Подводные лодки, и тем более атомные, стали олицетворением технологического прогресса: именно на судах для скрытного уничтожения городов и континентов впервые появляются самые современные разработки.
Тефлон, программно-вычислительные комплексы, компактные ядерные реакторы и малогабаритные ракеты. Список можно было бы продолжать бесконечно, если бы вся информация была доступна массам. Тем не менее, кое-что можно найти и на просторах сети.
Но куда интересней отдельных деталей само существование кораблей для земного космоса, океана. Звездолёты, которые человечество смогло осилить, ничуть не менее удивительны, чем фантастические суда из научной фантастики.
Смотрите сами: эти самоходные небоскребы в композитной чешуе, готовые уничтожить человечество, добираются до самого дна, годами не заходят в порты и готовы удивлять самим своим существованием.
проект 941 Акула
А вы знали о таких?
1. Подводный небоскреб-катамаран
проекта 941 «Акула»
Шесть самых больших в мире подводных лодок , известных в СМИ под именем «Тайфун», были выпущены ЦКБМТ «Рубин» с 1981 по 1989 год, но в строю остался только один. «Девятиэтажная субмарина» оказалась слишком дорогой.
Самый вооруженный подводный корабль восьмидесятых одновременно и один из самых тихих, вопреки длине в 173 метра и высоте в 23 метра (9-этажный дом — «всего» 25-30 метров).
Снаружи «Акула» единый корабль, но внутри это катамаран: 2 прочных корпуса из титана внутри легкого обеспечили надежность конструкции и размещение 20 баллистических ракет залпового пуска, на которых приходилось 200 ядерных боеголовок.
Реакторы и торпедные аппараты так же дублированы в собственных изолированных отсеках. Вопреки размерам, у «Акул» рекордная плавучесть (40%), поэтому она легко ломает арктические льды до 2,5 метров.
Отличается эта АПЛ и комфортом размещения: моряки плавают в последней оставшейся на плаву ТК-208 «Дмитрий Донской» до полугода без перерыва, называя её «плавучим „Хилтоном“».
2. Вооруженные до зубов лодки типа «Огайо»
Самая тяжеловооруженная субмарина в мире несет 24 баллистических ракетоносителя типа «Трайдент-2». Даже у «Акул» меньше, ведь они несут носители, аналогичные наземным. У «Огайо» они компактные, для подводных лодок.
Вместо них несколько лодок этого класса получили боезапас в 154 крылатые ракеты «Томагавк», которых хватит на целую локальную войну. Впрочем, боеголовок ракет одного «Огайо» хватило бы, чтобы стереть начисто небольшую страну.
Удивительно, но эта махина звучит «всего» на 102 дБ, то есть чуть громче раскатов грома. Для подводного судна это сущие пустяки, которые едва ли распознаваемы при максимальном погружении «Огайо» на 550 метров.
САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ подводная лодка. Подлодка проект 941 «Акула».
Создаваемая одновременно с «Акулой», «Огайо» оказалась намного перспективнее, дешевле и многофункциональнее. Судя по всему, это единственный подводный ракетоносец, умеющий и ракеты, и торпеды, и боевых пловцов, и глубоководные аппараты запускать.
Ходят упорные слухи, что одна или две лодки этого типа переоборудованы в подводные транспорты для перевозки грузов особо важного назначения. Которые обычным войскам и погранслужбам никогда не найти, не распознать.
3. Бесшумный колосс проекта 955 «Борей»
Самая современная российская субмарина , вооруженная 16 нашумевшими ракетами «Булава» , навряд ли кажется чрезвычайно интересной с первого взгляда. Но эти лодки сменили лодки проекта 941, получив их лучшие качества «задешёво».
Вместо многолопастных винтов, привычных для атомоходов, «Бореи» получили водометные движители, сделавшие их шумность запредельно низкой: по оценкам, она в 5 раз ниже «тишайших» лодок «Щука-Б».
Водометам помогает разделенный на отдельные отсеки корпус, связанный между собой амортизационными прокладками. Резиновое покрытие используется и для самой поверхности лодки.
Вероятно, это делает подводный ход субмарины сопоставимым по громкости со стаей рыб. В совокупности со специальными маломагнитными материалами такой подход сделал лодки типа «Борей» «стелсами подводного мира», незаметными для большинства наблюдателей.
