Моторная лодка как называется

Согласно общепринятой классификации моторными лодками называют маломерные суда использующие в качестве главной силовой установки подвесные моторы (для России см. ГОСТ 19105-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования»).
Правильно будет считать «Моторной лодкой» суда, которые оборудованы подвесным мотором, которые могут быть подняты на необорудованный берег силами экипажа. То есть суда длиной не более 5 метров и общей массой не более 400 килограммов. Остальные лодки будем называть катерами.
Доля моторных лодок среди всего маломерного флота составляет от 80 до 50 процентов. Что говорит о явном преимуществе именно моторных лодок по сравнению с остальными маломерными судами. Итак, давайте разберем подробнее данные преимущества.
Основным преимуществом моторной лодки является ее большая скорость, которая позволяет покрывать большие расстояния, например, для поиска благоприятного места отдыха. Так же скорость моторной лодки позволяет ей быть еще и безопасной, так как всегда можно быстро достичь укрытия, а не испытывать на себе силу стихии.
Еще одним преимуществом моторной лодки можно считать ее вес и размер, так как Вы всегда сможете вытащить ее на берег для пребывания на открытых островах или для транспортировки, тогда как владельцам крупных катеров это недоступно.
Очень весомое преимущество перед катерами – это расход топлива на моторной лодке, который делает Ваше путешествие экономичным. При этом Вы можете не переживать за поломку двигателя, если это произойдет, Вы всегда сможете уйти на веслах в отличие от катера, который в случае поломки мотора, становится неуправляемым.
Сравнивать моторную лодку с парусным судном бессмысленно, так как Вам обязательно нужен ветер для успешной прогулки, да и сами скорости несравнимы, так же как и стоимости владения. Парусные суда скорее подходят любителям чистого спорта, либо людям со свободным режимом работы.
И теперь, наконец, сравним моторную лодку с гребными судами. Гребные лодки обладают низкой скоростью, грузоподьемность и вместимость таких лодок всегда ограничена, семейный экипаж размещается в них поистине в спартанских условиях. Походы на гребных лодках возможны только во время отпуска! Приобретение гребного судна целесообразно только в случае ограничения в средствах.

Источник: flagman-spb.ru

Классификация маломерных судов и основы теории судна. Элементы набора корпуса

гребное — судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи мускульной силы.

несамоходное — судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки;

гидроцикл — бескорпусное водное транспортное средство с движителем;

Кроме классификации по типам, маломерные суда классифицируются по целому ряду признаков.

По способу передвижения суда бывают самоходные и несамоходные.

По назначению:

прогулочные — суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешест­вия и т.д.);

производственные (коммерческие) — суда, предназначенные для выполнения различных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д.);

специальные (служебные) — суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).

По характеру движения:

водоизмещающие — суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, независящий от скорости;

глиссирующие — быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности;

на подводных крыльях — суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движении возни­кает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой;

на воздушной подушке — суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, приподнимающее судно над водой. Для поступательного дви­жения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость.

По типу движителя моторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем.

По обводам корпуса (подводной части его) в основном суда бывают кругло- и остроскулыми. Круглоскулыми называются обводы с плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула). Остроскулыми — обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте соединения днищевой ветви с бортовой ветвью.

Читайте также:  Как сшить паруса для лодки

По конструкции набора корпуса в зависимости от того, какие связи (продольные или поперечные) набора прочнее, суда могут быть с продольной или с поперечной системой набора. Если же прочность продольных и поперечных связей равноценна, то конструкция набора считается смешанной. Легкие суда клееных конструкций принято называть безнаборными.

По материалу корпуса суда бывают деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и т.д.

Для изготовления корпуса маломерного судна используются древесина, алюминиевые сплавы, пластмассы, композитные материалы. Одним из важнейших требований при проектировании и изготовлении маломерного судна является обеспечение требуемой прочности корпуса.

