартёр, аккумулятор, задний ход. Фара головного света, поручни, дополнительные крепления. Волокуша, прицепляемая к мотобуксировщику, обрела сиденье для водителя, а в самых запущенных случаях — ещё и навес!
Дальше — больше.
Кто-то из ушлых производителей придумал устройство, из-за которого и возник сегодняшний разговор — лыжный модуль!
Вы уже представили мотособаку в её изначальном виде? А теперь представьте, что впереди приделано сиденье, две лыжи и мотоциклетный руль! Особо догадливые производители ставят ещё и ветровое стекло! Ручки, за которые нужно держаться в стандартной схеме, либо демонтируются, либо закрепляются жёстко. Всё управление переносится на лыжный модуль.
Что же мы получаем в итоге? Конечно, классический снегоход! Бинго!
На устройстве можно сидеть, маневрировать с помощью руля, скорость достигает 60 километров в час!
И такой чудо-комбайн не растаможивается, не требует регистрации в Гостехнадзор или ГИБДД, для управления не нужно никаких удостоверений! И заметьте, цена начинается всего от 35 тысяч рублей и доходит до 140 тысяч за технически продвинутые модели.
Вот и вырос лавинообразно спрос на мотособак и лыжные модули.
А вместе со спросом начало нарастать недовольство контролирующих и регистрирующих органов.
Как же относится к вопросу Министерство сельского хозяйства, которое по своему положению руководит всей самоходной техникой?
Мотобуксировщики не являются транспортным средством и не подлежат регистрации в органах Гостехнадзор, поскольку конструкцией не предусмотрено наличие места оператора на машине. Запомните фразу про место оператора!
Позиция таможни и производителей: паспорта самоходных машин не выдаются, поскольку есть позиция Минсельхоз и нормативные документы, мотобуксировщик не считается транспортным средством. Из-за границы мотобуксировщики ввозятся по частям, а собираются в России.
Позиция Гостехнадзор, как всегда сурова, но конкретна: «вы хотите, чтобы мы мотоблоки стали регистрировать? Или бензокосы? Нет ПСМ — до свидания.»
Действительно, согласно всем нормативным актам, мотобуксировщики не являются транспортным средством, ПСМ на них не выдаётся, регистрации они не подлежат. Почему же возник вопрос у сотрудника ДПС, отправившего мотособаку моего приятеля на штрафстоянку?
А дело в том, что приятель перевозил мотобуксировщик с установленным лыжным модулем! Отсюда и первое требование сотрудника ДПС – предъявить документы на снегоход! Объяснения незадачливого приятеля на тему, что он перевозит вовсе не снегоход, а мотособаку, на которую не нужно документов, не возымели действия. Сотрудник ДПС принял решение до выяснения обстоятельств отправить загадочное устройство на штрафстоянку.
Впоследствии всё выяснилось, лыжный модуль был снят, технику освободили, но потраченное время! И нервы!
Что же делать? Не покупать мотобуксировщик? Или купить и бояться? Подкопить или занять денег на полноценный снегоход?
Всё не так печально.
При покупке мотособаки обязательно требуйте у продавца договор купли — продажи или договор поставки. В идеале, чтобы там кроме марки и модели, присутствовал либо серийный номер, либо номер двигателя, в общем, любой номер, который можно найти на девайсе и по которому можно опознать именно этот аппарат. Это нужно для доказательства права владения техникой.
Паспорта самоходных машин на мотобуксировщики, действительно, не выдаются и выдаваться не будут, пока не произойдут изменения в законодательстве. До тех пор, пока на мотособаке нельзя сидеть верхом, регистрировать её не надо.
Стоп-стоп, вот мы и подошли к самому интересному!
Сидеть верхом. А что же происходит с установкой лыжного модуля?
Вот она, лазейка, которая позволяет купить почти полноценный снегоход по очень привлекательной цене!
Посадка верхом, как на мотоцикле или снегоходе, с появлением полноценного рулевого управления.
И находится водитель теперь ПЕРЕД устройством. А в законе нет понятия «толкатель», есть только «буксировщик».