Не удивительно, что журнал «The National Interest» внес АПЛ проекта 955 в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире , способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.
4. «Глубоководная трагедия» К-278 «Комсомолец»
Подводные лодки проекта 685 «Плавник» создавались как подводные охотники на вражеские атомные субмарины, поэтому превосходили все существующие как в США, так и в СССР аналоги.
Для их разработки в Северодвинске был построен колоссальный испытательный комплекс с барокамерами, имитирующими самые разнообразные нагрузки на большой глубине. Габариты комплекса позволяют утверждать, что ничего подобного не существовало ни до, ни после.
Эффективная научная работа позволила построить лодку, на которой 4 августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения в 1027 метров и рекорд глубины подводного выстрела торпедами в 800 метров. На такой глубине субмарины недостижимы для средств обнаружения и вооружения других судов и по сей день.
К сожалению, по истечении третьего плавания лодка затонула, оставшись в памяти как одна из наиболее трагических морских катастроф: несмотря на наличие автономной спасательной капсулы (через которую даже осуществлялся вход), погибли 42 из 69 человек экипажа.
Чтобы предотвратить радиоактивное заражение, пришлось закачать в корпус полимер с хитином (ещё одна уникальная методика). Планируется и подъем остатков лодки. Она лежит на глубине 1650 метров, так что даже исследования её местонахождения рекордны.
5. Подводный дельфин типа «Лос-Анджелес»
Многоцелевые АПЛ «Лос-Анджелес» знакомы каждому, кто хоть немного смотрит новости или интересуется мировыми событиями: именно они стали «героями» большинства локальных конфликтов на Ближнем Востоке, осуществляя запуски крылатых ракет «Томагавк» по Ираку, Ливии, Сирии.
Военно-морской флот США получил рекордное число именно этих лодок: 62 единицы для других проектов оказалось недостижимой цифрой. Фактически, «Лос-Анджелес» стала основателем нового класса многоцелевых атомных лодок в современном понимании термина.
Они задействуются в борьбе с ПЛ и надводными кораблями противника, ведении разведывательных действий, специальных операциях, переброске спецподразделений, нанесении высокоточных ударов по наземным целям, минировании, поисково-спасательных операциях.
Для этого она умеет развивать 64 километра в час под водой, что составляет рекорд среди крупносерийных лодок. А ещё их реакторы перезаряжают раз в 42 года, так что «Лос-Анджелес» почти вечны по меркам подводного флота.
6. «Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар»
Первая подводная лодка с полностью титановым корпусом К-162/222 «Золотая Рыбка» , которую отправили в эксплуатацию в 1969 году и только в 2015 порезали на металлолом.
Для того, чтобы построить этот незаметный для магнитного оборудования сверхпрочный колосс, инженерам пришлось изобрести ранее невозможный метод сварки титана и построить колоссального размера камеры, заполняемые инертным газом.
Людям во время постройки пришлось тяжелее всего: ещё никогда до, и никогда после им не приходилось работать в непригодной для дыхания атмосфере такое время и с таким качеством.
Два реактора, сверхпрочный корпус и геометрия корпуса, заимствованная у природы, позволила стать «Золотой рыбке» самой быстроходной подводной лодкой: во время перехода через Тихий океан была достигнута рекордная скорость подводного хода в 44,74 узлов (80,4 километров в час).
Рекорд до сих пор не побит, хотя лодку списали в 1989. Не в последнюю очередь из-за высокой стоимости ремонта и запредельной шумности внутри при набор больших скоростей.
7. Убийца авианосцев проекта 949А «Антей»
Проект 949 стал вер шиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок, создаваемых для уничтожения самых больших надводных кораблей — авианосцев, охраняемых не только массой судов поддержки, но и большим числом носимой авиации.
Столь сложную задачу инженеры решили превосходно. Расстояние в 3,5 метра между легким и прочным корпусами «Антеев» обеспечивает значительный запас плавучести, до 30 % и даёт защиту от подводных взрывов. Случайная торпеда не выведет лодку из строя.