Корпус судна испытывает нагрузки от собственного веса и расположенных внутри корпуса устройств и механизмов, а также груза. Кроме того, на корпус судна воздействуют как статические, так и динамические (в условиях сильного волнения на поверхности водоема) силы давления воды. Для обеспечения прочности маломерного судна предусмотрено усиление корпуса судна специальными балками. Эти балки бывают продольными и поперечными, обеспечивающие продольную и поперечную прочность судна. В совокупности они образуют набор судна и называются продольными элементами набора и поперечными элементами набора корпуса.

Продольными элементами набора корпуса судна являются:

1. Киль — продольная балка днищевого набора, которая проходит посередине ширины судна.

2. Стрингеры. Представляют собой продольные балки днищевого и бортового набора. В судостроении используются бортовые, днищевые и скуловые стрингеры.

3. Карлингсы — продольные подпалубные балки.

4. Продольные ребра жесткости. Являются балками меньшего профиля по сравнению со стрингерами и карлингсами. Продольные ребра жесткости используются для обеспечения дополнительной продольной прочности корпуса судна в любой его части. В зависимости от расположения бывают подпалубные, бортовые, днищевые.

Поперечными элементами набора корпуса судна являются:

1. Флоры. Представляют собой поперечную балку днищевого набора от борта до борта.

2. Шпангоуты. Шпангоутами являются вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц (деталь треугольной формы для обеспечения жесткости соединений элементов набора корпуса). На маломерных судах флоры могут не использоваться, в таком случае шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.

3. Бимсы — поперечные подпалубные балки набора корпуса судна, протяженностью от одного борта к другому.

В зависимости от того, каких элементов набора корпуса на единицу площади используется больше, различают суда с продольной, поперечной и комбинированной системой набора. Предпочтение определенной из перечисленных систем набора производится при производстве расчетов обеспечения требуемой продольной и поперечной прочности корпуса в зависимости от нагрузки судна и предполагаемых мореходных качеств.

Вертикальные или наклонные балки, являющиеся продолжением киля называются штевнями (в носовой части — форштевень, в кормовой — ахтерштевень ).

Вертикальные, отдельно стоящие стойки круглого или иного сечения, называются пиллерсами. Пиллерс служит для подкрепления палубы и в своей нижней части упирается в места пересечения флор (шпангоутов — на малых судах) с днищевыми продольными балками (киль, стрингер, кильсон), а в верхней части — бимсов с карлингсами.

Корпус судна может быть разделен на отдельные отсеки при помощи поперечных и продольных водонепроницаемых переборок.

Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой переборкой называется форпик, а крайний кормовой отсек — ахтерпик.

Сплошные или решетчатые щиты, укладываемые поверх днищевого набора, называются сланью.

К элементам продольного и поперечного набора закрепляется наружная обшивка корпуса судна. Она выполняется из различных материалов и обеспечивает водонепроницаемость корпуса судна, а также продольную и местную прочность судна. Если корпус маломерного судна изготавливается из листов алюминия или металла, то листы обшивки располагаются рядами длиной вдоль корпуса судна. Листы обшивки соединяются между собой либо с помощью заклепок, либо посредством сварки встык.

В данном разделе рассмотрены вопросы, связанные с элементами набора корпуса маломерного судна. К каждому вопросу предлагается четыре варианта ответов. В комментариях к вопросам раздела приводятся необходимые пояснения.

Читайте также:  Можно ли подводную лодку назвать кораблем

1.1. Корпус моторного судна разделен водонепроницаемыми переборками на три отсека. Носовой отсек между форштевнем и первой переборкой называется форпиком.

Правильный ответ: «Форпик».

1.2. В носовой части судна непосредственно к килю присоединяется форштевень — загнутый кверху брус или металлический угольник, являющийся продолжением киля.

Правильный ответ: «Форштевень».

1.3. Средние и большие пробоины, а также расположенные рядом несколько мелких пробоин, заделываются с помощью пластырей (мягких, жестких, полужестких). Для маломерных судов рекомендуется иметь парусиновый пластырь. Для постановки пластыря заводят подкильные концы, как правило, с носа.

Правильный ответ: «С носа».

1.4. Для крепления обшивки и усиления продольной прочности корпуса внутри его устанавливают продольные бруски, называемые стрингерами. В зависимости от расположения стрингеры бывают бортовые, днищевые и скуловые. В данном случае бортовой стрингер.