Таким образом, как только Вы устанавливаете лыжный модуль и садитесь верхом на мотобуксировщик, Вы становитесь нарушителем. И до выяснения обстоятельств, представители контролирующих органов, такие как сотрудник Гостехнадзор или ГИБДД, могут задержать ваше устройство и отправить на штрафстоянку.
Что же делать?
Привожу ответ производителей мотособак. Ответ, который, на мой взгляд, является лучшим в данной ситуации:
— При перевозке мотобуксировщика, во избежание вопросов, обязательно снимайте лыжный модуль. Вы можете везти его рядом, в прицепе или в машине. Не будучи установленным, лыжный модуль не является частью перевозимого аппарата. Лыжные модули специально производятся легко и быстросъёмными.
— Возьмите с собой договор купли — продажи и инструкцию по эксплуатации на буксировщик.
— Старайтесь не кататься на мотособаке с установленным лыжным модулем в непосредственной близости от экипажей ДПС или патруля ГИМС и Гостехнадзор. Тем более не показывайте им неприличных аллегорических жестов.
Увы, особенности нашего законодательства, а также особенности применения законов, позволяют в спорных случаях хорошо потрепать нервы наказуемому субъекту…
Этих нехитрых правил, на мой взгляд, будет достаточно, чтобы ВЫ могли владеть и пользоваться надёжным, удобным, недорогим, очень верным и очень полезным механическим псом.
Удачи Вам!
Источник: www.drive2.ru
Что такое мотособака? Коротко самое важное
Ближайшие аналоги мотособаки — снегоходы и вездеходы. Но мотособака дешевле, меньше и маневреннее. Она бережливее расходует топливо и экономнее в эксплуатации. Ее не нужно ставить на учет, а для управления не понадобятся права.
Навигация по статье
- Способы передвижения на мотобуксировщиках
- Части мотособаки
- Что должно быть в наилучших комплектациях?
- Почему покупают мотособаку?
Официальное название мотособаки — мотобуксировщик.
Это сравнительно недорогая техника. Отлично подходит для передвижения зимой, но может эксплуатироваться и летом. Мотособак часто покупают рыбаки и охотники.
Ссылка на модель: Бурлак-М Экспедитор
Способы передвижения на мотобуксировщиках
Водитель и его груз обычно размещаются позади мотособаки в санях, в санях-волокушах.
Иногда используется лыжный модуль или толкач (в таком случае водитель находится спереди).
На фото ниже пример лыжного модуля.
Лыжный модуль. Ссылка на мотобуксировщик: Бурлак-М2 FK
Основа толкача — сани-волокуши. Но его конструкция предусматривает сиденье и руль.
Толкач. Ссылка на мотобуксировщик: Бурлак ОПТИ-3
Есть и колесный модуль. Его обычно используют летом.
А вот так выглядит миниснегоход. Он создан на основе мотобуксировщика, совмещенного с лыжным модулем. Конструкция привычная, надежная и крепкая.
Ссылка на модель: Бурлак Егерь Мини
Части мотособаки
Мотособака — довольно простая техника.
- Подмоторная плита, рама и корпус составляют базу. База мотобуксировщика встречается 2-х типов. Есть укороченные модели — 1250 см, чтобы можно было положить мотобуксировщик в багажник и легко перевезти. А есть стандартные — 1450 с лучшей проходимостью.
- Подвеска. Бывает 3-х основных видов: катковая, склизовая, катково-склизовая. Склизы отлично подходят для эксплуатации зимой, катки — для эксплуатации в любое время года. Реже встречаются мотобуксировщики на пневмоколесах. Но лучшая модель — универсальная: подвеску в ней можно менять.
- Гусеница (широкая — 500 мм, узкая — 380 мм). Модели с широкой гусеницей проходимее, а с узкой — компактнее и, как правило, дешевле. Есть также двухгусеничные модели, но их немного.
- Двигатель от 6,5 до 20 л.с.
- Элементы управления.
Ссылка на модель: Эко Букс
В наилучших комплектациях присутствуют:
- Электростартер. Когда есть электростартер, достаточно нажать на одну кнопку, чтобы завести мотособаку. Бытует мнение, что без него легко обойтись. На большинстве моделей стартер ручной; это и дешевле, и надежнее. Какой стартер выбирать, зависит только от комфорта водителя.