Лодки этого типа несут по 72 противокорабельных сверхзвуковых ракет ы П-800 «Оникс» или 24 П-700 «Гранит» . Именно для них спроектирована и гиперзвуковые ракеты «Циркон», ставшие «ужасом океанов», от которого пока не существует защиты.
Даже авианосная группа может перехватить только 1-5 «Ониксов», которые лодки проекта 949 способны запускать залпом, многократно превышающим это число. Что будет с «Цирконами», не нужно даже гадать.
К этому классу относится ещё одна трагедия флота: катастрофе АПЛ К-141 «Курск» сопе реживал каждый житель России не только во время показа одноименного фильма.
8. Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»
Последни е цельнотитановые «убийцы авианосцев» совет ской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.
Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.
Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 ф евраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.
О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.
9. Удивительный «Лошарик» для изучения океанских глубин
Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка» , известная общественности как АС-12 или «Лошарик» — российская атомная глубоководная подводная лодка для изучения морского дна и проведения специальных работ.
«Лошарик» совершенно беззащитен: вооружение отсутствует. Зато она умеет нырять на глубину около 6000 метров, возможно и больше. Официальные источники в 2012 подтверждали как минимум погружения на 2-3 километра, проведенные для изучения арктического шельфа.
Для достижения таких глубин этого его корпус собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы) из титана, расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы.
Предполагается, что аппарат в 69 метров длиной оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами. Возможно имеет колеса для езды по дну для полностью незаметного перемещения.
Благодаря глубине погружения и бесшумности фактически является практически неуязвимой. Но на дальние расстояния «Лошарик» «не ходит»: существующие утечки говорят об использовании АПЛ К-329 «Белгород» в качестве лодки-носителя.
10. Подводные базы глубоководных аппаратов
О ряде подводных лодок СССР и России известно не больше, чем о «Лошарике», впервые сфотографированном совершенно случайно спустя 27 лет после закладки: это переделанные из серийных АПЛ подводные лодки, предназначенные для несения глубоководных аппаратов.
Таких субмарин известно немного:
- проект 09774 КС-411 «Оренбург» , в прошлом лодка проекта 667А «Навага»
- проект 09786 БС-136 «Оренбург» , переделанная из 667БДР «Кальмар»
- проект 1910/19100 «Кашалот» из субмарины проекта 675
- проект 09787 БС-64 «Подмосковье» , построенная как АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин»
Все они лишены вооружения и дополнены секретным оборудованием, назначение которого не определено даже военными специалистами.
Вероятно, БС-136 и БС-64 является основным носителем «Лошарика» и его грядущей беспилотной смен ы «Клавесин-2Р-ПМ» , а КС-411 «Оренбург» — беспилотника проекта 18511 «Палтус» .
Но свои тайны самые засекреченные суда хранят надежно.
Почему так мало? Хочу ещё!
Данные об атомных подводных лодках даже ранних проектов засекречены по ряду направлений. Современные лодки и вовсе хранят свои тайны так, как не снилось нам, гражданским.
Тем не менее, при большом желании военные источники готовы поделиться разнообразными слухами. Что-то из них правда, что-то на поверку окажется дезинформацией для зарубежных спецслужб.
Да и охватить все технические детали в одном материале, к тому же описав их простым языком, практически невозможно. Или продолжить тему?
Вот только с чего начать? Рассказать о рекордах, технических достижениях? А может быть, посвятить следующий материал истории советских вычислительных машин, впервые появившихся как раз на подводных лодках?
Автор статьи Николай Маслов,
Источник: submarinersclub.ru
Модели подводных лодок 941
*товар не требует обязательного лицензирования и сертификации
Все файлы представленные на сайте являются собственными разработками и разработками наших партнеров которые предоставили разрешение на их публикацию. Если вы считаете, что это не так, вы можете обратиться в нашу службу поддержки с претензией. Мы рассмотрим вашу претензию в соответствии с правилами и условиями использования нашего сайта.
Отзывы: 6 , Оценка: 5.00
Zapłaciłem za zamówienia na Twojej stronie na różne sposoby. Zdecydowałem się poprzestać na płaceniu kartą bankową, gdzie płatność jest przetwarzana przez system płatności STRIPE. Wszystkie zamówienia zostały przyjęte. Zdecydowanie zamówię więcej.
