В этот раз речь пойдет об алюминиевых моторных лодках (мотолодках) российского производства. На рынке они сейчас самые доступные по цене как при приобретении, так и в обслуживании среди лодок каркасного типа. Кроме того можно найти много предложений на вторичном рынке. Б/у лодки не многим хуже новых, а цена значительно ниже. В Обзоре участвуют моторные лодки Казанка, Казанка-М, Казанка-5, 5М, 5М2, 5М3, 5М4, Южанка, Воронеж, Обь, Крым, Прогресс, 2, 3, 4.
Что такое моторная лодка в теории. Это легкое судно, масса корпуса которого составляет не более 300 кг, сам корпус изготовлен из алюминия (зачастую применяется авиационный дюралюминий) или пластика. Большинство мотолодок оборудованы транцем под подвесной лодочный мотор (мы советуем ставить мотор Ямаха).
Дополнительно на лодках этого типа можно увидеть органы дистанционного управления мотором, мягкие сидения со спинками, тент для защиты от осадков. Своего рода автомобиль, только не на колесах. Основным преимуществом мотолодок является их низкая масса.
Я продаю свой прогресс 4 , зачем? почему?
Они могут подходить к берегу в любом месте и даже один человек способен вытащить такой не большой катер на 2/3 ее длинны на берег, а несколько человек вообще смогут полностью вынести судно из воды. Кроме легкости в транспортировке масса лодки положительно влияет на ее скоростные характеристики. К примеру под средним мотором в 30 л.с. моторная лодка легко развивает скорость в 40 км/ч.
Моторные лодки “Казанка”, “Казанка-М”, “Южанка”
Самые многочисленные и самые старые моторные лодки в России. “Казанка” выпускалась с 55 по 77 года прошлого века различными завода по чертежам Казанского Авиационного завода им. Горбунова. За все эти годы было произведено около 200 тыс единиц. Модели “Казанка-М” и “Южанка” это доработанные модификации, которые выпускались в 70-х годах.
У них появились боковые и кормовые були, которые увеличивают непотопляемость и остойчивость лодки. Все модификации изготавливались из дюралюминиевых листов способом клепки. Для защиты кокпита от ветра и брызг устанавливалось ветровое стекло. Так же в комплекте были распашные весла, на случай отказа мотора.
У этих мотолодок было несколько недостатков. Под мощными моторами (к примеру “Вихрь”) лодки часто переворачивались на полном ходу в поворотах или при резком старте из-за низкой остойчивости корпуса. Также из-за плохой герметичности отсеков непотопляемость была никудышная. Плоское днище и неправильные обводы корпуса давали слишком жесткий ход по волнам.
При среднем волнении кокпит сильно забрызгивался. Отсутствие самоотливной нищи под мотором. Можно сказать, что “Казанка” самая опасная из отечественных лодок, но с оговоркой – только под мощными моторами. Если же использовать лодочный мотор до 15 л.с. то эти лодки вполне безопасны при соблюдении элементарных правил.
Сейчас Казанку б/у можно приобрести за 2-3 тыс рублей, купить к ней также мотор б/у лошадей на 8 и стать счастливым обладателем быстрой моторной лодки за не дорого.
Особенности конструкции
С нашего стапеля сходят лучшие алюминиевые катера, имеющие классическую конструкцию:
- пространственный силовой каркас – киль со шпангоутами, бимсами, форштевнем и стрингерами из гнутого алюминиевого профиля;
- обшивка – листы «морского» алюминия АМг5;
- дополнительные элементы – отбойники и продольные/поперечные реданы на днище катера;
- палуба – трансформер, глухая, съемная;
- блоки плавучести – несколько герметичных отсеков, заполненных воздухом;
- транец – прямой или тоннельного типа;
- кокпит – цельный или из отдельных отсеков.
Катера управляются штурвалами, что гораздо удобнее румпеля на корме моторной лодки. Однако выбрать маломерное судно без специального образования очень сложно. Поэтому на нашем ресурсе купить алюминиевый катер для рыбалки вам помогут квалифицированнее менеджеры производителя Вятбот с учетом имеющегося бюджета и эксплуатационных условий.
Моторные лодки “Воронеж”
Некоторое время на Воронежском Авиационном Заводе выпускались обычные “Казанки” по лицензии Казанского завода. Но в 70-х годах на заводе была разработана собственная модель моторной лодки. И она получилась более удачной чем казанская, бОльшая остойчивость, виражи проходит спокойно на большой скорости, даже при наличии волн.
Мотолодка “Воронеж” не склонна к рысканью и не стремиться зарыться в попутную волну. Стандартно лодка оснащалась лобовым стеклом и жесткими сидениями. В общем “Воронеж” получилась вполне удачной, гораздо лучше “Казанки”, но все же она проигрывает по характеристикам другим лодкам.
Сегодня моторные лодки выпускаются под именем “Воронеж-М”. Это несколько модифицированная версия. На заводе цена ее составляет около 55 тыс. рублей. Дилеры соответственно цену немного завышают. Кроме того можно найти б/у лодку уже по цене около 15 тыс. рублей. и в более чем хорошем состоянии.
Размеры катера
Размеры катера должны быть оптимально подобраны под потребности его владельца. Чем больше размер катера, тем большее количество людей и груза он может взять на борт. Кроме этого, чем больше размеры катера, тем больше объем свободного пространства внутри него и тем удобнее он для рыбалки. При этом, чем больше размеры катера, тем сложнее его перевозить и спускать на воду, тем больший размер прицепа необходим для его перевозки и тем более мощный мотор для него потребуется.