Правильный ответ: «Бортовой стрингер».

1.5. Поперечными связями набора корпуса судна служат шпангоуты и флоры. Шпангоуты — вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц (элементы треугольной формы для обеспечения жесткости соединения элементов набора корпуса судна). На малых судах (лодках) флоры могут отсутствовать и шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.

Правильный ответ: «Шпангоут».

1.6. Поперечные связи, соединяющие между собой верхние концы шпангоутов, называют бимсами. Они проходят от борта до борта и придают жесткость шпангоутной рамке и поддерживают настил палубы.

Правильный ответ: «Бимс».

1.7. Кница — это деталь из листовой стали треугольной формы, используемая для соединения различных деталей корпуса, например для соединения шпангоута и флора.

Правильный ответ: «Кница».

1.8. Продольная балка днищевого набора называется днищевой стрингер. Правильный ответ: «Стрингер».

1.9. Кормовая часть моторных судов заканчивается транцем, который с помощью кницы крепится к килю и на который устанавливается подвесной мотор.

Правильный ответ: ‘Транец».

1.10. Продольные подпалубные балки называются карлингсами. Они служат для укрепления продольной прочности палубного настила.

Правильный ответ: «Карлингс».

1.11. Шпангоуты — это вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами. Шпангоуты служат для обеспечения поперечной прочности бортового набора корпуса судна.

Правильный ответ: «Шпангоут».

1.12. Маломерное моторное судно с подвесным лодочным мотором называется моторная лодка.

Правильный ответ: «Моторная лодка».

1.13. Для большей прочности бимсы подкрепляют вертикальными стойками пиллерсами.

Правильный ответ: «Пиллерс».

1.14. Маломерное моторное судно со стационарным двигателем по типу относится к катеру.

Правильный ответ: «катер»

1.15. Внутри корпуса на днище поверх днищевого набора укладывают съемные щиты из досок, называемые сланью, или решетчатые щиты, называемые рыбинами.

Правильный ответ: «Слань».

1.1. Как называется носовой отсек между форштевнем и первой переборкой? 1.Цепной ящик. 2. Бак. 3. Ют. 4. Форпик.
1.2. Как называется вертикальная носовая балка, являющаяся продолжением киля? 1. Штевень. 2. Штаг. 3. Флор. 4. Форштевень.
1.3. Как должны заводиться подкильные концы на катере или моторной лодке при постановке парусинового пластыря для заделки пробоины? 1. Носовой конец заводится с носа, кормовой — с кормы. 2. С носа. 3. С кормы. 4. В любом порядке.
1.4. Как называется продольная бортовая балка? 1. Бортовой киль. 2. Бортовой карлингс. 3. Бортовой бимс. 4. Бортовой стрингер.
1.5. Как называется бортовая часть балки поперечного набора корпуса судна? 1. Флор. 2. Шпангоут. 3. Стрингер. 4. Бимс.
1.6. Как называется поперечная балка подпалубного набора, проходящая от борта до борта? 1. Бимс. 2. Флор. 3. Карлингс. 4. Стрингер.
1.7. Как называется пластина треугольной формы для соединения различных элементов набора корпуса? 1. Бракета. 2. Кница. 3. Рецесе. 4. Карлингс.
1.8. Как называется продольная балка днищевого набора? 1. Флор. 2. Карлингс. 3. Стрингер. 4. Бимс.
1.9. Как называется кормовая поперечная переборка, которая на моторной лодке слу­жит для установки подвесного мотора? 1. Ахтерпик. 2. Транец. 3. Кокпит. 4. Комингс.
1.10. Как называется продольная подпалубная балка? 1. Стрингер. 2. Бимс. 3. Комингс. 4. Карлингс.
1.11. Как называется бортовая часть поперечной балки набора корпуса судна? 1. Пиллерс. 2. Бимс. 3. Шпангоут. 4. Флор.
1.12. К какому типу судов относится судно с подвесным лодочным мотором? 1. моторная лодка, 2. скутер, 3. катер, 4. глиссер.
1.13. Как называется вертикальная стойка для подкрепления палубы, упирающаяся в нижней части в место пересечения днищевого стринге­ра и флора? 1. Карлингс. 2. Пиллерс. 3. Бимс. 4. Шпангоут.
1.14. К какому типу судов относится маломерное моторное судно со стационарным двигателем? 1. Моторная лодка 2. Самоходное судно 3. Катер 4. Водоизмещающее судно
1.15. Как называется съемный сплошной днищевой щит, укладываемый на маломерном судне поверх днищевого набора? 1. Рыбина. 2. Фальшщит. 3. Балясина. 4. Слань.
Читайте также:  Лодочный мотор yamaha 50 размеры