- Редуктор заднего хода. Реверс особо ценен в труднопроходимой местности. С ним больше возможностей для маневра.
- Электропакет, фара и розетка. Зимой без фары трудно: рассветает поздно, а темнеет рано. Розетка пригодится, чтобы обезопасить себя от непредвиденных ситуаций: в случае чего можно зарядить телефон или навигатор.
Ссылка на модель: МБ Бурлак-М FK 15 лс, разборный
Почему покупают мотособаку?
- Стоимость. Купить хороший мотобуксировщик, который верно прослужит не один год, можно за 50-60 тысяч рублей.
- Небольшой расход топлива.
- Простота, но надежность.
- Сравнительно малый вес и скромные габариты (легче транспортировать и хранить).
- Не нужно ставить на учет, получать права.
Мотособака незаменима, когда приходится преодолевать заснеженные или заболоченные территории и бездорожье.
Источник: snegoxod.ru
Мы поедем, мы помчимся: кто такие «мотособаки» и как на них заработать
«Мотособака» — так называют в народе мотобуксировщик, небольшое транспортное средство с платформой и мотором, которым, как правило, зимой и в условиях бездорожья, пользуются охотники, рыбаки и исследователи мест, далёких от благ цивилизации. Один из лучших и самых известных российских производителей «мотособак» — компания Pomor. О том, кто и зачем покупает мотобуксировщики, порталу Biz360.ru рассказал совладелец предприятия Константин Фёдоров.
Константин Фёдоров, 34 года, предприниматель из Архангельска, совладелец и директор компании по производству мотобуксировщиков Pomor . Окончил Северный арктический федеральный университет по специальности «Сервис транспортных технологических машин и оборудования». В компанию Pomor пришёл работать в 2014 году, с 2017 года является её генеральным директором и совладельцем.
Как всё начиналось
Идея мотобуксировщика появилась ещё в 1975 году. Тогда увлечённый охотник Анатолий Фомичёв изобрёл транспортное средство, которое тащило за собой лыжника. В народе его стали называть «мотособакой». Буксировщик представлял собой сани или лыжи с двигателем от бензопилы, который и приводил в движение всю конструкцию.
Затем это дело продолжил сын изобретателя, а потом — внучка. Чтобы запустить нынешнее производство в Архангельске, был получен грант в размере 500 тысяч рублей, на которые купили первые станки и запустили производственную линию.
Сын Анатолия Фомичёва Михаил продолжает работать в компании и постоянно создавать новые вездеходы, снегоходы, мотоциклы, буксировщики, колёсные и лыжные модули, модули-толкачи, а также комплектующие к ним.
Я пришёл в Pomor буквально через год после вуза и как-то сразу нашёл здесь дело, которое мне нравится. Наша техника связана с путешествиями, охотой и рыбалкой – это очень интересно. И вообще лично меня с детства привлекала любая техника.
На предприятии я изначально занимался сборкой, покраской и логистикой. Наблюдал развитие компании с совсем небольшой фирмы до уже достаточно крупной структуры, которой начал в итоге управлять — в один из моментов я стал её совладельцем.
И в парк, и на Северный полюс
В отдалённых населённых пунктах люди ездят на наших «мотособаках», например, за дровами или за водой на реку. В парках на них катают детей на «ватрушках». Наши мотобуксировщики эксплуатировали и полярники в минус 40 на Северном полюсе. Например, возили бочки с керосином до взлётной полосы, общий вес груза составил около 1 тонны — и буксировщик справился. Но в основном эта техника популярна у охотников и рыбаков.
Устройство нашей «мотособаки» по сути напоминает снегоход, только бензина наш агрегат расходует намного меньше: там, где снегоход сожжёт 10 литров топлива, буксировщик потребует только двух. Таким образом, он сильно удешевляет ту же охоту: проставить капканы, а потом проверять их требует немалого количества времени в пути.
Ещё один важный нюанс – для езды на мотобуксировщике не нужны регистрация в Гостехнадзоре и водительские права. Ну и, разумеется, «мотособака» стоит гораздо дешевле. Цена снегохода — от 250 тысяч рублей, а средний чек за наш мотобуксировщик – 65 тысяч (при минимальной цене 40 тысяч).