Вам может быть интересно: Поляризационные очки
Моторные лодки “Обь”
Эти мотолодки выпускались на Новосибирском Авиационном Заводе в период с 1965 по 1975 год. На первый взгляд “Обь” кажется маленькой лодкой, но ее грузоподъемность такая же как и у аналогичных лодок ее времени. По характеристикам она признана самой быстрой благодаря особой конструкции днища.
У нее отличная курсовая устойчивость на волне, есть нормальная подмоторная нища под транцем. Моторные лодки “Обь” сразу (в отличии от “Казанки”) стали оснащаться булями, что значительно повышает их непотопляемость. Не склонна к рысканью и имеет хорошую всхожесть на волну. Для производства использовался высококачественный дюралюминий, практически не подверженный коррозии. Благодаря этому даже сейчас эту лодку можно купить в очень хорошем состоянии примерно за 15 тыс. рублей.
Новая модель — алюминиевый водометный катер КС-701.2
Нельзя обойти стороной и еще одну новинку – скоростной алюминиевый водометный катер КС-701.2. Прототипом для создания КС-701.2 является КС-701, завоевавший большое признание у любителей водных приключений и путешествий, рыбаков, охотников, ну и у спец. служб, выполняющих различные задачи надзора и обеспечения безопасности на водных объектах.
Эта новинка для увлеченного рыболова, любителя путешествий с семьей, который ценит свое время, и никакие технические проблемы, в случае их наступления, не омрачат его отдых, так как благодаря полностью отечественным комплектующим провести техническое обслуживание можно практически в любом населенном пункте, при этом не нужно иметь специального диагностического оборудования, инструмента или каких-то специальных знаний.
Можно забыть о проблемах
Отечественный стационарный дизельный двигатель в паре с отечественным водомётным движителем имеет большой моторесурс, благодаря чему вы можете забыть о таких проблемах, как частое ТО, отсутствие наличия запасных частей, а также о сложностях обслуживания и ремонта, что очень важно при сезонном использовании, как в служебных, так и в личных целях.
Надежный корпус
И все же, главной особенностью новинки является его непревзойдённый корпус, обладающий уникальными характеристиками, обеспечивающими максимальную безопасность и комфорт во время его эксплуатации.
Моторные лодки “Крым”
Производством этих лодок занимался Пермский Судостроительный Завод с 70-х годов. Выпущено было их более 100 тыс. экземпляров. Окраска в то время у них у всех была одинаковая: желтый корпус, красная палуба. Лобовое стекло было плоское. Разработало мотолодку “Крым” Центральное конструкторское бюро “Нептун”. Конструкцию у лодки уникальная и отличается от всех лодок того времени.
Корпус изготавливался из алюминиево-магниевого сплава Амг5м (из такого сплава к примеру сегодня делают лодки ДМБ). Корпус собирался не методом клепки а методом аргонной сварки. Лодки вообще не страдали коррозией, даже при эксплуатации в соленой морской воде. Водномоторники в нашей стране нарекли ее как “Вечная”.
У моторных лодок “Крым” великолепная всхожесть на волну и отличная курсовая устойчивость благодаря выпукло-килеватым обводам корпуса. “По паспорту” ее максимальная удаленность от берега составляет 3 км, тогда как у остальных мотолодок того времени она равно 1,5 км. На вторичном рынке “Крым” можно найти по цене от 10 тыс. рублей.
Моторные лодки “Казанка-5”, 5М, 5М2, 5М3, 5М4
Эти лодки выпускаются в России до сих пор и аж с 1972 года и по сути это значительно переработанная первая “Казанка”. Модели получили новые обводы корпуса, имеют вогнуто-килеватый вид. Небольшая волна позволяла идти мягко и быстро выходить на глиссирование. Но вот при волне выше 50 см, при ходе под углом к ней, лодка очень склонна к зарыскиванию.
Известны случаи переворота “Казанки-5” на попутной средней волне под углом к ней. Кроме того у нее плохая всхожесть на волну из-за слишком глубоких волнорезов спереди.
Мотор у этих лодок крепится на выносной кронштейн, что увеличивает свободное пространство на корме. Появился багажник на корме. Но в этом есть свой недостаток. Если идти на средних и выше оборотах и резко их сбросить, лодка резко снижает скорость и нагоняющий транцевый вал заливает мотор, после чего он может заглохнуть, т.к. есть риск залить высоковольтные провода.
Модель “Казанка-5” страдала слабым днищем. После нескольких лет эксплуатации днище давало течь. Этот недостаток был устранен в модели “5М”. Каркас днища и кронштейн для выносного транца мотора были усилены. Хотя кронштейн был усилен не значительно и известен случай, когда на соревнованиях у “Казанки-5М” оторвался кронштейн вместе с парой моторов.
Казанский завод устранил этот недостаток уже в версии “5М2”, в которой уже не было выносного транца. В модели “5М3” вся конструкция была еще значительно усилена. В 1989 году была выпущена последняя модификация “5М4”. Вогнутые обводы носовой части были заменены выпукло-килеватыми. Килеватость на корме была увеличена.
В результате чего мотолодка получила очень хорошую курсовую устойчивость и всхожесть на волну. В итоге после нескольких десятилетий “Казанка” в модификации “5М4” по настоящему стала отличной лодкой, одной из лучших Советских и Российских алюминиевых лодок.