Был оплачен способом: Payment by card.
Um método de pagamento conveniente do Patreon, há a opção de pagar com cartão de crédito e PayPal. Nenhum dinheiro será cobrado para a renovação da assinatura. Você também pode facilmente cancelar sua assinatura.
Был оплачен способом: Payment by card.
Έβαλα 5 αστέρια. Όλα τακτοποιημένα. Όλοι τους άρεσαν.
Был оплачен способом: Payment by card.
Συχνά προστίθενται νέα αρχεία και μια μεγάλη ποικιλία μορφών είναι ένα μεγάλο πλεονέκτημα. Ευχαριστώ για το αρχείο.
Был оплачен способом: Payment by card.
Много висококачествени файлове, сега ще купувам от вас постоянно.
Gracias a tu equipo de soporte. Después de la apelación, un modelo en 3D que me interesó fue publicado rápidamente en el sitio que no estaba en el sitio. Me gustó el modelo.
Артикул: 15091
Количество на складе: 1
Last changes: Monday, 05 June 2023
3д модель 3d model نموذج 3D модел modell mẫu vật 3 chiều τρισδιάστατο μοντέλο דגם תלת מימד modelo modello 3 ಡಿ ಮಾದರಿ 3d模型 3d 모델 modelis 3D-Modell 3d-modell 3 boyutlu model malli modèle 3डी मॉडल 3Dモデル
подводная лодка submarine U-Boot sous-marin sottomarino submarino submarino 潜水艦 подводница 潛艇 잠수함 tàu ngầm पनडुब्बी denizaltı okręt podwodny υποβρύχιο ಜಲಾಂತರ್ಗಾಮಿ ubåd onderzeeër sukellusvene tengeralattjáró undervannsbåt ubåt ponork
- 20.08.2023 — Добавлены 3d модели автобусов америкаского автопроизводителя «Coach .
- 19.08.2023 — Добавлены 3d модели автомобилей известнейших мировых автопроизводителей Jaguar, Kia, Lamborghini, Lexus, Lotus, Maybach, Mazda.
- 17.08.2023 — Добавлена статья о создании и развитии известейшего японского автопроизводителя MITSUBISHI.
- 16.08.2023 — Добавлены 3d модели автомобилей всемирноизвестного японского автопроизводителя Toyota.
- 15.08.2023 — Добавлены 3d модели автомобилей и спорткаров всемирно известных автопроизводителей Pagani, Polestar, Porsche, Proton, Subaru, Volkswagen.
Вопросы и ответы
- При оплате PATREON пишет, что я оформляю подписку с оплатой за каждый последующий месяц. Придется ли мне оплачивать подписку в дальнейшем?
- Не могу повторно оплатить через PATREON.
- Я отправил сообщения в Facebook, Pinterst, Instagram для связи с вами но не получил ответа.
- Отправил сообщение в службу поддержки. Как долго ждать ответа?
- Я получил файл, заархивированный в архиве ZIP. При открытии ZIP-архива запрашивается пароль. Где взять пароль?
Узнайте больше
Каталог » 3D модели » Водный транспорт (3d-модели) » Подводные лодки (3d-модели) » Тяжелый Атомный Подводный Крейсер проект 941 «Акула» (ТК-208 Дмитрий Донской) (СССР) по классификации НАТО — «Typhoon» — 3D модель
Источник: model-copy.info
Гигантская подводная лодка класса «Акула» проекта 941: обзор, характеристики
Советский Союз и США до начала 70-х годов сохраняли по отношению друг к другу ядерный паритет. Ни та, ни другая сторона не обладали подавляющим превосходством друг над другом в количестве ядерных боеголовок и средств доставки. В СССР ставку делали на шахтные установки ядерных межконтинентальных ракет и атомный подводный флот. Стратегическая авиация была малочисленна и не обладала теми качествами, которые бы обеспечили ей превосходство в воздухе над противником. В Соединенных Штатах, наоборот, на тот момент уже существовала ядерная триада, в которой основной акцент делался на стратегическую авиацию и шахтные пусковые установки МБР.