Мы можем делать буксировщики любых параметров: узкими и широкими, высокими и низкими. Всё зависит от задач, которые нужно выполнять.
Step by step
Сейчас мы производим около 300 буксировщиков в месяц. А начинали с 15-20 штук.
Двигатели, фары и некоторые другие комплектующие мы закупаем в Китае через дистрибьюторов – потому что в России нет ничего аналогичного по качеству за такие же деньги. Гусеницы приобретаем на заводе «Композит». Раму, капот, руль, багажник и все сопутствующие детали для сборки буксировщика или вездехода изготавливаем сами — на них даём расширенную гарантию.
Для производства пока снимаем помещение на 800 квадратных метров. Начинали, конечно, с меньшей площади. Чтобы перестать платить за аренду, планируем в ближайшее время приобрести помещение под собственный завод или вообще готовое производство. Ищем подходящий вариант.
На данный момент срок изготовления техники на заказ составляет 7-10 дней. У нас можно купить буксировщик и из наличия, но чаще их заказывают.
Долгое время это был сезонный бизнес для холодного времени года (несмотря на то, что сам мотобуксировщик в этом плане универсален, он отлично работает и летом).
Пик сезона обычно приходится на Новый год, в этот период у нас быстро пустеет склад. К зиме технику начинают обычно закупать с августа, и заканчивается эта волна к апрелю. Ранее после этого мы распускали часть сотрудников в отпуск на всё лето.
Но год назад мы выпустили наш первый летний мини-вездеход, его цена 150 тысяч рублей. И он позволил нам сгладить фактор сезонности: на данный момент в компании уже расписаны заказы на него вплоть до июня. Такая техника в каком-то смысле заменяет квадроцикл, но стоит в два раза дешевле. Теперь мы не распускаем штат на тёплое время года. Сегодня у нас работает 25 человек — сварщики, покрасчики и сборщики.
От плагиаторов защиты нет
Мы продаём наших «мотособак» по всей России, но в последнее время география сузилась: теперь в основном реализуем продукцию в рамках своего региона, хотя два-три года назад мы активнее продавали в других регионах.
Причина в том, что когда Pomor только вышел на рынок, переднеприводные мотобуксировщики никто, кроме нас, в стране не производил. Можно было приобрести только менее проходимые экземпляры. Но поскольку в производстве это довольно простая техника, со временем многие стали её копировать и продавать у себя в регионах.
Система защиты правообладателей в России не очень эффективна, поэтому получение патента ни от чего не защищает. Ушлые люди вносят небольшие изменения, называют агрегат своими именами – и потом безнаказанно продают. Поэтому по стране открылось уже много производств гаражного типа, где можно купить устройства, очень похожие на наши. Потребителям выгоднее купить копию неподалёку, чем заказывать оригинал в другом регионе с доставкой транспортной компанией за 5-7 тысяч рублей.
Поэтому мы делаем упор на качество и стараемся постоянно изобретать что-то новое. Помимо производства мы предоставляем и довольно высокий уровень техобслуживания. Плюс нам можно сдать старую купленную у нас технику и получить новую (мы поменяем там двигатель, раму или внесём еще какие-то нужные изменения). Также мы даём на наш буксировщик гарантию два года, а на раму — пять лет.
Маркетинг и продвижение
За всё время работы проекта мы пробовали разные виды продвижения. В том числе телевидение, радио и наружку. Но не смогли отследить эффективность этих каналов, поэтому отказались от них.
Сегодня у нас есть маркетолог, который занимается продвижением компании в интернете. Мне нравится этот канал тем, что он прозрачен: потратили 30 тысяч рублей на контекстную рекламу и соцсети — продали не меньше 60 буксировщиков. Всё есть в отчётности, всё можно отследить.
Для поддержания имиджа мы ведём свой канал на YouTube , где можно увидеть не только мотобуксировщики в работе или анализ их характеристик, но и видеоотзывы клиентов. Также взаимодействуем с разными блогерами.