Моторная лодка “Казанка-5М4” до сих пор выпускается в России и цена завода составляет около 70 тыс. рублей. У дилеров за нее просят более 100 тыс. рублей. На рынке подержанных лодок можно найти 5М4 в хорошем состоянии примерно за 25 тыс. рублей.
Цены на российские катера
Цены на алюминиевые катера зависят от водоизмещения, типа, комплектации, приборов навигации.
Выше приведены только некоторые типы алюминиевых катеров, выпускаемых в России. Производителей достаточно много, каталог выпускаемой продукции обширный и постоянно обновляется. Существующая конкуренция заставляет изготовителей идти навстречу индивидуальным пожеланиям заказчиков.
Средняя цена на лодку с подвесным мотором в России может составлять от 30 до 150 тыс. рублей. Верхняя цена на алюминиевый катер ограничена возможностями заказчика. Возможности российских производителей позволяют их выполнить.
Моторные лодки, катера “Прогресс” 2, 3, 4
Производством мотолодок “Прогресс” с 1966 года занимался Куйбышевский Авиазавод, тот самый, на котором выпускались знаменитые корабли “Восток” и “Прогресс”. Лодки первой, второй и третей серии выпускались вплоть до 70-х годов. Отличия между этими моделями были минимальными. На “Прогрессе-2” появилась самоотливная подмоторная ниша и еще пара улучшений, “Прогресс-3” имел рейлинги на крыше и более усиленный корпус.
В свое время лодки “Прогресс” конкурировали лишь с очень посредственной “Казанкой” первых модификаций. Куйбышевские судостроители первыми предложили дистанционное управление лодочным мотором с автомобильным рулем в качестве “баранки”, увеличенную палубу и удобный легко снимаемый тент. Кроме этого грузоподъемность лодок была больше чем у конкурентов на 100 кг.
В катере “Прогресс” легко помещалось 5 человек с грузом, он показал очень хорошую остойчивость как на ходу так и на месте. Корпус обладал высокой прочностью и надежностью. Ходовые характеристики также были на высоте, отличная курсовая устойчивость и всхожесть на волну. Очень мало известно фактов опрокидывания “Прогресса” даже при большом волнении. Можно сказать отличный выбор для семейного отдыха или рыбалки.
Правда не обошлось без недостатков. Обводы корпуса несколько “тупые”. Лодка жестко ударяется о встречную волну, забрызгивая при этом весь кокпит. При большой попутной волне моторка сильно теряет в скорости, но при этом всхожесть остается очень приличной. “Прогресс” первых модификаций еще иногда называют “утюгом”.
Благодаря дюралюминию очень высокого качества лодка получилась добротная и надежная. Корпус практически не подвержен гниению. Даже сегодня большинство экземпляров в очень хорошем состоянии и “Прогресс” ранних моделей можно купить примерно за 5-7 тыс. рублей.
Последняя модель мотолодок Куйбышевского авиазавода “Прогресс-4” – это уже совсем другая история. Производство ее началось в 1974 году. Обводы корпуса были значительно изменены в лучшую сторону, появилась ярко выраженная килеватость днища, повысим мореходность в разы. Попутная и встречная волна для четвертой модели этого российского катера перестали быть проблемой, плавность хода при волнении и всхожесть были еще улучшены.
Моторная лодка получила широкий самоотливной рецесс для мотора, под рецессом появилось пространство для баков с топливом, вмещающее в себя 2 бака по 22 литра. В комплект “Прогресс-4” входили мягкие, съемные сидения, которые можно было разложить прямо на пол для удобного ночлега.
Но пара недостатков у “четверки” все же есть. Днище все еще обладает не достаточной килеватостью, чтобы избежать “шлепания” на небольших волнах. И лобовое стекло стало не очень симпатичным, у старых моделей было изогнутое, на новой – угловато-квадратное. Швартовочные ручки стали несколько хлипковаты.
Все “Прогрессы” можно отнести к тяжелым лодкам-катерам и для уверенного хода на мотор рекомендуется устанавливать гребные винты с шагом 250-280 мм.
Б/у “Прогресс-4” в хорошем состоянии можно купить в пределах 25 тыс. рулей.
Типы компоновок катеров
Катера могут иметь разные типы компоновки:
Closed Bow — классическая капотная компоновка катера с закрытым носом. Используется на катерах небольшого размера. Нос катера закрыт палубой, под которой чаще всего расположен грузовой отсек, закрытый люком. В кокпите расположены два кресла и кормовой диван.
Bowrider – катер боурайдер, в переводе с английского “оседлавший нос”, одна из самых популярных в настоящее время компоновок катеров. Катер имеет традиционный кокпит и открытый нос, в котором располагается грузовой отсек или чаще еще один кокпит с диванами или креслами.
Cabin – катер с кабиной расположенной посередине, разделяющей катер на носовой и кормовой кокпит.
One console – одноконсольная компоновка катера. Пост управления находится на правом борту катера, полноценное лобовое стекло отсутствует.
Dual console — двухконсольная компоновка катера. Полноценное лобовое стекло отсутствует, имеются защитные щитки. В кокпите расположены два кресла и кормовой диван.
Centre console(CC) – катер с центральной консолью. В кокпите расположены два кресла.
Hard top (HT) – катер с полурубкой с твердой крышей. Кокпит катера прикрыт рубкой, открытой с кормы, в носовой части имеется спальное место, открытая часть рубки закрывается тентом.