Однако даже такое большое количество ядерных боезарядов и средств доставки, способное многократно уничтожить все живое на планете, не могло удовлетворить ни советскую, ни американскую сторону. В обеих странах шел поиск пути для создания преимущества первого удара. Стремительно развивавшаяся гонка вооружений в этом направлении привела к появлению самых крупных в истории человечества подводных кораблей, советских атомных подводных лодок проекта 941 типа «Акула».
Причины, объясняющие появление стального монстра
Огромный стальной монстр с размером в 9-ти этажный дом стал ответом на появление в США в составе ВМС АПЛ типа «Огайо». Эта подводная лодка могла нести на борту 24 межконтинентальные ракеты. Ни один подводный корабль в СССР не обладал подобной огневой мощью. Наличие у противника подобных субмарин сводило на нет существующее равновесие в средствах доставки, с таким трудом достигнутое к этому времени. Разработанный в Советском Союзе проект 941 мог не только лишить американцев превосходства в морской компоненте ядерной триады, но и дать определенное преимущество.
Этим и вызван очередной виток морской гонки вооружения. В советских конструкторских бюро и за океаном закипела работа. Каждая из стран старалась первой создать стратегический подводный ракетоносец.
Спуск на воду Огайо
Причины же появления корабля таких размеров объясняются технической стороной вопроса. Все дело в том, что советская атомная субмарина создавалась с расчетом опередить американцев по мощности ракетного залпа.
АПЛ проекта 941 должна была нести на борту новые межконтинентальные баллистические ракеты Р-39, которые превосходили американские межконтинентальные ракеты «Трайдент-1», размещенные на подводных ракетоносцах типа «Огайо». Советская ядерная дубинка могла нести 10 ядерных боеголовок, вместо 8 на американской ракете, и летела ракета Р-39 гораздо дальше, чем ее американская коллега. Новая советская ракета имела три ступени и по проекту должна была весить до 70 тонн. Имея такие технические характеристики основного средства вооружения, советским конструкторам предстояло решить сложную задачу — создать соответствующую пусковую платформу.
К тому же на новом атомном подводном ракетоносце планировалось сразу установить 20 таких ракет. Ввод в строй новых советских атомоходов должен был охладить воинствующий пыл заокеанских стратегов. Как отмечали иностранные источники, советская подводная лодка «Акула класса «Тайфун» по классификации НАТО одним своим залпом могла стереть с лица земли все Западное побережье США. Наличие у Советов 3-4 ракетоносцев этого типа поставило бы под угрозу всю территорию США, не говоря уже об уязвимости территорий стран-союзников по блоку НАТО.
Загрузка ракетной шахты
Огромная разрушительная мощь сродни удару тайфуна, которой обладала советская субмарина, стала поводом для того, чтобы ей на Западе присвоили соответствующее название «Тайфун». По классификации лодки проекта 941 имели шифр «Typhoon».
Для справки: По классификации НАТО подводными лодками «Акула» назывались советские многоцелевые подводные корабли типа «Щука-Б» проекта 971, построенные уже в середине 80-х годов. Шифр НАТО «Akula»присвоен этим кораблям по названию головного корабля проекта АПЛ К-284 «Акула», вошедшей в строй Тихоокеанского флота в 1984 году.
Вооружение
Основное вооружение – твердотопливные баллистические ракеты «Вариант» (вес в корпусе – 90 т., длина – 17,7 м.). Дальность ракеты составляет 8,3 тыс. километров, боевая часть разделяется на 10 боеголовок, каждая из которых имеет мощность в 100 килотонн в тротиловом эквиваленте и индивидуальную систему наведения.
Старт всего арсенала боекомплекта подлодки может осуществляться единственным залпом с коротким интервалом старта между единицами ракет. Запуск боекомплекта производится из надводного и подводного положения, максимальная глубина на старте составляет 55 метров. Проектные характеристики предусматривали боекомплект в 24 ракеты, впоследствии уменьшенный до 20 единиц.
Рождение рекордсмена
В Советском Союзе уже были случаи создания образцов техники – рекордсменов. Это и самый большой в мире транспортный самолет АН-22 «Антей» и первый в мире атомный ледокол «Ленин». В военном плане СССР также доставлял американским военным немало хлопот, создавая превосходную военную технику. Советские межконтинентальные баллистические ракеты последнего поколения наводили ужас за океаном. Не отставал в этом плане и военно-морской флот, поэтому самая большая в мире атомная подводная лодка «Акула» не стала для советской страны неожиданностью.