Довольно большой медийный охват проекту дало участие в профильных конкурсах и выставках. Например, мы стали победителями в конкурсе «Молодой предприниматель России» в номинации «Инновационный бизнес». Также участвовали в форумах «Селигер» и «Арктика. Дорога на Барнео».
Кроме того, губернатор Архангельской области подарил нашу технику Русскому географическому обществу и Артуру Чилингарову – известному исследователю Арктики и Антарктики. Наши мотобуксировщики опробовали на метеостанциях Росгидромета. Регулярное участие буксировщиков в экспедициях – тоже важный канал продвижения Pomor.
Что дальше
Сейчас буксировщики Pomor в основном распространяются через сеть дилеров, которые закупают у нас технику оптом. Поначалу это были мелкие оптовики, потом стали обращаться крупные игроки рынка. В целом у нас уже около 20 таких партнёров по стране. Больше всего у нас заказывают в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке.
Будущее проекта, на мой взгляд, связано с продажами за границей. Техника нашего бренда отлично подошла бы для Скандинавии и Канады. Но для такого развития нужно найти там дилеров. Планируем заняться этим в ближайшее время.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал , страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен» .
biz360
Источник: biz360.ru
Мотособака
Даже самый подготовленный внедорожник бессилен перед снежным покровом глубиной более полуметра. По такой поверхности способна передвигаться лишь специальная техника: разнообразные вездеходы, снегоходы, аэросани и аэроглиссеры, мотобуксировщики и может что-то еще. Снегоходная техника обойдется недешево; если недорогой китайский эндуро можно купить за 50-100 тыс. рублей, то самый дешевый снегоход обойдется не дешевле 150-170 тыс. Но существует неплохая альтернатива снегоходам — мотобуксировщики или, как их еще называют, мотособаки.
Что представляет собой мотособака
Устройство мотобуксировщика предельно простое. Он представляет собой, грубо говоря, заднюю часть снегохода. Состоит мотособака из 3-х основных узлов:
- рамы с креплениями и рукояткой управления;
- двигателя;
- гусеницы с катковой или склизовой подвеской.
Мощность двигателя обычно от 6 до 15 л.с. Он сочленен с вариаторной трансмиссией либо с понижающим редуктором, оснащенным автоматическим центробежным сцеплением. С помощью цепной передачи мощность от двигателя передается гусеничному движителю.
Гусеница используется обычная от снегохода. Наиболее распространены гусеницы шириной 380 или 500 мм. Первая используется на снегоходах Буран, вторая — на Тайге. Подвеска может быть либо катковой, либо склизовой. Буксировщик с катками можно использовать и летом, например по болоту, в то время как со склизами исключительно зимой по снегу.
Зато мотособака на склизах обычно дешевле и оказывает более равномерное давление на поверхность, за счет чего обладает лучшей проходимостью.
Управление
Вождение мотобуксировщика несложное, но требует определенного опыта. Из органов управления лишь нечто похожее на мотоциклетный руль с рычагом газа. Повороты осуществляются отклонением мотособаки относительно саней или волокуш, в которых стоит водитель. Для управления собакой не требуется никаких документов, а сама она не подлежит постановке на учет. Но передвигаться на ней по дорогам общего пользования запрещено.
Мотособака своими руками
Цена мотобуксировщика сравнительно невелика, можно купить приличный аппарат менее чем за 50 тыс. рублей. Но есть вариант неплохо сэкономить, собрав мотособаку своими руками, тем более что конструкция ее проста, а все комплектующие легко найти в продаже. Для этого потребуется:
- двигатель (наиболее популярный и доступный вариант — китайский Lifan);
- гусеница с катками или склизами;
- готовый каркас или стальной профиль для его изготовления;
- инструменты, прямые руки, время и желание.
Вот вроде и все, что потребуется для изготовления самодельной мотособаки, которая при качественной сборке не будет уступать покупной.
Вывод
Мотобуксировщик — единственное снегоходное транспортное средство, стоимость которого менее 100 тыс. рублей. Конечно, для развлекательных поездок больше подойдет снегоход, но для чисто утилитарных целей, охоты или зимней рыбалки мотособака — наиболее оптимальный выбор.
Источник: offroadrest.ru