Walk around (WA) – каюта катера расположенная в носовой части, возвышается над палубой и имеет широкие проходы по бортам, позволяющие обойти каюту кругом.
Cruisers — катер круизер имеющий просторный салон с трансформирующимися спальными местами в носовой части.
TOV Boat – катер буксировщик, предназначенный для в воднолыжников и вейкбордистов.
— Rigid Inflatable Boat в переводе с английского “жёсткая надувная лодка”, имеет гибридную конструкцию — жесткое дно из пластика или алюминия и надувные борта из прочного ПВХ.
Выводы
Небольшой рейтинг по мореходным характеристикам и по комфорту, вместительности и удобству использования моторных лодок российского производства
- Прогресс-4
- Казанка-5М4
- Прогресс-2,3
- Крым
- Обь
- Воронеж
- Казанка
Почему именно катер “Прогресс-4” на первом месте. Вроде бы тяжелая и большая лодка и по скорости проиграет той же “Казанке-5М4” или “Крыму”. Но достоинства “Прогресса” переваливают все мелкие недостатки. Лодка обладает феноменальной остойчивостью, можно свободно переходить с одного борта на другой и она практически не кренится.
Большой просторный кокпит, в котором можно свободно переночевать. Большая грузоподъемность и вместительность. Автономность хода также на высоте – 2 бака по 22 литра. Из личного опыта: “Прогресс-4” вполне может противостоят волнам в 1 метр и выше.
Технические характеристики моторных лодок
Модель | Размеры (ДхШхВ) | Масса (кг) | Пассажиро вместимость | Грузоподъем ность (кг) | Макс.мощность мотора (л.с.) | Скорость (км/ч) |
Казанка(М) Южанка | 4,63х1,24х1,6 | 172 | 4 | 400 | 15 (25 с булями) | 40 (Вихрь-20) |
Воронеж | 4,2х1,5х0,67 | 152 | 4 | 400 | 30 | 44 (30 л.с.) |
Обь | 4,2х1,45х0,55 | 140 | 4 | 400 | 25 | 40 |
Крым | 4,2х1,55х0,65 | 170 | 4 | 400 | 30 | 36 (20 л.с.) |
Казанка-5 (все модели) | 4,5х1,6х0,72 | 190 | 4 | 400 | 30 | 44 (30 л.с.) |
Прогресс-2,3 | 4,65х1,7х0,65 | 223 | 5 | 500 | 30 | 37 (25 л.с.) |
Прогресс-4 | 4,69х1,72х0,69 | 220 | 5 | 475 | 50 | 37 (30 л.с.) |
По материалам сайта Motolodka и журнала “Катера и Яхты”.
Метки
воронеж казанка крым обь прогресс южанка
Полностью импортонезависимый катер — нам это удалось
Данная модель перенесла на себя всё самое лучшее из наследия катеров серии КС-701. Основная идея при постройке судна заключалась в том, чтобы построить полностью импортонезависимый катер, при этом абсолютно не уступающим импортным аналогам, и сейчас можно с уверенность сказать, что нам это удалось.
Экономическая выгода
Катер не только превзошел аналогичную продукцию по своим техническим характеристикам, но и обошёл с точки зрения экономической выгоды, ведь обслуживание основных, самых важных элементов (двигателя, движителя, корпуса) в разы дешевле и доступнее импортных аналогов.
Можно спорить о конструктивных особенностях, отличающих новую модель от других производителей, но одно очевидно, у владельца этого катера не будет проблем с его эксплуатацией.
Источник: super-chips.ru
Прогресс серии ( 1, 2, 2м, 3м, 4, 4л )
Лодки Прогресс отлично подходят для семейных прогулок, предназначены для туризма с ночевками, рыбалки или охоты. Не отличаются мореходностью, зато хорошо ведут себя на реках с различной полноводностью, озерах. По документам их плавание разрешается в пределах 3000 м от береговой линии при 75–сантиметровой волне. Серия включает в себя 4 основных версии и не получившие широкой известности 4Л и 2МР.
Прог ( как иногда владельцы называют Прогресс) первый и второй были практически идентичные, вместительные, с превосходными теххарактеристиками. Их можно было эксплуатировать для прогулок, рыбалки, туризма, охоты или гонок. Спроектированы под один отечественный ПМ до 30 л. с.
Видео лодки Прогресс :
Следующая модификация — 2М. Глиссер имеет практически такое же строение, с небольшими изменениями. Обладает высокой грузоподъемностью, остойчивостью и принимает 5 человек. Имеет самоотливной рецесс. “3М” аналогичен своей предшественнице с разницей в наличии рейлингов на палубе и нескольких мелочей для комфорта пассажиров.
Создатели 4 изучили предыдущий опыт и решились на кардинальные конструктивные перемены. Обводы приобрели большую килеватость, внутри он стал просторней, а расширенная самоотливная подмоторная ниша позволила установку спарки моторов. Причем суммарная мощность повысилась до 50 сил.