Советский корабль, построенный в начале 80-х годов XX века, остается и в наши дни непревзойденным достижением конструкторской мысли. По многим техническим параметрам новая атомная субмарина по праву считается самым грандиозным советским военным проектом. Уже только технические измерения корабля потрясают воображение, не говоря о стоимости постройки судна таких масштабов.
Длина корабля составляет 173 метра, а ширина корпуса составляет 23 метра. Корпус лодки — это стальная сигара величиной с 9-ти этажное здание. Только осадка лодки составляла 12 метров. Такие размеры соответствовали и огромному водоизмещению. Советский подводный ракетоносец имел водоизмещение линкора времен Второй Мировой войны – 50 тыс. тонн.
По водоизмещению АПЛ «Акула» втрое превосходила своего оппонента- подводную лодку типа «Огайо». Если говорить о названии корабля, то советский вариант имеет народное происхождение. Еще на стапелях лодку стали называть акулой. Это сравнение было настолько удачным, что в последствие прижилось в военных и в политических кругах. Впервые на широкой публике новый атомный ракетный крейсер назвал «Акулой» Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.
Для справки: В отечественном флоте первая подводная лодка, носившая название «Акула», была создана еще в 1909 году. Конструктором субмарины стал Иван Бубнов. Лодка погибла в Первую Мировую войну во время боевого похода.
Особенности
Подводные лодки проекта 941 «Акула» оснащались энергоустановкой, состоящей из двух модулей, разнесенных в разных, надежно укрепленных корпусах. Состояние реакторов отслеживалось импульсной аппаратурой, системой автоматического реагирования при малейшей потере электроснабжения.
При выдаче задания на проектирование одним из обязательных условий было обеспечение безопасности лодки и экипажа, так называемый безопасный радиус, для чего были рассчитаны методом динамической прочности и проверены экспериментальным путем узлы корпуса (два всплывающих модуля, крепление контейнеров, сопряжение корпусов и т. д.).
Подводная лодка класса «Акула» строилась на , где специально для нее был спроектирован и создан самый большой в мире крытый эллинг, или цех № 55. Корабли проекта 941 характеризуются повышенной плавучестью – более 40 %. Чтобы лодка полностью погрузилась, ее балласт должен составлять половину ее водоизмещения, отчего появилось второе название – «водовоз». Решение о подобной конструкции было принято с дальновидным прицелом – проводить ремонт, профилактику будет необходимо на существующих пирсах и ремонтных заводах.
Этот же запас плавучести обеспечивает выживаемость корабля в северных широтах, там, где требуется взламывать толстое ледяное покрытие. Подводные лодки типа «Акула» проекта 941 справлялись с жесткими условиями северного полюса, где толщина льда достигает 2,5 метра с сопутствующими ледяными торосами и наплывами. способность вскрывать ледяную толщу неоднократно демонстрировалась на деле.
История строительства советского подводного атомохода проекта 941
С задачей разработать проект советского подводного супер-крейсера прекрасно справились конструкторы ЦКБ морской техники «Рубин» — флагмана советской кораблестроительной отрасли. В 1972 году ленинградцами было получено техническое задание на разработку проекта подводной атомной лодки стратегического назначения III поколения.
Проектные работы возглавил талантливый советский конструктор С.Н. Ковалев, за плечами которого были уже готовые и успешные проекты. Его детища бороздили моря и океаны, оставаясь надежным щитом Советского государства. С 1973 года, после Решения советского правительства в стенах ЦКБ «Рубин» закипела работа над созданием проекта.
Местом постройки новых судов такого размера стало предприятие «Севмаш». Для постройки новых кораблей на территории верфи были специально возведен новый эллинг громадных размеров. В акватории судостроительного завода для прохода кораблей такого большого водоизмещения были проведены дноуглубительные работы.
Акула на стапеле
Уже через три года на стапелях «Севмаша» была заложена первая головная субмарина проекта 941. Корабль получил заводской индекс ТК-208 (тяжелый крейсер – 208). Всего планировалось построить по данному проекту 7 судов на протяжении последующих 10-15 лет.