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Виды и типы катеров

В ходе эволюции человек использовал разные виды транспорта, в том числе и водные. С развитием технического прогресса водный транспорт достиг невиданных высот. Сегодня в мире существует огромное количество видов и типов судов, размер, назначение и возможности которых ограничены только фантазией производителя. Самым универсальным считается такой вид водного транспорта, как катер. Катер – это маломерное судно, оснащенное мотором или моторами.

Существует много видов и типов катеров. Они классифицируются по различным критериям.

Виды катеров по области применения и их назначения

По области применения катера можно разделить на несколько больших групп:

  1. Прогулочные или экскурсионные катера. Предназначены для недолгих комфортных водных прогулок. Это самые универсальные катера.
  2. Катера повышенной комфортности. Предназначены для многодневных путешествий. Они оснащены всем необходимым для продолжительного нахождения людей на воде. Это самые комфортные и приспособленные для отдыха катера.
  3. Рыболовные катера. Имеют специальное рыболовецкое оборудование и предназначены для любой рыбалки. Они быстроходны и отличаются большей проходимостью.
  4. Спортивные катера. Используются в водных видах спорта. Это самые быстроходные и маневренные катера.
  5. Пассажирские катера. Имеют большой размер и много посадочных мест. Используются для перевозок пассажиров.
  6. Грузовые катера. Предназначены для перевозок грузов. Они оснащены вместимыми палубами и трюмами для размещения грузов.
  7. Охранные или патрульные катера. Они имеют на своем борту специальное оборудование, позволяющее использовать их для охраны и патрулирования различных объектов на воде или берегу. Они также быстроходны и маневренны и состоят на службе у полиции, военных, береговой охраны и МЧС.

Виды катеров по материалу изготовления

По материалу изготовления катера делятся на 3 основные группы:

  • Алюминиевые
  • Пластиковые
  • Комбинированные

Каждый из материалов имеет свои плюсы и минусы. Например, пластиковые катера привлекательнее и дешевле, но и более хрупки и требуют более тщательного обслуживания. Алюминиевые катера более дорогие, но с минимальным уходом служат своему владельцу много лет подряд. Комбинированные катера сочетают в себе плюсы и минусы обеих групп и чаще всего изготавливаются «под заказ», исходя из потребностей конкретного владельца.

Виды катеров по конструктивным особенностям

Классификация катеров не ограничивается только назначением и материалами, из которых изготовлены. Люди, разбирающиеся в маломерных судах, различают катера по их внешнему виду, то есть по их конструктивным особенностям. Здесь каждый катер имеет собственное название:

  • Дэйкруизер – катер для коротких прогулок;
  • Боурайдер – открытый прогулочный катер с надстройкой на носу;
  • Катер с хардтопом – катер с полузакрытой кабиной, универсальный для любой ситуации;
  • Кадди катер – катер с небольшой каютой в носовой части;
  • Глиссер – быстроходный катер с плоским дном, при движении которого со стороны возникает ощущение полета над водой;
  • Катамаран – двухпалубный катер широкого назначения;
  • Спортивный буксировщик – быстроходный и мощный катер, используемый в водных видах спорта: буксировка спортсменов;
  • Моторная яхта – катера из этой ниши относятся к катерам представительского класса. Они имеют несколько кают и предназначены для долгих морских круизов.

Производители катеров всегда тщательно продумывают и изготавливают свою продукцию в соответствии с самыми высокими требованиями технических характеристик, мореходных качеств, эстетики, комфорта и безопасности.

Источник: krasboat.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...