Достоинства
- Возможность самостоятельно подбирать комплектацию “под себя” учитывает потребности клиентов и позволяет комплектовать мотосудно для конкретного назначения
- Остойчивость первых модификаций гораздо лучше двух последующих, она дает возможность плавать в любую погоду и не бояться уйти в оверкиль
- Моторный отсек предусмотрительно запирается на замок
- Весла сделаны из непотопляемого материала
- Вместительный кокпит. В нем комфортно размещается пять пассажиров. В боковых нишах есть место для личных вещей. Рундуки вмещают в себя инструменты и другие предметы. Помимо этого, есть топливные отсеки и багажник
- Широкий корпус достигает глисса при сравнительно небольшой скорости. Ни одно судно с такими габаритами и загрузкой достичь подобного результата не сможет
- Так как глиссер выдерживает до 500 кг, в плавание можно брать с собой все необходимое. Такая грузоподъемность делает его незаменимым в любом виде отдыха
- Учитывая недочеты прошлых моделей, в этой конструкторы предусмотрели самоотливной рецесс. Он не заливается водой. Корма не проседает, быстрота и ходовые качества не страдают, как в предыдущем варианте
- Неприхотлив в эксплуатации, а также не требует дорогого мотора большой мощности
- Устойчив
- Большой бомболюк
- Плавсредство быстрее своих предшественниц, разгоняется до 37 км/ч под отечественными агрегатами.
- Отличная непотопляемость благодаря блокам из пенопласта, равномерно распределенным по всему корпусу
- Моторка под номером “4” обладает лучшей мореходностью из всей серии
- Наличие сливного клапана на ДУ
- Амортизированные кронштейны для колес
Недостатки
- Забрызгивание сидящих в мотосудне — самая неприятная проблема, так как сводит на нет преимущества комфортабельности. Не спасает ни лобовое стекло, ни боковые стенки
- Стойки колес не имеют амортизаторов, при транспортировке глиссера к водоему от жесткой тряски по некачественным дорогам могут возникнуть непредвиденные поломки
- Гермоотсеки не столь надежны, как пенопласт, так как при механическом повреждении могут потерять водонепроницаемость
- Заводской тент быстро выходил из строя и пропускал влагу в дождь
- Рецесс часто оказывается залитым водой из–за своей формы
- Основной минус, по мнению большинства пользователей плавсредства, — зарывание носовой части в воду на полном ходу. Это следствие малой килеватости обводов днища и низкой скулы у форштевня. Борт подставляется под удар воды или делает внушительный крен, создается опасность переворачивания
- Салон забрызгивается очень сильно уже при средней скорости. Капли летят через стекло в салон вплоть до заднего сиденья
- На поворотах управляется тяжело, кренится в противоположную сторону
- Низкая мореходность. Хотя в руководстве по использованию мотосудна допустимая высота волны 75 см, на практике она не должна превышать 50 см. При волнении выше моторка тормозит носом, становится неповоротливой, а от брызг намокают все, сидящие в ней
- Не любит кормовую волну
- При использовании рубки остается мало открытого пространства
- Второе ДУ мотором следует приобретать самостоятельно
История и цели создания
Лодка Прогресс была разработана и сконструирована на Куйбышевском авиастроительном заводе. Первая модификация сошла с конвейера в 1966 году. Ее создатель Л. П. Зимаков воплотил в жизнь идею универсального плавсредства с повышенным уровнем комфортабельности, прочного, надежного и непотопляемого. За небольшой период времени модель приобрела популярность у покупателей, но появились требования к модернизации конструкции.
Довольно скоро была выпущена вторая версия с некоторыми отличиями:
- дюралюминиевая накладка на киль заменила стальную, которая быстро разрушалась коррозией, разъедая соседние участки
- модель 2 стала тяжелее, так как кокпит стал удобнее и длиннее на 25 см
- Зимаков решился на кардинальное изменение системы непотопляемости, сменив гермоотсеки на равномерно распределенные пол пайолами блоки из пенопласта
- здесь было уже использовано гнутое панорамное ветровое стекло
Куйбышевский завод выпускал первый и второй варианты до 1974 года, после чего сразу перешел к 4. Производство передали в Оренбург, там выпускались модификации 2, а с 1978 года стал изготавливаться новый 2М.
И вот здесь самое интересное — оренбургские инженеры изменили технологию создания корпуса по причине отсутствия высококлассного оборудования, в результате чего выпущенные после 70–хх гг. на этом заводе судна 2 и 2М имеют конструктивный заводской дефект в геометрии днища и роют носом.
Но те же конструкторы добавили улучшения в последнюю модель:
- самоотливной рецесс
- отсеки по бокам от него, закрывающиеся крышками, в которых можно хранить топливо
- доступ к отсеку непотопляемости в носовой части теперь стал находиться в багажном отделении форпика. Причем стало меньше защелок у переднего люка. Раньше было 2, потом одна
Производство серии продолжалось до начала 90–хх гг, серия продолжилась экземпляром 3М, полностью повторяющем обводы и строение второй М. Разница между ними состоит из установленных рейлингов на запалубленной части форпика и по наружной стороне борта.
4 — наиболее усовершенствованная модель. Скулы у нее подняты выше, чем у “2”, из–за чего всхожесть на волну стала лучше. Днище усилено двумя продольными реданами, обводы имеют форму “крыло чайки”. Менее известный Прогресс 4Л оборудовался разборной рубкой.