Следует отметить, что советские конструкторы сумели обогнать своих американских коллег, раньше создав готовый проект нового подводного ракетоносца. Спуск на воду в сентябре 1980 году новой советской субмарины колоссальных размеров стал для американцев настоящим шоком. Первая лодка типа «Огайо» сошла на воду в декабре 1981 года, когда советский ракетоносец вошел в состав действующего флота.
За 8 лет, начиная с 1981 по 1989 гг., в Советском Союзе было построено 6 однотипных судов. Запланированный к постройке седьмой корабль так и остался на стапелях, даже с учетом того, что для субмарины были готовы основные корпусные конструкции. Постройку советских атомных ракетоносцев проекта 941 обеспечивало более 1000 предприятий-смежников. На одной только верфи «Севмаш» над строительством корабля трудилось 1200 человек.
Интересная деталь: из 6 кораблей, построенных по проекту, самый первый оказался долгожителем. Субмарина КТ-208, спущенная на воду в далеком 1981 году продолжает оставаться в строю и сегодня. Теперь это ТПРКСН (тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения) «Дмитрий Донской», лодка КТ-208 проекта 941.
Комфорт для экипажа
Экипаж подводного крейсера в основном комплектовался офицерами, мичманами. Старший офицерский состав размещался в двух- и четырехместных каютах оборудованных телевизором, умывальником, системой кондиционирования воздуха, шкафами для одежды, письменными столами и пр.
Матросы и младший офицерский состав получили в распоряжение удобные кубрики. На подводной лодке условия для жизни были более чем комфортными, только корабли этого класса оборудовались залом для спортивных занятий, бассейном, солярием и сауной. Чтобы не слишком отрываться от реальности в длительном походе, был создан живой уголок.
Особенности конструкции подводного ракетоносца проекта 941
Для непосвященных, лодка представляет собой огромную стальную сигару китообразной формы. Однако для специалистов особое внимание вызывают не столько размеры корабля, сколько его компоновка. Субмарина имеет двухкорпусную схему. За внешней оболочкой легкого корпуса, изготовленного из стали, находится сдвоенный основной прочный корпус.
Другими словами – внутри лодки имеется два отдельных корпуса, расположенных параллельно друг другу по схеме катамаран. Прочные корпуса изготовлены из титанового сплава. Торпедный отсек, центральный пост и кормовой механический отсеки на корабле помещены в закрытые отсеки, капсулы.
Пространство между двумя прочными корпусами заполнено шахтными пусковыми установками в количестве 20 штук. Боевая рубка смещена к хвостовой части лодки. Вся передняя палуба представляет собой одну большую стартовую площадку. Такое расположение пусковых установок предполагает возможность одновременного пуска всего боезапаса.
При этом пуск ракет должен осуществляться с минимальным временным интервалом. Советский ракетоносец способен осуществлять пуски ракет из надводного и из подводного положения. Рабочая глубина погружения для осуществления пуска составляет 55 метров.
Корабль имеет 19 отсеков, каждый из которых имеет сообщение с другими. В легком корпусе носовой части лодки установлены горизонтальные рули. Боевая рубка имеет усиленную конструкцию, специально рассчитанную на экстренное всплытие корабля в условиях наличия сплошного ледового щита на поверхности. Повышенная прочность является основной отличительной особенностью советских ракетоносцев III поколения. Если американские АПЛ типа «Огайо» строились для патрулирования в чистых водах Атлантики и Тихого океана, то советские подводные лодки главным образом действовали в акватории Северного Ледовитого океана, поэтому и конструкция корабля создавалась с запасом прочности, способным преодолевать сопротивление ледового панциря 2-х метровой толщины.
Снаружи лодка имеет специальное противорадиолокационное и звукоизолирующее покрытие, общий вес которого составляет 800 тонн. Другой особенностью конструкции корабля является наличие систем жизнеобеспечения в каждом отдельном отсеке. Внутренняя планировка лодки спланирована и оборудована таким образом, чтобы обеспечить выживаемость экипажа корабля в самых непредвиденных ситуациях.