Таблица характеристик
Длина наибольшая, м | 4,65 | 4,65 | 4,65 |
Ширина наибольшая, м | 1,7 | 1,7 | 1,7 |
Высота борта в носу, м | 0,75 | 0,75 | 0,74 |
Высота борта на транце, м | 0,55 | 0,55 | |
Высота борта на миделе, м | 0,69 | 0,65 | 0,69 |
Угол килеватости днища на транце | 7° | 7° | 7° |
Высота транца под мотор, м | 0,38 | 0,38 | 0,38 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 180 | 223 | 220—283 |
Размер кокпита, м | 1,3х2,15 | 1,3х2,15 | 1,3х2,4 |
Пассажировместимость, чел. | 5 | 5 | 5 |
Допустимая мощность ПМ, л. с. | 30 | 30 | 50 |
Полное водоизмещение, кг | 700 | 700 | |
Грузоподъемность, кг | 500 | 500 | 475 |
Материал корпуса | Д16Т, Д16М | Д16Т, Д16М | Д16Т, Д16М |
Технология соединения | клепка | клепка | клепка |
Внешний вид и особенности конструкции
Катер сделан из Д16. Для дна использовались листы в 2 мм, палубная и бортовая обшивки были немного тоньше — 1,5. Обводы носа V-образные, остроскулые с соотношением L/B = 2,8 и L/H = 6,1. После сборки все детали проходили закалку. В части, где выполнена двойная прогибь, листы выштампованы из 2 элементов.
Каркас собран из 4 водонепроницаемых переборок, транца, 3–х усиленных шпангоутов. Продольный набор состоит из скуловых и привальных треугольников, 6 стрингеров. Кормовой срез усилен сосновой доской с центральной кницей.
Срез у транца прямой, не имеет завала. Скула приподнята к носу с отгибом вниз. В форпике находится 2 отсека с люками, края которых защищены герметичной лентой. Их крышки разной формы: круглая является входом в багажник, квадратная — в рыбацкое отделение и в откинутом состоянии на ней располагается гребец, как на сиденье. Багажники оснащены внутренними замками.
Рундук вместительный, большой. В бортовых нишах есть полки для размещения личных вещей.
Герметичные отсеки встроены в форпик и в водонепроницаемые баки на корме. Общий запас непотопляемости 1018 дм3. Ветровое стекло изготовлено из оргстекла, обрамлено в дюралюминиевую рамку, на которую крепятся ходовые огни, центральный плафон. На палубе прикреплены 5 рым–уток из алюминия. Кокпит достаточно просторный.
Перед водителем расположена приборная доска с рулевой колонкой, шильдой. По периметру окантовкой служит больбовый уголок, на нем есть подуключины, а также болты для крепежа тентовых дуг.
5 или 6 пассажиров устраиваются на двух скамейках. Передняя и задняя банкетки имеют по две спинки. Если спинки последней перекинуть вперед, получится спальное место. Слева предусмотрен откидной стол, ножки которого входят в отверстия на полу. Тент сшит из авиазента и имеет вырез сзади, чтоб беспрепятственно добраться до рундука. Крепится при помощи застежек.
Кормовой багажный отсек скрыт под двумя крышками с навесными замками. Дно его защищено деревянными пайолами, так как в нем хранится ПМ и запас топлива. Внизу находятся клапаны, спускающие воду.
Фото лодки Прогресс:
Прогресс 2М имеет цельнометаллический корпус из дюралюминия, собранный клепаным способом. Обшивка днища в области носа достигает 2 мм в толщину, днищевой части на корме — 1,8, борта — от 1,5 до 1, палубы — 1, транца — 2 и планширя — 1,5 мм. На киле есть дюралевая накладка, увеличивающая прочность судна.
При помощи перегородок корпус разделен на три основные части: носовая, кокпит и кормовая. Жесткость дну придает система, состоящая из четырех стрингеров, а также шпангоутов. Багажник в форпике, как и у модели Прогресс 2, имеет лючок, его крышка с внутренней стороны уплотнена тиоколовой лентой. Кокпит вмещает в себя передние и задние сиденья.
Если их откинуть, под ними обнаруживаются объемные рундуки. Над приборной панелью установлено ветровое стекло. ДУ рассчитано на 1 ПМ.
Корма отделена от обитаемого пространства перегородкой. Она состоит из трех ниш, изолированных друг от друга переборками. Боковые закрываются сверху крышками с защелками, в них можно хранить емкости для топлива, средняя — самоотливной рецесс. Лодка Прогресс без подвесного мотора весит 180 кг. Для своих внушительных размеров это очень незначительная масса.
Вес дюралюминиевых суден ниже тех, которые изготовлены из АМг, поэтому их ценят до наших дней за легкость и транспортабельность. С ПМ и снаряжением показатель доходит до 223 кг. Версия 3М идентична по строению и техническим особенностям, кроме незначительных деталей.
Чертежи четверки отличаются и по габаритам внутреннего пространства, и по некоторым конструктивным особенностям. Скула на продолжении киля находится выше, чем у ранних версий, разработчики вырезали 25 см палубы для увеличения полезного пространства внутри моторки. Ветрозащитное стекло претерпело изменения. Изогнутая форма, которая искажала видимость, ушла.
Вместо нее используется прямое остекление с защитными треугольными боковинами. Непотопляемость осуществлялась за счет пенопластовых блоков, зашитых в бортах в задней части и в запалубленной части.
Исполнилось то, чего больше всего ждали почитатели Прога — возможность поставить спаренные ПМ и разогнать этот “водный грузовик” на полную мощность. В остальном конструкция судна сохранила присущее всем Прогам строение кокпита, багажных отделений и оснащение. “4Л” шла в комплекте с рубкой, которую можно было разобрать и снять совсем.
Источник: poseidonboat.ru
Lovi-Rubky.ru
Моторные лодки Прогресс, Прогресс-2, Прогресс-2М, Прогресс-3М и Прогресс-4
Моторные лодки Прогресс, Прогресс-2, Прогресс-2М, Прогресс-3М и Прогресс-4
Одним из самых популярных катеров производства СССР по праву считаются моторные лодки серии «Прогресс». Эта довольно популярная модель выпускалась в Оренбурге и считается чуть ли не эталоном рыбацкой лодки. Давайте подробнее посмотрим на лодку Прогресс под катом
Моторная лодка Прогресс (1, 2, 2М, 3М, 4, 4Л)
Мотолодки Прогресс и Прогресс 2
Характеристики мотолодок «Прогресс» (1, 2, 2М, 3М)
Длина наибольшая, мм | 4650 |
Ширина наибольшая, мм | 1700 |
Высота борта в носу, мм | 750 |
Высота борта на миделе, мм | 650 |
Высота борта на транце, мм | 550 |
Угол килеватости днища на транце | 7° |
Высота транца под мотор, мм | 380 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг: | 180 — 223 |
Размер кокпита, мм | 1300X2150 |
Пассажировместимость, чел | 5 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. | 30 |
Грузоподъемность, кг | 500 |
Материал корпуса | Д16Т и Д16М |
Технология соединения | клепка |
Общий вид моторной лодки «Прогресс», «Прогресс-2»
Технический проект моторной лодки «Прогресс» был разработан в 1966 году Л. П. Зимаковым. В этом же году производство лодок было налажено на Куйбышевском авиационном заводе. Мотолодка «Прогресс» была настоящим прорывом в маломерном судостроении тех лет.
Первые версии «Прогрессов» выпускались не долго, на смену им пришли модификации лодки — «Прогресс-2», «Прогресс-2М», «Прогресс-3М». «Прогресс» имел килевую накладку из стали, на «Прогрессе-2» и более поздних «Прогресс-2М» и «Прогресс-3М» ее заменили на дюралюминиевую, это позволило уменьшить влияние электрохимической коррозии и тем самым, значительно продлить срок службы мотолодки.
Дистанционное управление мотором, тент, мягкие подушки для сидений, колеса со стойками и водилом, поставлялись за отдельную плату в зависимости от варианта комплектации.
Обводы мотолодки «Прогресс» и «Прогресс-2»
Корпус лодки Прогресс — клепаной конструкции из дюралюминия; толщина обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1.5 мм. Масса корпуса — 180 кг. Непотопляемость обеспечена герметичными отсеками, расположенными в носу и корме. В форпике предусмотрено размещение багажа. При гребле на веслах гребец размещается на откинутой в нос крышке багажника, спустив в него ноги.
Благодаря этому, по замыслу конструкторов, достигается устойчивость лодки на курсе и удобство гребли.
У транца лодки предусмотрен моторный отсек, в котором на ходу хранятся топливные баки, а на стоянке может быть уложен мотор. Сверху отсек закрывается дюралевой крышкой, которая может быть заперта на замок.
В кокпите размерами 1.3х2.15 м размещаются сиденья, обшитые сосновыми рейками. Спинки переднего сиденья съемные и используются при оборудовании кокпита под ночлег в качестве подголовников. По всей длине кокпита под палубой расположены две полки для хранения мелких вещей.
К числу недостатков лодки «Прогресс» относятся забрызгиваемость при плавании в свежую погоду, отсутствие самоотливной подмоторной ниши (в модели «Прогресс-2М» самоотливной рецесс уже имеется), низкое качество ткани тента (брезент). Эксплуатация моторной лодки «Прогресс» допускается при удалении от берега до 3 км и высоте волны до 0,75 м.
Отличия «Прогресс-2» от «Прогресс-2М»
Обводы моторных лодок «Прогресс-2» и «Прогресс-2М» идентичны.
Основное отличие заключается в том, что у «Прогресса-2М» имеется самоотливной рецесс (рассчитан на установку одного мотора, а не двух как у «Прогресса-4»), пространство справа и слева от рецесса закрыто крышками на шарнирах, через которые можно получить доступ к пространству находящемуся под рецессом. В это пространство хорошо помещаются лежа бензобаки от моторов производства СССР, а также импортные менее 20л, бензобаки 25 л и более лежа туда не помещаются. Из за этого приходится размещать такой бак под задним сидением, а пространство под крышками использовать как рундуки предварительно сделав у них дно, или для хранения канистр (в рундук входит 2 стандартные металлические 20 литровые канистры) и других крупных вещей.
Спереди же лодки отличаются тем, что люк закрывается на одну защелку, а не две как у более ранних моделей. Также у «Прогресса-2М» отсутствует круглый лючек на палубе для доступа в отсек заполненный пенопластом (доступ туда возможен через люк находящийся в носовом багажнике).
Моторная лодка Прогресс: видеообзоры
Что можно сделать из старой мотолодки на примере катера Прогресс-2
Фотографии моторных лодок «Прогресс» и «Прогресс-2»
Фотографии мотолодки «Прогресс-2М»
Отличия «Прогресс-2М» от лодки «Прогресс-3М»
Отличия у лодок лишь косметические. У Прогресса-3М на носовой палубе, а так же по бортам размещены релинги.