Сердцем атомохода является два ядерных реактора ОК-650ВВ суммарной мощностью 380 МВт. В движение субмарина приводится уже посредством работы двух турбин мощностью 45-50 тыс. л/с каждая. Такой огромный корабль имел и соответствующего размера гребные винты – 5,5 м в диаметре. В качестве резервных двигателей на лодке были установлены два дизель-генератора мощностью 800Вт.
Атомный ракетоносец в надводном положении мог развивать скорость хода 12 узлов. Под водой субмарина водоизмещением уже в 50 тыс. тонн могла двигаться со скоростью 25 узлов. Рабочая глубина погружения составляла 400 м. При этом лодка имела некоторый запас критической глубины погружения, составляющие еще дополнительные 100 м.
Кораблем таких больших размеров и с такими ТТХ управлял экипаж численностью 160 человек. Их этого числа треть приходилась на офицерский состав. Внутренние жилые помещения на подводной лодке были оборудованы всем необходимым для длительного и комфортного проживания. Офицеры и мичманы обитали в 2-х и 4-х местных комфортабельных каютах.
Матросский и старшинский состав проживали в специально оборудованных кубриках. Все жилые помещения на лодке обслуживались системой кондиционирования воздуха. Во время длительных походов экипаж корабля, свободный от боевой смены, мог проводить время в спортивном зале, посещать кинотеатр и библиотеку. Следует отметить, автономность корабля превышала все существующие до этого времени нормативы — 180 суток.
Характеристики
На подлодки типа 941 устанавливались энергетические установки третьего поколения (их мощность составляла 100.000 л. с.) блочного типа, размещение было разведено на два блока в прочных корпусах, что уменьшило габариты ЯЭУ. При этом эксплуатационные качества были улучшены.
Но не только этот шаг сделал легендарными подводные лодки класса «Акула». Характеристики ГЭУ включали два водо-водяных ядерных реактора ОК-650 и две турбины парового типа. Все собранное оборудование позволило не только повысить эффективность всей работы подлодки, но существенно снизить вибрацию, а соответственно, улучшить шумоизоляцию корабля. Атомная установка вводилась в действие автоматически при исчезновении электрического питания.
- Максимальная длина – 172 метра.
- Максимальная ширина – 23,3 метра.
- Высота корпуса – 26 метра.
- Водоизмещение (подводное/надводное) – 48 тыс. т./23,2 тыс.т.
- Автономность плавания без всплытия – 120 суток.
- Глубина погружения (максимальная/рабочая) – 480 м/400м.
- Скорость плавания (надводная / подводная) – 12 узлов/25 узлов.
На приколе
За весь период строительства подлодок типа 941 было принято на вооружение ВМФ шесть крейсеров:
- «Дмитрий Донской» (ТК – 208). Принята в декабре 1981 года, после модернизации вновь приступила к ведению службы в июле 2002 года.
- ТК-202. Получила порт приписки и принята на вооружение в декабре 1983 года. В 2005 году лодка была разрезана на металлолом.
- «Симбирск» (ТК-12). Принята в состав СФ в январе 1985 года. Была утилизирована в 2005 году.
- ТК-13. Крейсер был принят на службу в декабре 1985 года. В 2009 году корпус был разрезан на металл, часть подлодки (шестиотсечный блок, реакторы) переведены на долгосрочное хранение на Кольский полуостров.
- «Архангельск» (ТК-17). Дата поступления на флот – ноябрь 1987 года. В связи с отсутствием боекомплекта с 2006 года обсуждается вопрос утилизации.
- «Северсталь» (ТК-20). Приписана в ряды ВМФ в сентябре 1989 года. В 2004 году вышла в резерв из-за отсутствия боекомплектов, планируется к утилизации.
- ТК-210. Закладка конструкций корпуса совпала со сломом экономической системы. Лишилась финансирования и была разобрана в 1990 году.
Атомные подлодки класса «Акула» были сведены в одну дивизию, базой для них служит Западная Лица (Мурманская область). Реконструкция бухты Нерпичья была окончена в 1981 году. Для базирования крейсеров типа 941 были оборудованы причальная линия, пирсы со специальными возможностями, построен уникальный кран грузоподъемностью 125 тонн для погрузки ракет (не введен в эксплуатацию).
Источник: xn--b1ac1aqnee.xn--p1ai