Фотографии мотолодки «Прогресс-3М»
Моторная лодка «Прогресс-3М»
Мотолодка «Прогресс-4»
Характеристики мотолодок «Прогресс-4»
Длина наибольшая, мм | 4650 |
Ширина наибольшая, мм | 1700 |
Высота борта на миделе, мм | 650 |
Угол килеватости днища на транце | 7° |
Высота транца под мотор, мм | 380 |
Масса с оборудованием и снабжением, кг: | 220~283 |
Размер кокпита, мм | 1300X2400 |
Пассажировместимость, чел | 5 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. | 30~50 |
Грузоподъемность, кг | 475 |
Материал корпуса | Д16Т и Д16М |
Технология соединения | клепка |
Общий вид моторной лодки «Прогресс-4»
«Прогресс-4» отличается от ранних модификаций «Прогрессов» более высокой скулой у форштевня, большей килеватостью днища, большей на 25 см длиной кокпита (за счет укорачивания палубы), наличием самоотливного рецесса позволяющем установить два мотора, цельное гнутое стекло «панорамного» типа у него заменено на прямое (составное).
Ходовые качества лодки «Прогресс-4» благодаря большей килеватости несколько лучше чем у «Прогрессов» других модификаций.
Корпус лодки «Прогресс-4» клепаной конструкции из дюралюминиевых сплавов, с остроскулыми глиссирующими обводами. В носовой запалубленной части мотолодки оборудован багажный отсек с люком на верхней палубе. В кормовой части находится моторный отсек, в котором свободно размещаются два стандартных 20 — литровых бака для горючего, инструмент и запасные части. Сверху отсек закрыт самоотливным рецессом. В транце лодки установлен клапан слива воды с дистанционным управлением из кокпита.
Лодка оборудована съемными креслами с мягкими подушками, складным тентом, ветровым стеклом со стеклоочистителем, рулевым устройством и дистанционным управлением газом и реверсом подвесным мотором типа «Вихрь», ходовыми огнями. Предусмотрена также поставка в торговую сеть стоек с колесами и водила, с помощью которых лодку можно буксировать за легковой автомашиной на не большие расстояния (не стоит рассматривать как прицеп для перевозки на большие расстояния). Стойки колес снабжены пластинчатыми пружинными амортизаторами.
Выпускается также вариант мотолодки «Прогресс-4Л» с жесткой рубкой из легкого сплава, которая при желании может быть смонтирована самостоятельно (для лодок моделей «Прогресс», «Прогресс-2», «Прогресс-2М», «Прогресс-3» рубка не подходит по размерам кокпита). Размеры рубки в плане — 1,8х 1,3 м; масса — около 30 кг. В ее крыше предусмотрен открывающийся люк для водителя. Однако рубка съедает большую часть места в кокпите, и открытой остается лишь малая его часть — это хорошо видно на одной из фото ниже.
«Прогресс-4Л» — каютный вариант
Непотопляемость моторной лодки «Прогресс-4» обеспечивается блоками пенопласта, которые размещены по бортам в корме и под палубой в носу. Полностью залитая водой лодка находится в положении на ровный киль; запаса плавучести достаточно для поддержания около нее 5—6 чел. На транце «Прогресса-4» может быть навешен как один ПМ, так и два, однако во втором случае требуется смонтировать дополнительно второй комплект дистанционного управления газом и реверсом и штангу, соединяющую оба мотора для осуществления их синхронного поворота.
Лодка достаточно мореходна — на ней можно выходить в прибрежные зоны морей и водохранилищ при высоте волны до 0,75 м с удалением от берега до 3000 м. Правда, при плавании на волнении «Прогресс-4» забрызгивается, а перегрузки на днище заставляют снижать скорость. Благодаря большой грузоподъемности и внутренним объемам «Прогресс-4» пригоден для дальних туристских путешествий с экипажем в 2—3 чел. или для непродолжительных семейных плаваний с экипажем 3—4 чел.
Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцу лодки «Прогресс-4» — повышение её экономичности и скорости за счет применения «грузовых» гребных винтов, установки двух моторов или подводных крыльев.
Скорость лодки «Прогресс-4» с полной нагрузкой (5 чел.) с мотором «Вихрь-М»; составляет 22 км/ч со штатным гребным винтом D = 240, Н = 300 мм.
Максимальная скорость лодки Прогресс-4 с мотором «Вихрь-М» — 37 км/ч. Соответствующие цифры при установке «Вихря-30» — 32 км/ч и 40 км/ч.
В качестве грузового для мотора «Вихрь-М» можно рекомендовать гребной винт с шагом и диаметром по 240 мм, под которым скорость с полной нагрузкой повышается до 32—34 км/ч. Для лодочного мотора «Вихрь-30» оптимален грузовой винт диаметром 240 и шагом 282 мм; скорость с полной нагрузкой повышается до 39,5 км/ч.
С двумя 25-сильными подвесными моторами максимальная скорость «Прогресса» составляет 52 км/ч.
По материалам: «Справочник по катерам, лодкам и моторам» Под редакцией Г.М. Новака.
Фотографии мотолодки «Прогресс-4»
Фотографии мотолодки «Прогресс-4» с каютой (Прогресс-4Л)
Транец и самоотливной рецес «Прогресса-4Л»
В основном фотографии и материалы были взяты из открытых источников. Особая благодарность ресурсам motorka.org и youtube.com
Рыбалка удалась на славу!
Соседи-рыбаки офигели, с одной удочкой я наловил два ведра рыбы! ЖМИ! Чтобы прочесть мою историю. Давно я не ловил рыбы столько, как в этом месяце. Устал наживку насаживать.) Секрет прост — по совету друзей я добавил в прикормку. Читать историю полностью »
Если статья понравилась, поделитесь ею с друзьями! Спасибо!
Источник: lovi-rubky.ru